Научная статья на тему 'Особенности восприятия эмоциональных состояний в процессе досмотра авиапассажиров'

Особенности восприятия эмоциональных состояний в процессе досмотра авиапассажиров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1627
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоции / поведение / досмотр пассажиров / БЕЗОПАСНОСТЬ / запрещенный предмет / профессиональная компетентность / Emotions / Behavior / examination of passengers / safety / forbidden object / Professional competence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подосинов Владимир Николаевич

В статье рассматривается проблема качественного распознавания эмоциональных состояний пассажиров в процессе прохождения предполетного досмотра, в условиях естественного эксперимента. Выделены поведенческие критерии распознавания эмоций, сопровождающих попытку обмана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Подосинов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of qualitative recognition of the emotional states of passengers in the course of preflight check, under the conditions of a natural experiment. The author points out the behavioral criteria of recognizing emotions accompanying an attempt to lie

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия эмоциональных состояний в процессе досмотра авиапассажиров»

Психологические аспекты напряженности и конфликтологии

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ПРОЦЕССЕ ДОСМОТРА АВИАПАССАЖИРОВ

В. Н. Подосннов

В статье рассматривается проблема качественного распознавания эмоциональных состояний пассажиров в процессе прохождения предполетного досмотра, в условиях естественного эксперимента. Выделены поведенческие критерии распознавания эмоций, сопровождающих попытку обмана.

Ключевые слова: эмоции, поведение, досмотр пассажиров, безопасность, запрещенный предмет, профессиональная компетентность.

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры. Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Важную роль в социально-экономическом развитии страны играют безопасность и экологичность транспортной системы. Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны и специальных служб и, соответственно, условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков [3].

Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации определяется состоянием авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска. Научное сопровождение безопасности полетов является необходимым условием для выбора перспективных направлений и повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасности полетов

гражданской авиации. Это направление предполагает мобилизацию научного потенциала на всестороннее изучение и решение проблем обеспечения безопасности полетов и влияния на них человеческого фактора, надежности авиационной техники и внешней среды, а также на инициирование инновационных проектов, касающихся человеческого фактора и авиационных технологий.

До 1973 г. в СССР не занимались выявлением у авиапассажиров запрещенных предметов, в 1973 г. в СССР была создана Служба авиационной безопасности. Поводом для этого послужила авиакатастрофа самолета Ту-104, рейс Москва-Чита, произошедшая в мае 1973 г. под Читой. В руках угонщика, потребовавшего от экипажа лететь в Китай, сработало самодельное взрывное устройство, погибли 81 человек. Постепенно в сферу деятельности новой службы вошли: досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, грузов, почты, комплектов бортового питания, всего того, что перевозится по воздуху, самих самолетов и персонала авиапредприятия, контроль периметра аэропорта и его территории, контроль за документами пассажиров. В 1995 г. Минтранс РФ издал совместно с Негосударственным образовательным учреждением «АБИНТЕХ» (г. Москва) методическую разработку «Технология выборочного контроля авиапассажиров», где впервые даны практические советы по селекции пассажиропотока.

В современной России с ростом причин и условий возможных противоправных действий на объектах воздушного транспорта перед службой авиационной безопасности и сотрудниками ЛОВД при аэропортах, участвующих в досмотре авиапассажиров, поставлена новая задача на упреждение, т. е. выявление в процессе досмотра потенциально опасного пассажира. В системе мер обеспечения безопасности полетов работа по выявлению в пассажиропотоке потенциально опасного человека, имеющего противоправные мотивационные установки, является приоритетной. Иными словами, специально обученные специалисты службы авиационной безопасности совместно с работниками ЛОВД осуществляют селекцию пассажиропотока в аэропорту. Мониторинг психоэмоционального состояния пассажиропотока является весьма непростой работой и требует комплексного подхода.

