УДК 159.09.07
ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОГО ПСИХОТРАВМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ВЗРОСЛЫХ
Е.А.Петрова
IMPACT OF TRAUMATIC EVENTS IN CHILDHOOD ON THE FORMATION OF IRRATIONAL ADULT'S
ASSUMPTIONS
E.A.Petrova
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Представлен анализ влияния травматического опыта на когнитивную сферу. Освещается проблема формирования иррациональных установок взрослых, переживших психотравмирующий опыт в детском возрасте. Подробно рассматривается механизм воздействия детского болезненного опыта на последующую личностную реализацию. Рассмотрены типичные виды иррациональных установок и специфика воздействия каждой из них на развитие личности взрослого человека и его поведение. Предложены психотерапевтические технологии работы по преодолению негативных установок. В качестве варианта психотерапии рассмотрен «Метод преодоления последствий психологических травм, насилия и депривации» Мэрилин Мюррей, который в течение 14 лет успешно проводится в России.
Ключевые слова: детские психотравмы, иррациональные установки, ограничивающие установки, когнитивная сфера, метод Мюррей
The author presents an analysis of the impact of traumatic events on personality's cognitive sphere. The article deals with the problem of the irrational ideas that many adults, who experienced psychotraumatic experience in childhood, have about how they should conduct their lives. A child's painful experience impacting the subsequent personal realization and how it concerns an adult's life is being considered in details. Typical kinds of those attitudes and the way each irrational belief influences personality development and adult's behaviour are considered. Therapeutic technologies to overcome negative attitudes are proposed. As a variant of psychotherapy, Marilyn Murray's method for "Treatment of trauma, abuse and deprivation" having been implemented successfully in Russia for 14 years is considered.
Keywords: child's psychological traumas, irrational beliefs, self-limiting assumtions, cognitive sphere, The Murray Method
Последствия детского психотравмирующего опыта многие годы интересуют исследователей. Неоднократно психологи пытались установить зависимость между личностной реализацией взрослого человека и особенностями его развития на предшест-вующих взрослости этапах. Влияние болезненного детского опыта (психологические травмы, жестокое обращение, различные формы насилия, депривация)
на формирование личности взрослого человека, его эмоциональное состояние, установки, ценности, по -ведение представляется несомненным. Американский психотерапевт М.Мюррей пишет: «Когда ребенок переживает травмирующее его событие и не имеет возможности выразить свои чувства, он подсознательно подавляет свою боль, и со временем это может причинить серьезный физический и эмоциональный
вред. Длительное подавление связанных с травмирующим событием чувств приводит к более печальным последствиям, чем сама по себе травма» [1]. Исследователь Дональд Калшед констатирует, что психическая травма вызывается не только внешними событиями. После травмы начинается внутренняя работа психики, и этот процесс имеет весьма специфическую динамику. Один из главных выводов, который делает Д.Калшед, состоит в том, что «травмированная психика продолжает травмировать саму себя», более того — такие люди постоянно обнаруживают себя в жизненных ситуациях, в которых они подвергаются повторной травматизации [2].
Непроработанные своевременно детские психотравмы имеют комплексное влияние на человека. Возникают проблемы в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности. Со временем, как следствие, могут возникнуть психосоматические проблемы. Память надежно сохраняет детские психологические травмы. Эти воспоминания впоследствии формируют личность человека с особым типом мышления и поведения, направленным на выживание и избегание. Таким образом, непроработанные психотравмы могут являться фундаментом формирования психологически нездоровой личности взрослого.
Следовательно, можно утверждать, что последствия перенесенного травматического опыта часто фатальны для дальнейшего развития личности. Исследователи выделяют ряд таких последствий:
— формирование у ребенка негативных жизненных установок;
— формирование нездоровых моделей поведения;
— задержка умственного, психического или речевого развития;
— возникновение сложностей при адаптации в обществе и снижение коммуникативных навыков;
— снижение способности к обучению;
— утрата уважительного отношения к родителям;
— патологические изменения психики, трудно поддающиеся коррекции.
Проанализируем влияние психотравматического опыта на когнитивную сферу ребенка, рассмотрим формирование иррациональных/ограничивающих установок, как следствия перенесенного негативного травматического опыта.
