Медиасреда. 2022. № 2. С. 10-16. ISSN 2070-0717 (print).
Mediasreda. 2022; 2:10-16. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0717-2022-10202
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В СМИ Мария Сергеевна Вечканова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье исследуется роль статистической информации в журналистике, а также ее специфика и сложность представления для читателя. Автор рассматривает инфографику как наиболее эффективное средство отражения большого количества разнотипных данных и анализирует основные инструменты визуализации статистики на примере материалов, представленных средствами массовой информации.
Ключевые слова: визуализация, статистика, инфографика.
Для цитирования: Вечканова М. С. Визуализация статистической информации в СМИ // Медиасреда. 2022. № 2. С. 10-16. https://doi.org/10.47475/2070-0717-2022-10202.
For citation: Vechkanova M. S. Visualization of statistical information in the media. Mediasreda. 2022; 2: 10-16. (In Russ.). https://doi.org/10.47475/2070-0717-2022-10202.
Статистика нередко становится важнейшей частью журналистских материалов в качестве информационного повода или дополнения к основному тексту, используется как доказательная база, а также является основой для аналитической деятельности автора. В контексте медиа статистика определяется как массивы статистической информации, представленные в виде отчетов и представляющие конечный продукт профессиональной деятельности, направленной на сбор, обработку и анализ социально-экономической информации [1. С. 11].
Основной инструмент познания в статистике - это количественное измерение, которое, в свою очередь, может отражать и качественные стороны жизнедеятельности, давая характеристику какому-либо объекту или явлению и представляясь единственным возможным способом изучить его. Иными словами, наиболее точные сведения о благополучии больших социальных групп возможно выразить только в числах. Благодаря этому свойству статистика обладает высокой информационной ценностью и вызывает доверие читателей к изложенной в материале информации.
Но наличия статистики в ее первоначальном виде еще недостаточно для создания качественного материала. Информация такого типа зачастую включает в себя объемные массивы данных, в том числе количественных, которые необходимо структурировать и представить в виде, наиболее удобном для пользователя, что является задачей, входящей в область дата-журналистики.
Журналистика данных - это формат, использующий для предоставления информации общественно доступные базы данных и адаптирующий их для более простого восприятия аудиторией [7. С. 483]. Это один из инструментов аналитической деятельности, позволяющий не просто предоставить данные пользователям, но и сделать определенные выводы на их основе. Дата-журналистика - это медиатренд, возникший в современной информационной среде, постоянно растущей и развивающейся.
В классическом формате текста статистика воспринимается тяжело, медиапотребителю легко «потеряться» в таком количестве информации. В особенности в сфере экономики, где помимо статистики в больших объемах используется отчетная документация и математические расчеты.
Наиболее эффективно представить статистические данные можно только с помощью визуализации -метода представления информации в виде оптического изображения [5. С. 180]. В экономических исследованиях зрительные образы имеют особое значение, так как они соединяют воедино аналитическое, последовательное, логическое и целостное мышление [4. С. 1835].
Кроме того, экономическая информация обладает рядом специфических черт. К ним относятся многоэтапность, большие объемы данных, многообразие форм и использование нормативно-справочной информации [3. С. 58].
Еще одной важной особенностью является практически обязательное использование числительных. В журналистском тексте цифры имеют большое значение, являясь одновременно и источником информации, и инструментом воздействия на сознание медиапотребителя. Их наличие в материале добавляет фактическую точность и образует доказательную базу, поясняет и привлекает внимание пользователей [9. С. 220]. Согласно разработанным принципам визуализации, большие числа необходимо визуализировать [3. С. 58].
Наиболее эффективным средством для визуализации большого количества данных является инфографика. Это представление информации в виде различных визуальных элементов (статистических карт, схем, таблиц, диаграмм и многих других), с помощью которых сложное воспринимается как простое, а абстрактное конкретизируется [8. С. 84].
