4. Горбунова И. Б., Заливадный М. С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.
5. Горбунова И. Б., Плотников К. Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии». Сибирский учитель. 2016; 3 (106): 74 - 77.
6. Ан С.А., Ушакова Е. В., Наливайко Н.В. Образование XXI в. в условиях воздействия полярных цивилизаций. Философия образования. 2016; 5 (68): 31 - 40.
7. Чебыкина М.В., Грачёва Е.С. Инновационные механизмы формирования конкурентоспособности на макро- и микро- уровнях. Интернет-журнал «Науковедение». Том 8, № 1 (2016). Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/05EVN116.pdf
8. Печоник О.И. Институт ссудного процента как базис финансовой системы. Журнал экономической теории. 2014; 2: 74 - 80.
9. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.
10. Плотников К.Ю. Самореализация жизненных планов личности: модель «оркестр». Инновационная наука. 2016; № 2. Ч. 4: 102 - 108.
References
1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5 Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html
2. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 2016; 1: 69 - 73.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 2016: 224 - 228.
4. Gorbunova I. B., Zalivadnyj M. S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
5. Gorbunova I. B., Plotnikov K. Yu. Innovacionnyj proekt «Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii». Sibirskijuchitel'. 2016; 3 (106): 74 - 77.
6. An S.A., Ushakova E. V., Nalivajko N.V. Obrazovanie XXI v. v usloviyah vozdejstviya polyarnyh civilizacij. Filosofiya obrazovaniya. 2016; 5 (68): 31 - 40.
7. Chebykina M.V., Gracheva E.S. Innovacionnye mehanizmy formirovaniya konkurentosposobnosti na makro- i mikro- urovnyah. Internet-zhurnal«Naukovedenie». Tom 8, № 1 (2016). Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/05EVN116.pdf
8. Pechonik O.I. Institut ssudnogo procenta kak bazis finansovoj sistemy. Zhurnal 'ekonomicheskoj teorii. 2014; 2: 74 - 80.
9. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.
10. Plotnikov K.Yu. Samorealizaciya zhiznennyh planov lichnosti: model' «orkestr». Innovacionnaya nauka. 2016; № 2. Ch. 4: 102 - 108.
Статья поступила в редакцию 12.12.17
УДК 378
Davletova K.B, methodologist, teacher of additional education, Center for Creative Development "Na Vasilievskom"
(St. Petersburg, Russia), E-mail: klarad@list.ru
PROJECT FORUM OF TEACHERS ON THE DIRECTION OF "ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS". At present, there are contradictions between the social order for the introduction and use of the opportunities of MKT and EMI in pedagogical practice and the deficit of qualified pedagogical personnel, carried out this type of activity in the system of additional education of children; between the demand for professional development of music teachers who apply MKT and EMI in the teaching practice of the institutions of DOD and the insufficient development of the content and technology of such training. After analyzing the current situation and assessing the level of professional competence based on the results of the survey, questionnaires of teachers, the authors developed this project. The project consists of subprograms and unites teachers-musicians of general education schools, the system of additional education, pre-professional education of St. Petersburg and the regions of Russia as colleagues and partners, teachers and musicians, united by one interests and goals.
Key words: teacher, advanced training courses, digital keyboards, professional development, creative activity.
К.Б. Давлетова, методист, педагог дополнительного образования, Центр творческого равзития и гуманитарного
образования «На Васильевском», г. Санкт-Петербург, E-mail: klarad@list.ru
ПРОЕКТ-ФОРУМ ПЕДАГОГОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
В настоящее время отмечаются противоречия между социальным заказом на внедрение и использование возможностей МКТ и ЭМИ в педагогической практике и дефицитом квалифицированных педагогических кадров, осуществляющих данный вид деятельности в системе дополнительного образования детей; между востребованностью в профессиональном развитии педагогов-музыкантов, применяющих в педагогической практике МКТ и ЭМИ в учреждениях ДОД и недостаточной разработкой содержания и технологии такой подготовки.
Проанализировав сложившуюся ситуацию и проведя оценку уровня профессиональной компетентности по результатам опроса, анкетирования педагогов, мы разработали данный проект. Проект состоит из подпрограмм и объединяет педагогов-музыкантов общеобразовательных школ, системы дополнительного образования, предпрофессионального образования Санкт-Петербурга и регионов России как коллег и партнеров, педагогов и музыкантов, объединенных одними интересами и целями.
