СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Ж.И. Сариева, канд. экон. наук, доцент С.Х. Шалгимбаева, канд. физ-мат. наук, доцент Университет международных отношений и мировых языков (Казахстан, г. Алматы)
Б01:10.24411/2411-0450-2019-11094
Аннотация. Представленная статья посвящена изучению и анализу туристических услуг в Республике Казахстан. В работе проведены исследования по различным видам туризма. Детально рассмотрено размещение, транспортное сопровождение, экскурсионное обслуживание. Проведенный обзор позволит сформировать комплексное представление о состоянии туристической отрасли, а результаты - найти применение для опережающего развития отрасли и занять равноценные позиции на мировом рынке туристических услуг.
Ключевые слова: туристические услуги, туристическая отрасль, туристический продукт, индустрия туризма, сфера туризма, туристский поток.
Процесс интеграции Казахстана в Мировое Сообщество предполагает развитие в стране новых секторов национальной экономики. Индустрия туризма может стать одним из таких направлений. Казахстан располагает целым рядом уникальных природных мест, привлекающих сотни туристов со всего мира. Это такие места, как побережье Каспийского моря, озера Алаколь и Балхаш, курортная зона Боровое, санатории Сары-Агаш и многие другие.
Формирование индустрии туризма на основе развития крупномасштабного туристского бизнеса и рационального использования рекреационного потенциала непосредственно связано с реализацией Стратегии «Казахстан - 2050» [1]. Для развития туризма в Казахстане поворотным стал 2017 год. По поручению Главы государства был сформирован Комитет индустрии и туризма, который интегрирован в Министерство культуры и спорта. 31 мая 2019 года Утверждена Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы». Перед отраслью стоит стратегическая задача по увеличению доли туризма в ВВП до 8% к 2025 году. А также увеличение занятости в до 660 тыс. человек к 2025 году. Обеспечение роста предполагается за счет трех основных драйверов: инвестиции в туризм, расходы внутренних и расходы
иностранных туристов. Для реализации стратегической цели Программы по достижению в 2025 году доли туризма в структуре ВВП 8%, три вышеупомянутых драйвера должны иметь среднегодовые темпы роста 7-8% [2].
Туристская отрасль способствует развитию всей инфраструктуры общества - экономики, культуры, социальной сферы, а также коммуникаций. Около 10% мирового совокупного продукта, 30% мирового экспорта услуг, 7% мировых инвестиций, 10% рабочих мест и 5% всех налоговых поступлений приходится на сферу туризма. Затраты, которые направлены на продвижение туристского продукта являются одними из основных затрат в становлении туризма. Так, по данным ВТО, затраты на пропаганду и становление национального туристского продукта в среднем составляют около половины бюджета стран в которых развита туристская инфраструктура. Например, Таиланд расходует ежегодно на развитие туризма около 90 млн. долларов, Турция более 100 млн. долларов [3].
Специалисты просчитали, что в среднем, чтобы получить доход, равный посещению страны одним туристом, надо экспортировать около 10 тонн угля. При этом необходимо отметить, что экспорт сырья из Республики истощает не возобновляемые запасы, тогда как сфера туризма не
требует больших сырьевых затрат. Этот факт подтверждает приоритетность развития туризма как отрасли.
Существует негласное разделение стран на тех, кто «поставляет туристов» и тех, кто «принимает туристов». В данный момент, в разрезе этого определения, Казахстан относится к поставщику туристов в другие страны. Обычно такими странами являются государства с огромным промышленным потенциалом. Существует вероятность, что такая ситуация сложи-
В тоже время, наблюдается уменьшение количества выезжающих и въезжающих туристов по сравнению с тем же периодом прошлого года на 0,6% и 8,2%, и соответственно составило 2256,1 и 1637,8 тыс. человек [4].
Необходимо отметить, что темпы развития выездного туризма более динамичны, чем внутреннего и въездного. Это объясняется отсутствием конкурентоспособных туристских предложений внутри
За январь-март 2019 года посетили курортные зоны 94,2 тысяч внутренних и 1,9 тысяч въездных посетителей.
Количество мест размещения составило 3449 единиц, в которых насчитывается
лась в результате падения производства в легкой промышленности, что повлекло за собой спад рынка потребительских товаров и рост «шоп-туризма». Удельный вес выезжающих в туристские поездки возрос, что явилось негативным фактором для Казахстана.
Так за январь-март 2019 года количество посетителей по внутреннему туризму по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличилось на 9,6% и составило 1177,8 тыс. человек.
страны, которые сочетали бы показатели цены и качества.
Вместе с тем, сегодня казахстанские туристические компании могут предложить ассортимент по предоставляемым местам размещения в гостиницах, по краткосрочному размещению, на выходные и праздничные периоды, услуги по размещению в кемпингах, рекреационных и трейлерных автопарках и в других видах жилья. Объем такого рода услуг представлен на рисунке 2.
72731 номеров, при этом 169107 койко-места - единовременная вместимость. Ими обслужено 1113,9 тысяч человек на сумму 24484,7 млн. тенге. Объем оказанных услуг по размещению туристов (без учета
| Выездной | Въездной I Внутренний
Рис. 1. Количество обслуженных посетителей по типам туризма по Республике Казахстан за 2019 год
услуги в других видах жилья
Рис. 2. Объем оказанных услуг по размещению туристов
услуг ресторанов) увеличился в текущем периоде по сравнению с тем же периодом прошлого года в сопоставимых ценах на 10,8%.
