BE Б-К В ЕСТ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
WEBQUEST IN THE PROCESS OF MATHEMATICAL PREPARATION AS CONDITION OF DEVELOPMENT OF COMMON CULTURAL COMPETENCES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS
H.A. Журавлева
N.A. Zhuravleva
Компетентностный подход, общекультурные компетенции, веб-квест, проектная деятельность, математическая подготовка студентов.
В статье выделены этапы деятельности студентов в процессе проведения веб-квеста и предложена модель этой деятельности в процессе математической подготовки, направленная на развитие общекультурных компетенций студентов.
Competence approach, common cultural competences, webquest, project activity, mathematical preparation of students.
The article describes the stages of students' activity in the course of carrying out a webquest and offers the model of this activity in the course of mathematical preparation, aimed at the development of common cultural competences of students.
Согласно ФГОС ВПО по направлению Педагогическое образование реализация компетент-ностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью развития компетенций студентов. Веб-квесты позволяют проводить занятия в интерактивной форме и в процессе математической подготовки формировать не только профессиональные, но и общекультурные компетенции студентов.
Проблемам использования веб-квестов в образовательном процессе посвящены исследования Е.И. Багузиной, Г.А. Воробьёва, О.В.Львовой, О.Л. Осад-чук и др., однако отсутствуют исследования, посвященные развитию общекультурных компетенций в процессе математической подготовки с помощью веб-квестов.
В настоящее время существуют противоречия между достаточной изученностью общих вопросов, связанных с применением веб-квестов в образовательном процессе и слабой разработанностью проблемы развития общекультурных компетенций студентов в процессе математической подготовки с помощью веб-квестов.
Выделенное противоречие обозначило научную
проблему, которая состоит в разработке теоретически обоснованного методического обеспечения веб-квеста как условия развития общекультурных компетенций студентов в процессе математической подготовки в педагогическом вузе.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили цель исследования: разработать теоретическое обоснование и методическое обеспечение условий развития общекультурных компетенций студентов с помощью веб-квеста в процессе математической подготовки в педагогическом вузе.
Научная новизна состоит в разработке структурной модели деятельности студентов по веб-квесту в процессе математической подготовки.
Веб-квест - это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернет. Концепция веб-квестов была разработана в США в Университете Сан-Диего в середине 90-х годов XX века Б. Доджем и Т. Марчем. Впервые термин «веб-квест» (ШеЬЦиеБ!) был предложен в 1995 году Б. Доджем, который определил несколько понятий в описании новой среды обучения, связывающей учебный процесс с интенсивным использованием Интернета.
Н.А. ЖУРАВЛЕВА. ВЕБ-КВЕСТ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Структуру веб-квеста, как правило, составляют четыре обязательных раздела:
1) введение - формулировка проблемы, описание темы и цели проекта веб-квеста, обоснование его ценности;
2) задание-распределение ролей, обязанностей участников проекта, определение формы представления конечного результата, условий его оптимального достижения;
3) выполнение - описание процедуры (этапов) работы, ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации, а также вспомогательные материалы, которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом);
4) оценивание - представление критериев и параметров оценки работы над веб-квестом [Осадчук, 2012].
В педагогической литературе веб-квесты относят к виду проектов. Компетенции проявляются и развиваются в деятельности. Выделим этапы проектной деятельности студентов, осуществляемой при выполнении веб-квеста: поисковый, аналитический, практический, презентационный и рефлексивно-оценочный [Журавлева, 2010].
Выделим общекультурные компетенции студентов, имеющие наибольшие перспективы развития в процессе их деятельности по веб-квесту:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановка цели и выбора путей её достижения (ОК-1);
- способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6),
- готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
Сравнительный анализ проектной деятельности студентов при выполнении веб-квеста и выделенных общекультурных компетенций ФГОС ВПО позволил нам разработать структурную модель деятельности студентов, осуществляемую при выполнении веб-квеста в процессе математической подготовки (табл.).
