Научная статья на тему 'Влияние культуры и идеологии (мягкой силы) на социально-экономическое развитие России и Китая'

Влияние культуры и идеологии (мягкой силы) на социально-экономическое развитие России и Китая Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
713
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИРОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА / ЛИБЕРАЛИЗМ / ДОМОСТРОЙ / НЕОДИРИЖИЗМ / РОССИЙСКАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МАТРИЦА / ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юдина Тамара Николаевна, Ян Цзюньдун

В статье представлены три главных аспекта проведенного авторами статьи исследования по влиянию культуры и идеологии на долгосрочные экономические процессы. Во-первых, либерализм позиционируется как чуждая России и Китаю идеология. Во-вторых, Россия в контексте либеральности и реформ. В-третьих, конфуцианство представлено как философия хозяйства и показаны причины некапиталистического пути развития Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Юдина Тамара Николаевна, Ян Цзюньдун

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние культуры и идеологии (мягкой силы) на социально-экономическое развитие России и Китая»

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИДЕОЛОГИИ (МЯГКОЙ СИЛЫ) НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ И КИТАЯ

Юдина Тамара Николаевна

доктор экономических наук, доцент. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова факультет государственного управления, кафедра стратегического планирования и экономической политики г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Ян Цзюньдун

Аспирант. ИДВ РАН, Академии общественных наук КНР, сотрудник г. Тяньцзинь, Китай. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлены три главных аспекта проведенного авторами статьи исследования по влиянию культуры и идеологии на долгосрочные экономические процессы. Во-первых, либерализм позиционируется как чуждая России и Китаю идеология. Во-вторых, Россия - в контексте либеральности и реформ. В-третьих, конфуцианство представлено как философия хозяйства и показаны причины некапиталистического пути развития Китая.

Ключевые слова: стратегирование; философия хозяйства; либерализм; домострой; неодирижизм; российская институциональная матрица; возможности

Код УДК: 330.34

Annotation. The article presents three main aspects of research of cultural and ideological influence on long-term economic processes carried out by the authors. First, liberalism is positioned as the ideology that is extraneous to Russia and China. Second, Russia is concerned in the context of liberality and reforms. Third, Confucianism is considered as the philosophy of economy, and non-capitalist path of China is suggested.

Keywords: strategizing; philosophy of economy; liberalism; domostroy; Russian institutional matrix; opportunities

Современная мировая экономическая наука на основе междисциплинарности, философии хозяйства, информационно-матричных технологий и стратегирования как сквозного культурно-философско-хозяйственно-исторического метода совершенно справедливо определила, во-первых, социо-культурно-экономические отношения как предмет экономического анализа; во-вторых, знаковое влияние культуры и идеологии как главных элементов «мягкой силы» (не только в политике, международных отношениях, но и в экономике) на долгосрочные экономические процессы, на модернизацию хозяйства и экономики, в том числе России и Китая и их социокультурно-экономическое сотрудничество.

По мнению В.В. Путина, культура должна сыграть консолидирующую, объединяющую роль в обществе, стать главной объединяющей субстанцией нации. В России ставится задача создания единого культурного пространства [1], а значит и единого социо-культурно-экономического пространства. 27 марта 2014 г. в своей речи в ЮНЕСКО Си Цзиньпин сказал: «История показывает, что только путем обмена и взаимного обучения цивилизация может наполниться жизненной силой. Если все цивилизации будут поощрять инклюзивность, о так называемом «столкновении цивилизаций» не может быть и речи, а гармония цивилизаций станет действительностью» [2].

В развивающихся странах: России и Китае - продолжается период государственного инновационного неодирижизма, учитывающего современный мировой процесс неоиндустриализации, высокую технологичность хозяйства, финансовый характер экономики (финансономики по Ю.М. Осипову - хрематистики по Аристотелю), инноватизацию. Это и государственные институционально-инновационные, финансово-хозяйственные инициативы, строительство справедливости. Места либерализму в России и Китае остается все меньше и меньше, традиционные культура и философия хозяйства становятся локомотивами развития.

