Психологические аспекты напряженности и конфликтологии
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ПРОЦЕССЕ ДОСМОТРА АВИАПАССАЖИРОВ
В. Н. Подосннов
В статье рассматривается проблема качественного распознавания эмоциональных состояний пассажиров в процессе прохождения предполетного досмотра, в условиях естественного эксперимента. Выделены поведенческие критерии распознавания эмоций, сопровождающих попытку обмана.
Ключевые слова: эмоции, поведение, досмотр пассажиров, безопасность, запрещенный предмет, профессиональная компетентность.
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры. Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Важную роль в социально-экономическом развитии страны играют безопасность и экологичность транспортной системы. Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны и специальных служб и, соответственно, условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков [3].
Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации определяется состоянием авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска. Научное сопровождение безопасности полетов является необходимым условием для выбора перспективных направлений и повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасности полетов
гражданской авиации. Это направление предполагает мобилизацию научного потенциала на всестороннее изучение и решение проблем обеспечения безопасности полетов и влияния на них человеческого фактора, надежности авиационной техники и внешней среды, а также на инициирование инновационных проектов, касающихся человеческого фактора и авиационных технологий.
До 1973 г. в СССР не занимались выявлением у авиапассажиров запрещенных предметов, в 1973 г. в СССР была создана Служба авиационной безопасности. Поводом для этого послужила авиакатастрофа самолета Ту-104, рейс Москва-Чита, произошедшая в мае 1973 г. под Читой. В руках угонщика, потребовавшего от экипажа лететь в Китай, сработало самодельное взрывное устройство, погибли 81 человек. Постепенно в сферу деятельности новой службы вошли: досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, грузов, почты, комплектов бортового питания, всего того, что перевозится по воздуху, самих самолетов и персонала авиапредприятия, контроль периметра аэропорта и его территории, контроль за документами пассажиров. В 1995 г. Минтранс РФ издал совместно с Негосударственным образовательным учреждением «АБИНТЕХ» (г. Москва) методическую разработку «Технология выборочного контроля авиапассажиров», где впервые даны практические советы по селекции пассажиропотока.
В современной России с ростом причин и условий возможных противоправных действий на объектах воздушного транспорта перед службой авиационной безопасности и сотрудниками ЛОВД при аэропортах, участвующих в досмотре авиапассажиров, поставлена новая задача на упреждение, т. е. выявление в процессе досмотра потенциально опасного пассажира. В системе мер обеспечения безопасности полетов работа по выявлению в пассажиропотоке потенциально опасного человека, имеющего противоправные мотивационные установки, является приоритетной. Иными словами, специально обученные специалисты службы авиационной безопасности совместно с работниками ЛОВД осуществляют селекцию пассажиропотока в аэропорту. Мониторинг психоэмоционального состояния пассажиропотока является весьма непростой работой и требует комплексного подхода.
Наша статья посвящена проблеме качественного распознавания (исходя из цели безопасного полета самолета и авиапассажиров) эмоциональных состояний авиапассажиров в процессе досмотра. Важность данной проблемы обусловлена особой ролью лиц (пассажир,
инспектор, сотрудник ЛОВД), включенных в процесс непосредственного общения и образующих основной канал передачи вербально-невербальной информации. Особенности передачи информации могут быть обусловлены как личностными характеристиками человека, так и переживаемыми эмоциями. Для эффективного изучения эмоциональных проявлений авиапассажиров требуется знание общей и специальной психологии. Конфликтология и психология толпы, психология труда и основы психотерапии - далеко не весь перечень соприкосновения нашей проблемы с ведущими научными направлениями.
Обращение к исследованиям проблемы эмоций в историческом плане обнаруживает широкий диапазон различных подходов и взглядов ученых. Уже в работах древних философов мы находим попытки выяснить природу человеческих переживаний, определить их роль и место в человеческой жизнедеятельности. Демокрит и Платон уделяли большое внимание вопросу о значении чувств в регуляции деятельности, Аристотель разрабатывал теорию аффекта, способов его предупреждения и борьбы с ним. Одним из первых научное исследование эмоций и способов их выражения провел Ч. Дарвин, который связал эмоции человека с соответствующими аффектами и инстинктивными реакциями, наблюдаемыми в животном мире, показал их практическую роль в процессе адаптации.
Исследования восприятия экспрессий лица имеют длительную историю, связанную с работами Ч. Дарвина, В. Вундта, Т. Пидерита. В ХХ в. начались экспериментальные исследования восприятия эмоций по мимике. Их результатом стало, с одной стороны, установление мимических паттернов базовых эмоций, успешно распознаваемых независимо от расовых, национальных, половых и других особенностей воспринимающего (П. Экман, К. Изард), с другой - ряд реконструкций пространства экспрессий лица (Р. Вудвортс и Г. Шлосберг, Р. Платчик). Это породило полярные точки зрения на механизм восприятия экспрессий лица: представления о дискретном (категориальном) и непрерывном характере восприятия [2].
