Научная статья на тему 'Дополнительное образование: проблемы и новые задачи российской высшей школы'

Дополнительное образование: проблемы и новые задачи российской высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосичева И., Шестак В.

У российского высшего образовали »)ния меняется концепция. Система образования должна быть тесно связана с бизнесом и учитывать перспективы-экономики». (А.А. Фурсенко, министр образования и науки Российской Федерации)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование: проблемы и новые задачи российской высшей школы»

ктной работе, становится все более серьезным ограничением для выработки у них компетенции, необходимых для осуществления необходимой инновационной деятельности.

Мировые тенденции в высшем профессиональном образовании хорошо известны и вополощаются в трех фундаментальных изменениях. Во-первых, происходит интеграция разных дисциплин, что особенно ярко заметно в сфере экономических и социальных наук. Причем чем ближе к практической деятельности, тем потребность в комплексных знаниях оказывается сильнее. Во-вторых, наблюдается прогрессирующий отказ от ученического натаскивания и пассивного освоения готового материала в пользу проектного подхода, стимулирующего формирование компетенций, связанных с самостоятельной аналитической и организационной работой. В-третьих, проведение научных исследований фундаментального и прикладного характера превращается из желательного дополнения к учебному процессу в его необходимый имманентный элемент.

Из сказанного следует, что повышение квалификации ППС сегодня сфокусировано на формировании у преподавателя некоей суммы «дополнительныхкомпетенций преподавателя», обеспечивающих качественное развитие кадрового состава высшей школы.

Организация повышения квалификации ППС

Для достижения максимального эффекта внутривузовское повышение квалификации должно быть направлено на создание условий совершенствования собственного кадрового состава путем внедрения программ, необходимых в первую очередь для ППС вуза. Именно на этом пути возможно приобретение преподавателями необходимых компетенций для плодотворной работы со студентами и аспирантами в условиях конкретного вуза.

На коллегии Рособразования в декабре 2005 г. поднимался вопрос о том, насколько нормативы повышения квалификации преподавателей соответствуют требованиям времени. Отмечалось, что даже если нормативы и устарели, их пересмотр ограничивается объемами финансирования. Сегодня они позволяют проводить повышение квалификации по программам длительностью 72 часа с частичным отрывом от работы. Кроме того, не предусматриваются переподготовка преподавательских кадров, программы длительного обучения и предметное повышение квалификации.

Принципиально инновационная модель планирования объемов, формирования направлений подготовки и организации работы по повышению квалификации ППС, разработанная Рособразованием в 2006 г.10, направлена на включение всех преподавателей подведомственных вузов в процессы реформирования отрасли и страны. Особое внимание при этом обращено на учет структурных изменений в экономике и факторов конкурентоспособности на рынке труда, на социально-экономические проблемы образования, в частности на проблемы качества образовательных услуг и реализацию каждым преподавателем общих для всех специальностей принципов педагогического процесса.

В частности, предполагается, что деятельность преподавателя будет направлена на:

• формирование высокой мировоззренческой, методологической культуры выпускников на основе гармоничного сочетания фундаментального, естественно-научного, технического и гуманитарного образования с высоким уровнем практической подготовки в конкретных областях науки и техники;

• увеличение доходов вузов за счет расширения образовательной и инновационной деятельности, в том числе целевой подготовки кадров, трансфера технологий, оказания консалтинговых и инжиниринговых услуг, дистанционного обучения.

Предметное повышение квалификации, организация которого вызывает оправданную тревогу у организаторов ДПО в вузах, требует особого рассмотрения. Проблема состоит, во-первых, в определении эффективного источника финансирования, во-вторых, в необходимости реализации условия интеграции образования, науки, промышленности и бизнеса, в-третьих, во введении в действие современного механизма конкурсного отбора коллективов, способных обеспечить качественный уровень исполнения порученного задания.

