Научная статья на тему 'Влияние детского травматического опыта на формирование психопатологической симптоматики взрослых людей'

Влияние детского травматического опыта на формирование психопатологической симптоматики взрослых людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3004
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ПСИХОТРАВМЫ / ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / CHILDREN''S PSYCHOLOGICAL TRAUMA / PSYCHOPATHOLOGY / EMOTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Е. А.

Рассматривается проблема влияния детской психотравматизации на дальнейшее формирование личности взрослого человека. Автором представлены результаты исследования, в котором изучались отсроченные последствия непроработанных детских травм (в виде выраженной психопатологической симптоматики), представлен анализ видов негативного детского опыта взрослых людей и изучены возможности коррекции этих симптомов в ходе специально организованных психотерапевтических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF CHILDREN TRAUMATIC EXPERIENCE ON THE FORMATION OF PSYCHOPATHOLOGY OF ADULTS

In recent years the problem of the study of traumatic events and their impact on the development and the functioning of the individual arises the interests of the researchers. The article is devoted to the analysis of the problem of the influence of children's psychotraumatic experience on the further formation of an adult personality. The author presents the results of the study where long-term effects of childhood trauma were studied (in the form of expressed psychopathology), an analysis of types of negative childhood experience of adults is presented and the correction of these symptoms during specially organized sessions of psychotherapy is explored.

Текст научной работы на тему «Влияние детского травматического опыта на формирование психопатологической симптоматики взрослых людей»

УДК 159.09.07

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ

Е.А.Петрова

IMPACT OF CHILDREN TRAUMATIC EXPERIENCE ON THE FORMATION OF PSYCHOPATHOLOGY

OF ADULTS

E.A.Petrova

Институт непрерывного педагогического образования, [email protected]

Рассматривается проблема влияния детской психотравматизации на дальнейшее формирование личности взрослого человека. Автором представлены результаты исследования, в котором изучались отсроченные последствия непроработанных детских травм (в виде выраженной психопатологической симптоматики), представлен анализ видов негативного детского опыта взрослых людей и изучены возможности коррекции этих симптомов в ходе специально организованных психотерапевтических занятий.

Ключевые слова: детские психотравмы, психопатологическая симптоматика, эмоциональное состояние

In recent years the problem of the study of traumatic events and their impact on the development and the functioning of the individual arises the interests of the researchers. The article is devoted to the analysis of the problem of the influence of children's psychotraumatic experience on the further formation of an adult personality. The author presents the results of the study where long-term effects of childhood trauma were studied (in the form of expressed psychopathology), an analysis of types of negative childhood experience of adults is presented and the correction of these symptoms during specially organized sessions of psychotherapy is explored.

Keywords: children's psychological trauma, psychopathology, emotional state

Проблема детских психологических травм и их влияния на дальнейшее развитие личности долгое время интересует исследователей. Во многих исследованиях существуют попытки прослеживания зависимости между личностными характеристиками взрослого человека и особенностями его формирования и развития на предшествующих его взрослости этапах. Подавляющее большинство психологических концепций, на которых основываются психологи-практики, подчеркивают влияние детского опыта на формирование личности взрослого человека, на его эмоциональное состояние, установки, ценности, поведение. Задача психологов-практиков — выявить условия и факторы, препятствующие достижению вершин в развитии личности. Непроработанные психотравмы детства могут являться одним из таких факторов.

В кратком толковом психолого-психиатрическом словаре (2008) дается следующее определение: «Психотравма — какая-либо личностно значимая ситуация (явление), имеющая характер патогенного эмоционального воздействия на психику человека, психологически тяжело переносимая и способная, при недостаточности защитных психологических механизмов, привести к психическим расстройствам». События, результатом которых становится психологический удар, обычно представляют мнимую или настоящую опасность для жизни и целостности тела, от которой невозможно себя оградить. Этот страх глубоко отпечатывается в человеческой психике, потому что не был пережит своевременно, в тот момент и в том месте.

Всегда существует эмоциональный отклик личности на травму. Реакция на травмирующее событие может наступить не сразу, а через несколько лет или даже десятилетий.

По DSM-IV (American Psychiatric Association, 1996), травматическое событие имеет место тогда, когда оно связано со смертью, угрозой смерти, тяжелым ранением или какой-то другой угрозой физической целостности; причем данное событие может затрагивать человека прямо или косвенно — через релевантных лиц. Но иногда травма возникает и из-за того, что человек становится свидетелем угрожающей кому-то опасности, ранения или смерти совершенно чужого ему человека.

