УДК 338.484.2+338.486 DOI: 10.12737/17785
Розанова Лада Николаевна", Мухаметова Ландыш Рафисовна6
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (Казань, Респ. Татарстан, Российская Федерация); ак.геогр.н., доцент; e-mail: lada-rozanova@rambler.ru; бмагистрант; e-mail: Landish-92@yandex.ru
СОВРЕМЕННЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Формирование туристского кластера той или иной территории обусловлено рядом политических и экономических условий, наличием и использованием природных, культурно-исторических, людских и капитальных туристских ресурсов, уровнем развития инфраструктуры и т. д. Огромный мультипликативный эффект для развития туристской дестинации дает проведение крупных международных событий, в том числе спортивных - чемпионатов мира, Универсиад и Олимпиад. Республика Татарстан, обладая колоссальным туристским потенциалом, продемонстрировала успешное создание туристского кластера. В результате проведения «Универ-сиады-2013» в Казани туристский кластер республики получил современную транспортную, гостиничную, спортивную инфраструктуру. Большую роль в развитии туристских кластеров играет подготовка квалифицированных кадров. ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» осуществляет подготовку бакалавров и магистров для сферы туризма и гостеприимства, используя самые современные технические возможности, образовательные технологии. Развитие туризма в республике набирает обороты, растет число туристов и объемы доходов от туризма и смежных отраслей. Ключевые слова: туристский кластер, туристские ресурсы, виды туризма, подготовка туристских кадров, Республика Татарстан, Казань.
Создание туристских кластеров представляет собой новый для России этап развития туризма. Представляя собой целенаправленную концентрацию взаимосвязанных туристских организаций, а также гостиничных, транспортных, экскурсионных и других, инвестиций и инноваций на определенной территории, туристский кластер призван повысить привлекательность и конкурентоспособность территории [8].
Согласно теории М. Портера, эффект от кластера достигается при высокой концентрации ресурсов и компетенций, приводящей к качественно новому развитию производства и инноваций [5, 7]. Анализируя опыт Татарстана за последние годы, можно говорить об успешном формировании здесь туристского кластера.
Татарстан всегда привлекал к себе внимание туристов в первую очередь богатством культурно-исторического наследия: древний Болгар - памятник цивилизации IX в. [2], Казань - древняя столица Казанского ханства, 1000-летняя Елабуга...
Всего в республике выявлено около 7 тыс. объектов, представляющих культурную ценность. Это архитектурно-исторические, мусульманские и православные памятники истории и культуры, музеи, театры, несущие в себе слияние двух великих культур.
Столица республики Татарстан - Казань - является одним из 15 городов-миллионеров России. За свою тысячелетнюю историю Казань пережила немало важных событий, которые оставили свой след на облике города. В городе выявлено более 1600 памятников различных видов искусств и периодов истории. Главным из них является Казанский Кремль - объект всемирного наследия ЮНЕСКО, уникальный комплекс археологических, исторических и архитектурных памятников, возникших и функционирующих от основания города и до наших дней (рис. 1).
Среди городских достопримечательностей особенно выделяется вид на площадь Тысячелетия и Кремль со стороны р. Казанки. «Летающая тарелка» Казанского цирка
Рис. 1 - Казанский Кремль - памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО
и находящиеся в обрамлении кремлёвских стен Башня Сююмбике, Благовещенский собор и Мечеть Кул-Шариф образуют эффектный силуэт, ставший символом города. Еще одним ярким событием было празднование тысячелетия Казани в 2005 г., что привлекло в город более 20 тысяч туристов.