Установка — это общее название механизма, который руководит поведением человека. Д.Н.Узнадзе писал, что установка — это готовность реагировать определенным образом в определенной ситуации. Часто установки переходят на неосознанный уровень автоматизмов, тем самым, управляя нашей жизнью. Ошибочные или неадекватно используемые установки могут быть причиной неадаптивного поведения человека, большей частью необоснованного и неуправляемого. Именно установка определяет готовность в одной ситуации реагировать положительными эмоциями, а в другой — болезненными.
В основе установок лежат психологические механизмы, обеспечивающие наиболее рациональное
познание окружающего мира и максимально безболезненную адаптацию человека в нем. Но встречаются иррациональные установки, которые, напротив, препятствуют адаптации человека в социуме. Чего больше в установках человека — рационального или иррационального — зависит в большей степени от влияния психологической и социальной среды, в которой рос и развивался ребенок. Наличие в прошлом травматического болезненного опыта формирует иррациональные установки, которые отличаются от рациональных / адаптивных наличием когнитивных искажений (систематических ошибок в мышлении).
Исследователь детских психотравм М.Мюррей считает, что источником иррациональных установок могут быть послания от родителей, родственников, общества, власти, школы, ровесников и т.д. Она приводит примеры метафор, которыми описывали возникновение своих установок люди, приходящие на психотерапию: «Непрестанные бабушкины жалобы на жизнь оставили в моей душе глубокие борозды», «Ее слова застревали в моей голове», «Эти слова превратились в ограничивающий мою жизнь неприступный забор» [1]. Часто установки формируются из детских впечатлений и реакций ребенка на происходящие события. Дети не всегда способны рационально понять и принять ситуации, особенно болезненные, вследствие чего они объясняют их иррационально, воспринимая происходящее как данность и истину. Впоследствии эти установки переходят в свод неосознанных правил и начинают управлять жизнью человека. Такие установки являются ограничивающими, не позволяющими реализовать потенциал личности, социализироваться и найти свое место в жизни.
Возникают случаи, когда установки противоречат друг другу (например, «Ты должен быть лучшим учеником» и «Не гордись — это стыдно»). В таких случаях человек испытывает замешательство и бессилие, он выбирает бездеятельность, так как противоречащие установки препятствуют его активности.
Согласно А.Эллису, иррациональные / ограничивающие установки имеют характер предписания, требования, приказа. В связи с этими особенностями иррациональные установки вступают в конфронтацию с реальностью, противоречат объективно сложившимся условиям и закономерно приводят к дезадаптации и эмоциональным проблемам личности.
Рассмотрим самые распространенные иррациональные установки людей, переживших в детстве болезненный психотравматический опыт.
Установка сверхобобщения. Сверхобобщение относится к образцам формулирования общего правила на основе одного или нескольких изолированных эпизодов. Часто, переживая сильное психо-травмирующее событие, ребенок делает выводы обо всей совокупности явлений по единичному признаку. Например, ребенок, которого предал друг, считает, что любой человек потенциальный предатель, он начинает сторониться людей, не умеет строить отношения на основе доверия, он живет и вырастает с мыслью: «Вокруг одни предатели». Другой ребенок, столкнувшийся с насилием, генерализует свой страх,
Проблема в жизни
Тк
Ограничивающая установка
гановн
Н^тиаЖачеово характера
Корневаяэмоция
Иаочник ограничивающей установки Деструктивная программа поведения
Рис. 1. Роль ограничивающих установок в формировании проблем
боится всех людей и считает, что мир в целом очень опасный и враждебный. Он выносит суждение «Каждый человек может сделать больно, мир жесток». Таким образом, в жизни ребенка возникает неоправданное обобщение на основании выборочной информации.
Установка долженствования. Основная идея установки — это идея долга. Само слово «должен» является языковой ловушкой. Смысл этого слова означает — только так и никак иначе. Использование слова «должен» исключает любые альтернативы. Установка долженствования проявляет себя в трех сферах. Первая сфера — установка долженствования в отношении себя: «то, что я должен другим». Вторая сфера установки долженствования направлена на других: «мне должны другие люди», «я знаю, как они должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать». Третья сфера установки долженствования — требования, предъявляемые к окружающему миру. Это то, что выступает в качестве претензии к природе, погоде, экономической ситуации, правительству и т.п.