Сама история развития информационной графики (ИГ) была тесно связана с необходимостью передачи специальных областей знаний, в том числе и статистики [10. С. 56]. Поскольку инфографика объединяет в себе огромное количество изобразительных форматов, она особенно эффективна как средство визуализации разнотипных данных. ИГ включает в себя как базовые элементы (текст, числа, диаграммы, пиктограммы) так и более редкие и уникальные форматы, являющиеся отдельными визуальными инструментами: карты, прогресс-бары, таблицы, чек-листы, рейтинги. Инфографика лаконична, но при этом информативна, к тому же, позволяет правильно расставить акценты на изучаемой информации и заранее задать порядковую схему считывания для аудитории, отделяя главное от второстепенного и не допуская информационного шума [2. С. 152]. Это уникальный инструмент визуализации, с помощью которого можно отразить множество статистических показателей одновременно.
Главным преимуществом инфографики перед другими визуальными инструментами становится способность наглядно ответить на основные вопросы журналистского материала («что?», «кто?», «где?», «когда?» и «как?»), что делает ее полноценным информационным продуктом. Если ранее информационная графика существовала в средствах массовой информации по большей части комплементарно, то в настоящее время она все чаще представляется авторами как самостоятельный журналистский материал, не требующий текстовых дополнений. Особенно эта тенденция получает развитие благодаря мультимедиа в интерактивной инфографике, к функционалу которой добавляется возможность взаимодействия с пользователем [8. С. 88].
Визуализация статистических данных нередко представляется мультимедийно, поскольку это открывает новые возможности для дополнительного раскрытия данных, а также вовлекает читателя в тему материала. Например, инфографика «Рейтинг российских регионов по благосостоянию семей» (рис. 1) представляет собой вафельную диаграмму, визуализирующую благосостояние домохозяйств в регионах России, которая схематично повторяет реальную карту страны, тем самым, упрощая восприятие пользователя. Для отражения разницы показателей используется градация синих оттенков (более темные цвета соответствуют лидирующим регионам, более светлые - отстающим). Сама по себе инфографика является достаточно наполненной, понятной и не требует дополнительных пояснений, но, кроме того, она еще и интерактивная. При наведении курсором на каждый сегмент (регион) пользователь узнает подробную информацию о показателе благополучия. Ниже те же данные представлены в формате таблицы. Еще один интересный интерактивный элемент - фильтрация по регионам и отдельным показателям.
Рис. 1. Интерактивная инфографика «Рейтинг российских регионов по благосостоянию семей»
Ранее интерактивная инфографика чаще была представлена в виде спецпроектов или отдельных интернет-страниц, сейчас же мы видим инфографику, встроенную в сайт «РИА Новости». Возможность гибкого использования мультимедиа расширяет инструментарий взаимодействия с аудиторией.
Еще один интересный мультимедийный проект, содержащий ИГ, - «Инфляция на квартирах, бигмаках и Айфонах: узнайте, как изменился ваш уровень жизни за 10 лет» (рис. 2) был опубликован на сайте «Тинькофф Журнал» в 2021 году. Он предлагает читателю сравнить свою платежеспособность в 2011 и 2021 году. Чтобы сделать это, пользователь должен указать свою заработную плату в эти годы, а далее -сопоставить, насколько действительно расширились его возможности как покупателя на примере различных товаров и услуг с учетом растущей инфляции. При клике на интересующий раздел появляется пузырьковая диаграмма, демонстрирующая разницу показателей в зависимости от данных, введенных пользователем. Также представлены графики изменения покупательской способности в различных областях рынка.
Рис. 2. Интерактивный проект о росте инфляции
Помимо статичной и интерактивной, существует большое количество видов и форм информационной графики, а также классификаций, по которым они группируются. В зависимости от визуализируемой информации инфографика может быть качественной (изображает объекты и нечисловые данные) и количественной (использует графики, диаграммы и другие элементы, представляющие числовые значения [6. С. 165].