Одновременно в XXI в., в эпоху бифуркаций, всеобщей неустойчивости, идет поиск новых парадигм адаптивной хозяйственной стратегии человека и человечества, когда по П. Друкеру основной импульс развития исходит непосредственно от человека. Каков его социо-культурно-экономический выбор? Какова его, человека, философия хозяйства? Выбор идет на наноуровне, он определяющий.

Данная статья раскрывает роль и влияние культуры и философии хозяйства на процессы социо - культурно - экономического развития Китая и России с точки зрения истории, философии хозяйства и международной политики.

1. ЛИБЕРАЛИЗМ КАК ЧУЖДАЯ РОССИИ И КИТАЮ ИДЕОЛОГИЯ

Однако по-прежнему экономическим балом в рамках глобального формирующегося рынка и многополярного мира правит либерализм как не просто экономическая идеология, а религия в целостном контексте культуры.

Обратимся к современному понятию либерализм. Он позиционируется как философская и экономическая концепция и политическая идеология, исходящая из положения о том, что человек может распоряжаться свободно собой и своей собственностью.

В сегодняшнем глобализирующемся по западному сценарию мире, формирующемся глобальном рынке либерализм является одной из ведущих идеологий. Концепты и идеи личной свободы, чувства собственного достоинства, свободы слова, всеобщих прав человека, религиозной терпимости, толерантности, неприкосновенности личной жизни, частной собственности, свободного рынка, равенства, правового государства, прозрачности правительства, ограничений государственной власти, верховной власти народа, т.е. демократии, самоопределения нации, просвещённой и разумной государственной политики - получили самое широкое распространение во всем мире. К либерально-демократическим странам относят разные по культуре и уровню экономического развития такие государства, как например, Финляндия, Испания, Эстония, Словения, Кипр, Канада, Уругвай. Во вышеназванных странах либеральные ценности играют ключевую роль в формировании новых целей общества, даже несмотря на очевидный разрыв между идеалами и реальностью.

В странах Западной Европы и Северной Америки большинство политических партий являются либеральными. Праволиберальное крыло, как правило, ассоциируется с консерваторами. Под непосредственно «либералами» в Соединенных Штатах Америки чаще всего понимают леволиберальное крыло.

В некоторых странах Западной Европы термин либералы относится к так называемым либертарианцам, левых позиционируют как социал-демократов. Либертарианцы считают, что государство не должно вмешиваться в личную жизнь и предпринимательскую деятельность, за исключением защиты свободы личности и прав собственности. Они поддерживают только экономический и культурный либерализм, одновременно выступают против социального либерализма. Во внешней политике либертарианцы как правило являются противниками любых военных агрессий.

Однако некоторые современные течения либерализма позитивно относятся к государственному регулированию свободных рынков в контексте обеспечения равных возможностей добиться успеха, всеобщего образования, уменьшения разницы в доходах населения. Они полагают, что политическая система должна содержать следующие элементы социального государства: государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение. Всё это не противоречит идеям современного либерализма. Однако современный либерализм подменяет свободу вседозволенностью, социальным дарвинизмом.

Попытаемся понять Россию и Китай с точки зрения культурно-исторической неприемлемости либерализма. В России и в Китае («Поднебесной») есть свои особая культура и цивилизация, история и философия хозяйства, институты и менталитет, отличные от Запада, несмотря на то, что либерализм пытается господствовать на нашем информационно-хозяйственном пространстве.

В России, которую «умом... не понять» по Тютчеву, происходила институционализация Закона Божьего на протяжении более, чем 9 веков (988-1917 гг.). Для понимания России нужны знания Священного Писания (Евангелие) и Священного Предания (трудов Святых отцов), а также триалектика. В Поднебесной же действуют законы «Неба», которые в принципе диалектичны, описывающие гармоничные смены тенденций, сил. Согласно этим законам «Неба» происходит уход отжившего, старого и приход нового, жизнеспособного. В них нет конфликтов, конфронтацией. Таким образом, законы либерализма как социального дарвинизма, вольнодумства, вседозволенности неприемлемы ни для России, ни для Китая, поскольку нас объединяет традиционная культура и справедливость как главный принцип цивилизаций Китая и России.