В качестве начального шага по решению проблемы предметного повышения квалификации Рособразование планирует начиная с 2008 г. организовать на конкурсной

основе выделение из числа «базовых» тех вузов, которые осуществляют приоритетное предметное повышение квалификации командируемых к ним преподавательских кадров. Направления подготовки будут соответствовать приоритетным направлениям развития науки и техники, критическим технологиям федерального уровня, а также перечню приоритетных направлений фундаментальных исследований.

Образовательные программы, разработанные и реализуемые при предметном повышении квалификации ППС, должны быть ориентированы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации высококвалифицированных специалистов, способных разрабатывать и применять на практике новые, в том числе заимствованные в других странах, технологии управления и производства, с использованием современных математических методов, технологических и инструментальных средств, что в конечном счете поднимет престиж российской высшей школы.

Помимо сформулированных выше профессиональных проблем перед преподавателями высшей школы стоят и сугубо социальные, гуманитарные задачи, которые они должны постоянно решать в процессе обще-

ния со студентами, слушателями, коллегами, отстаивая свое высокое предназначение.

В современном российском обществе произошло смещение большинства традиционных ценностных ориентиров. В результате разрушились привычные стереотипы, возобладал коммерческо-рыночный подход во всех сферах, глобализм проник в обыденную жизнь, резко развился индивидуализм, выросли социальная нетерпимость и нигилизм, катастрофически утратилась чистота лингвистического ряда русского языка. Перед преподавательским корпусом высшей школы встали дополнительные задачи повседневной охраны российской культуры, поддержания традиций и участия в формировании гражданского общества в России. Для решения этих задач преподаватель, несомненно, должен обладать соответствующей подготовкой и квалификацией, уровень которой необходимо постоянно повышать.

Примечания

1 VII Всероссийская конференция по допол-

нительному образованию // Высшее образование в России. - 2007. - № 1.

2 Программа социально-экономического

развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы). Раздел 5. Развитие человеческого капитала и повышение качества жизни. Модернизация образования / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.01.06, № 38-р.

3 Постановление Кабинета министров Респуб-

лики Татарстан от 19.07.02 № 430 «О развитии дополнительного профессионального образования в республике Татарстан». Постановление Кабинета министров Республики Татарстан «Об учреждении грантов правительства Республики Татарстан на подготовку и переподготовку кадров Республики Татарстан в российских и зарубежных образовательных и научных центрах» от 26.01.2006 № 19.

4 См., например: Павлов Б.П. Образовательные

кластеры в Республике Татарстан; Иванов В.Г, Кожевникова Т.В, Старшинова Т.А. Инновационная подготовка инженеров-нефтяников в процессе ДПО на основе интеграции по блочно-модульному принципу // Актуальные проблемы развития дополнительного образования в условиях реформирования образовательной отрасли. Тезисы докладов VII Всероссийской конференции по дополнительному образованию (29-30 декабря 2006 г., Казань). - Казань, 2006.

5 Сигов А.С, Куренков В.В, Мосичева И.А,

Шестак В.П. Новые задачи системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов // Высшее образование в России. - 2006. - № 8. - С. 3.

6 Письмо Рособразования от 19.09.06 № 1718/

12-16 «О заполнении заявок на контрольные цифры приема слушателей системы дополнительного профессионального образования Рособразования, обучающихся за счет средств федерального бюджета на 2007 год и отчетов о проведенной работе в 2006 году в программе ADVIN».

7 Покровский Н.Е. Трансформация универ-

ситетов в условиях глобального рынка // Вестник института Кеннана в России. -2004. - Вып.6.

8 В подведомственных Рособразованию ву-

зах работают 230 тыс. штатных преподавателей, в том числе около 80 тыс. являются руководителями/консультантами аспирантов/докторантов.

9 Под компетенциями понимаются мотиви-

рованные способности, опирающиеся на профессиональные знания и навыки, способность успешно решать комплексные задачи в конкретном контексте. Компетентное или эффективное действие подразумевает мобилизацию как знаний, когнитивных и практических навыков, так и социальных и поведенческих компонентов (The Role ofNational Qualification Systems in Promoting Lifelong Learning. - OECD, 2005).

10 Приказ Рособразования от 30.12.2005 №

1705 «О работе по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.