УДК 327(470+571)
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ
NATIONAL SECURITY OF RUSSIA AND INVESTMENT POLICY IN IMPORT
SUBSTITUTION
К.Н. Лобанов, B. В. Моисеев K.N. Lobanov, V.V. Moiseev
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина, Россия, 308024, г. Белгород, ул. Горького, 71 Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Россия, 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46
Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of 71 Gorky St, Belgorod, Russia, 308024, Russia Shukhov Belgorod State Technological University, 46 Kostyukova St., Belgorod, 308012, Russia
E-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация. С введением западных санкций, вызванных событиями на Украине, резкого падения цен на нефть и другие сырьевые товары, Россия оказалась в сложной экономической ситуации, остро стал вопрос о замещении технологий и товаров, импортируемых из-за рубежа. В статье рассматриваются не только условия, при которых в России начался новый этап государственной политики импортозамещения, но и важнейшие факторы ее реализации. Руководство Российской Федерации неоднократно поднимало проблемы им-портозамещения, но их решение не всегда было позитивным и системным, и только события последних лет вселяют надежду на положительные результаты. Авторы утверждают, что, несмотря на многофакторные проблемы, экономическая политика импортозамещения имеет реальные перспективы успешной реализации намеченных программ. В реализации утвержденных программ импортозамещения важное значение имеют инвестиции. В статье анализируются условия создания благоприятного инвестиционного климата как одного из условий обеспечения устойчивого роста и национальной безопасности России.
Resume. With the introduction of Western sanctions caused by the events in Ukraine, a sharp drop in oil prices and other commodity prices, Russia is in a difficult economic situation, the island became a question of replacement technologies and products imported from abroad. The article discusses not only the conditions under which Russia entered a new stage of public policy of import substitution, but also an important factor for its implementation. The Russian leadership has repeatedly raised the issue of import substitution, but the decision was not always positive and the system, and only the events of recent years give us hope for positive results. The author argues that, despite the multifactorial problem, the economic policy of import substitution has real prospects for the successful implementation of the planned programs. Theimplementation of the adopted program of import substitutionare importantinvestments. In article conditions of creation of favorable investment climate as one of conditions of ensuring steady growth and national security of Russia are analyzed.
Ключевые слова: западные санкции, технологическое отставание, импортозамещение, инвестиционный климат, национальная безопасность.
Keywords: Western sanctions, the technological gap, import substitution, investment climate. national security.
Российская экономика в настоящее время сильно зависит от импорта товаров и технологий. По данным Минпромторга РФ, собственное производство в таких важнейших отраслях, как тяжелое машиностроение, станкостроение, радиоэлектронная промышленность составляет всего 20-30 процентов от потребности, а доля импорта превышает допустимые пределы для обеспечения национальной и экономической безопасности страны. Наибольшую обеспокоенность вызывает состояние отечественного станкостроения, где доля импорта сегодня превышает 90%. Производство тракторов сократилось за эти годы примерно в 14 раз, прядильных машин - в 50, а ткацких в 127 раз1. По количеству выпускаемой продукции многие наши отрасли находятся еще в прошлом веке. Это относится и к судостроению, и приборостроению, и авиастроению, некоторым другим отраслям экономики. Наша страна сегодня импортирует машины и оборудование, автомобили и трактора, металлорежущие станки и кузнеч-нопрессовое оборудование, компьютеры и телефоны, телевизоры и видеомагнитофоны, медицинские приборы и медикаменты, мясо и молочные продукты, напитки алкогольные и безалкогольные, одежду и обувь, мебель и много другое. «К сожалению, большая часть технологического оборудования, используемого сейчас российской промышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы, а на десятилетия», - признавал В.В. Путин еще в первый свой президентский период2. Вследствие этого
1 Моисеев В.В. Россия в глобальном кризисе. Орел, 2009. С. 42.
2 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2006. 11 мая.
происходит сильнейшая экономическая зависимость России от других стран, в частности от Евросоюза и США. Более того, при масштабном импорте производство собственной продукции резко снижается, о чем красноречиво свидетельствуют приведенные выше факты, а также возросшие объемы импорта. За последнее десятилетие импортозависимость России в долларовом эквиваленте возросла почти в 10 раз: если в 2000 г. наша страна ввозила из-за рубежа товаров всего на 45 млрд долларов, то к 2013 г. -на сумму 341 млрд долларов1. «Без немедленного прорыва - технологического и, по большому счету, морального - Россия так и рискует остаться в стороне от прогресса. Бесконечно обменивать нефть и газ на ботинки из Китая и телевизоры из Кореи мы себе позволить все-таки не можем», - заявлял ДА. Медведев на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей, проходившем в Краснодаре 31 января 2008 г2.