Ключевые слова: педагог-музыкант, курсы повышения квалификации, цифровые клавишные синтезаторы, профессиональное развитие, творческая деятельность.
Изменения информационной образовательной среды, модернизация российского образования предъявляют новые требования к уровню профессионального развития педагогов, диктуют необходимость разработки специального методического обеспечения для обучения педагогов дополнительного образования, которое должно в большей степени учитывать их профессионально-личностные особенности, условия работы в учреждениях дополнительного образования детей. Большую роль в этом процессе играет подготовка специалистов, обладающих современ-
ными знаниями, организаторскими способностями, умениями решать нестандартные задачи в условиях постоянно меняющейся информационной образовательной среде (ИОС), учитывающей реальные возможности и основания её высокотехнологичной составляющей. Данные требования соответствуют основным положениям Концепции модернизации российского образования, Концепции развития дополнительного образования детей, в которых фиксируются такие важные задачи образования, как формирование современной системы сопровождения непрерывного
профессионального развития педагогических кадров системы дополнительного образования детей (ДОД), поддержка создания и деятельности профессиональных сообществ педагогов сферы дополнительного образования детей, поддержка проектов, включающих информационные и медийные технологии.
Обоснование актуальности проекта
Профессиональное развитие педагогов-музыкантов в ИОС характеризуется инновационной направленностью и определяется рядом обстоятельств: социально-экономическими преобразованиями, развитием системы дополнительного образования, необходимостью внедрения современных информационных средств обучения, обновлением содержания и технологий, форм и методов обучения; усилением значимости профессии педагога дополнительного образования, повышением его профессионального мастерства и квалификации. Востребованными становятся такие компетенции, как способность меняться, мыслить сложными категориями, креативное мышление, использование новых технологий, ответственность. Становятся незаменимыми в профессиональной деятельности педагога-музыканта такие компоненты ИОС, как музыкально-компьютерные программы и электронно-цифровые музыкальные инструменты, а также готовность педагога работать с открытыми образовательными ресурсами, применять в профессиональной деятельности электронные образовательные ресурсы, мобильные технические устройства и др.
В основе проекта - работа с педагогами и методистами системы дополнительного образования детей с целью повышения их профессиональной компетентности в области освоения и применения современных информационных технологий и электронно-цифровых музыкальных инструментов. Необходимость разработки такого проекта имеет несколько оснований. Прежде всего, возрастающий интерес современных детей и подростков к информационным технологиям и электронно-цифровым музыкальным инструментам - возрастающий социальный заказ на внедрение и использование возможностей музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [1; 2; 3; 4] и электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [5; 6; 7; 8] в педагогической практике, дефицит квалифицированных педагогических кадров, осуществляемых данный вид деятельности в системе дополнительного образования детей; противоречия между востребованностью в профессиональном развитии педагогов-музыкантов, применяющих в педагогической практике МКТ и ЭМИ в учреждениях ДОД и недостаточной разработанностью содержания и технологии такой подготовки; между необходимостью реализации практики использования МКТ и ЭМИ в музыкальном воспитании детей, подготовки педагогов к данному виду деятельности и недостаточным количеством (отсутствием) программно-методических материалов, обеспечивающих профессиональное развитие педагогов-музыкантов в ИОС [9; 10; 11].
Теоретическая значимость проекта
Разработка проекта обусловлена необходимостью повышения профессиональной компетентности педагогов-музыкантов, изучения и освоения педагогами МКТ и ЭМИ, средств ИКТ.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, проведя оценку уровня профессиональной компетентности, по результатам опроса, анкетирования педагогов, мы разработали проект, предназначенный для осуществления данной стратегии в реальность - развитие профессиональной компетентности педагогов-музыкантов в иОс. Проект, состоит из подпрограмм, в которые входят такие формы обучения, как курсы повышения квалификации, дистанционные курсы, научно-практические конференции, семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, а также сетевые формы взаимодействия [12].
Практическая значимость проекта
Программы прошли апробацию и реализуются в течение 9 лет. За это время более 600 педагогов Санкт-Петербурга, Ленинградской области и регионов России приняли участие в семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах, проектах. Анкетирование и отзывы педагогов показало высокую степень востребованности реализации данного проекта для педагогических работников.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов-музыкантов системы дополнительного образования детей.
