Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ НАПИТКОВ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ НАПИТКОВ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
энергетические напитки / влияние на организм / пищевые привычки
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ НАПИТКОВ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ»

Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://elibrary.ru/ixctdh https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3 77

«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»

диагностических позиций, ранних коррекционных мероприятий даст положительную динамику не только стабилизации адаптационных возможностей, но и расширения спектра общения, т.е. социализации ребёнка в обществе. Цель: определить особенности развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с ФФНР из классов, реализующих адаптированные образовательные программы.

Материалы и методы. Обследованы 150 детей младшего школьного возраста. Из них 100 детей имели ФФНР. Эти дети были распределены на 2 группы: основную группу составили 50 детей, обучающиеся по адаптированным программам, группу сравнения — 50 детей, обучающиеся по общеобразовательной программе. Группа контроля — дети без дефектов речи, обучающиеся по общеобразовательной программе. Сбор материала проводился путём выкопировки первичной информации из истории развития ребёнка, медицинской карты школьника, психологического паспорта школьника. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ.

Результаты. Анализ полученных данных при поступлении в школу показал, что дети с ФФНР имели слабо развитые коммуникативные навыки. Не имели трудности в общении с друзьями 36% детей основной группы и 42% учащихся группы сравнения, с учителями — 16% и 30%, со взрослыми — 10% и 18%, в выборе постоянных приятелей в классе — 10% и 30% и партнёров для игр и занятий — 18% и 0% (р < 0,05). Дети группы контроля на 24% чаще имели удовлетворительные коммуникативные навыки с друзьями, чем в основной группе, и на 18% (р < 0,05) чаще, чем в группе сравнения, с учителями — на 34% и 20% соответственно (р < 0,05), со взрослыми — на 32% и 24% соответственно (р < 0,05), на 36% и 16% чаще имели постоянных приятелей в классе (р < 0,05), на 62% и 80% соответственно (р < 0,05) чаще самостоятельно выбирали партнёров для игры и занятий. При выпуске из начальной школы у детей с ФФНР наблюдался прирост развития удовлетворительных коммуникативных навыков: в общении с друзьями — на 8% больше в группе сравнения и 20% в основной группе, с учителями — на 30% и 32%, со взрослыми — на 30% и 36%, в выборе постоянных приятелей в классе — на 50% и 52%, партнёров для игр и занятий — на 52% и 40%, что способствовало преодолению дефектов в общении.

Заключение. Дети с ФФНР, обучающиеся по адаптированным образовательным программам, представляют группу высокого риска по нарушениям коммуникативных навыков, они нуждаются в постоянном наблюдении педиатров, логопедов, психологов. Адаптированные образовательные программы благоприятно влияют на коммуникативные навыки детей с ФФНР.

* * *

АНАЛИЗ ПИТЬЕВОГО РЕЖИМА ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Горбачева Е.М., Ильюшина И.В., Козлова Е.Ю., Слончакова Д.М.

Смоленский государственный медицинский университет Минздрава России, Смоленск, Россия

Ключевые слова: вода; питьевой режим; студенты; школьники

Актуальность. Питьевой режим — это рациональный порядок потребления воды в течение суток, устанавливаю-

щий его объём и периодичность, а также химический состав и физические свойства выпиваемых жидкостей с учётом вида деятельности человека, климатических условий окружающей среды и состояния организма. Цель: определить особенности питьевого режима у учащихся старших классов и студентов Смоленского государственного медицинского университета.

Материалы и методы. Обследовано 200 школьников и студентов в возрасте 16-25 лет, из них 100 являются школьниками старших классов, 100 — студентами. Проведено массовое анкетирование в электронной форме с помощью платформы Google Формы.

Результаты. Установлено, что 19% школьников придерживается питьевого режима постоянно, 33% не придерживается совсем. На вопрос «Знаете ли вы, какое минимальное количество воды необходимо выпивать в сутки?» 70% школьников и 85% студентов ответили утвердительно, однако число верных ответов было низким. Необходимую норму 30 мл/кг массы тела правильно указали только 2 школьника и 5 студентов. Поэтому большинство опрошенных неверно рассчитывали суточный объём жидкости: школьники в среднем выпивают от 1 до 2 л воды в день, а студенты — от 750 мл до 2 л. Часть опрошенных (25%) во время жажды употребляет сладкие газированные напитки, что является неблагоприятным прогностическим фактором и увеличивает риск развития ожирения. В жаркое время суток только 42% школьников и 31% студентов всегда стараются пить пресную или слегка подсоленную воду. Среди признаков, указывающих на недостаточное употребление жидкости, ответы респондентов распределились следующим образом: школьники чаще отмечают у себя усталость и снижение работоспособности (56%), сухость во рту натощак (50%), студенты чаще отмечают у себя усталость и снижение работоспособности и сухость кожи (по 59% соответственно). Проблемы с концентрацией внимания отмечают у себя 37% школьников и 54% студентов, что может указывать на нарушение водного баланса. Чтобы эффективно контролировать количество выпитой воды в течение дня, 4% школьников и 2% студентов всегда используют приложение о напоминании приёма воды, 10% школьников и 7% студентов пользуются приложением иногда.

Заключение. Школьникам и студентам рекомендуется использовать приложение о напоминании приёма воды в течение дня для контроля питьевого режима. Необходимо проводить просветительские беседы с учащимися общеобразовательных и высших учебных заведений, чтобы повышать уровень их осведомлённости о роли питьевого режима в повседневной жизни.

