УДК 796.011;796.078(1-4)
Токмашева МаринаАнатольевна
Преподаватель физической культуры кафедры физической культуры и спорта государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кузбасская государственная педагогическая академия», [email protected]
МакароваЛариса Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физической культуры и спорта государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кузбасская государственная педагогическая академия»
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИХ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Tokmasheva Marina Anatolyevna
The teacher of physical trainings of the chair of physical culture and sports of the State educational establishment of higher professional education “Kuzbass state pedagogical academy ”, morskayal979@yandex. ru
Makarova Larisa Nikolaevna
PhD in Pedagogics, Assistant professor, Head of the chair ofphysical culture and sports of the State educational establishment of higher professional education “Kuzbass state pedagogical academy”
DIVERGENT MODULE OF THE PHYSICAL TRAINING CURRICULUM FOR THE STUDENTS OF 5-9 GRADES OF SHOR AND RUSSIAN NATIONALITY CONSIDERING THEIR ETHNICAL PECULIARITIES AND PHYSICAL CONDITION
Эффективность физического воспитания в значительной степени зависит от знаний и учета возрастных морфофункциональных, двигательных и психических особенностей школьников [1; 2; 4]. В этой связи проблема их дифференциации является одной из важнейших в практике физического воспитания.
Базисом для понимания индивидуальных особенностей учащихся является генетическая составляющая, детерминирующая национальные особенности физического развития. Известно, что индивидуально-типологические особенности детей у европеоидных и монголоидных рас варьируют [3]. Антропометрические и функциональные характеристики определяют уровень развития двигательных способностей и влияют на формирование адаптационных возможностей организма школьников к физическим нагрузкам. Их учет необходим при спортивном отборе детей и определении объема и интенсивности физических нагрузок в общеобразовательных и детских спортивных школах. С этой целью в
регионах, где имеется смешанный в этническом отношении состав населения, предусмотрена вариативная часть учебных программ для общеобразовательных школ, в том числе и по физическому воспитанию. К таким регионам относится Кемеровская область - территория относительно компактного проживания коренных малочисленных народов: шорцев, телеутов и калмаков.
По антропологической классификации шорцев принято относить к уральскому типу большой монголоидной расы [6]. В научной литературе возрастные особенности физических способностей детей и подростков шорской национальности до сих пор не были представлены, а потому не регламентированы для них физические нагрузки. В связи с этим актуальна разработка содержания физкультурного образования шорских школьников с учетом их физиологических и социокультурных национальных особенностей.
Исследование физического развития и физической подготовленности мальчиков шорской и русской национальности проводилось в 2006-2007 гг. в 5-9 классах общеобразовательных школ № 2, 3, 9, 10 и профессиональном лицее N° 39 г. Таштагола Кемеровской области. Было обследовано 200 детей от 11 до 14 лет, из них 100 шорских и 100 русских школьников.
Для изучения и оценки физической подготовленности школьников была использована батарея тестов, рекомендованных программой по физической культуре для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ (табл. 1) [8]. При выборе педагогических контрольных испытаний мы руководствовались тем, что данные тесты характеризуются стабильностью, объективностью, валидностью и предусмотрены базово-вариативной федеральной программой.
Таблица 1 - Схема контрольного педагогического тестирования для выявления физической подготовленности школьников
№ /п Показатели Тест
1 Скоростные (двигательное качество быстрота) Бег 30 м, с
2 Скоростно-силовые (взрывная сила ног» или прыгучесть) Прыжок в длину с места, см
3 Силовые:
3.1. Силовая выносливость плечевого пояса Подтягивание, кол-во раз
3.2. Силовая выносливость брюшного пресса Поднимание туловища из исходного положения лежа на спине, кол-во раз в минуту
4. Выносливость общая 6-ти минутный бег, м
5. Гибкость Наклон туловища вперед из исходного положения сед ноги врозь, см
6. Координация Метания мяча в цель, количество попаданий из 10 раз
Физиологические исследования школьников проводились по следующим показателям: рост стоя (см); рост сидя (см); масса тела (кг); окруж-
ность грудной клетки (ОГК, см); индекс Кетле (г/см); индекс Скелии (%); жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ абсолютная, мл; относительная, мл/кг); жизненный индекс (ЖИ, мл/кг); абсолютное максимальное потребление кислорода (МПК абс., л/мин); относительное максимальное потребление кислорода (МПК отн., мл/мин/кг); частота сердечных сокращений (ЧСС, уд./мин); артериальное давление (АД, мм.рт.ст.); коэффициент выносливости (КВ, усл.ед.); систолический объем (СО, мл); минутный объём крови (МОК, мл/мин); пульсовое давление (ПД, мм.рт.ст.); среднее артериальное давление (АД. ср, мм.рт.ст.); двойное произведение (индекс Робинсона) (ДП, усл.ед.).