Теплоходные круизы по Волге и Каме также были и остаются «визитной карточкой» татарстанского туризма. Наряду с традиционными круизами вверх по Волге
до Москвы и Санкт-Петербурга, вниз - до Астрахани и Ростова-на-Дону, большой популярностью пользуются 2-х и 3-дневные круизы, круизы выходного дня до гг. Болгар и Елабуга. Также туроператоры республики разрабатывают новые туристские направления, например, «Рай для души» по маршруту «Казань - Тетюши» - открытие летнего сезона 2015 г. Больше половины путевок расходятся за пределами Татарстана. Желающие отправиться в круиз
Универсиада 2013-самая масштабная за всю историю игр
Рис. 2 - Логотип и дизайн-система оформления «Универсиады-2013» в Казани
из Казани прибывают со многих городов России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Дании, Финляндии, Франции, Австрии, Бельгии, Нидерландов, Италии, США.
Колоссальный толчок развитию спортивно-событийного туризма в Татарстане дали подготовка и проведение всемирных студенческо-молодёжных спортивных соревнований 2013 г. «Универсиада-2013» в Казани собрала 11,7 тыс. участников, 150 тыс. гостей и болельщиков, 800 тыс. зрителей на трибунах. Телеаудитория церемонии открытия Игр составила более 1 млрд человек, закрытия - более 1,5 млрд чел. В рамках подготовки к XXVII Всемирной летней универсиаде была проведена огромная организационно-подготовительная работа. Это и строительство новых спортивных объектов и сооружений, возведение деревни Универсиады, а также реконструкция международного аэропорта «Казань» и многое другое.
В результате преобразилась транспортная инфраструктура Казани: 1) модернизирован аэропорт и построен международный терминал казанского аэропорта; 2) создана ветка аэроэкспресса, соединяющая аэропорт с железнодорожным вокзалом города; 3) построен Северный железнодорожный вокзал города; 4) создано 11 многоуровневых автомобильных развязок; 5) пущен скоростной трамвай по кольцевому маршруту; 6) проведен ремонт дорог и улиц Казани; 7) построено более 40 современных воздушных пешеходных пере-
ходов. Но главное - то, что в городе построено более 60 спортивных комплексов, отвечающих самым высоким международным требованиям. Среди них - Академия тенниса, Центр гребных видов спорта, Дворец водных видов спорта и многие другие, по своему уровню не имеющие равных в РФ и даже в Европе (рис. 3). Сегодня здесь тренируются как известные команды профессиональных спортсменов, так и студенты вузов и учащиеся спортивных школ города, резко возросла доступность многих видов спорта для жителей города.
Работы, проведенные к Универсиаде, затронули не только те сооружения и объекты, которые непосредственно были использованы в мероприятии, но и те, которые определяют облик города в целом. Одним из грандиозных проектов стала застройка правобережья р. Казанки. Здесь появилась набережная с прогулочным бульваром и причалами для катеров.
Подготовка к Универсиаде коснулась и многих культурных объектов города - реконструирована Старотатарская слобода Казани, получили новые здания музеи -музей известного художника Константина Васильева и музей занимательной науки и техники.
Разработана и внедрена информационно структурированная система туристской маркировки в г. Казани. Она представляет собой комплекс структурированной визуальной (графической, картографической и иконографической), текстовой и зву-
Рис. 3 - Академия тенниса в г. Казань
ковой информации, который направлен на ориентацию рядового туриста в городском пространстве, получение им сведений об особенностях и расположении туристских достопримечательностей и элементов инфраструктуры [1].
Сегодня Казань регулярно становится площадкой для международных мероприятий, привлекающих гостей со всего мира. В республике проводится несколько мероприятий международного уровня в неделю. Сейчас в Казани деловой туризм тесно связан со спортивным и культурным. В Казани находятся штаб-квартиры шести компаний, входящих в топ-500 предприятий России с наибольшей выручкой. Оборот розничной торговли в 2014 г. составил 500 млрд руб.