Задачи:
- разработка системной организации повышения квалификации педагогов в области освоения современных МКТ;
- создание условий для непрерывного процесса профессионального и личностного роста педагогов;
- разработка и реализация методических мероприятий для расширения и закрепления знаний, навыков профессиональной деятельности, профессионального развития;
- создание условий для демонстрации лучших педагогических практик и обмена профессиональным опытом между педагогами;
- развитие социальных образовательных сетей как способа обмена информацией и возможностей для реализации образовательных проектов, происходящих в системе ДОД как формата открытости и гласности.
Проект может быть рекомендован методистам, педагогам дополнительного образования музыкального направления.
Содержание проекта: подпрограммы - составляющие проекта
Проект реализуется через совокупность взаимосвязанных подпрограмм, содержательно и методически различно организованных:
Курсы повышения квалификации
Учебно-методическое объединение методистов и педагогов учреждений дополнительного образования детей по направлению и «электронные музыкальные инструменты»
Научно-практические конференции
Организация и проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов
Конкурсы электроакустической музыки
Инновационные проекты, популяризирующие МКТ и ЭМИ
Педагогические мастерские «Педагог - мастер и его класс»
Образовательно-издательский проект «Обучая, обучаюсь»
Важными задачами подпрограмм являются повышение мотивации участников проекта к профессиональному диалогу, педагогическому творчеству, профессиональному развитию в целом. Кроме того, проект позволяет решить проблему «выращивания внутренних тренеров», поскольку каждый участник имеет возможность заявить себя в качестве ведущего программы. Формат подпрограмм, как показывает практика, помогает в короткие сроки влиться в работу программы новым педагогам, участие является добровольным. В начале учебного года педагогам предоставляется план работы и возможность выбрать и заявиться на те мероприятия, тематика и формы проведения которых интересны, важны и значимы для их профессионального развития.
Проект представляет интерактивную направленность. «Интерактив» - interact (inter - взаимный, act - действовать, англ.). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие [13].
Курсы повышения квалификации
Повышение квалификации мы рассматриваем как целенаправленный процесс обогащения и развития компетенций педагога в различных видах педагогической деятельности, ориентированный на профессиональное и личностное развитие педагога. В методологическую основу организации учебного процесса повышения квалификации педагогов положены нами теоретические наработки концепции непрерывного образования взрослых, в которой педагог выступает как активный и самостоятельный субъект, образование которого не заканчивается с получением диплома о профессиональном образовании [14]. При этом необходимо учитывать такие особенности обучения, как наличие собственного профессионального опыта педагога. С одной стороны имеющийся опыт педагога можно использовать организаторам повышения квалификации, с другой стороны, имеющийся опыт предполагает существование определенных стереотипов, от которых нужно избавляться для того, чтобы процесс повышения квалификации был продуктивным и полезным для профессионального развития педагога.
Цель реализации подпрограммы: раскрыть состояние и перспективы развития педагогики музыкально-компьютерных технологий и электронного музыкального инструментария, изучить основные функциональные возможности электронно-цифровых музыкальных инструментов.
Содержание программ курсов соответствует современным тенденциям развития российского образования и эффективному использованию возможностей информационной образователь-
ной среды, определяющих готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности использованием возможностей электронно-цифровых клавишных синтезаторов, состоит из двух уровней освоения [14]:
- «Инновационные методы и технологии в современном музыкальном образовании» - программа для начинающих педагогов в области освоения современных музыкальных технологий. На данном этапе обучения происходит ознакомление с информационными технологиями, применяемыми в образовании, мобильных средств обучения музыке, освоение технических параметров электронного инструментария, формирование начальных профессиональных навыков аранжировки музыкального произведения, работа со звуком, синтезирование тембров, работа с музыкальными файлами и банками синтезаторов как основы для дальнейшего самостоятельного совершенствования в соответствии с требованиями профессиональной деятельности; готовность к работе с образовательными ресурсами сети Интернет.
- «Искусство аранжировки на электронно-цифровых синтезаторах» - программа второй ступени обучения для педагогов с опытом работы в области электронного музыкального творчества. Программа предусматривает детальную (углубленную) работу над аранжировкой, создание пользовательских стилей, тембров и т.д., а также работу в музыкально-компьютерных программах.
