ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖУРНАЛИСТИКИ
Медиасреда. 2022. № 1. С. 6-11. ISSN2070-0717 (print).
Mediasreda. 2022; 1:6-11. ISSN2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0717-2022-10101
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННЫХ СТАТИСТИКИ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ТЕКСТЕ
Владислав Дмитриевич Аргышев
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты использования статистических данных в публицистике: дата-журналистика как медиатренд, визуальные приемы реализации журналистики данных. Автор акцентирует внимание на возможность статистики как способа выражения авторской позиции. Научная новизна данной работы заключается в уточнении критериев значимости статистических данных в процессе формирования журналистского материала. Практическая значимость данной работы заключается в освоении способов, методов и платформ для работы со статистическими данными и построении на основе этих данных журналистских материалов.
Ключевые слова: статистика, дата-журналистика, визуализация медиаконтента, инфографика, таймлайн, публицистика медиатекста.
Для цитирования: Аргышев В. Д. Публицистические аспекты использования данных статистики в журналистском тексте // Медиасреда. 2022. № 1. С. 6-11. https://doi.org/10.47475/2070-0717-2022-10101.
For citation: Argyshev V. D. Journalistic aspects of the use of statistics in a journalistic text. Mediasreda. 2022; 1: 6-11. (In Russ.). https://doi.org/10.47475/2070-0717-2022-10101.
Введение
Журналистика постоянно развивается, следуя за особенностями современных трендов. Меняются форматы, появляются новые жанры. Журналистика чаще синтезирует из уже имеющихся форматов и видов новые формы текста. С появлением интернет-коммуникаций журналистика получила доступ к масштабной базе открытых данных из многочисленных информационных ресурсов. Журналисты столкнулись с необходимостью квалифицированно упорядочить и классифицировать имеющиеся данные. Следствием такой тенденции стало появление дата-журналистики и активного использования статистических данных в роли основополагающего звена информационного материала. Необходимостью уточнить параметры использования статистических данных в журналистском тексте обусловлена актуальность данной статьи.
Объектом исследования являются данные статистики как сегмент журналистского контента. Предметом исследования являются публицистические аспекты использования статистических данных в журналистском тексте. Цель исследования - выявить публицистические аспекты использования в журналистском тексте данных статистики. Материалом исследования послужили журналистские материалы российских средств массовой информации. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ, описание, классификация, сравнение. Теоретико-методологической базой исследования послужили работы Р. В. Жолудя [5],
С. А. Панюковой [12], С. И. Симаковой [15; 19], М. Н. Шерстюковой [26], М. Е. Лисицина [8], М. Г. Шилиной [28].
Дата-журналистика как явление современной медиасреды
Желание сократить итоговый размер материала - одна из причин массовости использования статистических данных. Другая причина заключается в значительном объеме поступающей информации. Ее анализ и структуризация с последующей передачей через текст может вызвать как непонимание читателя, так и возможность допущения ошибки. Сам факт наличия таковой ошибки может быть понятен: в таком потоке информации сложно не ошибиться даже при полной сосредоточенности. Но вот на финальный результат даже мельчайший промах окажет колоссальное влияние. Поэтому применение цифровизации информации выглядит как удобный инструмент для подачи контента. Третья причина заключается в изобразительной составляющей любой статистики. Цифровую информацию можно представить в виде таймлайна, инфографики, таблиц совершенно различного вида. А за счет визуальной сопровождающей формат отражения статистики можно сделать привлекательнее любого текста. Еще одной причиной распространения статистики является ее объективный характер. Текст - это априори творчество автора, который моментами может проявить субъективизм. Статистическая подборка информации - это продукт деятельности искусственного интеллекта, который не может быть субъективным. И последняя причина задействования статистики - это ее эмоциональное влияние на восприятие читателя. И здесь действует аксиома: «Цифры никогда не врут». Перечень вышеуказанных причин является ответом на вопрос о популярности дата-журналистики. Опираясь на исследования Р. В. Жолудя [5], М. Е. Лисицина [9; 10], С. И. Симаковой [18], М. Н. Шерстюковой [26], М. Г. Шилиной [27], мы пришли к выводу о том, что такой феномен, как дата-журналистика является отражением и доказательством необходимости цифровизации информации.
