ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ИГР И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
®2011 Аслаханов С.-А. М.
Чеченский государственный педагогический институт
В статье рассматриваются вопросы педагогической целесообразности использования народных подвижных игр и физических упражнений как программного материала физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и экспериментального обоснования их педагогической значимости для формирования двигательной культуры.
The author of the article considers the problems of the pedagogical expediency of using the ethnic traditional outdoor games and physical exercises as the program material for the pupils’ physical education at the secondary school and the experimental justification of their pedagogical significance for the formation of the physical culture.
Ключевые слова: народные игры, физические упражнения, двигательная культура, физическое воспитание.
Keywords: ethnic traditional games, physical exercises, physical culture, physical education.
Модернизация современного образования опирается на богатейший опыт, лучшие традиции отечественного образования,
базируется на активном и целенаправленном использовании этнопедагогического наследия. В условиях России, населенной более ста восьмьюдесятью нациями и народностями, разработка
педагогически целесообразной
программно-нормативной и
методической базы, учитывающей климатогеографические условия региона, этнические особенности (обычаи, традиции и уклад жизни и др.), представляет собой важнейшее направление физического воспитания [1,2,5, 6].
Обострение межэтнических и межличностных отношений,
увеличение числа молодежи, употребляющей алкогольные напитки
и наркотические вещества, рост детской и подростковой преступности требуют целенаправленной работы по использованию традиционных средств физического воспитания (народные подвижные игры, физические упражнения и т.д.), отобранных и унифицированных в соответствии с целевыми
установками и задачами воспитания школьников. Отметим, что
теоретическим и методическим
положением, которым мы
руководствовались при
использовании народных игр и физических упражнений, являлось рассмотрение их с точки зрения содействия реализации физическому воспитанию в повышении
функциональной и физической подготовленности, формировании двигательной культуры учащихся общеобразовательных школ.
Сравнительный анализ
физической подготовленности
учащихся контрольной и
экспериментальной групп
осуществлялся посредством
испытаний по челночному бегу 3x10 м, многоскоков, метанию мяча в цель, подтягиванию, бегу на 60 м, прыжкам в длину, метанию теннисного мяча и т.д., ориентированных на реализацию базового федерального и
вариативного национально-
регионального компонентов ГОСа.
Контрольные испытания
свидетельствуют, что уровень физической подготовленности
учащихся находится на низком качественном уровне,
соответствующем оценке
«удовлетворительно», а показатели достоверности различия (Р) по всем четырем тестам говорят о сравнительно адекватном исходном уровне, что дает право выбора любой группы по классам в качестве контрольной группы (КГ) или экспериментальной группы (ЭГ).
В рамках организованной экспериментальной работы с использованием национальных
подвижных игр и физических упражнений произошли изменения в уровне физической подготовленности обследуемого контингента учащихся (табл. 1 и 2), которые рассмотрены в плане внутригрупповой (воздействие организованного фактора) и межгрупповой (оптимальность
различных факторов) вариаций.