В условиях экономических санкций, затрудняющих доступ к западным товарам и технологиям, резкого снижения экспортной выручки стало сложнее закупать за границей недостающую технику, оборудование, запасные части к ввезенным ранее машинам и агрегатам, поэтому так остро стал вопрос об импортозамещении, создании отечественного современного технологического оборудования для производства собственных товаров.
Катастрофа самолета иностранного производства авиакомпании «Когалымавиа» в небе над Египтом 31 октября 2015 г., унесшая жизни 224 человек, вновь привлекла пристальное внимание к проблемам отечественного авиастроения. Вспомнилось и крушение в ноябре 2013 г. самолета «Boeing-737-500», принадлежавшего авиакомпании «Татарстан», возраст которого составлял 23 года. Вспомнили и о том, что в бывшем Советском Союзе эта отрасль экономики олицетворяла научно-технический прогресс, что отечественные заводы практически полностью обеспечивали разработку и производство всех необходимых материалов и комплектующих, а вопросы, связанные с импортозаме-щением в этой отрасли, не только не стояли так остро, но и даже не обсуждались. Действительно, в авиастроении в советский период успешно работало около 250 предприятий, выпускавших ежегодно более 150 магистральных, региональных и грузовых самолетов (без учета боевой авиации)и около 300 вертолетов, на равных конкурировавших с лучшими мировыми образцами. Авиалайнеры отечественного производства не только обеспечивали собственные потребности, но и шли на экспорт; они составляли почти четверть всего мирового авиапарка того времени3.
В «лихие 90-е» при переходе к рыночным отношениям авиастроительная отрасль понесла невосполнимые потери. «Украинский фактор» уже тогда отрицательно сказался на кооперации: выход ОКБ Антонова из единого авиапромышленного комплекса повлек за собой резкое падение производства самолетов в Новосибирске (Ан-38), в Самаре - (Ан-140), в Воронеже - (Ан-148). Не удалось в те годы компенсировать и потерю Запорожского комплекса авиационного двигателестроения («Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич»), поставлявшего в Россию вертолетные и самолетные двигатели.Под воздействием этих и других негативных факторов производство военной и гражданской авиационной техники почти все 1990-е годы неуклонно сокращалось. Достаточно сказать, что в 1997 г. объем продукции авиастроительной отрасли не дотягивал и до четверти от объема 1992 г4.
В 2000-е годы, когда стоимость барреля нефти превышала 140 долларов, а государственные бюджеты зачастую принимались Госдумой с профицитом в 1,5-1,8 трлн рублей, была реальная возможность оказать финансовую помощь градообразующим авиапредприятиям. Но и на этот раз авиационные заводы не получили долгожданных инвестиций ни на производство серийных воздушных судов, ни на разработку новых, более современных авиалайнеров. В результате Российская Федерация смогла выпустить в 2005 г. всего 6, а в 2010 г. - 9 самолетов. Штучное производство самолетов, низкий уровень продаж и мизерная выручка без государственной поддержки и финансовых вливаний в отрасль (по примеру автопрома) привели к убыточности большинства предприятий гражданского сектора авиационной промышленности. Из-за скудного инвестирования они были лишены возможности финансировать обновление основных фондов и использовать современные технологии автоматизированного проектирования, производства и обслуживания авиатехники нового поколения.
В этих условиях отечественные авиаперевозчики стали пополнять свой парк посредством импорта: ввозили иностранные самолеты на условиях лизинга, покупали подержанные самолеты, на которых еще можно было получать прибыль. Так, компания «Ютэйр» подписала контракт на приобретение 40 самолетов «Boeing-737» на общую сумму в 3,3 млрд долларов США, а авиапарк «Трансаэро» в 2011 г. состоял из 68 самолетов фирмы «Boeing» и всего трех российских Ту-214. Примерно такое соотношение отечественной и импортной авиатехники и во всем авиапарке гражданского флота Рос-сии.Призыв главы государства о поддержке отечественного производителя российскими авиаперевозчиками во главе с Минтрансом не был услышан.
