УДК 372.8
Е. Н. Воронова
Современные технологии и методы обучения иностранному языку в вузе
В статье рассказывается о современных методах преподавания иностранных языков. Статья содержит материал о преимуществах и перспективах использования описанных технологий в процессе обучения в вузе, которые могут рассматриваться в качестве альтернативных средств оценки уровня достигнутых студентами результатов в их учебной деятельности и личностном росте.
Ключевые слова: технология, метод, портфолио, кейс-технология, веб-квест, процесс обучения, студенты, вуз.
E. N. Voronova
M-odern technologies and methods of teaching foreign language in higher educational institution
The material of the article is devoted to the modern methods of teaching foreign languages. The article carries material about the advantages and perspectives of using of described technologies in the process of learning in Higher Educational Institutes. These technologies may be considered as the alternative means of evaluation of students' results in their academic activities and personal development.
Key words: technology, method, portfolio, case-study , WebQuest, process of learning, students, higher educational institution.
редствами достижения предметных и ме-тапредметных результатов, а также личностных результатов обучающихся являются образовательные технологии. Система работы педагога по обеспечению результатов обучения иностранному языку обязательно должна включать реализацию следующих технологий: технологию коммуникативного обучения, технологию понимания коммуникативного смысла текста, игровые технологии, технологии обучения в сотрудничестве, проектные технологии и др.
Одной из перспективных технологий обучения иностранному языку и мониторинга качества образования в последние годы становится языковой портфель. Е.В.Ваторопина, Л.Н.Кошель и др. трактуют модель многоцелевого языкового портфеля как инструмент повышения уровня субъектности учителя и учащегося в образовательной деятельности, самооценки достижений ученика в процессе овладения иностранным языком и уровня владения изучаемым языком, а также как инструмент демонстрации учебного продукта [1], [2]. Некоторые зарубежные исследователи и педагоги, среди которых Кристина Кумб, Сьюзен Перегой, Оуэн Бойл и другие также рассматривают Portfolio в качестве одной из альтернативных форм оценки деятель-
ности обучающихся, их прогресса в учении [3]. В современной отечественной педагогике некоторые ученые, например, В.Б.Успенский, А.П.Чернявская считают Portfolio методом обучения, предназначенным для того, чтобы систематизировать накопленный опыт, знания, четче определять направление своего развития [4]. Ряд российских ученых причисляют «Портфель ученика» к совершенно новым технологиям, только пробивающим себе дорогу в жизнь. Таково мнение Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркиной, М.В.Моисеевой, А.Е.Петровой и других, считающих «Портфель ученика» прежде всего средством обучения самооценке [5]. Мы считаем, что «Портфель студента» может выступать в качестве компонента технологии организации самостоятельной учебной деятельности и профессионально-личностного саморазвития студентов на занятиях по иностранному языку, представляя собой метод обучения и форму организации самостоятельной учебной деятельности студентов, несомненно, являясь средством формирования у них необходимых навыков рефлексии собственной деятельности, т.е. самонаблюдения, размышления, инструментом самооценки его собственного познавательного, творческого труда.
На наш взгляд, в качестве средства внедрения и расширения личностно-ориентированного и индивидуализированного обучения в высшей школе представляется возможным выработать формирование Portfolio — учебного «Портфеля» студента (или пакета учебной образовательной продукции студента: Learning Educational Activities Packet = LEAP). «Портфель студента»
— это комплект документов, самостоятельных работ студента, который отражает его усилия, прогресс и достижения в одной или нескольких областях. При изучении иностранного языка в вузе формирование «Портфеля» учебной продукции целесообразно начинать с начала 1 семестра и продолжать вплоть до экзамена. Примерный перечень методологической продукции студентов, включенной в «Портфель» и разработанный автором: 1. Оценочный лист («Scoring sheet») — отдельно или введенный в дневник изучения иностранного языка. 2. Результаты диагностических тестов и их анализ. 3. Результаты контрольных работ и их анализ. 4. Рефераты (индивидуальное чтение). 5. Описание подготовки и участия в общеуниверситетской Олимпиаде по ИЯ. 6. Описание подготовки и участия в научной студенческой конференции. 7. Участие в конкурсе эссе. 8. Материалы индивидуальной проектной деятельности. 9. Материалы участия в коллективных и групповых проектах. 10. Дневник изучения ИЯ. 11. График посещаемости. 12. Саморефлексия учебной деятельности по семестрам. 13. Самооценка работы. Было замечено, что студенты с большим интересом относятся к практике составления своих учебных «Портфелей», работают с энтузиазмом. У них создается целостная картина объективного продвижения в определенной области [6].
