ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ИННОВАЦИОННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ РОССИИ И КИТАЯ В КОНТЕКСТЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И СОТРУДНИЧЕСТВА
Юдина Тамара Николаевна
доктор экономических наук, доцент. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова факультет государственного управления, кафедра стратегического планирования и экономической политики г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. Впервые читателю предлагается познакомиться со сравнительным анализом государственных финансово-хозяйственных институционально-инновационных инициатив (ГФХИИ) России и Китая с точки зрения конкурентоспособности национальных хозяйств, экономики которых отличают высокая роль государства и новые структурные изменения. Исследование ГФХИИ проведено с точки зрения философии хозяйства, неоконвергенции, неодирижизма и стратегического планирования.
Ключевые слова: экономический рост; хозяйственное развитие; стратегическое планирование; неомодернизация; неоконвергенция; инновация
Код УДК: 339.137
Annotation. For the first time the reader is offered to get acquainted with the comparative analysis of the state financial and economic institutional and innovative initiatives (SFEII) of Russia and China which economies are distinguished by a high role of the state and new structural changes. SFEII research is conducted from the perspective of philosophy of economy, neoconvergence, neodirigism and strategic planning.
Keywords: economic growth; economic development; strategic planning; neomodernization; neoconvergence; innovation
Разрушение национальной экономики России и курс XVIII съезда КПК на осуществление «китайской мечты» в Поднебесной; глобальный системный углубляющийся и расширяющийся финансово-экономический кризис, по сути своей - апокалиптический; несостоятельность модели неолиберального рыночного фундаментализма (мейнстрима) как господства глобальной финансовой системы и неодирижизма со стороны крупнейших транснациональных компаний (ТНК)
и международных финансовых центров (МФЦ), заведшей в тупик экономическую науку; политическая нестабильность в мире; глобальные проблемы современности (войны и мира, голода и недоедания, продовольственные, экологические, изменения климата на планете, демографические, энергетические, а главное - духовно-нравственные); процессы мобилизации, а также неоконвергенции и деконвергенции, неомодернизации - все это актуализирует проблему конкурентоспособности хозяйственного, в том числе инновационного, развития и сотрудничества России и Китая, их государственных экономических инициатив.
Необходимость неодирижистского регулирования неомодернизационных процессов в России и в Китае обусловила востребованность новой парадигмы финансово-институциональных, инновационных инициатив; государственных хозяйственных прорывов. Реализация государством (и Россией, и Китаем как ключевыми центрами влияния согласно концепции национальной безопасности США) инициатив инновационно-созидательного, финансово-экономического регулирования с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики проявляется в стратегии встраивания в глобальную цепочку производства товаров с добавленной стоимостью с участием иностранных кампаний и/или выстраивания глобальной цепочки производства товаров с добавленной стоимостью.
Россия как национальная экономика, один из центров решений, в настоящее время обращается к стратегии целенаправленного преодоления экономической зависимости от мировой сырьевой конъюнктуры и инновационной отсталости, проводит экономическую политику встраивания в глобальные цепочки производства товаров с добавленной стоимостью с участием иностранных компаний.
КНР, будучи второй экономической державой в мире, самостоятельным центром решения в контексте Пекинского консенсуса, имея национальные центры превосходства, решает свои стратегические задачи строительства Великого Китая и осуществления китайской мечты в контексте конфуцианской системы ценностей, стать мировым лидером по производству ВВП к 2030 г., построить гармоническое общество и инновационное государство. Китай проводит политику неомодернизации и неоиндустриализации, выстраивания глобальной цепочки производства товаров с добавленной стоимостью.