Критерии освоения содержания образовательной программы курсов:
- готовность к работе с компьютером как основным источником управления информации, готовность работать с информацией в компьютерных сетях;
- готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации;
- готовность применять современные информационные методы и технологии для обеспечения учебно-воспитательного процесса и повышения качества результатов образования;
- освоение технических параметров и исполнительских возможностей электронного клавишного инструментария;
- практическое освоение приемов аранжировки на электронно-цифровых музыкальных инструментах;
- внедрять и использовать электронные музыкальные инструменты в образовательном процессе, приобщая детей к высоким образцам музыкальной культуры;
- готовность применять возможности ЭМИ в творческом процессе;
- готовность применять формы, приемы и методы использования клавишного синтезатора в учреждениях ДОД;
- готовность использовать в образовательном процессе презентации, аудио- и видеоматериалы, музыкально-компьютерные программы, электронно-цифровые музыкальные инструменты, учебные и видео- пособия.
Обучение по программе дает возможность освоения основных сведений об использовании ИТ, МКТ, ЭМИ в профессиональной деятельности педагога-музыканта, повышает мотивацию к дальнейшему более глубокому, детальному изучению и освоению средств МКТ. Использование МКТ, ЭМИ в учреждениях дополнительного образования детей поднимает на качественно новый уровень результаты обучения и воспитания, позволяет существенно расширить ресурсные возможности по работе с педагогами, обучающимися, их родителями [15].
Учебно-методическое объединение методистов и педагогов учреждений дополнительного образования детей по направлению и «электронные музыкальные инструменты»
Функционирует на базе Дворца творчества юных. Профессиональное объединение решает проблемы дидактического и методического характера в образовательном процессе, осуществляет поддержку инновационной, исследовательской, научно-методической и опытно-экспериментальной деятельности в дополнительном образовании, способствует развитию творческого потенциала педагога-музыканта, совершенствованию его профессионального опыта, а также развитию новых граней общения среди коллег в современной ИОС.
Научно-практические конференции
Цель реализации подпрограммы: обмен научной информацией и презентация лучшего педагогического опыта, повышение профессиональной компетентности педагога.
Конференции посвящены актуальным проблемам и новым тенденциям в системе общего и профессионального музыкаль-
ного образования, а также использованию новых ИТ в музыкальном образовании:
- городская конференция «Опыт, проблемы и перспективы развития игре на клавишных инструментах» - проводится в рамках ГУМО с 2015 года;
- всероссийская конференция Музыкальные диалоги» проводится в рамках ГУМО с 2013 года;
- международная конференция «Современное музыкальное образование» проводится совместно СПб консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова и РГПУ им. А.И. Герцена, секция «электронные музыкальные инструменты» проводится совместно с ГУМО.
Организация и проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов с участием ведущих специалистов в области современных музыкальных технологий.
Цель реализации подпрограммы: демонстрация лучших педагогических практик, дидактические - освоение функций и возможностей ЭМИ, МКТ, ознакомление с новыми направлениями в электронном музыкальном творчестве и образовании, стимулировании мотивации к самосовершенствованию и самообразованию педагогов, формирование профессионального развития педагога, обмен опытом [1б].
Всего за время реализации проекта проведено около 35 семинаров, мастер-классов, круглых столов.
Конкурсы электроакустической музыки - как поле создания среды творческого и профессионального развития педагогов, работающих с электронными музыкальными инструментами.
• Всероссийский конкурс электроакустической музыки «Demo» проводится с 2009 г. на базе ЦТР и ГО «На Васильевском»;
• Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыкальные диалоги» - номинация «Клавишный синтезатор» проводится с 2012 г. на базе ЦТР и ГО «На Васильевском»;
• Городской фестиваль начинающих исполнителей на электронных музыкальных инструментах «Крошка ЭМИ» проводится с 2014 г. на базе ЦТР и ГО «На Васильевском»;
• Открытый районный конкурс «Мой электронный мир» проводится с 2012 г. на базе ЦВР Центрального района;
• Всероссийский конкурс «КЛАРИНИ XXI века» проводится с 2017 г. на базе РГПУ им. А.И. Герцена.
Цель реализации подпрограммы: развитие информационных технологий в музыке, выявление и поддержка талантливых детей в области исполнительства и аранжировки на электронно-цифровых музыкальных инструментах, расширение репертуара, презентация лучших достижений учащихся, стимулирование профессионального роста педагогов.
Проведение конкурсов направлено на развитие информационных технологий в музыкальном образовании, а также выявление и поддержку талантливых детей и молодежи - аранжировщиков, авторов, применяющих электронные музыкальные инструменты и электронные музыкальные технологии в исполнительской практике [17].
Инновационные проекты, популяризирующие МКТ и ЭМИ в системе общего и предпрофессионального музыкального образования.