По поводу проблемы гносеологии свободы и либерализма в России и в Китае. Учитывая этимологическое значение слова свобода в контексте славянского, древнейшего языка, а также и церковно - славянского языка, получается, что свобода означает следующее: «свое Бог дает». Зачастую человеку, например, в России своего, отечественного, всегда мало: человеческая природа такая, что ему чужого, иностранного, хочется, поскольку большинство российских интеллигентов больше верит западному, чем отечественному, и одновременно не знает родного.

Либеральные идеи могут находиться не на своем месте. Если свобода в латинском значении - на первом месте, то получается, что это - анархия в определенной степени - разложение общества. Если мы либерализм воспринимаем как вольнодумство, то получается взрыв. Выходит, что в конечном итоге под лозунгами либерализма мы призываем к разрушению. В.И. Даль писал: «Либерал -желающий большой свободы народа и самоуправления». Так Даль определяет человека - либерала.

Нужно различать либерализм как религию, культ свободы, идеологию анархии, разрушения. Культ свободы, с другой стороны, - фетиш неистинной, ложной свободы. Необходимо различать и либеральность, либеральное начало. В принципе, либеральность была возможна в хозяйстве Российской империи, потому что у либерального нет ничего плохого - свободное начало. Оно касалось, например, с точки зрения морфологии домостройства (ёошо8й"оу8^о) -домостроительства (ёошо8й"оке^уо) - традиционных отечественных демократических форм хозяйствования: общины и артели. Поэтому если рассматривать уровни (нано-, микро-, макро-), получается, что либеральное вполне допустимо, прежде всего на первых двух уровнях.

Итак, нужно видеть границы либерализма и либерального начала, вышеназванные уровни и соответственно так и относиться к ним в контексте домостроительства (domostroitelstvo) как гармонической, самодостаточной и самоподдерживающейся экономики [8] и господствующей государственной идеологии, а также новой теории управления и стратегирования как сверхдолгосрочного планирования реализации цивилизационной миссии.

Если наверху отличная от либерализма другая, государственная, идеология, религия, иной принцип, то государство однозначно не может быть построено на принципах либерализма - культе ложной свободы. Либеральные начала, либеральность могут быть даже и при самодержавном, монархическом строе Государства Российского, в том числе «Священной Российской Империи», так и сегодня в рамках Российской Федерации.

После революции 1917 г. в России была попытка определенных революционных кругов заменить истинную религию - православие, которое было государственной идеологией, на атеизм, коммунистическую идеологию. Действительно, с 988 г. - времени принятия христианства - до 1917 г. православие было государственной идеологией в Древнерусском государстве - Киевской Руси, потом в Московском царстве и Российской империи - в целом, Государстве Российском как живом социо-культурно-хозяйственном организме. Государство Российское (988-1917 гг.) - это все один и тот же живой государственный, социально-хозяйственный, институционально-эволюционный организм, который развивался, трансформировался и преображался в контексте своей институциональной матрицы: православие - домостроительство - самодержавие. В Государстве Российском с его конституирующими институтам: самодержавием («самодержавством» по М. В. Ломоносову) и домостройством (domostroystvo) либерализму как целостному идеологическому явлению места не могло и быть. Либерализма как религии свободы не было в Государстве Российском, но реализовывалась либеральность.

Конечно же, были и есть сторонники либерализма в дореволюционной России и сегодняшней РФ (например, декабристы, революционные народники, анархисты, в настоящее время в Российской Федерации много сторонников идеологии либерализма, есть соответствующие либеральные партии). Давая ответ этим либералам, Ф.И. Тютчев в 1867 г. в своем стихотворении о либералах говорил:

«Напрасный труд - нет, их не вразумишь, -

Чем либеральней, тем они пошлее,

Цивилизация - для них фетиш,

Но недоступна им ее идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:

В ее глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы» [3].

