Научная статья на тему 'Музыкально-эстетический вкус и его роль в формировании художественной культуры будущих учителей музыки'

Музыкально-эстетический вкус и его роль в формировании художественной культуры будущих учителей музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2101
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВКУС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Остапенко Елена Александровна

В статье поднимаются вопросы, связанные с формированием художественной культуры студентов музыкальных факультетов на основе развития их музыкально-эстетического вкуса, а также вопросы, связанные с осмыслением критических оценок, направленных на осознание ценностных установок, необходимых для будущих учителей музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкально-эстетический вкус и его роль в формировании художественной культуры будущих учителей музыки»

Раздел VII. Музыкальное образование

УДК 781 ББК 85.310.7

Е. А. Остапенко

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

Аннотация. В статье поднимаются вопросы, связанные с формированием художественной культуры студентов музыкальных факультетов на основе развития их музыкально-эстетического вкуса, а также вопросы, связанные с осмыслением критических оценок, направленных на осознание ценностных установок, необходимых для будущих учителей музыки.

Ключевые слова: Духовная культура, эстетический и музыкальный вкус.

E. A. Ostapenko

MUSICAL AND ESTHETIC TASTE AND ITS ROLE IN FORMATION OF ART CULTURE

OF FUTURE TEACHERS OF MUSIC

Abstract. In article the questions connected with formation of art culture of students of musical faculties on the basis of development of their musical and esthetic taste, and also the questions connected with judgment of critical evaluations, the valuable installations directed on understanding necessary for future teachers of music are brought up.

Key words: Spiritual culture, esthetic and musical taste.

Становление человека в художественном пространстве культуры предполагает строительство мира вкусов, убеждений и мнений о мире, в котором он живет. Духовная культура общества XXI века во многом будет зависеть от того, какие эстетические впечатления получит молодое поколение. Но в данное время особенно остро встает проблема несоответствия подлинной художественной культуры тому, что предлагается современной массовой культурой потребления.

Поскольку музыка живет только в звучании, то не существует никакого другого способа пережить опыт, доставляемый музыкой, как только слушать, либо исполнять ее. Определенная сложность мира музыки, заключается, с одной стороны в том, что музыка выступает как продукт культуры, истории, традиции, коллективной мудрости, как мощный фактор социальных взаимодействий. Все это предполагает объективный подход к ней. Но, с другой стороны, этот объект существует только потому, что вырастает из опыта и питается опытом индивидуальным, интимным, субъективным.

Важно развить в человеке потребность в приобретении этого опыта, потребность эстетического суждения, без наличия которого нельзя представить себе слушателя, имеющего свои запросы к музыке, свое отношение, свои требования, вкусы.

Для реализации эстетического опыта, восприятия красоты и искусства человек должен обладать определенной специфической способностью. Эта специфическая способность призвана выявлять, чувствовать прекрасное и высокую художественность искусства, отличать прекрасное от пошлого, безобразного, низкого художественного уровня в искусстве. Именно эту способность называют художественным вкусом. Данный термин впервые употребил испанский мыслитель Грасиан в 1646 году, обозначив так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасного и произведений искусства. «Вкус - способность человека, подобная интеллекту, но если интеллект интересует истина, заключенная в предмете, то вкус интересуется красотой тех же предметов... Вкус помогает создавать шедевры искусства и правильно оценивать их, выявляя в них прекрасное» [1, 172].

Художественно-эстетический вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностей. Не случайно в своей книге «Ницше и пустота» М. Хайдеггер отмечает, что «когда верховные ценности обесцениваются, возникает ощущение, что все идет только к худшему и к пустоте» [6, 138]. Наличие эстетического вкуса проявляется как пропорциональность внутреннего и внешнего, как гармония духа, социального поведения. Эстетический вкус во многом способствует социальной реализации личности и отражает уровень самоопределения человеческой индивидуальности. Он не сводится к простой способности эстетической оценки, а стремится к присвоению или отрицанию

культурной, эстетической ценности. Так что правильнее будет определить эстетический вкус как способность личности к индивидуальному отбору эстетических ценностей, а тем самым и к саморазвитию, самоформированию. Действительно, человек, обладающий эстетическим вкусом, отличается индивидуальным внутренним духовным миром, который определяется социальными ценностями и преимуществами.

