бережное отношение и должны развивать методы и технологии поддержки экологической безопасности страны.
Список литературы
1. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.)
2. Почекаева, Елена Ивановна. Окружающая среда и человек [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Е. И. Почекаева ; под ред. Ю. В. Новикова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 573 с.
3. Экологическое нормирование: методы расчета допустимых сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты суши [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений по направлению подготовки 280400 «Природо-обустройство» / О.Г. Савичев, К.И. Кузеванов, А.А. Хващевская, В.В. Янковский ; М-во образования и науки РФ, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Нац. исслед. Томский политех. ун-т». - 3-е изд. - Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - Ч. 1. - 2010. - 99 с.
4. Экономика и организация природопользования: учебник / Н. Н. Лукьянчиков, И. М. Потравный. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 687 с.
5. Электронный ресурс: http://orel-region.ru
6. Электронный ресурс: http://topmira.com/goroda-strany/item/113-samye-ekologicheski- chistye-goroda-rossii
ВЛИЯНИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАЗАХСТАНА НА ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ Усенова Дана Мадиевна, магистр, ст. преподаватель Оспанов Бауыржан Рахымович, магистр в сфере услуг, преподаватель Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие туризма в Казахстане неразрывно связано с дальнейшим развитием инфраструктуры, в том числе и с транспортом, который сегодня называют третьей, ведущей отраслью материального производства. В статье проведен подробный анализ в сфере обслуживания туристов, в том числе различными транспортными средствами, рассмотрены преимущества и недостатки транспортной инфраструктуры как обслуживающей сферы туристской индустрии. Подчеркивается необходимость дальнейшего развития транспортной системы в Казахстане с целью привлечения туристов-нерезидентов, особое внимание обращающих на качество и уровень обслуживания в туристких дестинациях, в том числе и транспортной индустрии.
Туризм в Республике Казахстан является приоритетным направлением. Основной целью развития туризма в Казахстане является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, на базе которого будут обеспечиваться условия для развития отрасли как сектора экономики, интеграции в систему мирового туристского рынка и развитие дальнейшего международного сотрудничества в области туризма. Учитывая, что Казахстан обладает
уникальным природным потенциалом, у страны есть все возможности для развития различных видов туризма: культурно-познавательного, экологического, экстремального, делового, оздоровительного и другие.
Транспортная инфраструктура туризма представляет собой комплекс, охватывающий транспортные средства, транспортные объекты, транспортные пути, маршруты и услуги, объекты сервиса и туризма на объектах и в средствах транспорта, средства информации. Схематично транспортная инфраструктура туризма представлена на рис 1.
Рис.1 - Транспортная инфраструктура туризма
Туризм являясь важным сегментом экономики, имеет специфику «невидимого» экспорта. Различие туризма от других сфер хозяйства где товары доставляются до потребителя заключается в привлечений людей в места рекреационных ресурсов. Особенность туризма является для развития народного хозяйства: транспорта, торговли, связи, сельского хозяйства весьма важным фактором.
Туристическая инфраструктура в нашем понимании - это совокупность предприятий, учреждений и заведений, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей людей, участвующих в оздоровлении или отдыха, а также путей сообщения и транспорта и объектов размещения туристов, обеспечивающих условия стабильного функционирования.
Нужно отметить что мировой экономический кризис отрицательно повлиял на развитие туристтской сферы. Общий объем предоставленных услуг в сфере туризма упал на 0,4% и составил 65 761,9 млн. тенге, стоимость реализованных путевок составила 19 281, 6 млн. тенге (рост на 13,9%) (таблица 1).
2009-2013 гг. отмечается устойчивый прирост посетителей в нашу страну. На первом месте по их обслуживанию стоят объекты культурных учреждений. К ним можно отнести музеи, места археологических
раскопок, библиотеки, древние городища, театры, дворцы и т.д. В 2013 г. на долю этих предприятий приходилось 30,6 % иностранных туристов и это значение увеличивается из года в год (в 2009г. на 19,9 %, 2010г. на 27,7 %, 2011г. на 25,5%, 2012г. на 23,7 %).
Таблица 1. Количество обслуженных туристов по въездному туризму
2009 2010 2011 2012 2013 2013/2009
Въездной туризм, тыс. 4365,0 4706,7 5310,6 4721,5 4329,8 99,19%
чел.
В том числе
Туристскими организациями 39,9 56,3 62,2 38,0 31,3 78,44%
Объектами размещения 264,2 351,4 579,0 580,7 513,6 194,4%
Санаторно-курортными 69,0 95,5 90,8 126,1 65,1 94,34%
учреждениями
Особо
охраняемыми природными 130,4 173,6 168,2 179,5 153,9 118,02%
территориями
Учреждениями культурной сферы 828,6 1304,1 1355,1 1121,4 1325,3 159,94%
Общее
количество обслуженных 10649,0 11889,6 13787,6 14218,2 14799,4 138,97%
посетителей
Примечание: составлено авторами на основе статистических данных за период с 2009 по 2013 гг.
Количество туристов обслуженных разного рода объектами размещения также увеличивается: в 2010 году прирост составил 33 % (по отношению к 2009 году), в 2011 году - 64,7 % (по отношению к 2010 году), в 2012 году -0,3 % (по отношению к 2011 году), однако в 2013 году количество обслуженных посетителей сократилось на 11,6 % в сравнении с 2012 годом.
