Научная статья на тему 'Развитие профессионально важных качеств, обусловливающих принятие решений в экстремальной деятельности'

Развитие профессионально важных качеств, обусловливающих принятие решений в экстремальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
838
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / качества / Принятие решений / упражнения / деятельность / решительность / methods / qualities / decision making / Exercises / activity / resoluteness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачев Сергей Николаевич, Шумилин Александр Петрович

В статье рассматриваются средства и методы развития качеств, обусловливающих принятие решений в деятельности экстремального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the means and methods of developing the qualities preconditioning decision making in extreme activities.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально важных качеств, обусловливающих принятие решений в экстремальной деятельности»

ние короткой траектории удара усложняет условия выполнения броска, создавая предпосылки для его дальнейшего совершенствования.

В определенный момент выполнения атаки, например, удара ножом сверху, противник переносит свой центр тяжести вперед, не выводя его за площадь опоры, чтобы не потерять равновесия и не упасть. В данной теме сотрудник милиции, выполняющий бросок или болевой прием, учится использовать момент переноса центра тяжести противника вперед. Для успешного выполнения приема сотруднику необходимо, вовремя захватив атакующую руку или другую часть тела, усилить перенос центра тяжести, выводя его за площадь опоры.

Третий уровень сложности характеризуется следующими факторами:

1) один атакующий противник;

2) отсутствие комбинированной атаки;

3) сотрудник выполняет защиту от угрозы огнестрельного оружия.

Данному уровню соответствует тема «Действия при угрозе оружием, попытке обезоружить». Сама угроза огнестрельным оружием значительно повышает требования к технике выполнения бросков, болевых приемов, ударов и защит. К тому же у сотрудника при выполнении приема, например, защиты от угрозы пистолетом в упор в живот, нет возможности использовать перенос центра тяжести атакующим противником. Этот факт также усложняет условия выполнения приема защиты. От сотрудника требуется умение выполнять приемы базовых тем с высокой скоростью, надежностью, совершенствовать детали выполнения того или иного приема.

Четвертый уровень сложности характеризуется следующими факторами:

1) комбинированная атака с применением холодного или огнестрельного оружия;

2) один атакующий.

Данному уровню соответствует тема «Действия при захвате и угрозе оружием». В данной теме сотрудник милиции учится использовать приемы «базовых» тем в ситуациях, когда противник, например, захватив за отворот одежды, выполняет удар ножом снизу. Наличие комбинированной атаки осложняет выполнение приема защиты. В данной теме сотрудник продолжает совершенствование приемов защиты и задержания в условиях, осложненных разными видами атак.

Пятый уровень сложности характеризуется следующими факторами:

1) несколько атакующих;

2) преобладание комбинированной атаки.

Данному уровню соответствует тема «Тактика и техника защиты от группового нападения». Защита от группового нападения требует от сотрудника умения применять сразу несколько приемов защиты с высокой скоростью, точностью выполнения, на фоне нарастающего физического утомления.

Постепенное усложнение требований к технике выполнения приемов защиты, нападения, задержания, большой объем повторений технических действий «базовых» тем, вариативность использования их в «специальных» темах способствуют совершенствованию необходимых

технических действий и формированию навыков боевых приемов борьбы.

На протяжении периода с 1998 г. по 2008 г. на базе Учебного центра при ГУВД по Тюменской области проводились мероприятия с целью оптимизации служебноприкладной физической подготовки. Одним из результатов такой деятельности была разработка программы обучения по разделу «Боевые приемы борьбы» служебноприкладной физической подготовки слушателей учебных центров (центров профессионального обучения) МВД России. В данной учебной программе, наряду с другими новациями, активно использовалась и смешанная структура изложения учебного материала. В результате проведенного педагогического эксперимента была выявлена эффективность учебной программы.

1. Малиновский А. В. Формирование физической культуры личности курсантов вузов МВД России: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2008. 250 с.

2. Степанов Г. И. Поэтапное совершенствование навыков выполнения боевых приемов борьбы у курсантов образовательных учреждений МВД России: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 258 с.

3. Цыганок А. О. Подготовка курсантов вузов по рукопашному бою: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. 265 с.

