УДК 611:613.96(571.5)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МУЗЫКИ
1 9
© М.М. Колокольцев1, Д.Г. Дрюков-Филатов2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведены результаты наблюдения за физической подготовленностью мальчиков и девочек, воспитывающихся в школе-интернате с углубленным изучением музыки. В исследовании принял участие 131 школьник (75 мальчиков и 56 девочек) параллельных классов младшего (44), среднего (44), старшего (43) школьных возрастов. Было сформировано 6 групп - 3 контрольные (КГ) и 3 экспериментальные (ЭГ). В КГ всех возрастов занятия по физической культуре проводились по базовой части программы ГОС: 3 урока в неделю, продолжительностью по 40 минут, с использованием упражнений общефизической направленности (3 урока ОФП). Дети ЭГ 2 раза в неделю занимались ОФП, а программа третьего урока, как вариативная, содержала элементы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для музыкантов: 2 урока ОФП + 1 урок ППФП (по 40 минут каждый). К концу эксперимента установлено, что использование предложенных педагогических технологий в учебном процессе по физическому воспитанию оказывает более существенное влияние на формирование положительной динамики двигательных качеств, чем общепринятая программа по физическому воспитанию, о чем свидетельствуют достоверные различия между значениями показателей тестов у детей ЭГ и КГ в сравнении с исходными данными, а также больший процентный прирост результатов физической подготовленности. Табл. 4. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: воспитанники школы-интерната; физическая подготовленность; двигательные тесты; вариативный урок.
EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN INCREASING PUPILS' PHYSICAL FITNESS LEVEL AT BOARDING SCHOOLS WITH PROFOUND STUDY OF MUSIC M.M. Kolokoltsev, D.G. Dryukov-Filatov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The paper provides the results of observations for physical fitness of boys and girls being brought up in a boarding school with profound study of music. The study involved 131 schoolchildren divided into six groups - three control groups (CG) and three experimental groups (EG). The program of the third lesson of general physical training as a variative one for children from the experimental group engaged in general physical training three times a week contained the elements of professionally applied physical preparation for musicians. The experiment showed that the use of the proposed educational technologies has a significant effect on the formation of positive dynamics of motor characteristics, which is proved by a percentage increase in the results of physical fitness. 4 tables. 11 sources.
Key words: pupils of boarding schools; physical fitness; motion activity tests; variative lesson.
Для будущего музыканта требуется формирование специфических двигательных умений и навыков [7]. С точки зрения физиологии обучение музыке сопровождается гипокинезией и длительным пребыванием обучающегося в вынужденной статической позе стоя или сидя. При игре на музыкальных инструментах основная нагрузка приходится на мышцы шеи, верхнего плечевого пояса и спины [1, 9]. Поэтому недостаточное развитие и слабость мышц спины и шеи влечет за собой нарушение осанки, асимметрию плеч, сутулость, отставание лопаток и т.п. [6, 1]. Длительное нахождение исполнителя музыки в положении сидя,
особенно с наклоненным туловищем, приводит к развитию застойных явлений в нижних конечностях, брюшной и тазовой областях, вследствие чего музыканты подвержены профессиональным заболеваниям [3, 4]. Техника игры на клавишных, духовых или ударных инструментах предъявляет особые требования к быстроте и координации двигательной реакции рук и переключению от одних действий к другим [2]. Исполнение музыкального произведения на духовых инструментах требует хорошего развития дыхательной мускулатуры. Кроме того, для всех музыкантов требуется высокая статическая выносливость, сила, лов-
1 Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: [email protected]
Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medicine, Professor of the department of Physical Culture, tel.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: [email protected].
2Дрюков-Филатов Дмитрий Геннадьевич, аспирант, тел.: (3952) 405024. Dryukov-Filatov Dmitriy, Postgraduate, tel.: (3952) 405024.
кость, а также хорошее состояние опорно-двигательного аппарата и функциональных систем, в частности, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной [5].
Важную роль в подготовке будущих музыкантов занимает физическая культура, где в учебном процессе по физическому воспитанию используются упражнения, имеющие про-фессиональную направленность. В связи с этим представляется актуальным применение таких средств и методов физической культуры, которые помогут юным музыкантам сфор-мировать и усовершенствовать свои профессиональные двигательные умения и навыки и минимизировать неблагоприятные изменения в организме при занятиях музыкой.