Наша статья посвящена проблеме качественного распознавания (исходя из цели безопасного полета самолета и авиапассажиров) эмоциональных состояний авиапассажиров в процессе досмотра. Важность данной проблемы обусловлена особой ролью лиц (пассажир,

инспектор, сотрудник ЛОВД), включенных в процесс непосредственного общения и образующих основной канал передачи вербально-невербальной информации. Особенности передачи информации могут быть обусловлены как личностными характеристиками человека, так и переживаемыми эмоциями. Для эффективного изучения эмоциональных проявлений авиапассажиров требуется знание общей и специальной психологии. Конфликтология и психология толпы, психология труда и основы психотерапии - далеко не весь перечень соприкосновения нашей проблемы с ведущими научными направлениями.

Обращение к исследованиям проблемы эмоций в историческом плане обнаруживает широкий диапазон различных подходов и взглядов ученых. Уже в работах древних философов мы находим попытки выяснить природу человеческих переживаний, определить их роль и место в человеческой жизнедеятельности. Демокрит и Платон уделяли большое внимание вопросу о значении чувств в регуляции деятельности, Аристотель разрабатывал теорию аффекта, способов его предупреждения и борьбы с ним. Одним из первых научное исследование эмоций и способов их выражения провел Ч. Дарвин, который связал эмоции человека с соответствующими аффектами и инстинктивными реакциями, наблюдаемыми в животном мире, показал их практическую роль в процессе адаптации.

Исследования восприятия экспрессий лица имеют длительную историю, связанную с работами Ч. Дарвина, В. Вундта, Т. Пидерита. В ХХ в. начались экспериментальные исследования восприятия эмоций по мимике. Их результатом стало, с одной стороны, установление мимических паттернов базовых эмоций, успешно распознаваемых независимо от расовых, национальных, половых и других особенностей воспринимающего (П. Экман, К. Изард), с другой - ряд реконструкций пространства экспрессий лица (Р. Вудвортс и Г. Шлосберг, Р. Платчик). Это породило полярные точки зрения на механизм восприятия экспрессий лица: представления о дискретном (категориальном) и непрерывном характере восприятия [2].

В настоящее время специальных работ, содержащих результаты изучения эмоций авиапассажиров при прохождении досмотра и их классификацию по признакам опасности, нет. До 2005 г. Минтрансом России в нормативных документах ставилась задача досмотра авиапассажиров, его багажа и ручной клади без цели выявления в пассажиропотоке потенциально опасного (опасного) пассажира. После серии терактов на воздушном транспорте Минтранс издает Приказ от 28 ноября 2005 г. № 142, в котором указывается на необходимость применения при проведении предполетного досмотра психологического тестирования (опроса) пассажиров. В Правилах о проведении предполетного и послеполетного досмотра, введенных Приказом от 25 июля 2007 г. № 104 предлагается для выявления потенциально опасных пассажиров проводить психологический опрос (профай-линг). Была поставлена сложная практическая задача -выявление потенциально опасного пассажира с противоправными установками (мотивацией), реализация ко-

торых на борту самолета будет признана как захват, угон, т. е. совершится террористический акт. Анализ деятельности службы досмотра авиапассажиров (инспектор досмотра № 1, проверяющий документы и паспорт) показал, что существует проблема обученности специалиста распознаванию эмоционального состояния и ведению психологического опроса.

Основная цель данной статьи - обозначить проблему качественного распознавания эмоциональных реакций пассажиров в процессе прохождения предполетного досмотра, в ситуации ответа на вопрос о наличии у него запрещенных к перевозке предметов.

Нами было организовано исследование, где изучались эмоциональные реакции авиапассажиров в ответ на вопрос о наличии у него запрещенных предметов. Ряду пассажиров («подставных лиц») заранее, по их согласию, давался использованный патрон ПМ для проноса в стерильную зону в процессе процедуры досмотра. Пассажиры, проносящие запрещенный предмет, тестировались тестом М. Люшера (8 цветов) до и после прохождения досмотра. Набран практический видеоматериал эмоциональных реакций авиапассажиров. В процессе изучения пассажиропотока в зонах аэровокзального комплекса (зона ожидания, регистрации билета) выбирался пассажир по определенным признакам (поведенческие, психоэмоциональные, национальные ориентировки базы данных), с которым проводились беседа или тестирование. Пассажир сам определял место сокрытия запрещенного предмета и проносил его через досмотр. Каждый этап сопровождался видеосъемкой.