4. Наставление по физической подготовке (НФП-96) сотрудников органов внутренних дел. М., 1996. 203 с.

5. О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное Приказом МВД России от 29 июля 1996 г. № 412 [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 15 мая 2001 г. № 510. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие. М., 2003. 368 с.

РАЗВИТИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. Н. Горбачев, А. П. Шумилин

В статье рассматриваются средства и методы развития качеств, обусловливающих принятие решений в деятельности экстремального характера.

Ключевые слова: методика, качества, принятие решений, упражнения, деятельность, решительность

В проведенном нами исследовании [1] выявлены профессионально важные качества, обусловливающие принятие решений в экстремальной деятельности (на примере спортивного поединка дзюдоистов). Был показан недостаточный уровень их развития для оперативного принятия решений. Мы полагаем, что на данном этапе нашего исследования становится возможным разработать методику развития качеств, обусловливающих оперативность принятия решений. Для этого есть все теоретические основания и предпосылки.

Дзюдоисты, обладающие недостаточной решительностью, имеют невысокие показатели развития изучае-

мых нами психических процессов, обусловливающих принятие решений в спортивном поединке. Для дзюдоистов, уровень решительности которых высокий, характерно то, что они обладают достаточно хорошо развитыми изучаемыми нами психическими процессами (воображением, быстротой мышления, мотивацией на достижение успеха, оперативной памятью, распределением и переключением внимания, саморегуляцией эмоций, интуитивностью, рефлексивностью, помехоустойчивостью).

Мы предполагаем, что именно развитые в значительной степени, ведущие для решительности психические процессы, позволяют дзюдоисту быстро оценивать ситуацию, принимать оптимальные решения и воплощать их в деятельности, связанной с риском и ответственностью. Спортсмену удается обретать необходимое чувство уверенности, выраженное в состоянии готовности к решительным действиям.

Исходя из полученных нами результатов и результатов других исследователей этой проблемы, мы полагаем, что совершенствование соревновательной деятельности дзюдоистов может осуществляться по пути развития профессионально важных качеств, обусловливающих процесс принятия решений в спортивном поединке. Предлагаемая нами методика должна предусматривать выполнение заданий для развития следующих профессионально важных качеств: саморегуляции, воображения, кратковременной памяти, реакции на движущийся объект, рефлексивности, помехоустойчивости, переключения внимания, сложной двигательной реакции, интуитивности, мотивации достижения успеха, оперативной памяти, восприятия времени, простой двигательной реакции, распределения внимания, быстроты мышления, восприятия пространства, долговременной памяти.

При развитии перечисленных выше профессионально важных качеств следует придерживаться общепринятых принципов обучения и воспитания: доступности; систематичности; индивидуализации, постепенного повышения трудности заданий и др. Данный подход позволяет уменьшить негативное воздействие, оказываемое на психику спортсмена, и исключить проявление отрицательных эмоциональных состояний - страха, неуверенности и др.

При этом следует больше внимания обращать на постепенное усложнение игровых, подводящих упражнений, использовать помощь, страховку и педагогическое стимулирование (подбадривание, поощрение и т. п.). Использование данных методических приемов будет способствовать снижению представления об опасности и уменьшит время принятия решения.

Проведенный нами анализ научно-методической литературы, результаты наших исследований и продолжительный опыт в подготовке дзюдоистов позволили определить основные положения предлагаемой нами методики. Мы полагаем, что развитие профессионально важных качеств, обусловливающих принятие решений в соревновательной деятельности, должно осуществляться:

1) на основе значимости ведущих качеств, обусловливающих быстроту и правильность принятия решений;

2) с использованием индивидуального подхода, учитывающего исходный уровень развития развиваемых качеств;

3) на базе постепенного перехода от упражнений общего характера к упражнениям специальной направленности;

4) с учетом сенситивного периода развития качеств.

Для развития профессионально важных качеств, обусловливающих принятие решения и проявления решительности, предлагается использовать следующие средства: психотехнические упражнения; физические упражнения специального характера, общеразвивающие упражнения.

