ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
М. В. ЛОСКУТОВА
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
Direct foreign investments as one of the factors of economic growth are examined in this work. It is proved that the elaboration of national programs in public health, demography, education, housing policy, and social-labour terms is needed for the ensuring of effective investment process in social sphere. Also it is defined that for their realization a special fund of social development is needed.
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества страны с зарубежными странами. Многие экономисты весьма противоречиво оценивают иностранные инвестиции и их роль в экономике. Одни из них считают, что инвестиции приведут к утрате экономической независимости, другие видят в них источник спасения и подъема национальной экономики. Первые утверждают: произойдет распродажа отечества, неминуем экономический крах. Вторые видят в них возможность опереться на мировую мобильность факторов производства, трансферт знаний, технологий, опыта управления.
Но все сторонники этих взглядов едины в том, что иностранные инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований, и предлагают объективно оценить возможные негативные и позитивные последствия привлечения внешних факторов производственного развития, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам государства, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.
С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру переходной экономики, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, активно задействовать имеющийся потенциал квалифицированных специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения в области менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного произ-
водства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является объективно необходимым процессом. От того, насколько успешно экономика страны будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика дальнейшего экономического роста страны. С участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:
- повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность;
- усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;
- развить импортозамещающие производства;
- повысить научно-технический уровень производства с помощью новой техники и технологий, методов управления и сбыта продукции;
- сформировать законченные технологические циклы с выпуском готовой продукции;
- увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;
- содействовать развитию отсталых и депрессивных районов;
- создать новые рабочие места в национальной экономике;
- использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;
- достигнуть экономической самостоятельности страны.
Подобными критериями руководствуются все развитые и развивающиеся страны, о чем свидетельствует история развития отдельных стран,
которые непосредственно ориентировались на эти критерии.
Зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый процесс для переходной экономики, так как он способствует обузданию кризиса и одновременно финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.
Таким образом можно определить основные формы привлечения и использования внешних источников финансирования: кредиты и займы международных финансовых организаций; прямые инвестиции; «портфельные» инвестиции.
К первой категории инвестиций относятся кредиты и займы МВФ, МБРР, ЕБРР, АБР и других международных организаций, предоставляемые по линии официальной помощи развитию. Эти ресурсы направляются на развитие и поддержание приоритетных отраслей экономики стран-получателей помощи, на финансирование программ системного преобразования экономики, дефицита платежного баланса, финансирование социального сектора, на поддержку структурных преобразований и развитие сельского хозяйства, на финансирование проектов развития мелких и средних предприятий и т. д. Отрицательной стороной таких заимствований является то, что они увеличивают внешний долг страны.
По методике Госкомстата к прямым относятся любые инвестиции в предприятия со стороны владельца более 10 % его акций (что дает акционеру право участвовать в управлении), к портфельным - инвестиции владельцев менее 10 % акций (как правило, это покупки акций на фондом рынке). К прочим инвестициям относятся в основном иностранные кредиты российским резидентам. Накопленные инвестиции - все иностранные инвестиции, имеющиеся в России на отчетную дату [1].
Прямые инвестиции - это форма инвестиций, представляющая собой долгосрочное вложение предпринимательского капитала, которое обеспечивает иностранному вкладчику контроль над деятельностью заграничного предприятия. Прямые иностранные инвестиции дают возможность инвестору распоряжаться всей прибылью, полученной зарубежным предприятием.
Прямые иностранные инвестиции при разумном их использовании способствуют диверсифи-
кации экспорта, созданию дополнительных рабочих мест в стране, позаимствовавшей инвестиции, и по сравнению с иностранными кредитами не увеличивают задолженности страны, тем самым уменьшают отток валюты за рубеж. Поэтому развивающиеся страны стремятся привлекать именно прямые иностранные инвестиции. Но для этих стран важно не столько привлекать иностранные инвестиции, сколько рационально их использовать.
Следующей формой внешнего финансирования являются «портфельные» инвестиции, которые представляют собой долгосрочные вложения капитала в промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, кредитные и другие предприятия за границей. Они производятся обычно в форме покупки акций и облигаций заграничных акционерных компаний.
