Научная статья на тему 'Веб-квесты как средство и условие формирования профессиональных компетенций магистров в сфере математического образования'

Веб-квесты как средство и условие формирования профессиональных компетенций магистров в сфере математического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТР / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ / ВЕБ-КВЕСТ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / MASTER / MATHEMATICAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCES / DEVELOPMENT / WEBQUEST / CRITERIA OF ESTIMATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлёва Наталья Александровна

В статье рассматриваются особенности использования профессионально ориентированных веб-квестов для формирования профессиональных компетенций будущих магистров математического образования. Обоснованы и разработаны критерии оценки веб-квеста как средства и условия формирования профессиональных компетенций будущих магистров математического образования. Приведен пример профессионально ориентированного веб-квеста по анализу существующих и созданию новых цифровых образовательных ресурсов и методик его использования в обучении математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEBQUESTS AS A MEANS AND CONDITION OF PROFESSIONAL COMPETENCES’ DEVELOPMENT OF MASTERS OF MATHEMATICAL EDUCATION

The paper considers the features of the use of professionally oriented webquests for professional competencesdevelopment of future Masters of Mathematical Education. It justifies and elaborates the criteria for a webquest as a means and condition of professional competencesdevelopment of future Masters of Mathematical Education. The paper gives an example of a professionally oriented webquest on the analysis of existing digital educational resources and the creation of new ones, and the techniques of its use in teaching mathematics.

Текст научной работы на тему «Веб-квесты как средство и условие формирования профессиональных компетенций магистров в сфере математического образования»

ВЕБ-КВЕСТЫ КАК СРЕДСТВО И УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРОВ В СФЕРЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

WEBQUESTS AS A MEANS AND CONDITION OF PROFESSIONAL COMPETENCES' DEVELOPMENT OF MASTERS OF MATHEMATICAL EDUCATION

Н.А. Журавлёва

Магистр, математическое образование, профессиональные компетенции, формирование, веб-квест, критерии оценивания, профессиональная направленность, цифровые образовательные ресурсы. В статье рассматриваются особенности использования профессионально ориентированных веб-квестов для формирования профессиональных компетенций будущих магистров математического образования. Обоснованы и разработаны критерии оценки веб-квеста как средства и условия формирования профессиональных компетенций будущих магистров математического образования. Приведен пример профессионально ориентированного веб-квеста по анализу существующих и созданию новых цифровых образовательных ресурсов и методик его использования в обучении математике.

N.A. Zhuravleva

Master, mathematical education, professional competences, development, webquest, criteria of estimation, professional orientation, digital educational resources.

The paper considers the features of the use of professionally oriented webquests for professional competences' development of future Masters of Mathematical Education. It justifies and elaborates the criteria for a webquest as a means and condition of professional competences' development of future Masters of Mathematical Education. The paper gives an example of a professionally oriented webquest on the analysis of existing digital educational resources and the creation of new ones, and the techniques of its use in teaching mathematics.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что «в основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности... как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов.» [Концепция..., 2008]. Профессионально ориентированные веб-квесты, используемые в процессе обучения магистрантов, позволяют реализовать описанные выше принципы и способствуют развитию профессиональных компетенций.

Проблемам использования веб-квестов в образовательном процессе посвящены исследования Е.И. Багузиной, Я.С. Быховского, Г.А. Воробьева, О.В. Львовой, С.В. Напалкова, О.Л. Осад-

чук, Е.М. Шульгина и других. С.В. Напалков специализируется на разработке веб-квестов для средней школы по математике, ранее мы разработали веб-квест по математическому анализу для бакалавров [Журавлева, 2014], однако отсутствуют исследования, посвященные разработке профессионально ориентированных веб-квестов и методик их использования в процессе подготовки магистров математического образования.

В настоящее время существуют противоречия между достаточной изученностью общих вопросов, связанных с применением веб-квестов в образовательном процессе, и слабой разработанностью профессионально ориентированных веб-квестов для будущих магистров математического образования.

