требовали подтверждения принадлежности к службе безопасности аэропорта;
- все пассажиры сами выбирали место сокрытия запрещенного предмета и не спрашивали, где им его спрятать;
- признаки тревожности, проявляемые пассажирами, у которых был запрещенный предмет, остались незамеченными инспекторами по досмотру № 1;
- у всех пассажиров запрещенный предмет был обнаружен на последующих этапах процесса досмотра.
Подводя краткий итог анализа проблемы совершенствования системы авиационной безопасности, необходимо отметить, что изучение пассажиропотока и его основного субъекта - пассажира позволит качественно селектировать пассажиропоток и пресечь возможные акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодалев А. Восприятие и понимание человека человеком М., 1982.
2. Жегалло А. В. Идентификация эмоциональных состояний лица в микроинтервалах времени: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.
3. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Экман П. Психология лжи. СПб., 2003.
ВЕРОЯТНОСТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ Г. Д. Бабушкин
В статье рассматривается вероятностное прогнозирование человека в экстремальных ситуациях. Представлено место прогнозирования в структуре деятельности. Показано влияние психологических особенностей на прогнозирование. Приведены результаты исследования прогнозирования в соревновательной деятельности спортсмена.
Ключевые слова: прогнозирование, экстремальная деятельность, факторы, личностные особенности, рефлексия, интуиция.
Вероятностное прогнозирование - предвосхищение будущего, основанное на прошлом опыте человека и характере наличествующей ситуации. Опыт поведения человека в прошлом и результаты восприятия ситуации служат основанием для построения гипотез предстоящего будущего, которые имеют определенную вероятность. Рядом исследователей [1; 4; 6; 9; 10; и др.] разработана концепция вероятностного прогнозирования, включающая следующие основные положения:
1. Вероятностное прогнозирование дальнейшего хода неподвластных субъекту событий - своего рода наблюдение со стороны.
2. Вероятностное прогнозирование дальнейшего развития внешних событий, на ход которых субъект может влиять. Прогнозирование охватывает не только внешние события, но и прогнозирование результатов собственных действий.
3. При выборе собственных действий субъект учитывает вероятность достижения планируемого результата.
4. Окружающая субъекта ситуация может включать партнеров, соперников. В этой связи субъект прогнозирует не только свои действия, но и действия партнеров и соперников.
5. Построение плана собственных действий должно учитывать вероятность и значимость прогнозируемых результатов, а также величину своих затрат для реализации действий.
Данная концепция может служить исходным методологическим материалом для конструирования и организации исследований в различных сферах человеческой деятельности, где сочетаются экстремальность и человеческий фактор.
Вероятностное прогнозирование событий, действий (своих, партнеров, соперника) является неотъемлемым моментом многих видов деятельности. Но особенно ярко оно проявляется и имеет существенное значение в видах деятельности, носящих экстремальный характер. В экстремальной деятельности вероятностное прогнозирование выступает ведущим фактором, обеспечивающим успешное выполнение деятельности, так как для нахождения более верного решения ситуация не повторяется [3; 6; 9; 10].
К видам деятельности человека, характеризующейся экстремальностью, относятся оперативно-розыскная, спортивная (единоборства и игры) и другие виды деятельности, в которых построение гипотез поведения, принятие решения и его исполнение определяется секундами, а то и долями секунды. Далее мы рассмотрим вероятностное прогнозирование на примере спортивной деятельности (единоборств, спортивных игр), в которых оно, по нашему мнению, занимает ведущее место в обеспечении результативности соревновательной деятельности спортсмена.
В спортивной деятельности концепция вероятностного прогнозирования нашла свое отражение и разрешение в трудах А. В. Родионова, Е. Н. Суркова [9; 10]. Однако с получением научных данных в области интуиции, рефлексии, новых психодиагностических методик обозначаются неразработанные вопросы, требующие их решения с целью повышения эффективности выполняемой человеком деятельности в экстремальных условиях.
Рассматривая окружающую спортсмена (игровика) ситуацию, необходимо сказать, что данная ситуация включает такие активные элементы, как партнеры и соперники. Прогноз должен включать в себя построение гипотез о наиболее вероятных действиях соперника (партнера), и на этой основе строить свои действия. Однако прогноз далеко не всегда бывает правильным. Рассмотрим это на примере выполнения пенальти в футболе. Вратарь при ловле мяча, пробитого игроком, совершает прыжок в противоположную от полета мяча сторону. В данном случае вратарь неправильно спрогнозировал действия футболиста, что явилось следствием ма-лопродуктивности его рефлексии и интуиции. Такое действие вратаря зафиксировано нами более чем в 50% случаев при наблюдении футбольных матчей.