Промышленность Казани представлена крупными авиационными предприятиями, моторостроительным заводом, компрессорным заводом, заводом газового оборудования, предприятием «Органический синтез» и другими. В целом по республике доминирует нефтяная и нефтехимическая отрасли. Далее идут машиностроение, строительство, электроэнергетика, 10% приходится на торговлю и финансы. Большинство предприятий республики имеют активные деловые контакты в регионах России и за рубежом, принимают деловых партнеров, участвуют в профессиональных симпозиумах, выставках и ярмарках. Крупнейшей выставочной площадкой республики является ОАО «Казанская ярмарка», позволяющая продемонстрировать экспонаты на площади более 20 000 кв.м. Ежегодно здесь проводится более 40 выставочных мероприятий, которые охватывают практически все отрасли экономики и создают оптимальные условия для развития и продвижения отечественного производителя на российском и мировом рынках, а также имеют многолетнюю историю успешного проведения. Каждый год в выставках принимают участие более 5000 компаний из России и 45 стран мира, а посетителями становятся около 500 тыс. чел. В результате работы выставок в год заключается более 5000 успешных соглашений.
Очень многие гостиницы Казани -как крупные сетевые компании (такие как
«Мираж», «Шаляпин Палас Отель», «Гранд отель Казань» и «Корстон»), так и мини-отели (такие как «Джузеппе»), предлагают в аренду конференц-залы, оборудованные проекторами и прочей конференц-техни-кой. К тому же эти отели оснащены переговорными комнатами, в большинстве гостиниц по индивидуальному заказу можно организовать фуршеты, бизнес-ланчи, кофе-брейки.
Санаторно-курортный комплекс республики представлен 14 многопрофильными санаториями (мощность коечного фонда 4,5 тыс. мест), 14 санаториями-профилакториями, 30 центрами и базами отдыха общей мощностью в 7,0 тыс. мест. Большинство санаторно-курортных учреждений имеют высококвалифицированные кадры, врачей-курортологов, разработанные медицинские технологии, диагностическую и лечебную базы. Дома отдыха, здравницы, санатории и пансионаты используют в качестве лечебных факторов лесной воздух, минеральные источники и лечебные грязи.
Можно положительно оценить также перспективы развития клинического туризма в Казани, которая является на сегодняшний день крупным центром здравоохранения, основанного на традициях казанской медицинской школы. С именем этой школы связаны известные научные школы Груздева, Миславского, Бехтерева, Вишневского, братьев Медведевых. В городе работают 120 лечебно-профилактических учреждений. Уже сегодня Межрегиональный клинико-диагностический центр и Республиканский Клинический Онкологический Диспансер известны далеко за пределами республики. Построенные по последнему слову науки, они оснащены самым современным оборудованием и отличаются высоким уровнем специалистов. Не случайно сюда приезжает множество пациентов из других субъектов Российской Федерации, а также из стран ближнего зарубежья.
Кардинально изменилась и сфера гостеприимства города - в настоящее время в республике насчитывается 227 гостиниц на 13505 мест. Более 80% номерного фонда гостиниц приходится на г. Казань. В столице республики положительными
тенденциями развития гостиничного сектора является не только количественный рост средств размещения, но и увеличение в их составе гостиниц эконом-класса и хо-стелов, а также гостиниц известных мировых сетей - «Ibis», «Courtyard Marriott», «Park Inn» и других.
Транспортное обслуживание туристов осуществляется в виде авиаперевозок, перевозок железнодорожным и автотранспортом, а также речным флотом.
Международный аэропорт «Казань» осуществляет перевозку туристов регулярными и чартерными рейсами. Регулярные междугородние перевозки осуществляются по 25 направлениям, в страны СНГ - по 11 направлениям. Последняя модернизация увеличила его пропускную способность до 5 млн пассажиров в год, возможности обработки грузов - до 60 тыс. тонн.
Через г. Казань проходит международный туристский поезд сообщением «Москва - Пекин» (фирменный поезд «Царское золото»). Путешествие на таком поезде занимает две недели и предполагает обширную экскурсионную программу на остановках. Через Казань пролегает также железнодорожный туристский маршрут «Москва - Владивосток», перевозку туристов по которому выполняет фирменный поезд «Золотой орел».