Выделенное противоречие обозначило научную проблему, которая состоит в разработке теоретически обоснованного методического обеспечения профессионально ориентированного веб-квеста, направленного на развитие профессиональных компетенций будущих магистров математического образования. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили цель исследования: разработать теоретическое обоснование и методическое обеспечение профессионально ориентированного веб-квеста.

Веб-квест - это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернет. Профессионально ориентированные веб-квесты разрабатываются в рамках концепции обучения будущего учителя математики Л.В. Шкериной [Шкерина, 2014] и используются в процессе обучения будущих магистров, что способствует развитию их профессиональных компетенций.

Профессиональные компетенции ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) носят метапредметный характер и для их развития необходима интеграция педагогической, методической и профильной подготовки. Профессионально ориентированный веб-квест в рамках дисциплины по выбору «Методика использования цифровых образовательных ресурсов в обучении математике», относящейся к вариативной части программы подготовки магистра «Инновационное математическое образование», позволяет обеспечить эту интеграцию. Основной целью веб-квеста является развитие способности магистрантов к подготовке цифровых образовательных ресурсов по математике и разработке методики их использования в процессе обучения учащихся математике.

Сформулируем задачи профессионально ориентированного веб-квеста, полученные в результате проекции профессиональных компетенций ФГОС ВО ПК-1, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12 на основную цель веб-квеста: способность применять современные методики и тех-

нологии использования цифровых образовательных ресурсов на различных уровнях обучения математике (ПК-1); способность анализировать результаты научных исследований, применять их для создания цифровых образовательных ресурсов по математике (ПК-5); готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ по математике с использованием цифровых образовательных ресурсов (ПК-8); способность проектировать формы и методы контроля качества математического образования, различные виды контрольно-измерительных материалов по математике с использованием цифровых образовательных ресурсов (ПК-9); готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения математике с использованием цифровых образовательных ресурсов (ПК-10); готовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта обучения математике с использованием цифровых образовательных ресурсов в профессиональной области (ПК-12) [Журавлева, 2015].

В процессе проведения веб-квеста следует руководствоваться следующими дидактическими принципами для достижения цели: профессиональной направленности, практической значимости и принцип рефлексивности.

Содержание веб-квеста включает описание проблемной профессионально направленной ситуации, актуальной для участников, очерчивающей математическую тематику веб-квеста и содержащей противоречия, которые приведут к проблеме, на решение которой направлено выполнение веб-квеста. Даются форма представления конечного результата, точное описание основных этапов работы, ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.

Профессионально ориентированный веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка выполнения должна проводиться по нескольким показателям. Критерии оценивания и шкала соответствия баллов представлены в табл. 1 и 2.

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

Д

Н U

W М

Таблица 1

Критерии оценивания профессионально ориентированного веб-квеста

Показатели Параметры оценивания Баллы

Содержание Полное раскрытие темы 0 1 2 3

Изложение стратегии решения проблемы 0 1 2 3

Логика изложения информации 0 1 2 3

Оригинальность и эффективность Авторская оригинальность 0 1 2 3

Эффективность предложенных способов решения проблемы 0 1 2 3

Работа в группе Слаженность работы группы 0 1 2 3

Объем работы равномерно распределен среди участников группы 0 1 2 3

Оформление презентации В презентации отражены основные идеи веб-квеста 0 1 2 3

Качество оформления презентации 0 1 2 3

Доклад Логика построения доклада, аргументированность 0 1 2 3

Культура речи, умение держаться перед аудиторией 0 1 2 3

Ответы на вопросы, направленные на раскрытие темы 0 1 2 3

Итоговый балл

Таблица 2

Шкала соответствия баллов веб-квеста

Итоговый балл 0-11 12-20 21-29 30-36

Оценка (пятибалльная шкала) 2 3 4 5

В процессе выполнения профессионально ориентированного веб-квеста используюся методы мозгового штурма, дискуссии, ролевые игры, индивидуальная и групповая формы обучения. Веб-квест предполагает использование технических (компьютер, подключенный к Интернету, проектор) и программных (текстовый, графический редакторы, программы для создания презентаций и работы с видео- и аудиофайлами) средств.

