ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖУРНАЛИСТИКИ
Медиасреда. 2022. № 2. С. 5-9. ISSN 2070-0717 (print).
Mediasreda. 2022; 2:5-9. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0717-2022-10201
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В АСТРАХАНСКИХ СМИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОГРАФИКИ
Наиля Мунировна Байбатырова
Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена исследованию тенденций в области визуальных коммуникаций, применяемых в журналистике региональных изданий. Рассматривается специфика инфографики различного типологического спектра. Предпринята попытка проведения комплексного анализа инфографики в астраханских печатных и электронных СМИ. Подчеркивается, что использование визуальных элементов -объективное требование времени, обусловленное динамичным развитием журналистики данных.
Ключевые слова: Астраханский регион, областные СМИ, визуальные коммуникации, инфографика, приёмы визуализации.
Для цитирования: Байбатырова Н. М. Современные тенденции визуализации информации в астраханских СМИ посредством использования инфографики // Медиасреда. 2022. № 2. С. 5-9. https://doi.org/ 10.47475/2070-0717-2022-10201.
For citation: Baibatyrova N. M. Modern trends in information visualization in the Astrakhan media through the use of infographies. Mediasreda. 2022; 2: 5-9. (In Russ.). https://doi.org/10.47475/2070-0717-2022-10201.
В настоящее время в науке о журналистике вопросу изучения инфографики, а также в целом визуализации данных уделяется большое внимание. Исследователи в сфере массовых коммуникаций рассматривают инфографику как особую форму взаимодействия с аудиторией посредством использования визуального контента. Так, анализом современных тенденций репрезентации визуального медиаконтента занимаются С. И. Симакова [7, 8, 9] и А. Л. Свитич [6]. Рассматривая инфографику как результат совместного творчества журналиста и дизайнера, пережившего пик популярности в традиционных и новых медиа, С. И. Симакова выделяет важнейшие качества данного графического продукта: эстетическую привлекательность, информационную ёмкость, аттрактивность [9. С. 128]. Актуальность исследуемой темы обусловлена возросшим спросом на инфографику в целом, а также необходимостью проведения её комплексного анализа в региональных СМИ с целью оценки успешности включения в местные издания данной формы визуальной коммуникации.
Первый прообраз инфографики встречается на страницах астраханских печатных периодических изданий ещё в XIX в. О российской провинциальной периодике той эпохи пишет в своём исследовании В. Ф. Блохин, отмечая обилие статистических сведений на страницах дореволюционной прессы [1]. В настоящее время данная форма визуальной коммуникации значительно трансформировалась. Региональные авторы инфографики не просто используют элементарные диаграммы и таблицы, они обращаются к различным цветовым и композиционным решениям, чтобы представить информацию доступно и привлекательно c визуальной точки зрения. Изучением современных средств визуализации в региональной прессе занимается исследователь Л. Г. Егорова [2]. Сейчас инфографика в астраханских СМИ - это средство визуализации в проблемных материалах. Другая важная функция инфографики - рекреативная, когда визуальные элементы, дополняя основную статью, служат средством развлечения.
Подробнее рассмотрим современные тенденции применения инфографики, размещенной на страницах астраханской газеты «Волга» с 2021 г. по май 2022 г. Примечательно, что по большей части на страницах издания данная форма визуальной коммуникации затрагивает темы, связанные с пандемией коронавирусной инфекции. Так, в выпуске от 28 сентября 2021 г. опубликована инфографика,
демонстрирующая необходимость прохождения процедуры вакцинации от СОУГО-19 («Волга», https://astravolga.ru/elektronnaya-versiya/, дата обращения: 13.07.2022). В материале используются иллюстрации с узнаваемыми образами врачей, а также делается акцент на преимуществах прививки. На схожую тематику была размещена инфографика и в номере газеты от 17 сентября 2021 г. («Волга», https://astravolga.ru/covid-19/, дата обращения: 21.06.2022). В данном случае она выполняет роль своеобразного чек-листа, дающего рекомендацию по тому, как вести себя после вакцинации. Инфографика представлена в виде графической модели, которую можно отнести к блок-схеме, описывающей алгоритмы или процессы. Последовательные шаги изображаются с помощью кратких текстовых блоков. Инфографика во всех рассмотренных случаях выполняет как функцию информирования аудитории, так и агитационно-воздействующую роль. Как справедливо отмечает Р. Крам, визуализация данных -это особый контекстуальный язык: «Суть контекста заключается в том, чтобы одновременно показывать множество значений в сравнении друг с другом» [3. С. 47].