На мировом рынке капиталов «портфельные» инвестиции распространены в развитых странах с нормально функционирующим рынком ценных бумаг, фондовые ценности которых общепризнанны и значимы на международном фондовом рынке и в которые вкладчики вкладывают свои средства без особого риска для себя. Это, в первую очередь, портфели ценных бумаг международных организаций, финансово-кредитных институтов, ТНК и иностранных фирм-гигантов высокоразвитых стран.
Приходя в страну, такой блуждающий капитал подпитывает оборотные фонды предприятий, расширяет возможности их маневра в условиях всеобщего дефицита финансовых ресурсов. Поэтому приток портфельных инвестиций также необходим. Он увеличивает ликвидность вложений. Более того, стратегические инвесторы не станут вносить деньги в уставные капиталы тех акционерных обществ, акции которых не котируются на рынке, иными словами, если они не являются объектом портфельных инвестиций.
Как было уже замечено ранее, прямые иностранные инвестиции как категория международной инвестиционной деятельности характеризуются приобретением долговременного интереса инвестора в хозяйственной деятельности предприятия, являющегося резидентом другой экономики. Обычно это взнос в уставный капитал предприятия или приобретение его контрольного пакета акций. Такой интерес подразумевает значительное участие иностранного инвестора в управлении деятельностью предприятия.
Мировая практика знает и другие формы инвестирования. Среди них особенно заметное развитие получили в последнее десятилетие так на-
зываемые «новые формы промышленных инвестиций», или неакционерные формы инвестиций. К их числу относятся: лицензирование (исключительное, когда фирма продает ноу-хау единственному зарубежному лицензиату, и неисключительное, при котором ноу-хау продается ряду зарубежных партнеров), лизинг, франчайзинг, совместное производство, субподряд, строительство заводов «под ключ».
Говоря о приоритетных формах привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), важно отметить привлекательность еще одной формы инвестирования иностранного капитала в экономику, каковой является аренда или концессии. Концессии представляют собой предоставление зарубежным предпринимателям права осуществления разного рода хозяйственной деятельности на условиях долгосрочной аренды. Предоставление права на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, находящихся в государственной собственности, на осуществление других видов деятельности, являющихся монополией государства, реализуется на основе специальных сроков в соответствии с действующим законодательством страны.
Преимущества и издержки прямых иностранных инвестиций для принимающих стран состоят в следующем. ПИИ могут увеличить объем капиталовложений в принимающей стране до более высокого уровня, чем это позволяет уровень сбережений внутри страны.
Это является достаточно веской причиной для привлечения ПИИ в страны с переходной экономикой, поскольку после окончания эры центрального планирования объем внутренних сбережений в этих странах находился на достаточно низком уровне. Это не позволяло осуществлять через банковскую систему капиталовложения в новые предприятия и проекты создания инфраструктуры. А увеличение таких капиталовложений может ускорить экономический рост.
Тем не менее, между прямыми иностранными инвестициями и ростом ВВП есть взаимосвязь, но между ними нет причинной связи. Странам с высоким уровнем прямых иностранных инвестиций удалось создать условия для первоначальных инвестиций и некое подобие «добродетельного круга», в котором исходные условия для инвестиций и роста приводят к дальнейшему росту прямых иностранных инвестиций, которые ведут к дальнейшему экономическому росту.
И наоборот, страны с низким уровнем прямых иностранных инвестиций, которые не созда-
ли условий для инвестиций и не достигли экономического роста, оказались в «порочном круге», характеризующемся постоянным отсутствием инвестиций и постоянным отсутствием роста. В большинстве случаев экономический рост и увеличение прямых иностранных инвестиций происходят при проведении рыночных реформ, которые носят последовательный, всеобъемлющий и устойчивый характер в целях сохранения притока прямых иностранных инвестиций и достижения продуктивности капиталовложений.
Что касается потоков капитала, прямые иностранные инвестиции могут профинансировать часть дефицита счета текущих операций, а в отдельных странах (например, Венгрия и Прибалтийские страны) прямые иностранные инвестиции стимулируют рост экспорта. Прямые иностранные инвестиции также являются важным источником валютных резервов в странах с переходной экономикой.
Учитывая вероятность увеличения дефицита счета текущих операций и неблагоприятные перспективы финансирования со стороны рынков капитала, прямые иностранные инвестиции приобретают еще большее значение в обеспечении потоков капитала в страны с переходной экономикой. Более того, прямые иностранные инвестиции (с помощью приватизации) выглядят для многих стран привлекательным средством финансирования бюджетного дефицита, пенсионных программ и других обязательств.
