Научная статья на тему 'Кадры высшей квалификации для инновационной России'

Кадры высшей квалификации для инновационной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадры высшей квалификации для инновационной России»

N

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

10-11 ноября 2009 года на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) » состоялась конференция «Кадры высшей школы инновационной России: вызовы и решения», проведенная в рамках реализации общесистемных мероприятий Рособразования.

Работа конференции была посвящена следующим актуальным проблемам модернизации системы российского высшего образования:

• воспроизводство научных и научно-педагогических кадров, адекватных инновационной направленности экономической политики Российской Федерации;

• повышение эффективности использования научного потенциала высшей школы как ресурса устойчивого экономического развития при сохранении научных традиций и обеспечении широкого спектра направлений научных исследований;

• реформирование и соответствующая реструктуризация вузов, учреждений ДПО и государственных научных учреждений;

• трансформация организационно-правовой структуры высшего профессионального образования и государственного сектора науки;

• организация повышения квалификации научно-педагогических работников вузов, подведомственных Рособразованию, на современном этапе модернизации образовательной отрасли.

ИА. МОСИЧЕВА, начальник отдела

подготовки и повышения

квалификации научно-

педагогических работников

В.П. ШЕСТАК, советник

М.В. СОКОЛОВА, главный специалист-

эксперт

Е.М. ЗАСТРОЖНОВА, главный специалист-эксперт Управление научных исследований и инновационных программ Рособразования

Состоявшаяся в рамках конференции «Кадры высшей школы инновационной России: вызовы и решения » дискуссия показала, что ее тематика выбрана не случайно. На наш взгляд, это серьезная попытка комплексно рассмотреть состояние и перспективы развития кадрового потенциала высшей школы как основы подготовки кадров не только для отраслей экономики и науки, но и для воспроизводства преподавательского корпуса самого профессионального образования.

Положение дел в области воспроизводства научных и научно-педагоги-

Кадры высшей квалификации для инновационной России

ческих кадров напрямую связано с риском снижения инновационной направленности экономического роста Российской Федерации, свидетельствуя о недостаточном использовании научного потенциала в качестве главного ресурса устойчивого экономического роста. При этом одной из острейших проблем современной российской науки и высшей школы является проблема сохранения научных традиций и широкого спектра направлений научных исследований.

Основным вызовом для высшей школы России является реформирова-

ние системы управления государственным сектором науки и высшего образования, реструктуризация государственных научных учреждений и вузов, трансформация организационно-правовой структуры государственного сектора науки и высшего образования, совершенствование системы государственных научных центров.

В целом - с учетом первоочередных задач социально-экономического развития Российской Федерации,потреб-ностей экономики, приоритетов научно-технической и инновационной политики, а также в интересах обеспечения эффективного функционирования государственных организаций науки и их взаимодействия с организациями частного сектора, - государственный сектор науки и высшего образования должен составить научно-технологическую основу национальной инновационной системы, обеспечивающей построение экономики, основанной на знаниях.

Необходимо отметить, что Министерство образования и науки РФ уделяет большое внимание нормативному правовому и финансовому обеспечению высшей школы. Только за последние полгода был принят ряд законов и постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на расширение полномочий и финансовое обеспечение как вузов, так и студентов, аспирантов, молодых ученых.

В условиях кризиса продолжается финансирование основных для образовательной отрасли федеральных целевых программ:

• федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803;

• федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, утвержденной поста-

новлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568;

• федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноинду-стрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 г. № 498;

• аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (20092010 годы)».

От высшей школы ждут не только программ подготовки специалистов, отвечающих запросам сегодняшнего дня, но и программ опережающей подготовки специалистов, программ переподготовки высвобождаемых работников. Без участия преподавательского состава вузов и учреждений дополнительного профессионального образования невозможен инновационный рост региональной промышленности.

Определенные Правительством Российской Федерации приоритетные отрасли экономики, в первую очередь высокотехнологичные и оборонные, должны быть обеспечены кадрами соответствующей квалификации, обладающими принципиально новыми компетенциями.