Рассмотрим отличительные особенности информационной графики, которая была размещена в выпуске газеты «Волга» от 19 октября 2021 г. («Волга», https://astravolga.ru/download/80-19-10-2021/, дата обращения: 15.06.2022). Материал посвящен всероссийской акции «Перепись населения» и имеет схожую с описанными ранее примерами структуру. Однако её значительным преимуществом стало приоритетное использование числовых данных и тематических иллюстраций. Здесь указаны точные даты проведения акции, выделено количество переписчиков, участвующих в обходе жилых домов. Кроме того, в данной инфографике выстроен чёткий алгоритм действий, которому должен последовать читатель. Опубликована таблица с адресами участков, предназначенных для проведения переписи.
Временные антиковидные ограничения также были представлены в газете «Волга» с помощью инфографики. Причём здесь она выступила именно авторской работой издания, а не размещённой по запросу различных ведомств. Интересный пример ведомственной инфографики был представлен в выпуске от 15 апреля 2022 г. («Волга, https://astravolga.ru/download/27-15-04-2022/, дата обращения: 25.06.2022). Авторство принадлежит Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области. В понятной и доступной форме в рассматриваемой информационной графике обозначены правила рыбалки, действующие на территории региона. Визуализированы различные виды рыб, а также их минимальный размер в сантиметрах, при которых вылов разрешён. Кроме того, в отдельных блоках с использованием иллюстраций создатели инфографики представили сведения о суточной норме добычи водных биоресурсов, о границах на передвижение транспортных средств на водоохранных территориях, а также правила пожарной безопасности.
Далее обратимся к непосредственно к анализу сайта РИА «Волга». В материале «Глава Астраханской области призвал держать под контролем цены на продукты» представлена инфографика, визуализирующая динамику изменения цен на продукты питания за четвёртый квартал 2020 г. (РИА «Волга», https:// astravolga.ru/glava-astrahanskoj-oblasti-prizval-derzhat-pod-kontrolem-ceny-na-produkty/, дата обращения: 02.07.2022). Материал дополнен фотографиями основных товаров, входящих в продуктовую корзину рядового астраханца. Над изображениями даны отметки процентного соотношения цен по сравнению с предыдущим кварталом того же года. Хотя данная инфографика не является многокомпонентной, она наглядно иллюстрирует изменения, произошедшие на астраханском рынке продовольствия.
Другая инфографика была размещена в статье, приуроченной ко Дню защитника Отечества (РИА «Волга», https://astravolga.ru/chislennost-muzhchin-v-astrahanskoj-oblasti-snizhaetsja-astrahanstat/, дата обращения: 02.06.2022). Журналисты решили отследить «мужскую статистику», а также выявить причины снижения количества мужчин в регионе. В связи с тем, что сам по себе материал «Численность мужчин в Астраханской области снижается» достаточно объёмный и насыщен различными статистическими данными, авторы включили в него инфографику, взятую с сайта Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия (Астраханьстат). Отмечены ключевые данные по численности мужского населения в регионе: средний возраст, число долгожителей, количество представителей мужского пола в городской и сельской местности. Представленная в журналистской работе инфографика включает в себя не только иллюстративный материал, данные в процентах, но и круговую диаграмму, на которой отмечено число мужчин старше 90 и 100 лет.
Заимствованная инфографика размещена также и в публикации от 15 февраля 2022 г. под заголовком «Астраханцы ещё могут успеть подать заявку на догазификацию» (РИА «Волга», https://astravolga.ru/ astrahancy-eshhjo-mogut-uspet-podat-zajavku-na-dogazifikaciju/, дата обращения: 02.07.2022). Она взята с портала органов власти Астраханской области «Astrobl.ru». Среди основных преимуществ онлайновых медиа исследователь С. Э. Некляев называет «наглядность и визуальность, лёгкость получения и яркость информации» [4. С. 54]. Данная информационно-графическая работа представляет собой своеобразную 3-Э модель здания. Отмечены важные участки, через которые должно проводиться техническое оборудование, подающее газ в частные хозяйства.
Инфографика Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия достаточно часто встречается также на сайте информационного портала «Kaspyinfo.ru». Отметим, что по большей части данные материалы затрагивают экономическую тематику, демографические показатели, а также иллюстрируют ситуацию с распространением коронавирусной инфекции в регионе. Обратимся к публикации от 26 февраля 2022 г. «Во сколько обойдутся блины на Масленицу» (Kaspyinfo.ru, https://kaspyinfo.ru/news/gorod/75306?ysdid=l3rj016cwn, дата обращения: 02.07.2022). Данная инфографика Астраханьстата наглядно демонстрирует, какие продукты для приготовления праздничных блюд стоят дороже всего. Графический материал сложноструктурированный, он включает в себя две таблицы с наименованиями товаров и цен на них, а также столбчатую диаграмму, на которой отмечено изменение стоимости ингредиентов для порции блинов. Стоит отметить, что в данной инфографике, помимо работы с изображениями и статистикой, авторы уделили внимание колористике. Цвета числовых показателей, демонстрирующих увеличение или снижение цен, комплементарны (зелёный и красный). Те же оттенки использованы и в дизайне столбчатой диаграммы.