В процессе организации педагогического сопровождения студентов при изучении предмета «Иностранный язык» проектная деятельность может осуществлялась также и в форме «кей-сового» метода. Кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев) традиционно применяются в обучении, когда обучаемым предлагаются конкретные ситуации из практики. Преподаватели, пользующиеся кейсовым методом, по-разному понимают его сущность и он трактуется как: — инновационная технология (Ю.П.Сурмин, А.В.Сидоренко); — в методологическом контексте: сложная система, в которую интегрированы другие методы познания (Е.Н.Красикова); — форма организации самостоятельной работы учащихся (М.Ю.Еремина);
— проект (М.Ю.Еремина); — способ организации учебного материала (например, иноязычному говорению) (А.Е.Ниязова); — вид групповой работы (М.Ю.Еремина); — средство обучения профессионально-ориентированному общению на английском языке (Т.П.Фролова).
Методисты и преподаватели выделяют в структуре кейса определенные компоненты.
Так, А.Е.Ниязова считает, что каждый кейс содержит упражнения, обеспечивающие активизацию четырех компонентов, выделяемых в содержании обучения иноязычному говорению: мотивационного, процессуального, результативного, рефлексивного. Упражнения могут быть представлены тремя группами: 1) направленные на обеспечение учащихся учебно-речевой ситуацией, темой, проблемой; 2) направленные на подготовку дискуссий, проектов, брейнстор-мингов; 3) контрольного характера [7]. Профессионалы кейсового метода утверждают, что каждый кейс-материал должен иметь индивидуальную, свойственную только ему структуру. Грамотно составленный кейс характеризуется четко выраженными временной, сюжетной и разъяснительной структурами. Кейс-метод в методологическом контексте является сложной системой, в которую интегрированы другие методы познания. По мнению Е.Н.Красиковой, в него входят моделирование, игровые методы, «мозговая атака», дискуссия [8]. Т.П.Фролова выделяет в структуре кейса три основные компонента: 1) Введение: постановка задачи; имена и должности персонажей. 2) Проблема — краткое описание (с позиции различных участников событий). 3) Материалы для решения (научные, методические, статистические, литературные и пр.) [9].
Необходимо отметить, что в методике выделяют три вида предъявления кейса: печатный, мультимедиа кейс, видеокейс.
При работе над кейсом выделяются три этапа: ознакомительный, исследовательский, презентационный. М.Ю.Еремина описывает технологию работы при использовании кейсового метода, включающую три фазы: до занятия, во время занятия, после занятия, также определяет действия преподавателя и учащихся. На первой фазе преподаватель: 1) подбирает кейс; 2) Определяет материалы; 3) разрабатывает сценарий занятия; обучаемый: 1) получает кейс и список рекомендованной литературы; 2) самостоятельно готовится к занятию. На второй фазе преподаватель: 1) организует предварительное обсуждение кейса; 2) делит группу на подгруппы; 3) руководит обсуждением кейса в подгруппах; обучаемый: 1) задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы; 2) разрабатывает варианты решений; 3) принимает или участвует в принятии решений. На последней фазе преподаватель: 1) оценивает работу; 2) оценивает принятые решения; обучаемый: 1) составляет письменный отчет (проект) по данной теме [10].
Теоретическое обоснование внедрения кейсового метода в процесс подготовки студентов вузов нашло свое отражение в исследованиях Ю.П.Сурмина, А.В. Сидоренко [11]. Т.П.Фролова отмечает, что данный метод предоставляет большие возможности по формированию у студентов профессиональной по-
зиции, поскольку действия в кейсе даются в описании профессиональной ситуации. Автор выделяет два вида кейсов: практические (тренинг обучаемых в ситуациях, с которыми они могут столкнуться в будущей профессиональной деятельности) и обучающие (в них преобладают учебные и воспитательные задачи). При обучении деловому английскому языку метод решения ситуационных задач применяется в работе с аутентичными текстами, содержащими проблемную (конфликтную) информацию, требующую неординарного решения [9].