Государственные финансово-хозяйственные, институционально-инновационные инициативы и устойчивое развитие экономик России и Китая, имеющих общую систему ценностей, прежде всего СПРАВЕДЛИВОСТЬ, как поиск новой парадигмы экономического развития и теории хозяйства, трансформировались в актуальную стратегическую задачу во всемирном масштабе в процессе выбора факторов повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Первый визит в Россию на своем новом посту совершил Си Цзиньпин, что подтверждает наше историческое и современное стратегическое партнерство. Еще в начале ХХ в. великий русский ученый-энциклопедист Д.И.Менделеев, чьи энциклопедические знания конкурентоспособны и в XXI в., писал об обреченности на сотрудничество наших стран: «Союз России с Китаем будет предтечей общего мирного союза уже по той причине, что в нем было бы более трети всех людей и он не мог бы быть иным как чисто мирным и охранительным, тем более что у обоих союзников целая бездна настоятельных внутренних потребностей и столько ресурсов, сколько нет ни в одной паре остальных государств, а показывать кулаки оба таких союзника, как Россия с Китаем, и не хотят, и не привыкли» [1, с. 376]. Менделеев подчеркивал, что китайцы и русские миролюбивы, семейственны, покладисты, выносливы, монархичны, домостроительны (последнее - согласно результатам исследования автора статьи) и к учению склонны. В своем труде «Заветные мысли» он справедливо отмечал: «У русских есть то преимущество, что они раньше китайцев прорубили окно в Европу, а у китайцев то, что они раньше и тверже всех народов стали следовать за мудрецами,
проповедавшими великое влияние добрых нравов, не заразившись никакой слащавостью, а потому твердо, даже до жестокости встречая зло и борясь с ним» [1, с. 375-376].
В настоящее время в условиях соперничества, борьбы за повышение конкурентоспособности национальной экономики, мировыми тенденциями являются социализация, инноватизация, неодирижизм и усиление роли различных «центров решений» и «центров превосходства» вопреки другой метатенденции - глобализации, милитаризации и появления глобального класса финансовой олигархии со своими хрематистическими интересами; формирование и развитие новых моделей социально-ориентированных экономик и даже развитие «социалистической рыночной экономики» как результат «великой китайской конвергенции» по мнению Г.Н. Цаголова [2, с. 133] - социализма с китайской спецификой в КНР; использование стратегического планирования как метаинструмента и метаинститута в контексте хозяйственного развития.
I. НЕОКОНВЕРГЕНЦИЯ
Некоторые вышеперечисленные тенденции находят свое проявление в феномене «следующей конвергенции», открытом лауреатом Нобелевской премии Майклом Спенсом, - неоконвергенции, проявляющейся, например, в социализации отдельных сторон рыночной системы [3].
На конвергенцию в свое время обратили внимание известный американский социолог Питирим Сорокин в своей работе «Россия и Соединенные Штаты», а также ученый - экономист -представитель т. н. «старого институционализма» Дж. Гэлбрейт (США), считавший, что капитализм и социализм представляют собой две модели «нового индустриального общества»; первый лауреат т. н. Нобелевской премии Я. Тинберген. В современной Российской Федерации внимание лишь немногих ученых приковано к проблеме неоконвергенции наряду с неомодернизацией (Э.П. Пивоварова, В.В. Радаев, Г.Н. Цаголов, Т.Н. Юдина [4, с. 227-229] и др.).
В условиях великой трансформации хозяйственных систем новая конвергенция возможна не только в теории, но и на практике. Неоконвергенция - это путь, модель, механизм, процесс, система вынужденного подтягивания теоретически любой экономики в соответствии с критериями эффективности, справедливости. Новая конвергенция - это вынужденная мера в эпоху глобализации, нового империализма с его пятью признаками, открытыми еще В.И. Лениным в его работе «Империализм, как высшая стадия развития капитализма», когда экономическим, а точнее хрематистическим миром правят около полутора сотен крупнейших ТНК, связанных с глобальными финансовыми центрами, как структурами глобального рынка. Неоконвергенция - это также способ возможного подтягивания всех видов хозяйственной жизнедеятельности отдельных стран до уровня эффективно работающих экономик.
Уникальным примером относительно устойчивого государственного финансово-хозяйственного институционального, в том числе и инновационного, развития с конца 1970-х гг. по наст. время в контексте неоконвергенции - «великой китайской конвергенции» - представляет собой социалистическая рыночная экономика Китайской Народной Республики - модель конфуцианского социализма. Это касается особенного хозяйственного механизма в китайской экономике - продукта неоконвергенции, когда план и рынок, представляя собой, по сути, некий третий хозяйственный механизм (и не план, и не рынок в традиционном марксистско-ленинском политикоэкономическом понимании) работают на Великий Китай, китайскую мечту, инновационное государство, гармоническое общество, сяокан.