Моделирование вероятного будущего вратарем, взаимодействующим с активным соперником, должно вклю-
чать рефлексивные процессы, которые обеспечили бы адекватное реагирование на действия соперника. Рефлексия - это не только знание и понимание своих действий в процессе игры, но и форма осознания субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается другими индивидами в данном случае, партнерами и соперниками по игре. В сложном процессе рефлексии даны как минимум шесть позиций, характеризующих взаимное отображение спортсменами наличной ситуации: 1) сам спортсмен, каков он есть в данной ситуации; 2) субъект, каким он видит себя; 3) субъект, каким он видится другими (партнерами и соперниками по игре); 4) соперник (партнер), каков он есть в данной ситуации; 5) соперник (партнер), каким он видит себя; 6) соперник (партнер), каким он видится другим. При таком понимании рефлексия представляется как процесс удвоенного взаимоотображения спортсменами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание, воображение особенностей поведения себя, партнеров, соперников. Именно на этом и должно строиться прогнозирование собственных действий.
При прогнозировании своих действий особая роль принадлежит предвидению действий противника, которое может осуществляться посредством рефлексии. Например, дзюдоист, предполагая, как будет атаковать противник, заранее готовит контратакующее действие. Тактика дзюдоиста, игровика - это беспрерывное упреждение событий, требующее подчас сложной мыслительной деятельности, протекающей в ограниченное время. Именно в данный момент проявляется рефлексия спортсмена. Поэтому когда принятие решения, связанное с предсказанием ситуации (экстраполяция), затягивается, предвидение играет отрицательную роль, приводит к большей ошибке и нерешительности. Проведенный корреляционный анализ позволил установить достоверную связь между интуитивностью и решительностью (г = 0,57; Р0 < 0 ,01) и между рефлексивностью и решительностью
(г = 0,62; Р0 < 0,01) в группе дзюдоистов высокой квалификации.
Вероятностное прогнозирование достаточно ярко проявляется в теннисе, бадминтоне. Так, теннисист, выполняя удар за ударом (2, 3, 4 удара и т. д.), посылает мяч на площадку противника в одно и то же место (например, в левый дальний угол). При этом теннисисты высокого класса не придерживаются одного и того же количества ударов, посылая мяч в одно и то же место, а постоянно меняя это количество, вводя в заблуждение соперника. В этом случае игрок затрудняется в прогнозировании действий соперника и своих действий. В результате затрудняется прием мяча и проигрывается очко. Такое явление наблюдается и в бадминтоне.
В структуре принятия решений [1; 2], в частности в спортивном поединке [7], вероятностное прогнозирование занимает первый этап - анализ ситуации и нахождение правильного решения. Весь этот процесс сопровождается активной интеллектуальной деятельностью в короткий промежуток времени. В этой связи вероятностное прогнозирование будет определяться уровнем интеллекта и его индивидуально-психологическими особенностями. Это нашло подтверждение в работе Е. Ю. Девяткиной [5], выполненной под нашим руководством. У баскетболисток суперлиги России выявлен высокий уровень интеллекта.
На результаты вероятностного прогнозирования оказывают влияние интеллект, интуиция, рефлексия, свойства нервных процессов (сила, подвижность, уравновешенность), действия соперника и партнера. Результаты вероятностного прогнозирования, в свою очередь, влияют на реакции антиципации и собственные действия (рис.).
В вероятностном прогнозировании велико значение интуиции, под которой понимается психический процесс обработки информации на неосознаваемом уровне, выражающийся в формировании интуитивного образа с последующей возможной его актуализацией в виде
Рис. Вероятностное прогнозирование в структуре экстремальной деятельности
знания, отношения, поведения [8]. Интуиция может носить и вероятностный характер, что означает для спортсмена как возможность получения обобщенного знания, адекватного для наличной ситуации, так и опасность иметь ошибочное знание в силу его вероятностного характера (вышеприведенный пример вратаря в футболе). Создание интуитивных образов в соревновательной деятельности и их практическое подтверждение укрепляют интуицию и повышают ее уровень в будущем.