Методика развития качеств, служащих основой принятия решения и проявления решительности, включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Целью первого этапа (подготовительного) является разъяснение необходимости предстоящей работы, развитие психических процессов, обеспечивающих своевременное восприятие ситуации (восприятия времени, кратковременной и долговременной памяти, мотивации на достижение успеха, представления и воображения). У занимающихся должно сформироваться представление о процессе принятия решений в спортивном поединке и качествах, обусловливающих этот процесс, а также положительная мотивация к их развитию.

На втором (основном) этапе осуществляется развитие психических процессов, обеспечивающих анализ ситуации и принятие обдуманного решения (быстрота, точность, гибкость, широта и критичность мышления, оперативная память, саморегуляция эмоций).

На третьем (заключительном) этапе осуществляется развитие и совершенствование психических процессов, обеспечивающих своевременную и полную реализацию принятого решения (быстрота простой двигательной реакции, реакция на движущийся объект, распределение и переключение внимания).

На всех трех этапах решается задача развития и совершенствования качеств, обусловливающих принятие решений в спортивном поединке, на базе которых происходит развитие и проявление решительности спортсмена, обеспечивающей своевременное восприятие ситуации, анализ и принятие обдуманного решения, полное и своевременное выполнение принятого решения.

Характеристика средств и методов развития профессионально важных качеств, обусловливающих принятие решения в спортивном поединке дзюдоистов.

1. Групповая беседа. Темы: «Борьба дзюдо: прошлое, настоящее, будущее», «Решительность и смелость в жизни и спорте» и т. д. Целью бесед является повышение интереса к предстоящим занятиям, осознание ими важности воспитания решительности, получение необходимых для занятий знаний.

2. «Что было бы, если бы...» [2]. Цель упражнения -развитие представления и воображения. Один из участников придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. Например: «Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то.», «Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т. е. все предметы и существа на Земле полностью потеряли свой вес, то...», «Если бы в поединке участвовали не два, а три или четыре самбиста, то.». Оцениваются количество и оригинальность предлагаемых вариантов ответов.

3. Упражнение «Предвидение» (модифицировано нами). Цель упражнения - развитие представления, воображения, быстроты и точности мышления. Один из спортсменов выполняет половину любого известного партнеру приема. Второй спортсмен должен быстро и точно определить, часть какого технического действия выполнил его партнер. Оцениваются скорость и точность выполнения задания.

4. Упражнение «Контрприем» (модифицировано нами). Цель упражнения - развитие представления, воображения, быстроты и точности мышления. Участникам показываются различные варианты действий противника (показывает тренер или высококвалифицированный спортсмен), им необходимо назвать или показать варианты возможных контрдействий. Оцениваются скорость и точность определения правильных вариантов действий.

5. Упражнение «Ошибающийся учитель» [3]. Цель упражнения - развитие точности мыслительных операций. Участникам предлагается находить и исправлять ошибки, допускаемые «ведущим» (сознательно) при чтении или доказательстве различных положений, объяснении правильности выполнения технических действий и их комбинаций, а также при составлении тактических схем ведения схватки. Оцениваются количество и правильность ответов.

6. Упражнение «Карточки» (модифицировано нами). Цель упражнения - развитие критичности, точности и быстроты мыслительных операций. Участникам предъявляются карточки с изображенными на них техническими и тактическими действиями, среди которых необходимо выбрать правильные варианты (карточки могут быть изготовлены в виде бланка). Учитывается время выполнения задания.

7. Упражнение «Открыть глаза» (модифицировано нами). Цель упражнения - развитие быстроты и точности мышления. Один спортсмен закрывает глаза и ждет команды «Начали». Второй спортсмен занимает любую борцовскую позицию перед своим партнером. После команды «Начали!» первый спортсмен открывает глаза, принимает решение и выполняет прием. Оцениваются скорость, точность выполнения задания.

8. Упражнение «Возможность» (модифицировано нами). Цель упражнения - развитие точности и быстроты мышления, распределения внимания. Спортсмены проводят учебно-тренировочный поединок. В процессе схватки один из спортсменов периодически допускает одну и ту же ошибку (в соответствии с предварительной договоренностью). Второй спортсмен должен успеть реализовать предоставленную возможность. Оцениваются скорость принятия решения и точность выполнения.