Импортозамещение авиатехники иностранного производства, как, впрочем, и других товаров и технологий, ввозимых в Россию, невозможно без большого объема капиталовложений, инвестиций в инновационное производство. Анализ показывает, что инновационно-инвестиционная компонента импортозамещения сегодня оставляет желать лучшего. Это объясняется тем обстоятельством, что в 2014 г. российская экономика столкнулась с острым валютно-финансовым и экономическим кризи-
1 Причины кризиса 2014 г. в России. URL: htttp://www.voprosik.net/prichiny-krizisa-2014-v-rossii/(09.n.2015).
2 Всероссийский форум промышленников и предпринимателей// Просторы России. 2008. 6 февраля.
3 Кондратьев В. Российское авиастроение: по ком звонит колокол? URL: http://www.perspektivy.info/book/rossijskoje_aviastrojenije_po_kom_ zvonit_ kolokol_2011-10-12.htm (02.11.2015).
4История авиационной промышленности России. URL: http://www.machinepedia.org/index. php/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D 1%80%D0%B8%D1%8F_ (10.11.2015).
сом. Снижение темпов ВВП впервые (после кризисного 2009 г.) перешагнуло в область отрицательных значений. Национальная валюта девальвировалась более чем на 80%. Экономическая политика с ее ставкой на нефть и экспорт других видов сырья после резкого падения мировых цен на энергоносители еще раз продемонстрировала свою полную несостоятельность. Ситуацию в экономике усугубили антироссийские санкции, инициированные США в связи с событиями на Украине. Курс на международную изоляцию России, на ограничение ее доступа к мировым финансовым рынкам, современным технологиям увеличит и без того существенное технологическое отставание России от западных стран.
Промышленным предприятиям, опытно-конструкторским и научным учреждениям сегодня не хватает инвестиций для разработки и внедрения научных достижений в производство. Государственное финансирование инновационных процессов явно недостаточно для обеспечения прорыва в импортозамещении, несмотря на то, что собственное производство, как отмечалось выше, составляет всего 20-30% в станкостроении, легкой промышленности, фармацевтике и медицинской промышленности, а в радиоэлектронной промышленности и того меньше, всего 20-10%.
Основная причина такого состояния ведущих отраслей российской экономики заключается в неблагоприятных условиях для ведения бизнеса, в том числе в состоянии инвестиционного климата в стране. Инвестиционный климат - это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих инвестирование в региональную хозяйственную систему страны.
Можно выделить три подхода к оценке инвестиционного климата.
Первый подход базируется на оценке совокупности макроэкономических показателей, таких, как: динамика ВВП, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; характер и динамика распределения национального дохода, пропорции сбережения и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; ход приватизационных процессов, развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.
Второй подход (многофакторный) основывается на взаимосвязанной характеристике более широкого набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. К таковым относятся: экономические факторы: характеристика экономического потенциала (обеспеченность страны или региона ресурсами, биоклиматический потенциал, наличие свободных земель для производственного инвестирования, уровень обеспеченности энерго- и трудовыми ресурсами, развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры); общие условия хозяйствования (экологическая безопасность, развитие отраслей материального производства, объемы незавершенного строительства, степень изношенности основных производственных фондов, развитие строительной базы); зрелость рыночной среды в регионе (развитость рыночной инфраструктуры, воздействие приватизации на инвестиционную активность, инфляция и ее влияние на инвестиционную деятельность, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, развитость конкурентной среды предпринимательства, емкость местного рынка сбыта, интенсивность межхозяйственных связей, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала); политические факторы: степень доверия населения к региональной власти, взаимоотношения федерального центра и властей региона, уровень социальной стабильности, состояние национально-религиозных отношений; социальные и социокультурные факторы: уровень жизни населения, жилищно-бытовые условия, развитость медицинского обслуживания, распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности, величина реальной заработной платы, влияние миграции на инвестиционный процесс, отношение населения к отечественным и иностранным предпринимателям, условия работы для иностранных специалистов; организационно-правовые: отношение власти к отечественным и иностранным инвесторам, соблюдение законодательства властными органами, уровень оперативности при принятии решений о регистрации предприятий, доступность информации, уровень профессионализма местной администрации, эффективность деятельности правоохранительных органов, условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы, деловые качества и этика местных предпринимателей; финансовые факторы: доходы бюджета, а также обеспеченность средствами внебюджетных фондов на душу населения, доступность финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов, доступность кредита в иностранной валюте, уровень банковского процента, развитость межбанковского сотрудничества и др1.