Мы можем сделать вывод, что психотравма — это специфический класс критических изменяющих жизнь событий. Психотравмам присущи следующие характеристики: психотравмирующие события нежелательны; они обладают негативным воздействием; их тяжело контролировать. В детстве очень незначительное количество событий и явлений может контролироваться самим ребенком, он целиком зависит от внешних обстоятельств и поведения окружающих взрослых. Таким образом, ребенок находится в зоне риска возникновения и переживания психотравми-рующих событий. Он становится уязвимым к травматическим переживаниям и не может их здоровым образом либо предотвратить, либо пережить и проработать. Непроработанные вовремя психологические травмы детства имеют комплексное влияние на человека. Влияние касается и когнитивной и эмоциональной и поведенческой сфер. Кроме того, возника-

ют психосоматические реакции на непрожитые должным образом травмы детства. Среди тысяч детских воспоминаний память надежно сохраняет недоработанные психологические травмы детства. Травматические события являются инструментом, которые впоследствии направляют всю дальнейшую жизнь и формируют определенный тип личности, они являются фундаментом личности взрослого. М.Мюррей, исследователь детских травм, пишет: «Когда ребенок переживает травмирующее его событие и не имеет возможности выразить свои чувства, он подсознательно подавляет свою боль, и со временем это может причинить серьезный физический и эмоциональный вред. Длительное подавление связанных с травмирующим событием чувств приводит к более печальным последствиям, чем сама по себе травма» [1, с. 62-63].

В нашем исследовании мы решили сфокусироваться на эмоциональных и психосоматических симптомах, выявляя актуальный психологический симптоматический статус взрослых, имеющих в детстве травматический опыт.

Для этого использовались две методики: опросник о детском опыте (Adverse Childhood Experience — ACE) и опросник выраженности психопатологической симптоматики (Symptom CHECK LIST-90-REVISED — SCL-90-R).

Также были использованы материалы диагностических исследований, проведенных совместно с М.Мюррей и Н.Нигай. В качестве выборки исследования мы взяли участников психотерапевтических семинаров по преодолению травм детства, насилию и депривации (метод Мюррей). Количество участников — 102 человека, в возрасте от 19 до 70 лет. Исследование проводилось в течение 2014 года.

Участники исследования, придя на психотерапию, самостоятельно приняли решение проработать детские травмы, таким образом, признавая у себя их наличие. Тем не менее, для объективной проверки наличия психологической травматизации участников исследования нами был проведен опросник о детском опыте (Adverse Childhood Experience — ACE).

В вопроснике предлагается оценить наличие в первые 18 лет жизни различных типов психотравми-рующих событий:

— вербальное насилие (угрозы, оскорбления);

— физическое насилие (побои);

— сексуальное насилие;

— отсутствие чувства защищенности, заботы;

— переживание депривации;

— развод родителей;

— домашнее насилие;

— употребление психоактивных веществ членами семьи;

— наличие психических заболеваний у членов

семьи;

— пребывание кого-либо из членов семьи в тюрьме.

В результате проведения опросника, мы увидели, что наиболее частыми травмами являются: вербальное насилие, отсутствие чувства защищенности, заботы, недостаток эмоционально-близких отноше-

ний между членами семьи; употребление психоактивных веществ членами семьи. Эти виды травм встречались более чем у 80% опрошенных. Кроме того, больше половины опрошенных назвали физическое насилие и развод родителей.

У 98% испытуемых было хотя бы одно психо-травмирующее событие, у 87% — два, более половины (55%) имели 4 психотравмирующих события, количество 7,8 и 9 психотравм имели соответственно 18%, 10% и 3% участников. Только 2% испытуемых не смогли вспомнить серьезные психотравмы детства. Следовательно, мы можем утверждать, что 98% участников исследования имели в детстве серьезные психотравмирующие события, которые могли повлиять на формирование их личности.

Для выявления выраженности психопатологической симптоматики мы предложили опросник Symptom CHECK LIST-90-REVISED - SCL-90-R. Опросник включает в себя следующие шкалы: «Сома-тизация», «Обсессивно-компульсивное расстройство», «Межличностная сензитивность», «Депрессия», «Тревожность», «Враждебность», «Фобическая тревожность» «Паранойяльные симптомы» и «Психо-тизм».

На рис. представлены результаты опросника.

По сравнению с разработанными отдельными нормативными данными для группы здоровых, для мужчин и женщин результаты по всем шкалам, кроме шкалы «фобическая тревожность», являются высокими. Результаты по шкале «фобическая тревожность» свидетельствуют о том, что у испытуемых отсутствует стойкая реакция страха на определенных людей, места, объекты или ситуации, которая характеризуется как иррациональная и неадекватная по отношению к стимулу и влечет за собой избегающее поведение.