В настоящее время специальных работ, содержащих результаты изучения эмоций авиапассажиров при прохождении досмотра и их классификацию по признакам опасности, нет. До 2005 г. Минтрансом России в нормативных документах ставилась задача досмотра авиапассажиров, его багажа и ручной клади без цели выявления в пассажиропотоке потенциально опасного (опасного) пассажира. После серии терактов на воздушном транспорте Минтранс издает Приказ от 28 ноября 2005 г. № 142, в котором указывается на необходимость применения при проведении предполетного досмотра психологического тестирования (опроса) пассажиров. В Правилах о проведении предполетного и послеполетного досмотра, введенных Приказом от 25 июля 2007 г. № 104 предлагается для выявления потенциально опасных пассажиров проводить психологический опрос (профай-линг). Была поставлена сложная практическая задача -выявление потенциально опасного пассажира с противоправными установками (мотивацией), реализация ко-
торых на борту самолета будет признана как захват, угон, т. е. совершится террористический акт. Анализ деятельности службы досмотра авиапассажиров (инспектор досмотра № 1, проверяющий документы и паспорт) показал, что существует проблема обученности специалиста распознаванию эмоционального состояния и ведению психологического опроса.
Основная цель данной статьи - обозначить проблему качественного распознавания эмоциональных реакций пассажиров в процессе прохождения предполетного досмотра, в ситуации ответа на вопрос о наличии у него запрещенных к перевозке предметов.
Нами было организовано исследование, где изучались эмоциональные реакции авиапассажиров в ответ на вопрос о наличии у него запрещенных предметов. Ряду пассажиров («подставных лиц») заранее, по их согласию, давался использованный патрон ПМ для проноса в стерильную зону в процессе процедуры досмотра. Пассажиры, проносящие запрещенный предмет, тестировались тестом М. Люшера (8 цветов) до и после прохождения досмотра. Набран практический видеоматериал эмоциональных реакций авиапассажиров. В процессе изучения пассажиропотока в зонах аэровокзального комплекса (зона ожидания, регистрации билета) выбирался пассажир по определенным признакам (поведенческие, психоэмоциональные, национальные ориентировки базы данных), с которым проводились беседа или тестирование. Пассажир сам определял место сокрытия запрещенного предмета и проносил его через досмотр. Каждый этап сопровождался видеосъемкой.
После прохождения всех этапов досмотра с пассажиром проводилась беседа о мотивах его согласия на участие в эксперименте, об ощущениях и переживаниях на каждом этапе досмотра, а также повторная диагностика ощущений посредством теста М. Люшера. На наш взгляд, все пассажиры, находясь у стойки досмотра № 1, проявляли внешние признаки тревожности (поведенческие: расторможенность, чрезмерные движения; вегетативные: обильное потоотделение на лобной части головы, сухость губ и их облизывание; у некоторых - активизация глотательного рефлекса). Данное заключение можно сделать на основе сравнения поведения этого пассажира до и после получения задания о проносе запрещенного предмета.
Первый, кто из специалистов авиационной безопасности встречается с пассажиром, это инспектор № 1 по досмотру, осуществляющий проверку билета и документов, удостоверяющих личность пассажира. Отдельно взятая личность, пассажир, являясь представителем толпы (пассажиропотока), наглядно демонстрирует весь комплекс эмоциональных реакций. Основной задачей инспектора на этом участке является идентификация пассажира по его документам и билету и фиксация его эмоциональных реакций в ответ на вопрос о запрещенных предметах. Умение опознать ложь в ответах является делом техники, опыта и наблюдательности. «Обнаружить ложь не так-то просто. Одна из проблем - это обвал информации. Слишком много информации приходится рассматривать сразу. Слишком много ее источников -слова, паузы, звучание голоса, выражение лица, движе-
ния головы, жесты, поза, дыхание, испарина, румянец или бледность и так далее. Существует и еще одна, более важная причина того, что по мимике легче заметить обман, чем по словам. Лицо непосредственно связано с областями мозга, отвечающими за эмоции, а слова - нет. Когда что-то вызывает эмоцию, мышцы лица срабатывают непроизвольно. Люди могут научиться воздействовать на эти выражения и более или менее успешно скрывать их. Голос, как и лицо, связан с областями мозга, отвечающими за эмоции. Очень трудно скрыть некоторые изменения в голосе, вызванные возникновением эмоции. Эмоциональные изменения голоса скрыть нелегко. При внезапном возникновении эмоций звук голоса может также выдавать ложь, направленную на сокрытие эмоционального состояния», - пишет П. Экман [4, с. 59].