С целью проверки эффективности разработанной программы был проведен педагогический эксперимент на базе школ № 1, 3 г. Таштагола, № 11 п. Шерегеш, № 31 п. Чулеш, № 36 п. Ключевой.
В эксперименте приняли участие 120 шорских школьников, которые были разделены на две группы: экспериментальную (ЭГ, 60 человек) и контрольную (КГ, 60 человек). Экспериментальная занималась по разработанной нами программе, а контрольная, по программе предусмотренной образовательным стандартом в течение двух лет.
Для определения эффективности разработанной нами вариативной части программы мы рассчитали темпы прироста (по Броди) показателей физических способностей в экспериментальной и контрольной группах [7].
Для автоматизации статистической обработки результатов использовалась программа «Статисмат У.0.4». Достоверность различий вычислялась по 1-критерию Стьюдента.
Результаты.
Результаты исследования морфофункциональных показателей отражены в табл. 2. Сравнительный анализ уровня физического развития школьников средней возрастной группы шорской и русской национальности по антропометрическим и функциональным характеристикам показал, что у шорских мальчиков уровень развития отдельных морфофункциональных признаков имеет достоверные отличия: более низкие значения роста и массы тела; кардиореспираторная система шорских детей лучше адаптирована к условиям окружающей среды (относительно низкая ЧСС при одинаковых показателях МОК).
1 Указатели
Нация Рост стоя (см) Рост сидя Сем) Масса (кг) ОГК (см) Ипдскс Кет л с (г/см) Индекс Скелгш (%)
шор. (п=100) 147,3 ±1.12* 78,23* 0.80 40.82+ 0.84* 71,32*0,66 264,13- 3.62й 89.68 - 1.02*
рус. (п=100) 152,2! 1,28 78,43^0,75 43,15* 1,02 71,71л 1,00 278,631 6,35 95,491 1,54
Нагшя Показатели
ЖЕЛ (мл) Ж И (мл/кг) ЧСС (уд. мин) АД (мм.рт.ст.) ГЩ (мм.рт.ст.) АД ср. (мм.рт.ст.)
шорцы 1863,97* 51,77 46,45 ±1,47 77,67 ±1,45* 111,81 ±1,62 72,24 + 0,89 39,58 ±1,80 75,43 ±0,91*
русс кг ге 1950,97* 64,71 45,77 ±1,27 82,35 ±1,67 115,40 ±1,99 75,79 ±0,91 39,50 ±1,64 78,95 ±1,09
Показатели
Нагигя ДП (усл.ед.) КВ (усл.ед.) СО (мл) МОК (мл 'мшг) МПК абс. (л/мин) МПК отгг. (мл/мпн/кг)
шорцы 80,81 ±1,8 22,23 ±1,75 62,41 + 1,27 4930,98± 122,37 2,13 ±0,04 50,96 ±0,24
русс кг ГС 86,88±2,42* 20,42 + 1,11 60,47 ±1,15 5000.58±150.54 2,24 ±0,04 50.28 ±0.48
Примечание: * достоверные отличия показателей шорских и русских групп при р <0,05
ОО
и)
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...
Результаты исследования физической подготовленности мальчиков шорской и русской национальности среднего школьного возраста представлены в табл. 3.
Таблица 3 - Физическая подготовленность мальчиков среднего школьного возраста шорской и русской национальности (М ± т)
№ Показатели Шорцы (п=100) Русские (п=100)
1. Бег 30 м (сек) 5,59 ± 0,48 5,58 ± 0,67
2. Прыжок в длину с места (см) 166,7 ± 11,8* 176 ± 21,0
3. Подтягивание из виса стоя (кол-во раз) 5,0 ± 1,2 4,2 ± 1,3
4. Поднимание туловища из исходного положения лежа на спине (кол-во раз в минуту) 41,2 ± 7,5 42,4 ± 7,2
5. 6-ти минутный бег (метры) 1317,75 ± 64,2* 1280 ± 55,0
6. Наклон туловища вперед из исходного положения сед ноги врозь (см) 10,2 ± 3,5* 8,4 ± 2,4
7. Метание мяча в цель (кол-во попаданий из 10 раз) 7,7 ± 1,4 7,7 ± 1,2
Примечание: * достоверные отличия показателей шорских и русских групп при р <0,05
Результаты исследования показали, что у шорских мальчиков уровень развития двигательных способностей достоверно ниже в таких показателях, как взрывная сила ног, но выше по общей выносливости и гибкости. Быстрота, силовая выносливость плечевого пояса и мышц брюшного пресса достоверных различий не имеют.