В визуализации статистики чаще встречается количественная инфографика, но также используется и качественная. Обычно она представлена картами и географическими диаграммами, как, например, «Страны, в которых выявили оспу обезьян в 2022 году» (материал «Газета.ги») (рис. 3). Это связано с тем, что статистические данные зачастую охватывают крупные социальные группы, или даже все население мира, поэтому использование карт встречается в этом направлении инфографики часто.
Страны, в которых выявили оспу обезьян в 2022 году
на 23 мая 2022 года
Австралия
Австрия
Бельгия
Великобритания
Германия
ДРК
Израиль
Испания
Италия
Камерун
Канада
Нигерия
Нидерланды
Португалия
США
Франция
ЦАР
Швейцария Швеция
%
Г
*»
газета га
Рис. 3. Пример использования географических диаграмм в визуализации статистики
Статистика в виде количественной инфографики чаще представлена столбчатыми диаграммами (используются для сравнения показателей), а также линейными графиками (отражают динамику:
прогресс, регресс или стагнацию). В инфографике «Какой долей национального богатства владеет 1 % богатейших граждан» (рис. 4) показан рейтинг стран по экономическому неравенству и место России в нем. Использованы столбиковые диаграммы.
Какой долей национального богатства владеет 1% богатейших граждан
Рис. 4. Пример использования столбиковых диаграмм в визуализации статистики
Пример использования линейного графика в ИГ представлен в материале «РБК» «Как меняется число госпитализаций с коронавирусом в Москве» (рис. 5), где представлены две простых инфографики, демонстрирующие динамику двух показателей: выявленных случаев заболевания COVID-19 и госпитализации пациентов с соответствующим диагнозом. Линейный график использован не только для отслеживания роста показателей, но и для демонстрации взаимосвязи между ними.
Как меняется число госпитализаций с коронавирусом в Москве
Число госпитализированных и выявленных заболевших за сутки, данные взяты с осени 2021 года. Данные на 4 февраля 2022 года • Госпитализации • Выявленные случаи
28 ООО
24 ООО ЛИ.
20 ООО I
№ ООО 12 ООО
8 440
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь
2021 год 2022 год
Источник московский опесштаб по борьбе с коронавирусом ©РБК. 2022
Рис. 5. Пример использования линейного графика в визуализации статистики
Еще один популярный инструмент визуализации статистики - это гистограммы. Его преимуществом является возможность отражать несколько показателей и их взаимосвязи всего в одной диаграмме. Так, статья «Как изменилось население России за 20 лет» («РИА Новости») включает в себя несколько инфографик. Например, ИГ «Национальный состав» (рис. 6) отражает рост количества представителей различных национальностей в РФ разные временные периоды.
Кроме статичной и интерактивной информационной графики, можно выделить также динамическую -представленную в видео или в формате анимации. Проект «Великая Отечественная война в цифрах» («Известия») (рис. 7) представляет видео, рассказывающее о различных числах, связанных с Великой Отечественной войной. Основной особенностью данной инфографики является анимация. Мультипликационный контент в СМИ позволяет схематично демонстрировать какие-либо события и привлекает внимание зрителя [11. С. 72].
1985 2002 2010
Рис. 6. Пример использования гистограммы в визуализации статистики
Рис. 7. Видеоинфографика «Великая Отечественная война в цифрах»
Поскольку статистическая информация часто используется в социально-экономической журналистике, важно не просто продемонстрировать полученные данные, но и привлечь внимание читателя к проблеме материала. Информационная графика опирается на ассоциативное мышление читателя, поэтому часто использует пиктограммы и визуальные образы. Так инфографика становится эстетически наполненной и привлекательной для пользователя. Часто пиктограммы «внедряют» в графики и диаграммы, результатом чего становятся интересные концептуальные решения.