Особое значение для формирования туристского кластера приобретают привлечение и подготовка высококвалифицированных кадров. Туризм и спорт в своем пересечении дают не просто повод для привлечения туристов, в том числе и туристов-болельщиков, но и обеспечивают развитие сопровождающих отраслей - гостиничного бизнеса, транспорта, подготовки гидов-переводчиков, транспортного обслуживания, квалифицированного сервис-персонала, профессионального туристского образования [4]. На сегодняшний день в республике специалистов для сферы туризма и гостеприимства осуществляют подготовку 11 вузов, в том числе Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казанский государственный университет культуры и искусств, Казанский филиал Российской международной академии туризма и другие.
Особо следует отметить достижения в этом направлении одного из самых молодых вузов республики - Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (ПГАФКСиТ). В 2014 г. вуз отметил свое 40-летие и 3-й год работы в новом качестве в Казани (переведен из г. Набережные Челны в преддверии «Уни-версиады-2013»). Академия на сегодняшний день осуществляет подготовку спе-
Рис. 4 - Учебно-лабораторный корпус Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
2006 2007 200В 2009 2010 2011 2012 2013 2014 годы
Рис. 5 - Динамика туристского потока в Республику Татарстан (по показателям численности лиц, обслуженных коммерческими средствами размещения)
циалистов (бакалавриат и магистратура) в следующих сопряженных направлениях: «Туризм», «Сервис», «Гостиничное дело». Академия стала прямой наследницей «Универсиады-2013»: 12-этажное здание учебно-лабораторного корпуса, комфортабельные общежития в деревне Универсиады, Академия тенниса, Дворец водных видов спорта, Гребной канал и другие объекты находятся на балансе ПГАФКСиТ1.
Специфика вуза такова, что большое число студентов-спортсменов обучаются по индивидуальным графикам, и преподаватели обязаны выкладывать лекционные материалы и задания к практическим и семинарским занятиям в обучающую оболочку «Moodle», проводить онлайн-консульта-ции. Поэтому студенты имеют возможность осуществлять учебный процесс на самом высоком уровне, с использованием интерактивных и Интернет-технологий, чему способствует то, что весь аудиторный фонд Академии оснащен современным информационным и интерактивным оборудованием. Студенты направления подготовки «Туризм» имеют возможность стажироваться как на объектах Универсиады, так и в организациях туриндустрии, которых более двух сотен на сегодняшний день. Также студенты активно участвуют в работе по разработке экскурсионных маршрутов и туров внутреннего туризма, чем на сегодняш-
1 Юсуп Якубов: «Стратегия развития нашей академии предполагает, что к 2020 г. в ней будет 4 тысячи студентов»// Бизнес Online - деловая электронная газета Татарстана. Вып. От 31.10.2014. URL: http://m.business-gazeta.ru/ article/118140/#comment1033993 (Дата обращения: 20.01.2016).
ний день очень активно занимаются практически все местные туроператоры.
Важным условием формирования качественного республиканского туристского кластера является организация системы питания туристов. В республике насчитывается 4852 предприятия общественного питания на 286 тыс. посадочных мест, из них в г. Казани функционируют 1653 предприятия общественного питания на 83 тыс. посадочных мест. Оборот этой сферы в Республике Татарстан в 2013 г. составил 26,7 млрд руб., что на 9,9% превышает показатели 2012 г. Популярными среди туристов в г. Казани являются 265 объектов общественного питания, из них 180 объектов могут предложить блюда национальной кухни [3].
Масштабное инфраструктурное совершенствование г. Казани как туристской дестинации повысило событийную привлекательность туристско-рекреационного комплекса республики и будет привлекать новые масштабные события. Именно поэтому было принято решение о проведении в Казани Чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 г., Чемпионата Европы по дзюдо в 2016 г., а также Чемпионата мира по футболу в 2018 г.
