11.Урсула Аве-Лаллемант. Графический тест Звезды и Волны - СПб.: "Речь" совместно с издательством "Семантика-С", 2002. - 240 с.
© Мухортова Д.Д., Барышева Т.Д., 2015
УДК 159.9.072
Е.А. Петрова
К.псих.н., доцент Психолого -педагогический факультет Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого Великий Новгород, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МЮРРЕЙ В РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕГАТИВНЫ1Х ПОСЛЕДСТВИЙ ДЕТСКИХ ПСИХОТРАВМ НА ЛИЧНОСТЬ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
В статье анализируется проблема влияния детской психотравматизации на дальнейшее формирование личности взрослого человека. Рассматривается феномен расщепления личности во время переживания психотравмирующих событий. Описывается работа по преодолению последствий детских психотравм с помощью метода Мюррей.
Ключевые слова
Детские психотравмы, психотерапевтические техники работы с психотравмами, метод Мюррей
Понятие «психотравма» впервые появилось в научной литературе в конце XIX века. З. Фрейд в 1892 году писал: «Травматическое воздействие может оказать любое событие, которое вызывает мучительное чувство ужаса, страха, стыда, душевной боли; и, разумеется, от восприимчивости пострадавшего (равно как и от условий, указанных ниже) зависит вероятность того, что это происшествие приобретет характер травмы» [1]. Современный подход к «психотравме» говорит о том, что это нарушение нормального функционирования психики в результате воздействия на нее неблагоприятных факторов среды или стресса, которое вполне поддается коррекции, как и любое другое нарушение в организме. К сожалению, практически каждый человек в детстве переживал психотравмы, но не все из этих травм были проработаны вовремя и надлежащим образом. Следовательно, большинство взрослых людей несут в себе болезненные воспоминания о психотравмирующих ситуациях детства. Самая частая реакция на болезненные переживания в прошлом - это подавление. Таким образом, люди живут с подавленными болезненными переживаниями, которые часто бессознательно определяют их реакции, поступки, выборы. Надо помнить, что всегда существует эмоциональный отклик личности на травму. Реакция на травмирующее событие может наступить не сразу, а через несколько лет или даже десятилетий. При этом каждый человек травмирующие события и воспоминания о них переживает по-своему. Насколько разрушительной окажется психическая травма, зависит от индивидуального восприятия человека, его защищенности в психологическом плане, устойчивости к стрессам. Непроработанные психотравмы могут являться фундаментом психологически нездоровой личности взрослого. Поэтому актуальным остается поиск эффективных форм работы с детскими психотравмами у взрослых людей.
Одним из апробированных методов является метод Мюррей, этот метод создан одним из ведущих специалистов по детским травмам, американским психологом Мэрилин Мюррей. В основе метода Мюррей лежит представление о синдроме сциндо (от латинского «разделять», разрывать), т.е. теория о том, что в качестве защитного механизма при психической травме или насилии происходит как бы разделение
личности на три разных существа в одном человеке [2]. В конце 1980-х годов популярный писатель и общественный деятель Джон Брэдшоу писал о «внутреннем ребенке». Проблему «расщепления» личности обсуждали такие известные теоретики, как З.Фрейд, У.Фэйрбейрн, Г.Гантрип, М.Кляйн и Д.Винникотт, однако в методе М.Мюррей травма впервые рассмотрена с точки зрения самого ребенка, пережившего насилие и проследившего, каким же образом ему удалось выжить. Метод представляет собой модификацию отдельных фрагментов других методов, в частности, в нем прослеживаются элементы транзактного анализа, сформулированного Эриком Берном, принципы регрессивной терапии и арт-терапевтические технологии. При этом пропущенный через призму уникального опыта самой М.Мюррей, метод приобрел статус оригинального, самостоятельного. Уникальность метода в том, что личностный рост и выравнивание межличностных отношений происходят в контексте исцеления травмы, насилия, депривации (пренебрежения потребностями ребенка или взрослой личности). То есть, негативные события нашего прошлого становятся отправной точкой, из которой начинается терапия [2].
В основе метода лежит комплексный подход к пониманию здоровья человека. Особая уникальность метода Мюррей в том, что в ходе работы постоянно идет терапия на уровне нескольких сфер: физической, интеллектуальной, эмоциональной и духовной. В ходе психотерапии участники изучают психотравмирующие события за всю жизнь, составляя список этих событий, анализируют способы эмоционального реагирования и когнитивные установки, формирующиеся в момент события. Участниками изучаются субличности, возникающие при расщеплении в момент переживания психотравмы. Определяются доминирующие типы субличностей. В ходе метода возможно выйти на новый уровень понимания себя, получить позитивный опыт преодоления проблем и увеличить свое ресурсное поле. В результате психотерапевтической работы, после возвращения к переживаниям прошлого и проработке психотравмирующих событий, происходит значимое улучшение состояния человека.
Список использованной литературы:
1. Фрейд З. Брейер Й. Исследования Истерии /Зигмунд Фрейд. Собрание сочинений в 26 томах. Т. 1 -Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2005. - 466 с.
2. Мюррей М. Метод Мюррей [Текст] - СПб.: Шандал, 2012. - 416с.
©. Петрова Е.А, 2015
УДК 159.9.01
Л.О. Пузырёва
Аспирант кафедры психологии развития Философско-социологический факультет Пермский государственный национальный исследовательский университет г. Пермь, Российская Федерация
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются методологические проблемы исследования политической реальности, современное состояние, направления исследований проблем политических наук, пути выхода из методологического кризиса.
Ключевые слова
политические науки, методология, объект и предмет исследования, методы исследования в политических науках.