Влияние инвестиционной
привлекательности отдельных отраслей экономики на экономическую безопасность
Кучумов А.В.*, Пятибратов С. В. **
This article contains information about trends and factors that pose a serious threat to the national interests of Russia and investment security as the national security at the Federal and regional levels. Directions to deal effectively with the challenges of investment security.
CO oi
О
сч
о о о
CL
ce
CQ s
H
о
0
1
о я с о
m ф
VO >5
о *
о ф
У
s
s
0
1
о *
о
s
ф
ч
я *
< s
I H
о ф
со
Процессы государственного реформирования, обеспечивающие укрепление федерального влияния и защиту государственных интересов в различных областях политической и экономической жизни, обострили внимание к проблемам, давно требующим принятия неотложных мер. Одной из таких проблем является ситуация с противоречивым влиянием иностранных инвестиций, несущих в себе ряд угроз национальной безопасности России.
Иностранные инвестиции воздействуют на экономику страны, изменяя ее в соответствии с целями иностранного инвестора, которые отвечают национальным интересам страны-получателя или же противоречат им.
Кроме того, иностранные инвестиции прямо или косвенно управляются из-за рубежа. Это управление включает как минимум экономический и правовой режимы страны-инвестора, регламентирующие отток капитала через инвестиции в зарубежные страны. Помимо такого управления в настоящий период мы наблюдаем все более тщательно выверенные инвестиционные стратегии, направленные за рубеж, реализуемые развитыми государствами и международными организациями.
Главными инвесторами на мировых инвестиционных рынках по-прежнему остаются ведущие западные страны — США, Германия, Великобритания, Япония и Франция, обеспечивающие около 73 % общего объема прямых иностранных инвестиций. Поэтому именно эти страны наряду с международными финансовыми институтами, где они опять-таки имеют
преобладающее влияние, а также транснациональными корпорациями формируют приоритеты развития мирового инвестиционного пространства и основные потоки инвестиций1.
Инвестиции закладывают экономический каркас мировой хозяйственной системы, так как именно они определяют складывающуюся мировую производственную, а также во многом финансовую и торговую структуры как мировой экономики, так и национальных экономик стран, интегрированных в мировое хозяйство.
Реализуемые западными государствами внешнеэкономические инвестиционные стратегии, по сути дела, формируют новый мировой инвестиционный порядок, который сначала закладывает основы, со временем начинает управлять складывающейся системой экономических приоритетов развития мирового сообщества, а также определяет место и роль в нем отдельных государств.
Таким образом, инвестиционное воздействие стало все более эффективным инструментом реализации экономических и геополитических интересов развитых государств. По сути дела, зарубежные инвестиции оказывают такое же воздействие на экономику стран, как конкретные военные или иные операции. Только теперь борьба идет не за контроль над территориями, а за контроль над транснациональными потоками — финансовыми, информационными, интеллектуальными.
Особенно большое значение инвестиционные стратегии имеют в отношении к странам, активно осуществляющим экономические реформы, в первую оче-
Старший преподаватель кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» АЭБ МВД России. Соискатель АЭБ МВД России.
редь приватизацию, что происходит при остром инвестиционном недостатке и тяжелом финансовом положении местных предприятий. Это позволяет западным инвесторам не только устанавливать достаточно жесткий контроль над складывающимися инвестиционными рынками для снятия сливок с инвестиционных операций, но и формировать направления инвестиционного развития важнейших предприятий и отраслей национальных экономик.
Существует следующая схема воздействия капиталовложений на предприятия (национальную экономику) другой страны. Первоначальное направление инвестиций — это интересующее предприятие (группа предприятий), которое необходимо поставить под контроль. В случае невозможности осуществления через инвестиционные вложения прямого контроля над этим предприятием инвестиции вкладываются в предприятия-смежники или предприятия инфраструктуры, обслуживающей деятельность интересующего предприятия. В этом случае достигается косвенный, опосредованный контроль, заставляющий предприятие при внешней самостоятельности вести нужную зарубежным инвесторам производственную и торговую политику.
Рациональная инвестиционная стратегия развитых западных государств приводит к тому, что значительная часть не только прироста, но и необходимого продукта инвестируемых стран вывозится за рубеж или снова инвестируется внутри страны, укрепляя влияние зарубежных инвесторов.
За прошедшие с начала реформ годы достичь приемлемого баланса между интересами российской экономики и иностранными инвесторами так и не удалось. Спекулятивные интересы для большинства иностранных инвесторов пока остаются доминирующими. Деньги вкладываются только ради получения прибыли, причем в связи с повышенным риском эта прибыль должна быть существенно выше, чем в других странах. Россия как объект вложения капитала выгодна тем, что развивается по своим законам, во многом независимо от других стран.