Ф.И. Тютчев - человек, который знал запад изнутри, видел опасность либерализма для соотечественников в России. И сегодня, сторонников либерализма мы видим, в частности, в России, на Украине, которую ее антиэлита ведет не в Европу и не в Евросоюз, а в тупик. Наверняка свои стихи Тютчев посвящал нам, своим потомкам для нашего вразумления. Действительно, и для XXI в. такие мыслители, как Ф. М. Достоевский, Ф. И. Тютчев, писали свои труды, которые являются востребованными, не потерявшими своей актуальности, конкурентоспособности в течение веков, в том числе и в XXI в.

Можно согласиться также с выводами по поводу понятия «либерализм», что эта идеология имеет антропоцентристские начала. Либерализм - идеология людей эпохи Модерна и Постмодерна. В центре ее человек, а не Бог как в дореволюционной России и не «Небо» как в Китае.

Либерализм - чуждая религия-идеология и для России, и Китая.

2. РОССИЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИБЕРАЛЬНОСТИ И РЕФОРМ

Либерализм в России рассматривается как философско-политическая доктрина со времен Петра I. В этой связи элиты государства начинали использовать опыт и достижения Европы. Российская империя и в тот период показала, что в ней либерализма не было, а либеральность существовала. У либерализма не было институционально-эволюционной традиционной основы, т.к. развитие осуществлялось в контексте родной институциональной матрицы: православие как государственная идеология, домостройство (ёошо8й"оу8^о) как отечественное хозяйство, самодержавие как монархическая форма правления, ядро политической системы. Уваровские начала еще со времен Императора Николая I: как Православие, Самодержавие, Народность - были главными институтами государственного управления. Органическая взаимосвязь трех направлений: Православия, Самодержавия и Народности - обусловили домостроительство как целостную систему хозяйства и жизнедеятельности России, своим содержанием далеко выходящую за пределы собственно хозяйства и экономики. Тогда социально-культурно-экономическое развитие было гармоничным, самоподдерживающимся, устойчивым и развивающимся.

В Российской империи основное население - крестьянство. Крестьяне жили в глубине «социальной матрешки»: сам крестьянин - внутри семьи, семья находилась внутри общины, на семейно - общинном основании строились другие структуры российского общества. О «матрешечной» конструкции вертикальных и горизонтальных связей общества писал И. В. Киреевский «В ответе А. Хомякову». Киреевский подчеркивал: «Семейные отношения каждого были определены прежде его рождения; в таком же предопределенном порядке подчинялась семья миру (общине - Т.Ю.), мир более обширный - сходке, сходка - вече и т.д., покуда все частные круги смыкались в одном центре, в одной Православной Церкви (выделено жирным шрифтом -Т.Ю.).

В период правления Императора Николая II Российская империя показала свой апофеоз расцвета, когда произошло беспрецедентное ее развитие - русское экономическое чудо. Когда нет либерализма, а есть либеральность, тогда осуществляется гармоническое, самоподдерживающееся (устойчивое) развитие. Мир увидел высокие темпы экономического развития, рост народонаселения, расцвет науки и техники.

Не случайно М.В. Ломоносов говорил о сохранении и размножении российского народа как законе домостроительства. Он понимал, что это за народ и какая миссия у него. О сохранении и размножении российского народа Ломоносов написал в письме Шувалову в 1761 г.

Четко прослеживается российская вертикаль: связь России с Небом, что обусловливает синергию. М.В. Ломоносов также писал: «И Небу равная Россия казала дел как много звезд». Это про времена Царя-Императора, Отца Отечества - Великого Петра I. Первый российский Император не отступал от православия никогда. Однако в то время правду, научную и техническую прежде всего, надо было искать в том числе и на западе. Но по словам Ф.М. Достоевского: «Русский человек последние мысли машине не отдаст». Поэтому на западе и на востоке могут производиться гаджеты, мерседесы, БМВ, а русский человек думает о спасении души в конечном итоге.

