ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
П. АНИСИМОВ, И. МОСИЧЕВА,
Т. БАРЕР, В. ШЕСТАК Федеральное агентство по образованию А. СИГОВ, В. ПАНКОВ, В. КУРЕНКОВ Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)
Опыт, накопленный Рособразованием за три года проведения всероссийских конференций по дополнительному образованию1, позволяет делать определенные выводы об итогах и перспективах реализации современной образовательной политики в сфере ДПО. В частности, необходимо отметить сохранение неизменного интереса педагогического сообщества к таким темам, как:
• проблемы развития системы повышения квалификации преподавательского корпуса Рособразования в условиях реформирования образовательной отрасли;
• интеграция программ ДПО в реальный сектор экономики;
• инновационные образовательные программы и опыт организации повышения квалификации в инновационных вузах как часть приоритетного национального проекта «Образование » и их влияние на повышение качества преподавательского корпуса.
В работе VIII Всероссийской конференции приняли участие 179 представителей 148 вузов, ссузов и учреждений дополнительного профессионального образования из 51 региона Российской Федерации.
Основное внимание участников было уделено следующим рассмотренным на секциях вопросам:
VIII Всероссийская конференция по дополнительному образованию
■ повышение качества кадрового состава системы образования;
■ опыт реализации программ дополнительного профессионального образования в высшей школе;
■ роль дополнительного профессионального образования в социально-экономическом развитии регионов;
■ опыт организации повышения квалификации в инновационных вузах.
На пленарном и секционных заседаниях было заслушано более 50 докладов, проведены дискуссии и коллегиальное обсуждение проблем образовательной отрасли. Издан сборник трудов участников конференции2, состоялась презентация монографии «Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения ».
1 Материалы VII Всероссийской конференции по дополнительному образованию см.: Высшее образование в России. - 2007. - № 1, 3.
2 VIII Всероссийская конференция по дополнительному образованию. Роль ДПО в повышении качества кадрового состава системы образования / Под ред. В.Л. Панкова. - М., 2007.
Дополнительное образование 107
Анализ выступлений участников конференции, часть из которых публикуется в настоящем номере журнала, позволяет очень четко позиционировать роль ДПО в современной системе профессионального образования России.
Министерство образования и науки Российской Федерации определило следующие стратегические цели своей деятельности на 2008-2010 гг. в сфере модернизации российского образования и создания прогрессивной модели образования.
1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.
2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования.
3. Создание условий для активного включения детей и молодежи в социальноэкономическую, политическую и культурную жизнь общества.
4. Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала.
5. Создание условий для активизации инновационной деятельности.
Сложившаяся система ДПО способна гарантировать если не решение, то создание предпосылок для решения таких задач, как:
• развитие инфраструктуры непрерывного профессионального образования, в которой система повышения квалификации играет определяющую роль;
• согласование потребностей рынка труда и системы подготовки кадров, переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами;
• проведение широкого гласного обсуждения и консультаций по вопросам реформы образования как внутри образовательного сообщества, так и в обществе в целом;
• создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала высшей школы. Сохранение и поддержка передовых научных школ;
• создание условий для активизации инновационной деятельности, в частности путем подготовки и повышения квалификации специалистов в области инновационного менеджмента;
• обогащение отечественной образовательной системы передовыми зарубежными инновационными технологиями;
• повышение эффективности бюджетных расходов путем повышения качества кадрового корпуса системы образования;
• повышение удельного веса внебюджетных средств в общих расходах на профессиональное образование. Создание условий для усиления инвестиционной привлекательности системы образования;
• расширение участия высшей школы в реализации и кадровом обеспечении региональных программ социально-экономического развития. Развитие взаимовыгодного частно-государственного партнерства;
• создание дополнительного механизма обеспечения участия работодателей в разработке образовательных стандартов, учебных планов и программ, а также в итоговой государственной аттестации выпускников учебных заведений профессионального образования путем установления социального партнерства;
• повышение профессионального уровня преподавательского корпуса и качества преподавания, внедрение дополнительных механизмов заработков педагогов;
• развитие системы долгосрочного научно-технологического и инновационного прогнозирования высшей школы.
Накопленный образовательными учреждениями опыт реализации программ повышения квалификации и дополнительного профессионального образования, широкое обсуждение подходов к повышению эффективности системы ДПО, заинтересо-
108
Высшее образование в России • № 1, 2008
ванное обсуждение докладов участников конференции нашли свое отражение в принятых участниками конференции решениях. В итоговую резолюцию конференции были включены следующие пункты.
1. Одобрить работу Федерального агентства по образованию по организации повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников системы начального, среднего и высшего профессионального образования.
2. Рекомендовать Федеральному агентству по образованию:
■ инициировать включение задачи развития системы ДПО в приоритетный национальный проект «Образование »;
■ обратить внимание руководителей подведомственных образовательных учреждений на необходимость развития системы ДПО с целью обеспечения непрерывного профессионального образования и на активное предоставление образовательных услуг на рынке труда.
3. В целях дальнейшего совершенствования организации повышения квалификации поддержать планы Рособразования по оптимизации структуры системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава путем создания инновационных центров повышения квалификации во всех федеральных округах.
4. Просить Федеральное агентство по образованию привести практику издания приказа о распределении контрольных цифр приема слушателей системы ДПО в соответствие с выделяемым на календарный год бюджетным финансированием.
5. Рекомендовать базовым вузам, организующим повышение квалификации преподавателей профессиональных образовательных учреждений:
■ разрабатывать образовательные программы с учетом перспективных направлений развития образовательной отрасли и дифференцированного состава слушателей;
■ обеспечивать необходимое качество учебно-методических материалов и материально-технической оснащенности образовательной среды;
■ усилить внимание к исполнительской дисциплине в части представления программ повышения квалификации и отчетов о проделанной работе в Рособразование на утверждение.
6. Продолжить разработку критериев эффективности процесса обучения в системе повышения квалификации.
7. Продолжить работу по совершенствованию основных параметров мониторинга системы дополнительного профессионального образования.
8. Обратить внимание ответственных работников Федерального агентства по образованию на усложнение процедуры обеспечения государственных образовательных учреждений бланками государственного образца.
9. Отметить плодотворную деятельность МИРЭА в качестве оператора федеральных программ повышения квалификации преподавателей учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования.
Ю.Отметить вклад Союза руководителей учреждений и подразделений ДПО и работодателей в консолидацию усилий сферы образования по обеспечению непрерывного профессионального образования в России. Обратиться в Союз ДПО с предложением об организации работ по консалтинговой деятельности в части подготовки перехода образовательных учреждений в автономные учреждения.
11. Продолжить практику проведения Всероссийских конференций по дополнительному образованию в рамках системных мероприятий Федерального агентства по образованию как одного из механизмов совершенствования ДПО.