После Универсиады туристический поток в г. Казань уже превысил 1 млн туристов. Ежегодный рост турпотока в республику составляет в среднем 12-15%. В 2014 г. с учётом однодневных экскурсантов туристский поток в Татарстан составил более 2,5 млн человек, что на 16,3% больше показателя 2013 г. (рис. 5).
Вторым важным показателем развития туризма в Республике Татарстан яв-
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 годы
Рис. 6 - Динамика платных туристских услуг в Республике Татарстан
ляется объём оказанных туристских услуг. В 2014 г. без учета смежных отраслей этот показатель составил более 10 млрд руб., что на 20,6% больше показателя 2013 г. (рис. 6). Поступления в бюджет РТ от сферы туризма составляют не менее 350 млн руб. в год. В туристической индустрии республики занято более 37 тыс. чел.
Туристическая отрасль в республике набирает обороты, свидетельство тому - официальное признание Татарстана как одного из самых привлекательных регионов России для въездного туризма. Среди субъектов РФ по количеству принимаемых туристов Казань занимает пятое место после Краснодарского края, Москвы, Санкт-Петербурга и Крыма. В целом туристический трафик в Казни постоянно растет: так, 10 лет назад число туристов составляло 500 тыс. чел., пять лет назад - 1 млн чел., а к концу 2015 г. количество гостей столицы Татарстана превысило 2 млн чел. Во многом таких результатов удалось достичь благодаря Чемпионату по водным видам спорта, прошедшему в 2015 г. - его посетили порядка 170 тыс. туристов. Тем не менее, в ближайшее время туристический поток в Казань планируется сделать постоянным, и власти города надеются, что прирост количества гостей в 2016 г. составит еще 10%-15%.
В январе 2016 г. столица Татарстана возглавила первую десятку российских городов для путешествий с детьми зимой по стоимости отдыха. Туристический сервис Travel.ru вместе с Forbes подсчитал бюджет путешествия всей семьей (включая двух взрослых и ребенка). В него вошли средняя стоимость суток проживания в недорогом отеле вблизи центра города, обед в кафе, экскурсии по городу, посещения популярного места отдыха с детьми и покупки сувениров. В первую десятку российских городов для путешествий с детьми зимой 2016 г. по стоимости отдыха входят Казань (3250 руб.), Великий Новгород (3450 руб.), Вологда (3700 руб.), Ростов Великий (3750 руб.), Пятигорск (3800 руб.), Саратов (3900 руб.), Кострома (4350 руб.), Санкт-Петербург (4400 руб.), Псков (4550 руб.), Сочи (4750 руб.)2.
Таким образом, можно констатировать успешное развитие туристского кластера Республики Татарстан на основе использования богатейшего туристского потенциала при эффективной политике руководства в области развития туризма.
2 Столица Татарстана возглавила первую десятку российских городов для путешествий с детьми// Новости Татарстана (телекомпания «Эфир»). URL: http://www.efir24.tv/ (Дата обращения: 20.01.2016).
Список источников:
1. Афанасьев О.Е., Троценко А.В. Информационно-ориентированная система туристской маркировки для городских территорий / Туризм и региональное развитие: Сб. статей. Смоленск: Универсум, 2014. С. 18-24.
2. Болгарский историко-археологический комплекс (Татарстан) вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. Т. 8. № 3. С. 106-107.
3. Мударисов Р.Г., Кобитев А.Д. Гастрономический туризм по татарской национальной кухне города Казани // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 4. С. 95-103 (DOI: 10.12737/14537).
4. Петрик Л.С., Розанова Л.Н. К вопросу о повышении качества подготовки специалистов турин-дустрии / Материалы VII Междунар. науч. - практ. конф. «ТУР-ФАКТОР 2014». Казань: ЮНИВЕР-СУМ, 2014. С. 142-147.
5. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Междунар. отношения, 1993. 895 с.