Решением этих задач обусловлено создание сети федеральных и исследовательских университетов в системе вузов Рособразования. Именно эти университеты должны стать не только центрами инновационных научных и образовательных технологий, но и центрами применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. На них должна сместиться нагрузка, если можно так выразиться, по подготовке научных кадров и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вузов.

Какими же ресурсами, кроме финансовых, обладает Рособразование для решения поставленных задач?

Прежде всего это люди, кадровый

потенциал высшей школы. Сделаем попытку проанализировать состояние профессорско-преподавательского корпуса вузов Рособразования.

По состоянию на 01.11.2009 г. в системе Рособразования насчитывается 345 учреждений высшего и 23 учреждения дополнительного профессионального образования. В числе вузов - 6 федеральных и 14 национальных исследовательских университетов. Штатная численность профессорско-преподавательского состава системы составляет более 235 тыс. чел. (54,2% -женщины).

Качественно профессорско-преподавательский состав вузов выглядит следующим образом: доктора наук -27 099 чел., кандидаты наук -116 887 чел., профессора - 22 523 чел., доценты - 77 630 чел. По данным Ро-собрнадзора, за последние пять лет существенно возросло количество женщин, которым присваивается ученое звание доцента.

Во исполнение решения коллегии Рособразования № 313 от 24.03.2009 г. в целях разработки предложений по формированию кадрового резерва профессорско-преподавательского состава кафедр, обеспечивающих подготовку специалистов для высокотехнологичных и оборонных отраслей промышленности, Управлением научных исследований и инновационных программ был проведен мониторинг вузов Рособразования. Результаты показали, что по-прежнему острой является проблема возрастной структуры кадров в вузах.

Несмотря на замедление старения научно-педагогических кадров, актуальной остается проблема привлечения молодых ученых в подведомственные вузы. Если средний возраст профессорско-преподавательского состава по данным на 1 октября 2008 г. составил 51,3 года, в том числе процент преподавателей старше 65 лет - 13,3%, то

в 2007 г. он был равен 51,1 года. В инновационных вузах показатель среднего возраста преподавателей составил в 2008 г. 48 лет, в 2007 г. - 51 год.

В середине 2009 г. лица старше 65 лет в одном из московских вузов составляли более 51% штатного состава, в 4 вузах этот процент составил от 40 до 50%, в 49 вузах - от 25 до 40%. Полученная статистика говорит о неблагополучном положении, сложившемся в технических вузах, в первую очередь - Москвы и Санкт-Петербурга. В представленной вузами информации особое беспокойство вызывает низкая укомплектованность «выпускающих» кафедр специалистами высшей научной квалификации (от 1 до 3 штатных сотрудников - докторов наук, и все они старше 65 лет).

Проблема возрастного состава кадров высшей научной квалификации затрагивает не только подготовку студентов. Она непосредственно относится и к деятельности системы послевузовского профессионального образования.

В настоящее время руководством подготовкой аспирантов и докторантов заняты 22 092 доктора наук и 11130 кандидатов наук. В 2005 г. научными руководителями аспирантов и научными консультантами докторантов являлись 20 012 докторов наук и 10 950 кандидатов наук, работающих в вузах Рос-образования.

Вопрос подготовки и закрепления научных и научно-педагогических кадров в высшей школе является сегодня наиболее актуальным, и его решение -это задача не только вузов Рособразо-вания, но и подведомственных учреждений дополнительного профессионального образования, поскольку многие из них также осуществляют подготовку аспирантов.

Каково же положение дел в системе послевузовского профессионального образования в образовательных учреждениях Рособразования? Как подведом-

ственные учреждения готовят для экономики, прежде всего - для инновационной экономики и реального производства, научные и научно-педагогические кадры высшей квалификации?

Эффективность работы вузов по подготовке научных кадров через аспирантуру в 2008 г. составила 31%; в 2007 г. этот показатель составлял 34,7%.