Сходная по структуре инфографика была включена в журналистский материал, посвящённый празднованию Пасхи «Во сколько астраханцам обойдётся пасхальный стол» (Kaspyinfo.ru, https:// kaspyinfo.ru/news/gorod/76827, дата обращения: 23.06.2022). Сведения, отражённые в инфографике, касаются не только Астраханской области, но и других регионов Южного федерального округа. Главенствующее место занимают столбчатые диаграммы, демонстрирующие изменение стоимости приготовления праздничных блюд (кулича и пасхи) за 2021 г. Данная публикация уступает предыдущей инфографике, со стилистической точки зрения она продумана менее удачно. Разница в стоимости, представленная в виде столбцов, обозначена не комплементарными, а аналогичными цветами, практически не выделяющимися на фоне друг друга. Это значительно снижает эффективность восприятия.
Оригинальная графическая модель дополняет публикацию «Число 100-летних астраханцев резко пошло в рост в Астраханской области» от 30 сентября 2021 г., где применены столбчатые диаграммы (Kaspyinfo. т, https://kaspyinfo.ru/news/gorod/71355?ysdid=l3rj58p9lh, дата обращения: 20.06.2022). В данном случае присутствуют изобразительные элементы: вместо привычных столбцов в инфографике используется образ пожилого мужчины. Размер изображения зависит от увеличения или сокращения численности астраханцев, достигших возраста 100 лет и более.
Региональный интернет-ресурс «Kaspyinfo.ru» включает в новостные материалы инфографику не только астраханских, но и федеральных ведомств. На сайте размещен ряд публикаций, базирующихся на данных, которые предоставляет Росстат. Все они посвящены теме статистики смертей от СОУГО-19. Например, в статьях «Убийственный антирекорд смертности от ковида зафиксирован в Астраханской области», «Что мы на самом деле знаем о числе умерших от ковида в Астраханской области», «Росстат выдал число смертей от ковида в Астраханской области» представлена именно такая инфографика. Её дизайн, колористические решения являются постоянными и стандартными, меняются лишь числовые значения. Фоном для графического материала служат фотоизображения, крупно выделено общее количество смертей, далее по месяцам отмечено количество умерших от коронавирусной инфекции (Kaspyinfo.ru, https://kaspyinfo.ru/ news/pandemiya/72579, дата обращения: 20.04.2022).
Важно подчеркнуть, что новостной портал «Kaspyinfo.ru» размещает в статьях и авторскую инфографику. Так, например, в публикации «Земли «на память». Самые богатые главы сельских районов Астраханской области» представлен довольно необычный вариант данной формы визуальной коммуникации (Kaspyinfo. т, https://kaspyinfo.ru/news/gorod/67583, дата обращения: 20.06.2022). На фоне карты Астраханского региона читатель видит портреты глав областных районов. Под ними располагаются подписи с фамилиями и должностями. Помимо этого, указан доход политиков в рублях за 2019 и 2020 гг. Ещё одна авторская инфографика размещена в статье «Что из себя представляют ДНР и ЛНР» (Kaspyinfo.ru, https://kaspyinfo. ru/news/gorod/75230, дата обращения: 25.02.2022). Данный пример является достаточно необычным для издания, так как в нём используется карта. С помощью условных обозначений читатель может получить представление о том, где находятся районы угледобычи, коксохимические, металлургические заводы.
Отдельного внимания заслуживает анализ инфографики об Астраханском биосферном заповеднике, опубликованной на сайте Астраханского подразделения мультирегионального агрегатора новостей «BezFormata.Ru». Визуальный контент представляет собой несколько иллюстративных схем, на которых кратко и доступно отражены данные о флоре и фауне края. Так, например, графический материал от 30 июля 2021 г. «Лотос в инфографике» иллюстрирует процесс цветения данного растения (BezFormata. Ru, https://astrahan.bezformata.com/listnews/lotos-v-infografike/96105778/, дата обращения: 18.07.2022). Изображены основные части цветка, указаны интересные факты, которые с ним связаны. Примечательно,
что данная инфографика является самостоятельной формой визуальной коммуникации. Она выполняет просветительскую функцию, однако не содержит в себе сложных для понимания данных, формирует интересный и доступный для восприятия медиатекст. Подобная инфографика встречается также в публикации от 16 ноября 2021 г. «Инфографика: зимородок», а также в материале от 1 февраля 2022 г. «Инфографика: серая цапля» (BezFormata.Ru, https://astrahan.bezformata.com/listnews/lotos-v-infografike/96105778/; https://astrahan.bezformata.com/listnews/lotos-v-infografike/96105778/, дата обращения: 14.07.2022). Стилистически вся инфографика из этой серии выполнена исключительно удачно. Авторами были учтены все необходимые для качественного восприятия информации условия составления инфографики. Можно выделить следующие ключевые особенности: включение в работу ярких иллюстраций, использование преимущественно кратких, но насыщенных данными подписей, выверенная цветовая палитра. Эту форму визуализации можно отнести к метадизайну, определение которому дают Г. А. Никулова, А. В. Подобных. Они подчёркивают, что это сильнодействующее средство управления вниманием читателя / пользователя [5. С. 386].