Полученные результаты послужили основой для разработки комплексной методики совершенствования физических способностей школьников и внедрение ее в вариативную часть учебной программы.
В содержание программы вошли шорские игры: свали соперника «ан-дарышканы», драка на мешках «пайбаба шабыш», игра в тебек «тебек ка-гышканы», игра в кости «панек»; виды спорта: борьба «куреш», рукоборъе «кол тудушканы», стрельба из лука «соган адышканы», метание и поднятие камня «таш кодургени», соревнования по владению плетью «камчы ша-бышканы», якутские прыжки и др.
Основной упор в вариативной части программы делается на развитие функциональных возможностей учащихся и этническую составляющую.
В уроки были включены национальные игры с учетом возраста и пола учащихся, повышающие мотивационный фон на уроке, формирующие основу для изучения стандартных спортивных игр и других видов спортивной деятельности, предусмотренных школьной программой.
Вариативная часть программы состоит из блоков, которые направлены на развитие физических способностей с учетом национальных особенностей школьников. Каждый блок соответствует определенной части урока: вводной, основной и заключительной. Комплексы упражнений в блоке со-
ставлены с учетом принципов доступности, последовательности и постепенности.
Первый блок (вводный) включает упражнения на месте и в движении; второй блок (основной) содержит шорские национальные игры и виды спорта; третий блок (заключительный) состоит из упражнений и игр рекреативного характера.
Блочная система построения программы предполагает возможность гибкой замены различных упражнений в зависимости от показателей предварительного и текущего контроля школьников.
Включение шорских игр и элементов национальных видов спорта в урок физической культуры осуществляется при освоении: раздела программы спортивных игр - включением в урок игр, связанных с развитием быстроты, ловкости, меткости; легкой атлетики - включением в урок игр и состязаний, направленных на развитие быстроты, выносливости, силы; лыжной подготовки - включением в урок игр и упражнений, способствующих развитию выносливости и координации; гимнастики - включением в урок игр и упражнений, способствующих развитию силовой выносливости, гибкости, ловкости и координации движений. В качестве примера в таблице 4 представлена вариативная часть программы раздела легкой атлетики, направленная на совершенствование скоростных способностей учащихся.
Объем времени, отводимого на вариативную часть программы по физической культуре, составляет одну треть от общего времени урока [5].
В программе приведено описание шорских национальных игр, даны методические указания, дозировка и направленность воздействия.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся их физическим развитием и физической подготовленностью.
Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что двигательное качество «быстрота» в экспериментальной группе имели темпы приростаравные 11%, а в контрольной группе - 5,6% (рис.1).
Исследование взрывной силы ног мы проводили с помощью теста «прыжок в длину с места» (рис. 2). Достоверных различий между группами не выявлено.
Школьники экспериментальной группы по силовой выносливости плечевого пояса имели достоверно более высокие результаты (рис. 3). Темпы прироста в этой группе составили 40 % в отличие от школьников контрольной, где прирост - 33%.