Проект, как активная, результативная педагогическая технология, позволяет стимулировать творческое начало, гармоническое развитие личности, сформировать ее объемное 3-D сознание, способное к адекватному восприятию многообразной картины мира. Проекты представляют программы комплексного обучения детей и педагогов, включающие занятия в разнообразных формах: творческая практическая деятельность с использованием МКТ, фестивали, семинары и занятия, включающие разные виды деятельности (изучение культуры и истории страны, ознакомление с национальной музыкальной культурой страны и творчеством музыкантов, композиторов, путешествие).
• Фестивальный проект-путешествие «По дорогам королей» (Финляндия, Швеция, Эстония, Франция) 2005 - 2012 гг. -концерты, фестивали исполнителей на электронных музыкальных инструментах, семинары для педагогов, посещение школ, общение детей и педагогов.
• Проект «Культурное погружение» - летний отдых и занятия с детьми (Франция, Испания - Средиземноморье) - изучение культуры и истории стран, творчества композиторов и художников, поездки в поселения, в которых проживали известные композиторы, художники, поэты и писатели. Музыкальные занятия, включающие МКТ, слушание музыки, изучение музыкальных стилей, занятия по изучению языка, истории, пленэры.
Цель реализации подпрограммы: обмен опытом, профессиональное общение педагогов и учащихся, изучение истории, культуры, ознакомление с разными тенденциями и направлениями в музыкальном искусстве, популяризация исполнительства на ЭМИ.
Педагогические мастерские «Педагог - мастер и его класс» проводятся ГУМО совместно со специалистами учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им А.И. Герцена и преподавателями СПб консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова [17]:
• Педагогическая мастерская «МКТ в системе общего, профессионального, инклюзивного и дополнительного музыкального образования». 20.10.2014 г.
• Педагогическая мастерская «Демонстрация творческого опыта и подробный комментарий по созданию электронной аранжировки на синтезаторах». 29.10.2015 г
• Педагогические мастерские в рамках цикла научно-творческих мероприятий «МКТ и ЭМИ инструменты в Школе цифрового века». 30.09. 2016 г., 3.10. 2016 г.
Цель реализации подпрограммы: создание условий для профессионального общения педагогов, профессиональное самосовершенствование педагога, при котором формируется собственный позитивный опыт [18].
Концерты - презентации с участием педагогов, учащихся и музыкантов в области электронного музыкального направления С.-Петербурга и регионов России.
Цель реализации подпрограммы: профессиональное общения и обмен опытом, демонстрация лучших педагогических практик, развитие творчества и исполнительского мастерства на электронно-цифровых музыкальных инструментах. Форма «Концерт-презентация» детского творчества дает возможность увидеть реальные результаты работы педагога, возможность прокомментировать особенности аранжировки представленной композиции, ответить на вопросы коллег, а также рассказать о методах работы над конкретным музыкальным проектом [19].
Образовательно-издательский проект «Обучая, обучаюсь» включает в себя учебно-методические пособия, методические разработки и статьи педагогов, специалистов в области развития современных информационных технологий в музыкальном образовании.
Цель реализации подпрограммы: представление лучшего педагогического опыта.
- Учебно-методическое пособие «Обучая, обучаюсь». Авторы Давлетова К.Б., Майорова Е.А. СПб.: Изд-во «Союз художников», I часть - 2012 г., II часть - 2016 г. Пособие рекомендовано Комитетом по образованию правительства Санкт-Петербурга в качестве учебно-методического пособия для слушателей курсов «Инновационные методы и технологии в современном музыкальном образовании», «Искусство аранжировки на цифровых синтезаторах», для начинающих педагогов и в качестве дидактического материала для педагогов и учащихся класса клавишных синтезаторов. Цели, которые ставят перед собой авторы: обобщение многолетнего педагогического опыта; сохранение традиций петербургской музыкальной школы, обозначение перспективы и поэтапности обучения современного ребенка как творческой личности, музыканта, исполнителя, аранжировщика.
- Методическое пособие в двух частях, сочинения и переложения для синтезатора «Синтезатор и я - лучшие друзья», с аудио и видео приложениями. Автор В.Я. Бойко. СПб.: Изд-во «Композитор», 2014 г.
