Заключение
Повышение качества обучения и формирование боевой слаженности коллектива учебного взвода в процессе занятия по основам топографической подготовки целесообразно организовывать в два этапа.
Первый этап - использование соревновательного метода при обучении малых учебных коллективов (58 курсантов) определению азимутов местных предметов, расположенных на открытой местности, в пределах видимости, на малых дальностях (40-60 пар шагов), движение к местным предметам по азимуту с определением расстояний (парами шагов) до предмета, определение обратного азимута. Малое расстояние до местных предметов и большое их количество позволяет повысить плотность занятия и за короткое время обучить практически каждого курсанта определению азимута местного предмета и подсчету пар шагов до него.
Для контроля обученности курсантов используется специальный бланк (табл.).
Второй этап - использование соревновательного метода при обучении движению по маршруту отделений учебного взвода, обозначенному местными предметами, в условиях видимости этих местных предметов, с измерением азимутов и определением расстояний (подсчет пар шагов). Учебный взвод необходимо разделить на две равные части по количеству курсантов.
Для контроля обученности курсантов используется специальная схема (рис. 4).
ПРОБЛЕМА РЕФЛЕКСИИ В ИГРОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ И ПРОТИВОБОРСТВЕ С СОПЕРНИКОМ
Г. Д. Бабушкин, Р. Э. Салахов
Важнейшим процессом во взаимодействии с партнерами и борьбе с соперником выступает рефлексия. Рефлексия - это отражение в своем сознании себя и других людей с целью организации эффективного взаимодействия с партнерами и поведения в противоборстве с противником. Выявлена взаимосвязь рефлексивности с некоторыми способностями.
Ключевые слова: рефлексия, взаимодействие, противоборство, поведение, интуиция.
Понятие «рефлексия» раскрывается через несколько определений. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Это понятие возникло в философии и означало процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании. Согласно Декарту рефлексия понималась как способность индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от внешнего. Дальнейшее понимание рефлексии сводится к форме осознания субъектом того, как он воспринимается и оценивается другими людьми. В современной философии рефлексия определяется как форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих действий и их законов [1]. Кроме того, рефлексия выступает как средство исследования самой познавательной деятельности человека.
В психологии [2; 3] рефлексия понимается как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний и как способность человека быть в отношении к собственному сознанию, мышлению, условиям и способам осуществления жизнедеятельности. Проблема рефлексии - это проблема определения своего способа жизни [4]. Рефлексия обеспечивает выход из создавшейся ситуации. Она представляется как особая, высшая форма деятельности - деятельность над деятельностью.
В педагогике Г. П. Щедровицкий представил два варианта осуществления рефлексии: в первом варианте сравниваются две деятельности, одна из которых является образцом для анализируемого вида деятельности; во втором варианте деятельность осуществляется впервые, образца нет [5]. Этот вариант рефлексии характерен для соревновательной деятельности в спорте. Результатом рефлексии является план предстоящей деятельности. Рефлексия позволяет не только познать фактический мир, но и конструировать новую реальность, опираясь на схемы деятельности, выявленные в рефлексии. Рефлексия рассматривается как процесс и механизм развития деятельности, а также развития самой личности.
В. А. Лефевр рассматривает рефлексию в контексте конфликта [6]. В его понимании рефлексия - это способность встать в позицию «наблюдателя», «контролера» по отношению к другому персонажу, его мыслям, его действиям. Такое понимание наиболее полно отражает сущность игрового взаимодействия в таком виде спорта, как баскетбол.
Человек в рефлексивной позиции должен понять, проанализировать, осмыслить возникновение препятствия, проблему, противоречие и выбрать пути, способы ее разрешения: например противоречие между сложившимися у спортсмена способами и средствами решения соревновательных ситуаций и необходимостью их модификации для решения нестандартных ситуаций [7]. Исследователь рефлексии и мышления О. С. Анисимов считает, что рефлексия возникает и реализуется в любой практической деятельности, в которой возникают затруднения [8].
Анализируя понятия рефлексии, отметим следующее. Рефлексия как деятельность имеет большое значение в развитии личности и деятельности, так как: 1) рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о содержании, способах и средствах своей деятельности; 2) позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности; 3) делает человека субъектом своей деятельности. Рефлексия обеспечивает преодоление ограничений собственного действия на основе анализа общей схемы деятельности партнеров, соперников. На этой основе преодолевается возникшее противоречие.
Рефлексия понимается как двусторонний процесс, включающий: знание и понимание субъектом самого себя и выяснение того, как другие знают и понимают рефлексирующего, его размышления, состояние, действия [9-11; и др.]. В случае, когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности в спорте, развивается особая форма рефлексии -предметно-рефлексивные отношения. В последнее вре-
мя проблема рефлексии становится актуальной во многих видах деятельности (учебной, спортивной, трудовой), в связи с этим ведутся соответствующие разработки [1214; и др.].
