НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРИТОКА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Л. А. ГОРНОСТАЕВА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
In given clause the politics on stimulation of the foreign investments is investigated, the statistical analysis of inflow of the foreign investments in economy of Russia for the first quarter of 2008 is carried out. The directions of economic politics on escalating volumes of the foreign capital in the Russian economy are considered at three levels: a national level, regional level; at a level of separate firm or investment project.
Для всякой национальной экономики иностранные инвестиции традиционно считаются благом и своего рода «знаком качества». Использование иностранных инвестиций в России является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в свободные отрасли предпринимательства.
По состоянию на конец июня 2008 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 242,2 млрд долл., что на 35,6 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В I полугодии 2008 г. экономику России поступило 46,5 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 22,9 % меньше, чем в I полугодии 2007 г.
Основными странами-инвесторами капитала в Россию в I полугодии 2008 г. стали Кипр, Великобритания, Нидерланды, Германия, Франция, Люксембург, Швейцария. На долю этих стран приходилось 77,0 % общего объема накопленных иностранных инвестиций и 80,8 % общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходится на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 48,7 %, доля прямых инвестиций - 48,4 %, портфельных - 2,9 %. Прямые иностранные инвестиции в России в I полугодии составили 11,1 млрд долл., снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 30 %.
Деятельность иностранного капитала на территории России часто осложнена проблемами, связанными с несоответствиями российского и
иностранного законодательства, а также большим количеством контролирующих и разрешительных государственных служб.
В целях наращивания объемов привлечения иностранных инвестиций необходима разработка и последовательное проведение в жизнь единой и согласованной государственной политики в области иностранных инвестиций, способствующей улучшению инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности страны.
Активная политика привлечения прямых иностранных инвестиций проводится в нашей стране на протяжении последних 15 лет. С 1991 г. в России иностранным инвесторам предоставляется национальный режим или режим наиболее благоприятствующей нации. Допуск иностранных инвестиций осуществляется в соответствии с российским законодательством. Это дает государству возможность ограничивать или запрещать иностранные инвестиции в тех или иных отраслях, предоставлять иностранным инвесторам льготы, устанавливать режимы допуска инвестиций между самими иностранными инвесторами [4].
Стратегия привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику должна исходить из баланса между открытостью экономики и разумным протекционизмом и основываться, в первую очередь, на обеспечении национальных интересов, что подразумевает обеспечение государством своей безопасности и потребностей своего развития. С экономической точки зрения, аспект национальных интересов определяется созданием благоприятных условий для развития отечественного производства, повышения жизненного уровня населения и должен воплотиться
в четко сформулированные отраслевые и территориальные приоритеты развития экономики.
Политика привлечения иностранных инвестиций должна отвечать определенным требованиям и условиям, которые призваны заложить основу устойчивого притока капитала. Среди требований можно выделить следующие:
- стабильность законодательства;
- однозначность компетенции государственных органов при решении вопросов регулирования прямых иностранных инвестиций;
- устранение дублирования со стороны различных ведомств;
- максимальное приближение к принципу «одного окна» при оформлении капиталовложений и осуществлении инвестиционных проектов;
- наличие гибкой финансовой политики по отраслевым и региональным направлениям, обеспечивающим достижение приоритетных целей в развитии народного хозяйства;
- организация комплексной системы страхования инвестиций от некоммерческих рисков;
- разработка специальной программы и создание специальных институтов по возврату вывезенного из России капитала.
Привлекая иностранные инвестиции, государство стремится решить задачи внутренней экономической политики: обеспечить приток капитала и повысить эффективность национальной экономики. В то же время недостаточность внутренних ресурсов страны для реализации задач экономического развития, обеспечения желаемых темпов и качества процессов воспроизводства, стремление повысить конкурентоспособные позиции страны за счет получения передовых технологий и управленческих навыков и др. определяют степень открытости ее экономики по отношению к иностранным инвестициям. Соотношение внешних факторов и приоритетов развития национальной экономики формируют режим для поступающих в страну иностранных инвестиций, жесткость регулирования, набор применяемых инструментов и средств. В концентрированном виде политика в отношении иностранных инвестиций воплощается в государственном режиме приема капитала [1 ].
В целом большинство государств мира проводят в отношении иностранных инвестиций либеральную политику, предоставляя им национальный режим деятельности. Страны, особо нуждающиеся в дополнительных финансовых вливаниях в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке капитала, вынуждены принимать дополнительные стимулирующие меры. Сказан-
ное в полной мере относится и к России. Поэтому вопрос о предоставлении иностранным инвесторам режима инвестиционной деятельности в условиях российской действительности стоит весьма остро: национальный или преференциальный.
Разработку экономической политики по стимулированию притока иностранного капитала в российскую экономику можно рассматривать на трех уровнях:
- национальном уровне;
- региональном уровне;
- на уровне отдельной фирмы или инвестиционного проекта.