Необходимо отметить, что в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 гг. сказано: «Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем кадрового обеспечения инновационной экономики». Говоря об отраслевой структуре подготовки кадров высшей квалификации, нельзя не констатировать: несмотря на предпринимаемые Рособразованием за последние три года меры по изменению структуры приема в аспирантуру и докторантуру, мы по-прежнему готовим кадры не столько для инновационного сектора реальной экономики, сколько для сферы услуг.

Вот некоторые цифры, характеризующие систему послевузовского образования подведомственных Рос-образованию вузов.

В 2009 г. в 340 образовательных учреждениях высшего профессионального образования, подведомственных Рособразованию, действуют аспирантуры с общей численностью более 88 тыс. чел., в 251 высшем учебном заведении открыты докторантуры с общей численностью более 3 тыс. человек. Прием в аспирантуру осуществляется практичес-

ки по всем специальностям, представленным в Номенклатуре специальностей научных работников, и составляет более 32 тыс. чел. ежегодно (включая внебюджет), прием в докторантуру -более тысячи человек.

Контрольные цифры приема за период с 2004 по 2009 гг. представлены на рис. 1.

Контрольные цифры приема ежегодно устанавливаются приказами Минобрнауки России. За период с 2004 по 2008 гг. контрольные цифры были сокращены: в аспирантуру - на 19,1%; в докторантуру - на 13,3%.

Увеличение контрольных цифр приема в 2009 г. связано с обеспечением выполнения поручения Президента Российской Федерации о создании необходимых условий для получения образования. По сравнению с контрольными цифрами приема, установленными в 2008 г., контрольные цифры приема в аспирантуру в 2009 г. увеличились на 11,5%, в интернатуру - на 13,3%, в клиническую ординатуру - на 15,4%.

По состоянию на 01.01.2009 г. численность аспирантов в вузах Рособра-зования составляет всего (граждане Российской Федерации) - 86 087 чел., в том числе за счет средств бюджета обу-

Контрольные цифры приема в систему послевузовского профессионального образования вузов Рособразования

Годы Вид подготовки 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Аспирантура в том числе очно 21 400 16 000 18 800 14 288 17 320 13 155 17 320 13 155 17 320 13 155 19 320 14 790

Докторантура 1 223 1 071 1 060 1 060 1 060 1 060

Интернатура 750 750 750 750 750 850

Клиническая ординатура 650 650 650 650 650 750

Рис. 1

% 45,0

чается 55 157 чел., с оплатой стоимости обучения -30 930 чел. За период с 2004 по 2008 гг. численность аспирантов, обучающихся за счет средств бюджета, сократилась на 22,6%. В то же время число аспирантов, обучающихся с оплатой стоимости обучения, выросло в 2,5 раза.

За период с 2004 по 2006 гг. наметился устойчивый рост числа защит в аспирантурах Рособразования. Некоторое снижение числа защитившихся в срок с 2007 г. обусловлено реорга низацией сети диссертационных сове тов вузов Рособразования (рис. 2).

Процент защит в срок в аспирантурах Рособразования

Распределение контрольных цифр приема аспирантов по отраслям наук (бюджет)

20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

2004

2009

Рис. 3

Рис. 2

За период с 2004 по 2008 гг. Рособ-разование проводило работу, позволившую изменить структуру подготовки кадров высшей научной квалификации по научным специальностям, обеспечить приоритет специальностям естественно-научного и технического профиля (рис. 3).

Тем не менее проблемы воспроизводства и закрепления кадров, эффективности их подготовки сохраняются. В 2008 г. в подведомственных Рособ-разованию учреждениях по отраслям

технических, физико-математических, наук о земле и сельскохозяйственных наук обучалось 43,7% аспирантов, остальные - по социально-гуманитарным наукам (экономике, педагогике, юриспруденции и тому подобное). В 2006 г. этот показатель составлял 37,7%, в 2007 - 38,2%. Особенно настораживает ситуация, когда в некоторых технических вузах 50% аспирантов обучаются по социально-гуманитарным и экономическим специальностям, например в Восточно-Сибирском технологическом, Дагестанском техническом, Тюменском архитектурно-строительном 2 университетах.