Интуиция в спорте выполняет прогностическую функцию. Ее роль сводится к конструированию модели поведения спортсмена в экстремальных ситуациях, когда нет времени для логического решения ситуаций. Интуиция - это уникальный психологический механизм взаимодействия человека со средой и решения проблемных ситуаций. Систематическая опора спортсмена на интуитивные решения приводит к формированию личностного качества интуитивности. Под интуитивностью понимается свойство личности, проявляющееся в повышенной чувствительности к незначительным и неосознаваемым стимулам, поступающим из внешней среды, что позволяет человеку предвидеть ход развития события и принимать правильные решения в короткий промежуток времени [8].
У дзюдоистов выявлен средний уровень развития интуитивности. При опознании ситуации существенное значение имеет интуиция. Однако качество интуитивности в большей степени будет иметь значение у опытных дзюдоистов высокой квалификации. Вычисление коэффициентов корреляции между решительностью и интуитивностью показало следующее. У юных дзюдоистов г = 0,32; Р0 > 0,05; у высококвалифицированных дзюдоистов г = 0,57; Р0 < 0,05. Вычисление коэффициента Фи-
шера показало аналогичную картину: у юных дзюдоистов Брасп = 2,4; Бкр = 3,1 (влияние отсутствует); в группе высококвалифицированных дзюдоистов Брасп = 6,2; Бкр = 2,8. Это свидетельствует о достоверном влиянии качества интуитивности на результаты прогнозирования и принятие решения.
Для выявления особенностей проявления вероятностного прогнозирования в соревновательной деятельности спортсменов различных видов спорта нами был проведен опрос, в котором приняли участие 100 спортсменов различной квалификации - представителей различных видов спорта. Из всех опрошенных было выделено две группы по 50 человек в каждой: первая группа спортсменов - представители спортивных игр и единоборств; вторая группа - представители других видов спорта (гимнастики, плавания, легкой атлетики, лыжного спорта) (табл.).
Мы предполагали, что вероятностное прогнозирование имеет существенные отличия у спортсменов различных видов спорта. Обработка результатов опроса в некоторой степени не подтвердила наше предположение. Существенные различия между двумя группами спортсменов обнаружены только при изучении опоры спортсменов при вероятностном прогнозировании.
Спортсмены игровых видов спорта и единоборств при прогнозировании принимаемых решений в большей степени опираются на прошлый опыт, на подготовленность соперника. Спортсмены других видов спорта при прогнозировании принимаемых решений в большей степени опираются на свою подготовленность, на свою интуицию. Спортсмены этих видов спорта не вступают в противоборство с соперником, а соревнуются с самим собой, преодолевая утомление, сопротивление снаряда и т. п.
Таблица 1
Вероятностное прогнозирование спортсмена в соревновательной деятельности, %
№ п/п Особенности вероятностного прогнозирования в соревновательной деятельности Спортсмены различных специализаций (п = 50) Представители спортивных игр и единоборств (п = 50)
1 Прогнозирование вероятности достижения принятого решения: - да 76 80
- не всегда 24 20
- нет - -
2 Степень вероятности прогнозируемых решений в экстремальных ситуациях: - высокая (81-100%) 30 36
- средняя (61-80%) 70 64
- низкая (менее 60%) - -
3 Вероятностное прогнозирование опирается: - на прошлый опыт 64 80*
- на свою интуицию 52 44
- на характер наличной ситуации 32 28
- на свою подготовленность 88 56*
- на подготовленность соперника 16 24
4 Обучение спортсменов вероятностному прогнозированию в спорте: - постоянно 60 68
- редко 40 32
5 Значение вероятностного прогнозирования в соревновательной деятельности: - затрудняется с ответом 12 4
- необходимо для успешного выступления 88 96
Примечание. * - достоверность различий между группами, Р0 < 0,05. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2009, № 4(39)
В этой связи при вероятностном прогнозировании принимаемых решений они ориентируются на себя, прежде всего - на свою подготовленность (физическую, психологическую, тактическую, техническую). Данное положение объясняется спецификой соревновательной деятельности в различных видах спорта.