186
Таблица 4 - Вариативная часть программы по физической культуре для школьников 5-9 классовс элементами шорских национальных игр и видов спорта
Содсрхавяс упражнение Дозировка Методические указав ни Н я л р л о ле іш от. позде ІІ г т в к и
1 2 3 і
Блоки УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ
] Блок
]. Кег 60 м с максимальной скоростью 3x30 м Поточным способом Совершенствуется бЕ.тстротл
2. Сочетание Оега с максимальной скоростью н прыжками 3 х 30 м РазОсг, отталкивание, прп.земленпе. Следить за тєуніікоії выполнения Совершенствуете! Оыс іроіа. ориентаїш* в пространстве
3. Сочетание медленного бега с ускорением 3 * 30 м 11оточным способом Совершенствуется быстрота
1. Кто быстрее? Ьег с остановками и поворотами на ЗЛО градусов 3-5 мин Участники эстафеты должны полностью оббегать вокруг стой кет с левой стороны Раівпваеі быстроту, скоростно-силовую выиослнпость, ориентацию в пространстве
П Блок
1. Игр» и ал кин «Серии1» Играют не менее З-ч человек. У каждого участника пялка длиной не меньше его роста. Все выстраиваются е: шеренгу. Задача первого - метнуть палку вдаль, и го заранее обговоренной траектории добежать до того места, куля у нал а палка. Задача второго - попасть своей палкой п палку первого, пока тот Лежит. Если второй не выполнит задание, то он выбывает 3 к 60 м Беї по виражу, метание палки, различные наклоны туловища. Игра продолжается до полного выбывания, пока на ноле не останется самый быстрый и меткий Способствуй развитию навыков старта из среднего положения, метания на дальность, внимания. ловкости, сообразительности, зрительного восприятия
2. Птичка па л ер ев е «Кушчвк а.'ашта» Играют на открытой площадке. Слева и справа в 10 я от центра чертятся линии, за ннм1! располагаются «вьшшбалы». Расстояние иг старт до финиш» 60-100 м. На дистанции наносится отметки - «веточки», в конце дистанции кладется шапка. Играют на выбывание. }-2 раїа «Птичка» должна осязательно пройти все отметки ВышеЕбалы могут метать мяч в птичку го.шко котла она перебирается «с веткп на ветхую. Ьслн мяч остался и поле, то нірок с боковой линии іЕмссі Спосог>ствует развитию быстроты, ориентации в пространстве и во времени, совершенствует координационные СПОСОбНОСТІЕ
М. А. Токмашева, Л. Н. Макарова
оо
^1
I 2 3 4
На старте 5-6 человек, на боковые линиях по одному <‘иышиба;ю>. Задача первого номери «титан» добежать до конца дистанции, переоегая с «ветки на ветку» взять шапку и вернуться. Задача игроков на линии попасть в «птичку» право сходить за ним и вернуться за линию, и только тогда метать мяч снопа. Участник, в которого попали, выбывает из игры
Ъ. Садки перестрелки «Мунтырган» Изготовление «оружия» труЛочка го растения пучки иди толстого картона, «снаряды» - семеня иди свернутые бумажные конусы. Играют командами -кто быстрее «перестреляет» противника Задача каждою игрока -догнать противника и «ранить» его и ірудь 5-7 мни «Застреленным» считается тот игрок, которому попали н грудь. Команда может совещаться, могут быть и защитники, и нападающие Развивает быстроту, скоростно-силовую выносливость, ориентацию н пространстве, меткость и ловкость
Ш Блок
Баокн «Панок* Н игре участвуют дна н более человека, Два игрока сидят друг напротив друга, между ними расставлены кости. Расстояние между костями 10 см. Каждый игрок метает кость справа пли слева. Вышрнег тог. кто иыСьс! больше костей Дается одна попытка. Метать кость можно только слева или справа. Для каждого игрока кости расставляются заново Развивает меткость, ловкость, чу вство глазомера
Спрячь рукавицу иіілте суфн» Участники шры садятся і! круг ни полу, слегка согнув ноги. Но считалючки выбирается водящий, он встает в пентр кру га. По знаку учителя, играющие быстро н незаметно для водящего пол ногами передают рукавицу из рук в руки Водящий должен угадать у кого рукавш», назвав того но имени. Если угадают, то они меняются местами. Если нет, то тот, у кото окажется рукавниа к этому времени, на мгновение вытаскивает се из псу ног, кричит «нот она!» н прячет ее обратно, передавая соседу. По этому признаку водящий ищет её дальше Развивает внимание и ловкость
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...
1л
6.5 6
5.5
<=?т
□ эг
□ кг
до
Рисунок 1 - Динамика показателя быстроты в ЭГ и КГ
7
6.5 6
5.5
И
□ эг
□ кг
-Ґ
до
Рисунок 2 - Динамика показателя взрывной силы ног в ЭГ и КГ
7
6.5 6
5.5
а
□ эг
□ кг
-г
ІЛ
6.5 6
5.5
а
□ эг
□ кг
до
Рисунок 3 - Динамика силовой выносливости плечевого пояса в ЭГ и КГ
Рисунок 4 - Динамика силовой выносливости брюшного пресса вЭГи КГ
Силовая выносливость брюшного пресса у мальчиков в обеих группах имела тенденцию к увеличению, но достоверных различий не выявлено (рис. 4).
