ВЕКТОР НИВЕЛИРОВАНИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСТОЙЧИВОЕ СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ
МАЧИХИНА АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В данной статье рассматривается воздействие угроз экономической безопасности государства на устойчивое сбалансированное развитие регионов. В работе используется традиционное деление угроз экономической безопасности на эндогенные и экзогенные с учетом степени их воздействия и опасности для регионов как самостоятельных субъектов экономической жизни как внутреннем, так и на мировом рынках. При этом учитывается тот факт, что без хорошо проработанной нормативно-правовой базы реализация теоретических рекомендаций по нивелированию угроз экономической безопасности будет носить исключительно прикладной характер. Активное взаимодействие федеральных органов власти и регионов играет ключевую роль в разрешении сложившейся ситуации.
Кроме того, необходимо пересмотреть структуру экспорта природных ресурсов. В существующих условиях преобладание углеводородного сырья как основного экспортного товара ставит экономику регионов-производителей в зависимость не только от обеспеченности невозобновляемыми ресурсами, но и от мировых цен на данные категории товаров. Подобная специализация регионов со временем может привести к глубокому внутреннему кризису внутри регионов и дестабилизации общественных отношений.
Устойчивое сбалансированное развитие регионов требует гармонизации отношений внутри цепи «экономика-общество-природа». В условиях существования глобальных проблем поддержание определенного уровня экосистемы самостоятельно в рамках региона невозможно. Необходим комплексный подход для того, чтобы повысить качество жизни населения и экономический интерес хозяйствующих субъектов к гармонизации регионального развития как основополагающего вектора развития экономической системы. В статье рассмотрены основные направления по уменьшению угроз экономической безопасности в контексте обеспечения устойчивого сбалансированного развития регионов.
Ключевые слова: устойчивое сбалансированное развитие, экономическая безопасность, регион, угрозы экономической безопасности.
В современных условиях устойчивое сбалансированное развитие региона может рассматриваться как фактор обеспечения экономической безопасности государства. При этом данные научные категории определенным образом коррелируют друг с другом. Экономическая безопасность по своей сути является многокомпонентным явлением, в результате чего данный термин может применяться как на общегосударственном, региональном уровне, так и на уровне отдельного участника экономических отношений. При этом экономическая безопасность как научная категория является весьма абстрактным явлением, так как существует точка зрения, что рассматривать можно только определенный уровень экономической безопасности, который зависит от существующей структуры экономических отношений, НТР и ин-
формационной безопасности. Следовательно, уровень экономической безопасности влияет на устойчивое сбалансированное развитие региона и наоборот.
Устойчивое сбалансированное развитие региона представляет собой такое развитие региональной экономики, при котором соблюдается баланс социально-экономической составляющей и природно-экологического компонента. Данное равновесное состояние должно обеспечить стабильность в системе основных экономических показателей, которые могут быть отнесены к системе индикаторов устойчивости развития экономической системы отдельно взятого региона. При этом необходимо учитывать тот факт, что показатели устойчивого сбалансированного развития должны демонстрировать положительную дина-
мику изменений во времени. Экономическая безопасность будет обеспечиваться за счет повышения показателей регионов. Подобная ситуация позволит сформулировать понятие экономической безопасности через призму устойчивого сбалансированного развития регионов. В данном контексте экономическая безопасность представляет собой такую защиту национальных экономических интересов, которая бы обеспечивала стабильность экономического развития регионов, как элементов экономической системы государства.
Отнесение устойчивого сбалансированного развития регионов к факторам, обеспечивающим экономическую безопасность государства, повышает интерес к региональному аспекту экономического развития в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Необходимо отметить, что при существующем уровне корреляции между сбалансированным развитием региона и экономической безопасностью возникновение угрозы для одной категории повлечет за собой негативную реакцию у другой. Наличие двусторонней связи позволит распространить сферу воздействия возможных угроз экономической безопасности государства на устойчивое сбалансированное развитие региона.