2009-2013 гг. количество обслуженных туристов особо охраняемыми природными объектами в нашей стране увеличилось на 18,02 %: в 2010 году прирост составил 33,1 % (по отношению к 2009 году), в 2011 году показатель снизился по отношению к 2010 году на 3,1 %, в 2012 году показатель вновь дал положительное значение в 6,7 % (по отношению к 2011 году), однако в 2013 году количество обслуженных посетителей сократилось на 14,3 % в сравнении с 2012 годом.
Количество обслуженных посетителей санаторно-курортными учреждениями состовляет лишь 1,5 % от общего количества интуристов. Такой низкий показатель связан прежде всего с нехваткой рекламы за границей отечественных курортов, санаториев, прафилакториев и лечебных центров. В 2010 году количество обслуженных туристов возросло на 38,4 % по отношению к предыдущему году; 2011 году отметилось снижение на 4,9%; в 2012 году значение снова возросло на 38,8 % в сравнении с 2011-м, однако в 2013 году зафиксировано почти двукратное снижение (48,4 %), что равно 65100 чел.
Согласно таблице 2 самым популярным видом транспорта среди иностранных туристов является воздушный транспорт. В 2009 году 86,6% интуристов использовал именно этот вид транспорта.
Таблица 2. Виды транспорта используемых въездными туристами __(не резидентами) ___
2009 2010 2011 2012 2013 2013/2009
Воздушный транспорт 34545 51204 58596 34302 29863 86,4%
Железнодорожный транспорт 3979 3930 2571 1488 180 4,5%
Автомобильный транспорт 614 860 452 1367 162 26,4%
Водный транспорт - - - - - -
Другие виды наземного транспорта 734 209 498 780 1041 141,8%
Количество въездных туристов (не резидентов) 39872 56203 62117 37937 31246 78,3%
Примечание: составлено авторами на основе статистических данных за период с 2009 по 2013 гг.
На следующем месте железнодорожный транспорт (10 %). Автобус предпочли 1,5 % интуристов. В 2010 году доля пассажиров воздушного транспорта стала еще больше - 91,1%, доля же железнодорожного транспорта от общего числа туристов особо не изменилась - 3930 туристов (7%), доля автомобильного транспорта составила 1,5 %.
2011 год характеризуется наибольшим количеством посетившых инностранных туристов в нашу страну. В этом году количество интуристов возросло на 55,8 % в сравнении с 2009-м. Лидером по перевозке туристов вновь стал воздушный транспорт - 94,3%, доля перевезенных пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом от общего числа интуристов снизилась (до 4,1 % и 0,7 % соответственно). В 2012 году из-за мирового финансового кризиса количество инностранных туристов, и,
соответственно число перевезенных пассажиров значительно уменьшилось. Поток туристов снизился на 39 % в сравнении с предыдущим годом. 90,4 % прибывших туристов воспользовалось воздушным транспортом, 3,9 % -железнодорожным, 3,6 % -автомобильным, 2 % - другими видами наземного транспорта. В 2013 году тенденция понижения количества туристких потоков сохранилась, в сравнении с 2012 годом на 17,8 %, с 2011 годом на 49,7 %. Доля воздушного транспорта в обслуживании интуристов составила 95,5 %, железнодорожного - 0,5 %, автомобильного - 0,5 %, других видов наземного транспорта составила 3,3 %.
Итак, развитие въездного туризма в стране невозможно без развития транспортной инфраструктуры. Туризм, являясь межотраслевой индустрией, зависит от развития многих других секторов экономики. Но особое влияние на развитие туризма оказывает транспорт, и оно продолжает расти. Транспорт как крупный межотраслевой комплекс, имеет схожие черты с туризмом и способен развиваться успешно только при эффективном управлении смежными отраслями. Транспортная инфраструктура туризма охватывает туристскую и транспортную отрасли и испытывает колоссальное перекрестное влияние обеих, в то же время, оказывая влияние и на них.
Список литературы:
1. Александрова А. Ю. Международный туризм: учебник/Александрова А. Ю. - М.: КноРус, 2010. - 464 с.
2. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки/ Биржаков М.Б., Никифоров В.И. - СПб.: Издательский дом Герда, 2007. -528 с.
3.,^^^81а1.§оу.к2 - Комитет Статистики РК.
КАК КРИЗИС ОТРАЖАЕТСЯ НА РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ РОССИИ Ушакова Наталья Алексеевна, студент Хурматулина Наталья Маратовна, к.э.н., доцент Сибирский государственный университет сообщения
В статье рассматривается состояние и тенденции рынка недвижимости России на сегодняшний день и в перспективе. Также идет сопоставление влияния кризиса на стоимость жилья в 2008 и в 2014 году. Представлены возможные пути поведения на данном рынке по выходу с наименьшими потерями.
Рынок недвижимости России в этом году описывается как рынок предположений: покупка-продажа жилья, и на первичном, и на вторичном рынках хоть и производится, но заторможено. Большая часть населения старается не тратить свои сбережения, ожидая, что стоимость жилья в этом году упадет до такого уровня, что можно будет совершить покупку по приемлемой цене. Если сравнивать варьирование цен на недвижимое имущество