После прохождения всех этапов досмотра с пассажиром проводилась беседа о мотивах его согласия на участие в эксперименте, об ощущениях и переживаниях на каждом этапе досмотра, а также повторная диагностика ощущений посредством теста М. Люшера. На наш взгляд, все пассажиры, находясь у стойки досмотра № 1, проявляли внешние признаки тревожности (поведенческие: расторможенность, чрезмерные движения; вегетативные: обильное потоотделение на лобной части головы, сухость губ и их облизывание; у некоторых - активизация глотательного рефлекса). Данное заключение можно сделать на основе сравнения поведения этого пассажира до и после получения задания о проносе запрещенного предмета.

Первый, кто из специалистов авиационной безопасности встречается с пассажиром, это инспектор № 1 по досмотру, осуществляющий проверку билета и документов, удостоверяющих личность пассажира. Отдельно взятая личность, пассажир, являясь представителем толпы (пассажиропотока), наглядно демонстрирует весь комплекс эмоциональных реакций. Основной задачей инспектора на этом участке является идентификация пассажира по его документам и билету и фиксация его эмоциональных реакций в ответ на вопрос о запрещенных предметах. Умение опознать ложь в ответах является делом техники, опыта и наблюдательности. «Обнаружить ложь не так-то просто. Одна из проблем - это обвал информации. Слишком много информации приходится рассматривать сразу. Слишком много ее источников -слова, паузы, звучание голоса, выражение лица, движе-

ния головы, жесты, поза, дыхание, испарина, румянец или бледность и так далее. Существует и еще одна, более важная причина того, что по мимике легче заметить обман, чем по словам. Лицо непосредственно связано с областями мозга, отвечающими за эмоции, а слова - нет. Когда что-то вызывает эмоцию, мышцы лица срабатывают непроизвольно. Люди могут научиться воздействовать на эти выражения и более или менее успешно скрывать их. Голос, как и лицо, связан с областями мозга, отвечающими за эмоции. Очень трудно скрыть некоторые изменения в голосе, вызванные возникновением эмоции. Эмоциональные изменения голоса скрыть нелегко. При внезапном возникновении эмоций звук голоса может также выдавать ложь, направленную на сокрытие эмоционального состояния», - пишет П. Экман [4, с. 59].

По результатам цветового теста М. Люшера предварительно можно сделать определенные выводы о работоспособности, умении концентрироваться, стрессе, вегетативном и личностном балансе. Согласно нашим данным в состоянии у большинства испытуемых после «ситуации обмана» наблюдали: ухудшение работоспособности - у 72,41%, концентрации - у 41,37, личностного баланса - у 37,93%; стресс испытали всего 27,58%; изменение вегетативного баланса отмечено у 31,03%. Почти 68,96% человек не проявляли признаков тревожности, потому что у многих доминировали мотивы «участие» и «новизна ощущений». В собеседовании после эксперимента многие высказывали мысль о новых для них (экстремальных) ощущениях. В процессе подготовки материала были записаны на видео 2750 роликов, демонстрирующих поведение испытуемых, проходящих досмотр.

При опросе инспекторов по досмотру № 1, которые осуществляют проверку проездных и личных документов пассажиров (паспорт), ставилась задача определить особенности воспринимаемого объекта (пассажира) инспектором. Все инспектора (100%) не склонны верить в то, что среди пассажиров, пришедших на досмотр, могут оказаться лица, готовые совершить противоправные действия, в том числе и террористического характера. Существенно, что большинство инспекторов, задавая вопрос о запрещенном предмете, сомневаются в возможности определения эмоционального состояния по содержанию ответа, характеристикам голоса (скорость, тембр, напевность) и правдоподобности ответа. Только ярко выраженные эмоциональные состояния (гнев, страх, печаль, утрата и т. д.) воспринимаются инспектором в контексте общечеловеческих норм. Для инспекторов характерно то, что они склонны воспринимать авиапассажиров в контексте межчеловеческих, а не функциональных отношений. Ярко выраженные эмоциональные состояния не связываются инспектором с возможностью противоправного замысла пассажиров, что подтверждается нежеланием инспектора задавать вопрос таким пассажирам, мотивируя: «Ну, у него и так все на лице написано».