В научной статье «Data, data everywhere» профессор Гарвадского университета Гэри Кинг высказывает парадоксальное мнение о том, что распространение данных делает их все более недоступными [7]. В этом заключается дилемма свободного доступа к информации. Ее стало настолько много, что уже нельзя отличить ценные факты от безделок. Отличать, систематизировать и доносить до аудитории - вот основная функция дата-журналистики, по мнению ученого. Помимо этого, Гэри Кинг выдвигает другую причину столь учащенного создания различных инфоповодов. И эта причина кроется в финансовом благополучии населения и постоянной мобильности граждан в средний класс. От того, что гаджеты в своей ценовой политике становятся доступными практически для всего населения планеты, каждый человек может становиться ньюсмейкером. Ученый заявляет, что по мере того, как мир будет становиться все более цифровым, агрегирование и анализ данных может принести огромные выгоды во всех областях, включая журналистику. А. М. Игнатова раскрывает не столько проблему появления дата-журналистики, сколько необходимость в предоставлении главного ее ресурса -данных - в открытом доступе [6]. Автор рассуждает, что в целях реализации политической концепции Governance государству необходимо дигитализировать данные о статьях бюджета и другие данные в свободном доступе. Таким образом, по мнению ученого, связь общество-государство окрепнет. И как показывает практика, неподготовленное общество не может целостно проанализировать предоставленные данные. И для решения этой задачи формируется дата-журналистика.
По мнению О. Н. Аксеновой [1], журналистика метаданных включает несколько направлений работы: 1) работа журналиста с данными; 2) использование инфографики и других форматов визуализации статистики; 3) работа с базами данных. Автор выделяет основную проблему для создания качественного медийного продукта в жанре дата-журналистики: дефицит квалифицированныхработниковичитателей.Исследовательутверждает,чтопродуктжурналистики метаданных априори ассоциируется у аудитории с достоверной, цифровой информацией. И потому любая ошибка или невнимательность может оказаться провалом. Е. А. Чурбакова и Т. А. Семилет отмечают, что дата-журналистика является перспективным направлением в развитии «честной журналистики» [24]. С этим нельзя не согласиться, так как цифры на фоне текста всегда являются более объективными и направленными, в первую очередь, на донесение информации, а не на создание эмоциональной реакции. Также под термином «честная журналистика» авторы закладывают тенденцию к появлению open-data, или информации в свободном доступе. Авторы
открывают новую специфическую черту журналистики метаданных. Статистические данные используются для формирования темы и концепции построения материала, а также для выбора формата и жанра тематического сообщения. Синтез статистических данных и интернет-среды реализации медийного продукта становится следствием появления нового медийного формата и метода взаимодействия автора с аудиторией.
Актуальные тренды визуализации контента с использованием статистических данных
Статистика повлекла за собой масштабные изменения в форме и видах подачи контента. В условиях превалирования текста информационный контент в большинстве случаев оставался в единой форме - текст, разбитый на абзацы. А идеи разбавить монотонный формат сводились к экспериментам со шрифтами. Можно заявить, что шрифты стали первой формой визуализации контента [См. 14]. Увеличение объема информации и ее цифровизация привели к развитию визуального контента - появились таблицы, которые помогают группировать данные по категориям различных видов и типов; инфографика, таймлинии и т. п. [См.: 2; 13; 16; 17; 20; 21; 22; 23; 25].
В рамках нашего исследования наибольший интерес вызвали статьи «Инфографика как тип публицистического текста: позиция автора» [3] и «Дизайн как средство создания публицистического образа в инфографике» [4].
