Научная статья на тему 'VII Всероссийская конференция по дополнительному образованию'

VII Всероссийская конференция по дополнительному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VII Всероссийская конференция по дополнительному образованию»

29-30 ноября в Казани на базе Казанского государственного технологического университета прошла VII Всероссийская конференция по дополнительному образованию. Ее основными организаторами стали Федеральное агентство по образованию, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, журнал «Высшее образование в России», Региональное объединение работодателей «Ассоциация предприятий и предпринимателей Республики Татарстан», Казанский государственный технологический университет и Межотраслевой региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан.

Проблемы дополнительного образования обсуждали работники 145 высших и средних специальных учебных заведений из 97 городов, расположенных в 56 субъектах Российской Федерации. В их числе 17 ректоров и проректоров, 45 руководителей МРЦПК, иДпО, ИПК, ЦППКП, 36 деканов ФПК и ФДП. Всего в работе конференции участвовало 350 человек со всех

концов страны - от Калининграда и Санкт-Петербурга до Магадана, Владивостока и Южно-Сахалинска. В число участников вошли также представители министерств и ведомств Татарстана: первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан -министр экономики и промышленности Республики Татарстан, заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, министр социального обеспечения, государственный советник при Президенте Республики Татарстан по науке и высшему образованию, генеральный директор Агентства по развитию предпринимательства, руководитель Экономического общества Республики Татарстан, заместитель директора Центра энергосберегающих технологий при Кабинете министров Республики Татарстан, заместитель президента Академии наук Республики Татарстан, представители промышленности и органов управления образованием республики.

Интерес к проблематике конференции не случаен. Любые мероприятия по вопросам ДПО в Казани неизменно привлекают большое внимание образовательной общественности и представителей властных

172

Высшее образование в России • № 1, 2007

структур: их организаторы, и прежде всего МРЦПК РТ, во-первых, обозначают актуальные проблемы системы, во-вторых, приглашают ведущих специалистов и ученых этой сферы образования, в-третьих... ну как тут не вспомнить восточное гостеприимство и тысячелетие Казани?

Пленарное заседание открыл государственный советник при Президенте Республики Татарстан по науке и высшему образованию, ректор КГТУ С.Г. Дьяконов. Он отметил, что конкурентоспособность любой страны определяется не только наличием «железа и углеводородов», но и нематериальными активами в виде знаний. Главная задача - воспроизвести их в каждом регионе, в каждом вузе. Для этого есть все основания в виде обновленной нормативной базы.

Первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан, министр экономики и промышленности Республики Татарстан Б.П. Павлов охарактеризовал область дополнительного профессионального образования как одну из важнейших для экономики. Консолидация бизнес-сообщества и системы образования осуществляется в республике в инновационной форме образовательных кластеров. Для повышения квалификации преподавателей и подготовки их к работе в системе непрерывного образования выделяются значительные бюджетные средства.

Выступления участников на пленарном заседании продемонстрировали многоаспект-ность проблем развития этой востребованной формы образования и разносторонние подходы к обеспечению устойчивого спроса на программы повышения квалификации. Особый акцент был сделан на обновление знаний и квалификаций про-

фессорско-преподавательского состава вузов.

Не менее интересной и плодотворной получилась работа по секциям:

■ Проблемы и перспективы развития системы повышения квалификации в условиях реформирования образовательной отрасли (руководители - консультант отдела учреждений дополнительного и послевузовского профессионального образования Управления учреждений образования Рособразования В.П. Шестак, директор ЦППКП, академик РАО А.А. Кирсанов, декан ФПК КГТУ Н.Н. Зиятдинов);

■ Вузы и реальный сектор экономики: особенности функционирования региональных систем ДПО (руководители - зам. министра образования и науки Республики Татарстан Л.В. Овсиенко, руководитель МРЦПК РТ, первый проректор КГТУ по учебной работе В.Г. Иванов);

Рецензии. Информация

173

■ Проблемы организационно-право- тали секции, и конструктивные рекомен-вого и финансового обеспечения повыше- дации по итогам конференции - убеди-ния квалификации и профессиональной тельное свидетельство того, что в систе-переподготовки (руководители - прорек- ме работают ответственные, заинтересо-тор Государственной академии инноваций ванные люди. А успехи проводимого в В.В. Валентинов, зам. директора ИДПО Республике Татарстан федерального эк-КГТУС.В. Барабанова); сперимента по созданию региональной

■ Образовательные программы ДПО в модели системы дополнительного обра-инновационных вузах (руководители - ру- зования базируются не на случайных ководитель Центра переподготовки и по- удачных решениях, а являются результа-вышения квалификации ППС МГТУ им. том успешного взаимодействия всех под-Н.Э. Баумана В.Е. Медведев, зам. директо- систем ДПО - образовательной, управ-ра ЦППКП КГТУ В.В. Кондратьев). ляющей и подсистемы заказа, то есть ра-

Переполненные аудитории, где рабо- ботодателей.