- Сборник статей «Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства», под редакцией И.Б. Горбуновой, К.Б. Давлетовой. СПб.: ФГБОУВО «РГПУ им. А.И. Герцена», 2017 г. В сборнике представлены статьи педагогов, работающих в области преподавания цифровых музыкальных инструментов. Рассмотрены проблемы развития и становления исполнительского мастерства на ЭМИ в контексте основных принципов общего музыкального образования, представлены методические разработки и методические рекомендации по освоению возможностей электронного инструментария;
- Сборник статей «Электронные музыкальные инструменты. Конкурс электроакустической музыки DEMO», под редакцией И.Б. Горбуновой, К.Б. Давлетовой. СПб.: ФГБОУВО «РГПУ им. А.И. Герцена», 2017 г. В сборнике представлены статьи и методические разработки педагогов - участников конкурса DEMO, который проводится в ЦТР и ГО «На Васильевском» с 2009 года;
- Электронная фонотека - компакт диски с работами пе-
дагогов и учащихся, композиции, мюзиклы, песни, фонограммы, театральные постановки и др. Всего 25 CD и DVD дисков. Условия реализации проекта Материально-техническая база:
- не менее 10 синтезаторов современных моделей (Yamaha PSR - S 950, 970)
- коммутация для синтезаторов: стойки, наушники, колонки;
- интерактивный экран и проектор;
- видеоаппаратура для проектирования клавиатуры синтезатора на экран во время показа педагога;
- компьютер или ноутбук;
- музыкально-компьютерные программы. Информационно-методическая база:
- учебно-методические пособия;
- нотный и дидактический материал;
- компакт диски;
- аудио и видеоматериалы;
- электронные образовательные ресурсы: Нотные архивы
Музыкальные сайты Информационные сайты Электронные нотные библиотеки Периодические издания Примеры некоторых ЭОР:
Сайт «Школа музыки online» https://sites.google.com/site/ muzykaicifra/ разработан в помощь учителям музыки общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования, преподавателям детских музыкальных школ, студентам музыкальных колледжей и вузов, учащимся и родителям. На сайте музыкальный компьютер представлен как самостоятельный программируемый инструмент и помощник при обучении музыке. Также представлена информация о конференциях, конкурсах, курсах повышения квалификации. Пользователи сайта могут разместить свои проекты и творческие работы учащихся, получить консультации ведущих специалистов в области современных музыкальных технологий. Получить ответы на интересующие вопросы и принять участие в мастер-классах online.
«(Нотный архив Бориса Тараканова» http://notes.tarakanov. net/. Портал, на котором представлен нотный материал самых разнообразных жанров и стилей (от барокко, народной, классической музыки до джаза, современной музыки и т.д.).
International Music Score Library Project (IMSLP, Международный проект библиотеки музыкальных партитур) http://imslp. org/ Музыкальная библиотека, содержащая все свободные партитуры, перешедшие в общественное достояние как по давности времени, так и добровольно переданные композиторами, желающими поделиться ими с миром.
«Нотная библиотека eNotka» http://enotka.com/ «еНотка» - это открытый нотный интернет архив, в который могут пользователи могут загружать свои авторские ноты, а также популярные ноты других композиторов. Нотный архив предоставляет удобство быстрого поиска произведений, категоризацию по алфавиту, по автору, по категории и по языку, а также возможность обсуждения актуальных тем и вопросов, связанных с развитием современных технологий в музыке.
Учебник по Sound Forge. На сайте представлены и другие электронные версии компьютерной литературы http://www.books. everonit.ru/ZZSoundForge/index.html
Портал Интернет-обучения E-edukation.ru [Электронный ресурс] http: //www.e-edukation.ru
Google Apps Education Edition http://www. Google.com/a/help/ intl/en/edu/index.html
Литература по мультимедиа, самоучители по Cubase, Sound Forge, виртуальному звуку, записи лазерных дисков, компьютерной музыке, созданию видеофильмов.
Заключительный (экспертно-оценочный) этап проекта Этот этап включает оценивание результатов освоения педагогами ключевых материалов проекта:
- Освоение основных учебных тем, материалов программ курсов повышения квалификации.
- Выполнение педагогом зачетных работ по темам программ курсов.
- Овладение стратегией обучения электронным музыкальным технологиям в заданном формате.
- Стимулирование самообразования педагогов интерактивными средствами.
- Реализация творческой активности при использовании современных технологий записи и исполнения музыки.
- Активное участие педагогов в конференциях, семинарах и мастер-классах.
- Активная публикационная деятельность педагогов.
- Итоговая аттестационная работа слушателя курсов, в основе которой создание аранжировки, запись на многодорожеч-
Библиографический список
ный секвенсер и презентация выполненной работы с комментариями.