Вместе с тем, в общеобразовательных учреждениях специальной направленности (музыкальные школы, школы-интернаты) у обучающихся отмечается слабое физическое здоровье, что вызвано перегрузкой по основным предметам учебной программы, большим объемом самостоятельных заданий, и все это необходимо совмещать с занятиями музыкой. В ряде таких образовательных учреждений уроки физической культуры проходят недостаточно эффективно: отмечается низкая плотность занятий и острая нехватка спортивного оборудования. Поэтому поиск новых и совершенствование существующих методик построения уроков физической культуры с учетом профессиональной направленности обучения воспитанников школ-интернатов с музыкальным направлением представляется актуальным. Однако в доступной научной литературе недостаточно освещены вопросы состояния и повышения физической подготовленности обучающихся, оптимизации методики построения уроков физической культуры для воспитанников в специализированных школах-интернатах с углубленным изучением музыки.
Целью данного исследования является повышение уровня физической подготовленности воспитанников школы-интерната с углубленным изучением музыки путем применения в вариативной части учебной программы по физической культуре комплексов физических упражнений, имеющих профессионально-прикладное направление.
Материал и методы исследования. Каждое учебное заведение осуществляет свою деятельность согласно программам Государственного образовательного стандарта (ГОС). В то же время, не выходя за рамки ГОС, школа сама может определить направленность вариативной части программы по физическому воспитанию исходя из профильности, материально-технического оснащения учебного заведения, кадрового потенциала и т.д., опираясь на инструктивно-методические рекомендации «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации» (письмо Минобразования России от 28.04.200 г. № 13-51-86/13) и приказ Минобразования, Минздрава, Госкомспорта России и Российской академии образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Россий-
ской Федерации» от 16.07.2002 г. № 2715/227/166/19. В 2010-2011 учебном году, в дополнение к существующим инструктивным рекомендациям, были изданы нормативные документы, регламентирующие проведение третьего урока физической культуры в школах. К ним относятся: приказ Министерства образования и науки РФ № 889 от 30 августа 2010 г. «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9.03. 2004 г.» и приказ Министерства образования Иркутской области № 55-37-9150/10 от 08.09.201 г. Кроме того, были внесены изменения и дополнения в санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. В частности, в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 г. № 189, даны подробные разъяснения по возможным местам учебных занятий и формам организации урока физической культуры в образовательных учреждениях.
Исследование проводилось в 2010-2011 учебном году в областном государственном бюджетном образовательном учреждении (ОГБОУ) - Школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с углубленным изучением музыки г. Иркутска. В исследовании принял участие 131 школьник (75 мальчиков и 56 девочек) параллельных классов младшего (44), среднего (44) и старшего (43) школьных возрастов. Дети имели приблизительно одинаковую физическую двигательную подготовленность. Из общего количества воспитанников школы-интерната с учетом возрастной периодизации было сформировано 6 групп - 3 контрольные (КГ) и 3 экспериментальные (ЭГ).
Занятия физическим воспитанием с учащимися проходили с учетом сезона года: зимой - в спортзале школы-интерната, летом - на открытом стадионе.
Тренировочные циклы были выделены согласно модели учебного года - по четвертям. Серия мезо-циклов, каждый из которых состоял из 8-10 микроциклов (недельный цикл), была организована в развивающем режиме. Дозирование нагрузки на учебных занятиях основывалось на дифференцированном подходе к полу, возрасту, уровню двигательной подготовленности каждого ученика.
Согласно государственному стандарту на физическое воспитание отведено 4200 мин (70 ч в год), из них 1008 мин (16,8 ч) - на вариативный компонент программы. При этом в первой четверти вариативный компонент составляет 252 мин, во второй четверти -224 мин, в третьей - 280 мин, в четвертой - 252 мин.
В контрольных группах всех возрастов занятия по физической культуре проводились по базовой части программы ГОС: 3 урока в неделю, продолжительностью по 40 мин, с использованием упражнений общефизической направленности (ОФП). При этом осуществлялось развитие всех основных двигательных
способностей.
Дети экспериментальных групп 2 раза в неделю занимались ОФП, а программа третьего урока, как вариативная, содержала элементы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для музыкантов; 28 мин основной части урока отводилось специально-прикладным физическим упражнениям с элементами круговой тренировки. Тематика 3-го урока в недельном цикле в ЭГ соответствовала целям и задачам исследования. Содержание занятия основывалось на упражнениях базовой программы по физической культуре для данного возраста и заключалось в вариантности программно-методического арсенала.
