0
X
г
□
О
г^-
□
■V0
О
164
очень интересным сольным инструментом, но также и неоценимым аккомпанирующим инструментом для солистов, ансамблей, хоров [4,1].
Таким образом, можно обозначить несколько задач, которые должны быть поставлены перед студентами в процессе их профессиональной подготовки:
- изучение художественных возможностей клавишного синтезатора: ознакомление с его звуковым материалом и средствами внесения в него различных корректив, а также с некоторыми методами звукового синтеза;
- освоение некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре;
- совершенствование чтения с листа, игры в ансамбле, записи на многодорожечный секвенсор, подбора по слуху, импровизации и элементарного сочинения.
Как мы видим, задачи будущего учителя музыки далеко выходят за рамки воспроизведения готового нотного текста. Они включают в себя, помимо чисто исполнительской функции, функции инструментовщика (выбор тембра),
аранжировщика (выбор автоаккомпанемента), звукорежиссера (установка правильного баланса голосов фактуры, подбор звуковых эффектов) и редактора (корректировка вносимого в память инструмента или компьютера звучания и уточнение нотной записи музыки) [3, 5]
Внедрение музыкально-компьютерных технологий в процесс подготовки учителей музыки - новое и развивающееся направление. Использование их позволит как расширить, обогатить, усовершенствовать теорию и практику преподавания музыки в общеобразовательных школах, так и повысить качество всего музыкального образования.
Примечания:
1. Живакин П.Л. Синтезатор - это основной элемент общего музыкального образования в будущем//Музыка в школе.-2005.- № 1. - С. 4
2. Красильников И.М., Глаголева Н. Электронноемузыкальноетвор-чество в общеобразовательной школе. - М., 2004. - 65 с.
3. РапецкаяЛ.В. Образовательная программа по предметусинтеза-тор. - Добрянка, 2010. - С. 5
4. Кунгуров А.В. Использования клавишного синтезатора как аккомпанирующего инструмента в классах музыкального исполнительства и хореографии. - М., 2012. - С. 1.
VECTORS OF INTERACTION OF CULTURE AND EDUCATION
Shanko Victor Viktorovich, Senior Lector, Stavropol branch of Ministry of Krasnodar
University of Russian Interior Ministry, Stavropol
In the article the attention is focused on the modern model of education. The development of culture and education, as the processes in many respects proceeding simultaneously and synchronously is considered. The system of education in society which adequately reflects corresponding cultural system with its values and reference points is analised.
Keywords: education system; pedagogical process; culture of intellectual activity; a culture of behavior; culture of dialogue; culture of self-control.
УДК373+008 ВЕКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУРЫ
И ОБРАЗОВАНИЯ
© Шанько В.В., 2013
В статье акцентировано внимание на современной модели образования. Рассмотрено развитие культуры и развитие образования, как процессов, во многом протекающих параллельно, синхронно и система образования в обществе, которая адекватно отражает соответствующую культурную систему с ее ценностями и ориентирами.
Ключевые слова: система образования; педагогический процесс; культура интеллектуальной деятельности; культура поведения; культура общения; культура саморегуляции.
ШАНЬКО Виктор Викторович,
преподаватель, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, Ставрополь
Современная модель образования, при необходимой доле модификации, по-прежнему отвечает всем признакам и особенностям "индустриализма". Начавшаяся модернизация в сфере образования должна создать условия для становления образования и развития постиндустриальной культуры.
Система образования не "успевает" за инновационным сдвигом в производственно-технологической сфере общества, оно не создает условий для самоопределения и самовыдвижения выпускников в культурных коллизиях глобального масштаба.
Так, необходимость плотного взаимодействия образования и культуры признают специалисты в различных областях науки, таких, как: педагогика и психология, философия, история и другие, однако они по-разному раскрывают историко-логические, структурно-системные, причинно-следственные, функциональные, процессуальные, содержательные и другие аспекты.
С.И. Гессен "цели жизни современного культурного общества" определяет как "цели образования", подчеркивая то, что "между образованием и культурой имеется, таким образом, точное соответствие" [1, с. 35]. "Образование, как результат придания человеку "образа", можно рассматривать", по мнению Н.Д. Никандрова, "в качестве части культуры. Его можно считать и средством достижения культуры как цели" [6, с. 82]. Переход современного образования в новое культурное измерение, его культурная доминанта, по мнению А.Я. Данилюка, изменили традиционное представление о сущности и функциях образования в контексте "культуросообразной и культурообразующей среды, малой культуры, культурного микрокосмоса [3, с. 270,272].
Педагогический процесс имеет свои культурологические основы организации, которые определяют наличие адекватности между культурой и процессуальной стороной образования, формирующая не человека-профессионала, не человека-исполнителя в конкретной сфере, а личность, которая включает в себе социальную, гуманистическую и экономическую основу. Поэтому культурологическая реформа педагогики предполагает основательный и конструктивный подход ориентированный на герменевтическое освоение смыслов различных культур и рождение интегративных способов и методов деятельности.