Приведем пример профессионально ориентированного веб-квеста.

Выпускник педагогического вуза первый год работает учителем математики в школе. В начале учебного года он выяснил, что ему предстоит вести математику в 10 классе на профильном уровне. И первое, что ему нужно сделать, составить поурочный план на год. С помощью анкетирования он выяснил, что большинство учащихся в классе увлекаются информатикой. Однако обучение математике ранее велось в традиционной форме по учебникам А.Г. Мордковича и Л.С. Ата-насяна, без привлечения информационных

технологий. Учителя по другим предметам используют цифровые образовательные ресурсы и весьма успешно. Они посоветовали ему посмотреть следующие ссылки: http:// school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов); http:// window.edu.ru/ (Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека); http://fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

Проанализируйте проблемную ситуацию и сформулируйте проблему, возникшую у молодого учителя. Обсудите возможные способы решения проблемы.

Познакомьтесь с содержанием учебников по математике для 10 класса (профильный уровень), входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию. Выберите учебники по алгебре и началам анализа, а также геометрии, по которым предстоит работать учителю. Распределите темы среди участников веб-квеста.

Сформулируйте цель и задачи своей деятельности для выполнения веб-квеста. Рас-

планируйте действия по веб-квесту и распределите роли всех участников группы.

Проанализируйте содержание учебного материала в учебнике, цифровые образовательные ресурсы по выбранной теме, пройдя по полученным ссылкам, и другие материалы из Интернета. Результаты анализа представьте в виде таблицы и сделайте выводы. Результаты обсудите в группе. Проведите классификацию найденных ресурсов и контрольно-измерительных материалов. Определите, какие ещё ресурсы необходимо разработать.

На основании проведенного анализа разработайте новые цифровые образовательные ресурсы по выбранной теме. Составьте презентацию и представьте разработки в своей группе. Обсудите, удалось ли вам выполнить поставленную задачу.

Соберите банк цифровых образовательных ресурсов, необходимых для проведения уроков молодого учителя по выбранной теме. К каждому ресурсу составьте аннотацию. Результаты проделанной работы обсудите в группе.

Разработайте поурочный план серии уроков по выбранной теме и методические рекомендации по применению цифровых образовательных ресурсов в процессе проведения уроков.

Подготовьте кейс для учителя и составьте групповую презентацию по результатам проделанной работы, которая будет представлена учителю. Проведите оценку результативности веб-квеста.

Проведите рефлексию деятельности по веб-квесту, используя технологию «Рефлексивный круг», акцентировав внимание на анализе логики выполнения веб-квеста, насколько результат веб-квеста помог в решении

1.

2.

проблемы, сформулированной вначале; анализ презентации.

Подход к планированию и структурированию деятельности будущих магистров математического образования по выполнению профессионально ориентированного веб-квеста, предложенный в статье, является конструктивным для решения проблем создания методического обеспечения веб-квеста, задает рамочную основу для его разработки.

Библиографический список

Журавлева Н.А. Веб-квест в процессе математической подготовки как условие развития общекультурных компетенций студентов педагогического вуза // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1. С. 72-74. Журавлева Н.А. Использование веб-квестов для развития профессиональных компетенций магистрантов педагогического образования // Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы и перспективы: сб. ст. участников Международной научно-практической конференции. Н. Новгород: Растр-НН, 2015. С. 188-191. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / Правительство Российской Федерации. Распоряжение № 1662-р от 17.11.2008 г. URL: http://economy.gov. ru/minec/activity/sections/strategicplanning/ concept/doc20081117_01 Шкерина Л.В. Новые стандарты - новое содержание и технологии обучения математике будущего учителя: проблемы и перспективы // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3. С. 12-22.

3.

4.

<С £

d pq

0

ь

к

1 W Р2 Е-

U

CL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

Д

Н U

W М

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.