Значение инвестиционного климата для социально-экономического развития страны в целом и отдельных ее регионов трудно переоценить. Достаточно сказать, что при благоприятном инвестиционном климате в регион поступают все новые и новые финансовые ресурсы как отечественного, так и иностранного происхождения. И чем больше денег приходит в регион, тем больше возможностей у местных властей для комплексного социально-экономического развития на основе модернизации и инновации. Учитывая тот факт, что без инвестиций невозможно произвести импортозамещение, повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках, то инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций. «И если мы хотим не говорить и рассуждать о модернизации, а к ней приступить, отмечал экс-президент ДА.Медведев, - то центральное звено успешной модернизации - это кардинальное улучшение
1 Глаголев С.Н., Моисеев В.В. Проблемы иностранных инвестиций в России в условиях экономических санкций. Белгород, 2014. С. 26-27.
инвестиционного климата (выделено авт.). Модернизация практически требует сотен миллиардов долларов прямых инвестиций. И чтобы эти миллиарды долларов пришли, нужен не такой инвестиционный климат, который у нас есть»1.
В его Послании Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г. прямо указывалось: «улучшение предпринимательского климата - это наилучший способ обеспечить высокие темпы экономического роста»2. «Мы будем стимулировать инвестиции и развитие», - говорится в Послании президента В.В. Путина от 12 декабря 2012 г. На съезде «Деловой России» В. Путин заявил: «Совершенно очевидно, что нам необходимо запустить наш собственный, внутренний инвестиционный мотор, поддержать именно производственный бизнес, создать такие условия, чтобы вкладываться в отечественную экономику и промышленность было выгодно».
Однако, несмотря на многочисленные публичные заявления руководителей страны последних пяти лет, существенного улучшения инвестиционного климата в России не произошло. «Инвестиционный климат в России и раньше не отличался мягкостью, а сейчас его можно назвать откровенно суровым. Главная причина - повышение, вопреки всем декларациям, административного давления на бизнес. Одно из проявлений этого процесса - борьба с офшорами путем запретов и ужесточения санкций без улучшения условий ведения бизнеса внутри страны», - утверждает аналитик АКГ «Градиент Альфа» Егор Двинянинз. Неоднократно по этому поводу высказывался и В.В. Путин: «Размещение нового производства в России должно быть более выгодным, чем в других странах», - заявил глава государства, выступая с очередным посланием политической элите в декабре 2014 г4. Размещение нового производства в России пока не только менее выгодно, чем в цивилизованных государствах, но и сопряжена с коррупцией чиновников, вымогающих крупные взятки*, рейдерством, боязнью потерять капитал из-за отсутствия гарантий неприкосновенности частной собственности.
В результате значительная часть отечественного бизнеса стремится избежать российской юрисдикции и регистрирует свои компании за границей, в том числе в офшорах. Регистрация компаний в офшорных зонах выгодна предпринимателям по многим причинам. В соответствии с действующим законодательством все офшорные компании, регистрируемые, например, на Сейшельских островах, почти полностью освобождены от налогов; разрешены акции на предъявителя; доступ к информации об акционерах и директорах для третьих лиц закрыт; ведение бухгалтерского учета и составление годовых отчетов не обязательны; валютный контроль отсутствует. По утверждению С.М.Миронова, бывшего главы Совета Федерации, из офшоров сегодня управляется 70% российской экономики, что подтверждается многими фактами. Так, контрольный пакет акций (85,51%) крупнейшей отечественной сталелитейной компании "Новолипецкий металлургический комбинат "стоимостью 13,3 млрд. долл. принадлежит компании "Fletcher Group Holdings Limited", базирующейся на Кипре. Основной владелец НЛМК В. Лисин, которому принадлежит свыше 80% акций комбината, возглавляет список самых богатых бизнесменов России. Другой известный российский бизнесмен О. Дерипаска также держит свои активы вдалеке от России. Его Объединенная компания «Российский алюминий», являющаяся вторым в мире производителем алюминия и глинозема, зарегистрирована на британском острове Джерси. И активы миллиардера Р. Абрамовича также размещены за рубежом, в основном в офшорах5.