Из вышесказанного следует, что адекватная экспликация требований к качеству образования человека возможна только тогда, когда она опирается на многовековой опыт рефлексии культуры. Главная цель образовательной политики любого государства - это обеспечение опережающего развития качества человека, под которым понимается его соответствие природной среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности, государству, с учетом происходящих изменений какпо независимым от человечества, общества причинам, таки по антропогенным причинам.
Внутреннее качество человека представлено А.И. Субетто в виде шести взаимодействующих "блоков": системно-социальное качество человека; ценностно-мировоззренческое качество человека; духовно-нравственное качество человека; психолого-мотивационное качество человека; уровень интеллектуального развития качества человека; качество физического развития человека [7].
Так, в зависимости оттого, какими содержанием и системой требований "наполняются" ком-
поненты "структуры качества" человека, определяется модель качества человека, системообразующе воздействующая на потенциальное качество образования, на его содержание. И, наоборот, в образовательных программах, в программах воспитания, в выбранном приоритетном ряду ценностей, которые "образование" собирается воспитать в человеке, имплицитно отражена соответствующая модель качества — человека.
С позиций личностно-деятельностного подхода в содержании общей культуры А.И. Зимняя выделяет шесть основных направлений, которые представляюттри глобальных плана ее рассмотрения: план культуры личности, план культуры деятельности и план культуры социального взаимодействия человека с другими людьми [4]. Шесть направлений, представляющие три плана общей культуры, выглядят следующим образом:
1) культура отношения и культура саморегуляции - культура личности;
w А*™рн»п<а ’t'i,
2) культура интеллектуальной деятельности
и культура предметной деятельности - культу- NT О
ра деятельности; Iі *
3) культура поведения и культура общения - культура социального взаимодействия.
Каждое из этих направлений выделяется в качестве автономного, самостоятельного в об- 165
щей системе их взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимодействия достаточно условно. В то же время явна их разновекторная направленность.
Поэтомукультурный взрослый человекхарак-теризуется: уважением достоинства другого человека и сохранением собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия (бытового, профессионального, общественного), т.е. культурой личности, саморегуляцией; адекватностью (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия, т.е. культурой быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общения; соблюдением этносоциокультурныхтрадиций, обычаев, норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии, т.е. культурой нормативного поведения, этикета, отношения, социального взаимодействия; актуальной готовностью использования общекультурного индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.), сформированного содержанием полного среднего и высшего образования в процессе решения задач социального взаимодействия, т.е. культурой интеллектуальной и предметной деятельности, культурой интеллекта; ненасыщаемостью потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического и т.д.) развития и саморазвития, т.е. культурой саморегуляции, личностного самоопределения; ориентиров-
0
X
г
□
О
г^-
□
■V0
О
166
кой в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны (живопись, музыка, литература, архитектура и т.д.), т.е. общецивилизационной культурой; социальной ответственностью за себя, свое поведение, ответственностью за благополучие других, т.е. культурой социального бытия.
Выделяются следующие социокультурные и прогрессообразующие функции:
1) образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;
2) образование - это воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни, опережающих современное состояние общества, проектирующих элементы его культуросообразного устройства;
3) образование - это процесс социализации человека и преемственности поколений;
4) образование - это механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства;
5) образование - это функция развития региональных систем и национальных традиций;
6) образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества;
7) образование выступает в качестве реализатора и ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).
Компонентами культурологических основ в личностно-ориентированном образовании выступают: отношение кученику как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; отношение к педагогу как посреднику междуучеником и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей; отношение к образова-
нию как к культурному процессу, движущими силами которого являются поискличных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития; отношение к образовательному учреждению как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры [2, с. 44].
Развитие культуры и развитие образования - процессы, во многом протекающие параллельно, синхронно и взаимосвязанно,поэтому "понять систему образования данного общества -значит понять строй его жизни" [1, с. 25]. "Связь между историческим прогрессом и прогрессом воспитания является до такой степени тесной, что по общему уровню исторического развития общества мы безошибочно можем судить об уровне развития воспитания, и, наоборот, по уровню развития воспитания - об общем уровне экономического и культурного развития общества" [5, с. 42]. Система образования в обществе адекватно отражает соответствующую культурную систему с ее ценностями и ориентирами.
Примечания:
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов: РГПУ, 2000. - 352 с.
3. ДанилюкА.Я. Метаморфозыиперспективыинтеграциивобразо-вании / А.Я. Данилюк// Педагогика. - 1998. - № 2. - С. 8-15.
4. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Интернет-журнал "Эй-дос". - 2006: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm.
5. Культура, культурология и образование : материалы круглого стола // Вопросы философии. - 1997. - № 2. - С. 3-56.
6. Никандров Н.Д. Россия: система образования / В.Д. Никандров / / Международная педагогическая энциклопедия. - Оксфорд, 1994. - Т. 9.
7. Субетто А.И. Качество жизни. Синтетическая революция в механизмах цивилизационного развития и квалитативная экономика / А.И. Субетто // Стандарты и качество. - 1994.- № 4.- С. 26-29.