Отсутствие эстетического вкуса порождает в человеке такое качество, как всеядность, которая характеризует недостаточность личностного отношения к миру, неспособность отобрать из богатства культуры те ценности, которые в наибольшей мере развивают, дополняют, шлифуют природные задатки, способствуют профессиональному, гражданскому, нравственному совершенствованию личности.

По своим ценностным функциям художественный (или эстетический) вкус выступает средством ориентации индивида и в мире музыки. В ценностном отношении к предмету искусства когнитивные и перцептивные процессы оказываются слитыми воедино, а последние даже преобладают. Именно переживание служит организующим и направляющим моментом ценностного процесса познания искусства, ему принадлежит созидательная роль в становлении художественной ценности в эстетическом сознании человека. Чувство наслаждения является могучим стимулом формирования эстетической потребности.

Музыкальный вкус, как и вкус эстетический, не есть врожденное качество личности, и его нельзя сводить к области психофизиологических инстинктов, к каким-либо реакциям. Это социальная способность человека, которая формируется, как и многие другие социальные способности, в процессе воспитания и образования человека.

Подлинный смысл понятия «музыкально-эстетический вкус» не может быть понят и оценен во всей глубине без проецирования его на понятие «культура», которое определяется как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека..., а в более узком смысле - сфера духовной жизни людей» [4, 221-222]. Понятие «культура» неразрывно связано с проблемой ценности в эстетическом воспитании. Высшие ценности (жизнь, свобода, добро, истина, справедливость, любовь) и ценности художественно-эстетические (красота, прекрасное, возвышенное) формируют личность и выступают как элементы содержания образования, в частности, музыкального.

Понятие «культура» фиксирует информационную характеристику общества. Под информацией здесь понимается совокупность средств, имеющихся в распоряжении того или иного сообщества, которые направляются им на установление специфического для данного общества внутреннего порядка. Своеобразие этих средств прямо сказывается на своеобразии организованности общества. Вот почему культура воспринимается как индивидуальная характеристика общества.

Культура одновременно выступает и нормой деятельности как определенного сообщества, так и индивида, причем творческой деятельности. В этом смысле можно сказать, что культура императивна, так как здесь понятие «норма» всегда располагается между свободой и необходимостью, оно обладает системой саморегуляций. Но эта же система призвана обеспечить культуре общества относительную равновесность её сложнейших связей и структур.

Проблема изучения духовных ценностей, их производство и потребление особенно остро встает в период перестройки сложившейся системы и поиска новых культурных оснований. Культура современного времени во многом переоценила значение «прекрасного» в искусстве. Как отмечает В. Бычков, сегодня культура - «бессистемная система малых и больших сдвигов, смещений всего и вся в сознании, в психологических состояниях, в смысловых полях.

Прерывистость, фрагментарность, дисгармоничность, иронизм, эклектизм, эротизм - характернейшие черты пост-культуры. В частности, в сфере художественной культуры XX век предстает как глобальная система «деконструкции» и перестройки всей системы художественно-эстетического сознания и креативной практики» [1, 357]. Данное обстоятельство указывает на необходимость создания системы культуры, которая включала бы в себя диктуемые интересами общества и проверенные многолетним человеческим опытом производство и потребление духовных ценностей.

Вопрос о ценностях относится к числу «неиссякаемых», «вечных». Ценностное отношение к произведениям искусства возникает в процессе их постижения, проникновения в аксиосферу искусства, то есть в мир художественных ценностей.

Если исходить из того, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура - это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой - показатель уровня этой общей культуры.

Достаточно емкое понятие «музыкальная культура» включает в себя прежде всего нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности. Знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение)

также входит в понятие «музыкальная культура». Музыкальную культуру определяют и музыкальные творческие способности, без которых невозможен успех музыкальной деятельности.