Большая часть из рассмотренных в ходе исследования астраханских СМИ редко обращается к современным интерактивным форматам использования инфографики. Между тем исследователи Е. Г. Трушко и Ю. Ф. Шпаковский подчёркивают, что мультимедийные технологии позволяют «на качественно новом уровне адаптировать конечный информационный продукт под потребности, возможности и ожидания целевой аудитории» [10. С. 114]. На сайте информационного портала «AstraKult» встречается мультимедийная графическая работа «Истории улиц: в Астрахани создали интерактивную краеведческую карту» (AstraKult, https://astrakult.ru/istorii-ulits-v-astrahani-sozdali-interaktivnuyu-kraevedcheskuyu-kartu/, дата обращения: 19.07.2022). Данная инфографика содержит информацию об улицах, названных в честь Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны, революционеров, партийных и государственных деятелей. Посредством взаимодействия с графическими элементами и маркерами читатель может получить информацию об определённом районе Астрахани (Кировский, Ленинский, Советский, Трусовский), перейти по ссылке и выбрать определённую улицу. Далее следует текстовый блок с биографическими сведениями о человеке, в честь которого она названа. Данная интерактивная инфографика является ярким примером того, как региональные издания могут подавать сложную и объёмную информацию.
Таким образом, инфографика в астраханской печатной периодической прессе и на информационных порталах демонстрирует развитие по нескольким направлениям: увеличение объема включаемой информации, обращение к мультимедийным форматам, охват различных тематических областей, для которых ранее инфографика была не характерна. Примечательно, что журналисты всё чаще обращаются к инфографике как к самостоятельному, независимому от текста жанру.
Список источников
1. Блохин, В. Ф. «Губернские ведомости» как зеркало российской провинции (XIX - начало XX в.) / В. Ф. Блохин. - Текст : непосредственный // Вестник РГГУ Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2007. - №17. - С. 20-31.
2. Егорова, Л. Г. Инфографика в региональных печатных изданиях (на материале газеты «Крымские известия») / Л. Г. Егорова. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. -2018. - № 4 (30). - С. 112-118.
3. Крам, Р. Инфографика: визуальное представление данных / пер. с англ. О. Сивченко / Р. Крам. -Текст : непосредственный. - СПб. : Питер. - 2015. - 384 с.
4. Некляев, С. Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики / C. Э. Некляев. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2010. - №4. - C. 53-66.
5. Никулова, Г. А., Подобных, А. В. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн / Г. А. Никулова, А. В. Подобных. - Текст : непосредственный // Образовательные технологии и общество: науч. журнал. - 2010. - Вып. 2, Том 13. - С. 369-387.
6. Свитич, А. Л. Специфика графической иллюстрации как компонента контента качественных изданий / А. Л. Свитич. - Текст : непосредственный // Медиаскоп. - 2015. - №3. - С. 54-63.
7. Симакова, С. И. Визуальный образ в СМИ - формирование медиаэстетики потребителя массовой информации / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. -2018. - № 3 (29). - С. 83-92.
8. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. -2015. - № 5 (360). - С. 163-169.
9. Симакова, С. И. «Цивилизация глаза»: специфика визуальной репрезентации события / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Гуманитарный вектор- 2020. - vol. 15, №1. - С. 125-133.
10. Трушко, Е. Г., Шпаковский, Ю. Ф. Инфографика как современный способ представления информации / Е. Г. Трушко, Ю. Ф. Шпаковский. - Текст : непосредственный // Труды БГТУ Серия 4: Принт- и медиатехнологии. - 2017. - № 4 (195). - С. 111-117.
Информация об авторе
Н. М. Байбатырова - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории журналистики факультета филологии и журналистики.
Статья поступила в редакцию 17.08.2022; одобрена после рецензирования 17.10.2022;
принята к публикации 17.10.2022.
The article was submitted 17.08.2022; approved after reviewing 17.10.2022; accepted for publication 17.10.2022.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.