УСТОЙЧИВОЕ СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
МАЧИХИНА АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В данной статье рассматривается сущность понятия «устойчивое сбалансированное развитие региона» как фактора обеспечения экономической безопасности государства. Дуалистическая природа анализируемого явления служит причиной постоянных дискуссий относительно правомерности использования соответствующего термина для характеристики тех социально-экономических процессов, которые охватывают сложившуюся систему экономических отношений. Целью, стоящей перед автором, является теоретическое исследование устойчивости развития регионов в условиях отсутствия четко дифференцированной системы макро- и микроэкономических показателей, способных быть идентификаторами успешности устойчивого сбалансированного развития в контексте обеспечения экономической безопасности государства. Автором отмечены определенные сложности на пути стабилизации экономического развития региона как субъекта федерации, связанные с несовпадением и противоречием социальных, экологических и коммерческих интересов, совокупность которых составляет устойчивое сбалансированное развитие локальной экономической системы. В частности, рассмотрены некоторые угрозы экономической безопасности государства, такие как: сырьевая ориентация экспорта и зависимость экономики от импорта, наиболее остро стоящие перед определенными регионами. Подобный подход позволяет сформулировать практические рекомендации, способствующие преодолению как внешних, так и внутренних угроз экономической безопасности государства исключительно с позиции регионального развития. Таким образом, совокупность устойчивого сбалансированного развития регионов позволит говорить о более гармоничной стабилизации экономики государства. Открытым остается вопрос о том, что формулирование единого критериального подхода к исследованию устойчивого сбалансированного развития региона - достаточно сложная задача, решение которой позволит гармонизировать и уравновесить интересы локального социума с национальными интересами в сфере экономики, социального развития и экологии.
Ключевые слова: регион, устойчивое сбалансированное развитие, экономическая безопасность государства, угрозы экономической безопасности, факторы обеспечения экономической безопасности.
В настоящее время вопрос экономического развития государства как самостоятельного участника мирохозяйственных связей не отделим от устойчивого сбалансированного развития отдельно взятого региона. Особый акцент необходимо сделать на основные аспекты понятия «устойчивое сбалансированное развитие региона» через призму необходимости обеспечения экономической безопасности государства, что в условиях высокой степени открытости экономики является ключевым элементом целостности всей экономической системы. Отнесение устойчивого сбалансированного развития региона к факторам экономической безопасности позволит разрешить ряд проблем экономической безопасности.
Термин «устойчивое сбалансированное развитие» является весьма спорным, ведь очевидно, что понятие устойчивости и развития являются
антагонистическими по своей природе и требуют определенного рода «допущений», чтобы представлять собой единый направляющий вектор развития экономики государства. Безусловно, это связано с тем, что развитие должно носить поступательный характер, основой которого будет комплексный подход к интенсификации воздействия на различные секторы экономики страны с учетом социально-экономических и экологических интересов общества в контексте рыночного взаимодействия и увеличения прибыли [1]. Однако рассмотрение устойчивого сбалансированного развития государства как унитарной единицы будет носить, вероятнее всего, обобщающий и систематизирующий характер. Разумнее анализировать данную экономическую концепцию, начиная с рассмотрения устойчивого сбалансированного развития отдельно взятого региона, как субъекта
федерации, обладающего определенной экономической самостоятельностью.
Определение устойчивого сбалансированного развития было подготовлено Комиссией ООН по окружающей среде и развитию в докладе «Наше общее будущее» в 1987 г. И если до этого времени данный термин употреблялся исключительно в экологическом контексте, то позднее он нашел более широкое применение в социально-экономических исследованиях. Очевидно, что экологическая составляющая стала важным элементом исследования в различных экономических теориях. Применение же данного понятия к экономике отдельно взятого региона способствует интеграции данного вектора развития в хозяйственную жизнь всех субъектов экономики, начиная с сектора малого предпринимательства и заканчивая крупнейшими корпорациями государства.
Устойчивое сбалансированное развитие региона не решает проблему ограниченности природных ресурсов при возрастающих потребностях локальной общности людей, однако позволяет разумно и эффективно перераспределять имеющиеся природные ресурсы для максимально возможного удовлетворения потребностей общества на определенном этапе экономического развития, решая при этом задачу сохранения части природного потенциала для будущего развития. Устойчивость региональной системы будет восприниматься как ее способность при достижении точки бифуркации к возвращению в исходное состояние. Комплиментарность и единство экономической, социальной и экологической составляющих способствуют формированию положительной динамики устойчивого сбалансированного развития региона. Нельзя не отметить, что при формировании понятия устойчивого сбалансированного развития региона нужно учитывать и то, что устойчивой экономическая система может быть только при устойчивости всех входящих в нее подсистем. Существует подход к понятию устойчивого сбалансированного развития, при котором качество жизни населения будет находиться в состоянии динамического равновесия с существующей социально-экономической системой, рассматриваемой в совокупности с экологическими факторами.
Экологизация экономики и повышение уровня социальной ответственности субъектов хозяйственной деятельности в рамках отдельно взятого региона являются ключевыми составляющими регионального устойчивого сбалансированного развития.
По сей день существует ряд проблем, связанных с понятием устойчивого сбалансированного развития. Речь идет об отсутствии строго детерминированных систем показателей, способных
дать полное представление о количественно-качественных характеристиках стабильности региональной экономической системы.
Формирование определенной совокупности критериев устойчивости развития локальной системы, без сомнения, будет способствовать повышению качества экономических исследований и повысит степень их интегрированности в экономическую практику. В действительности обеспечение устойчивого сбалансированного развития региона может способствовать обеспечению экономической безопасности государства.
В. А. Савин высказал такую точку зрения: «Экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности» [2].
Данное определение наиболее полно отражает комплексность и многоуровневость данного явления. Необходимость обеспечения экономической безопасности государства сегодня является основой для полноценного функционирования всей экономической системы с учетом особенностей регионального развития. О данном явлении окружающей действительности стало возможным говорить только после формирования открытой экономики на территории страны. Прямопропорциональная зависимость между степенью открытости и количеством угроз экономической безопасности говорит о том, что определенные превентивные меры необходимо предпринимать не только на государственном уровне, но и на уровне отдельно взятого региона. Разумно использовать наиболее распространенную систему дифференциации угроз экономической безопасности на внешние и внутренние. К внешним угрозам традиционно относят: экспортную ориентированность экономики, высокий уровень внешнего долга, неконкурентоспособность товаров на международном рынке, дискриминационные меры, применяемые к производимым товарам на различных рынках сбыта и сырьевую ориентацию экспорта. Внутренние угрозы включают в себя: высокую степень социальной дифференциации и стратификации общества, высокий уровень безработицы, низкую инвестиционную активность потенциальных инвесторов, экстенсивный характер развития экономики с повышением ресурсоемкости производства, отсталость технико-технологической базы, недостаток квалицированной рабочей силы, превалирование регионов-реципиентов в экономике государства и несовершенство правовой базы.
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Безусловно, угрозы экономической безопасности страны, указанные выше, относятся в большей степени, к общегосударственной экономике. Однако они трансформируются в процессе вовлечения регионов в хозяйственную деятельность. Тогда становится возможным говорить о том, что устойчивое сбалансированное развитие региона служит основой для обеспечения экономической безопасности государства.
В данном контексте сложность понятия устойчивого сбалансированного развития региона способствует формированию более устойчивой экономической системы государства к внешним воздействиям и внутренним кризисам. Особое внимание следует остановить на том, что внутри существующей системы экономических связей наблюдается глубокая дифференциация регионов по степени вовлеченности в хозяйственную деятельность. Так, большую часть регионов составляют регионы-реципиенты, поддерживающие экономику за счет перераспределения средств федерального бюджета. Количество регионов-доноров сокращается. Традиционно, к ним относят города федерального значения Москву и Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области, республику Татарстан и ряд других субъектов Российской Федерации. Естественно, подобное состояние экономики регионов сказывается на том, что наблюдается высокая степень имущественного расслоения населения, способствующая усилению социальной напряженности, и, следовательно, нарушает устойчивость развития экономики региона.
Подобная дифференциация регионов является следствием сырьевой ориентации экономики, что в известной степени понижает уровень экономической безопасности государства. Следовательно, географически детерминированный природно-ресурсный потенциал отдельных регионов является причиной как повышения качества жизни, что может рассматриваться как один из критериев устойчивости экономического развития региона, так и объектом нерационального использования ресурсов для получения большой и быстрой прибыли. Однако одновременно с этим возникает вопрос о том, насколько существующее положение дел отражает экологические и социальные потребности общества. Очевидно, что в течение определенного времени объективная ограниченность природных ресурсов вызовет негативные последствия на фоне социальной стратификации и разрушения экологической системы. В таком случае устойчивое сбалансированное развитие регионов будет нарушено, и вследствие, сырьевой
ориентации экспорта, экономическая безопасность государства окажется под угрозой [3].
Решение подобного рода задач является результатом комплексного подхода к устойчивому сбалансированному развитию региона в контексте обеспечения экономической безопасности государства. Это потребует долговременных мер для стабилизации сложившейся экономической системы с учетом принятых эконорм.
Тем не менее, одной из важнейших проблем, требующих найти решение, является заинтересованность самих субъектов экономической деятельности к экологизации производства и к его интенсификации, что потребует дополнительных инвестиций в современные технологии, которые сами по себе являются объектом импорта, а, следовательно, и фактором снижения уровня экономической безопасности государства. Недостаток собственного инновационного потенциала объясняется высоким уровнем риска и долгосрочности инвестиций при заранее неопределенном результате. Однако и премия за риск в данном случае будет гораздо выше.