А. Сохор отмечает, что музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования. «Музыкальное произведение может стать эмоциональным документом эпохи и общества..., оно скажет то, чего мы не узнаем ни из каких иных документов» [5, 90]. Музыка, как и другие искусства, воздействуя на человека, «социализирует» личность, выводит его из рамок индивидуального, так как «подключает» его к эстетическим идеалам, морали и идеологии определенной социальной группы.

Специфика музыкальной культуры состоит в том, что основным средством представлений, отношений, смыслов, признаваемых существенными для данного сообщества, данной эпохи являются отношения по поводу создания, воспроизведения и восприятия музыки. С этой точки зрения звучащий музыкальный текст оказывается средством общественного взаимодействия, он является системообразующим звеном, которое объединяет доминирующие элементы системы музыкальной культуры, оставаясь носителем духовных ценностей.

Вся многовековая история развития музыки как вида искусства и области художественной деятельности была направлена на то, чтобы возвести своеобразные «границы», которые отделяют бытие музыкального произведения от чистой рациональности и обыденности. Именно поэтому на протяжении всего бытования музыкального искусства постоянно возрастала имманентность музыкальной символики, условности ее языка в мире культурных языков и смыслов.

Символичность языка музыки, символическая природа музыкальной ткани определяют ее самую специфичную черту, причем уровень этой символики обладает предельной концентриро-ванностью. Это можно проследить уже на уровне феномена музыкальной интонации, которая является «первосимволом» музыкальной семантики. Вполне можно согласиться с мнением В. В. Медушевского, что «... воплощать социальную сущность человека музыка может именно потому, что и культуру она научилась "свертывать" в интонацию. До размеров интонации уменьшаются культурные стили, целые художественные эпохи вместе с наполняющим их социально-мировоззренческим содержанием» [2, 43].

Собственно бытие музыкального произведения, в широком смысле проистекающее в культуре, представляет собой сложный процесс. Наиболее значимые уровни этого процесса - конкретно-художественные условия создания («эпоха - автор»); социальное функционирование в межкультурном пространстве, исполнительский процесс («музыкальное произведение - публика»); отношение к навыкам постигать музыкально-прекрасное («произведение - музыкальный процесс»).

Центральной фигурой музыкального процесса, которая задает направленность развития, является композитор. Композитор предстает как художественный субъект, сознание которого есть своеобразный продукт культурной действительности.

Реальная жизнь музыкального произведения осуществляется на уровне его социального функционирования, то есть осуществлении функции исполнения. Собственно говоря, историческое движение музыки протекало в направлении постоянного возрастания функции исполнительства. Исполнение, интерпретация, новое прочтение какого-либо музыкального орша зачастую становилось самостоятельным художественным событием.

Восприятие же музыки, в свою очередь, выступает стороной отношения человека к миру. В момент восприятия музыка становится посредником между моделью мироотношения и индивидом. В каждую эпоху эта модель выступала и выступает как «продукт» исторический, регламентированный определенной внутренней нормой, жестко связанный с понятийностью чувственно-эмоциональных и логически-рациональных структур (что прослеживается при обращении к проблемам теории и истории музыкальных жанров, стилей, музыкальных форм, музыкального языка и др.).

Исследователи-ученые, прослеживая границы и условия понимания музыки, постоянно поднимают вопрос о содержании ее внутреннего мира, о том, что составляет ее универсальную самодостаточность. Несомненно, эту самодостаточность ей придает специфика её абстрагированной образности, но степень понимания этой образности и направленность музыкального развития субъекта во многом зависит от его музыкального опыта, а шире - от культуры, в условиях которой он сформировался. Все то, что музыка «говорит» слушателю - это своеобразный язык, смыслы, духовные ценности, которые можно воспринять только благодаря определенному музыкальному опыту.

Музыкальный опыт не сводим только к слуховому полю. Данный опыт вовлекает всего человека, он «говорит» на языках всех сфер его чувственного восприятия, ума, души и духа. Именно поэтому музыкальный опыт (как и опыт человеческий) универсален, и эта универсальность основывается на том, что для получения полной картины мира необходимы как интеллект, так и чувствования.