В Китае функционирует своя школа стратегирования - сверхдолгосрочного планирования. Примером его можно назвать строительство социализма с китайской спецификой - конфуцианский социализм до 2050 г. - в контексте Пекинского, а не Вашингтонского консенсуса. Хозяйственный
механизм китайской экономики включает в себя как индикативное планирование, а точнее стратегическое планирование (на уровне государства), так и директивное планирование (на уровне государственных предприятий, число которых сокращается); а само стратегическое планирование выступает как метаинструмент и метаинститут относительно устойчивого хозяйственного развития в условиях экономического хаоса.
Процессы неоконвергенции идут параллельно с процессами деконвергенции, подкрепляются государственными финансово-хозяйственными институционально-инновационными
инициативами.
II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ИННОВАЦИОННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В настоящее время в России наметилась тенденция к инициативно-позитивному стратегическому регулированию, применению государственно-финансовых инструментов к государственной стратегии преодоления экономической зависимости от глобальной сырьевой конъюнктуры, негативных социальных тенденций (коррупции, несправедливости, незащищенности, растущей социальной дифференциации).
Неомодернизация в реальном секторе российской экономики позиционируется В.В.Путиным как создание не менее 25 млн. новых инновационных рабочих мест. Это реально должно отразиться, во-первых, на каждом третьем человеке из числа занятых, а, во-вторых, на структуре реального сектора экономики.
Государственные финансово-хозяйственные институционально-инновационные инициативы -ГФХИИ - России направлены также на достижение следующих показателей к 2018 г.:
1. увеличение доли инвестиций до 27% в ВВП;
2. рост доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП в 1,3 раза;
3. повышение производительности труда в 1,5 раза;
4. поднятие позиции РФ в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120 позиции на 20-ю.
В текущем периоде в системе НИОКР РФ трудится 0,4 млн. человек, в то же время в США -1,3 млн., а в Китае - 1,2 млн. Общий объем финансирования в НИОКР России составляет 1,1 % в ВВП, Китае - 1,7%, в США 3% в ВВП, отсюда понятно технологическое отставание России от Китая в плане высокотехнологичного экспорта в ВВП по ППС (рис. 1).
Главной сферой, вытягивающей общенациональную мобилизацию и неомодернизацию, является оборонно-промышленный комплекс. ОПК включает в себя высокотехнологичные наукоемкие отрасли. Он способен стать локомотивом инновационной экономики России при достаточном и устойчивом финансировании, обеспечении высококвалифицированными кадрами на всех уровнях, а также укреплять национальную безопасность с точки зрения оборонной безопасности от внешних и внутренних врагов [5, с. 22].
Проблемы создания и развития инновационно-ориентированной модели высокотехнологичных отраслей российской экономики связаны с отечественным авиастроением, космосом. Авиационная промышленность наряду с ОПК и космическим сектором позволят изменить структуру ВВП.
Таким образом, в настоящее время можно позиционировать вырыв к экономическому развитию России благодаря государственным финансово-хозяйственным, институционально-инновационным инициативам.
4,5 4 3,5 3
2,5 2 1,5 1
0,5 0
Китай Россия
-1-1-1-1-1-1-1-г
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 1. Доля высокотехнологичного экспорта в ВВП по ППС, %
Источник: Dow Jones VentureSource, 2013 [6]
III. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-
ИННОВАЦИОННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, РОСТ В НИХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВА И ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
В современных условиях нестабильности и неопределенности в мире возрастает востребованность к научным теориям, программам, новому экономическому мышлению. Уже давно стали аксиомой слова, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. В основе любой теории лежит заданная программа, основополагающая идея.
Особый интерес научной общественности, политических и деловых кругов в мире вызвала вышедшая в 2012 г. работа известного китайского ученого Джа Вайфу Лина, работавшего главным экономистом во Всемирном банке во время первой волны мирового финансово-экономического кризиса. Труд профессора Лина называется «Поиски процветания. Как развивающиеся страны могут подняться» (Justin Yufu Lin. «The Quest for Prosperity. How Devoloping Economies Can Take Off») [7].