- Представление работ учащихся, выполненных под руководством педагога, на конкурс DEMO.
- Анкетирование
- Одной из форм контроля может стать книга отзывов слушателей.
1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1. С. 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/1_5.html
3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудио-визуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития, 2014; 19: 162 - 168.
4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016: 224 - 228.
5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 2: Музыкальные синтезаторы: учебное пособие, 2010.
6. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.
7. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.
8. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.
9. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.
10. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.
11. Горбунова И.Б. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой. Музыка в школе. 2010; 4: 11 - 14.
12. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы межд. научно-практич. конф. Под общ. ред. И.Б. Горбуновой, Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011: 30 - 34.
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов вузов. 2-е изд., стер. М.: Academia, 2005.
14. Давлетова К.Б. Формирование информационно-образовательной среды педагога-музыканта. Проблема человека в педагогических исследованиях: сборник научных статей Всероссийского Симпозиума молодых ученых 26 - 28 апреля 2017 года. Ред. совет: С.А. Писарева, И.В. Гладкая. Ю.С. Матросова, Н.М. Федорова, Т.Б. Шурилова. Санкт-ПетербургИзд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017.
15. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 125 - 131.
16. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего образования. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Сост. И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017: 25 - 35.
17. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Информационная компетентность педагога-музыканта системы дополнительного образования детей. Теория и практика общественного развития. 2015. № 21: 254 - 258.
18. Давлетова К.Б. Методическое сопровождение образовательного процесса педагога-музыканта системы дополнительного образования детей в классе электронных музыкальных инструментов. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. Методология обучения: сборник научных статей по материалам международной научной конференции 1 - 13 апреля 2016 года. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016: 125 - 128.
19. Давлетова К.Б. О результатах исследования готовности использования МКТ и ЭМИ в профессиональной деятельности педагогов-музыкантов. Мир науки, культуры, образования, 2015; 4 (64): 158 -164.
References
1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1. S. 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html
3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audio-vizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya, 2014; 19: 162 - 168.
4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost' Sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 2016: 224 - 228.
5. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii vmuzyke. T. 2: Muzykal'nye sintezatory: uchebnoe posobie, 2010.
6. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.
7. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.
8. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.
9. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.
11. Gorbunova I.B. Novye hudozhestvennye miry. Interv'yu professora RGPU im. A.I. Gercena I.B. Gorbunovoj. Muzyka v shkole. 2010; 4: 11 -14.
12. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhd. nauchno-praktich. konf. Pod obsch. red. I.B. Gorbunovoj, Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011: 30 - 34.
13. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskííslovar': dlya studentov vuzov. 2-e izd., ster. M.: Academia, 2005.
14. Davletova K.B. Formirovanie informacionno-obrazovatel'noj sredy pedagoga-muzykanta. Problema cheloveka v pedagogicheskih issledovaniyah: sbornik nauchnyh statej Vserossijskogo Simpoziuma molodyh uchenyh 26 - 28 aprelya 2017 goda. Red. sovet: S.A. Pisareva, I.V. Gladkaya. Yu.S. Matrosova, N.M. Fedorova, T.B. Shurilova. Sankt-PeterburgIzd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2017.
15. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 125 - 131.
16. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego obrazovaniya. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Sost. I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2017: 25 - 35.
17. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Informacionnaya kompetentnost' pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015. № 21: 254 - 258.
18. Davletova K.B. Metodicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v klasse 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentov. Novye obrazovatel'nye strategii v sovremennom informacionnom prostranstve. Metodologiya obucheniya: sbornik nauchnyh statej po materialam mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 1 - 13 aprelya 2016 goda. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2016: 125 - 128.
19. Davletova K.B. O rezul'tatah issledovaniya gotovnosti ispol'zovaniya MKT i 'EMI v professional'noj deyatel'nosti pedagogov-muzykantov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2015; 4 (64): 158 -164.
Статья поступила в редакцию 12.11.17
УДК 378
Dilkov A.G., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Vice Rector for Creative and International Activities, Magnitogorsk State
Conservatory (Academy) n.a. M.I. Glinka (Magnitogorsk, Russia), E-mail: adylkov@magkmusic.com
GOOGLE SERVICES FOR EDUCATION AS PART OF ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT OF A CONSERVATORY. In the article the researcher observes G Suite for Education Services as part of electronic information and education environment (EIEE) of art profile higher education institution. The expediency and efficiency of use of cloud services in structure of the EIEE is shown. In the article considers examples of the usage of some G Suite services in music education on the group disciplines of college and conservatory related with musical and computer technologies. The Google Classroom Service which can become the effective tool of the teacher as electronic maintenance of educational process and also be applied as distance learning instrument is considered.