В статьях представлен комплексный анализ инфографики: проанализированы ее функциональные возможности, исследованы способы создания медиаобраза. В статьях акцентируется внимание на публицистические возможности инфографики - это выражение позиции автора, актуализация общественно значимой информации, превращение реального факта в публицистический образ, организация диалога адресанта с адресатом на условиях сотворчества. «Объединенные в публицистический образ большие данные не только визуализированы и систематизированы, но и персонализированы, причем современные мультимедийные технологии сформировали новый тип реципиента, от которого требуется включенное восприятие информации. Анализ инфографики позволил охарактеризовать принципы коммуникации, основанные на активном участии адресата в формирования медиаобраза на основе полученной информации и сделать вывод о том, что анализ и оценка инфографики требует комплексного подхода: необходимо учитывать диалектическое единство критериев и элементов, как свойственных публицистическому творчеству, так и апробированных критиками произведений искусства, прежде всего дизайнерского» [4. С. 155].
Важно отметить, при необходимости следовать тенденциям в медиапространстве, СМИ не должны забывать о своей основной роли - доносить факты и достоверную информацию до аудитории. А поэтому визуальный контент не может быть просто картинкой или искусством. Это визуальная журналистика, соответственно, регулируется этическими нормами, характерными для СМИ. Для создания двухмерной и трехмерной инфографик можно использовать инструменты: язык программирования R, библиотеки Highcharts и Matplotib. Инструмент D3 ориентирован на создание анимированных график для сайтов. Visage по функционалу и интерфейсу подходит для создания инфографик для презентаций. Данные значительно видоизменяют информацию и влияют на ее интерпретацию. Поэтому от способности СМИ работать со статистикой зависит ее репутацию в кругах аудитории.
Аспекты использования статистических данных в российских СМИ
В российских СМИ дата-журналистика продолжает развиваться и обретать собственную нишу. Издания используют в создании материалов дата-элементы. Но не выстраивают на них концепцию построения материалов. Статистика является вспомогательным элементом, подтверждающим или опровергающим тематическую проблему, раскрытую в тексте. По этой причине характерно наблюдать появление цифровых инфографик в основном в лонгридах. В качестве примера рассмотрим материал «Минск избитый. Как силовики калечили протестующих» [11], опубликованный изданием «Медиазона». В качестве визуального контента, иллюстрирующего достаточно серьезную тему, журналисты использовали разнообразные форматы инфографик. Они сгруппировали изученную статистическую базу и выгрузили ее на карту. Окрасили в цвет. Наиболее густое и яркое пятно отражает наибольшее причинение увечий в отдельно взятом месте. Это означает, что в этот момент там находилось большое количество как протестующих, так и силовиков. Взаимосвязан с картой таймлайн. В зависимости от выбранного времени или даты выгруженные данные будет меняться и отражать иную статистическую
картину. Другой интерактивной инфографикой рассматриваемого материала является выгрузка данных по медицинскому освидетельствованию поступивших. Выгружено большое количество моделей фигур людей. При нажатии на каждую появляется краткое медицинское заключение с перечислением вида полученных травм, орудия преступления и диагноза. Каждая модель, у которой окрашенные части тела свидетельствуют о местах получения ударов от дубинки, резиновых пуль или других орудий, является теоретическим протестующим. База данных обширна. Но инфографика позволяет классифицировать статистику по следующим категориям: пол, возраст, источник травмы, локация, часть тела, степень.
Выводы
Журналистика постоянно развивается, впитывая в себя новые тренды подачи контента. В условиях интернета и свободного доступа к различного рода данным появилась дата-журналистика. Согласно определению, дата-журналистика, или журналистика данных, - это новый формат, использующий для предоставления информации общественно доступные базы данных. Журналистика данных призвана упорядочить хаотичные данные, сгруппировать их и выдать читателю качественный контент без информационных изъянов и излишнего субъективизма. В российском медиапространстве дата-журналистка по-прежнему остается на стадии теоретического освоения. А сами СМИ продолжают отдавать предпочтение тексту, используя статистические инфографики как дополнительные аргументы.