Участники конференции приняли следующие рекомендации.

1. Одобрить системную деятельность Рособразования по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава высшей школы (далее - ППС) в условиях реформирования образовательной отрасли.

2. Рекомендовать Рособразованию продолжить работу по развитию мобильности ППС и поддержке ведущих вузов, осуществляющих повышение квалификации по приоритетным направлениям. Одобрить работу Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (Технического университета) по обеспечению организационного и методического сопровождения деятельности вузов по повышению квалификации.

3 Отметить достигнутые в Республике Татарстан положительные результаты по разработке региональной модели функционирования системы дополнительного профессионального образования, выполняемой в рамках программы федерального эксперимента.

Рекомендовать к распространению опыт РТ по инновационномуразвитию системыдо-полнительного образования, интеграции образования и реального сектора экономики, комплексному подходу к повышению квалификации преподавателей образовательных учреждений различных типов в интересах обеспечения непрерывного образования на основе взаимодействия Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан, Казанского государственного технологического университета и Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации Республики Татарстан, объединяющего подразделения дополнительного образования вузов и образовательные учреждения ДПО республики.

4. Рекомендовать Рособразованию ускорить процедуру формирования и организации Совета по дополнительному образованию.

5. Рекомендовать в качестве одного из приоритетных направлений деятельности вузов, находящихся в ведении Рособразования, приведение содержания программ повышения квалификации ППС в соответствие с современными потребностями образовательной отрасли.

6. В условиях реформирования системы ДПО Рособразования рекомендовать вузам организовать регулярный обмен опытом в сфере дополнительного профессионального образования путем проведения тематических семинаров на своих базах.

7. Рекомендовать Рособразованию рассмотреть вопрос об организации базовых центров для проведения предметного повышения квалификации преподавателей подведомственных вузов.

174

Высшее образование в России • № 1, 2007

8. Рекомендовать Рособразованию в рамкахпроектов ФЦПРО на конкурсной основе провести разработку программДПО гуманитарного профиля, а также разработку и апробацию методики и технологии мониторинга процессов повышения квалификации ППС высшей школы.

9. Рекомендовать Рособразованию распространить информацию о VII Всероссийской конференции по дополнительному образованию и настоящее решение в СМИ.

10. Рекомендовать Рособразованию размещение аннотаций программ ДПО, реализуемых подведомственными вузами, на сайтах Рособразования, МИРЭА, Государственной академии инноваций.

Принято 30 ноября 2006 г., Казань

Редакция планирует публикацию материалов конференции в следующих

номерах журнала

И. КОНДАКОВ, профессор Д. БОЛОТИНА, аспирант Российский государственный гуманитарный университет

К 100-летию со дня рождения выдающегося русского учёного академика Д.С. Лихачёва Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов выпустил в конце 2006 г. «Избранные труды по русской и мировой культуре» юбиляра в серии «Почетные доктора университета»1.

Это уже не первая книга академика, вышедшая посмертно. Однако работы Лихачёва-культуролога, собранные единым корпусом, под одной обложкой, изданы впервые. Это представляется глубоко продуманным и органичным, ведь многие годы автор выступал как исследователь, пропагандист и правозащитник русской культуры. Его образ мыслей, проступающий на страницах издания, можно назвать культу-роцентричным. Сборник получился цельным, логичным - и по структуре, и по концепции, хотя многие произведения автора вынужденно остались за его пределами. Книгу удачно дополняют комментарии А.А. Гусейнова и А.С. Запесоцкого, выпущенные отдельной брошюрой под симптоматичным названием «Культурология Дмитрия Лихачёва»2.

Хотя сборник составляют работы Лихачёва разных лет, их объединяет ясное, глубокое и оригинальное понимание культуры. Во-первых, «культура - это святыни народа, святыни нации, - подчеркивал Ли-

Планета культуры академика Д.С. Лихачёва

хачёв, - это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации» (с. 348-349). Поэтому культура предстает у него как целостное явление, как «своего рода среда, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания», как «сакральное поле, из которого нельзя, как в игре в бирюльки, изъять одну какую-либо часть, не сдвинув остальные». Отсутствие у населения «своего целостного культурного и исторического прошлого», «своих культурных святынь» неизбежно приводит к искушению «оправдать свою государственную целостность всякого рода тоталитарными концепциями, которые тем жестче и бесчеловечнее, чем меньше государственная целостность определяется культурными критериями» (с. 349).

Во-вторых, по Лихачёву, «у природы есть своя культура» (с. 208), и «отношения природы и человека» - это «отношения двух культур, каждая из которых по-своему "социальна"». Их «встреча строится на своеобразных нравственных основаниях». Так, «культура природы» может существовать без человеческой культуры, а человеческая - не может. Отсюда пристальное внимание Лихачёва к искусству садов и парков, отсюда особое отношение к «эколо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.