Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3)
https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3 https://elibrary.ru/ixctdh
«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
78
Базы данных. Осуществлен обзор исследований по теме с использованием информационных порталов и платформ eLIBRARY.RU и PubMed, проведённых в России и за рубежом в 2015-2023 гг.
Результаты. Установлено, что большее количество побочных эффектов от употребления энергетиков наблюдается со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем, в меньшей степени — пищеварительной системы и почек. Чрезмерное употребление энергетиков, содержащих кофеин и таурин, являющихся сильнодействующими психоактивными веществами, влияет на функционирование центральной нервной системы. Отмечены расстройства эмоциональной сферы, появление немотивированного страха, развитие депрессии, расстройств сна, аппетита, увеличение частоты совершения асоциальных поступков. Самым чувствительным к избыточному потреблению энергетиков органом пищеварительной системы является печень. Еще одним органом-мишенью для действия энерготоников являются почки. Избыточное употребление энергетических напитков лицами с низкой физической активностью может приводить к развитию ожирения ввиду содержания в них большого количества фруктозы и прочих подсластителей углеводной природы. Приведённые данные могут служить доказательной базой негативного влияния безалкогольных тонизирующих напитков на здоровье подростков.
Заключение. В свете реализации Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 г. с учётом актуальности проблемы безопасного для здоровья употребления подростками энергетиков необходимы разработка профилактических мероприятий по предупреждению чрезмерного их употребления, улучшение пищевой грамотности и оптимизация пищевого поведения для формирования здорового образа жизни.
* * *
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Гребенников О.В.
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
Ключевые слова: информационные технологии; здоровьесбережение детей в школе; мониторинг
Актуальность. Информатизация среды образования может обеспечить решение многих стоящих перед страной задач, в том числе по проведению здоровьеохранного мониторинга, психологического тестирования и медико-социального анкетирования школьников в широком возрастном диапазоне респондентов. С 2012 г. в Ростовской области успешно реализуется проект по здоровьеохранному мониторингу образовательного пространства региона средствами системы «Информационные технологии в образовании». Охвачены все 1210 образовательных организаций области. Цель: обоснование использования информационных технологий в системе мониторинга здоровьесберегающего образовательного пространства.
Материалы и методы. Технологическая система «Информационные технологии в образовании» представляет собой платформу для проведения социологических, социально-педагогических и психологических тестирований и мониторинговых процедур в образовательных организациях всех типов, обеспечивая полную автоматизацию всех функций.
Результаты. Успешно апробированы все виды мониторинга, анкетирования и тестирования обучающихся в образовательных организациях. Информационная система «Информационные технологии в образовании» является целостной системой взаимосвязанных модулей (мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций, мониторинга здоровья и образа жизни обучающихся, социального опроса школьников и их родителей, психологического тестирования обучающихся, оценки суицидальных рисков обучающихся), в единстве обеспечивающих задачу контроля безопасности и здоровьесбе-регающих показателей среды пребывания детей (семейной, образовательной, санаторной, лечебно-поликлинической), а также социально-психологического статуса обучающихся, развития и закрепления мотивации здорового образа жизни, профилактики рисков и негативных явлений в школьной среде.
Заключение. Информационная система «Информационные технологии в образовании» может быть использована в
различных субъектах Российской Федерации.
* * *
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МАЯТНИКОВОЙ МИГРАЦИИ СТУДЕНТОВ
Гудинова Ж.В., Васьковская Ю.С.
Омский государственный медицинский университет Минздрава России, Омск, Россия
Ключевые слова: студенты; маятниковая миграция; учебное расписание
Актуальность. Ежедневное перемещение студентов по городу между учебными корпусами (маятниковая миграция) увеличивает трудности обучения в вузе и оставляет студенту меньше возможностей для сна и отдыха. Однако этому уделяется недостаточно внимания, отсутствует методика изучения маятниковой миграции, которая практически не учитывается при составлении расписания занятий и регламентации перерывов. Цель: обоснование оптимизации учебного расписания в вузе с учётом маятниковой миграции студентов.
Материалы и методы. Маятниковая миграция студентов была изучена с расчётом затрат времени на передвижение студентов по городу между корпусами Омского медицинского университета на основании учебного расписания студентов 1-го курса вуза. Длительность перерывов обоснована с учётом требований нормативных документов.
Результаты. Установлено, что студенты перемещаются по 10 маршрутам, коротким и длинным, длительностью 5-31 мин, которая фактически бывает больше за счёт пробок и др. При составлении расписания это время должно добавляться к обязательному времени на малый перерыв (10 мин) и большой перерыв для приёма пищи (20 мин). С учётом этого малый перерыв между лекциями на коротком маршруте должен составлять не менее 15 мин, а на длинном маршруте — не менее 41 мин. Фактически в расписании был отмечен единичный случай малого перерыва менее 15 мин, что следует оценить положительно, но часто отсутствует большой перерыв для приёма пищи. Для расчёта времени, необходимого на большой перерыв, предложена формула: Т = 1,5Т1 + Т2 + Т3 + Т4, где Т — время, фактически необходимое на перерыв с учётом миграции между корпусами; Т1 — время на перемещение по маршруту согласно Яндекс Карте; 1,5 — коэффициент запаса времени на передвижение (взят приблизительно, для учёта возможных пробок и других транспортных помех); Т2 — время, затраченное
https://elibrary.ru/ixctdh
Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3
79
«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»
студентами в корпусе 1 (на кафедре, в гардеробе), — 10 мин; Т3 — время, необходимое на принятие пищи, — 20 мин; Т4 — время, затраченное студентами в корпусе 2 (в гардеробе, на кафедре), — 10 мин. Таким образом, необходимая длительность большого перерыва для коротких маршрутов составила 48 мин, для самого длинного — 87 мин.