Таблица 1
Физическая подготовленность учащихся (п = 16)
Тесты Группы Показатели 1 Р Различия по критерию
Исходные Мт+ ГТ11 Заключительные Мг + тг Начало эксперимент а Конец эксперимент а
Мальчики
Челночный бег 3x10 м, с КГ ог 11,34+0,12 11,22+0,11 11,20+0,10 11,00+0,09 0,9 1,55 >0,05 >0,05 0,74 1,49
Многоскоки 8 прыжков, м кг ог 8,76+0,09 8,82+0,14 9,02+0,08 9,20+0,14 2,16 1,92 <0,05 >0,05 0,36 1,12
Метание мяча в цель с 6 м из 5 попыток, раз кг ог 2,31+0,24 2,25+0,27 2,38+0,19 2,38+0,25 0,23 0,35 >0,05 >0,05 0,16 0
Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз кг ог 1,75+0,20 1,75+0,15 1,81+0,22 1,88+0,13 0,20 0,65 >0,05 >0,05 0 0,27
Девочки
Челночный бег 3x10 м, с кг ог 11,73+0,30 11,77+0,17 11,60+0,24 11,58+0,22 0,34 0,68 >0,05 >0,05 0,12 0,06
Многоскоки 8 прыжков, м кг ог 7,44+0,12 7,52+0,11 7,69+0,11 7,80+0,09 1,54 2,20 >0,05 <0,05 0,53 0,77
Метание мяча в цель с 6 м из 5 попыток, раз кг ог 2,31+0,12 2,25+0,15 2,44+0,13 2,50+0,13 073 1,26 >0,05 >0,05 0,31 0,33
Подтягивание на низкой перекладине, раз кг ог 7,56+0,16 2,63+0,21 7,75+0,12 7,88+0,21 0,95 0,84 >0,05 >0,05 0,26 0,54
Примечание: граничное значение /-критерия Стьюдента для 5,1 и 0,1-процентных уровней значимости составляет 2,04; 2,75; 3,65
Как видно из таблицы 1, за обследуемый период произошли существенные достоверные
изменения в физической подготовке
мальчиков и девочек, чему служат подтверждением результаты по челночному бегу 3x10 м (10,39 ± 0,07
- 10,15 ± 0,05 с, Р < 0,01);
многоскокам (11,60 ± 0,07 - 11,90 ± 0,07 м, Р < 0,01), (7,52 ± 0,09 - 7,80 ± 0,09 м, Р < 0,05).
Кроме того, у мальчиков и девочек сдвиги физической подготовленности не претерпели значимых вариаций. Отметим, что контрольные испытания проводились в IV четверти (в конце учебного года). Предполагалось, что учащиеся покажут результаты, близкие к требованиям учебных нормативов по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств, установленных комплексной программой физического воспитания учащихся 1-Х1 классов. Однако результаты контрольных испытаний были ниже требуемых программой.
Как и следовало ожидать, в плане межгрупповой вариации картина динамики физической
подготовленности учащихся
экспериментальных групп идентична картине внутригрупповой вариации. Данное обстоятельство
подтверждается не только критериями достоверности разности (1), уровнем значимости (Р), но и показателями вариации двигательных способностей занимающихся в каждой обследуемой в ходе предварительного педагогического эксперимента группе.
Несущественность сдвигов
показателей физической
подготовленности в ряде
контрольных испытаний (челночный бег 3х10 м, бег 60 м, подтягивание, метание мяча), вероятно, можно объяснить недостаточной
продолжительностью (12 уроков в течение IV учебной четверти) воздействия организованного
педагогического фактора.
Таким образом, эффективность педагогического воздействия
организованного фактора по некоторым контрольным тестам низкая (Р > 0,05), а разность
показателей физической
подготовленности учащихся (хотя она и более существенна в
экспериментальных группах) за
данный период не достоверна.
Полученные результаты
свидетельствуют о необходимости
увеличения доли национальных
подвижных игр и физических упражнений на уроках физической культуры в качестве вариативного материала учебной программы. Для этого в целях комплексного воздействия на организм
занимающихся включены в учебный материал второй экспериментальной группы национальные физические
упражнения и игры,
характеризующиеся преимущественной направленностью на комплексное развитие
двигательных качеств. Для выявления морфофункциональных изменений в начале и конце эксперимента проведены в обследуемых группах антропометрические и
функциональные измерения.
На основе анализа научнометодической литературы, опросов и бесед по вопросам применения национальных подвижных игр и физических упражнений,
анкетирования и обобщения опыта работы учителей физической культуры определены исходные позиции по использованию национальных игр и физических
упражнений, среди которых:
- соответствие национальных игр и
физических упражнений
общеобразовательной направленности физического
воспитания;
- гармоничная связь национальных
средств физического воспитания с содержанием государственного
стандарта;
- соответствие средств
физического воспитания
педагогическим условиям и ментальным особенностям;
- соответствие средств
физического воспитания условиям школьного обучения;
- унифицированность национальных средств физического воспитания;
- ориентированность средств
физического воспитания на
формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств (быстрота, сила,
выносливость, ловкость и т.д.).