9. Упражнение «Касание» (модифицировано нами). Цель упражнения - развитие быстроты и точности мышления, распределения и переключения внимания. Участники становятся друг против друга, и один из них, слушая команды тренера (рука-бедро, рука-кисть, рука-голова и т. д.), выполняет касание названной части тела партнера. В называемом словосочетании первое слово отражает то, чем касается борец, а второе - чего он касается. Оцениваются скорость и точность выполнения задания.

10. Упражнение «Что нового?» [4]. Цель упражнения - развитие широты и гибкости мышления. Участни-

кам предлагается открыть необычные свойства самых обычных предметов: пенопласта, полиэтиленовых крышек, гвоздей и т. п. В качестве специальных заданий предлагается разработка новых приемов (в стойке и партере), правил соревнований и т. п. Отмечаются наиболее оригинальные, многочисленные и разнообразные ответы. В конце можно устроить дискуссию о правильности сделанных предложений, эффективности разработанных приемов и комбинаций.

11. Упражнение «Перечень возможных причин» [5]. Цель упражнения - развитие широты и быстроты мышления. Участникам описывается какая-либо ситуация, например: «Выполняя прием “задняя подножка”, вы сами оказались в положении “лежа на спине”». Необходимо назвать как можно больше причин этого факта, возможных его объяснений. Побеждает тот, кто быстрее всех назвал больше разнообразных причин.

12. Упражнение «Пятнашки» (модифицировано нами). Цель упражнения: развитие быстроты простой и сложной двигательной реакции. Первый спортсмен кладет свои ладони на ладони стоящего к нему лицом второго спортсмена. Второй спортсмен должен как можно быстрее убрать руки и коснуться кистей рук (сверху), а первый сразу после начала движения второго должен как можно быстрее убрать руки (не допустив касания его рук). Оценивается количество успешно выполненных попыток.

13. Упражнение «Зеркало» (модифицировано нами). Цель упражнения - развитие распределения внимания. Спортсмены (двое) стоят лицом друг к другу, один из них начинает выполнять различные движения руками. Задача второго спортсмена - представить себя отражением партнера в зеркале и повторять все выполняемые партнером движения. Оцениваются скорость и точность выполнения задания.

14. Упражнение «Пальцы» [6]. Цель упражнения -развитие сосредоточенности внимания. Участникам предлагается переплести пальцы рук, положенных на колени, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали!» спортсмены медленно начинают вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались один другого. По команде «Стоп!» выполнение упражнения прекращается, а его длительность определяется экспериментатором (5-15 мин.). Оцениваются время и точность выполнения задания.

15. Упражнение «Повтори серию» (модифицировано нами). Цель упражнения: развитие кратковременной памяти. Один из спортсменов выполняет три, четыре, пять и т. д. движений. Второй спортсмен с максимальной точностью повторяет за первым все движения. Постепенно количество предъявляемых движений возрастает. Оцениваются точность и количество воспроизведенных движений.

16. Упражнение «Оперативная память» [7]. Цель упражнения: развитие оперативной памяти. Занимающимся предлагаются карточки, на которых изображены треугольники, квадраты и круги с закрашенным справа, слева, сверху или снизу пространством. По истечении некоторого времени (регламентируется тренером) необходимо воспроизвести эти же фигуры в той же после-

довательности, но с закрашенным пространством с противоположной стороны.

17. Упражнение «Перестрой серию» (модифицировано нами). Цель упражнения: развитие кратковременной и оперативной памяти. Один из спортсменов выполняет три, четыре движения. Второй спортсмен с точностью наоборот должен повторить все движения. Постепенно количество предъявляемых движений возрастает. Оценивается точность воспроизведения движений.

18. Общеразвивающие упражнения с внезапным изменением темпа и амплитуды движений. Цель упражнений: развитие простой и сложной двигательной реакции. Данное задание выполняется в ходе общей групповой тренировочной разминки. Оцениваются правильность и скорость выполнения заданий.

19. Упражнение «Разведчик» [8]. Цель задания - развитие кратковременной памяти. Выбирается один из спортсменов группы - «разведчик». Ведущий произносит: «Замерли» - и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из команды). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза, его задача - обнаружить все перемены. Оцениваются время и точность воспроизведения информации.