Во времена царствования Петра I как особого периода развития Российской империи решался вопрос: быть России суверенным государством или нет, быть колонией или нет. Запад, зная о том, что в наших недрах хранятся несметные сокровища, принимал неоднократные попытки захвата,

колонизации. Национальный суверенитет был сохранен благодаря истинным ценностям, настоящей свободе - послушанию Богу и верноподданичеству Царю. Быть рабами Божьими значит быть по-настоящему свободными. Римский раб и раб Божий - это не одно и то же. Как говорил граф Сиверс, что он самый свободный человек, потому что он узнал православие и является рабом Божиим. Самым свободным можно быть тогда, когда правильно почитаешь и исповедуешь правильную систему ценностей. Для православных главная ценность - это Церковь, во главе которой Христос. Он есть Правда, Любовь, София (ПРЕМУДРОСТЬ).

У. Черчилль в своей работе «Мировой кризис» писал, как несправедлива судьба к Российской Империи. Когда наш корабль - Российская Империя - подплывал к пристани процветания, то тут ее постиг шторм. Российский корабль разбился. Шторм - это революция и ее идеология - либерализм.

Что значит идеология? Известный институционалист Дуглас Норт говорит: «Идеи, идеология имеют значения». Он прав. В России коммунизм «положили на лопатки», расстались с этой импортированной идеологией, на Украине прошел «ленинопад». В Конституцию РФ 1993 г. вписали, что ни одна идеология не позиционируется как государственная. В современной России государственной идеологии нет. Однако либерализм есть, а либеральности недостаточно в контексте Вашингтонского и Поствашингтонского консенсусов. Сегодня управлять сложно таким государством как РФ, в котором нет государственной идеологии.

В Китае есть провозглашенная коммунистическая идеология, китаизированный марксизм, неомарксизм, однако конфуцианство по-прежнему остается философией хозяйства, главной китайской философией и идеологией. В Израиле иудаизм - государственная идеология. В исламском мире - ислам, например, в Иране это- государственная идеология.

3. КОНФУЦИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА И НЕКАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ ПУТЬ КИТАЯ

В последние 30-летие в Китае бурно развивается экономика. КНР добилась в социальных и политических сферах успехов, расширила внешнюю торговлю. В 2010 г. Китай вышел на второе место в мире по объему ВВП и предположительно догонит США к 2025 году. По официальным данным, ВВП КНР в 2010 г. составил почти 39,8 триллиона юаней (6,48триллиона долларов), что на 10,3% больше, чем годом ранее. Золотовалютные резервы Китая по итогам 2010 г. составили 2,847 трлн. долларов, увеличившись по сравнению с показателем 2009 г. на 18,7% [4, с. 24].

До 1978 г. большинство народа Китая жили за чертой абсолютной бедности. В 1978 г. Китай начал реформу и открытие своей экономики, чтобы перевести страну на рыночные рельсы. Для этого Китаю был необходим новый идеологический, философский инструмент, который позволил разговаривать с народом на понятном ему языке, поэтому Китай начал реанимировать конфуцианство.

Современная история убедительно демонстрирует огромную роль духовного начала в развитии человечества. Именно духовный фактор стал главным, системообразующим в структуре китайской цивилизации на всем протяжении ее развития [там же, с. 27]. Вполне логично, что интерес к проблемам китайской традиции сфокусировался в последние десятилетия на китайской классической философии, как «зеркале китайской цивилизации».

В Китае, с момента появления цивилизации как совокупного духовного опыта общества, философия становится основным нормативным компонентом мыслительной и материальной деятельности человека и его отношений с государством, социальными институтами, семьей и т. п. [там же].

Конфуцианство оказывает определенное воздействие на мировоззрение китайского народа. Эта философия сыграла огромную роль в формировании образа жизни китайского народа.

В годы великой реформы Китая хорошо вписались конфуцианские «восемь почитаемых и восемь презираемых» черт человека. К «почитаемым чертам» относятся: любовь к Родине, служение народу, трудолюбие, стремление к науке, взаимопомощь, честность, настойчивость, соблюдение закона. Провозгласив принцип равных возможностей в образовании, Конфуций теоретически открыл доступ к чиновничьим постам любому китайцу. Этот принцип сыграл конструктивную роль в системе государственного устройства Китая.