В настоящее время задача преподавателя заключается не только в том, чтобы вооружить обучаемых современными знаниями, но и научить студентов добывать самостоятельно эти знания, уметь усваивать их, опираясь на уже изученное. Для достижения этих целей служит технология Веб-квест (WebQuest), которая применяется как в школьной, так и в вузовской практике обучения. Учителя, преподаватели и методисты изучают данную технологию в разных ракурсах. Так, О.Ю.Пестрецова применяет образовательный веб-квест (webquest) на занятиях по иностранному языку в школе в качестве проблемного задания с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета [12]. А.В.Исаева изучает применение веб-квеста как формы организации самостоятельной работы студентов [13]. Ж.И.Садовская использует технологию веб-квеста как способ повышения мотивационной деятельности студентов [14]. Г.А.Воробьев в своей работе рассматривает веб-квест технологию как средство развития иноязычной социокультурной компетенции студентов [15]. А.А.Драгунова приводит описание упражнений, которые могут применяться на занятиях, а также примеры тем, в рамках которых может быть организована работа с вебквестом; определяет навыки и умения студентов, которые формируются и развиваются при работе с вебквестом [16].
«Веб-квест — это дидактическая структура, в рамках которой планируется увлекательная поисковая деятельность студента при помощи Интернета и других средств информации» [14]. Г.А.Воробьев квалифицирует веб-квесты как отдельную категорию обучающих проектов — веб-проекты [15]. Веб-квест (webquest)
— это определенная форма подачи материала посредством постановки задач, причем решения поставленных задач или ответы на вопросы обучаемые получают с разных сайтов Интернета. Впервые методику Веб-квестов в 1995 году предложили американец Берни Додж и австралиец Том Марч. Берни Додж классифицировал типы заданий, которые представлены в веб-квесте. Типы заданий следующие: — задание на пересказ (Retelling Task), — задание на компилирование (Compilation Task), — задание на по-
иск разгадки (Mystery Task), — журналистское расследование (Journalistic Task), — ситуативное задание с заданными условиями (Design Task),
— творческое задание (Creative Product Task),
— задание на поиск компромисса (Consensus Building Task) и многие другие. Подобная форма работы нацелена на отработку не только видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение), но и на отработку коммуникативно-речевых умений (осуществление поиска информации, краткое изложение прочитанного, умение делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения) [17].
О.Ю.Пестрецова, касаясь проблемы типоло-гизпции веб-квестов и их характеристики, отмечает, что веб-квесты могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, эссе и т.п. Результатом данной работы могут быть собственные мультимедийные веб-страницы и веб-сайты по заданной теме, составленные из материалов, полученных в ходе работы (тексты, фото, графика, видеоклипы, звуковые материалы). Эти страницы могут быть размещены на сайте вуза. Результатом работы могут быть также электронные мультимедийные презентации в формате Microsoft Power Point или каком-либо другом, которые также можно размещать на сайте университета или в пределах образовательной сети университета. Возможно также и издание результатов веб-квестов в печатном виде (брошюры, разработки студентов) на материалах, полученных из Интернета.
Далее О.Ю.Пестрецова описывает процесс работы над веб-квестом. Обычно работа над веб-квестом начинается с постановки проблемного вопроса или с создания проблемной ситуации, которые должны мотивировать студента, побудить у него интерес к данной проблеме. После введения темы студентам предлагаются задания, которые составляются преподавателем в зависимости от темы и учитывая уровень студента. Для организации работы по выполнению заданий преподаватель должен сделать ссылки на печатные источники, а также ссылки на источники в Интернете. Все это обеспечивает целенаправленный поиск необходимой информации. Веб-квест включает в себя также презентацию результатов поисковой работы в виде слайдов, Интернет-страницы, документа ВОРД или в любой другой электронной, печатной или устной форме. В конце выполнения Веб-квеста студенты получают возможность критически проанализировать свою работу и дать ей оценку, а также оценить работу других. Преподаватель может, в свою очередь, оценить поисковую работу студентов. В процессе работы над Веб-квестом центром достижения знаний явля-
ется студент. Преподаватель перестает быть основным источником знаний для студентов. Он становится лицом, помогающим эффективно овладевать полученными знаниями. Он формулирует задания, подыскивает источники и ссылки в интернете, выполняет консультативную роль, создает учебную обстановку, при которой учение происходит в рамках творческой учебной мастерской.