Большая часть спортсменов (около 80%) при принятии решения в соревновательной деятельности прогнозируют вероятность успешного их исполнения. При этом степень вероятности прогнозируемых действий невысока, в среднем составляет 60-80%. Обучение спортсменов вероятностному прогнозированию собственных действий и действий соперника осуществляется постоянно: у представителей спортивных игр и единоборств в 68% случаев; у представителей других видов спорта в 60% случаев. Почти все опрошенные указали на необходимость вероятностного прогнозирования в соревновательной деятельности и обучения ему для успешного выступления.
В заключение следует сделать вывод, что вероятностное прогнозирование выступает как обязательный мыслительный компонент соревновательной деятельности спортсмена, обеспечивающий адекватное реагирование спортсмена на действия соперника и успешное выступление. На вероятностное прогнозирование влияет комплекс факторов (объективных и субъективных). В большей степени вероятностное прогнозирование проявляется в спортивных играх и единоборствах, где спортсмен вступает непосредственно в контакт с соперником. Сложность вероятностного прогнозирования действий соперника и планирования на этой основе собственных действий обусловлена обманными действиями соперника и вариативностью его тактики в спортивном поединке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П. К. Проблемы принятия решения в психологии и физиологии // Вопросы психологии. 1974. № 4.
2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
3. Анисимов В. И. Прогнозирование действий противника как фактор управления соревновательным поединком дзюдоистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 1988.
4. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. М., 1977.
5. Девяткина Е. Ю. Комплектование игрового состава команды баскетболисток на основе совместимости и срабаты-ваемости игроков: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005.
6. Ломов Б. Ф., Е. Н. Сурков Антиципация в структуре деятельности. М., 1982.
7. Мартыненко А. Н. Развитие решительности у борцов-самбистов на этапе начальной спортивной специализации: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2003.
8. Науменко Е. А. Ориентиры интуитивности. Тюмень, 2000.
9. Родионов А. В. Спортсмен прогнозирует решение. М., 1982.
10. СурковЕ. Н. Антиципация в спорте. М., 1982.
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
А. П. Шумилин, С. Н. Горбачев
Статья посвящена анализу процесса принятия решений в ситуациях экстремального характера при ограниченном времени на восприятие ситуации, выбор решения, его принятие и выполнение.
Ключевые слова: анализ, принятие решений, решительность, психические процессы, качества, деятельность.
Экстремальные ситуации являются сопутствующими во многих видах человеческой деятельности: оперативно-розыскной, спортивной, туристской и др. Характерной особенностью таких ситуаций является их быстротечность и невозможность повторения для выполнения адекватных действий. В этой связи к человеку, оказавшемуся в подобных ситуациях, предъявляются высокие требования, в частности, к его психофизиологическим качествам. Для выявления качеств, обусловливающих принятие решений в экстремальных ситуациях, проведем процессуальный анализ принятия решения в свете теории функциональных систем П. К. Анохина [1]. В качестве модельной деятельности выбрана соревновательная деятельность спортсмена-дзюдоиста.
Анализ научно-методической литературы показал, что развитие некоторых психических процессов (реакции, оперативного мышления, распределения и переключения внимания, воображения и др.) позволяет обучить человека действовать решительно в ситуациях быстротечного характера. При изучении проявлений психических функций у спортсменов-самбистов [3] выявлены некоторые психические функции, обеспечивающие решительность. Однако, на наш взгляд, в анализируемой работе недостаточно полно представлен комплекс качеств, обусловливающих процесс принятия решений в спортивном поединке дзюдоистов.
Определение содержания процесса принятия решения в спортивном поединке и выявление ведущих для данного процесса психических процессов и качеств позволит определить подход к совершенствованию соревновательной деятельности дзюдоистов на основе развития профессионально важных качеств, обусловливающих принятие решений в спортивном поединке.
Мы предполагаем, что проведение анализа процесса принятия решений с рассмотрением последовательности проявления обеспечивающих психических функций позволит изучить содержание процесса принятия решения и определить состав профессионально важных качеств, обусловливающих принятие решений в спортивном поединке в борьбе дзюдо.
Для выявления профессионально важных качеств, обусловливающих процесс принятия решений в ситуациях экстремального характера, было проведено исследование, в котором выявлялся уровень развития ряда качеств (табл. 1). Экспериментальная часть исследования велась в двух группах дзюдоистов, различающихся возрастом и квалификацией. Первую группу составили 30 дзюдоистов юношеских разрядов, вторую - 15 дзюдоистов высокой квалификации (кандидаты в мастера спорта и мастера спорта).