Рассмотрим инфографику «Почти 40 процентов россиян по-прежнему курят», в которой столбиковые диаграммы представлены в виде пачек сигарет. Благодаря использованию известных каждому человеку визуальных образов, информационная графика привлекает внимание более эффективно, нежели обычная диаграмма. Это полноценная иллюстрация, которая не только хорошо дополняет журналистский материал, но и может быть представлена в качестве самостоятельного информационного продукта.
Рис. 8. Пример использования пиктограмм в визуализации статистики
Еще один пример - инфографика «Газета.ги» «Самые популярные цвета автомобилей в России» (рис. 9). Вафельная диаграмма «собрана» из изображений машин, соответствующих по цвету своему сектору. Мы видим, что ассоциативный принцип эффективен в разных областях журналистики.
Рассмотренные нами примеры демонстрируют высокую эффективность инфографики как средства визуализации статистики. Информационная графика объединяет в себе инструменты, позволяющие представить пользователю большие массивы разнотипных данных в простом для восприятия формате. В этом направлении визуализации наиболее часто используются графики и диаграммы (для передачи числовых показателей), все более популярным становится применение интерактивных технологий, благодаря которым расширяются возможности взаимодействия с аудиторией.
1. Васильева, Э. К. Статистика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Э. К. Васильева, В. С. Лявин. - Москва : «ЮНИТИ-ДАНА», 2017. - 455 с. -ISBN. 978-5-238-01645-0. - Текст : непосредственный.
2. Вечканова, М. С. Средства отражения проблем социального характера в инфографике / М. С. Вечканова. - Текст : непосредственный // Медиасреда. - 2020. - № 2. - С. 144-152.
3. Всеволодова, А. В. Технологии визуализации экономической информации / А. В. Всеволодова, О В. Карташева. - Текст : непосредственный // Ученые записки Международного банковского института. -2015. - № 11-2. - С. 57-62.
4. Платонов, В. В. Визуализация больших данных в экономических науках в условиях информационного общества / В. В. Платонов. - Текст : непосредственный // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10, № 4. - С. 1831-1848.
5. Полякова, Е. В. Визуализация как эффективный метод представления информации в сознании человека / Е. В. Полякова. - Текст : непосредственный // Альманах современной науки и образования. -2012. - № 4 (59). - С. 180-181.
6. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение. - 2015. - № 5. - С. 163-169.
7. Симакова, С. И. Дата-журналистика как медиатренд / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2014. - № 2-2. - С. 481-485.
8. Симакова, С. И. Инфографика как особый тип визуального медиаконтента / С. И. Симакова. -Текст : непосредственный // Судьба печатной прессы в эпоху Интернета : коллективная монография ; М. В. Загидуллина, С. И. Симакова, Л. Г. Александров, Л. Г. Свитич и др. ; под ред. М. В. Загидуллиной, С. И. Симаковой. - Челябинск : Издательство Челябинского государственного университета, 2018. -С. 74-91. - ISBN 978-5-7271-1483-4.
9. Симакова, С. И. Инфографика: визуализация цифрового контента / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. - 2012. - № 3. -
10. Симакова, С. И. Медиаэстетический код инфографического контента в журналистике / С. И. Симакова. - Челябинск : Челябинский государственный университет, 2022. - 160 с. - ISBN 978-57271-1821-4. - doi: 10.47475/9785727118214. - Текст: непосредственный.
Рис. 9. Инфографика «Самые популярные цвета автомобилей в России»
Список источников
С. 219-226.
11. Юмашев, Д. О. Анимация в системе средств массовой информации: развитие коммуникативного потенциала анимации / Д. О. Юмашев. - Текст : непосредственный // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2015. - № 18 (215). - С. 68-72.
Информация об авторе М. С. Вечканова - студентка кафедры медиапроизводства факультета журналистики.
Научный руководитель: Светлана Ивановна Симакова - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры медиапроизводства Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 09.06.2022; одобрена после рецензирования 20.06.2022;
принята к публикации 20.06.2022.
The article was submitted 09.06.2022; approved after reviewing 20.06.2022; accepted for publication 20.06.2022.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.