В курортных зонах количество мест увеличилось по сравнению с прошлым годом на 19,8% , что составило 979 единиц, с количеством номеров 20072 единиц. Оказанные услугу составили на 1687,6 млн. тенге (или в сопоставимых ценах на 0,6%) меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года [4].
Казахстанские туристы отдают приоритет средствам передвижения в сфере выездного туризма воздушному
850
транспорту. Доля воздушного транспорта стоставляет 93%, собственные же автомобили пользуются наименьшей популярностью. Если говорить о туризме внутри страны, то потребители отдают предпочтение собственным автомобилям. Это обусловлено дороговизной авиабилетов и расстоянием курортов от аэропортов.
Предпочтения Казахстанских туристов принадлежат покупке туров, которые включают полный спектр услуг по туризму: авиаперелет, трансфер, гида, проживание в отеле, питание и медицинскую страховку.
■ Выездной туризм-полный спектр услуг
■ Выездной туризм-отдельные виды услуг
■ Въездной туризм-полный спектр услуг
■ Въездной туризм-отдельные виды услуг
Р 'ис. 3. Структура покупки туристических путевок в разрезе спектра услуг
В процентном соотношении покупка туристического продукта, включающего полный комплекс услуг, составляют около 80%, тогда как покупка туристических путевок включающих отдельные виды туристических услуг составляет лишь 20%. В структуре выездного туризма процентное соотношение составляет 85% и 15%, соответственно. В настоящее время эта тенденция начинает меняться, по выездному туризму потребитель чаще предпочитает бронировать отдельные виды услуг (чаще всего бронируется проживание на курорте Казахстана, а добираются туристы самостоятельно) [4].
Как видно из вышеприведенной информации по многим показателям отрасли просматривается положительная динамика. Вместе с тем, наблюдается нестабильный характер роста. Так, в связи с проведением Международной выставки ЭКСПО, ряд показателей за 2017 год возросли, а в 2018 году из-за высокой базы предыдущего года, относительно снизились.
Кроме того, снижение доходов населения, а также повышение стоимости туристического пакета повлекло за собой сни-
жение потока туристов. В первую очередь, произошло удорожание авиатоплива, что повлекло за собой рост стоимости тарифов на авиаперелет. Отели и гостиницы также повышают цены на проживание.
Проведенные исследования показывают, что потенциал туристской отрасли недостаточно используется. Это происходит по причине несоответствующего мировым стандартам сервиса. Этому препятствует ряд проблем, который характерен практически каждому региону страны. А именно, неразвитость туристической инфраструктуры и предпринимательской среды, несовершенная кадровая политика и должная законодательная база, отсутствие маркетинга и т.д. Для создания условий для интеграции национального туристского продукта в мировой туризм необходимо решения ряда проблем.
В, частности, туризм выступает катализатором развития национальной экономики, повышает уровень жизни населения, способствует созданию рабочих мест и росту доходной части бюджета. Сфера туризма способствует развитию экономики страны, является эффективной индустрией
быстро окупаемыми вкладываемые в нее инвестициями. В этой связи, во-первых, требуется пристальное внимание и серьезный подход к созданию наилучших условий для инвестиций при строительстве объектов туристского использования, развитию туристской инфраструктуры.
Во-вторых, поскольку туристическая отрасль является весьма важным источником формирования доходной части бюджета республики, необходимо удвоить усилия для увеличения потока иностранных туристов. Для этого необходимо переориентировать туристические компании Казахстана на развитие въездного туризма. Это будет зависеть от состояния транспорта, гостиниц, от состояния путей к туристическим маршрутам, а также от поддержки государства в данном направле-
И, наконец, состояние развития туристической отрасли показывает, что, несмотря на положительную динамику его развития, к большому сожалению, происходит потеря существенных денежных средств, которые мог бы принести туризм Казахстану. А, поскольку, на сегодняшний день, наша страна с слабо развитой туристской инфраструктурой, при имеющимся невостребованным потенциалом, должен развивать специализированный туризм как новое альтернативное направление, привлекая иностранного потребителя и диверсифицируя внутренний туристский рынок.
Таким образом, проведенный анализ текущего состояния позволяет прийти к выводу, что для развития отрасли требуется более динамичный рост по всем показателям туризма.
нии.
Библиографический список
1. Современное состояние сферы туризма в Республике Казахстан//Учебные материалы онлайн (info{aт}studwood.ru) ttps://studwood.ru/1024441/turizm/sovremennoe_sostoyanie_sfery_turizma_v_respublike_kazah stan
2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2019 года № 360 «Об утверждении Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы». - Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» http://adilet.zan.kz/rus/search/origins.
3. Анализ состояния туристской отрасли в Казахстане. - [Электронный ресурс] // https://www.kazportal.kz/analiz-sostoyaniya-turistskoy-otrasli-v-kazahstane
4. Министерство национальной экономики Республики Казахстан Комитет по статистике [Электронный ресурс] ttp://stat.gov.kz
CURRENT STATE OF THE TOURISM INDUSTRY IN THE REPUBLIC OF
KAZAKHSTAN
Zh.I. Sariyeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor S.H. Shalgimbayeva, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor University of International Relations and World Languages (Kazakhstan, Almaty)
Abstract. This article is concerned with the study and analysis of the tourist services of the Republic of Kazakhstan. This article is concerned with the study and analysis of by different types of tourism. Accommodation, transport support, excursion service are considered in detail. The conducted researches allow to form a comprehensive view of the state of the tourism industry, and the results - to find application for the advanced development of the industry and take an equal position in the global market of tourism services.
Keywords: tourism services, tourism industry, tourism product, tourism industry, tourism industry, tourist flow.