В начальных классах упражнения выполнялись мелкогрупповым поточным способом. В программу уроков младшего школьного возраста были включены упражнения, имеющие профессиональную направленность по преимущественному развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений и статической выносливости мышц шеи, верхнего плечевого пояса и спины, так как это наиболее нагруженные мышцы в профессиональной деятельности музыканта. Кроме того, укрепление данных групп мышц предупреждает развитие сколиоза. С этой целью применялись упражнения на развитие «взрывной» силы (метание снарядов небольшого веса, разнообразные прыжки), на динамическую силу (упражнения в сопротивлении с партнером, с отягощением 1/3-1/2 веса собственного тела, растягивание, либо сжимание различных амортизаторов). Уделялось внимание укреплению и развитию крупных мышечных групп, от которых в первую очередь зависит правильная осанка. Это лазание, бег, прыжки, упражнения в смешанных висах и упорах. Воспитание ловкости у детей базировалось на овладении сложнокоординированными двигательными действиями (приемы из спортивных игр, спортивной гимнастики, акробатики, легкой атлетики). Основным методом явился метод повторных усилий до отказа: прыжки из различных исходных положений с приземлением по заданию и к определенной отметке; упражнения на равновесие и тренировку вестибулярного аппарата; метание теннисных мячей в цель; лазание по гимнастической скамейке, стенке и т. п. Для воспитания такого двигательного качества, как быстрота, развивали скорость двигательной реакции и частоту одиночного движения, используя различные упражнения. Скорость двигательной реакции повышали путем использования в педагогическом процессе заранее обусловленного сигнала (зрительный -«взмах руки педагога», и звуковой - «свисток»). Для совершенствования частоты движений использовались практически все физические упражнения в максимальном темпе и коротком интервале времени (бег и прыжки на месте и с продвижением вперед до 30 м; бег и прыжки через скакалку; элементы баскетбола и т.д.). Режим работы - 5 с, средней интенсивности.
В среднем школьном возрасте для развития силы использовались такие упражнения, как метание набивных мячей весом 1-3 кг, кратковременные усилия с небольшими отягощениями (20-30% от собственного веса), способствующие росту «взрывной»
силы. Эпизодически включались в круговую тренировку кратковременные, до 5 с, статические упражнения. Воспитание ловкости, быстроты и координации осуществлялось примерно теми же методами и приемами, как и в младшем школьном возрасте, но по более сложной программе обучения предмету «Физическая культура».
В старшем школьном возрасте процесс круговой тренировки был ориентирован на воспитание динамической выносливости в упражнениях по преодолению собственного веса тела (подтягивание, разгибание рук в упоре, приседания, наклоны с отягощениями и т.д.), «взрывной» силы (метание набивного мяча весом 3-5 кг из различных исходных положений, прыжковые упражнения и т.д.). Для воспитания ловкости в урок круговой тренировки включали упражнения прикладной гимнастики: лазания и перелезания, ходьба и повороты на широкой и узкой опоре; кувырки вперед и назад.
Использование описанной выше методики в учебном процессе по физической культуре позволяет более значительно расширить круг средств, обеспечивающих разностороннюю двигательную подготовку воспитанников школы-интерната с углубленным изучением музыки. Объединение основных упражнений школьной программы и схожих с ними по структуре разнообразных физических упражнений профессиональной направленности обеспечивало одновременное воздействие как на функциональное развитие организма ребенка, так и на развитие двигательных качеств и профессиональных навыков у будущих музыкантов. Таким образом, моделирование методики учебного материала по физической культуре у учащихся школы-интерната осуществлялось на основе комплексной программы, в основу которой лег метод круговой тренировки с элементами профессионально-прикладной физической подготовки музыкантов.
Для оценки изменений в показателях двигательных качествах дважды проводили тестирование физического развития всех испытуемых: в начале учебного года (I четверть, сентябрь) и в конце (IV четверть, май). Для оценки основных двигательных качеств воспитанников после подводящих упражнений использовались тесты, разработанные Всероссийским институтом физической культуры (ВНИИФК) [11], в том числе: тест «Бег на 60 м с хода» - на быстроту; «Челночный бег 10 раз х 5 м» - на скоростную выносливость и ловкость; «Подъем туловища из положения лежа» (количество раз за 30 с) - на скоростно-силовую выносливость мышц - сгибателей туловища; тест «Сгибание-разгибание рук в упоре» (количество раз за 30 с) и «Подтягивание на перекладине (мальчики, количество раз), вис (девочки, с) - на силу и силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса; «Наклон вперед сидя» - для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов; тест «Прыжок в длину с места (см) - на динамическую силу мышц нижних конечностей. Сбор материала осуществлялся в специально составленный протокол исследования, в который заносились паспортные данные, антропометрические, физиометрические параметры и
результаты тестовых испытаний физической подготовленности воспитанников школы-интерната. По первичным материалам обследования сформирована компьютерная база данных, расчеты были проведены с использованием пакета прикладных программ 6.0». Обработка полученных результатов исследования проводилась статистическими методами с вычислением объема выборки (п), среднего значения (М), минимума, максимума, стандартного отклонения (а) и стандартной ошибки. Достоверность различий определялась по непараметрическому и-критерию Вилкоксона - Манна - Уитни, различия считались достоверными при уровне значимости Р<0,05 [8].