Инспектор по досмотру пассажиров № 1 и пассажир при непосредственном контакте вступают во взаимодействие и общение. От того, как люди воспринима-

ют и интерпретируют облик и поведение, оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности. У инспектора стоит задача не пропустить опасного пассажира, а у потенциально опасного пассажира (террориста) - пройти через систему досмотра пассажиров и оказаться на борту воздушного судна.

Особенности, образующие внешний облик и поведение человека, многообразны, и все они для других людей могут выступать носителями определенной информации и играть роль сигналов. По одним признакам, входящим во внешний облик человека, люди судят о его расовой и национальной принадлежности, по другим - о поле и возрасте, по третьим - о социальной принадлежности и уровне культурного развития. Во внешнем облике и поведении каждого человека имеются признаки, наблюдая которые, люди выводят заключение о характерологических особенностях другого человека, его способностях, испытываемом им состоянии. Наконец, по определенным признакам мы судим, чем занят человек, как он делает свое дело сейчас, и т. д. Совокупность мимических и пантомимических особенностей, соответствующих состояниям грусти, гнева, радости, страха и прочим, является сигналами этих состояний. Каждый из таких сигналов, имеющих как осведомительное, так и регулятивное значение для отразившего их человека, обладает сложной структурой. Важнейшим элементом в физическом облике человека является лицо. Как ни режет слух фраза: «лицо - важнейший инструмент общения», однако факт остается фактом - большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров и больше всего - на глазах, которые оказываются видимым центром человека для воспринимающего субъекта [1, с. 27].

Практическая значимость проводимого исследования для сотрудников ЛОВД, участвующих в досмотре, обозначилась в потребности распознавать скрытые противоправные установки, эмоциональные реакции (состояния), которые проявляются в общении работника милиции и пассажира. Пассажир, который скрывает наличие у него запрещенного предмета, наглядно демонстрирует признаки тревожности по данному поводу. В тестовой беседе, которую проводит психолог службы авиационной безопасности (САБ), может и должен принять участие работник ЛОВД аэропорта, который в силу своей компетентности примет правильные решения.

Предварительно можно сделать определенные выводы о некоторых аспектах данного эксперимента:

- при сокрытии запрещенного предмета имеют место видимые изменения у пассажиров, проявляющиеся в содержании ответов, в кожных и двигательных реакциях, не адекватных ситуации;

- при принятии решения о проносе запрещенного предмета у 3 0% человек присутствовал мотив «новизны ощущений», у 50% их мотив «помощи спецслужбе», у 20% их - мотив исполнительности «раз надо, так надо»;

- все пассажиры, согласившиеся принять участие в эксперименте, боялись провокации со стороны работника аэропорта (или потенциально опасного лица), они

требовали подтверждения принадлежности к службе безопасности аэропорта;

- все пассажиры сами выбирали место сокрытия запрещенного предмета и не спрашивали, где им его спрятать;

- признаки тревожности, проявляемые пассажирами, у которых был запрещенный предмет, остались незамеченными инспекторами по досмотру № 1;

- у всех пассажиров запрещенный предмет был обнаружен на последующих этапах процесса досмотра.

Подводя краткий итог анализа проблемы совершенствования системы авиационной безопасности, необходимо отметить, что изучение пассажиропотока и его основного субъекта - пассажира позволит качественно селектировать пассажиропоток и пресечь возможные акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодалев А. Восприятие и понимание человека человеком М., 1982.

2. Жегалло А. В. Идентификация эмоциональных состояний лица в микроинтервалах времени: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.

3. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Экман П. Психология лжи. СПб., 2003.

ВЕРОЯТНОСТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Г. Д. Бабушкин

В статье рассматривается вероятностное прогнозирование человека в экстремальных ситуациях. Представлено место прогнозирования в структуре деятельности. Показано влияние психологических особенностей на прогнозирование. Приведены результаты исследования прогнозирования в соревновательной деятельности спортсмена.

Ключевые слова: прогнозирование, экстремальная деятельность, факторы, личностные особенности, рефлексия, интуиция.

Вероятностное прогнозирование - предвосхищение будущего, основанное на прошлом опыте человека и характере наличествующей ситуации. Опыт поведения человека в прошлом и результаты восприятия ситуации служат основанием для построения гипотез предстоящего будущего, которые имеют определенную вероятность. Рядом исследователей [1; 4; 6; 9; 10; и др.] разработана концепция вероятностного прогнозирования, включающая следующие основные положения:

1. Вероятностное прогнозирование дальнейшего хода неподвластных субъекту событий - своего рода наблюдение со стороны.

2. Вероятностное прогнозирование дальнейшего развития внешних событий, на ход которых субъект может влиять. Прогнозирование охватывает не только внешние события, но и прогнозирование результатов собственных действий.

3. При выборе собственных действий субъект учитывает вероятность достижения планируемого результата.

4. Окружающая субъекта ситуация может включать партнеров, соперников. В этой связи субъект прогнозирует не только свои действия, но и действия партнеров и соперников.

5. Построение плана собственных действий должно учитывать вероятность и значимость прогнозируемых результатов, а также величину своих затрат для реализации действий.

Данная концепция может служить исходным методологическим материалом для конструирования и организации исследований в различных сферах человеческой деятельности, где сочетаются экстремальность и человеческий фактор.

Вероятностное прогнозирование событий, действий (своих, партнеров, соперника) является неотъемлемым моментом многих видов деятельности. Но особенно ярко оно проявляется и имеет существенное значение в видах деятельности, носящих экстремальный характер. В экстремальной деятельности вероятностное прогнозирование выступает ведущим фактором, обеспечивающим успешное выполнение деятельности, так как для нахождения более верного решения ситуация не повторяется [3; 6; 9; 10].

К видам деятельности человека, характеризующейся экстремальностью, относятся оперативно-розыскная, спортивная (единоборства и игры) и другие виды деятельности, в которых построение гипотез поведения, принятие решения и его исполнение определяется секундами, а то и долями секунды. Далее мы рассмотрим вероятностное прогнозирование на примере спортивной деятельности (единоборств, спортивных игр), в которых оно, по нашему мнению, занимает ведущее место в обеспечении результативности соревновательной деятельности спортсмена.

В спортивной деятельности концепция вероятностного прогнозирования нашла свое отражение и разрешение в трудах А. В. Родионова, Е. Н. Суркова [9; 10]. Однако с получением научных данных в области интуиции, рефлексии, новых психодиагностических методик обозначаются неразработанные вопросы, требующие их решения с целью повышения эффективности выполняемой человеком деятельности в экстремальных условиях.

Рассматривая окружающую спортсмена (игровика) ситуацию, необходимо сказать, что данная ситуация включает такие активные элементы, как партнеры и соперники. Прогноз должен включать в себя построение гипотез о наиболее вероятных действиях соперника (партнера), и на этой основе строить свои действия. Однако прогноз далеко не всегда бывает правильным. Рассмотрим это на примере выполнения пенальти в футболе. Вратарь при ловле мяча, пробитого игроком, совершает прыжок в противоположную от полета мяча сторону. В данном случае вратарь неправильно спрогнозировал действия футболиста, что явилось следствием ма-лопродуктивности его рефлексии и интуиции. Такое действие вратаря зафиксировано нами более чем в 50% случаев при наблюдении футбольных матчей.

Моделирование вероятного будущего вратарем, взаимодействующим с активным соперником, должно вклю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.