* * *

ВЛИЯНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ НАПИТКОВ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ

Горелова Ж.Ю., Курганский А.М., Гурьянова М.П.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: энергетические напитки; влияние на организм; пищевые привычки

Актуальность. В последнее десятилетие проведены научные исследования по оценке безопасности и влияния употребления энерготоников на здоровье подростков, воздействия на растущий организм веществ, входящих в их состав. Цель: определить особенности влияния энергетических напитков на подростков и связанные с этим риски.

Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3)

https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3 https://elibrary.ru/ixctdh

«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

78

Базы данных. Осуществлен обзор исследований по теме с использованием информационных порталов и платформ eLIBRARY.RU и PubMed, проведённых в России и за рубежом в 2015-2023 гг.

Результаты. Установлено, что большее количество побочных эффектов от употребления энергетиков наблюдается со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем, в меньшей степени — пищеварительной системы и почек. Чрезмерное употребление энергетиков, содержащих кофеин и таурин, являющихся сильнодействующими психоактивными веществами, влияет на функционирование центральной нервной системы. Отмечены расстройства эмоциональной сферы, появление немотивированного страха, развитие депрессии, расстройств сна, аппетита, увеличение частоты совершения асоциальных поступков. Самым чувствительным к избыточному потреблению энергетиков органом пищеварительной системы является печень. Еще одним органом-мишенью для действия энерготоников являются почки. Избыточное употребление энергетических напитков лицами с низкой физической активностью может приводить к развитию ожирения ввиду содержания в них большого количества фруктозы и прочих подсластителей углеводной природы. Приведённые данные могут служить доказательной базой негативного влияния безалкогольных тонизирующих напитков на здоровье подростков.

Заключение. В свете реализации Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 г. с учётом актуальности проблемы безопасного для здоровья употребления подростками энергетиков необходимы разработка профилактических мероприятий по предупреждению чрезмерного их употребления, улучшение пищевой грамотности и оптимизация пищевого поведения для формирования здорового образа жизни.

* * *

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Гребенников О.В.

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия

Ключевые слова: информационные технологии; здоровьесбережение детей в школе; мониторинг

Актуальность. Информатизация среды образования может обеспечить решение многих стоящих перед страной задач, в том числе по проведению здоровьеохранного мониторинга, психологического тестирования и медико-социального анкетирования школьников в широком возрастном диапазоне респондентов. С 2012 г. в Ростовской области успешно реализуется проект по здоровьеохранному мониторингу образовательного пространства региона средствами системы «Информационные технологии в образовании». Охвачены все 1210 образовательных организаций области. Цель: обоснование использования информационных технологий в системе мониторинга здоровьесберегающего образовательного пространства.

Материалы и методы. Технологическая система «Информационные технологии в образовании» представляет собой платформу для проведения социологических, социально-педагогических и психологических тестирований и мониторинговых процедур в образовательных организациях всех типов, обеспечивая полную автоматизацию всех функций.

Результаты. Успешно апробированы все виды мониторинга, анкетирования и тестирования обучающихся в образовательных организациях. Информационная система «Информационные технологии в образовании» является целостной системой взаимосвязанных модулей (мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций, мониторинга здоровья и образа жизни обучающихся, социального опроса школьников и их родителей, психологического тестирования обучающихся, оценки суицидальных рисков обучающихся), в единстве обеспечивающих задачу контроля безопасности и здоровьесбе-регающих показателей среды пребывания детей (семейной, образовательной, санаторной, лечебно-поликлинической), а также социально-психологического статуса обучающихся, развития и закрепления мотивации здорового образа жизни, профилактики рисков и негативных явлений в школьной среде.

Заключение. Информационная система «Информационные технологии в образовании» может быть использована в

различных субъектах Российской Федерации.

* * *

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МАЯТНИКОВОЙ МИГРАЦИИ СТУДЕНТОВ

Гудинова Ж.В., Васьковская Ю.С.

Омский государственный медицинский университет Минздрава России, Омск, Россия

Ключевые слова: студенты; маятниковая миграция; учебное расписание

Актуальность. Ежедневное перемещение студентов по городу между учебными корпусами (маятниковая миграция) увеличивает трудности обучения в вузе и оставляет студенту меньше возможностей для сна и отдыха. Однако этому уделяется недостаточно внимания, отсутствует методика изучения маятниковой миграции, которая практически не учитывается при составлении расписания занятий и регламентации перерывов. Цель: обоснование оптимизации учебного расписания в вузе с учётом маятниковой миграции студентов.

Материалы и методы. Маятниковая миграция студентов была изучена с расчётом затрат времени на передвижение студентов по городу между корпусами Омского медицинского университета на основании учебного расписания студентов 1-го курса вуза. Длительность перерывов обоснована с учётом требований нормативных документов.

Результаты. Установлено, что студенты перемещаются по 10 маршрутам, коротким и длинным, длительностью 5-31 мин, которая фактически бывает больше за счёт пробок и др. При составлении расписания это время должно добавляться к обязательному времени на малый перерыв (10 мин) и большой перерыв для приёма пищи (20 мин). С учётом этого малый перерыв между лекциями на коротком маршруте должен составлять не менее 15 мин, а на длинном маршруте — не менее 41 мин. Фактически в расписании был отмечен единичный случай малого перерыва менее 15 мин, что следует оценить положительно, но часто отсутствует большой перерыв для приёма пищи. Для расчёта времени, необходимого на большой перерыв, предложена формула: Т = 1,5Т1 + Т2 + Т3 + Т4, где Т — время, фактически необходимое на перерыв с учётом миграции между корпусами; Т1 — время на перемещение по маршруту согласно Яндекс Карте; 1,5 — коэффициент запаса времени на передвижение (взят приблизительно, для учёта возможных пробок и других транспортных помех); Т2 — время, затраченное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.