Рассуждая о поведении ученого человека, Конфуций перечисляет семнадцать характерных проявлений, свойственных такому человеку, среди них: процесс самостановления ученого, внешний облик, коммуникабельность, его верность принципам даже перед лицом смерти, широта души ученого, умение поддерживать талантливых, независимость, почтительность и т. д. Обладание ученой степенью было престижно, давало много преимуществ и ускоряло служебное продвижение в Китае на протяжении многих веков. Так создавалась образованная элита чиновников.

Некапиталистический путь развития, сложившийся в недрах бюрократического феодализма Китая, и нелиберализм идеологически трансформировались в китайский коммунизм и китаизированный, затем китайский марксизм и неомарксизм и социалистическое рыночное хозяйство. Однако на протяжении тысячелетий, используя инструменты историко-экономического стратегирования, можно выделить основные черты влияния конфуцианской культуры, в целом конфуцианства как государственной идеологии, на экономику Китая и ее модернизацию:

- воспроизводство этической экономики, когда нравственность выше закона;

- сохранение социального порядка и гармонии;

- цель китайского государства - благосостояние для всех;

- справедливость как главный принцип китайской цивилизации.

Конфуцианство - это этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551-479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в философию Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия.

Конфуцианство стало социально-политическим учением во время династии Чуньцю (722-481 до н. э.). В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной идеологией государства, нормы и ценности Конфуция стали общепризнанными вплоть до 1911 г. В настоящее время конфуцианство -философия хозяйства и парадигма экономического развития Китая как идеологический и философский фактор общественной стабилизации. Особый интерес представляет феномен строительства социализма и социалистического рыночного хозяйства в Китае, породивший «китайское экономическое чудо» и вторую сверхдержаву в мире в условиях глобализации и одновременно кризиса глобализма, ренессанса локализма и нерешённых социально-экономических проблем КНР.

На 17-ом съезде КПК руководство Китая подчеркнуло важность концепции научного развития и построения общественной гармонии. Цель социально-экономического развития - достигнуть «Сяокан» к 2020 г., и естественно, ускорение социально-экономического развития и строительства на этой основе составляет улучшение жизни народа. Реформы и открытость достигли большого успеха в социально-экономическом развитии. В контексте современности, социально-экономические развитие Китая ориентировано на гармоничесое развитие. С этой связи важным условием социально-экономических успехов Китая является принцип конфуцианства.

Успех конфуцианства в социально-экономическом развитии определялся тем, что Конфуцию удалось представлять традиционные особенности менталитета. Конфуцианство как философский фактор способствовал развитию социально-ориентированной экономики государства. Принципы конфуцианства способствовали гармоничному развитию общества и стабильности государства.

Принципом поведения человека в Китае становится общее благо, процветание народа и государства, а не личные корыстные интересы [5]. Законов, рассматривающихся как порядок в стране, недостаточно. Кроме закона как формального института требуется еще и глубокое внутреннее преобразование человека на основе неформальных институтов (традиций, привычек), чему помогают принципы конфуцианства. В концепции строительства гармонического общества можно отследить конфуцианские начала [6]. Важным принципом является «великодушие». Строгое соблюдение государственных законов является важным. Тем самым общественное и личное развитие не противоречат друг другу, а ориентируются на гармонию.

Конфуцианство в управлении помогает стране в контексте преодоления противоречия в социально-экономическом развитии, которые несут угрозу стабильности общества (как противоречие между богатыми и бедными). Потому что правящая элита государства была избрана из различных общественных слоев, представляла интересы большинства населения. Кроме того, можно отметить отсутствие противостояния интеллигенции и власти ввиду политической направленности образования, что было характерно для других цивилизаций, прежде всего для западной [7]. Избранные представители народа служили в органах государственного управления и эти избранные элиты поддерживают и сохраняют эту систему, а не разрушают ее. Поэтому система государственного управления сведена к минимуму противоречий между индивидуальным и общественным, и внутренние мысли и переживания человека не входят в острое противоречие с государственными интересами.