Традиционно угрозы экономической безопасности делят на внешние и внутренние. Экзогенный характер угроз безопасности говорит об уязвимости экономической системы государства, в первую очередь, на международном уровне, что указывает на зависимость экономики государства от мировых цен на сырье, импортируемые товары. В условиях открытой экономики существование подобной экзогенной зависимости является нормальным явлением экономической жизни. Однако уровень такой зависимости характеризует развитость экономической системы государства и степень вовлечения регионов в хозяйственную жизнь.
К внешним угрозам экономической безопасности государства следует отнести:
- сырьевая ориентация экспорта экономики;
- отсутствие либо недостаточная степень развития транспортной, финансовой, информационной, организационной инфраструктуры;
неконкурентоспособность производимой продукции на мировом рынке, высокая доля импортируемых товаров и отсутствие отечественных субститутов;
- малая доля иностранных инвестиций ввиду неблагоприятного инвестиционного климата, связанного, прежде всего, с высокими политическими рисками;
- сокращение рынков сбыта производимой продукции;
отток капитала за рубеж.
Сокращение подобных угроз экономической безопасности государства возможно путем изменения валютной, таможенной политики на общенациональном уровне. Воздействие указанных факторов скажется и на экономике отдельно взятого региона. Тем не менее, на мезоуровне нивелировать подобные угрозы практически невозможно, так как регионы как субъекты хозяйственной жизни не наделены достаточными полномочиями. Экзогенные или внешние угрозы экономической безопасности государства возникают как следствие глубокого внутреннего кризиса экономической системы государства. К причинам такого состояния экономики можно отнести:
- деиндустриализацию;
- неразвитость сферы услуг (хотя этот сектор сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся);
переизбыток продукции ВПК, связанный с потерей традиционных рынков сбыта [1].
Устойчивое сбалансированное развитие региона в данном контексте будет определено факторами внешнего воздействия. Но в таком случае нельзя говорить о гармоничности развития, что в соответствии с определением данного понятия является основополагающей характеристикой данного научного явления, так как регионы, обладающие запасами углеводородного сырья и природного газа, пострадают от ухудшения состояния существующей экосистемы. По мнению Т. Титенберга, «среднестатистическая личность будущих поколений должна находиться не в худших условиях, чем среднестатистическая личность нынешнего поколения» [2]. Таким образом, в регионах произойдет истощение невозобнови-мых природных ресурсов, прежде всего, нефти и природного газа. Это повлечет ухудшение общей экологической ситуации в регионах, что приведет к росту социального напряжения внутри регионов и увеличению имущественной дифференциации и стратификации общества. Конкурентная борьба за ресурсы среди добытчиков сырья увеличит количество экономических преступлений, что отрицательно скажется на инвестиционном климате государства, что будет препятствовать развитию бизнеса и предпринимательства. Подобный прогноз, безусловно, носит отрицательный характер. Возникнет еще большее количество регионов-реципиентов, что говорит о нереализованности экономического потенциала регионов. Кроме того, акцентуализация производства на экспорте
А. V. МАСНТКНМА
природных ресурсов приведет к тому, что экономическая система на мировом рынке станет играть лишь роль «сырьевого придатка» мирового хозяйства, который будет подлежать замене при истощении разработанных месторождений.
Прежде всего, необходимо помнить о том, что в постиндустриальном обществе ключевыми товарами являются технология и информация, которые способны рационализировать и повысить интенсивность существующего производства. В таком случае, применение научных знаний на практике позволит сохранить баланс корреляции «общество-природа-экономика», что позволит говорить о том, что устойчивое сбалансированное развитие является не столько научной дефиницией утопического содержания, сколько основополагающим принципом развития производства и экономики. Декларативный характер устойчивости развития будет реализован на практике в полной мере.