В Послании президента В.В. Путина от 4 декабря 2014 г. предлагалось провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию. Однако, несмотря на заявления руководства страны, попытки улучшить инвестиционный климат, условия для ведения бизнеса, бегство капиталов продолжается до сих пор. Это хорошо видно из следующей таблицы.
Таблица 1.
Table 1.
Вывоз капитала из России в 2008-201.5 гг. The export of capital from Russia in 2008-2015
Годы 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Итого:
$млрд 133,7 56,1 33,6 84,2 53,9 59,7 151,5 128 прогноз 700,7
Как следует из таблицы, отток капитала из России в 2014 г. в сумме 151,5 млрд долларов побил все рекорды и оказался значительно выше прогнозов Минэкономразвития и Центрального Банка РФ. Всего за восемь последних лет бизнесмены вывели из нашей страны свыше 700 млрд долларов США, что по курсу ЦБ РФ на 10 ноября 2015 г. превышает 45 трлн рублей или более трех годовых бюджетов
1 Инициативы Дмитрия Медведева по модернизации и инвестклимату // Российская газета. 2011. 31 марта.
2 Послание Президента Федеральному собранию 22 декабря 2011 г. // Официальный сайт президента РФ Д.А.Медведева. URL: http://www.kremlin.ru/news/14088 ( 02.11.2015).
3 Инвестиционный климат: есть куда расти. URL: http://www.businessofrussia.com/june-2014/item/702-invest-climate.htmK21.10.2015).
4 Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173 (29.10.2015).
* Например, за взятку в 5,6 млн долларов был арестован в 2015 г. губернатор Сахалинской области А. Хорошавин; за взятку в 40 млн рублей осужден губернатор Тульской области В. Дудка.
5 Моисеев В.В. Офшорная экономика // Человек и труд. 2012. № 8 . С. 22.
Российской Федерации. В 2014 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику РФ снизился на 70 процентов по сравнению с 2013 г., когда в развитие промышленного производства на территории Российской Федерации иностранные компании вложили всего 26,118 млрд долларов США1. Если сравнить эту сумму с российскими капиталами, вывезенными за рубеж и по разным причинам не ставшими собственными инвестициями в реализацию утвержденных программ импортозамещения, то окажется, что прямые иностранные инвестиции - это всего 0,04% от отечественных финансов, вложенных нашими бизнесменами в 2008-2015 гг. в чужую экономику.
О какой перестройке экономики на основе импортозамещения может идти речь без масштабных инвестиций и как остановить бегство из страны сотен миллиардов долларов? На вопрос, как можно изменить к лучшему создавшуюся ситуацию, ответ однозначный: изменением в лучшую сторону условий для ведения бизнеса, изменением инвестиционного климата. В мировом рейтинге по условиям ведения бизнеса наша страна отстоит от передовых государств на 100 с лишним пунктов. С целью улучшения инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса В.В. Путин в мае 2012 г. подписал указ «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором была поставлена задача - повысить позицию страны в новом международном рейтинге «Doing Business» с 120-й в 2011 г. до 50-й в 2015 г. и до 20-й в 2018 г. Однако наша страна в «Doing Business» - 2014 г. заняла всего лишь 92-е место2, таким образом, поставленная в указе главы государства задача оказалась не выполненной.
В апреле 2014 г. агентство «Standard & Poors» понизило кредитные рейтинги России, отметив, что напряженная геополитическая ситуация оказывает негативное влияние на инвестиционный климат России. Краткосрочный рейтинг России в иностранной валюте был понижен с A2 до A3, долгосрочный рейтинг в национальной валюте - до BBB с BBB+, с прогнозом по долгосрочным рейтингам на «негативный». В январе 2015 г. агентство «Fitch» понизило оценку кредитоспособности России с «BBB» до «BBB-» с негативным прогнозом. Уровень «BBB-» у рейтинговых агентств квалифицируется как «предмусорный». Аналогичный низкий уровень российскому суверенному рейтингу был выведен агентством «S&P». Позитивный момент во всей этой ситуации состоит в том, что внешнее давление будет стимулировать российские власти на реальную работу по изменению инновационного климата. В такой ситуации России остается рассчитывать только на собственные силы, а для этого необходимо провести целый ряд реформ, чтобы упростить регистрацию новых предприятий и привлечение инвестиций в ключевые отрасли для реализации утвержденных программ импортозамеще-ния. Российские бизнесмены чаще продают иностранным партнерам патенты на изобретения, чем сами производят новые конкурентные товары. Причина такого положения дел кроется в неуверенности российских предпринимателей в завтрашнем дне, наличии рисков больше потерять, чем выиграть от долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики. Поэтому обеспечение конкурентоспособности российской юрисдикции требует системных мер для принципиального улучшения инвестиционного климата. Без улучшения инвестиционного климата остается реальная опасность того, что научные открытия и создаваемые в России инновации не станут ресурсом для развития российских производств, способных заменить иностранные технологии и товары.