Аудитория предпочитает воспринимать информацию в картинках. В связи с этим стали зарождаться новые тренды для визуализации контента. Главным форматом визуализации цифрового контента является инфографика. Это картинка, содержащая несколько тематических выборок с приведенной цифровой информацией. У инфографики есть множество вариаций. Наиболее популярными и востребованными у дата-журналистов остаются таймлайн, таблица и диаграмма. Таймлайн сочетаем с любой другой вариацией инфографики. Его применение может сделать статичную инфографику интерактивной. Основными источниками для классификации статистических данных и создании инфографик являются Exсel, google earth, 3-d model, point.
В российском медиапространстве основная цель статистики в публицистических текстах -подтверждение фактов. Статистика призвана быть объективной и емкой. Цифровая информация должна вселять в читателя доверие. Инфографика по смысловой нагрузке способна заменить несколько текстовых блоков, что позволяет экономить время читателю. Статистическая информация, основанная на законе корреляции, позволяет читателю рассуждать на тему «А что, если...». Каждый факт зависим от другого факта, любое значение влечет за собой следующее значение. Это позволяет выстраивать альтернативную картину происходящего и осознавать, что любой произошедший факт можно было бы избежать, если добавить другую переменную.
Список источников
1. Аксенова, О. Н. Журналистика данных: проблемы и перспективы / О. Н. Аксенова. -Текст : непосредственный // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2015. - № 3 (7). -С.41-44.
2. Анашкина, Е. В. Визуализация информации посредством инфографики / Е. В. Анашкина, Ю. С. Ризен. - Текст : непосредственный // Труды международной конференции по компьютерной графики и зрению «ГРАФИКОН». - 2019. - № 29. - С. 206-208.
3. Выровцева Е. В. Инфографика как тип публицистического текста: позиция автора / Е. В. Выровцева, С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2019. - Т. 18, № 6: Журналистика. - С. 104-114. - DOI 10.25205/1818-7919-2019- 186-104-114.
4. Выровцева Е. В. Дизайн как средство создания публицистического образа в инфографике / Е. В. Выровцева, Т. А. Индутная, С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Гуманитарный вектор. - 2020. - Т. 15, № 5. - С. 155-165. - DOI: 10.21209/1996-7853- 2020-15-5-155-165.
5. Жолудь, Р. В. Журналистика данных: предпосылки возникновения, функции и возможности / Р. В. Жолудь. - Текст : непосредственный // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2014. - № 4. -С.104-106.
6. Игнатова, А. М. Открытые данные как новый способ взаимодействия государства и общества / А. М. Игнатова. - Текст : непосредственный // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 1 (51). - С. 78-80.
7. Кинг, Г. Data, data everywhere / Г. Кинг. - Текст : электронный // The economist. - 2010. -URL: https://www.economist.com/special-report/2010/02/27/data-data-everywhere (дата обращения: 04.05.2022).
8. Лисицин, М. Е. Понятие «журналистика данных» в современных научных публикациях / М. Е. Лисицин. - Текст : непосредственный // Коммуникативные исследования. - 2018. - № 3 (17). - С. 144-154. - DOI: 10.25513/2413-6182.2018.3.144-154.
9. Лисицин М. Е. Проекты в области журналистики данных в российских СМИ ( на материале газеты «Деловой Петербург») / М. Е. Лисицин. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2018. - № 4 (30). - С. 128-136.
10. Лисицин, М. Е. Феномен журналистики данных в зарубежных СМИ (на материале призёров конкурса "Data Journalism Awards") / М. Е. Лисицин. - Текст : непосредственный // Litera. - 2019. - № 1. - С. 102-115.
11. Литаврин, М. Минск избитый. Как силовики калечили протестующих/ М. Литаврин, Д. Френкель, Е. Сковорода, А. Бойко. - Текст : электронный // Медиазона Беларусь. - 2020. -URL: https://mediazona.by/article/2020/10/13/minsk-beaten (дата обращения: 4.05.2022).