В глазах слушателя с богатым музыкальным опытом музыка заслуживает особого внимания, она обладает ценностью и смыслом, которые могут обогатить его внутренний мир. Восприятие музыки целиком и полностью определяется личностью, ее прошлым и настоящим опытом. Субъективный образ музыкального произведения в единстве его содержания и формы определяется искушенным слушателем не только тем, что оно может дать ему, но и тем, что он ищет в нем, его установкой.

Музыкальный опыт в значительной степени определяется культурно-историческим контекстом. Любое суждение о музыке диктуется определенным музыкальным опытом. «Переживать» музыку - значит соучаствовать в ней, быть к ней причастным, а соучастие, причастность -это поведение, формы которого человек усваивает в определенной социальной и культурной среде. Без определенного музыкального опыта, к примеру, слушателю невозможно определить - принадлежит ли какое-либо музыкальное произведение к своей или чужой культуре, насколько оно ценно и жизненно важно для него.

Общеизвестно, что музыкальный опыт субъективен. Человек реагирует не на звучание как таковое, а на свое восприятие - внутренний образ - этого звучания. Ценой большой внутренней работы возникает сложнейшая система его взаимоотношений с внешним миром, с самим собой и с музыкой. Необходимо отметить, что музыкальный опыт основывается на широком поле возможностей и выбора. Выбор всегда носит личностный характер, и зависит он от общего и музыкального воспитания.

Целенаправленным слушанием может обладать только человек, обладающий достаточно высокой способностью сравнивать, соотносить, соединять элементы музыкальной ткани и на этой основе способный распознавать и постигать структурный порядок в музыке. «С постижением целостной формы музыкальный опыт выходит за пределы чисто эстетического. Он внушает чувство универсальности порядка, единства и красоты, с которым слушатель может отождествиться» [3, 24].

В музыке, как отмечает Г. Орлов, слушатель соприкасается с некой новой реальностью, в которой он черпает опыт, недостижимый в его обыденном существовании. «Ценность доставляемого искусством опыта определяется не его новизной самой по себе, но тем, в какой мере оно выявляет скрытые уровни и планы внутренней жизни слушателя, зрителя, читателя и в зависимости от этого формирует его внутреннюю интеллектуальную, эмоциональную, чувственную и духовную среду» [3, 356].

Конкретным установкам и навыкам, определяющим музыкальную компетентность, можно научиться только на собственном опыте практического общения с музыкой, где и формируются навыки музыкально-эстетического вкуса, и в целом общая художественная культура личности.

Развитый музыкальный вкус дает возможность выйти на определенный уровень музыкально-поэтических представлений, он дает возможность отмечать и ценить прекрасное в музыке, т.е. ее содержательность, правдивость и искренность чувств, яркость и убедительность музыкальных образов и всех выразительных средств музыкального произведения. В понятие вкуса включается и эстетическое переживание, которое способствует художественной оценке произведения. Сформированный музыкальный вкус влияет на развитие эмоциональной сферы, творческих способностей студента.

В формировании и развития музыкально-эстетического вкуса большую роль играет музыкальное восприятие. Во-первых, это конечная цель деятельности, на которую направлена творчество композитора и музыканта-исполнителя. Во-вторых, это способ отбора и закрепления различных композиторских приемов, стилистических находок и открытий, которые, в конце концов, становятся частью целостной музыкальной культуры. В-третьих, это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности - от первых шагов ученика к зрелому восприятию авторских произведений.

Природа музыкального искусства, питающая общее художественное чувство человека, обусловливает художественный горизонт музыканта, но без целенаправленного обучения и воспитания этот горизонт рискует остаться узким и неглубоким. Именно поэтому передача знаний от учителя к ученику должна осуществляться в процессе целенаправленного обучения и воспитания. В ходе такой передачи студенты-музыканты должны усваивают основные элементы социального опыта - знания, способы деятельности и содержание эмоционально-ценностного отношения к миру. Своей высшей эффективности при наличии всех методических приемов процесс обучения и воспитания достигает только тогда, когда будущие учителя музыки научатся понимать природу музыки, приобретут опыт общения с искусством, будут глубже чувствовать, понимать и исполнять те музыкальные произведения, которые несут в себе красоту и высокую художественно -эстетическую направленность.