Нивелирование экзогенных угроз экономической безопасности позволит повысить качество устойчивого сбалансированного развития регионов. Однако это требует вмешательства на общегосударственном уровне.
Помимо внешних угроз экономической безопасности существуют внутренние или эндогенные угрозы, которые, с одной стороны, менее опасны нежели внешние, но, с другой, требуют полной концентрации усилий ото всех участников экономических отношений: индивидуальных предпринимателей, организаций и государства. К внутренним угрозам экономической безопасности государства относят:
- деформированную структуру экономики;
- низкий уровень жизни населения;
- рост имущественного расслоения населения;
- рост безработицы;
- высокий уровень инфляции;
- несовершенство нормативно-правовой базы;
- низкий уровень НТП [3].
В действительности количество внутренних угроз экономической безопасности государства гораздо больше. Чем выше их количество, тем выше степень внутреннего кризиса, выйти из которого можно только путем согласованной политики на общефедеральном и региональном уровне. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации регионы могут самостоятельно выступать участниками экономических отношений на международном уровне, однако реально воспользоваться подобным правом смогли только несколько регионов, к которым, в первую очередь, отно-
сятся города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, а также республика Татарстан. Это объясняется тем, что данные регионы обладают высокой инвестиционной привлекательностью и достаточным потенциалом для того, чтобы самостоятельно осуществлять экономическую деятельность с зарубежными контрагентами без посредников. Представительства этих регионов есть за рубежом. В настоящее время в условиях повышения интереса к производимой сельскохозяйственной продукции регионы ЦФО выходят на международный уровень, однако цены экспортируемой продукции довольно высокие. Продукция отечественного производства дорогая и на внутреннем рынке, что делает импортируемые товары-заменители более привлекательными с точки зрения среднестатистического потребителя, и, следовательно, производство становится убыточным, так как емкость внутреннего рынка сокращается.
Необходимо отметить, что именно внутренние угрозы экономической безопасности, влияющие на устойчивое сбалансированное развитие регионов, являются наиболее труднопреодолимыми. Это связано с тем, что тесная корреляция экономических явлений между собой вызывает цепную реакцию в рамках всей экономической системы. Комплексность подхода к проблемам нивелирования внутренних угроз экономической безопасности требует активного взаимодействия Правительства РФ, Государственной Думы, представителей регионов Российской Федерации по вопросам приведения нормативно-правовой базы в соответствии с новыми условиями экономической жизни. Совершенствование действующего законодательства в сфере обеспечения экономической безопасности государства и устойчивого сбалансированного развития регионов Российской Федерации является первым шагом на пути укрепления экономики страны. Кроме того, так называемые «живые» нормативно-правовые акты, нашедшие свое применение на практике, являются важной характеристикой демократического государства.
Повышение заинтересованности регионов в повышении качества производимой продукции и конкурентоспособности товаров на рынке является основной задачей на сегодняшний день. Способность регионов к самостоятельному участию в экономическом обороте - это идеальное состояние для оздоровления экономики. Увеличение регионов-доноров - приоритет в экономическом развитии на сегодняшний день. Научно-теоретическая база, однако, гораздо опережает воз-
можности ее применения на практике в силу существования антропогенного фактора.
Нивелирование угроз экономической безопасности государства, влияющих на устойчивое сбалансированное развитие регионов, должно носить комплексный характер. Основными направлениями защиты экономики региона являются:
- нормативно-правовое;
- экологическое;
- информационное;
- социально-экономическое [4].
Повышенная уязвимость регионов перед угрозами экономической безопасности государства объясняется зависимостью экономики большей части регионов от дотационных вливаний со стороны федеральных органов власти, что препятствует стимулированию хозяйствующих субъектов в регионах к интенсификации экономической деятельности. Недостаток инвестиций в ряде регионов повышает социальную напряженность и имущественную дифференциацию населения, что нарушает баланс внутри системы устойчивого сбалансированного развития регионов.