Нельзя сказать, что в сфере условий для бизнеса и привлечения инвестиций в России ничего не делается. Так, произошло сокращение количества разрешений, необходимых для реализации строительных проектов, и времени, необходимого для регистрации нового здания. На получение разрешения в строительной отрасли теперь нужно потратить 297 дней, а не 344 дня, как годом ранее, и пройти при этом предстоит 36 процедур, а не 42. Также Россия облегчила процедуру доступа к электроэнергии для предприятий, сделав получение электроэнергии более простым и менее затратным. Количество процедур сократилось вдвое - до пяти, а количество дней на их прохождение - с 281 до 162. Как видим, барьеров на пути предпринимателей стало немного меньше, но, тем не менее, они сильно усложняют ведение бизнеса в нашей стране.
В помощь бизнесменам в рамках федерального правительства стал действовать институт омбудсмена по инвестициям. В Минэкономразвития РФ был создан департамент инвестиционной политики и развития государственно-частного партнерства, куда стекаются обращения инвесторов, столкнувшихся с административными барьерами. Курирует эту работу первый вице-премьер И.И. Шувалов. Он обеспечивает координацию деятельности федеральных исполнительных органов власти по рассмотрению обращений российских и иностранных инвесторов. Инвесторы получили право также обращаться к заместителям полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, за которыми закреплен статус инвестиционных уполномоченных. Однако институт омбудсмена по инвестициям больше подходит для крупных инвесторов, отсюда возникает необходимость создания института омбудсмена на региональном уровне для малого и среднего бизнеса. В регионах должны быть свои региональные омбудсмены по правам предпринимателей.
Региональные власти понимают значение инвестиционного климата. Так, в Рязанской области разработана и реализуется концепция «Механизм создания условий привлечения инвестиций в коммунальный комплекс». В Курской области разработана «Стратегия социально-экономического развития Курской области до 2020 года», в которой вопросы улучшения инвестиционного климата и привлечения инвестиций получили всестороннее освещение. В Липецкой области для организации
Пономарева И.В. Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы // Молодой ученый. 2014. № 12. С. 169-174.
Инвестиционный климат: есть куда расти. URL: http://www.business0frussia.c0m/june-2014/item/702-invest-climate.html (21.10.2015).
работы по привлечению потенциальных инвесторов в экономику муниципальных образований подготовлен перечень из 100 объектов муниципальной собственности для привлечения инвестиций через механизм государственно-частного партнерства. В Тульском регионе действует закон «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области». Региональный закон устанавливает налоговые льготы для хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории области. В целях реализации инвестиционных проектов в бюджете Тульской области предусматриваются инвестиции в форме капитальных вложений с объемом в 300 млн рублей ежегодно Действенным средством привлечения инвестиций в регионы, как показала практика, стали региональные экономические и инвестиционные форумы. Благодаря им только Тульская область смогла подписать соглашений о привлечении в регион свыше 500 млрд. рублей инвестиций1. Следует заметить, что наибольший приток инвестиций происходил и до введения антироссийских санкций, а с осложнением обстановки инвестиционная деятельность отечественных и зарубежных бизнесменов резко снизилась и вместо притока денег в экономику усилился отток капитала из России. Так, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. вывоз капитала увеличился почти в три раза (с 59,7 до 151,5 млрд долларов).
Таким образом, чтобы успешно решать проблемы импортозамещения, а значит - и обеспечивать экономическую безопасность России в условиях западных санкций, необходимо, в первую очередь, существенным образом улучшить инвестиционный климат в стране.