Поэтому степень выполнения задач по привлечению иностранных инвестиций должна стать важным фактором осуществления ближайших планов экономического роста. Прямые иностранные инвестиции могут привести к росту производительности на предприятиях страны-получателя: во-первых, путем предоставления технологий, к которым эта страна не имела ранее доступа; во-вторых, посредством улучшения методов работы и контроля качества; и в-третьих, при помощи обучения кадров.
Кроме того, деятельность иностранной компании оказывает влияние на внутренний рынок, поскольку требует от поставщиков (а также их заказчиков) и местных конкурентов поставлять качественные товары фирмам, работающим на международных рынках.
Необходимо отметить, что местная экономика выигрывает от того, что доходы, произведенные рабочей силой в принимающей стране, обычно тратятся на этой же территории, оказывая, таким образом, множественный эффект.
Для стран с развивающейся экономикой с достаточно образованной и квалифицированной рабочей силой наличие на территории страны фирм международного уровня может также снизить предрасположенность квалифицированной рабочей силы к эмиграции в страны с более высоким заработком (т. е. может сократить и масштабы «утечки мозгов»).
В начале переходного периода в 1990 г. общий запас прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в странах с переходной экономикой был меньше 1 % мирового уровня. Однако переходные экономики увеличили свою долю в общемировых запасах ПИИ до 2,0 % к 2000 г. Доля стран региона в общемировых притоках ПИИ достигла 3,7 % в 2001 г. по сравнению со средним значением в 2 % в предыдущих годах. В начале 1990-х гг. среднегодовые притоки ПИИ в страны с переходной экономикой составляли порядка 6,5 млрд. долл. США [6].
В 1996 г. приток ПИИ в страны Центральной и Восточной Европы и СНГ составил 16 млрд. долл. США. С этого момента объемы привлекаемых прямых инвестиций в регионе постепенно возрастали. Так, с 1996 г. приток ПИИ в страны с переходной экономикой почти удвоился и достиг по расчетам ООН 30,7 млрд. долл. США в 2001 г. [6].
Если сравнить страны с аналогичным уровнем доходов на душу населения, то уровень ПИИ в странах Восточной Европы составляет лишь половину от их потенциального объема, что свидетельствует о наличии значительных возможностей по привлечению ПИИ в этот регион. Следует отметить, что ПИИ остаются крайне неравномерно распределенными среди стран региона.
Так, общий объем привлеченных прямых инвестиций в Польше, Чешской Республике и Венгрии достиг приблизительно 83,1 млрд. долларов США или более чем 57 % всех ПИИ в регионе к 2001 г. Совокупные притоки ПИИ в СНГ составили 31,9 млрд. долл. в течение последнего десятилетия, что составляет всего лишь 22 % всего объема ПИИ в регионе. Доля Азербайджана, Казахстана, России и Украины составляла 87 % совокупного запаса ПРШ в СПГ в течение периода 1989-2001 гг. [9].
В конце 90-х гг. прошлого столетия перед Россией, как и в начале 90-х гг., вновь открылась возможность для реализации мер, способных обеспечить экономический рост в стране. Позитивные тенденции, возникшие осенью 1998 г. при девальвации рубля, усилились благодаря сложившейся конъюнктуре на внешних рынках, сбалансированности государственных финансов и
макроэкономической стабильности. Тем не менее, инвестиционный механизм в экономике все еще работал неэффективно.
Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретало привлечение иностранного капитала в экономику страны. Это подтверждает и опыт многих восточноевропейских государств, экономический подъем которых во многом явился следствием целенаправленной государственной политики привлечения иностранного предпринимательского капитала. Так, например, в одной из наиболее развитых постсоциалистических стран - Венгрии - к настоящему времени иностранный капитал занял ключевые позиции в основных секторах национальной экономики: в собственности зарубежных инвесторов находится до 60 % уставного капитала обрабатывающей промышленности, 70 % уставного капитала финансового сектора, более 50 % уставного капитала сферы оптовой торговли. Из 200 крупнейших венгерских компаний в частичной или полной иностранной собственности находятся не менее 150 [4].