В ряде вузов крайне низка исполнительская дисциплина как руководителей образовательных учреждений, так и научных руководителей и консультантов аспирантов и докторантов. Зачастую отсутствует персональная ответственность за подготовку научных кадров. Думается, не надо напоминать, что речь здесь идет об эффективности и целевом расходовании средств федерального бюджета, выделяемого на эти цели. Трудно рационально объяснить ситуацию, когда в рамках подготовки научных кадров для предприятий оборонно-промышленного

45,00%

40,00%

35,00%

30,00%

25,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

0,00%

комплекса по определенным государственным планом отраслям науки - физико-математическим и техническим -аспирант зачисляется на экономическую отрасль науки. Это показывает незаинтересованность вузов в подготовке кадров для оборонных предприятий, говорит об отсутствии связей и координации действий в этой весьма важной для страны деятельности.

Полностью оправдана жесткая политика Министерства образования и науки Российской Федерации в отношении приведения структуры подготовки кадров для инновационной экономики и результативности работы аспирантуры и докторантуры в соответствие с потребностями инновационного технологического развития страны, целями и задачами, поставленными в Федеральных целевых программах.

Управление научных исследований и инновационных программ Рособра-зования уже провело анализ и разработало ряд предложений по решению этой проблемы. Так, например, будет рассматриваться вопрос о целесообразности существования аспирантур в вузах, где эффективность ее работы ниже 10%. Вряд ли нужно увеличивать прием в аспирантуры и в те вузы, где ее эффективность не превышает 25%, - а таких вузов у нас почти треть! Отсюда - прямая цепочка к вопросу открытия в этих вузах магистратуры. А это уже задача Управления учреждений образования Рособразования -ведь интеграция науки и образования должна осуществляться не только на уровне подведомственных учреждений, но и в системе управления ими.

И руководители вузов, и работники органов управления высшей школой должны помнить, что наша главная задача - вывести работу по подготовке кадров на уровень, обеспечивающий получение конкурентоспособных результатов в таких высокотехнологичных областях, как наноиндустрия, про-

рывные технологии, в получении и коммерческом применении новых знаний.

Нельзя не упомянуть еще одно обстоятельство, вызвавшее достаточно серьезные трудности в работе аспирантур и докторантур. Мы имеем в виду переход на новую Номенклатуру специальностей научных работников. Непроработанность механизмов перехода привела к тому, что по состоянию на октябрь 2009 г. 243 вуза Рособразования утратили в том или ином объеме лицензии на право ведения образовательной деятельности в аспирантуре. Поиском путей выхода из сложившейся ситуации в настоящее время заняты руководители и специалисты Минобрнауки России, Рособразования и Рособрнадзора.

Говоря о государственной поддержке аспирантов, нельзя не упомянуть о работе комиссии Рособразования по отбору кандидатов на специальные стипендии Президента и Правительства Российской Федерации. В 2009 г. на конкурс были выдвинуты 372 кандидатуры из 179 вузов на стипендию Президента РФ и 424 кандидата из 175 вузов на стипендию Правительства РФ. Это значительно больше, чем в 20072008 гг. Комиссия в своем решении отметила существенно возросший научный и образовательный уровень представленных кандидатов, а также внесла предложение по введению дополнительного критерия отбора - участие кандидата в ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

Еще одной мерой государственной поддержки аспирантов может явиться проект закона об увеличении срока обучения в аспирантуре по ряду специальностей (физико-математические и технические отрасли науки).

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» государство гарантирует создание необходимых условий для повышения спе-

циалистами квалификации не реже одного раза в пять лет. Среди них отметим следующие:

■ создана сеть образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, реализующих программы дополнительного и дополнительного профессионального образования широкого спектра;

■ Министерством образования и науки выделены и не сокращены средства федерального бюджета, направляемые на организацию повышения квалификации профессорско-преподавательского состава;

■ большие средства освоены вузами - участниками реализации Приоритетного национального проекта «Образование»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ дополнительные средства на повышение квалификации выделены национальным исследовательским университетам.