Список литературы References
Всероссийский форум промышленников и предпринимателей / / Просторы России. 2008. 6 февраля. Vserossiyski forum promyshlennikov I predprenimateley// Prostory Rossii. 2008. 6 fevralya. (in Russian) Глаголев С.Н., Моисеев В.В. Проблемы иностранных инвестиций в России в условиях экономических санкций. Белгород: Изд-во БГТУ, 2014.
Glagolev S.N., Моiseev V.V. Problemy inostrannich investiciy v Rossii v usloviyach economocheskih sankciy. Belgorod: BGTU, 2014. (in Russian)
Инвестиционный климат: есть куда расти. URL: http://www. businessofrussia.com/june-20i4/item/702-invest-climate.html(2l.l0.20l5).
Investicionnyi klimat: est' kuda rasti. URL: http://www. businessofrussia.com/june-20i4/item/702-invest-climate.html(2l.l0.20l5). (in Russian)
Инициативы Дмитрия Медведева по модернизации и инвестклимату / / Российская газета. 20ll. 3l марта. Iniciativy Dmitrya Меdvedeva po modernisatsii I investclimatu//Rossiyskaya gaseta 20l. 3l marta. (in Russian) История авиационной промышленности России. URL:
http: //www.machinepedia.org/index.php/%D0%98%Dl%8l%Dl%82%D0%BE%D %80%D0%B8%Dl%8F (l0.ll.20l5).
Istoriya aviatsionnoi promyshlennosty Rossii. URL:
http://www.machinepedia.org/index.php/%D0%98%Dl%8l%Dl%82%D0%BE%D %80%D0%B8%Dl%8F (l0.ll.20l5). (in Russian)
Кондратьев В. Российское авиастроение: по ком звонит колокол? URL: http: / /www.perspektivy.info/book/rossijskoje_aviastrojenije_po_kom_ zvonit_ kolokol_20ll-l0-l2.htm (02.ll.20l5).
Kondratyev V. Rossiyskoe aviastroenie po kom zvonit kolokol? URL: http://www.perspektivy.info/book/rossijskoje_aviastrojenije_po_kom_ zvonit_ kolokol_20ll-l0-l2.htm (02.ll.20l5). (in Russian)
Моисеев В.В. Россия в глобальном кризисе. Орел: Изд-во АПЛИТ, 2009. Moiseev V.V. Rossyia v global'nom krisise. Orel: APLIT, 2009. (in Russian) Моисеев В.В. Офшорная экономика / / Человек и труд. 20l2. № 8. С. 22. Moissev V.V. Ofshornaya economica / / Cshelovek i trud. 20l2. № 8. С. 22. (in Russian)
Пономарева И. В. Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы / / Молодой ученый. 2014. № l2. С. l69-l74.
Ponomareva I. V. Inostrannie investitsii v economike Rossii: dinamika, analys, problemy / / Molodoi utschenyi. 2014. №12. С. l69-l74. (in Russian)
Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ / / Российская газета. 2006. 11 мая. Poslanye Psesidenta RF V.V. Putina Federalnomu Sobraniyu RF / / Rossiyskaya gaseta. 2006. ll maya. (in Russian) Послание Президента Федеральному собранию 22 декабря 2011 г.//Официальный сайт президента РФ Д.А.Медведева. URL: http://www.kremlin.ru/news/l4088 (02.ll.20l5).
Poslanye Psesidenta RF Federalnomu Sobraniyu RF 22 dekabriya 20ll g.//Ofitsialnii sayt Presidenta RF D.А.Меdvedeva. URL: http://www.kremlin.ru/news/l4088 (02.ll.20l5). (in Russian)
Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47l73 (29.l0.20l5).
Poslanye Psesidenta RF V.V. Putina Federalnomu Sobraniyu RF 4 dekabriya 20l4 g. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47l73 (29.l0.20l5). (in Russian)
Причины кризиса 2014 г. в России. URL: http://www.voprosik.net/prichiny-krizisa-20l4-v-rossii/ (09.ll.20l5).
Prischiny krisisa 20l4 g. v Rossii. URL: http: //www.voprosik.net/prichiny-krizisa-20l4-v-rossii/ (09.ll.20l5). (in
Russian)
Сайт «Региональное законодательство». URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds= 9H964 (2l.l0.20l5). Sayt «Regional'noe zakonodatelstvo». URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds= 9П964 (2l.l0.20l5). (in Russian)
l Сайт «Региональное законодательство». URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds= 9П964 (2l.l0.20l5).