ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ
С.З. Сайдуллаев, старший преподаватель Университет Нархоз (Казахстан, г. Алматы)
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию проблемы развития международного туризма Казахстана с акцентом на въездной тип и учетом его сложной и многокомпонентной организации как особого сегмента национальной экономики.
Путешествия людей с целью отдыха и туризма завладели всеми странами мира, в том числе и Казахстаном. Более глубокое и осмысленное включение страны в систему международного туризма диктует необходимость серьезного осмысления его современного состояния и выступает гарантом успешного формирования и реализации государственной политики, которая позволит извлекать максимальные преимущества и давать большой доход государству.
В статье выполнен анализ современного состояния международного туризма Казахстана с акцентом на въездной тип на основе: эконометрического анализа статистической информации; веб-анализа информационных ресурсов; обзора процессов транснационализации и глобализации; смешанного SNW-анализа.
Ключевые слова: международный туризм, индекс экономической свободы, индустрия гостеприимства и туризма.
Казахстан в 2017 г. согласно индексу экономической свободы (Economic Freedom Index), который рассчитывается Фондом наследия с 1995 г., занял 42 место со следующими показателями: 1) общая оценка экономической свободы: 69 баллов; 2) статус экономической свободы: умеренная свобода (средняя группа);
3) положение в глобальном рейтинге: 42;
4) положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе: 11 место; 5) преимущества: свобода торговли, управление государственными финансами, размер налогов; 6) главные проблемы: целостность правительства, инвестиционная и финансовая
свобода, коррупция; 7) изменения в положении с 2012 г.: нет. Отметим, что индекс рассчитывается для 186 стран, подразделяемых на пять групп: свободные (индекс 100-80 баллов); преимущественно свободные (79,9-70); умеренно свободные (69,960); преимущественно несвободные (59,950); несвободные (49,9-0) [1].
На основе методики Фонда наследия с авторскими корректировками выполнен анализ состояния Казахстана по отдельным составляющим экономической свободы в сфере гостеприимства и туризма. Результаты анализа отражает нижеследующая диаграмма (рисунок 1).
Рис. 1. Результаты анализа экономической свободы в сфере гостеприимства и туризма
Казахстана
Примечание: составлено автором с использованием [5]
Согласно рисунку, средний показатель экономической свободы в сфере гостеприимства и туризма Казахстана составляет 4,5 баллов. Наиболее хорошая ситуация наблюдается в областях здравоохранения, ценовой конкуренции и природных ресурсов.
Казахстан в 2017 г. среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона занял 11 позицию из 43 возможных. Другие страны Центрально-Азиатского региона заняли следующие позиции: Кыргызстан -19 место; Таджикистан - 23 место; Узбекистан - 36 место; Туркменистан -
41 место [5].
Согласно индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма (Travel and Tourism Competitiveness Index) - ИК-СПиТ, ежегодно рассчитываемого группой Всемирного экономического форума (ВЭФ) по четырем группам показателей (создание благоприятных условий; политика и условия активации; инфраструктура; природные и культурные ресурсы) в 2017 году Казахстан занял 81 место среди 136 стран мира, улучшив с 2015 года положение на 4 позиции (таблица 2) [6].
Таблица 1. Рейтинг некоторых стран СНГ согласно
Страны Глобальный ранг Бизнес среда Безопасность и охрана Здоровье и гигиена Кадровые ресурсы и рынок труда Готовность к ИКТ
Российская Федерация 43 4,1 4,3 6,7 4,8 5,0
Грузия 70 5,3 6,0 6,1 4,8 4,5
Азербайджан 71 4,6 5,8 6,1 5,0 5,0
Казахстан 81 4,9 5,5 6,7 4,8 4,9
Армения 84 4,9 5,9 5,9 4,8 4,3
Украина 88 3,7 3,5 6,6 4,9 4,2
Таджикистан 107 4,3 5,7 5,7 4,9 2,3
Кыргызская Республика 115 4,4 5,0 5,8 4,4 3,6
Среднее значение 4,5 5,2 6,2 4,8 4,2
КСПиТ
Примечание: составлено автором с использованием [6].
Согласно таблице, среди стран Центрально-Азиатского региона Казахстан занимает особое положение. Он располагает богатым природным, культурным и историческим наследием. В стране имеется потенциал для развития многих видов туризма: познавательного, оздоровительно-лечебного, делового, экологического, религиозного, активного и др.
Невзирая на факт, что Казахстан имеет значительный потенциал для развития туризма, его роль в национальной экономике не велика. Удельный вес создаваемой им
валовой добавленной стоимости в ВВП Казахстана в последние пять лет составлял от 1,3 % до 2 % [1]. Аналогичный показатель для стран, в которых туризм является важным сектором национальной экономики, составляет от 10 % до 25 % и более [2].