Стимулирование притока прямых иностранных инвестиций на национальном уровне связано, в основном, с макроэкономической политикой финансовой стабилизации и реструктуризации.
На современном этапе реформирования российской экономики можно выделить основные направления государственной инвестиционной политики на национальном уровне:
- провести системный анализ результатов социально-экономического развития;
- определить стратегические цели и задачи привлечения иностранных инвестиций исходя из реальной обстановки в стране с учетом внешних и внутренних условий;
- в случае несоответствия внутренних факторов поставленным целям и задачам необходимо разработать и реализовать мероприятия в области совершенствования системы привлечения иностранных инвестиций и приведения их в соответствие с поставленными целями и задачами;
- конкретизировать условия федерального и регионального уровней, которые при отсутствии этого фактора могут отрицательно повлиять на разработку и реализацию политики привлечения иностранных инвестиций;
- разработать стратегический уровень политики привлечения иностранных инвестиций;
- определить задачи участников политики привлечения иностранных инвестиций, структурировать их по степени приоритетности, согласовать их задачи и соотношение приоритетов между всеми участниками политики;
- разработать программы привлечения иностранных инвестиций;
- реализовать программы с учетом возможных корректировок и анализ эффективности;
- разработать формальный институт координации и контроля за процессом достижения конечных результатов с выявлением причин и виновников возможных отклонений фактических значений от подконтрольных показателей.
Предложенный путь повышения эффективности привлечения иностранных инвестиций может быть использован для разработки политики привлечения иностранных инвестиций как на уровне Российской Федерации в целом, так и отдельных ее субъектов, которые в рамках предоставленных полномочий могут проводить собственные политики в области привлечения иностранных инвестиций.
Региональный уровень стимулирования притока прямых иностранных инвестиций предполагает деятельность в самых различных направлениях - от развития производства до формирования транспортной и деловой инфраструктуры и развития социально-культурной среды. К региональным факторам привлечения иностранных инвестиций относят: географическое распределение ресурсов и рынков; конкуренцию цен на ресурсы (рабочая сила, сырье и прочее); долгосрочный потенциал и размер рынка; политическую стабильность; политический либерализм; стабильную правовую систему; развитую инфраструктуру; социально-культурную идентичность [2].
Применительно к российской экономике, для которой характерны деформированная отраслевая и пространственная структура распределения иностранных инвестиций, особое внимание должно быть уделено значению местных преимуществ как факторов, определяющих решения иностранных инвесторов относительно направлений и масштабов капиталовложений.
Локальные (местные) преимущества на уровне региона можно рассматривать в виде групп. Первую группу составляют экономические факторы, включающие три характеристики конъюнктуры региона, которые значительно варьируются между российскими регионами, создавая различия в стимулах для потенциальных иностранных партнеров к прямым иностранным инвестициям. Это - размер рынка, цены факторов производства, качество факторов производства. Зарубежные инвесторы, стремящиеся производить на целевом рынке, заинтересованы, в первую очередь, в экономическом потенциале данного региона. Уровень валового регионального продукта данного региона точно отражает этот потенциал. В частности, чем выше уровень валового регионального продукта, тем больше потенциал внутреннего спроса, и тем более привлекателен регион для потенциальных инвесторов.
Однако потенциальный размер рынка - это только одно сторона экономической конъюнктуры. На решение зарубежных инвесторов инвестировать в данный регион оказывают влияние как
стоимость, так и качество факторов производства в данном регионе. Среди самых важных факторов производства, специфических для региона, является труд. Как качество, так и стоимость рабочей силы могут играть ключевую роль в принятии решения об осуществлении инвестиций.
При этом следует учесть, что относительно высокий уровень средней заработной платы также может являться положительным фактором для иностранных партнеров, так как территория региона рассматривается потенциальным инвестором не только с позиций размещения производства, но и с точки зрения дополнительного рынка сбыта своей продукции. В силу этого уровень жизни населения в регионе свидетельствует не только о потенциале рынка, но и о социальной стабильности в нем.
Вторую группу составляют показатели, характеризующие развитость инфраструктуры региона. Уровень развития инфраструктуры региона показывает, насколько сложно и затратно найти поставщиков и распределить товар между различными рынками. Развитие транспортной сети, например, облегчает процесс доставки необходимых ресурсов, а также способствует более быстрому и эффективному распределению произведенной продукции между потребителями. Наличие современных средств коммуникации, уровень развития кредитно-финансовой инфраструктуры также являются неотъемлемыми факторами, способствующими притоку иностранных инвестиций в регион.
Следующую группу преимуществ составляет уровень институционального развития региона. Состояние институтов является важным фактором, например, регион с развитыми институтами, характеризующийся принятием решений на основе четких правил и норм, хорошей собираемостью налогов, высоким уровнем участия населения в выполнении гражданских обязанностей, сигнализирует о благоприятной экономической обстановке в нем.