Тот факт, что в западных инвестиционных средствах сегодня наша страна нуждается несравненно больше, чем вчера, подтверждает сложившаяся в России ситуация, когда почти все предприятия в долгах, возрастает просроченная задолженность, когда в конечном итоге все это ведет к спаду производства, прекращению государственного инвестирования промышленности.
Целесообразно заметить, что стратегическое положение России на европейском пространстве, богатые месторождения полезных ископаемых, значительный потенциал АПК, а также высокий образовательный уровень трудовых ресурсов предопределили значительную роль прямых иностранных инвестиций в общем потоке внешних финансовых ресурсов.
Выгодность привлечения прямых инвестиций очевидна. При эффективном, разумном использовании они, не ложась долговременным бременем на государственный бюджет, позволяют получить значительные финансовые ресурсы для инвестирования ключевых для экономики России производств.
После финансового краха августа 1998 г. прямые иностранные инвестиции - единственный источник свободных средств в условиях затрудненного доступа на мировые финансовые рынки
и при нулевых сбережениях населения России. Поэтому появилась задача принятия экстраординарных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата. Возможный благодаря этому приход в Россию стратегических инвесторов может рассматриваться в качестве определенной гарантии от новых экономических и политических потрясений.
Совершенствование законодательства, а также улучшение инвестиционного климата позволило увеличить в последние годы приток иностранных инвестиций в экономику России. Так, прямые инвестиции за 2004 г. поступили на сумму 9,42 млрд. долл., что на 38,9 % больше по сравнению с объемом 2003 г. Объем портфельных инвестиций составил 333 млн. долл., что на 17 % ниже показателя 2003 г. Прочие инвестиции поступили на сумму 30,756 млрд. долл. - на 36,6 % больше по сравнению с предыдущим годом [5].
Таким образом, в общей структуре притока иностранных инвестиций в РФ за 2004 г. 75,9 % составляли «прочие инвестиции», 23,3 % - прямые инвестиции и 0,8 % - портфельные инвестиции [5].
В обрабатывающие производства в 2004 г. поступили иностранные инвестиции на сумму 10,236 млрд. долл., в добычу полезных ископаемых - 9,934 млрд. долл.; в сферу оптовой и розничной торговли, а также ремонта транспортных
средств и бытовой техники - 13,037 млрд. долл.; в сферу операций с недвижимостью - 2,572 млрд. долл., в транспорт и связь - 2,033 млрд. долл.; в госуправление, обеспечение военной безопасности и обязательное соцобеспечение -
1,059 млрд. долл., в финансовый сектор экономики - 1,001 млрд. долл. [5].
Общая сумма накопленных инвестиций в экономике России на конец 2004 г. равнялась 81 млрд. 997 млн. долл. Из этой суммы 36 млрд. 147 млн. долл. составляли прямые инвестиции, 1 млрд. 593 млн. долл. - портфельные и 44 млрд. 257 млн. долл. - прочие. Объем накопленного иностранного капитала в российской экономике к концу 2004 г. увеличился на 43,8 % по сравнению с концом 2003 г. [5].
Можно утверждать, что в 2006 г. продолжилась тенденция перехода от экономического роста, детерминированного экспортом и потребительским спросом, к инвестиционному росту. Это очень важная тенденция, ее подержание и укрепление является важнейшей задачей властей на ближайшее будущее. Для иностранных инвестиций характерна позитивная динамика, причем в условиях, когда государство активизирует свою роль в экономической жизни, наращивая активы государственных предприятий, работающих в наиболее привлекательных при нынешней конъюнктуре секторах (отрасли топливно-энергетического комплекса) [7].