Профессор Лин утверждает, что эра Вашингтонского консенсуса закончилась его провалом, нужна новая парадигма экономической теории и хозяйственного развития, новое хозяйственное мышление. Он предлагает свою оригинальную концепцию «нового структурного экономикса» как альтернативу ранее доминировавшей в мире теории «экономики развития» для развивающихся стран, но уже не отвечающей требованиям ни времени, ни пространства [7 с. 102-178].
Фактически теорию «нового структурного экономикса» Лина можно назвать концепцией государственных финансово-хозяйственных институционально-инновационных инициатив. По сути, концепция Лина основывается на следующих главных принципах:
1. объективной необходимости роста хозяйственного воздействия государства в структурных изменениях;
2. самих структурных преобразованиях в национальной и мировой экономиках.
Структурные преобразования - это инновационный путь китайской экономики. Лин
считает структурные изменения народного хозяйства Поднебесной возможным прорывом, «вырывом» к научно-техническому прогрессу, шансом для реализации идеи строительства в Китае инновационного государства.
Структурные изменения должны трансформировать экономику КНР, развивающуюся в рамках все еще экстенсивного экономического роста, в инновационную экономику, экономику знаний (умную экономику), в модель интенсивного экономического роста. Они сопровождаются созданием и развитием новых высокотехнологичных отраслей, которые опираются на модернизирующиеся основные сектора китайской экономики [8 с. 196].
Здесь следует подчеркнуть важную мысль о том, что если на первых этапах модернизации (реформы) китайское правительство в своей экономической промышленной политике шло по пути встраивания в глобальную цепочку прозводства товаров с добавленной стоимостью, то в последнее десятилетие китайская экономика развивается в институционально-инновационных рамках выстраивания глобальной цепочки производства товаров с добавленной стоимостью.
Однако следует отметить еще некоторую связь новой теории Лина с основами неоклассической школы - мейнстрима для вхождения на «третью волну», - «третью промышленную революцию» или «революцию сланцевого газа», хотя сам китайский ученый, экономист отмечает ограниченность рыночного механизма и рыночного фундаментализма и его исчерпанность.
До недавнего времени ключевыми уникальными элементами китайской модели конфуцианского социализма являлись гигантское население, а также самая большая из всех стран мира роль государства при господстве Коммунистической партии Китая. Благодаря китайскому неодирижизму, огромной роли государства в экономике и госсектора на накопление выделяется около 50% ВВП (рис. 2), Китай превратился во вторую державу мира по показателю производства ВВП (рис. 3). Посредством роста расходов на НИОКР с 0,9% в ВВП в 2000 г. до 1,76 % в 2010 г. Китай имеет шансы наращивать потенциал инновационной экономики (рис. 4)
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 2. Доля инвестиций в ВВП Китая (% от ВВП) Источник: Asian Development Bank, 2012 [9]
Рис. 3. ВВП Китая по паритету покупательной способности (в международных долларах на
текущий момент, трлн.)
Источник: Asian Development Bank, 2012 [9]
Рис. 4. Доля расходов на НИОКР в Китае в ВВП, % Источник: Dow Jones VentureSource, 2013 [6]
Задача XII пятилетки (2011-2015 гг.) - превратить экономику Поднебесной в инновационный центр мира. В прогнозный период до 2030 г. в Китае увеличится вклад инноваций в интенсивный экономический рост. Однако судьба Китая связана с хозяйством и его философией -конфуцианством [10 с. 227], которое имеет потенциал трансформации. Строя гармоническое общество, следует помнить, что по влиянию на человека хозяйство с его философией обладает
Журнал «Теоретическая экономика» №2, 2014 www.theoreticaleconomy.info
высшим духовным смыслом, качественно отличается от экономики, в том числе инновационной и постинду стриальной.
IV. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Современный мир наполнен идеями стратегического планирования инновационного развития экономик, под которым обычно понимают экономический прогресс, рост материального благосостояния. Однако современная экономическая наука в последние годы обогащается новыми идеями в контексте поиска парадигмы экономической теории и хозяйственного развития. Она имеет оригинальные отечественные школы: философии хозяйства и стратегического планирования.