Установка «Я плохой». Каждый человек переживал в свое время болезненные травматические события. Дети сталкиваются с несправедливостью, жестокостью, насилием. Не существует ребенка, который в детстве не совершал какие-то проступки или не попадал в неприятные ситуации. Что чувствует и думает ребенок в таких ситуациях? Дети не обладают гибким рациональным мышлением, у них недостаточно сформированы психологические защиты, поэтому практически каждый ребенок считает, что «хорошие вещи происходят с хорошими людьми, а плохие вещи случается с плохими людьми». Таким образом, ребенок делает вывод-обобщение: «Если в моей жизни случается что-то плохое, то это происходит из-за того, что я плохой». При такой установке ребенок чувствует себя жертвой. Это состояние крайне непри-
ятное, и оно может быть сознательным и неосознанным. На установку «Я плохой» разные люди дают разные реакции. Первая реакция — это модель «явной жертвы» и вторая реакция - модель «неявной жертвы». Выбор реагирования зависит от:
— типа личности;
— темперамента;
— системы ценностей;
— культуры, традиций;
— порядка рождения;
— опыта, конкретной ситуации.
Позиция жертвы часто предполагает ожидание ребенка (а позже и взрослого человека), что родители рано или поздно дадут ему любовь, которой не хватало в детстве. Любое ожидание может обернуться глубоким разочарованием, особенно если уже выросший ребенок все еще ждет любви и принятия от родителей. Установка «Я плохой» контролирует всю дальнейшую жизнь человека. Часто неэффективное, деструктивное поведение уже взрослого человека — это реакция на данную установку. Существует две реакции на установку «Я плохой»:
1. «Если вы считаете, что я плохой, то я вам это и докажу. Если так меня назвали, таким я и буду». Такие люди чувствуют, что у них много неразрешенных проблем, понимают это и продолжают демонстрировать проблемное поведение, делая свою жизнь еще более деструктивной.
2. «Я знаю, что я плохой, но я всей своей жизнью докажу, что я хороший». После проживания в деструктивной семье такие дети решают, что жить как родители они никогда не будут. Такие дети вырастают контролирующими и негибкими. Они всю жизнь стараются заслужить любовь и принятие. Их поведение реактивно, постоянно направлено на поиск поддержки окружающих [1].
Установка персонализации. Эта установка проявляет себя как склонность связывать события ис-
ключительно со своей персоной, когда нет никаких оснований для такого вывода, а также интерпретировать большинство событий как касающихся себя. Очень часто дети, переживая болезненные ситуации, большую часть вины берут на себя, считая, что многие проблемы в семье спровоцированы их поведением. Дети винят в скандалах и разводе родителей себя. Болезни близких они связывают с собственными ошибками, которые расстраивали родных. Очень часто такие мысли формируют и поддерживают родите -ли, вырабатывая у ребенка не только чувство вины за проступки, но и стыд ребенка за себя самого, свою личность. Вырастая, такие дети считают себя причастными практически ко всем событиям, которые происходят не только в их жизни, но и в жизни окружающих людей. Они живут в хроническом чувстве вины и проявляют гипертрофированный уровень ответственности.
Установка катастрофизации. Эта установка характеризуется гиперболизацией негативного характера ситуации. Она отражает иррациональное убеждение в том, что многие события в мире катастрофичны. Люди, с установкой катастрофизации, постоянно гиперболизируют происходящее, их высказывания носят негативный характер и усиливают интенсивность возникающих событий. Неприятные события, которые происходят с человеком, оцениваются как нечто неотвратимое, чудовищное, ужасающее, разрушающее основные ценности человека раз и навсегда. Часто жизненные неприятности и трудности оцениваются как «вселенская катастрофа». Естественно, что при такой глобальной негативной оценке событий человек не чувствует в себе сил и ресурсов противостоять им. Таким образом, человек перестает бороться, противостоять трудностям, живет в хроническом фоне болезненных эмоций.