12. Панюкова, С. А. Роль открытых данных в развитии журналистики данных / С. А. Панюкова. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. -2015. - № 1 (15). - С. 25-33.
13. Пинчук, И. С. Виды и функции инфографики в сетевых медиа / И. С. Пинчук, А. В. Чутчева. - Текст : непосредственный // Медиаисследования. 2019. - № 6. - С. 246-251.
14. Прохорова, Е. А. О классификации шрифтов и их функциях / Е. А. Прохорова. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2011. - Выпуск 54. - № 13 (228). - С. 166-170.
15. Симакова, С. И. Дата-журналистика как медиатренд / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2014. -№ 2 (2). - С. 481-485.
16. Симакова, С. И. Инструменты визуализации информации в СМИ: инфографика / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. - 2017. № 6 (402). - С. 91-99.
17. Симакова, С. И. Инструменты визуализации информации в СМИ: таймлайн / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2017. - № 4. - С. 207-216.
18. Симакова, С. И. Журналистика данных как объективное требование времени и ее влияние на формирование визуальной журналистики / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - № 1 (18). - С. 18-25.
19. Симакова, С. И. Журналистика данных как современное направление журналистики / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2013. -№ 1 (11). - С. 52-58.
20. Симакова, С. И. Инфографика в контексте постгуманистических тенденций в журналистике / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Вестник Воронежского государственного университета. - 2019. - № 3. - С. 127-131.
21. Симакова, С. И. Таймлайн как средство визуализации данных / С. И. Симакова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Министерство образования и науки РФ, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина департамент «Факультет журналистики»; Составитель: О. Ф. Автохутдинова. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. - 2017. -С. 80-82.
22. Симакова, С. И. Интерактивный инфографический контент сайта «RIA.ru» и его сущностная специфика / С. И. Симакова, И. В. Топчий. - Текст : непосредственный // Известия
Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. -2018. - № 2 (174), том 24. - С. 13-19.
23. Черкова, А. Е. Таймлайн как специфический вид журналистского творчества в интернете: теория и практика / А. Е. Черкова. - Текст : непосредственный // Знак. Проблемное поле медиаобразования. - 2014. - № 2 (14). - С. 112-124.
24. Чурбакова, Е. А. Data Journalism как порождение цифровых технологий и феномен информационной культуры / Е. А. Чурбакова, Т. А. Семилет. - Текст : непосредственный // Медиаисследования / под ред. Т. А. Семилет, И. В. Фотиевой. - Барнаул : ИП Колмогоров И. А, 2018. - C. 84-91.
25. Шевченко, В. Э. Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации / В. Э. Шевченко. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - Вып. 94. - 2015. - № 5 (360). -С.189-195.
26. Шерстюкова, М. Н. Дата-журналистика как новое направление в системе средств массовой коммуникации / М. Н. Шерстюкова. - Текст : электронный // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2012. - № 1. - URL: http://mic.org.ru/2012g/1-nomer-2012/65-1-shestukova-2 (дата обращения: 04.05.2022).
27. Шилина, М. Г. Гипертекст интернета как формат интеграции коммуникации: дата-журналистика / М. Г. Шилина. - Текст : непосредственный // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. - 2014. - № 1. - С. 192-199.
28. Шилина, М Г. Data Journalism - дата-журналистика, журналистика метаданных - в структуре медиакоммуникаций: к вопросу формирования теоретических исследовательских подходов / М. Г. Шилина. - Текст : электронный // Медиаскоп. - 2013. - № 1. - URL: http://www. mediascope.ru/node/1263 (дата обращения: 4.05.2022).
Информация об авторе
В. Д. Аргышев - студент факультета журналистики.
Научный руководитель: Светлана Ивановна Симакова - доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 07.06.2022; одобрена после рецензирования 09.06.2022;
принята к публикации 09.06.2022.
The article was submitted 07.06.2022; approved after reviewing 09.06.2022; accepted for publication 09.06.2022.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.