Следовательно, устойчивое сбалансированное развитие региона может рассматриваться как фактор экономической безопасности государства, наряду с мониторингом социально-экономического развития, правовым обеспечением экономической безопасности, соблюдением национальных интересов государства и общества в сфере экономики.
Именно гармоничный баланс между социальным, экономическим и экологическим компонентами позволит говорить о качественно новом уровне развития экономической безопасности. Это должно обеспечить грамотное использование природно-ресурсного потенциала, интенсификацию производства, повысить требования к человеческим ресурсам и сформировать иной подход к предпринимательской деятельности, что в итоге должно дать качественно новую основу для обеспечения экономической безопасности государства, методы защиты и обеспечения которой будут базироваться на стабилизации экономики отдельно взятых регионов в рамках общего вектора социально-экономического развития государства [4].
Для того, чтобы можно было говорить об устойчивом сбалансированном развитии региона, необходимо решить следующие задачи:
- разработать систему показателей, отражающих реальное состояние локальной экономической системы;
- провести мониторинг в соответствии с выделенными показателями;
- максимально сблизить экономические и социальные интересы социума с учетом националь-
ных интересов государства для создания благоприятной среды функционирования в рамках экономической системы;
- перераспределить нагрузку на используемые природные ресурсы с целью сохранения имеющегося природного потенциала и повышения качества используемых технологий производства товаров.
Таким образом, устойчивое сбалансированное развитие является значимым фактором в системе обеспечения национальной безопасности государства. Однако в существующих условиях хозяйствования субъекты экономики не обладают достаточным уровнем мотивации для того, чтобы инвестировать ресурсы в повышение степени экологизации имеющегося производства. Высокая зависимость от импорта при емком внутреннем рынке и недостаток импортозамещающих товаров повышают количество угроз национальной безопасности, преодолеть которые только путем достижения устойчивого сбалансированного развития регионов федерации невозможно. Именно стабилизация локальных экономических систем с учетом необходимого поступательного развития экономики позволит избежать ряда угроз экономической безопасности государства.
Литература
1. Сутягин В. Ю., Черкашнев Р. Ю. Социально-экономическая политика развития региона-реципиента:
сущность, особенности разработки и реализации // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 3. С. 145-149.
2. Савин В. А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. 1995. № 9. С. 14.
3. Радюкова Я. Ю., Шамаев И. Н. Экономическая безопасность страны как многоуровневая система элементов и отношений // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. Вып. 1-2. С. 194-198.
4. Лапшин В. Ю. Проблемы обеспечения экономической безопасности России в условиях рыночной трансформации // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 6. С. 116.
References
1. Sutyagin V. Yu., Cherkashnev R. Yu. Sotsial'no-ekonomicheskaya politika razvitiya regiona-retsipiyenta: sushchnost', osobennosti razrabotki i realizatsii // Sotsi-al'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 3. S. 145-149.
2. Savin V. А. Nekotorye aspekty ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii // Mezhdunarodnyj biznes Rossii. 1995. № 9. S. 14.
3. Radyukova Ya. Yu., Shamayev I. N. Ekono-micheskaya bezopasnost' strany kak mnogourovnevaya sistema elementov i otnoshenij // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. Vyp. 1-2. S. 194-198.
4. Lapshin V. Yu. Problemy obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii v usloviyakh rynochnoj transformatsii // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 6. S. 116.
* * *
SUSTAINABLE BALANCED DEVELOPMENT OF THE REGION AS FACTOR OF ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
MACHIKHINA ALEKSANDRA VIKTOROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In this article author considered the essence of the concept «sustainable balanced development of the region» as factor of providing economic security of the state. The dualistic nature of the analyzed phenomenon serves as the reason of continuous discussions concerning legitimacy of use of the corresponding term for the characteristic of those social and economic processes which cover the developed system of economic relations. The purpose facing the author is theoretical research of stability of development of regions in conditions of lack of accurately differentiated system macro - and microeconomic indicators capable to be identifiers of success of the sustainable balanced development in the context of providing economic security of the state. The author noted certain difficulties on the way of stabilization of economic development of the region as subject of federation, connected with discrepancy and a contradiction of social, ecological and commercial interests which set makes the sustainable balanced development of local economic system. In particular, author considered some threats of economic security of the state, such as: the raw orientation of export and dependence of economy on import which are most particularly acute for certain regions. Similar approach allows to formulate the practical recommendations promoting overcoming of both external, and internal threats of economic security of the state is exclusive from a position of regional development. Thus, set of the sustainable balanced development of regions will allow to speak about more harmonious stabilization of economy of the state. The question about a formulation of uniform criteria approach to research of the sustainable balanced development of the region - rather complex challenge which deci-
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
А. В. MAHHXHHA 161
sion will allow to harmonize and counterbalance interests of local society with national interests in the sphere of economy, social development and ecology stays open.
Key words: region, sustainable balanced development, economic security of state, threat of economic security, factors of providing economic security.