Г.А.Воробьев в своей работе рассматривает использование веб-квест технологий как средства развития иноязычной социокультурной компетенции студентов, дает определение веб-квеста, описывает его структуру и преимущества использования веб-квест технологий, функции технологий веб-квестов в процессе обучения, предлагает различные формы работы с веб-квестами. Автор создал веб-квесты для развития социокультурной компетенции студентов и методики их использования; разработал ряд рекомендаций по созданию веб-квестов и их применению в обучении иностранным языкам и культурам [15].
Согласно Берни Доджу, веб-квест предполагает четкую структуру: введение (Introduction), формулировка задания (Task), процедура выполнения задания (Process), оценка деятельности обучаемых (Evaluation) заключение (Conclusion) [17]. Г.А.Воробьев также отмечает, что веб-квесты должны строиться по специальной «формуле» и состоять из следующих обязательных частей применительно к учебной деятельности в вузе:
• Введение, в котором студенту представляют проблему, ситуацию, фоновую информацию (Introduction).
• Выполнимое и интересное задание (Task).
• Набор источников информации, отобранных преподавателем, необходимых для выполнения задания (Resources).
• Описание процесса, который приведет студентов к выполнению задания. (Process)
• Заключение, которое подводит итог кве-ста, напоминает студентам о том, что они узнали и, возможно, дает установку на дальнейшую работу по данной теме (Conclusion).
Жизнеспособными формами работы с веб-квестами представляются следующие:
• Создание краткосрочных веб-квестов на лингвострановедческие и проблемные темы. Результатом работы могут быть дискуссии, круглые столы, небольшие презентации.
• Создание среднесрочных и долгосрочных веб-квестов, которые могут выполняться студентами частично аудиторно, частично внеаудиторно, при самостоятельной работе в компьютерных классах.
• Создание веб-квестов самими студентами. Данный вариант может применяться на старших курсах либо в магистратуре.
Среди преимуществ использования веб-квестов выявлены следующие:
• аутентичность текстового материала и повышение мотивации;
• развитие умений мыслить;
• атмосфера сотрудничества.
Технологии веб-квестов обеспечивают в процессе обучения:
• виртуальную социокультурную среду страны изучаемого языка;
• аутентичность используемых материалов, представленных в сети;
• мотивацию студентов к самостоятельной познавательной деятельности;
• развитие информационной культуры обучаемых как необходимой составляющей общекультурной компетенции современной личности.
Среди других преимуществ веб-квест технологий удалось установить также творческий характер их выполнения; с одной стороны, в атмосфере сотрудничества и чувства своей ответственности за успех общего дела, а с другой, в духе соревнования и высокой мотивации к успеху с реальными и осязаемыми плодами собственного труда. Кроме этого, работа с применением Интернета выполняется студентами с большим энтузиазмом и высокой мотивированностью. Мультимедийное содержание и гипермедийная структура Интернета, аутентичность материалов создают у студента ощущение присутствия в языковой среде и свободы выбора, снимают ограниченность рамками какого-либо учебного пособия. Среди явных преимуществ использования веб-квестов в учебном процессе можно выделить обучении в атмосфере сотрудничества и ответственности каждого обучаемого за успех выполнения всего проекта в целом (cooperative learning). Все перечисленные факторы служат одной из основных причин высокой эффективности работы по технологии веб-квестов.
В заключении хотелось бы отметить, что все перечисленные факторы, наряду с информационным богатством и насыщенностью Интернета социокультурно-значимой информацией, а также результатом выполнения квеста, имеющим реальную ценность и применение в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности студентов, служат одной из основных причин высокой эффективности работы по технологии веб-квестов. Представляется перспективным на уже имеющихся научных предпосылках создание постоянно пополняющегося банка веб-квестов в единой информационной образовательной сети университетов и на их веб-сайтах. Сотрудниками кафедры английского языка для гуманитарных направлений и специальностей Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского разработаны веб-квесты для студентов заочного и дистанционного обучения, которые входят в список заданий для самостоятельного выполнения. Их можно использовать и для внеаудиторной работы на очном отделении. Студенты оформляют выполненные задания в форме контрольной работы.