В результате анкетирования учащихся и их родителей, а также специалистов физического
воспитания Чеченской Республики были собраны и подвергнуты педагогическому анализу 92
подвижные игры и физических упражнения. Как соответствующие поставленной цели и задачам исследования, отобраны
представляющие педагогическую ценность 27 наиболее
распространенных народных игр и
физических упражнений.
Рассматривая проблему
использования национальных средств физического воспитания, полагаем целесообразным классифицировать их:
- по соответствию типу урока
(подводящие и подготовительные, основные и т.д.);
- по преимущественному
воздействию на формирование двигательных навыков и умений;
- по преимущественному
воздействию на развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости и т.д.);
- по соответствию месту проведения урока.
На основе приведенной классификации рекомендованы игры и физические упражнения для развития силы - 12 , выносливости - 7, ловкости
- 6. Использование народных средств физического воспитания, благодаря их соответствию реальным условиям жизни, общедоступности, простоте организации занятий, желанию учащихся выполнять упражнения национального характера, позволяет сделать процесс обучения более
эмоциональным, сократить сроки овладения учебным материалом, достичь более стойких результатов воздействия и тем самым повысить эффективность реализации
требований комплексной программы физического воспитания учащихся.
Во всех экспериментальных группах из 300 рассмотренных внутригрупповых вариаций не претерпели существенных,
достоверно значимых сдвигов только 32 (10,66%), из которых 22 (7,33%) приходятся на контрольные группы, 9 (3,36%) - на первые
экспериментальные группы и лишь 1 (0,33%) - на вторую
экспериментальную группу, что свидетельствует о том, что в экспериментальных группах
произошли более существенные качественные сдвиги.
Подтверждается это и
вариабельностью 1-критерия
Стьюдента в межгрупповой вариации в конце педагогического
эксперимента, где у сельских школьников она выглядит следующим образом: КГ-ЭГ-1 - 1 =2, 12 - 8,8, КГ-ЭГ-2 - 1 =2, 17 - 10,14, ЭГ-1-ЭГ-2 - 1 =2, 07 - 9,4; у городских школьников -КГ-ЭГ-1 - 1 =2,05 - 19,2, КГ-ЭГ-2 - 1 =2,22 - 16, 74, ЭГ-1-ЭГ-2 - 1 =2,0 -5,48. Следовательно, мы можем утверждать, что экспериментальная методика позволяет более
эффективно выполнять нормативные требования комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов. Причем результаты,
полученные вследствие воздействия организованного педагогического фактора, свидетельствуют, что более эффективной является вторая экспериментальная методика,
основанная на использовании
национальных средств физического
воспитания, подобранных и классифицированных по их преимущественному воздействию на развитие комплекса двигательных качеств.
Результаты исследования
подтверждают, что использование известных с детства национальных подвижных игр и физических упражнений в сочетании с программным материалом позволяет более успешно, на более высоком качественном уровне реализовать
программно-нормативные требования комплексной программы физического воспитания учащихся 1-Х1 классов общеобразовательной школы.
Следовательно, рабочая гипотеза исследования полностью
подтверждается.