Key words: musical education, innovation educational technologies, information technologies, G Suite for Education.
А.Г. Дыльков, канд. ф.-м. наук, проректор по творческой и международной деятельности Магнитогорской
государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, г. Магнитогорск, E-mail: adylkov@magkmusic.com
СЕРВИСЫ GOOGLE ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
КАК ЧАСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
КОНСЕРВАТОРИИ
В статье рассмотрены облачные сервисы Google для образовательных организаций (G Suite for Education) как часть электронной информационно-образовательной среды вуза художественного профиля. Показана целесообразность и эффективность использования облачных сервисов в структуре электронной информационно-образовательной среды. Приведён пример использования некоторых сервисов G Suite в музыкальном образовании на групповых дисциплинах колледжа и консерватории (бакалавриат, специалитет), связанных с музыкально-компьютерными технологиями. Рассмотрен сервис Google Класс, который может стать эффективным инструментом преподавателя в качестве электронного сопровождения учебного процесса, а также применяться в качестве дистанционного обучения.
Ключевые слова: музыкальное образование, инновационные образовательные технологии, современные информационные технологии, сервисы Google для образовательных организаций.
Современный образовательный процесс в высшей школе нельзя представить без активного использования информационных и компьютерных технологий, учитывая требования ФГОС ВО о необходимости наличия, функционирования и активного использования студентами и преподавателями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) вуза. Система личных кабинетов обучающихся и преподавателей, действующая в рамках электронной информационно-образовательной среды образовательной организации, позволяет преподавателям (прежде всего групповых дисциплин) персонализировать учебный процесс. Другие возможности электронной информационно-образовательной среды способствуют упрощению и расширению доступа к учебной информации, а также способствуют простому и эффективному взаимодействию участников образовательного процесса.
Следует отметить, что построение информационных систем, позволяющих реализовать требования ФГОС ВО в области электронной информационно-образовательной среды, на практике оказывается необычайно трудоёмким и финансово затратным вопросом для художественных вузов. Серьёзным технологическим подспорьем здесь могут стать активно развивающиеся сегодня облачные технологии и серверные решения, предоставляемые различными компаниями. Под облачными технологиями понимают системы обработки данных, вычислительные и компьютерные мощности, предоставляемые конечным пользователям как Интернет-сервис [1]. К таким возможностям, в частности, относятся Сервисы Google для образовательных организаций (G Suite for Education), предоставляемые государственным учреждениям на бесплатной основе по типу SaaS (Software as a Service), т.е. когда готовые прикладные программы или приложения доступны конечным пользователям через обозреватель Интернета [1].
Известен опыт применения указанных сервисов в педагогическом образовании [2; 3; 4], в качестве организации самостоятельной работы студентов [5], в системе дополнительного профессионального музыкального образования (в процессе
организации курсов повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки - [6; 7]), а также как инструмент организации работы преподавателя [8]. С точки зрения ФГОС ВО, Сервисы Google для образовательных организаций - комплект облачных (серверных) решений, обеспечивающий эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет. В него входят все сервисы стандартной учётной записи Google (аккаунта), среди которых:
• электронная почта (Gmail),
• голосовая связь, обмен мгновенными сообщениями и видеозвонки (Google Hangouts),
• офисные приложения Google - документы, таблицы, презентации, формы, диск (хранилище) и др.,
• календарь,
• бесплатные сайты,
• социальная сеть (Google+)
• переводчик, фото и другие сервисы.
В корпоративном варианте этот список дополняется приложениями:
• Электронный учебный класс (Google Класс) - сервис, который может использоваться в качестве электронного сопровождения учебной дисциплины (а также в качестве организации дистанционного обучения).
• Сейф - архивация и хранение переписки электронной почты, чатов.
Кроме того, корпоративный вариант дополняется серьёзными преимуществами, среди которых:
• профессиональная корпоративная электронная почта в домене учреждения (вместо стандартного @gmail.com) с высокой защитой от спама (нежелательной почты);
• общий доступ к Диску, Календарю, офисным приложениям и др. в домене организации;
• неограниченное дисковое пространство на Диске и в Электронной почте;