Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / здоровьесбережение детей в школе / мониторинг
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3)

https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3 https://elibrary.ru/ixctdh

«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

78

Базы данных. Осуществлен обзор исследований по теме с использованием информационных порталов и платформ eLIBRARY.RU и PubMed, проведённых в России и за рубежом в 2015-2023 гг.

Результаты. Установлено, что большее количество побочных эффектов от употребления энергетиков наблюдается со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем, в меньшей степени — пищеварительной системы и почек. Чрезмерное употребление энергетиков, содержащих кофеин и таурин, являющихся сильнодействующими психоактивными веществами, влияет на функционирование центральной нервной системы. Отмечены расстройства эмоциональной сферы, появление немотивированного страха, развитие депрессии, расстройств сна, аппетита, увеличение частоты совершения асоциальных поступков. Самым чувствительным к избыточному потреблению энергетиков органом пищеварительной системы является печень. Еще одним органом-мишенью для действия энерготоников являются почки. Избыточное употребление энергетических напитков лицами с низкой физической активностью может приводить к развитию ожирения ввиду содержания в них большого количества фруктозы и прочих подсластителей углеводной природы. Приведённые данные могут служить доказательной базой негативного влияния безалкогольных тонизирующих напитков на здоровье подростков.

Заключение. В свете реализации Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 г. с учётом актуальности проблемы безопасного для здоровья употребления подростками энергетиков необходимы разработка профилактических мероприятий по предупреждению чрезмерного их употребления, улучшение пищевой грамотности и оптимизация пищевого поведения для формирования здорового образа жизни.

* * *

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Гребенников О.В.

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия

Ключевые слова: информационные технологии; здоровьесбережение детей в школе; мониторинг

Актуальность. Информатизация среды образования может обеспечить решение многих стоящих перед страной задач, в том числе по проведению здоровьеохранного мониторинга, психологического тестирования и медико-социального анкетирования школьников в широком возрастном диапазоне респондентов. С 2012 г. в Ростовской области успешно реализуется проект по здоровьеохранному мониторингу образовательного пространства региона средствами системы «Информационные технологии в образовании». Охвачены все 1210 образовательных организаций области. Цель: обоснование использования информационных технологий в системе мониторинга здоровьесберегающего образовательного пространства.

Материалы и методы. Технологическая система «Информационные технологии в образовании» представляет собой платформу для проведения социологических, социально-педагогических и психологических тестирований и мониторинговых процедур в образовательных организациях всех типов, обеспечивая полную автоматизацию всех функций.

Результаты. Успешно апробированы все виды мониторинга, анкетирования и тестирования обучающихся в образовательных организациях. Информационная система «Информационные технологии в образовании» является целостной системой взаимосвязанных модулей (мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций, мониторинга здоровья и образа жизни обучающихся, социального опроса школьников и их родителей, психологического тестирования обучающихся, оценки суицидальных рисков обучающихся), в единстве обеспечивающих задачу контроля безопасности и здоровьесбе-регающих показателей среды пребывания детей (семейной, образовательной, санаторной, лечебно-поликлинической), а также социально-психологического статуса обучающихся, развития и закрепления мотивации здорового образа жизни, профилактики рисков и негативных явлений в школьной среде.

Заключение. Информационная система «Информационные технологии в образовании» может быть использована в

различных субъектах Российской Федерации.

* * *

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МАЯТНИКОВОЙ МИГРАЦИИ СТУДЕНТОВ

Гудинова Ж.В., Васьковская Ю.С.

Омский государственный медицинский университет Минздрава России, Омск, Россия

Ключевые слова: студенты; маятниковая миграция; учебное расписание

Актуальность. Ежедневное перемещение студентов по городу между учебными корпусами (маятниковая миграция) увеличивает трудности обучения в вузе и оставляет студенту меньше возможностей для сна и отдыха. Однако этому уделяется недостаточно внимания, отсутствует методика изучения маятниковой миграции, которая практически не учитывается при составлении расписания занятий и регламентации перерывов. Цель: обоснование оптимизации учебного расписания в вузе с учётом маятниковой миграции студентов.

Материалы и методы. Маятниковая миграция студентов была изучена с расчётом затрат времени на передвижение студентов по городу между корпусами Омского медицинского университета на основании учебного расписания студентов 1-го курса вуза. Длительность перерывов обоснована с учётом требований нормативных документов.

Результаты. Установлено, что студенты перемещаются по 10 маршрутам, коротким и длинным, длительностью 5-31 мин, которая фактически бывает больше за счёт пробок и др. При составлении расписания это время должно добавляться к обязательному времени на малый перерыв (10 мин) и большой перерыв для приёма пищи (20 мин). С учётом этого малый перерыв между лекциями на коротком маршруте должен составлять не менее 15 мин, а на длинном маршруте — не менее 41 мин. Фактически в расписании был отмечен единичный случай малого перерыва менее 15 мин, что следует оценить положительно, но часто отсутствует большой перерыв для приёма пищи. Для расчёта времени, необходимого на большой перерыв, предложена формула: Т = 1,5Т1 + Т2 + Т3 + Т4, где Т — время, фактически необходимое на перерыв с учётом миграции между корпусами; Т1 — время на перемещение по маршруту согласно Яндекс Карте; 1,5 — коэффициент запаса времени на передвижение (взят приблизительно, для учёта возможных пробок и других транспортных помех); Т2 — время, затраченное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.