В совместной деятельности, протекающей в ограниченное время (спортивные игры, единоборства), трудно понять состояние другого человека, его переживания, ход мыслей. В этих ситуациях существенное значение для организации взаимодействия, распознавания действий партнера и соперника имеет рефлексивное мышление «за себя и за других».
Рефлексия - это не просто знание и понимание своих действий в процессе игры, но и форма осознания субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается другими индивидами, в данном случае - партнерами и соперниками по игре.
Рефлексивное мышление в данных ситуациях включает следующие позиции: 1) сам спортсмен, каков он есть в данной ситуации; 2) субъект, каким он видит себя; 3) субъект, каким он видится другим (партнерами и соперниками по игре); 4) те же три позиции, но со стороны других субъектов ситуации (партнеров, соперников по игре). При таком понимании рефлексия представляется как процесс удвоенного взаимоотображения спортсменами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание, воображение особенностей поведения себя, партнеров, соперников.
Целью настоящего исследования было изучить проявление рефлексивности у спортсменов и ее взаимосвязь с другими индивидуально-психологическими особенностями (интуитивность, тактическое мышление, оперативная память, интеллект). Для исследования рефлексивности применялась разработанная нами методика [15]. Для остальных характеристик личности использовались принятые в психологии методики.
Результаты исследования. Для изучения сформи-рованности рефлексивности у спортсменов был проведен опрос спортсменов игровых видов спорта различной квалификации - от второго разряда до мастеров спорта. Всего было опрошено 96 спортсменов, из них: 12 хоккеистов, 12 футболистов, 12 баскетболистов (команда взрослых баскетболистов г. Омска БК-17- кандидаты в мастера спорта), 60 баскетболистов - учащихся ДЮСШ.
Наиболее высокие показатели рефлексивности были выявлены в группах хоккея (84 балла), футбола (82 балла), в группе взрослых баскетболистов (78 баллов). При опросе юных баскетболистов получены следующие результаты: в группе начальной подготовки выявлен низкий уровень рефлексивности - 69,5 балла; в учебно-тренировочной группе - 81; в группе спортивного совершенствования - 85 баллов. Выявлена тенденция повышения уровня рефлексивности в процессе обучения баскетболу. Однако этот уровень недостаточно высок, его можно отнести к среднему уровню.
Из всех опрошенных была выделена группа спортсменов высокой квалификации (кандидаты в мастера спорта и мастера спорта). Результаты изучения рефлексивности свидетельствуют о высоком уровне ее сфор-мированности у спортсменов этой группы. Однако у
некоторых спортсменов выявлен средний уровень сфор-мированности. По-видимому, длительные занятия спортом способствуют формированию рефлексивности и ее реализации в соревновательной деятельности, однако без специальной тренировки она не достигает высокого уровня развития.
Исследование психомоторных способностей и их взаимосвязи у представителей игровых видов спорта имеет важное значение в силу следующих обстоятельств. Психомоторные способности (оперативное мышление, интуиция, рефлексивность и др.) определяют характер и успешность игрового взаимодействия спортсменов-партнеров, а также эффективность в спортивном противоборстве с противником [16-18; и др.]. Своевременное их диагностирование и развитие у спортсменов создает возможности совершенствования тактической подготовки спортсменов-игровиков.
Предполагалось, что характер и сила взаимосвязи психомоторных способностей существенным образом изменяется по мере повышения спортивного мастерства баскетболистов.
В исследовании приняли участие 36 спортсменов -баскетболистов различной квалификации, разделенных на три группы. Первая группа (12 человек) - учащиеся ДЮСШ первого года обучения; вторая группа (12 человек) - учащиеся ДЮСШ третьего года обучения, имеющие второй юношеский разряд; третья группа (12 человек) - спортсмены высокой квалификации (первый разряд, кандидат в мастера спорта, мастер спорта). В исследовании определялся уровень развития ряда психомоторных способностей: рефлексии, интуитивности, переключения и распределения внимания, оперативной и кратковременной памяти, оперативного мышления; интеллектуальных способностей. Использовались следующие методики для диагностики психомоторных способностей: рефлексивность - методика Г. Д. Бабушкина; интуитивность - методика Е. А. Науменко; оперативное мышление - методика Е. Ю. Девяткиной; распределение и переключение внимания; кратковременная и оперативная память; интеллектуальные способности по методике Г. Айзенка [19-24].
Вычисление коэффициентов ранговой корреляции между психомоторными способностями баскетболистов различной квалификации позволило установить следующее.
В группе начальной подготовки не выявлено значимых коэффициентов корреляции. Более того, из 28 коэффициентов 15 имеют отрицательное значение. Это позволяет говорить о том, что психомоторные способности выступают обособленными свойствами, независимыми друг от друга. Данное явление можно объяснить низким уровнем развития свойств и низкой спортивной квалификацией баскетболистов.
В группе баскетболистов третьего года обучения также не выявлено значимых коэффициентов корреляции. Из 28 коэффициентов 10 имеют отрицательное значение. Положительные значения коэффициентов корреляции значительно выше по сравнению с первой группой. Обнаружена слабая связь: рефлексивности - с тактическим мышлением (г = 0,47), интуи-
тивностью (г = 0,36), интеллектом (г = 0,51); интеллекта -с переключением внимания (г =0,40); тактического мышления - с оперативной (г = 0,28) и кратковременной памятью (г = 0,32).