6. Розанова Л.Н., Кулягина Н.Г., Мустафина А.А. Значение этнографического туризма для развития народно-художественных промыслов в Республике Татарстан // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 4. С. 88-94 (DOI: 10.12737/14536).
7. Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York, Free Press, 1980. 432 p.
8. Porter M.E. Interbrand Choice, Strategy, and Bilateral Market Power. Vol. 146, Harvard Economic Studies. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1976. 264 p.
Lada N. Rozanovaa, Landysh R. Mukhametovab
Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
(Kazan, Republic of Tatarstan, Russia); a PhD in Geography, Associate Professor;
e-mail: lada-rozanova@rambler.ru; b Master Student; e-mail: Landish-92@yandex.ru
MODERN TOURISM CLUSTER THE REPUBLIC OF TATARSTAN
Establishment of a tourism cluster of certain territory due to a number of political and economic conditions, the availability and use of natural, cultural, historical, human and capital resources of tourism, the level of infrastructure development, etc. major international events, including sports - International Championships, Olympic Games and Universiade gives huge multiplier effect for the development of a tourist destination. Republic of Tatarstan, having enormous tourism potential, demonstrated the successful establishment of a tourism cluster. As a result of the 2013 Universiade in Kazan tourism cluster of the republic has received a modern transport, hotel, and sports infrastructure. An important role in the development of tourism clusters plays training of qualified personnel. Volga State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism is preparing bachelors and masters for the tourism and hospitality, using the most advanced technical capabilities, educational technologies. The development of tourism in the country is gaining momentum, a number of tourists and revenues from tourism and related industries are growing.
Keywords: tourism cluster, tourism resources, types of tourism, training of tourism personnel, the Republic of Tatarstan, Kazan.
References:
1. Afanasiev O.E., Trotsenko A.V. Informacionno-orientirovannaja sistema turistskoj markirovki dlja gorodskih territory [Information-based system of tourist marking for urban areas]. Turizm i regional'noe razvitie [Tourism and Regional Development]. Smolensk, Universum, 2014, iss. 7, pp. 18-24.
2. Bolgarskij istoriko-arheologicheskij kompleks (Tatarstan) voshel v spisok Vsemirnogo nasledija UNESKO [Bulgarian historical and archaeological complex (Tatarstan) entered the UNESCO World Heritage List]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2014, vol. 8, no. 3, pp. 106-107.
3. Mudarisov R.G., Kobitev A.D. Gastronomicheskij turizm po tatarskoj nacional'noj kuhne goroda Kazani [The Tatar national cuisine in Kazan: gastronomic tourism]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2015, vol. 9, no. 4, pp. 95-103. doi: 10.12737/14537.
4. Petrik L.S., Rozanova L.N. K voprosu o povyshenii kachestva podgotovki specialistov turindustrii [On the issue of improving the quality of training personnel in tourism industry]. MaterialyVII Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii «T0UR-FACT0R2014» [«FACTOR T0UR2014»: Proceedings of the VII International scientific-practical conference], Kazan, Universum, 2014, pp. 142-147.
5. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, 1990. 875 p. (Russ. ed.: Porter M.E. Mezhdunarodnaja konkurencija. Konkurentnye preimushhestva stran. Moscow, Mezhdunarodnye otnoshenija, 1993, 895 p.).
6. Rozanova L.N., Kulyagina N.G., Mustafina A.A. Znachenie etnograficheskogo turizma dlja razvitija narodno-hu-dozhestvennyh promyslov v Respublike Tatarstan [The role of tourism in the development of national artistic trades in the Republic of Tatarstan]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2015, vol. 9, no. 4, pp. 88-94. doi: 10.12737/14536.
7. Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York, Free Press, 1980, 432 p.
8. Porter M.E. Interbrand Choice, Strategy, and Bilateral Market Power. Harvard Economic Studies, vol. 146, Cambridge, MA: Harvard University Press, 1976, 264 p.