В связи с тем, что современный человек находится в непрерывном процессе приобретения знаний, внедрение веб-квеста в учебный процесс позволяет студенту самостоятельно организовывать свое учение, регулировать и направлять его. Веб-квест основывается, таким образом, на конструктивистском подходе к обучению. Он позволяет эффективно использовать Интернет-ресурсы в учебном процессе и успешно формировать мотивацию и интерес при обучении студентов. Применение методики веб-квест в работе со студентами, изучающими иностранные языки, способствует созданию у студентов устойчивого интереса к изучению иностранного языка и совершенствованию речевых умений и навыков, приобщению к чтению художественной, публицистической и специальной литературы на иностранном языке, совершенствованию интеллектуальных способностей личности, получению эстетического и познавательного интереса, реализации креативного потенциала [12].
Мы считаем высокоэффективным также использование учебного «Портфеля» в процессе обучения в вузе, т.к. он является средством по-
вышения уровня самостоятельности студентов в учебной деятельности и их профессионально-личностного саморазвития. Во время его составления: происходит поэтапная документированная фиксация достижений студента; студенту дается возможность проявить не только языковые навыки, но и навыки общения, саморефлек-сии и др.,; во время учения студент фиксируется как на процессе, так и на продукте труда; требуется высокая творческая и познавательная активность студента: он учится презентировать результат своего труда; студент выполняет новую для него роль по отношению к себе и партнерам по учению — роль оценивающего учителя; повышается мотивация учения, т.к. студент чувствует себя реальным участником учебного процесса, чьи интересы небезразличны и преподавателю, и согруппникам.
Педагогический потенциал кейс-метода также очень большой, т.к. он способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
ЛИТЕРАТУРА
Ваторопина Е.В. Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку // Современная система языкового образования в России и инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: требования стандартов нового поколения // Материалы V всероссийского семинара: 29 ноября 2010 г., Екатеринбург, Россия / Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург, 2011. - С.21-26.
Кошель Л.Н. Технология «Языковой портфель» как инструмент оценки и средство повышения уровня субъектности учащегося в интегративной модели основного и дополнительного языкового образования при переходе на ФГОС нового поколения // Современная система языкового образования в России и инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: требования стандартов нового поколения // Материалы V всероссийского семинара: 29 ноября 2010 г., Екатеринбург, Россия / Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург, 2011. - С.49-55.
Suzanne F. Peregoy, Owen F. Boyle. Reading, Writing, and Learning in ESL: A Resourse Book for K-12 Teachers. Second Edition. Longman. 1997. - P.334-335, 224-227.
Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 - 176 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров. - М.: Академия, 2002.272с. Воронова Е.Н. Самостоятельная учебная деятельность как средство профессионального саморазвития студентов педагогических вузов (на материале занятий по иностранному языку). Дис....канд. пед. наук. Саратов, 2005. - С. 149-153. Ниязова А.Е. «Кейсовый метод» в обучении иноязычному говорению учащихся седьмых-восьмых классов // Методики обучения иностранным языкам в средней школе. СПб.: КАРО, 2006. - С. 109-150.
Красикова Е.Н. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя: автореф. ... дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2009. 24 с.
Фролова Т.П. Кейс-метод как средство обучения студентов-юристов профессионально ориентированному общению (на примере английского языка) // Язык и мир изучаемого языка: сб. науч. ст. - Саратов: ТЭУ, 2011. - С.180-185.
Ерёмина М.Ю. Потенциал кейсового метода // Школьные технологии, 2004. - №6. - С.104-108.
Сурмин Ю.П., Сидоренко А.И., Лобода В. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
Пестрецова О.Ю. Использование технологии «веб-квеста» на уроках иностранного языка // Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации: Материалы Международной заочной научнопрактической конференции (24 марта 2011 г). - Электросталь: Новый гуманитарный институт, 2011. - С.284-287. Исаева А.В. Веб-квест как форма организации самостоятельной работы студентов // Организация самостоятельной работы студентов: Материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (6-9 декабря 2013 г.) - Саратов: Изд-во «Новый проект», 2013. - 188 с. - С.44-49. Садовская Ж.И. Использование технологии веб-квеста как способа повышения мотивационной деятельности студентов // Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (24 марта 2011 г). - Электросталь: Новый гуманитарный институт, 2011. - С.287-289.
Воробьёв Г.А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции: Английский язык, лингвистический вуз: Дис. ... канд. пед. наук, Пятигорск, 2004. - 220 с.
Драгунова А.А. Использование учебного интернет-ресурса «вебквест» на практических занятиях по английскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. - № 5 (23): в 2- ч. 4.II. - С.60-62. Режим доступа: www.gramota.net/materials/2/2013/5-2/15.html (дата обращения: 15.02.2014).
Dodge, B. Some Thoughts About WebQuests. - 1995-1997. Режим доступа: http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html (дата обращения: 15.02.2014).
REFERENCES
1. Vatoropina E.V. Iazykovoi portfel' kak sredstvo obucheniia i instrument otsenivaniia dostizhenii uchashchikhsia po inostrannomu iazyku// Sovremennaia sistema iazykovogo obrazovaniia vRossii i innovatsionnye tekhnologii v metodikeprepodavaniia inostrannogo iazyka: trebovaniia standartov novogo pokoleniia [Language portfolio as a learning tool and a tool of evaluating achievements of students to foreign language // The current system of language education in Russia and innovative technologies in teaching a foreign language: the standards of new generation]. Materialy V vserossiiskogo seminara: 29 noiabria 2010g. Ekaterinburg, Rossiia [Materials of the V all-Russia seminar: November 29, 2010, Ekaterinburg, Russia]. Ekaterinburg, UGPU, 2011, pp.21-26.
2. Koshel' L.N. Tekhnologiia "Iazykovoi portfel'" kak instrument otsenki i sredstvo povysheniia urovnia sub"ektnosti uchashchegosia v integrativnoi modeli osnovnogo i dopolnitelnogo iazykovogo obrazovaniia pri perekhode na FGOS novogo pokoleniia // Sovremennaia sistema iazykovogo obrazovaniia v Rossii i innovatsionnye tekhnologii v metodike prepodavaniia inostrannogo iazyka: trebovaniia standartov novogo pokoleniia [Technology "Language portfolio" as a tool to evaluate and means of increasing the level of subjectivity student in the integrative model of primary and secondary language education during the transition to new generation of FSES // The current system of language education in Russia and innovative technologies in teaching a foreign language: the standards of new generation]. Materialy V vserossiiskogo seminara: 29 noiabria 2010 g., Ekaterinburg, Rossiia [Materials of the V all-Russia seminar: November 29, 2010, Ekaterinburg, Russia]. Ekaterinburg, UGPU, 2011, pp.49-55.
3. Suzanne F. Peregoy, Owen F. Boyle. Reading, Writing, and Learning in ESL: A Resourse Book for K-12 Teachers. Second Edition. Longman, 1997. pp.334-335, 224-227.
4. Uspenskii V.B., Cherniavskaia A.P. Vvedenie v psikhologo-pedagogicheskuiu deiatel'nost': Ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ucheb. zavedenii [Introduction of psychological-pedagogical activity: Handbook for students]. Moscow, VLADOS-PRESS, 2003. 176 p.
5. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniia: Ucheb. Posobie dlia stud. ped. vuzov i sistemy povysh. kvalif. ped. kadrov/E.S.Polat, M.Iu.Bukharkina, M.V.Moiseeva, A.E.Petrov [New pedagogical and information technologies in the education system: Manual for students of pedagogical universities and system of improvement of professional skill of teachers / E.S.Polat, M.Yu.Bukharkina, M.V.Moiseeva, A.E.Petrov]. Moscow, Akademiia, 2002, pp.123-132.
6. Voronova E.N. Samostoiatelnaia uchebnaia deiatel'nost' kak sredstvo professionalnogo samorazvitiia studentov pedagogicheskikh
vuzov (na materiale zaniatii po inostrannomu iazyku). Diss.kand. ped. nauk. [Independent educational activity as a means of
professional development for students of pedagogical Universities (on the material of the classes in a foreign language). Diss ... Cand. Ped. Sciences]. Saratov, 2005, pp. 149-153.
7. Niiazova A.E. «Keisovyi metod» v obuchenii inoiazychnomu govoreniiu uchashchikhsia sed'mykh-vos'mykh klassov // Metodiki obucheniia inostrannym iazykam v srednei shkole [Case-method in teaching foreign language speaking pupils in the seventh-eighth-grade // Methods of teaching foreign languages in secondary school]. Saint Petersburg, KARO, 2006, pp.109-150.