В развитых зарубежных странах сейчас идет интенсивное развитие нового витка научно-технической революции, основанного на новых информационных технологиях. На первый план экономического развития выходит соответствую-
щий ряд отраслей и производств, а также научных исследований.
В то же время ряд отраслей, ранее считавшихся наиболее важными, сейчас постепенно утрачивает свое первостепенное значение для национальных экономик развитых стран и поэтому переносится в менее развитые страны для организации производства в обычном режиме. Именно этим переносом утрачивающих свое первостепенное значение отраслей и объясняется значительная часть иностранных инвестиций, направленных в российское производство и науку.
При этом никто не собирается инвестировать во внедрение в России действительно прогрессивных технологий, а только тех, которые обеспечивают приемлемый уровень доходности, захват российских рынков и гарантируют отсутствие создания в будущем полноценных российских конкурентов.
Интересно, что отдельный — в особенности небольшой — иностранный инвестор иногда еще способен инвестировать средства на цели создания в России конкурентоспособного с западным производства. Деятельность же крупных зарубежных коммерческих корпораций — как национальных, так и транснациональных — такова, что их политика в целом по отношению к России реализована и реализуется только в русле общей западной линии на удерживание России в ее отстающем экономическом положении, особенно как сырьевого придатка Запада.
Понимая важность высокотехнологичных производств и наукоемких технологий, развитие этих отраслей в России искусственно ограничивается целевой направленностью экономической (кредитной) помощи Запада и системой приоритетов в деятельности российского правительства. России навязываются приоритеты развития добывающих отраслей (в первую очередь топливно-энергетического комплекса), а также обрабатывающих, но опять-таки низкотехнологичного, сырьевого направления, часто экологически вредного. При этом сырьевая продукция продается на Запад по низким ценам, а западное оборудование и технологии поставляются в Россию по высоким ценам.
Эти процессы обусловливают сочетание совместного и сепаратного контроля Запада по отношению к российской экономике. Сепаратный контроль реализуется в виде отстаивания фирменных (кор-
00 О!
О
сч
о о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
CO
Ol
О CJ
о о о
Q. C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о
т ф
VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я <
S I
н
о ф
со
поративных) интересов конкретных конкурирующих между собой корпораций. Совместный контроль реализуется в виде общего противостояния и сдерживания развития отраслей российского производства, тем более в области производства конкурентоспособной западной или важной для национальных интересов научной и промышленной продукции.
За счет направленных иностранных капиталовложений намеренно деформируется структура экономики, навязываются неблагоприятные приоритеты экономического развития предприятий. Это в конечном итоге принудительно выводит российские предприятия за пределы зоны нормальной управляемости со стороны федеральных и региональных органов управления.
Все эти тенденции и факторы создают серьезную угрозу национальным интересам России и инвестиционной безопасности как подсистеме национальной безопасности на федеральном и региональном уровнях.
Для эффективного решения задач обеспечения инвестиционной безопасности необходимо постоянно осуществлять:
1) сбор, обработку и анализ информации, необходимой для оценки экономической деятельности и развития экономики под влиянием иностранных инвестиций;
2) изучение конкретных иностранных фирм и компаний, желающих инвестировать средства в экономику, а также их партнеров и контрагентов, которые будут принимать участие в осуществлении инвестиционных проектов;
3) выявление различных проявлений негативного влияния иностранных инвестиций на разные стороны деятельности и развития экономики, соответствия их российским федеральным и региональным интересам;
4) принятие необходимых решений и осуществление мер для предотвращения или нейтрализации негативных тенденций развития экономики под влиянием иностранных инвестиций;
5) формирование среди всех субъектов экономики и инфраструктуры отношения к иностранным инвестициям, исключающего содействие иностранным инвесторам в реализации их корыстных намерений в ущерб российским интересам;
6) контроль за исполнением принятых решений и мероприятий, направлен-
ных на предотвращение или нейтрализацию негативных тенденций развития экономики под влиянием иностранных инвестиций. Решив задачи инвестиционной безопасности, можно добиться защиты законных прав и интересов российских предприятий, что благоприятно скажется на экономике страны и, как следствие, укрепит национальную безопасность2.
Экономическая безопасность России под угрозой: на пути к инновационному будущему страна рискует впасть в зависимость от иностранных технологий. Объемы инвестиций пока отстают от необходимых минимальных значений. Так, для стран с переходной экономикой пороговый уровень валовых инвестиций должен составлять 25 %, иначе нарушается нормальный процесс воспроизводства основного капитала. Россия по этому показателю явно недотягивает — лишь в 2008 г., на пороге кризиса, стране удалось достичь отметки 25,5 %. Таким образом, экономика России вновь возвращается к стадии недоинвестирования.