Со временем сформировавшиеся установки становятся сводом законов, который активно управляет поведением человека. В большинстве стран нормальным считается поведение, свойственное большинству людей. Таким образом, люди идут привычным, проторенным путем, считая его по умолчанию нормальным/здоровым. При этом, они не всегда осознают, что ими управляют иррациональные установки (например: «Никому нельзя доверять», «Мир жесток и опасен», «Деньги решают все» и т.д.). Следовательно, если вовремя не проработать болезненный опыт ребенка, то иррациональные, ограничивающие установки закрепляются, становятся привычными, и со временем начинают восприниматься как норма. В своей дальнейшей жизни взрослый уже человек, живет и все еще следует иррациональным установкам, которые сформировались в его детстве, после пережитого травматического опыта. Тем самым, эти установки начинают сильно влиять на жизнь человека и формировать новую дисфункциональную модель личности и ее поведения.
Для того чтобы избавиться от ограничивающих установок, необходимо изучить и вовремя проработать болезненный травматический опыт ребенка, выделить установки-правила, которые мешают социализации и развитию личности, а затем сформули-
ровать вместе с ребенком новые, здоровые, рациональные установки. Одним из апробированных методов является метод Мюррей, созданный одним из ведущих специалистов по детским травмам, американским психотерапевтом Мэрилин Мюррей. В основе метода Мюррей лежит представление о синдроме сциндо (от латинского «разделять», разрывать), т.е. теория о том, что в качестве защитного механизма при психической травме или насилии происходит как бы разделение личности на три разных существа в одном человеке [1].
В конце 1980-х годов писатель и общественный деятель Джон Брэдшоу писал о «внутреннем ребенке». Проблему «расщепления» личности обсуждали такие известные теоретики, как З.Фрейд, У.Фэйрбейрн, Г.Гантрип, М.Кляйн и Д.Винникотт, однако, в методе М.Мюррей травма впервые рассмотрена с точки зрения самого ребенка, пережившего насилие и проследившего, каким же образом ему удалось выжить.
Метод представляет собой модификацию отдельных фрагментов общепризнанных методов, в частности, в нем прослеживаются элементы транзакт-ного анализа, сформулированного Эриком Берном, принципы регрессивной терапии и арт-терапевтические технологии. При этом пропущенный через призму уникального опыта самой М.Мюррей, метод приобрел статус оригинального и самостоятельного. Уникальность метода в том, что личностный рост и выравнивание межличностных отношений происходят в контексте исцеления травмы, насилия, депривации (пренебрежения потребностями ребенка или взрослого). Таким образом, негативные события прошлого становятся отправной точкой, из которой начинается терапия [1].
В основе метода лежит комплексный подход к пониманию здоровья человека. Особая уникальность метода Мюррей в том, что в ходе работы постоянно идет терапия на уровне нескольких сфер: физической, интеллектуальной, эмоциональной и духовной. В ходе психотерапии участники изучают психотравми-рующие события своей жизни, составляя список этих событий, анализируют способы эмоционального реагирования и когнитивные установки, формирующиеся в момент события. Участниками изучаются субличности, возникающие при расщеплении в момент переживания психотравмы. Определяются доминирующие типы субличностей. В ходе метода можно выйти на новый уровень понимания себя, получить позитивный опыт преодоления проблем и увеличить свое ресурсное поле. Иррациональные установки перестают негативно влиять на человека, так как в ходе терапии они проходят через осознание и трансформацию. В результате психотерапевтической работы, после возвращения к переживаниям прошлого и проработки психотравмирующих событий, происходит значимое улучшение состояния человека.
1. Мюррей М. Метод Мюррей. СПб.: Шандал, 2012. 416с.
2. Решетников М. Психическая травма. СПб.: ВосточноЕвропейский Институт Психоанализа, 2006. 98 с.
References Petersburg, 2012. 416 p.
2. Reshetnikov M. Psihicheskaya travma [The Psychical L Murray M. Metod Myui"rej [The Murray Method]. Saint trauma]. Saint Petersburg, 2006. 98 p.