По результатам цветового теста М. Люшера предварительно можно сделать определенные выводы о работоспособности, умении концентрироваться, стрессе, вегетативном и личностном балансе. Согласно нашим данным в состоянии у большинства испытуемых после «ситуации обмана» наблюдали: ухудшение работоспособности - у 72,41%, концентрации - у 41,37, личностного баланса - у 37,93%; стресс испытали всего 27,58%; изменение вегетативного баланса отмечено у 31,03%. Почти 68,96% человек не проявляли признаков тревожности, потому что у многих доминировали мотивы «участие» и «новизна ощущений». В собеседовании после эксперимента многие высказывали мысль о новых для них (экстремальных) ощущениях. В процессе подготовки материала были записаны на видео 2750 роликов, демонстрирующих поведение испытуемых, проходящих досмотр.
При опросе инспекторов по досмотру № 1, которые осуществляют проверку проездных и личных документов пассажиров (паспорт), ставилась задача определить особенности воспринимаемого объекта (пассажира) инспектором. Все инспектора (100%) не склонны верить в то, что среди пассажиров, пришедших на досмотр, могут оказаться лица, готовые совершить противоправные действия, в том числе и террористического характера. Существенно, что большинство инспекторов, задавая вопрос о запрещенном предмете, сомневаются в возможности определения эмоционального состояния по содержанию ответа, характеристикам голоса (скорость, тембр, напевность) и правдоподобности ответа. Только ярко выраженные эмоциональные состояния (гнев, страх, печаль, утрата и т. д.) воспринимаются инспектором в контексте общечеловеческих норм. Для инспекторов характерно то, что они склонны воспринимать авиапассажиров в контексте межчеловеческих, а не функциональных отношений. Ярко выраженные эмоциональные состояния не связываются инспектором с возможностью противоправного замысла пассажиров, что подтверждается нежеланием инспектора задавать вопрос таким пассажирам, мотивируя: «Ну, у него и так все на лице написано».
Инспектор по досмотру пассажиров № 1 и пассажир при непосредственном контакте вступают во взаимодействие и общение. От того, как люди воспринима-
ют и интерпретируют облик и поведение, оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности. У инспектора стоит задача не пропустить опасного пассажира, а у потенциально опасного пассажира (террориста) - пройти через систему досмотра пассажиров и оказаться на борту воздушного судна.
Особенности, образующие внешний облик и поведение человека, многообразны, и все они для других людей могут выступать носителями определенной информации и играть роль сигналов. По одним признакам, входящим во внешний облик человека, люди судят о его расовой и национальной принадлежности, по другим - о поле и возрасте, по третьим - о социальной принадлежности и уровне культурного развития. Во внешнем облике и поведении каждого человека имеются признаки, наблюдая которые, люди выводят заключение о характерологических особенностях другого человека, его способностях, испытываемом им состоянии. Наконец, по определенным признакам мы судим, чем занят человек, как он делает свое дело сейчас, и т. д. Совокупность мимических и пантомимических особенностей, соответствующих состояниям грусти, гнева, радости, страха и прочим, является сигналами этих состояний. Каждый из таких сигналов, имеющих как осведомительное, так и регулятивное значение для отразившего их человека, обладает сложной структурой. Важнейшим элементом в физическом облике человека является лицо. Как ни режет слух фраза: «лицо - важнейший инструмент общения», однако факт остается фактом - большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров и больше всего - на глазах, которые оказываются видимым центром человека для воспринимающего субъекта [1, с. 27].
Практическая значимость проводимого исследования для сотрудников ЛОВД, участвующих в досмотре, обозначилась в потребности распознавать скрытые противоправные установки, эмоциональные реакции (состояния), которые проявляются в общении работника милиции и пассажира. Пассажир, который скрывает наличие у него запрещенного предмета, наглядно демонстрирует признаки тревожности по данному поводу. В тестовой беседе, которую проводит психолог службы авиационной безопасности (САБ), может и должен принять участие работник ЛОВД аэропорта, который в силу своей компетентности примет правильные решения.
Предварительно можно сделать определенные выводы о некоторых аспектах данного эксперимента:
- при сокрытии запрещенного предмета имеют место видимые изменения у пассажиров, проявляющиеся в содержании ответов, в кожных и двигательных реакциях, не адекватных ситуации;
- при принятии решения о проносе запрещенного предмета у 3 0% человек присутствовал мотив «новизны ощущений», у 50% их мотив «помощи спецслужбе», у 20% их - мотив исполнительности «раз надо, так надо»;
- все пассажиры, согласившиеся принять участие в эксперименте, боялись провокации со стороны работника аэропорта (или потенциально опасного лица), они
требовали подтверждения принадлежности к службе безопасности аэропорта;
- все пассажиры сами выбирали место сокрытия запрещенного предмета и не спрашивали, где им его спрятать;
- признаки тревожности, проявляемые пассажирами, у которых был запрещенный предмет, остались незамеченными инспекторами по досмотру № 1;
- у всех пассажиров запрещенный предмет был обнаружен на последующих этапах процесса досмотра.