Стратегическое планирование, которое пустило глубокие корни в России, где есть своя отечественная научная школа, кафедра народнохозяйственного планирования во главе с Анчишкиным (в наст. время - макроэкономического регулирования экономического факультета МГУ (заведующий кафедрой - Клепач), а также кафедра стратегического планирования и экономической политики на факультете государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, возглавляемая академиком Н.Я. Петраковым, позволяют с научных позиций исследовать стратегии и факторы экономического развития, разрабатывать киберсистемы. Без целостной системы стратегического планирования (долгосрочного, среднесрочного, краткосрочного) из единого народнохозяйственного центра экономического, в том числе инновационного, развития не может быть. В РФ в первом чтении принят ФЗ о стратегическом государственном планировании [11], который содержит некоторые противоречия.
В Советской России развивалось экономико-математическое направление экономической науки. Уже в 1926 г. была издана монография ЦСУ, которая содержала стоимостные балансовые таблицы: народный доход, баланс производства, шахматный баланс производственного потребления. В ней содержался прогнозный баланс на следующий год.
В 1958 г. академик В.С.Немчинов на основе своей экономико-математической школы создал лабораторию, которая впоследствии трансформировалась в Центральный экономико-математический институт (ЦЭМИ) АН СССР, который и в настоящее время ведет исследования в рамках стратегического планирования.
В следующем году в ЦСУ СССР был построен баланс по 83 отраслям народнохозяйственного комплекса в стоимостном выражении, а также - беспрецедентный баланс по 157 важнейшим продуктам в натуральном выражении.
В.В.Леонтьев, ученик российской (петербургской) экономико-математической школы, эмигрировавший перед второй мировой войной в США, еще в 1930-е гг. применил метод межотраслевого баланса для анализа экономики Соединенных Штатов Америки и разработки первых экономических прогнозов. В конце 1940-х гг. Леонтьев создал Гарвардский центр экономических исследований, который занимался исследованиями в области балансовых методов. Общеизвестно, что В. В. Леонтьев впоследствии получил Нобелевскую премию в области экономики за разработку модели «затраты - выпуск».
На основе модели В.В. Леонтьева «затраты - выпуск» другой российский ученый Н.И. Ведута разработал динамическую модель межотраслевого баланса. Предложенная Н. И. Ведутой модель МОБ позволяла хозяйствующим субъектам при учете производственных возможностей вносить изменения в планы развития экономики страны, а также оценивать эффективность распределения капиталовложений в сферу производства [12 с. 92-96, 210-216]. В современных условиях имеет место ренессанс научной школы стратегического планирования, основанного на межотраслевом балансе. Эту школу возглавляет Е.Н. Ведута, имеющая научные труды по стратегии и экономической политике государства [13].
Несмотря на то, что в начале 1990-х гг. в РФ прекратилось построение межотраслевых балансов на народнохозяйственном уровне из единого органа, но и по настоящее время функционирует Институт народнохозяйственного планирования РАН. В России имеются богатый научный потенциал в области планирования, прогнозирования и программирования, своя отечественная научная школа стратегического планирования. Учеными ИМЭМО РАН разработан расширенный вариант стратегического глобального прогноза развития стран мира и регионов в 2030 г. [14].
Таким образом, в настоящее время началось возрождение стратегического планирования в России и в мире, как в научном, так и в практическом дискурсах.
V. ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО, А НЕ ХРЕМАТИСТИКА В КОНТЕКСТЕ ГЕОТРИОНА
Следует разобраться, во-первых, с понятиям хозяйство и экономика; во-вторых, найти правильный теоретико-методологический дискурс. Экономика и хозяйство обретают целостное значение лишь в рамках концепции геотриона. Геотрион — это целостная система, элементами которой являются: народонаселение - хозяйство - территория. Более того, еще в IV в. до н.э. Аристотель Стагирит в своем знаменитом труде «Политика» создал учение об ойкономикос-домострое как общественно полезном хозяйстве и хрематистике как науке о делании денег, т.е. о двух путях в экономике: устойчивом, гармоничном и неустойчивом, негармоничном, проанализированных Т.Н. Юдиной в ее монографии «Домостроительство как экономическая система: история, методология, теория» [15].