Географические особенности региона образуют следующую группу переменных, потенциально значимых для объяснения внутристрановой структуры притока иностранных инвестиций. Россия - очень большая страна, таким образом, ее регионы имеют различные географические характеристики, например, резкость климата, выход к морю и т. п. Применительно к России географический фактор приобретает дополнительное значение, связанное с наличием трансакционных издержек - издержек на ведение переговоров, оформление необходимой документации, согласование и координацию и т. п. В этой связи, чем
ближе регион расположен к Москве, тем больше вероятность того, что инвестор осуществит иностранные инвестиции.
Перечисленные выше группы факторов формируют сравнительное преимущество региона в процессе привлечения прямых иностранных инвестиций.
Результаты проведенного исследования позволяют предложить ряд мер, способствующих улучшению инвестиционного климата и содействующих притоку иностранным инвестициям:
- углубление экономической и социальной интеграции экономики региона в систему мирохозяйственных связей через определение стратегических направлений развития хозяйственного комплекса региона, выявление наиболее перспективных и конкурентоспособных на внешнем рынке отраслей, формирование современной инфраструктуры содействия осуществлению внешнеэкономической деятельности;
- повышение общей инвестиционной привлекательности региона через развитие производственной и социальной инфраструктуры, сферы услуг, повышение уровня жизни населения;
- формирование благоприятного национального режима для иностранных партнеров в виде низких и прозрачных налогов, защиты прав собственности и исполнения контрактов, эффективной судебной системы и рациональной бюрократии.
Обеспечение притока прямых иностранных инвестиций на уровне фирмы предполагает учет
множества субъективных факторов, среди которых важное место занимают качество инвестиционных проектов и защита интересов собственников.
Для создания реальных условий привлечения прямых иностранных инвестиций на предприятия необходимо проводить инвестиционную политику фирмы, которая будет направлена на:
- профессиональное изучение рынка планируемых к производству товаров;
- высокий уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- наличие квалифицированного менеджмента и развитого маркетинга, высокий уровень управления предприятием;
- разработку бизнес-планов, отвечающих общепринятому в мировой практике уровню;
- инвестиционную привлекательность и «прозрачность» для иностранных инвесторов;
- формирование эффективных и надежных механизмов привлечения иностранных партнеров [3].
Следование данным предложениям по формированию инвестиционной политики на федеральном и региональном уровнях и на уровне предприятия будет способствовать инвестиционному развитию территорий, привлечению прямых иностранных инвестиций как в отечественные предприятия, так и в регионы страны.
В таблице 1 приведены основные направления экономической политики по стимулированию притока иностранных инвестиций в Россию.
Таблица 1
Направления экономической политики по стимулированию притока иностранных инвестиций в РФ
Государственная инвестиционная политика
| Национальный уровень
- анализ социально-экономического развития;
- определение целей и задач привлечения иностранных инвестиций;
- совершенствование системы привлечения иностранных инвестиций;
- разработка стратегического уровня политики привлечения иностранных инвестиций;
- определение задач участников политики привлечения иностранных инвестиций;
- разработка и реализация программы привлечения иностранных инвестиций;
- контроль за процессом достижения
конечных результатов______________
Региональный уровень
- углубление экономической и социальной интеграции экономики региона;
- выделение дополнительных факторов, влияющих на потоки иностранных инвестиций в регионы;
- разработка адекватной региональной экономической политики; мониторинг региональных факторов привлечения прямых иностранных инвестиций и динамика их относительной важности
Отдельный инвестиционный проект
- профессиональное изучение рынка планируемых к производству товаров;
- высокий уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- высокий уровень управления предприятием;
- разработка бизнес-планов, отвечающих общепринятому в мировой практике уровню;
- формирование эффективных и надежных механизмов привлечения иностранных партнеров
Прямые иностранные инвестиции играют в экономике современной России важную роль, определяя динамику экономического роста, глубину и масштабность, а также скорость процесса трансформации экономической системы на национальном и региональном уровнях. Положительное воздействие прямых иностранных инвестиций проявляется не только через расширение финансирования за счет зарубежных источников, но и за счет таких внешних эффектов, как технологические и институциональные экстерналии [5].
Литература
1. Куприянов Д. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост // Экономист. 2005. № 9. С. 82-86.
2. Нестерова Д. В., Мариев О. С. Факторы привлечения прямых иностранных инвестиций в российские регионы // Экономика региона. 2005. № 4. С. 57-69.
3. Никитин С. Госрегулирование прямых иностранных инвестиций: проблемы повышения эффективности // Инвестиции в России. 1999. № 9. С. 22-26.
4. Развитие инвестиционной деятельности в транзитарной экономической системе России и ее регионов / Под ред. В. М. Юрьева. Тамбов, 2004.
5. Чапек В. Н. Инвестиционная привлекательность экономики России. Ростов н/Д., 2006.