20. Упражнение «Положительный опыт» (модифицировано нами). Цель упражнения: развитие долговременной и кратковременной памяти, формирование мотивации. Тренер предлагает спортсменам вспомнить как можно больше и точнее все эпизоды своего решительного поведения в любых ситуациях. Оцениваются количество и точность воспроизведенных ситуаций.

21. Упражнение «Коррекция памяти» (модифицировано нами). Цель упражнения: переработка воспоминаний о переживании отрицательных эмоциональных состояний, развитие представлений и воображений. Занимающиеся под руководством тренера вспоминают (представляют, воображают) ситуации, в которых они действовали решительно и смело. При этом спортсмен отмечает, какие ощущения сопровождают состояние решительности и смелости. После этого спортсмен вспоминает ситуации, в которых он проявлял нерешительность, неуверенность, страх, и преобразует эти переживания, образы и звуки в соответствующие решительности и смелости.

22. Упражнение «Анализ схватки» (разработано нами). Спортсменам предлагается судить тренировочные поединки товарищей. Оценивается точность судейства.

23. Упражнение «Выбери прием» (разработано нами). Цель упражнения: развитие решительности. Спортсмен «А» стоит спиной к другому спортсмену «Б». Спортсмен «Б» становится в положение, указанное тренером. Спортсмен «А», повернувшись лицом к спортсмену «Б», должен быстро оценить ситуацию, выбрать наиболее подходящий прием и оперативно провести его. Оценивается быстрота принятия решения, адекватность выбранного приема и качество его исполнения.

24. Упражнение «Игра в волейбол в кругу» (разработано нами). Цель упражнения: развитие реакции. Группа участников располагается в круг диаметром 5 м. Тренер вводит мяч в круг. Участники передают мяч противоположно стоящему игроку, тот принимает мяч и передает другому. Тренер по ходу игры вводит второй мяч в игру, затем третий и т. д. Участники игры передают мяч по правилам волейбола.

25. Упражнение «Игра в баскетбол в кругу» (разработано нами). Цель упражнения: развитие реакции. Группа участников располагается в круг диаметром 5-7 м. Тренер вводит мяч в круг. Поймавший мяч участник быстро передает мяч другому игроку. Тот, поймав мяч, передает его другому игроку. Тренер вводит в игру второй, третий, четвертый мяч и т. д. Участники игры передают мяч по правилам баскетбола.

26. Упражнение «Игра в баскетбол» по правилам.

27. Задания для самостоятельной работы в домашних условиях. Цель домашних заданий: закрепление разучиваемых упражнений. В качестве помощников могут в случае необходимости привлекаться родители спортсменов, которым разъясняются основные причины нерешительности и способы развития решительности.

28. Психорегулирующая тренировка.

Кроме перечисленных упражнений на каждом занятии в первой части тренировки проводятся кратковременные игры (футбол, баскетбол).

Предлагаемая нами методика рассчитана на шесть месяцев занятий. В неделю проводится три занятия. По мере необходимости со спортсменами проводятся коллективные и индивидуальные беседы, позволяющие им разумно и взвешенно подходить к оценке своих сил и возможностей. В индивидуальных беседах на втором этапе со спортсменами осваиваются формулы самовнушения по А. В. Алексееву [9].

Для повышения эмоциональности на занятиях, а также помехоустойчивости большинство упражнений выполняются с использованием игрового и соревновательного метода. Это позволяет значительно повысить интерес к выполнению упражнений.

После каждого занятия дзюдоистам даются индивидуальные задания на дом с учетом развития у них определенных качеств. Домашние задания подбираются таким образом, чтобы у каждого спортсмена ликвидировать существующие пробелы в развитии профессионально важных качеств.

1. Шумилин А. П., Горбачев С. Н. Процессуальный анализ принятия решений в экстремальных ситуациях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4. С. 52-56.

2. Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. 592 с.

3. Там же.

4. Там же.

5. Там же.

6. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985. 160 с.

7. Рогов Е. А. Указ. соч.

8. Там же.

9. Алексеев А. В. Себя преодолеть. М., 1985. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.