Анализ исторических и современных экономических систем и учения о домостроительстве и неодомостроительстве позволил автору статьи выявить и обосновать три фундаментальные институциональные категории, определяющие характер, направленность и результативность их функционирования и развития. Это категории: идеология, цель, механизм. Фундаментальные категории представляют верхний слой экономической системы отношений и институтов, являются обобщающими понятиями, которые определяют все остальные категории системы.
Первая институциональная категория идеология включает совокупность духовно-нравственных ценностей в широком диапазоне: от ортодоксальных религиозных до атеистическо-гуманистических, коммунистических, либеральных, присущих той или иной исторической и современной экономической системе. Эта категория определяет, прежде всего, характер отношения отдельного человека и общества в целом к труду, собственности и богатству.
Вторая институциональная категория цель формируется совокупностью общих, корпоративных, частных экономических интересов и приоритетов. Эта категория определяет направленность развития экономической системы также в широком диапазоне: от справедливого распределения производительных ресурсов и общественного продукта, народосберегающей и природосберегающей политики до противоположной - разрушительной - социально-экономической политики.
Третья институциональная категория механизм включает совокупность закономерностей, правил и способов функционирования экономической системы. Эта категория вкупе с двумя другими фундаментальными институциональными категориями определяет результативность функционирования экономической системы.
Для российского домостроительства была характерна православная идеология, обусловившая отношение к труду как к «спасительной обязанности» и «соработничеству с Богом», где труд и собственность - два взаимосвязанных элемента хозяйственной культуры, а справедливая собственность - функция труда; к богатству как к одному из средств спасения через «благотворение».
Категория цели и совокупность приоритетов в домостроительстве не ограничивалась только материальными и земными координатами, но включала в себя духовные, «неземные» цели -ценностные цели. Такой целью является правда как справедливость и истина. Для эффективной реализации этих целей в домостроительстве как гармоничной и самодостаточной системы использовались в качестве основных институтов управления Самодержавие и Народность (Соборность). Органическая взаимосвязь этих трех категорий: Православия, Самодержавия и Народности обусловили домостроительство как целостную систему хозяйства и жизнедеятельности России, своим содержанием далеко выходящую за пределы собственно экономики.
Помимо фундаментальных институциональных категорий в системе домостроительства есть три сущностные категории: это труд, богатство, собственность. На западе эти три сущностные категории хозяйственной системы и культуры имеют самостоятельное значение. В России данная триада: труд, богатство, собственность - находится в органическом единстве. Это возможно проследить сквозь призму философии хозяйства и синергетики. У российского народа смысложизненные ценности оставались в течение многих веков исторически традиционными. Это
- дом, семейное (домашнее) хозяйство, коллективные отношения артельного и общинного хозяйства, особое отношение к земле не как к институту частной собственности, а как «матушке -кормилице», священной основе русского хозяйства - «земле Божией», государству -«самодержавству» и др.
Для нового домостроительства, представляющего гармоническую, самодостаточную хозяйственную систему человека и человечества, в России и в Китае есть основания. На принципах неодомостроительства может возникнуть и возникает новый тип корпораций как своего рода «общинная» экономика (например, народные предприятия), сориентированные прежде всего на внутренний рынок и трудовой коллектив. Принцип соборности на сегодняшний день означает предпочтение общих интересов частным с единоначалием в «общинном» значении слова для VI технологического уклада. В рамках нового домостроительства можно реализовать китайский лозунг «перегнать не догоняя», не быть догоняющей экономикой [8 с. 199].
Действительно, устойчивое экономическое развитие наших «двух великанов» возможно только в рамках гармонической самодостаточной хозяйственной системы - фактически неодомостроительства - в контексте геотриона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом, повышение конкурентоспособности национальных экономик России и Китая, включающее этапы инновационного развития, достигается на пути стратегического сотрудничества в рамках гармонической самодостаточной хозяйственной системы, с использованием метаинститута
- стратегического планирования, стратегирования - в государственном финансово-хозяйственном, институционально-инновационном организме, т.е. «великой конвергенции», на принципах справедливости и эффективности, философии хозяйства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Менделеев Д.И. Заветные мысли / Д.И. Менделеев. - Полн. изд. (впервые после 1905 г.). - Москва: Мысль, 1995. - 413 с. - (Исторические россыпи).