Заключение. Предложенная методика изучения ежедневной маятниковой миграции студентов и расчёта необходимой длительности перерывов между занятиями позволяет оптимизировать учебное расписание в вузе и обеспечить соблюдение
выполнения режима дня студента.
* * *
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ БОЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Гудинова Ж.В.1, Рыбкин А.А.12
1Омский государственный медицинский университет Минздрава России, Омск, Россия; 2Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, Тюмень, Россия
Ключевые слова: питание; больные школьники; организация школьного питания; диетолог
Актуальность организации питания больных школьников обусловлена не только известным вкладом питания в формирование здоровья детей, но и появлением СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», в п. 8.2.1 которого представлены требования к организаторам (операторам), осуществляющим питание школьников. Цель: установить особенности организации питания больных школьников.
Материалы и методы. Проведено анкетирование всех операторов питания (всего 7 организаций), организующих питание детей в 13 школах г. Ишима и 41 сельской школе Ишимского и Абатского районов Тюменской области по разработанной анкете.
Результаты. Установлено, что в лечебном и диетическом питании в указанных организациях нуждаются 42 школьника (45% девочек и 54% мальчиков), их них 83% — в возрасте до 14 лет и 17% — в возрасте 15-17 лет. Ведущими формами патологии школьников явились пищевая аллергия (50%), сахарный диабет (48%), гастроэнтерит (2%). Выявлено, что операторы самостоятельно составляют меню для больных детей, корректируя предложения Центра технологического контроля Тюменской области. В штатной структуре операторов и центра нет врачей-диетологов (в центре имеются только технологи и врачи по общей гигиене). В этих условиях очевидно, что меню для больных детей составляется без участия врача-диетолога, что противоречит требованиям. У 1 ребёнка, больного сахарным диабетом, нет назначения врача, питание организовано только по заявлению от родителей.
Заключение. Гигиенические регламенты по организации питания больных школьников на изученных территориях Тюменской области не выполняются. Возможно, в этой работе необходимо участие медицинских организаций на территориях, имеющих в своем составе врача-диетолога. Важно обеспечить всех больных детей необходимым лечебным и диетическим питанием в школе и гарантировать его соответствие требованиям законодательства.
* * *
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ВЫРАЖЕННОЕ УТОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
Гузик Е.О.
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения УО «Белорусский государственный медицинский университет», Минск, Республика Беларусь
Ключевые слова: умственная работоспособность; здоровье детей; факторы риска
Актуальность. Реформа современной системы образования определяет необходимость формирования адаптивной, успешной, здоровой личности, способной самостоятельно приобретать знания и трансформировать их к постоянно меняющимся запросам и требованиям жизни. Это определяет необходимость научного обоснования мероприятий, направленных на профилактику выраженного утомления среди учащихся. Цель: обосновать дизайн выявления приоритетных факторов, способствующих развитию выраженного утомления среди учащихся 2-й и 3-й ступеней обучения.
Базы данных. Нами проведён анализ современной литературы по определению факторов, формирующих утомление учащихся.
Результаты. Оптимальным показателем, который отражает функциональное состояние организма в процессе обучения, является умственная работоспособность учащихся в определённый отрезок времени. Анализ динамики умственной работоспособности позволит выявить учащихся, имеющих выраженное утомление, обусловленное эндогенными и экзогенными факторами. При обследовании 500 учащихся 5-11-х классов г Минска, выполненных на кафедре гигиены и медицинской экологии, каждый 4-й учащийся имел нарушение осанки, около 40% школьников имели нарушения зрения, 53,4% — хронические заболевания. Среди учащихся были выявлены нарушения режима дня, такие как недостаточная длительность ночного сна, нарушения режима питания, низкая двигательная активность. Для выявления приоритетных факторов, способствующих формированию выраженного утомления, целесообразным является формирование группы наблюдения из числа учащихся 5-11-х классов с учётом типа учреждения образования (школа, гимназия). По данным такого обследования учащихся необходимо сформировать базу данных, включающую показатели умственной работоспособности, особенности образа жизни, организации образовательного процесса и здоровья. В дальнейшем полученные материалы следует использовать для определения динамики работоспособности учащихся в течение дня, недели, учебной четверти и выявления распространённости выраженного утомления среди обследованных. Далее в зависимости от года обучения целесообразно определить распространённость экзогенных и эндогенных факторов (организация образовательного процесса, режим дня, состояние здоровья), способствующих развитию выраженного утомления учащихся. Необходимо также установить различия в распространённости утомления у учащихся в зависимости от состояния здоровья, факторов внутри- и внешкольной среды, таких как учебная нагрузка, длительность ночного сна, особенности двигательной активности, наличие хронических заболеваний.
Заключение. Определение приоритетных факторов, способствующих развитию выраженного утомления у учащихся, позволит разработать алгоритм оптимизации профилактических мероприятий.
* * *