На основе полиноминальной линии тренда с введением поправочного коэффициента с размером «шага» в 0,2 составлена графическая модель распределения вероятной валовой добавленной стоимости туризма на период 2015-2020 годы (рисунок 2).
A H О
о
о (ч
н я о
» н
д
а
«
« ¿ S tf
ra ^
Ю
о
д
«
о
M
со S
Л
^
H
Годы
Рис. 2. Графическая модель распределения вероятной валовой добавленной стоимости
туризма в 2015-2020 гг., млрд тенге
Примечание: составлено автором с использованием [1]
Согласно рисунку к 2020 году вероятная валовая добавленная стоимость туризма к 2020 году может составлять от 2 363,7 млрд тенге (полиноминальный тренд, коэффициент = 0,2) до 702 547,9 млрд тенге (полиноминальный тренд, коэффициент = 3,1). Эти данные хорошо коррелируют с материалами АО «Казахстанский институт развития индустрии», согласно которым планируется рост инвестирования в сферу гостеприимства и туризма в размере до
10 млрд USD, причем до 6 млрд USD составят инвестиции частных компаний.
Экспорт услуг туризма ежегодно увеличивается. В среднем за период 20102015 гг. по расчетным данным он увеличивался ежегодно на 124 млн USD. Динамика объема услуг, предоставленных Казахстаном нерезидентам, в рамках международных поездок показана на рисунке 3 [1, с. 41; 2, с. 63; 3, с. 28].
Рис. 3. Динамика объема услуг, предоставленных Казахстаном нерезидентам, в рамках
международных поездок, млн USD
Рисунок наглядно отражает увеличение объема услуг, предоставленных Казахстаном нерезидентам, в рамках международных поездок за период 2010-2015 гг.
Если рассматривать структуру услуг, предоставленных Казахстаном нерезидентам, в рамках международных поездок за период 2010-2015 гг., то на услуги для не-
резидентов из других стран приходилось до 26,0 %, а на услуги для нерезидентов из стран СНГ до 74,0 %.
Общее количество работников, занятых в сферах гостеприимства и туризма, ежегодно увеличивается. По данным Комитета статистики Министерства национальной экономики Казахстана в 2014 г. их было
70,7 тыс. человек, а в 2015 г. до 35,0 тыс. человек. Такое резкое снижение показателя связано с введением новых критериев отнесения субъектов малого предпринимательства согласно «Предпринимательскому кодексу Республики Казахстан» к категории мест размещения. Наибольшее количество работников занято в предприятиях, занимающихся организацией отдыха и развлечений, культуры и спорта, а также в гостиничного и ресторанного типов. Наименьшее количество работников зарегистрировано в туристских предприятиях, причем оно уменьшилось по сравнению с 2007 г. почти в 1,5 раза.
Стабильно ведется подготовка кадров для сферы гостеприимства и туризма в учреждениях профессионального среднего специального, высшего и послевузовского образования. За последние годы количество учебных заведений по подготовке специалистов для сферы туризма, возросло с 38 до 52 высших учебных заведений, а также с 31 до 55 профессиональных средних учебных заведений.
В тоже время нужно указать на проблему малой востребованности выпускников учебных заведений в сфере гостеприимства и туризма Казахстана. В современных условиях Казахстанская туристская ассоциация указывает на слабый уровень практической подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также почти полное отсутствие научной базы для развития международного туризма. Нередко в предприятиях сферы гостеприимства и туризма Казахстана работает персонал, не имеющий специального образования, а
соответственно плохо знающий основы психологии и этики, а также иностранные языки. Практически не ведется подготовка специалистов-юристов, которые специализируются на решение правовых проблем международного туризма, поэтому они рассматриваются не профессионалами, а предприятиями сферы гостеприимства и туризма. В тоже время одними из важных требований иностранных туристов выступают предельная безопасность, правовая защищенность и страховые гарантии в ходе пребывания в стране.
Количество посетителей по въездному туризму Казахстана за период 20102015 гг. в среднем составило 5 924 950 человек. Из этого количества до 90 % составляют посетители-нерезиденты из стран СНГ.
Если учитывать, что за период 20112015 гг. в Казахстан каждый год в среднем въезжало на 215 867,3 посетителей-нерезидентов больше, можно на основе полиноминального тренда рассчитать ежегодное число международных посещение страны на период до 2020 г [1].
К 2020 г. количество посетителей-нерезидентов, въезжающих в Казахстан, согласно полиноминальному тренду может достичь 7 509,5 тыс. человек.