2. Цаголов Г. Н. Великая китайская конвергенция: (о новой книге Э. П. Пивоваровой
«Социализм с китайской спецификой») / Г.Н. Цаголов // Вопросы экономики. - 2011. - № 11.
- С. 131-141.
3. Спенс М. Следующая конвергенция: будущее экономического роста в мире, живущем на разных скоростях / М. Спенс ; пер. с англ. А. Калинина ; под ред. О. Филаточевой. - Москва: Изд-во Института Гайдара (ИИГ), 2013. - 332 с.: ил.
4. Юдина Т.Н. Китайская парадигма устойчивого государственного финансово-хозяйственного инновационного развития в контексте неоконвергенции / Т. Н. Юдина // Китай в эпицентре глобальных проблем АТР: тезисы докладов ХХ Международной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы». - М., 2013.
5. Синельников С.Ю. Современные государственные финансово-хозяйственные инициативы в России: национальная безопасность, экономика, космос / С. Ю. Синельников // Финансово-хозяйственные инновационные инициативы: коллективная монография / [Ю.М. Осипов и др.] ; под ред. Ю.М. Осипова, С.Ю. Синельникова, Е. С. Зотовой ; Московский государственный ун-т им. М.В. Ломоносова, Экономический факультет. - Москва: [б. и.], 2012.
6. Dow Jones VentureSource, 2013 [Electronic recourse]. - Mode of access: http://www.dowjones.com/ privateequityventurecapital.
7. Justin Yifu Lin. The Quest for Prosperity. How Developing Economies Can Take Off / Justin Yifu Lin. - Princeton University Press, 2012.
8. Юдина Т.Н. Интеллектуальная сфера хозяйства: Россия и Китай - в контексте нового домостроительства / Т. Н. Юдина // Вековой путь Китая к прогрессу и модернизации: К 100-летию Синьхайской революции: Доклады XIX Меж. науч. конф. «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 19-21 октября 2011 г.).
9. Key Indicators for Asia and the Pacific 2012. // ADB (Asian Development Bank) [Electronic recourse]. - Mode of access: http://www.adb.org/publications/key-indicators-asia-and-pacific-2012.2012.
10.Юдина Т.Н. Концепция государственного финансово-хозяйственного инновационного развития (на примере КНР) / Т.Н. Юдина, Г.Б. Арутюнов // Финансово-хозяйственные инновационные инициативы: коллективная монография / [Ю.М. Осипов и др.] ; под ред. Ю.М. Осипова, С.Ю. Синельникова, Е.С. Зотовой ; Московский государственный ун-т им. М.В. Ломоносова, Экономический факультет. - Москва: [б. и.], 2012.
11.О государственном стратегическом планировании: Проект Федерального закона №143912-6 от 21 ноября 2012 г. // Законодательство [Электронный ресурс]: портал. - Режим доступа: http:// sroportal.ru/laws/proekt-federalnogo-zakona-143912-6-o-gosudarstvennom-strategicheskom-planirovanii. - Дата доступа: 01.02.2014.
12.Ведута Н.И. Социально эффективная экономика / Н.И. Ведута. - Москва: Изд-во научно-образовательной литературы РЭА, 1999. - 254 с.
13.Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060700 «Национальная экономика» и другим экономическим специальностям / Е.Н. Ведута. - Москва: Академический проект, 2003. - 461 с.
14.Стратегический глобальный прогноз 2030: расширенный вариант / Институт мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО РАН) ; [Ф.Г. Войтоловский и др.] ; под ред. А. А. Дынкина. - Москва: Магистр, 2011. - 476 с.: ил.
15. Юдина Т. Н. Домостроительство как экономическая система: история, методология, теория: посвящается 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (1711-1765 гг.): монография / Т.Н. Юдина; МГУ им. М.В. Ломоносова, ф-т госуправления. - Москва: МАКС Пресс, 2010. - 259 с.: