Научная статья на тему 'Характеристика состояния национальной безопасности российской Федерации'

Характеристика состояния национальной безопасности российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3226
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ECONOMIC SECURITY / THREATS OF ECONOMIC SECURITY / NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулик Юрий Павлович

В статье дана развернутая характеристика влияния внешних и внутренних угроз на национально-государственные экономические интересы и экономическую безопасность страны. В качестве основных угроз экономической безопасности России выделены: банкротство, поглощение слабых производств; коррупция; инвестиционный кризис, массовый отток капитала; кризис социальной сферы; продовольственная зависимость; кризис промышленной политики; угрозы развития малого бизнеса; усиление роли и места транснациональных корпораций в национальной экономике. Определены степень влияния и последствия воздействия на развитие российской экономики и реализацию национальных экономических интересов. Обосновано, что в целях нейтрализации угроз национально-государственным экономическим интересам России необходимо осуществлять регулярный мониторинг индикаторов экономической безопасности. Обеспечение безопасности государства возможно лишь при наличии эффективного механизма управления, контроля и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также государственных институтов, обеспечивающих безопасность страны. Предложено направление реализации национально-государственного интереса, формируя основу вырабатываемых приоритетов и направлений их реализации, которые в свою очередь заключаются в: обеспечении роста уровня качества жизни граждан и экономического роста страны; развитии научной и социальной сфер; поддержании и оздоровлении окружающей среды; обеспечении стратегической стабильности. В соответствии с направлениями реализации национального интереса инструментами его реализации должны стать: гарантированное обеспечение безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения граждан страны; развитие национальной инновационной системы и инвестиционные вложения в человеческий капитал; совершенствование государственно-частного партнерства; сбалансированное потребление, развитие прогрессивных технологий и целесообразное воспроизводство природно-ресурсного потенциала страны; активное участие страны в развитии многополярной модели мироустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулик Юрий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC OF THE CONDITION OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article the author gave developed characteristic of influence of external and internal threats on the national and state economic interests and economic security of the country and allocated the main threats of economic security of Russia: bankruptcy, absorption of weak productions; corruption; investment crisis, mass capital outflow; crisis of the social sphere; food dependence; crisis of industrial policy; threats of development of small business; strengthening of a role and place of multinational corporations in national economy. The author defined extent of influence and a consequence of impact on development of the Russian economy and realization of national economic interests and proved that for neutralization of threats to the national and state economic interests of Russia it is necessary to carry out regular monitoring of indicators of economic security. Safety of the state is possible only in the presence of the effective mechanism of management, control and coordination of activity of political forces and public groups, and also the state institutes ensuring safety of the country. The author offered direction of realization of the national and state interest forming a basis of the developed priorities and the directions of their realization which in turn consist in: ensuring growth of a level of quality of life of citizens and economic growth of the country; development of scientific and social spheres; maintenance and improvement of environment; ensuring strategic stability. According to the directions of realization of national interest instruments of its realization have to become: the guaranteed safety and high standards of life support of citizens of the country; development of national innovative system and investments in the human capital; public-private partnership improvement; balanced consumption, development of progressive technologies and expedient reproduction of natural and resource capacity of the country; active participation of the country in development of multipolar model of a world order.

Текст научной работы на тему «Характеристика состояния национальной безопасности российской Федерации»

doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-11-62-67

ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУЛИК ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье дана развернутая характеристика влияния внешних и внутренних угроз на национально-государственные экономические интересы и экономическую безопасность страны. В качестве основных угроз экономической безопасности России выделены: банкротство, поглощение слабых производств; коррупция; инвестиционный кризис, массовый отток капитала; кризис социальной сферы; продовольственная зависимость; кризис промышленной политики; угрозы развития малого бизнеса; усиление роли и места транснациональных корпораций в национальной экономике. Определены степень влияния и последствия воздействия на развитие российской экономики и реализацию национальных экономических интересов. Обосновано, что в целях нейтрализации угроз национально-государственным экономическим интересам России необходимо осуществлять регулярный мониторинг индикаторов экономической безопасности. Обеспечение безопасности государства возможно лишь при наличии эффективного механизма управления, контроля и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также государственных институтов, обеспечивающих безопасность страны. Предложено направление реализации национально-государственного интереса, формируя основу вырабатываемых приоритетов и направлений их реализации, которые в свою очередь заключаются в: обеспечении роста уровня качества жизни граждан и экономического роста страны; развитии научной и социальной сфер; поддержании и оздоровлении окружающей среды; обеспечении стратегической стабильности. В соответствии с направлениями реализации национального интереса инструментами его реализации должны стать: гарантированное обеспечение безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения граждан страны; развитие национальной инновационной системы и инвестиционные вложения в человеческий капитал; совершенствование государственно-частного партнерства; сбалансированное потребление, развитие прогрессивных технологий и целесообразное воспроизводство природно-ресурсного потенциала страны; активное участие страны в развитии многополярной модели мироустройства.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, национальные интересы

Эффективность внешней политики государства зависит от четкости формулирования национально-государственных интересов и выбранных средств их реализации. Следовательно, в широком смысле безопасность представляет собой создание благоприятных условий для развития и самореализации всех членов обществ, обеспечение их жизни, свободы и собственности от любых посягательств со стороны отдельных личностей, организаций и государств.

В свою очередь национальную безопасность можно определить как определенное состояние институтов государства, обеспечивающее эффективность их функционирования, направленную на поддержание оптимальных условий жизнедеятельности и развития индивида и общества в целом. Следовательно, под национальной безопасностью понимается, прежде всего, физическое выживание данного государства, защита и

обеспечение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы, ключевые из которых представлены в таблице 1.

Таким образом, в целях нейтрализации угроз национально-государственным экономическим интересам России необходимо осуществлять регулярный мониторинг индикаторов экономической безопасности.

Так, в 2013 г., заметно снизился темп роста национальной экономики. В результате темп прироста ВВП сократился практически в три раза, по отношению к предыдущему году до 1,3 %. Данное замедление носило структурный характер, обусловленное исчерпанием потенциала для восстановительного роста, а большая часть внутренних факторов (полная загрузка имеющихся производственных мощностей, снижение уровня без-

работицы, снижение уровня дифференциации доходов населения, рост доходов, что ведет к восстановлению спроса), которые могли бы способствовать восстановлению национальной экономики в посткризисный период, по большей части исчерпали себя. Кроме того, снизилась и инве-

Характеристика угроз эконо

стиционная активность, а многие федеральные программы либо недофинансировались, либо были полностью заморожены. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и слабый внешний спрос оказывали умеренно сдерживающее влияние на развитие российской экономики.

Таблица 1

ской безопасности России [2]

Виды угроз Характеристика угроз

Банкротство, поглощение слабых производств Разрушение имеющегося технологического потенциала, свертывание прогрессивной структурной перестройки производственного сектора, следствием чего является недозагрузка производственных мощностей, банкротство отдельных видов производства и, как следствие, потере рынков сбыта либо снижение их доли

Коррупция В последние годы доля взяточничества в общем количестве зарегистрированных преступлений увеличилась почти в два раза, с 0,24 до 0,43 %. При этом количество совершенных коррупционных преступлений за этот период практически не снижается. Так, темп роста коррупционных преступлений в 2005 г. относительно 2000 г. составлял 140 %, и в 2012 г. по сравнению с 2011 г. - 140 % [6]. Губительное воздействие коррупции заключается в том, что она: - препятствует крупномасштабным социально-экономическим преобразования и тормозит в целом непосредственно развитию государства (в первую очередь, экономическому); - стремительный рост теневой экономики, снижение объема налоговых поступлений в бюджет, что делает неэффективным использование бюджетных средств; - оказывает негативное воздействие на имидж страны в глазах ее политических и экономических партнеров, снижая тем самым инвестиционный климат; - увеличивает уровень дифференциации доходов граждан [4]