Таблица
Инвестиционные показатели России послекризисного периода (1999-2006 г.) [12]
Показатели 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Инвестиции в основной капитал
Млрд. руб. 670,4 1165,2 1504,7 1762,4 2186,4 2804,8 3534,0 4482,7
В % к предыдущему году 105,3 117,4 110,0 102,8 112,5 111,7 110,7 113,5
Накопленный иностранный капитал в экономике, млрд. долл. 96,4 130,0
Иностранные инвестиции, млрд. долл. 9,6 11,0 14,3 19,8 29,7 40,5 53,7 35,3
в том числе:
прямые 4,3 4,4 4,0 4,0 6,8 9,4 13,1 10,3
портфельные 0,031 0,145 0,451 0,472 0,401 0,333 0,453 0,7
прочие 5,3 6,4 9,8 15,3 22,5 30,8 40,1 24,4
Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Нидерланды и Люксембург, на долю которых приходится соответственно 16,8 %, 14,6 % и 14,5 % всех накопленных инвестиций в страну. В первую десятку крупнейших инвесторов входят далее Германия (11,4 %), Великобритания (10,6 %), США (8,1 %), Франция
(4,7 %), Виргинские острова (2,3 %), Швейцария (2,1 %) и Австрия (1,7 %) [10].
В заключение хотелось бы отметить тот немаловажный факт, что выбор приоритетной формы иностранного инвестирования связан с тем, что для страны важно не смешивать два аспекта проблемы: политический и экономический. Раз-
вивающиеся страны, относящиеся с настороженностью к прямым частным иностранным инвестициям, нередко предпочитали последним государственные долги. Это стало одной из основных причин того, что они оказались в системе экономической уязвимости, втянувшей их в долговой кризис. Следует стремиться и по возможности избегать чрезмерного окутывания национальной экономики долгами и предоставлять широкие возможности приватизированным предприятиям, кооперативам, частным предприятиям самостоятельно решать, каким образом, привлекая иностранные инвестиции, достигать наибольшей эффективности производства.
По мнению автора настоящего исследования, в ближайшем будущем следует ожидать приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Это во многом связано с повышением рейтингов России до инвестиционной категории ВВВ1, что будет содействовать снижению стоимости привлечения кредитов и инвестиций как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
22 августа 2005 г. Министерство финансов РФ объявило о завершении погашения части долга перед Парижским клубом кредиторов в объеме 15 млрд. долл. Благодаря проведению операции по досрочному погашению, долг России, унаследованный перед Парижским клубом от бывшего СССР в объеме 40 млрд. долл. (с учетом 5-ти реструктуризации), сократился на 15 млрд. долл. [5].
Платежи по досрочному погашению были проведены 29 июля в объеме около 13 млрд. долл. и в конце августа - в объеме около 2 млрд. долл. Средства на осуществление платежей в объеме 430,1 млрд. руб. были выделены из Стабилизационного фонда РФ 30 июня 2005 г. [12].
Нынешний экономический рост в России носит восстановительный характер. Он тесно связан с предшествующей рецессией, падением производства после краха Советского Союза. Падение было обусловлено, в свою очередь, структурной перестройкой экономики и кризисом старой системы хозяйственных связей, тогда как их новая система еще не сформировалась.
Восстановительный рост - известный, но достаточно необычный, не очень хорошо изученный феномен: в каждой из стран, которые через него проходят, его отличает своя специфика. Это отчетливо проявилось в 20-х гг., когда восстановительный рост был зафиксирован в России впервые
1 Повышение 8&Р кредитного рейтинга России до инвестиционного уровня свидетельствует об укреплении финансовой системы страны, www.prime-tass.ru, 31.01.2005
и были предприняты первые попытки его анализа экономистами В. Громаном и В. Базаровым.
В настоящее время тоже сложно представить, как будут дальше развиваться в России процессы восстановительного роста. Есть основания полагать, что пределы его будут исчерпаны при объемах выпуска более низких, чем те, которые были характерны для российского ВВП в период максимального его уровня при социалистическом производстве. При этом восстановительный рост носит затухающий характер. Это означает, что темпы роста снижаются, потому что ресурсы восстановления, ресурсы введения имеющихся мощностей и рабочей силы оказываются исчерпанными. Разумеется, когда темпы роста идут вниз, затухание может быть компенсировано новыми факторами роста производства, новыми капитальными вложениями, вводом новых мощностей, включением в производственный процесс новой рабочей силы. Но это требует другого качества национальных институтов, способных обеспечить экономическое развитие.
По мнению Е. Гайдара, важнейшая предпосылка долгосрочной устойчивости экономического роста в условиях глобального и меняющегося мира - способность общества и национальных элит сочетать две важнейших компоненты: стабильность институтов и институциональную гибкость, способность к адаптации. Мы постоянно сталкиваемся с новыми вызовами и от того, как мы способны адаптироваться к этим вызовам, зависит, как пойдет развитие страны в долгосрочной перспективе [2].