Каждый увлеченный педагог воспринимает урок музыки как ступень к развитию духовной культуры студента. Обращение к высочайшим творениям композиторов различных эпох дает студентам уникальный опыт сопричастности к огромному культурному наследию.

Индивидуальные занятия на музыкальных факультетах - специфическая особенность работы со студентами. Персонифицированность каждого урока по инструменту, вокалу, дирижиро-

ванию дает возможность педагогу непосредственно развивать образно-музыкальное мышление ученика (и, соответственно, его художественный вкус). Музыка на таком занятии является художественной средой развития, и индивидуальный урок практически всегда протекает на неформальном уровне, так как педагог, погружая ученика в круг культурных идей и идей искусства, как бы «подсоединяет» его к вертикали того, что мы называем «художественной культурой». Расшифровывая содержание музыкального произведения, интепретируя нотный текст, ставя перед учеником разнообразные исполнительские задачи, педагог воздействует на творческую функцию исполнителя-ученика и дает предпосылки к проявлению его творческой фантазии.

Предположим, педагог включил в программу по фортепиано такое произведение, как Органная хоральная прелюдия f-moll И. С. Баха в обработке Ф. Бузони. Вряд ли неопытный студент сразу сможет постичь философскую глубину этого шедевра, но задача педагога, помимо исполнительских задач, состоит в том, чтобы найти способы воздействия на осознание его духовной высоты. Здесь может быть привлечен и рассказ о великом режиссере А. Тарковском, который использовал прелюдию в своем фильме «Солярис», сопровождая этим произведением кадры о некой «мыслящей» живой субстанции-планете, действующей на человеческое подсознание. Этот маленький, казалось бы, эпизод уже повлечет за собой возможность познакомиться с произведениями других видов искусства, и возможность ориентировать свое мировоззрение в подходе к музыке.

Обращая внимание на интонационное строение мелодии хорала, педагог вправе привлечь в ассоциативный ряд и живописные полотна художников различных эпох, соответствующих сдержанно-глубокому миру музыки органной прелюдии.

Опытный педагог настраивает своего ученика на состояние увлеченности музыкальным произведением и учит давать оценку его содержательности. Более или менее успешное формирование навыков эстетического суждения о музыкальном произведении связано с навыками первичного, доступного уровню музыкального развития анализа на слух воспринимаемых или исполняемых музыкальных произведений. В дальнейшем музыкальные переживания, слуховые представления о живом интонировании музыки, а также разнообразные факты и высказывания, связанные с творчеством композитора или созданием данного произведения, должны, все вместе, помочь раскрыть источник содержания данного произведения, его идею и определить свое отношение к нему. Здесь необходимо руководство (особенно художественное) в воспитании этой потребности эстетического суждения.

Каждый индивидуальный урок призван формировать культуру будущих учителей музыки, так как задачи, решаемые здесь, направлены не только на оттачивание технических навыков, воссоздание художественных образов, но, прежде всего, на просветительство, на накопление художественных впечатлений. Смыслонаполненность каждого урока должна определять вектор эстетически ценностного становления каждого ученика.

Степенью музыкальной подготовки, объемом накопленного опыта, способностью концентрации определяются полнота и адекватность восприятия музыкального, и не только музыкального (если привлекаются всевозможные ассоциации из сферы других искусств) сообщения. Конечно, такое руководство предполагает в педагоге наличие больших знаний, большого личного творческого опыта, и, самое главное, определенных твердых художественных убеждений, которые служат основой его борьбы за формирование художественного вкуса будущих учителей музыки, Привлечение множественных ассоциаций из сфер различных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры, литературы, театра, кино) позволяет студенту расширить свои знания и в других областях искусства.

На основе навыков активного восприятия и первого критического суждения появляется большой интерес и удовлетворение от подлинно художественной музыки во всех ее видах, включая и образцы народного творчества, и доступные произведения великих композиторов прошлого и самую разнообразную по жанрам, но высококачественную музыку современных авторов, разносторонне отражающую все величие культуры того или иного народа, всю многогранность его мыслей и чувств.