8. Krasikova E.N. Keis-metod v strukture i soderzhanii metodicheskoi kompetentsii lingvista-prepodavatelia: avtoref. ... diss. kand. ped. nauk [Case-method in structure and content of methodical competence of a linguist-teacher: Avtoref. ... Diss. Cand. Ped. Sciences]. Stavropol, 2009.
9. Frolova T.P. Keis-metod kak sredstvo obucheniia studentov-iuristov professional'no orientirovannomu obshcheniiu (na primere angliiskogo iazyka) [Case study method as a means of training the students-lawyers professionally oriented communication (for example English)]. Iazyk i mir izuchaemogo iazyka: sb. nauch. st. [Language and the world of studied language: collected scientific articles]. Saratov, RGTEU, 2011, pp.180-185.
10. Eremina M.Iu. Potential of case-method. Shkolnye tekhnologii - School technologies, 2004, no.6, pp.104-108 (in Russian).
11. Surmin Iu.P., Sidorenko A.I., Loboda V. Situatsionnyi analiz, ili anatomiia Keis-metoda [Situational analysis, or anatomy of the case-method]. Kiev, Tsentr innovatsii i razvitiia, 2002.
12. Pestretsova O.Iu. Ispol'zovanie tekhnologii "veb-kvesta"na urokakh inostrannogo iazyka [The use of technology "WebQuest" on the lessons of foreign language]. Sovremennye tendentsii v obuchenii inostrannym iazykam i mezhkul'turnoi kommunikatsii: Materialy Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (24 marta 2011 g) [Modern trends in the teaching of foreign languages and intercultural communication: Materials of International correspondence scientific-practical conference (March 24, 2011)]. Elektrostal', Novyi gumanitarnyi institut, 2011, pp.284-287.
13. Isaeva A.V. Veb-kvest kak forma organizatsii samostoiatel'noi raboty studentov [WebQuest as a form of organization of independent work of students]. Organizatsiia samostoiatel'noi raboty studentov: Materialy dokladov II Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi internet-konferentsii «Organizatsiia samostoiatel'noi raboty studentov» (6-9 dekabria 2013 g.) [Organization of independent work of the students: abstracts of II all-Russian scientific-practical Internet-conference «Organization of independent work of students» (6-9 December 2013)]. Saratov, Novyi proekt, 2013, pp.44-49 (188 p.)
14. Sadovskaia Zh.I. Ispol'zovanie tekhnologii veb-kvesta kak sposoba povysheniia motivatsionnoi deiatelnosti studentov [Use of technologies of web-quest as a way of enhancing the motivation of the students activities]. Sovremennye tendentsii v obuchenii inostrannym iazykam i mezhkul'turnoi kommunikatsii: Materialy Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (24 marta 2011 g) [Modern trends in the teaching of foreign languages and intercultural communication: Materials of International correspondence scientific-practical conference (March 24, 2011)]. Elektrostal', Novyi gumanitarnyi institut, 2011, pp.287-289.
15. Vorob'ev G.A. Veb-kvest tekhnologii v obuchenii sotsiokul'turnoi kompetentsii: Angliiskii iazyk, lingvisticheskii vuz: Dis. ... kand. ped. nauk [WebQuest technologies in teaching socio-cultural competence: English language, linguistic Institute of higher education: Diss. ... Cand. Ped. Sciences], Piatigorsk, 2004. 220 p.
16. Dragunova A.A. Use of the Internet resource «WebQuest» at the practical studies in English language. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki - Philological studies. Questions of theory and practice. Tambov, Gramota, 2013, no.5 (23), pp.60-62. Available at: www.gramota.net/materials/2/2013/5-2/15.html (accessed 15 February 2014).
17. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. Available at: http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html (accessed 15 February 2014).
Информация об авторе Information about the author
Воронова Елена Николаевна Voronova Elena Nikolaevna
(Россия, Саратов) (Russia, Saratov)
Доцент кафедры английского языка для гуманитарных Associate Professor of the Department of English
направлений и специальностей. Саратовский Language for Humanities and Specialities.
государственный университет им Н.Г.Чернышевского. Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky.
E-mail: voronovaen.lion@yandex.ru E-mail: voronovaen.lion@yandex.ru