Еще в своем Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая 2003 г. В. Путин отмечал, что существует мнение о том, что российской экономике не нужны качественные подъемы и рывки, крупные национальные проекты, дающие серьезные приращения. И что вполне достаточно быть последовательными исключительно в проведении уже существующей политики, даже если она и не приносит ожидаемых высоких темпов роста. При таком отношении к делу, при такой боязни делать ответственный выбор мы не сможем быстро и качественно продвинуться вперед. Проблема реального выбора источников роста появится лишь при жесткой необходимости решать конкретную задачу. Такая задача есть -это удвоение ВВП - задача, которая потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике [11].
В среднесрочной программе социальноэкономического развития Российской Федерации,
определяющей ключевые направления деятельности Правительства РФ на 2006-2008 гг., указано, что удвоение валового внутреннего продукта за 10 лет является главным индикатором успешности социально-экономического развития страны. Ключевым условием достижения стратегических целей, усиления политической и экономической роли России в мировом сообществе является обеспечение неуклонного роста конкурентоспособности России. В современном мире, который быстро и неотвратимо идет по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к международной конкуренции становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития. В современном мире от конкуренции нельзя защититься - в ней можно только победить или проиграть [10].
5 сентября 2005 г. на встрече с руководителями правительства Федерального собрания и членами президиума Госсовета Президент Владимир Путин сделал ряд принципиальных заявлений, реализация которых, безусловно, улучшит социальное положение в стране. В. Путин поставил перед правительством России новую задачу -социальной переориентации бюджета. В 20002005 гг. основная задача заключалась в стабилизации социально-экономического положения
страны. Нужен был запас прочности - наращивание Стабилизационного фонда, золотовалютного резерва. Идя по этому пути, государство не уделяло достаточного внимания пенсионерам, бюджетникам. Но теперь финансовые возможности государства выросли, и можно вместо экономии любой ценой развивать социальную сферу.
Председатель Совета Федерации С. Миронов, выступая перед депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга, заявил, что «для обеспечения эффективного инвестирования государственных средств в социальную сферу требуется разработка национальных программ в здравоохранении, демографии, образовании, жилищной политике, социально-трудовых отношениях. Для их реализации нужно создать специальный фонд социального развития. Состояние золотовалютных запасов и стабилизационного фонда позволяют России создать своеобразный фонд будущих поколений». При этом он отметил, что в стабили-
зационном фонде на конец 2006 г. правительство планирует накопить 2,242 трлн. руб. или 44 % от суммы доходов федерального бюджета [8].
Таким образом, можно сделать вывод, что значимость инвестиций особенно велика при крайней ограниченности инвестиционных ресурсов и огромной потребности в них в целях осуществления структурной перестройки на более высокой технико-технологической основе, достижения новых показателей экономического роста. Это особенно важно для тех отраслей, государственные дотации которым сокращаются, - отрасли АПК, энергетика, транспорт, связь, химическая промышленность.
Литература
1. Ведомости. 2001. 30 нояб.
2. Гайдар Е. Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М.: Дело, 2005. 656 с.
3. Данные агентства ПРАИМ-ТАСС, www.prime-tass.ru 31.01.2005.
4. Данные Госкомстата РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Объединение «Информ ВЭС», Государственное инвестиционное агентство, сентябрь 2002 г.; Россия в цифрах. 2003. М.: Федеральная служба государственной статистики. С. 331.
5. Данные Росстат, ПРАЙМ-ТАСС, 17 марта
2005.
6. Доклад UNCTAD, 2002, www.unitad.org
7. Мау В. Экономическая политика 2006 г.: на пути к инвестиционному росту // Вопросы экономики. 2007. № 2. С. 4-25.
8. Миронов С. Данные информационного агентства «Прайм-тасс» // www.prime-tass.ru news'show. asp? id=530370&ct news, 07.09.2005
9. Обломуродов И. Привлечение прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой // Институт по прогнозированию развития и либерализации банковско-финансовой системы. Алматы, 2004.
10. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.). Министерство экономического развития и торговли РФ, http: www.economy. gov.ru
11. Российская газета. 2003. 17 мая. № 93 (3207).
12. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. Федеральное агентство по статистике России. М., 2006.