Характер взаимосвязи психомоторных способностей в группе спортивного совершенствования существенно отличается от характера взаимосвязи психомоторных способностей спортсменов первой и второй групп. Выявлено шесть значимых (Р < 0,05) коэффициентов корреляции, свидетельствующих о наличии сильной взаимосвязи некоторых психомоторных способностей. Рефлексивная способность связана с тактическим мышлением, интеллектом, оперативной памятью и интуицией.
Проведенный анализ позволяет прийти к следующим выводам. Рефлексивность как профессионально важное в игровых видах спорта качество составляет сущность отображения тактики противника, своих действий и партнеров по игре и имеет индивидуальные проявления. Формируется оно, как правило, спонтанно, без специальной тренировки. Степень ее проявления и реализации зависит от спортивной квалификации и опыта спортсмена. С повышением спортивной квалификации повышается рефлексия у спортсменов, однако она не достигает высокого уровня в своем развитии и проявлениях.
Характер взаимосвязи рефлексивности и психомоторных способностей у спортсменов определяется уровнем спортивной квалификации. С повышением квалификации увеличиваются количество и сила корреляционных связей между психомоторными способностями. Наиболее высокие показатели взаимосвязи обнаружены между рефлексивностью, интуитивностью, тактическим мышлением.
1. Розин В. М. Понятие рефлексии в философии и современной методологии // Рефлексивное управление. М., 2000. С. 54-56.
2. Девяткина Е. Ю. Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической совместимости и срабатываемости : дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. 130 с.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. 540 с.
4. Там же.
5. Щедровицкий Г П. Система педагогических исследований // Педагогика и логика: сб. науч. тр. М., 1997. С. 16-20.
6. Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. 3-е изд. М., 2000. 136 с.
7. Розин В. М. Указ. соч.
8. Анисимов О. С. Методология: функции, сущность, становление. М., 1996. 380 с.
9. Голованова Е. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989. 187 с.
10. ДемиденкоМ. В. Психология рефлексии. Самара, 2004. 112 с.
11. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. 214 с.
12. Епимахина Ю. В. Тренинг развития личностной рефлексии // Психология в вузе. 2007. № 4. С. 104-125.
13. Сивицкий В. Г. Имитационные рефлексивные игры для тактической подготовки // Рудиковские чтения : мат-лы меж-дунар. науч. конф. психологов физической культуры и спорта. М., 2009. С. 363-365.
14. ТырсиковД. В. Методика развития интеллектуальной рефлексии у школьников. Ставрополь, 1989. 125 с.
15. Бабушкин Г. Д., СалаховР. Э. Проявление рефлексии в спортивно-игровом противоборстве // Актуальные вопросы развития детского и юношеского футбола : мат-лы 3-й межрегиональной науч.-практ. конф. Омск, 2008. С. 99-104.
16. Непопалов В. Н. Психологическая модель процесса принятия решения в игровых видах спорта // Рудиковские чтения : мат-лы междунар. науч. конф. психологов физической культуры и спорта. М., 2009. С. 356-360.
17. Родионов А. В., Топышев О. П., Усков В. А. Механизмы решения оперативно-тактических задач в игровых видах спорта // Теория и практика физической культуры. 2002. № 6.
С. 31-34.
18. Сурков Е. Н. Антиципация в спорте. М., 1982. 112 с.
19. Рубинштейн С. Л. Указ. соч.
20. Науменко Е. А. Ориентиры интуитивности. Тюмень, 2000. 184 с.
21. Девяткина Е. Ю. Указ. соч.
22. Научно-исследовательская работа студентов / под ред. Г. Д. Бабушкина. Омск, 2005. 372 с.
23. Там же.
24. Большая книга тестов / сост. С. А. Касьянов. М., 2000. 510 с.
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
А. Ф. Кузнецов
В статье рассматривается сущность мотивации деятельности человека, изучаются особенности мотивации учебной деятельности по физической подготовке курсантов, представляются практические рекомендации по совершенствованию методики преподавания физической подготовки в вузах МВД России.
Ключевые слова: учебная мотивация, мотив, физическая подготовка, курсанты образовательных учреждений МВД России, профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел.
Повышение мотивации к учению представляет собой одну из фундаментальных задач педагогики и психологии высшей школы. Мотив стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, он определяет смысл того, что делает человек, ради чего осуществляется деятельность. Мотивация составляет основу поведения человека, источник активности и одновременно систему побудителей деятельности [1]. В практическом плане решение вопросов формирования мотивации позволяет создать научную основу для выявления наиболее эффективных форм воспитательного воздействия на личность [2].
Мотивация изучалась многими учеными (Б. Г. Ананьев, М. Аргайл, В. Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, С. Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, П. Фресс, В. Э. Чудновский, П. М. Якобсон и др.). Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.