Общая выносливость в экспериментальной группе имела достоверно более высокие результаты по сравнению с контрольной (рис. 5). Анализ результатов исследования гибкости показал достоверные различия между группами, темпы прироста составили 33% в экспериментальной группе и 22,4% в контрольной (рис. 6).
1л
6.5 6
5.5
□ эг
□ кг
Рисунок 5 - Динамика показателя общей выносливости в ЭГ и КГ
71
6.5 6
5.5
до после
□ эг
□ кг
—с
Рисунок 6 - Динамика показателя гибкости в ЭГ и КГ
71 П\
6,5-'” ^----------------------
6-'- I -Л1--------------
□ кг
5,5 I 1 ^ И.-------■-----^
до после
Рисунок 7 - Динамика показателя координационных способностей в ЭГ и КГ
Анализ результатов показал, что у мальчиков экспериментальной группы координационные способности достоверно улучшились. Темпы прироста в экспериментальной группе составили 80%, в контрольной - 66,6%.
Таким образом, улучшение показателей быстроты, силовой и общей выносливости, гибкости, координационных способностей у школьников, занимающихся по разработанной нами вариативной части программы по физической культуре, свидетельствует об её эффективности.
Выводы
1. По антропометрическим характеристикам мальчики среднего школьного возраста шорской национальности относятся к мезоскелической группе морфотипа, русские - к макроскелической. Пубертатный период у русских мальчиков проходит более напряженно, у шорских - более сглаженно.
2. У шорских мальчиков средней возрастной группы уровень развития двигательных способностей по взрывной силе ног ниже, а по общей выносливости и гибкости - выше по сравнению с русскими. Быстрота и силовая выносливость плечевого пояса и мышц брюшного пресса достоверных различий не имеют.
3. Разработанная и внедренная в учебный процесс вариативная программа по физической культуре, учитывающая этнические особенности шорских школьников, является эффективной и способствует более высоким темпам прироста физических способностей.
Библиографический список
1. Аг-Оол, Е. М. Развитие физических качеств у школьников Тувы на основе использования традиционного двигательного материала с учетом конституционной типологии [Текст] / Е. М. Аг-Оол // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. -№5.- С. 28-30.
2. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология [Текст] / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. - Ростов н/Д, 2000. - 248 с.
3. Воронков, Е. Г. Морфофункциональные особенности организма коренного и пришлого человека горного Алтая на постпубертатном этапе онтогенеза [Текст]: автореф. дисс. ... канд. биол. наук / Е. Г. Воронков. - Тюмень, 2001. - 21 с.
4. Горбачев, М. С. Комплексный анализ развития функциональных и двигательных качеств у школьников на уроках физической культуры в общеобразова-
до
□ эг
□ кг
-------г
тельной школе [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / М. С. Горбачев. - Ярославль, 2005. - 25 с.
5. Кайгородов, С. Е. Вариативная часть программы по физической культуре для учащихся 5-9 классов Центра искусств [Текст] / С. Е. Кайгородов. - Ханты-Мансийск, 1999. - 25 с.
6. Кимеев, В. М. Этнический состав шорцев [Текст] / В. М. Кимеев // Проблемы этногенеза и этнической истории аборигенов Сибири. - Кемерово, 1986. - С. 44-55.
7. Лакин, Г. Ф. Биометрия [Текст] / Г. Ф. Лакин. - М., 1968. - 284 с.
8. Лях, В. И. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей (учебная программа) [Текст] / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон // Физическая культура в школе. - 1999. -№1.- С. 43-44.
9. Пономарев, В. В. Педагогические технологии физкультурного образования школьников Крайнего Севера [Текст]: автореф. дисс.... канд. пед. наук/В. В. Пономарев. - Тюмень, 2001. - 42 с.
10. Попова, Е. В. Оценка морфофункциональных показателей организма подростков, проживающих в различных районах республики Алтай [Текст]: автореф. дисс. ... канд. биол. наук [Текст] / Е. В. Попова. - Тюмень, 2006. - 21 с.
11. Потапов, Л. П. Шорцы [Текст] / Л. П. Потапов // Народы Сибири. - М., 1956. - С. 492-529.