В более трудном положении находятся учреждения ДПО, хотя они давно привыкли к работе в рыночных условиях. Вместе с тем их инициатива иногда ограничена запретами, обусловленными законодательством в сфере образования. Тем не менее в этот сложный год они не растерялись, а зачастую лидируют в регионах в плане предоставления программ опережающей подготовки специалистов и программ переобучения высвобождающегося населения.

Говоря о финансовой стороне, можно отметить следующее. Ежегодно приказами Рособразования на организацию повышения квалификации в вузах и учреждениях ДПО Рособразования им определяется государственное задание.

Минобрнауки России в 2009 г. утвердило контрольные цифры приема слушателей (60 000) в систему повышения квалификации и переподготовки за счет средств федерального бюджета (приказ Рособразования от 07.04.2009 №366). Повышение квалификации научно-педагогических работников государ-

ственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, по образовательным программам длительностью 72 часа осуществляется в 205 вузах и 24 учреждениях ДПО (в вузах 36 261 слушатель, в учреждениях ДПО - 23 739 слушателей).

Для расширения доступа граждан к образовательным программам ДПО в 2008 г. создана база данных о программах повышения квалификации ADVIN и размещены справочные данные о программах на Интернет-сайтах Рос-образования и Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (приказ Рособразования от 19.03.2008 № 212).

В целях организации работы, направленной на обеспечение выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», для расширения доступа граждан к образовательным ресурсам учреждений высшего и дополнительного профессионального образования и научных организаций с 01.04.2009 г. была обновлена база данных о программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализуемых подведомственными образовательными учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования и научными организациями.

Большую роль вузы Рособразова-ния играют в организации повышения квалификации преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования.

За прошедшие пять лет в организа-

ции повышения квалификации Рособ-разованием сделано много положительного. Тем не менее накапливаются и негативные тенденции. Низкое качество исполнительской дисциплины руководителей структурных подразделений ряда вузов, бесконечная замена ответственных за организацию повышения квалификации иногда приводят к тому, что вуз не в состоянии истратить средства целевым образом. Некоторые вузы за 5 лет так и не поняли, что им выделяют средства именно на повышение квалификации. Отсутствует бизнес-планирование, в результате чего деньги или возвращаются в бюджет, или расходуются нецелевым образом.

Рособразование планирует провести анализ расходования средств, по результатам которого могут быть приняты решения по сокращению или лишению средств, выделяемых вузам на эти цели. Будет проведена проверка корректности оформления документов, выдаваемых по результатам обучения.

Экспертный отбор вузов и программ повышения квалификации на 2010 г. показал ряд существенных недостатков в работе вузов:

■ несоблюдение требований по количеству часов обучения;

■ несоблюдение требований по проживанию слушателей;

■ случаи отказа базовых вузов в приеме слушателей.

В число новых задач на 2010 г. войдет пилотный проект по организации на базе вузов Рособразования маршрутного обучения в рамках направления «Нанотехнология ». Предстоит возобновить повышение квалификации преподавательского корпуса, осуществляющего подготовку аспирантов по дисциплине «История и философия науки». Еще одним направлением в 2010 г. станет организация повышения квалификации по проблемам предпринимательства в образовании и науке.

Отдельно хотелось бы отметить работу уполномоченных вузов. Эксперимент показал очень интересные результаты, в первую очередь относящиеся к порядку организации и проведению общественно-профессиональной оценки программ. Эта работа будет продолжена.

В 2010 г. планируется ввести региональный подход к распределению контрольных цифр приема слушателей с привлечением к формированию государственного задания представителей работодателей региона и советов ректоров региона.

Для Рособразования 2009 год был в некотором роде экспериментальным по работе в рамках пилотных проектов, к которым следует отнести реализацию административного регламента в сфере послевузовского профессионального образования «Открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях» и реализацию внутреннего административного регламента Федерального агентства по образованию по исполнению государственной функции «Организация повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования». Административные регламенты определяют порядок действий и сроки выполнения работ не только работниками Рособ-разования, но и образовательными учреждениями. Поэтому все настоятельнее становится вопрос о координации действий Федерального агентства по образованию и подведомственных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.