Обогащая музыкальный и общехудожественный опыт студента - интеллектуальный, чувственный, эмоциональный, педагог дает возможность своему ученику различить и оценить многочисленные тонкие детали музыкального произведения, соотношения, связи, источники красоты и смысла. И, наверное, нет необходимости говорить о том, что основой формирования нравственных и художественных ценностей должна служить отечественная и зарубежная музыкальная классика, в том числе и современная, которая сохраняет общечеловеческие ценности.

Итак, аккумулируя и транслируя ценности, музыкальная культура влияет на развитие духовной культуры человека. Но в современных условиях, когда формирование личности в России носит преимущественно стихийный характер, мировоззрение подрастающего поколения нередко формируется под воздействием продуктов музыкальной культуры сомнительного качества, обусловливая соответствующие взгляды, вкусы, нравы и идеалы.

Художественный опыт, приобретенный от общения с произведениями искусства, открывает доступ к более глубокому постижению мира, собственного «Я», пониманию конкретных це-леполагающих установок на вовлечение в непрерывный процесс отбора необходимых для себя и для утверждения своего жизненного credo художественных впечатлений

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бычков, В. В. Эстетика / В. В. Бычков. - М.: Гардарики, 2002. - 556 с.

2. Медушевский, В. В. Человек в зеркале интонационной формы // Советская музыка. - 1980. - № 9.

3. Орлов, Г. Древо музыки / Г. Орлов. - СПб.: Композитор, 2005. - 440 с.

4. Психолого-педагогический словарь / авт.-сост. В. А. Мижериков. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 544 с.

5. Сохор, А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования / А. Сохор. - Л.: Советский композитор, 1981. - Ч. II. - 293 с.

6. Хайдеггер, М. Ницше и пустота / М. Хайдеггер. - М.: Алгоритм-книга, 2006. - 302 с.

УДК 78.07 ББК 85.315.49

Е. В. Пономарева

ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МУЗИЦИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

(СИНТЕЗАТОР)»)

Аннотация. В статье дается структура творческого музицирования, рассматриваются возможности использования импровизации в процессе освоения синтезатора, дается общий анализ современных методик формирования импровизационных навыков.

Ключевые слова: музицирование, творческое музицирование, синтезатор, импровизация, жанровая импровизация, дополнительный музыкальный инструмент.

E. V. Ponomareva

IMPROVISATION AS A NESSESARY COMPONENT OF MAKING MUSIC (EXAMPLE OF DISCIPLINE «ADDITIONAL MUSICAL INSTRUMENT

(SYNTHESIZER)»)

Abstract. In this article is shown a structure of creative music-making and possibilities of using imrovisation in process of mastering of synthesizer as additional music instrument. Also it analyzes a new methods of improvisation skills forming.

Key words: music-making, creative music-making, synthesizer, improvisation, genre improvisation, additional musical instrument.

Вопросы обновления содержания дисциплины со всей очевидностью возникают перед каждым педагогом-музыкантом. От степени актуальности курса, его направленности на будущую профессию, созвучности современным тенденциям, от уровня его интегрированности в музыкально-педагогический процесс напрямую зависит заинтересованность студентов и их успешная дальнейшая самореализация. Поэтому использование импровизации в процессе электронного музицирования мы рассматриваем как необходимое условие обновления содержания дисциплины «Дополнительный музыкальный инструмент (синтезатор)».

В программу курса заложена идея об использовании синтезатора в процессе вокально-хоровой работы в качестве аккомпанирующего инструмента. В каждом семестре предполагается изучение 9-10 аккомпанементов песен школьного репертуара и прохождение такого же количества путем чтения с листа. Это будет способствовать накоплению большого песенного репертуара как для уроков музыки, так и для внеклассной и внешкольной работы.

Предполагается, что главным видом деятельности музыканта любой специальности должно быть музицирование. От человека, получившего музыкальное образование, слушатели ждут уверенного владения музыкальным инструментом, свободного исполнения разнообразных произведений. Это вполне возможно при помощи электронного инструментария, где многие функции берет на себя электроника. Освоение современных синтезаторов позволяет приобрести и музыканту-педагогу и музыканту-исполнителю необходимую свободу действий, поэтому основной целью курса «Дополнительный музыкальный инструмент (синтезатор)» является формирование у студентов навыков творческого музицирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.