Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://elibrary.ru/ixctdh https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3 77
«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»
диагностических позиций, ранних коррекционных мероприятий даст положительную динамику не только стабилизации адаптационных возможностей, но и расширения спектра общения, т.е. социализации ребёнка в обществе. Цель: определить особенности развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с ФФНР из классов, реализующих адаптированные образовательные программы.
Материалы и методы. Обследованы 150 детей младшего школьного возраста. Из них 100 детей имели ФФНР. Эти дети были распределены на 2 группы: основную группу составили 50 детей, обучающиеся по адаптированным программам, группу сравнения — 50 детей, обучающиеся по общеобразовательной программе. Группа контроля — дети без дефектов речи, обучающиеся по общеобразовательной программе. Сбор материала проводился путём выкопировки первичной информации из истории развития ребёнка, медицинской карты школьника, психологического паспорта школьника. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ.
Результаты. Анализ полученных данных при поступлении в школу показал, что дети с ФФНР имели слабо развитые коммуникативные навыки. Не имели трудности в общении с друзьями 36% детей основной группы и 42% учащихся группы сравнения, с учителями — 16% и 30%, со взрослыми — 10% и 18%, в выборе постоянных приятелей в классе — 10% и 30% и партнёров для игр и занятий — 18% и 0% (р < 0,05). Дети группы контроля на 24% чаще имели удовлетворительные коммуникативные навыки с друзьями, чем в основной группе, и на 18% (р < 0,05) чаще, чем в группе сравнения, с учителями — на 34% и 20% соответственно (р < 0,05), со взрослыми — на 32% и 24% соответственно (р < 0,05), на 36% и 16% чаще имели постоянных приятелей в классе (р < 0,05), на 62% и 80% соответственно (р < 0,05) чаще самостоятельно выбирали партнёров для игры и занятий. При выпуске из начальной школы у детей с ФФНР наблюдался прирост развития удовлетворительных коммуникативных навыков: в общении с друзьями — на 8% больше в группе сравнения и 20% в основной группе, с учителями — на 30% и 32%, со взрослыми — на 30% и 36%, в выборе постоянных приятелей в классе — на 50% и 52%, партнёров для игр и занятий — на 52% и 40%, что способствовало преодолению дефектов в общении.
Заключение. Дети с ФФНР, обучающиеся по адаптированным образовательным программам, представляют группу высокого риска по нарушениям коммуникативных навыков, они нуждаются в постоянном наблюдении педиатров, логопедов, психологов. Адаптированные образовательные программы благоприятно влияют на коммуникативные навыки детей с ФФНР.
* * *
АНАЛИЗ ПИТЬЕВОГО РЕЖИМА ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Горбачева Е.М., Ильюшина И.В., Козлова Е.Ю., Слончакова Д.М.
Смоленский государственный медицинский университет Минздрава России, Смоленск, Россия
Ключевые слова: вода; питьевой режим; студенты; школьники
Актуальность. Питьевой режим — это рациональный порядок потребления воды в течение суток, устанавливаю-
щий его объём и периодичность, а также химический состав и физические свойства выпиваемых жидкостей с учётом вида деятельности человека, климатических условий окружающей среды и состояния организма. Цель: определить особенности питьевого режима у учащихся старших классов и студентов Смоленского государственного медицинского университета.
Материалы и методы. Обследовано 200 школьников и студентов в возрасте 16-25 лет, из них 100 являются школьниками старших классов, 100 — студентами. Проведено массовое анкетирование в электронной форме с помощью платформы Google Формы.
Результаты. Установлено, что 19% школьников придерживается питьевого режима постоянно, 33% не придерживается совсем. На вопрос «Знаете ли вы, какое минимальное количество воды необходимо выпивать в сутки?» 70% школьников и 85% студентов ответили утвердительно, однако число верных ответов было низким. Необходимую норму 30 мл/кг массы тела правильно указали только 2 школьника и 5 студентов. Поэтому большинство опрошенных неверно рассчитывали суточный объём жидкости: школьники в среднем выпивают от 1 до 2 л воды в день, а студенты — от 750 мл до 2 л. Часть опрошенных (25%) во время жажды употребляет сладкие газированные напитки, что является неблагоприятным прогностическим фактором и увеличивает риск развития ожирения. В жаркое время суток только 42% школьников и 31% студентов всегда стараются пить пресную или слегка подсоленную воду. Среди признаков, указывающих на недостаточное употребление жидкости, ответы респондентов распределились следующим образом: школьники чаще отмечают у себя усталость и снижение работоспособности (56%), сухость во рту натощак (50%), студенты чаще отмечают у себя усталость и снижение работоспособности и сухость кожи (по 59% соответственно). Проблемы с концентрацией внимания отмечают у себя 37% школьников и 54% студентов, что может указывать на нарушение водного баланса. Чтобы эффективно контролировать количество выпитой воды в течение дня, 4% школьников и 2% студентов всегда используют приложение о напоминании приёма воды, 10% школьников и 7% студентов пользуются приложением иногда.
Заключение. Школьникам и студентам рекомендуется использовать приложение о напоминании приёма воды в течение дня для контроля питьевого режима. Необходимо проводить просветительские беседы с учащимися общеобразовательных и высших учебных заведений, чтобы повышать уровень их осведомлённости о роли питьевого режима в повседневной жизни.
* * *
ВЛИЯНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ НАПИТКОВ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ
Горелова Ж.Ю., Курганский А.М., Гурьянова М.П.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: энергетические напитки; влияние на организм; пищевые привычки
Актуальность. В последнее десятилетие проведены научные исследования по оценке безопасности и влияния употребления энерготоников на здоровье подростков, воздействия на растущий организм веществ, входящих в их состав. Цель: определить особенности влияния энергетических напитков на подростков и связанные с этим риски.