Средние за период 2011-2015 гг. показатели по прибытиям посетителей-нерезидентов в Казахстан показывают, что среди стран СНГ доминируют граждане Узбекистана, Российской Федерации и Кыргызстана. На них в сумме приходится до 91,57 % всех посетителей-нерезидентов из СНГ (рисунок 4) [1].
Азербайджан Армения
Украина 1,52% 0,69%
Узбекистан____1,31% Беларусь
39,10% Кыр10ы73%н
шШ 24,77%
Туркменистан Российская Республика
0,88% Таджикистан Федерация Молдова
2,98% 27,79% 0,25%
Рис. 4. Структура посетителей-нерезидентов из стран СНГ, %
Примечание: составлено автором с использованием [1]
Рисунок 4 отражает структуру посетителей-нерезидентов из стран СНГ в процентах и подчеркивает, что граждане только трех стран резко преобладают в количественном отношении. Распространенный мотив прибытия граждан из Узбекистана и Кыргызстана в Казахстан не туризм, а трудоустройство. Для отдыха, а также посещения знакомых и родственников в страну
приезжают преимущественно граждане Российской Федерации.
В структуре посетителей-нерезидентов не из стран СНГ преобладают граждане таких государств как (в порядке убывания): Китай, Турция, Германия, США, Великобритания, Южная Корея, Италия, Грузия, Индия, Монголия, Франция (рисунок 5) [1].
Рис. 5. Структура посетителей-нерезидентов не из стран СНГ, количество граждан которых более 10 000 чел, %
Примечание: составлено автором с использованием [1]
Рисунок 5 отражает структуру посетителей-нерезидентов не из стран СНГ в процентах и демонстрирует, что граждане трех стран резко преобладают в количественном отношении - Китая, Турции и Германии.
Согласно расчетным средним трехлетним скользящим показателям количества обслуженных посетителей местами размещения по въездному туризму (нерезиденты), продолженным полиноминальной линией тренда с введением поправочного коэффициента с размером «шага» в 522 618,2 человек к 2022 г. может быть достигнуто значение в 11 574,7 тыс. человек.
При сохранении базовых условий возможен стабильный рост количества посетителей, обслуженных местами размещения Казахстана по въездному туризму (нерезиденты).
Согласно расчетным средним трехлетним скользящим показателям объемов услуг, оказываемых местами размещения, продолженным полиноминальной линией
тренда с введением поправочного коэффициента с размером «шага» в 5 254 868,6 тыс. тенге к 2022 г. может быть достигнут доход в 327 383,3 млн тенге.
При сохранении базовых условий возможен стабильный рост объемов услуг, оказываемых местами размещения Казахстана.
Если исключить из общего объема услуг, оказываемых местами размещения Казахстана, гостиничные предприятия, на которые в среднем приходится до 97 % всего дохода, то наименьшую роль играют услуги размещения на выходные и другое краткосрочное проживание, а также услуги площадок для кемпинга и рекреационных парков.
В целом инфраструктура гостеприимства и туризма Казахстана накладывает негативный отпечаток на имидж страны. Многие санатории и пансионаты, дома и базы отдыха, санаторно-курортные организации, предприятия гостиничного хозяйства и общественного питания, устарели морально и технически. Такая важная
группа мест размещения как санаторно-курортные предприятия в последние годы характеризуется уменьшением их общего количества, что связано с ужесточением требований к их работе.
Общее количество санаторно-курортных предприятий Казахстана с 2011 г. уменьшилось на 12 единиц.
Если рассматривать структуру целей поездок всех посетителей-нерезидентов в Казахстан, то резко преобладают путешествия с личными целями в сравнении с деловыми и профессиональными.
Среди поездок всех посетителей-нерезидентов в Казахстан с личными целями на первом месте находятся частные цели, на втором - туризм, на третьем -транзит [4].
Структура поездок всех посетителей-нерезидентов в Казахстан с личными целями довольно стабильна по годам с ярко выраженным доминированием частых целей в сравнении с туристскими и транзита.
Казахстан для собственных граждан является малопривлекательным местом туризма. Это подтверждает статистика выездного туризма, удельный вес которого составляет более 42 %, и имеет тенденцию к увеличению, несмотря на экономический кризис. Выбытие туристов из Казахстана сопровождается развитием «туристского донорства» для других стран и формированием отрицательного туристского сальдо в платежном балансе страны. Обостряет ситуацию негативный имидж отдельных регионов Казахстана как экологически неблагополучных, вследствие проблем добывающей отрасли, кризиса в Приаралье и «ядерного наследия» СССР.