Инвестиционный кризис, массовый отток капитала Интенсивный отток капитала, в первую очередь, финансового, способствует снижению инвестиционной привлекательности российской экономики

Кризис социальной сферы Высокий уровень дифференциации доходов населения, снижение уровня жизни и спроса на высококвалифицированную рабочую силу ведет к потере квалификации и трудовых навыков населения

Продовольственная зависимость Обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, свободный доступ импортных товаров на внутренний рынок при отказе от разумного патернализма по отношению к отечественным производителям формирует зависимость территории от поставок продовольствия из других регионов и стран

Кризис промышленной политики Снижение уровня качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции под воздействием ряда факторов: - отсутствие крепких производственных и научных связей; - низкий уровень научно-технической базы в производственной сфере; - высокий уровень износа производственных мощностей; - низкий уровень финансирования и инвестирования промышленного производства, сопряженного с высокой степенью рисков и длительностью периода окупаемости; - ориентация на внутренний рынок и госзаказ; - низкий уровень конкурентоспособности с импортными аналогами; - рост затрат, из-за использования в производственном процессе устаревшей технологической базы, материалов и комплектующих; - отсутствие адаптированной к рыночным условиям системы управления; - отсутствие у предприятий права выбора, что связано со спецификой выпускаемой продукции; - низкая наукоемкость продукции и др.

Угрозы развития малого бизнеса Предприятия малого бизнеса имеют гораздо меньше возможностей для интенсивного развития. В первую очередь, это связано с недостатком финансовых и инвестиционных ресурсов, а также проблемами кредитования. Ключевыми проблемами, затормаживающими развитие малого бизнеса, являются: - несовершенство системы учета и налогообложения; - замораживание либо низкий уровень бюджетного финансирования федеральных и региональных программ поддержки малых предпринимательских структур; - отсутствие эффективного механизма денежно-кредитной поддержки и страхования рисков малого бизнеса

Усиление роли и места ТНК Свободный, беспрепятственный доступ импортных товаров на отечественный рынок, после вступления России в ВТО. В результате увеличивается роль ТНК, стремящихся подчинить интересам универсализации мирового экономического пространства все перспективные сегменты экономики и экономическую политику различных государств. Россия здесь не является исключением. Бесспорно, что это совершенно новая форма опасности. Необходимо разрабатывать формы мониторинга и минимизации/устранения возникающих опасностей

уи. Р. килк

Принято выделять ключевые внутренние и внешние угрозы национальным экономическим интересам и безопасности государства (рис. 1). К числу внутренних угроз можно отнести:

потерю международного и внутреннего рынка сбыта либо сокращение его доли;

- угрозу для отечественных товаропроизводителей и внутреннего рынка со стороны зарубежных производителей, получающих беспрепятственный доступ на российский рынок, после вступления России в ВТО;

прямую зависимость от международных экономических организаций и импорта;

- отсутствие государственного контроля за реализацией инвестиционных проектов;

- отток финансовых ресурсов за рубеж;

- несовершенство нормативно-правовой базы защиты интеллектуальной деятельности.

К внешним факторам, влияющим на экономическую безопасность российского государства и создающим угрозы, можно отнести:

- барьеры доступа на международный рынок;

- отток человеческих ресурсов и интеллектуальной собственности за рубеж;

- вывоз валютных запасов и стратегически важных видов сырья и товаров;

- культивирование структурно-деформированного товарооборота и т. д. [5]

3) вывоз валютных запасов, стратегически важных видов сырья и товаров, культивирование структурно-деформированного товарооборота и т. д.