Структурная модель деятельности студентов по веб-квесту в процессе математической подготовки
Этап деятельности Действия студентов Компетенции
Поисковый - Сбор информации из Интернета по полученным ссылкам и из других ис- ОК-1, ОК-6,
точников; ОК-8, ОК-9
-анализ проблемной ситуации;
-формулирование проблемы
Аналитический - Производят «ревизию» имеющихся и необходимых теоретических зна- ОК-1, ОК-6,
нии и практических умении; ОК-7
-осуществляют выбор способа решения проблемы;
-формулируют цель своей деятельности для выполнения веб-квеста
и обсуждают способы ее достижения, ставят задачи;
- осуществляют процесс планирования;
- определяют роль каждого участника для работы в группе
Практический - Самостоятельное выполнение запланированных шагов: анализ, систе- ОК-1, ОК-6,
матизация, обобщение полученных ранее знаний и приобретение новых; ОК-7, ОК-8,
- обсуждение промежуточных результатов; ОК-9
- осуществление текущего самоконтроля;
- сопоставление полученного результата с задачами веб-квеста
Презентационный - Выбирается формат презентации; - готовится и проводится презентация; -ответы на вопросы по презентации ОК-6, ОК-16
Рефлексивно- -Обсуждаются проведение презентации, вопросы и то, насколько удач- ОК-6, ОК-16
оценочныи ны были ответы; - проводится оценка результативности веб-квеста; - проводится рефлексия своей деятельности по веб-квесту, производится оценка собственных достижений
Поскольку веб-квест - это проблемное задание с элементами ролевой игры, то его можно отнести к имитационной обучающей модели контекстного обучения A.A. Вербицкого, которая предполагает использование информации и знаний, полученных в процессе учебной деятельности академического типа в конкретных ситуациях, имитирующих будущую профессиональную деятельность.
Вопросами проблемных ситуаций занимались Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др. в рамках концепции проблемного обучения, разработанной в конце 60-начале 70-хгодовXX века. Описанные способы и правила создания проблемных ситуаций актуальны для веб-квестов.
Приведем пример веб-квеста для студентов II курса направления Педагогическое образование (профиль «Математика и информатика») по дисциплине «Математический анализа и элементы теории функций». Веб-квест проводится на спецсеминаре и во время индивидуальной работы со студентами. Работа на спецсеминаре строится на школьном материале с привлечением изучаемого или только изученного материала курса математического анализа.
Содержание веб-квеста. Студент проходит педагогическую практику по математике в 10 классе (профильный уровень). Накануне урока по теме «Свойства пределов последовательностей», посоветовавшись с учителем, он решил, что на уроке нужно провести доказательства свойств пределов суммы, произведения и частного двух последовательностей, имеющих конечные пределы. В учебнике А, Г. Мордковича «Алгебра и начала анализа», 10 класс, профильный уровень, на основе которого проводилось обучение, доказательства свойств не приведены. Студент в Интернете нашел два доказательства свойств:
1) доказательство проводится по определению предела последовательности (http://vyshka.math.ru/ pspdf/ros/calculus-l/ll.pdfj;
2) доказательство проводится с помощью бесконечно малых последовательностей (iittp://5fan.ru/ wievjob.php?id=22405j.
Познакомьтесь с содержанием учебного материала в Интернете, используя указанные ссылки, и в учебнике.
Проанализируйте проблемную ситуацию и сформулируйте проблему, возникшую у студента.
Обсудите возможные способы решения проблемы.
Сформулируйте цель и задачи своей деятельности для выполнения веб-квеста.
Распланируйте действия по веб-квесту и распределите роли всех участников группы.
Проанализируйте, на какие факты опираются доказательства свойств пределов последовательности в обоих случаях. Составьте план доказательства.
Проанализируйте содержание учебного материала в учебнике.
Составьте конспект фрагмента урока с доказательствами свойств пределов последовательностей в обоих случаях.
Подготовьте презентацию разработанных фрагментов уроков.
Обсудите, какое из доказательств следует выбрать студенту на урок с учетом принципов доступности и научности.
Проведите оценку результативности веб-квеста.
Проведите рефлексию своей деятельности по веб-квесту.
Определенный в статье подход к структурированию деятельности студентов по веб-квесту в процессе математической подготовки и разработанная в соответствии с ним модель этой деятельности представляют теоретические основы для решения проблемы методического обеспечения веб-квеста как условия развития общекультурных компетенций студентов.
Библиографический список
1. Журавлева H.A. Проектная деятельность студентов в процессе математической подготовки как условие развития ключевых компетенций будущего учителя // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2010. № 1. С. 34-39.
2. Осадчук О.Л. Использование веб-квест-технологии в самостоятельной работе студентов педагогического вуза по дисциплинам профессионального цикла // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 175-180.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Педагогическое образование с квалификацией (степенью) «бакалавр» / Министерство образования и науки Российской Федерации. 17.01.2011 № 46 (с изменениями от 31.05.2011). URL: http://www.fgosvpo. ru/uploadfiles/fgos/5/20111207164014.pdf (дата обращения: 06.10.2013).