В числе причин медленного развития туризма, завышенных цен и преобладания выездного международного туризма большую роль играют большие тарифы на коммунальные услуги и малоразвитая инфраструктура. Требуется серьезная государственная поддержка сферы гостеприимства и туризма, в том числе на льготные кредиты не с общей коммерческой ставкой в 18 % годовых, а хотя бы под 10 %. Важная государственная задача - развитие транспортной инфраструктуры. Большие расходы предпринимателей связаны опла-
той услуг за воду, тепло- и электроснабжение. Поскольку предприятия-монополисты Казахстана поддерживают большие цены, туристские услуги становятся очень дорогими.
Привлекательность страны для международных туристов во многом связана с транспортной инфраструктурой. Состояние дел подтверждает, что большинство иностранных туристов отдает предпочтение услугам международных авиакомпаний, а не национального перевозчика «Эй-рАстана», в виду более качественного сервиса и надежности. Важная проблема, требующая решения с позиции развития международного туризма - снижение стоимости перелетов по внутренним авиамаршрутам до уровня доступной одновременным повышением уровней сервиса и комфорта, а также запуском новых авиамаршрутов. В целом наименее востребованы железнодорожный и автомобильный транспорт, а услуги водного практически не используются.
Крайне сильно на развитии международного туризма сказывается ограниченная география железнодорожного транспорта, плохо налаженная система льгот и скидок на проездные билеты для групп туристов, невозможность его использования для поездок к историческим местам, отсутствие вокзалов рядом с туристскими комплекса. Другая проблема - степень подготовки персонала поездов и состояние вагонов.
Очень бедственное положение в сфере автомобильного транспорта (автобусов, трамваев и троллейбусов), часто мало пригодного для эксплуатации, а порой опасного для пассажиров. К факторам высокого дискомфорта следует отнести: плохое соблюдение правил дорожного движения, грязные салоны, критическое заполнение в отдельные часы, уровень обслуживания пассажиров и внешний вид сотрудников.
Особой проблемой выступает низкий уровень правовой защищенности иностранных туристов и присутствие бюрократии в оформлении виз. На сегодняшний день получить въездную визу довольно дорого - ориентировочно 200 USD. Другая сторона проблемы - необходимость сбора
большого количества документов. Не ред- ные ресурсы, современная государствен-ко иностранные туристы подчеркивают, ная политика создают благоприятные что получить Шенгенскую визу легче, чем предпосылки для отдыха и работы в стра-в Казахстан. не.
Выводы. Таким образом, можно за- В тоже время Казахстан плохо пред-
ключить, что Казахстан довольно привле- ставлен на рынке международного туриз-кателен для иностранных граждан в срав- ма. Одними из главных препятствий стали нении с другими государствами Централь- отсутствие четкого позиционирования ной Азии. страны как туристской дестинации и сла-
Стабильная политическая и экономиче- бая представленность информационных ская ситуация в стране, богатые природ- ресурсов о туризме Казахстана в Интернет.
Библиографический список
1 Туризм Казахстана 2011-2015: стат. сб. / Гл. ред. Айдапкелов Н.С. - Астана: Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, 2016. -83 с.
2 Tourism: 2020 Vision (Executive Summary, English version). - Madrid: WTO, 2001. -Vol. 7: Global forecasts and profiles of market segments. - 139 p.
3 Туризм Казахстана 2008-2012: стат. сб. / Гл. ред. Смаилов А.А. - Астана: Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, 2013. - 133 с.
4 О деятельности мест размещения в Республике Казахстан (январь-декабрь 2016): стат. сб. - Астана: Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. - 13 серия. - 26 с.
5 Miller T., Kim A.B. 2017 index of economic freedom. - Washington: The Heritage Foundation, 2017. - 492 p.
6 The Travel & Tourism Competitiveness Report 2017. - Geneva: The World Economic Forum, 2017. - 387 p.
ECONOMETRIC ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF INTERNATIONAL
TOURISM IN KAZAKHSTAN
S.Z. Saidullaev, senior lecturer University Narxoz (Kazakhstan, Almaty)
Abstract. This article is devoted to the study of the problem of development of international tourism in Kazakhstan with an emphasis on the entry type and its complex and multicomponent organization as a special segment of the national economy. People traveled for recreation and tourism to all countries of the world, including Kazakhstan. Deeper and more meaningful inclusion of the country in the system of international tourism dictates the need for a serious understanding of its current state and acts as a guarantor of the successful formation and implementation of state policy that will allow to extract maximum benefits and give a large income to the state. The analysis of the current state of international tourism in Kazakhstan with an emphasis on the entry type is made on the basis of: econometric analysis of statistical information; web analysis of information resources; a review of the processes of transnationalization and globalization; mixed SNW-analysis.
Keywords: international tourism, index of economic freedom, hospitality and tourism industry.