Рис. 1. Влияние внешних и внутренних угроз на национально-государственные экономические интересы и экономическую безопасность страны

В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации [1] ключевые угрозы разделены на несколько групп: рост имущественной дифференциации населения и уровня бедности; деградация структуры национальной эконо-

мики; неравномерность социально-экономического развития регионов; увеличение теневого сектора экономики и криминализации общества.

Следует отметить, что национальная безопасность находится в тесной взаимосвязи с безопасно-

стью общественно-политической системы государства. С точки зрения политических наук, она характеризует взаимосвязь безопасности и нации, т. е. наличие некой государственной общности, сосредоточенной на определенной территории и формируемой на наличии и развитии устойчивых социально-экономических, культурных и политических связей. Другими словами, национальная безопасность представляет собой определенное состояние нации, представляющее собой целостную систему, составными элементами которой являются общественные отношения (включая и международные), общественные институты и их деятельность, способствующие и препятствующие реализации национально-государственных интересов в конкретной исторически сложившейся обстановке [7].

Если рассматривать национальную безопасность как систему, то можно выделить три уровня -безопасность государства, общества и личности, значение которых обусловлено характером общественных отношений, политическим устройством, степенью воздействия внутренних и внешних угроз.

Обеспечение безопасности государства возможно лишь при наличии эффективного механизма управления, контроля и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также государственных институтов, обеспечивающих безопасность страны. Общественная безопас-

ность предполагает наличие эффективно функционирующих общественных институтов и норм общественного сознания, способствующих реализации прав и свобод всех членов общества, а также направленных на нейтрализацию любых действий, направленных на раскол общества. Безопасность личности направлена на формирование системы нравственно-правовых норм и общественных институтов, деятельность которых способствует развитию и реализации социально-значимых способностей и потребностей, не вступая в противоречие с государством и обществом.

В периоды кризисов на первый план выходит безопасность общественная и государства в целом. Как правило, в странах с тоталитарным либо авторитарным режимом управления критические периоды возникают регулярно, в результате актуализируется проблема обеспечения безопасности государства за счет безопасности личности. Для государств с демократическим режимом наибольшую ценность представляет свобода прав личности, а, следовательно, ее безопасность доминирует, а обеспечение безопасности общества и государства является не ключевой целью, а лишь функцией обеспечения первой.

В системе национальной безопасности можно выделить три основных структурных элемента: политическую, экономическую и военную безопасности (рис. 2).

Рис. 2. Структурные элементы национальной безопасности

УИ. Р. килк

В свою очередь, Концепция национальной безопасности формируется с учетом всей совокупности угроз, как внешних, так и внутренних. Концепция национальной безопасности строится на основе концепции национальных интересов - системы взаимосвязанных элементов по достижению основных целей государства: вектора реализации, инструментов, угроз, методологических принципов и направлений совершенствования механизма реализации [3].

Ключевыми целями концепции национальных интересов является:

- сохранение территориальной целостности страны, государственного самоопределения и политического самоуправления общества;

- приумножение национального богатства страны;

обеспечение достойного уровня жизни всех членов общества.

Указанные цели определяют основное содержание и направления реализации национально-государственного интереса, формируя основу вырабатываемых приоритетов и направлений их реализации, которые, в свою очередь, заключаются в:

обеспечении роста уровня качества жизни граждан;

- экономическом росте;

- развитии научной и социальной сферы; поддержании и оздоровлении окружающей

среды;

- стратегической стабильности.

В соответствии с направлениями реализации национального интереса инструментами его реализации являются: гарантированное обеспечение безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения граждан страны; развитие национальной инновационной системы и инвестиционные вложения в человеческий капитал; совершенствование государственно-частного партнерства; сбалансированное потребление, развитие прогрессивных технологий и целесообразное воспроизводство при-родно-ресурсного потенциала страны; активное участие страны в развитии многополярной модели мироустройства.

Литература

1. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 29.04.96 г. № 608. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Дудин М. Н., Лясников Н. В., Сидоренко В. Н. Экономическая безопасность России: угрозы национальным интересам и их отражение // Научно-

практический журнал МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 4 (20).