Современные китайские социально-экономические реформы представляют собой модернизацию страны. Реформы осуществляются без использования современных теорий рыночной экономики на основе экономических ориентиров из обобщения хозяйственной практики во время систематизированной коллективной учёбы высшего руководства государства и партии в контексте особой китайской парадигмы экономического развития от парадигмы Дэн Сяопина до Ху Цзиньтао и Си Цзиньпина с учетом принципов философии хозяйства конфуцианской цивилизации: «переходить реку, нащупывая камни», «и хорошо, и быстро», «перегнать, не догоняя». Современная китайская парадигма социально-экономического развития стала идеологическим фактором стабилизации экономики КНР.

Н. Якобс в своей книге «Возникновение современного капитализма и Восточная Азия» поставил очень точно вопрос, в котором есть фактически и ответ: «Почему современный индустриальный капитализм появился в одном восточном азиатском обществе (Японии), а не в другом (Китае)?». Продолжая традицию М. Вебера поиска связи капитализма с религией или философией хозяйства народа, Н. Якобс пишет: «...веберовская теория снижает технологические данные до уровня зависимой переменной и поднимает ценностную ориентацию до уровня главной или различительной константы» (8, а 4).

Согласно концепции М. Вебера - Н. Якобса технологические параметры - это субъективные переменные, а ментальные взгляды как система ценностей - объективные элементы; отличие между капиталистическим путем и некапиталистическим находится не в материальных факторах. А менталитете нации как системе ценностей, уходящей своими глубокими корнями в религиозную среду и систему ценностей. Якобс показал, что именно конфуцианство как государственная идеология, философия хозяйства, предопределившие образ мышления и менталитет китайского народа, стало определяющим фактором выбора некапиталистического пути развития и неприятия духа либерализма в Китае.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных России и Китае началось время важных государственных институционально-хозяйственных, финансово-экономических инициатив, инновационного неодирижизма, что требует новых принципов, институтов, инструментов, механизмов хозяйствования, а также новой

идеологии, культуры, философии хозяйства. Однако импульс прогресса идет и от человека на наноуровне. Либеральное в управлении может быть; либеральные начала, либеральность могут реализоваться в организации производства: новых общин и артели, а также производственных кооперативах, где нужны сотрудничество и сотворчество, когда труд, собственность и богатство объединены. На наноуровне - в рамках домостройства (domostroystvo) человека; микроуровне в контексте корпораций, ориентированных на внутренний и/или региональный рынки, на макроуровне нужна великая идея, государственная идеология, которая не отводит от истинных начал. В новой парадигме экономической теории и хозяйственного развития и управления на основе научного стратегирования отражаются институционально-экономические, культурно-цивилизационные, историко-философские скрепы. «Мягкая сила» в форме культуры играет все большую роль в экономике России и Китая.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рабочая встреча с советником Президента Владимиром Толстым [Электронный ресурс] -http://www.kremlin.ru/news/20855

2. Председатель КНР Си Цзиньпин нанес исторический визит в ЮНЕСКО Электронный ресурс] - http://e-news.com.ua/show/333266.html

3. Тютчев Ф. И. «Напрасный труд - нет, их не вразумишь...» [Электронный ресурс] - http:// www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/bp/291.html

4. Просеков С.А. Социально-философский анализ современных реформ Китая / С.А. Просеков // Гуманитарные науки. - 2011. - № 3. - С. 24-40.

5. Арутюнов Г.Б., Юдина Т.Н., Конфуцианство как философия хозяйства и эволюция китайской экономической мысли в ходе модернизации, 2011 г. [Электронный ресурс] - http:// www.journal-nio.com/index.php?option=com_content&view=article&id=440&Itemid=8

6. Юдина Т.Н. Домостроительство как экономическая система: история, методология, теория: посвящается 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (1711-1765 гг.): монография / Т.Н. Юдина; МГУ им. М.В. Ломоносова, ф-т госуправления. - Москва: МАКС Пресс, 2010. - 259 с.

7. Yakobs N. The Origin of Modern Capitalism and Eastern Asia / N. Yakobs. - Hong-Kong, 1958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.