Хороший инструмент влияния на структуру инвестиций — гибкая таможенная политика, особенно на оборудование, которое не производится в России, считает советник Института современного развития Никита Масленников, «здесь заложен большой резерв повышения эффективности внешнеэкономических связей». А по мнению управляющего директора УК «Финам» Сергея Хестанова, необходимо создать благоприятные условия для отечественного производства, в первую очередь снизить административную ренту — формальные и неформальные платежи, которые бизнес выплачивает госструкту-рам3.
Как и любое другое сложное экономическое явление, вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:
> увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны;
> поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой тех-
нике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;
> использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;
> привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;
> более полное использование местных природных ресурсов;
> повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;
> расширение ассортимента выпускаемой продукции;
> развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на оплату импорта;
> расширение экспорта и поступления иностранной валюты;
> увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и иных программ;
> повышение уровня жизни и покупательной способности населения;
> использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;
> развитие инфраструктуры и сферы услуг;
> повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов;
> усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;
> оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.
К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относятся следующие:
> репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
> увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
> подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
> усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
> игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;
> возможная деформация структуры национальной экономики;
> упадок традиционных отраслей национальной экономики;
> усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);
> ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что в конечном счете может привести к усилению технологической зависимости;
> ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну грязных производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;
> негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.п., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и т.д. Разумеется, все перечисленные выше
положительные и отрицательные последствия привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а лишь потенциально существуют.
Рациональная экономическая политика государства является залогом успешного развития страны. Государство выполняет роли широкого спектра: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и др.
Важность инвестиционной политики заключена в создании «будущего» экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию производственного потенциала.
Одной из немаловажных проблем является наличие у многих компаний, в основном занятых экспортом природных ресурсов, крупных денежных средств, не направленных на развитие российской экономики, а уходящих за рубеж.
Следует отметить, что современная российская деловая среда обладает венчурной направленностью, что неблаго-
со
О!
О
сч
о о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
CO
Ol
О CJ
о о о
Q. C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о
т ф
VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
приятно сказывается на привлечении инвестиций в реальную экономику. Располагая мощным инвестиционным потенциалом и соответствующими ресурсами, российская экономика не дает реальных гарантий инвесторам на вложенный капитал. Кроме того, инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах.
Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал.
Становление новой модели инвестиционной деятельности, адекватной рыночной системе хозяйствования, предполагало замену централизованного распределения инвестиционных ресурсов рыночными формами инвестирования. Это, в свою очередь, обуславливало необходимость разработки новой инвестиционной политики, отвечавшей изменившимся экономическим условиям.
В условиях, сформировавшихся в российской экономике, при ориентированности инвестиционной стратегии в целом на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование инвестиционной среды, благоприятной для частных инвесторов и перелива капиталов посредством совершенствования денежно-кредитных, налоговых, амортизационных и иных методов, обе составляющие государственной инвестиционной политики (как государственное инвестирование, так и государственное регулирование инвестиционной деятельности) должны
быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить взвешенный и системный характер.
На сегодняшний день ведутся разработка и реализация стабилизационных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости валютного курса и прогнозирование финансовых рисков. Направляется усиленная инвестиционная активность для экономического роста, также огромное внимание уделяется социальным проблемам.
Инвестирование средств в инновационный сектор производства позволит повысить уровень общественного производства, улучшить качество продукции, будет способствовать созданию социально-привлекательных рабочих мест с высоким уровнем оплаты. Новые технологии обеспечивают повышение доходов предприятия. Рост налоговых поступлений в казну государства позволит увеличить долю инвестируемых средств, направленных на социальную сферу (жилищное строительство, медицина, наука, образование). Повышение активизации деятельности социально ориентированной политики государства способствует разрешению многих социальных проблем и установлению более гармоничного развития общества.
Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения государство должно обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата.
Литература и примечания
1. Новицкий Н.А. Финансы и кредит / Американские инвестиции в экономику России. 2010. № 3.
2. Волков В.Ю. Влияние иностранных инвестиций на национальную безопасность России. [Интернет-ресурс] http://www.jurnal.org/articles/2007/ekon37.html.
3. Петров И. Россия на инновационных задворках. Модернизация рискует споткнуться о зависимость от зарубежных технологий. [Интернет-ресурс] http://www.rbcdaily.ru/2010/05/26/focus/481205 (дата обращения: 26.05.10).
2 Ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со