Самые высокие результаты были получены по шкалам:

«Обсессивно-компульсивное расстройство» (1,41) — испытуемые проявляют состояния с навязчивыми, повторяющимися мыслями, переживаниями и действиями, такие состояния воспринимаются как постоянные и непреодолимые, но при этом чуждые и нежелательные.

«Межличностная сензитивность» (1,53) — высокие баллы по данной шкале свидетельствуют о наличии чувства личностной неадекватности и неполноценности, это проявляется особенно в те моменты, когда человек сравнивает себя с другими. Таким людям присущи самоосуждение, чувство беспокойства и заметный дискомфорт в процессе межличностного взаимодействия.

«Депрессия» (1,54) — такие результаты диагностируют дисфорию, отсутствие интереса к жизни, недостаток мотивации, потерю жизненной энергии, чувство безнадежности, мысли о суициде и др.

Выше нормы были получены результаты по шкалам «Соматизация», «Тревожность», «Враждебность», «Паранойяльные симптомы» и «Психотизм». Средние значения по шкалам: 1,06; 1,18; 1,06; 1,16 и 0,99 соответственно. Результаты свидетельствуют о проявлении состояний, переживаемых как ощущение телесной дисфункции, включающее жалобы на со-

Рис. Диагностика выраженности психопатологической симптоматики (средние значения)

стояние физического здоровья, нервозность, эмоциональное и мышечное напряжение, проявление кризисного психического состояния, включающее мысли, чувства или действия, которые являются проявлениями негативного аффективного состояния злости: агрессия, раздражительность, гнев и негодование. Также существуют паранойяльные симптомы, такие как проекции мыслей, враждебность, подозрительность, напыщенность, страх потери независимости, бредоподобные идеи решения проблем. При этом участники исследования могут демонстрировать избегающий, изолированный, шизоидный стиль жизни.

Кроме значений шкал, опросник включает и подсчет трех индексов.

Общий индекс тяжести (GSI) — индикатор текущего состояния и глубины расстройства, является комбинацией информации о количестве симптомов и интенсивности переживаемого дистресса, полученный результат — 1,21. Это очень высокий результат, он находится на уровне групп испытуемых, переживающих кризисные состояния и пережившие события, в которых была угроза их жизни и здоровью.

Общее количество симптомов (PST) — количество утверждений, для которых испытуемый дает положительные ответы, отражает широту диапазона симптоматики индивида, результат — 52,6. Этот результат показывает на наличие у испытуемых очень большого количества симптомов, проявляющихся одновременно.

Индекс наличного симптоматического дистресса (PSDI) — мера интенсивности состояния, соответствующая количеству симптомов; измерение интенсивности дистресса. Полученный результат (1,91) свидетельствует о высоком уровне дистресса у испытуемых.

Для проработки травм прошлого необходима

целенаправленная комплексная психотерапевтическая работа, включающая в себя технологии работы с эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферами. При таком подходе негативные события прошлого становятся отправной точкой, из которой начинается терапия. В ходе терапии происходит изучение психотравмирующих событий прошлого, анализируются способы эмоционального реагирования на события в прошлом и настоящем и когнитивные установки, формирующиеся в момент события. Невозможно выделить конкретную симптоматику человека, пережившего в детстве травму и не проработавшего ее вовремя, эти симптомы довольно условны, каждый человек травмирующие события переживает по-своему. Насколько разрушительной окажется психическая травма, зависит от индивидуального восприятия человека, его защищенности в психологическом плане, устойчивости к стрессам. Тем не менее, вследствие проведенного нами исследования мы можем предположить, что чем раньше происходит пси-хотравмирующее событие, тем больше искажений и трансформаций переживает личность. Необходимо помнить, что травма — это не «пожизненный приговор», а реальное жизненное событие, которое можно преодолеть и трансформировать на благо изменений качества собственной жизни, преображения личности, восстановления и приумножения своих жизненных сил и возможностей [2].

1. Мюррей М. Метод Мюррей. СПб.: Шандал, 2012. 416 с.

2. Левин П. Исцеление от травмы. М.: Весь, 2011. 128 с.

References Petersburg, Shandal Publ., 2012. 416 p.

2. Levin P. Istselenie ot travmy [Trauma healing], Moscow, 1. Murray M. Metod Murray [Murray method]. Saint Ves' Publ 2011 128 p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.