Таким образом, говорить о том, что возможно нивелировать абсолютно все угрозы экономической безопасности как внешние, так и внутренние, как прямые, так и опосредованные, оказывающие непосредственное воздействие на устойчивое сбалансированное развитие регионов, несколько опрометчиво. Имеет смысл рассматривать определенную степень или уровень защиты экономической системы в конкретный момент времени. Абсолютизация данных научных категорий приведет к еще большему расхождению теоретических положений и реалий экономической жизни.
Литература
1. Радюкова Я. Ю., Шамаев И. Н. Экономическая безопасность страны как многоуровневая система элементов и отношений // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2. С. 194-198.
2. Титенберг Т. Экономика природопользования и охрана окружающей среды. М., 2001.
3. Радюкова Я. Ю., Кожевникова Т. М., Астахов К. В. Эпистемология угроз экономической безопасности России в условиях глобализации // Science and Education: materials of the IV international research and practice conference. Vol. I. Munich, October 30rd-31st, 2013/ publishing office Vela Verlag Waldkraiburg -Munich - Germany, 2013. С. 223-230.
4. Юрьев В. М., Степичева О. А., Юхачев С. П. [и др.] Политическая экономика. Экономическая безопасность России: внешние и внутренние угрозы. Кн. 2. / под ред. В. М. Юрьева. Тамбов, 2009.
References
1. Radyukova Ya. Yu., Shamayev I. N. Ekonomicheskaya bezopasnost' strany kak mnogourovnevaya sistema elementov i otnoshenij // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 1-2. S. 194-198.
2. Titenberg T. Ekonomika prirodopol'zovaniya i okhrana okruzhayushchej sredy. M., 2001.
3. Radyukova Ya. Yu., Kozhevnikova T. M., Аstakhov K. V. Epistemologiya ugroz ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii v usloviyakh globalizatsii // Science and Education: materials of the IV international research and practice conference. Vol. I. Munich, October 30rd-31st, 2013/ publishing office Vela Verlag Waldkraiburg -Munich - Germany, 2013. S. 223-230.
4. Yur'yev V. M., Stepicheva O. А., Yukhachev S. P. [i dr.] Politicheskaya ekonomika. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: vneshniye i vnutrenniye ugrozy. Kn. 2. / pod red. V. M. Yur'yeva. Tambov, 2009.
* * *
VECTOR OF LEVELING OF THE THREATS OF ECONOMIC SECURITY INFLUENCING THE STEADY
BALANCED DEVELOPMENT OF REGIONS
MACHIKHINA ALEKSANDRA VIKTOROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In this article the author considered impact of threats of economic security of the state on the sustainable balanced development of regions. In article the author used traditional division of threats of economic security into their influences and danger to regions, endogenous and exogenous taking into account degree, as independent subjects of economic life as internal, and on the world markets. Thus author considered the fact that without well worked standard and legal base implementation of theoretical recommendations about leveling of threats of economic security will have exclusively applied character. Active interaction of federal authorities and regions plays a key role in permission of current situation.
A. V. MACHIKHINA
Besides, it is necessary to reconsider structure of export of natural resources. In the existing conditions prevalence of hydrocarbonic raw materials as main export goods puts economy of manufacturing regions into dependence not only on security with non-renewable resources, but also on the world prices for these types of goods. Similar specialization of regions can lead to deep internal crisis in regions and destabilization of the public relations over time.
The sustainable balanced development of regions demands harmonization of the relations in a chain «econ-omy-society-nature». In living conditions of global problems maintenance of a certain level of an ecosystem independently within the region is impossible. The integrated approach to increase quality of life of the population and economic interest of economic entities in harmonization of regional development as fundamental vector of development of economic system is necessary. In article author considered the main directions on reduction of threats of economic security in the context of ensuring the sustainable balanced development of regions.
Key words: sustainable balanced development, economic security, region, threats of economic security.