3. Зыков А. А. Проблемы трансграничного сотрудничества с национальными интересами государства // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2009. № 3.

4. Покровский М. Н. Противодействие коррупции в России: административно-правовые и этические аспекты // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. C. 28-30.

5. Радюкова Я. Ю., Шамаев И. Экономическая безопасность страны как многоуровневая система элементов и отношений // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2. С. 196.

6. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за 2011-2012 гг. URL: http://genproc.-gov.ru/stat/ data/80780/

7. URL: http://www.webarhimed.ru/page-413.html

References

1. Gosudarstvennaya strategiya ekonomicheskoj be-zopasnosti Rossijskoj Federatsii. Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 29.04.96 g. № 608 [State strategy of economic security of the Russian Federation. It is approved as the Decree of the Russian President from 29.04.96 № 608]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus»

2. Dudin M. N., Lyasnikov N. V., Sidorenko V. N. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: ugrozy natsion-al'nym interesam i ikh otrazheniye [Economic security of Russia: threats to national interests and their reflection] // Nauchno-prakticheskij zhurnal MIR (Modernizatsiya. In-novatsii. Razvitiye). 2014. № 4 (20).

3. Zykov А. А. Problemy transgranichnogo sotrudni-chestva s natsional'nymi interesami gosudarstva [Problems of cross-border cooperation with national interests of the state] // Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa. 2009. № 3.

4. Pokrovskij M. N. Protivodejstviye korruptsii v Rossii: administrativno-pravovye i eticheskiye aspekty [Counteraction of corruption in Russia: administrative and legal and ethical aspects] // Аdministrativnoye i munitsip-al'noye pravo. 2010. № 6. C. 28-30.

5. Radyukova Ya. Yu., Shamaev I. Ekonomicheskaya bezopasnost' strany kak mnogourovnevaya sistema elementov i otnoshenij [Economic security of the country as multilevel system of elements and relations] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 1-2. S. 196.

6. Statisticheskiye dannye ob osnovnykh pokazate-lyakh deyatel'nosti organov prokuratury Rossijskoj Federatsii za 2011-2012 gg. [Statistical data on the main indicators of activity of bodies of prosecutor's office of the Russian Federation for 2011-2012] URL: http://genproc.-gov.ru/stat/ data/80780/

7. URL: http://www.webarhimed.ru/page-413.html

ro. n. KYHHK

67

* * *

CHARACTERISTIC OF THE CONDITION OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

KULIK YURY PAVLOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article the author gave developed characteristic of influence of external and internal threats on the national and state economic interests and economic security of the country and allocated the main threats of economic security of Russia: bankruptcy, absorption of weak productions; corruption; investment crisis, mass capital outflow; crisis of the social sphere; food dependence; crisis of industrial policy; threats of development of small business; strengthening of a role and place of multinational corporations in national economy. The author defined extent of influence and a consequence of impact on development of the Russian economy and realization of national economic interests and proved that for neutralization of threats to the national and state economic interests of Russia it is necessary to carry out regular monitoring of indicators of economic security. Safety of the state is possible only in the presence of the effective mechanism of management, control and coordination of activity of political forces and public groups, and also the state institutes ensuring safety of the country. The author offered direction of realization of the national and state interest forming a basis of the developed priorities and the directions of their realization which in turn consist in: ensuring growth of a level of quality of life of citizens and economic growth of the country; development of scientific and social spheres; maintenance and improvement of environment; ensuring strategic stability. According to the directions of realization of national interest instruments of its realization have to become: the guaranteed safety and high standards of life support of citizens of the country; development of national innovative system and investments in the human capital; public-private partnership improvement; balanced consumption, development of progressive technologies and expedient reproduction of natural and resource capacity of the country; active participation of the country in development of multipolar model of a world order.

Key words: economic security, threats of economic security, national interests

YU. P. KULIK

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.