Таблица 2
Физическая подготовленность учащихся сельской и городской школ в начале и конце основного педагогического эксперимента (п = 17, п = 15 мальчиков и девочек соответственно)
Тесты Группы Показатели 1 Р Различия по критерию
Исходные Мі + ті Заключительные Мг + гті2 Начало эксперимент а Конец эксперимент а
Мальчики
Челночный бег 3x10 м, с КГ ог 10,47+0,07 10,39+0,07 10,32+0,06 10,15+0,05 1,63 2,79 >0,05 <0,01 0,81 2,18
Многоскоки 8 прыжков, м кг ог 11,54+0,09 11,60+0,07 11,75+0,09 11,90+0,07 1,64 3,03 >0,05 <0,01 0,53 1,32
Метание мяча в цель с 6 м из 5 попыток, раз кг ог 3,00+0,19 3,13+0,21 3,19+0,10 3,38+0,13 1,88 1,01 >0,05 >0,05 0,46 1,16
Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз кг ог 2,56+0,13 2,50+0,16 2,81+0,19 2,88+0,16 1,09 1,68 >0,05 >0,05 0,29 0,28
Девочки
Челночный бег 3x10 м, с кг ог 10,88+0,12 10,91+0,16 10,80+0,11 10,79+0,15 0,49 0,55 >0,05 >0,05 0,15 0,05
Многоскоки 8 прыжков, м кг ог 11,30+0,07 11,21+0,09 11,63+0,07 11,60+0,09 3,33 3,06 <0,01 <0,01 0,79 0,26
Метание мяча в цель с 6 м из 5 попыток, раз кг ог 3,13+0,19 3,13+0,21 3,25+0,18 3,31+0,12 0,46 0,74 >0,05 >0,05 0 0,28
Подтягивание на низкой перекладине из виса, раз кг ог 8,88+0,28 8,81+0,22 9,13+0,26 9,19+0,17 0,65 1,36 >0,05 >0,05 0,20 0,19
Примечание: граничное значение /-критерия Стьюдента для 5,1 и 0,1 -процентных уровней значимости составляет 2,04; 2,75; 3,65
Анализ материалов,
представленных в исследовании, показывает, что из 300 рассмотренных внутригрупповых вариаций достоверно значимые сдвиги произошли в 268 (89,33%). Из них:
-78 (26%) вариаций приходятся на контрольные группы, занимавшиеся по методике, основанной на использовании учебного материала государственной программы;
- 91 (30,33%) - на первые
экспериментальные группы,
занимавшиеся по методике,
основанной на использовании
учебного материала государственной программы и национальных средств физического воспитания,
классифицированных по их преимущественной направленности на формирование двигательных умений и навыков и развитие
определенных двигательных качеств;
- 99 (36,94%) - на вторые
экспериментальные группы,
занимавшиеся по методике,
основанной на использовании
учебного материала государственной программы и национальных средств физического воспитания,
классифицированных по их преимущественной направленности на развитие комплекса двигательных качеств. Это свидетельствует о том, что методика, использованная в экспериментальных группах, привела к более существенным сдвигам. Подтверждается это и
достоверностью (Р < 0,05 0,001)
различий показателей в
межгрупповой вариации в конце педагогического эксперимента.
В 300 рассмотренных нами межгрупповых вариациях достоверно значимые различия имеют 153 (51%). Из них: 119 (78%) приходятся на показатели тестов, характеризующих
Примечания
скоростно-силовые качества; 3 (2%) -координационные способности; 3 (2%) - силовые качества; 28 (18%) -выносливость. При этом 44 вариации приходятся на достоверные различия показателей контрольной и первой экспериментальной групп, 65 -
контрольной и второй
экспериментальной групп, 44 -
первой и второй экспериментальной групп.
Таким образом, материалы
формирующего эксперимента
свидетельствуют о педагогической целесообразности использования национальных средств и методов физического воспитания в образовательном процессе младших школьников.
1. Галеев Э. X. Татарские народные традиции физического воспитания и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 1973. С. 23. 2. Геллер Е. М. Основные функции подвижных игр и проблемы дальнейшего их внедрения в практику физической культуры //Теория и практика физической культуры.
1987. № 3. С. 20-21. 3. Примерные программы начального общего образования. Ч. 2. Изд-во ОАО «Саратовский полиграфкомбинат», 2009. С. 79-103. 4. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы Чеченской Республики. Грозный : Аббат, 2005.164 с. 5. Таникеев М. Национальные подвижные игры как важный фактор развития физической культуры и спорта в сельской местности Казахстана // Мат-лы Второй Всесоюзной научной конференции «ГТО, туризм и подвижные игры как массовые формы физического воспитания населения» (подвижные игры): Тез. докл. Минск, 1976. С. 64-65. 6. Элашвили В. И. Народная педагогика физического воспитания и возможности использования ее элементов в современной практике // Теория и практика физической культуры. 1982. № 5. С. 34-36. 7. Ягодин В. В. Народная физическая культура - один из основных источников современной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1987. № 6. С. 16-18. 8. Янсон Ю. А. Физическая культура в школе. Ростов н/Д. : Изд-во «Феникс», 2009. С. 488-541.
Статья поступила в редакцию 11.08.2011 г.