Подводя краткий итог анализа проблемы совершенствования системы авиационной безопасности, необходимо отметить, что изучение пассажиропотока и его основного субъекта - пассажира позволит качественно селектировать пассажиропоток и пресечь возможные акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодалев А. Восприятие и понимание человека человеком М., 1982.
2. Жегалло А. В. Идентификация эмоциональных состояний лица в микроинтервалах времени: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.
3. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Экман П. Психология лжи. СПб., 2003.
ВЕРОЯТНОСТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Г. Д. Бабушкин
В статье рассматривается вероятностное прогнозирование человека в экстремальных ситуациях. Представлено место прогнозирования в структуре деятельности. Показано влияние психологических особенностей на прогнозирование. Приведены результаты исследования прогнозирования в соревновательной деятельности спортсмена.
Ключевые слова: прогнозирование, экстремальная деятельность, факторы, личностные особенности, рефлексия, интуиция.
Вероятностное прогнозирование - предвосхищение будущего, основанное на прошлом опыте человека и характере наличествующей ситуации. Опыт поведения человека в прошлом и результаты восприятия ситуации служат основанием для построения гипотез предстоящего будущего, которые имеют определенную вероятность. Рядом исследователей [1; 4; 6; 9; 10; и др.] разработана концепция вероятностного прогнозирования, включающая следующие основные положения:
1. Вероятностное прогнозирование дальнейшего хода неподвластных субъекту событий - своего рода наблюдение со стороны.
2. Вероятностное прогнозирование дальнейшего развития внешних событий, на ход которых субъект может влиять. Прогнозирование охватывает не только внешние события, но и прогнозирование результатов собственных действий.
3. При выборе собственных действий субъект учитывает вероятность достижения планируемого результата.
4. Окружающая субъекта ситуация может включать партнеров, соперников. В этой связи субъект прогнозирует не только свои действия, но и действия партнеров и соперников.
5. Построение плана собственных действий должно учитывать вероятность и значимость прогнозируемых результатов, а также величину своих затрат для реализации действий.
Данная концепция может служить исходным методологическим материалом для конструирования и организации исследований в различных сферах человеческой деятельности, где сочетаются экстремальность и человеческий фактор.
Вероятностное прогнозирование событий, действий (своих, партнеров, соперника) является неотъемлемым моментом многих видов деятельности. Но особенно ярко оно проявляется и имеет существенное значение в видах деятельности, носящих экстремальный характер. В экстремальной деятельности вероятностное прогнозирование выступает ведущим фактором, обеспечивающим успешное выполнение деятельности, так как для нахождения более верного решения ситуация не повторяется [3; 6; 9; 10].
К видам деятельности человека, характеризующейся экстремальностью, относятся оперативно-розыскная, спортивная (единоборства и игры) и другие виды деятельности, в которых построение гипотез поведения, принятие решения и его исполнение определяется секундами, а то и долями секунды. Далее мы рассмотрим вероятностное прогнозирование на примере спортивной деятельности (единоборств, спортивных игр), в которых оно, по нашему мнению, занимает ведущее место в обеспечении результативности соревновательной деятельности спортсмена.
В спортивной деятельности концепция вероятностного прогнозирования нашла свое отражение и разрешение в трудах А. В. Родионова, Е. Н. Суркова [9; 10]. Однако с получением научных данных в области интуиции, рефлексии, новых психодиагностических методик обозначаются неразработанные вопросы, требующие их решения с целью повышения эффективности выполняемой человеком деятельности в экстремальных условиях.
Рассматривая окружающую спортсмена (игровика) ситуацию, необходимо сказать, что данная ситуация включает такие активные элементы, как партнеры и соперники. Прогноз должен включать в себя построение гипотез о наиболее вероятных действиях соперника (партнера), и на этой основе строить свои действия. Однако прогноз далеко не всегда бывает правильным. Рассмотрим это на примере выполнения пенальти в футболе. Вратарь при ловле мяча, пробитого игроком, совершает прыжок в противоположную от полета мяча сторону. В данном случае вратарь неправильно спрогнозировал действия футболиста, что явилось следствием ма-лопродуктивности его рефлексии и интуиции. Такое действие вратаря зафиксировано нами более чем в 50% случаев при наблюдении футбольных матчей.
Моделирование вероятного будущего вратарем, взаимодействующим с активным соперником, должно вклю-