Результаты и обсуждение. Динамика показателей физической подготовленности мальчиков различного школьного возраста в КГ и ЭГ представлена в табл. 1, девочек - в табл. 2. Установлено, что до начала проведения эксперимента (I мезоцикл) исходные значения тестов физической подготовленности воспитанников КГ и ЭГ во всех возрастах достоверно не отличаются как в группе мальчиков, так и среди девочек (Р>0,05), что свидетельствует о примерно одинаковом уровне их физической подготовленности. К концу наблюдения (завершение педагогического экс-
перимента - IV мезоцикл, май) отмечено улучшение значения показателей в двигательных тестах как в КГ, так и ЭГ мальчиков и девочек.
Как видно из данных, представленных в табл. 1, в ЭГ мальчиков младшего школьного возраста в четырех двигательных тестах из семи отмечается достоверно значимое увеличение значений показателей в сравнении с исходными данными (Р<0,05), в КГ ни в одном из испытаний различий не установлено. Так, в тесте «Челночный бег» время прохождения дистанции в ЭГ уменьшилось на 1,9 с, а в КГ - на 0,8 с. В тесте «Подтягивание на перекладине» в ЭГ установлен достоверный прирост значения показателя в 3 раза, в КГ разница с исходным показателем составила 0,8 раза.
В табл. 3 приведены данные процентного прироста значения показателей тестов в сравнении с данными, полученными до начала эксперимента. Обращает на себя внимание, что динамика прироста показателей в ЭГ во всех тестах выше, чем в КГ, за исключением испытания «Бег на 60 метров». При этом наибольший процент прироста отмечен в тестах, характеризующих силовые качества: «Подтягивание на перекладине» (215,0%) и «Подъем туловища» (134,7%), а также в тесте на гибкость (183,8%)..
Тест Мезоцикл Младший школьный возраст Достоверность различий Средний школьный возраст Достоверность различий Старший школьный возраст Достоверность различий
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Челночный бег 10x5 м, с I 24,5±0,6 24,3±0,4 Р>0,05 23,4±0,3 23,3±0,5 Р>0,05 20,5±0,2 20,1 ±0,2 Р>0,05
IV 23,7±0,6 22,4±0,3 Р<0,05 22,3±0,1 21, 1 ±0,4 Р<0,05 19,8±0,2 19,2±0,3 Р<0,05
Бег на 60 м, с I 12,6±0,4 12,3±0,2 Р>0,05 12,3±0,2 12,3±0,2 Р>0,05 10,1 ±0,2 10,2±0,4 Р>0,05
IV 12,0±0,4 11,8±0,2 Р>0,05 11,9 ±0,1 11,2±0,2 Р<0,05 9,6±0,2 9,3±0,3 Р>0,05
Подтягивание на перекладине, кол-во раз I 2,8±0,5 2,6±0,6 Р>0,05 2,1±0,3 2,0±0,4 Р>0,05 11,8±1,2 11,0±1,6 Р>0,05
IV 3,6±1,6 5,6±0,3 Р<0,05 3,6±0,4 7,1 ±0,6 Р<0,05 14,7±0,4 17,5±0,6 Р<0,05
Сгибание-разгибание рук в упоре, кол-во раз за 30 с I 21, 0±1,5 23,0±1,2 Р>0,05 20,1 ±0,4 20,3±0,5 Р>0,05 32,2±1,7 31,8±1,2 Р>0,05
IV 22,0±1,1 26,1 ±1,0 Р<0,05 21,5±0,4 26,4±0,3 Р<0,05 33,2±1,2 35,7±1,3 Р<0,05
Наклон, см I 3,1±0,8 3,1±0,6 Р>0,05 4,8±1,6 4,6±1,4 Р>0,05 2,6±0,4 2,2±0,8 Р>0,05
IV 4,1±0,9 5,7±1,4 Р>0,05 6,3±1,9 7,7±1,2 Р>0,05 4,1±0,9 5,3±1,1 Р>0,05
Прыжок в длину с места, см I 144,2±3,7 143,2±3,5 Р>0,05 145,2±1,6 145,1±1,5 Р>0,05 183,4±1,6 182,2±1,4 Р>0,05
IV 146,1±1,2 149,2±1,7 Р<0,05 148,1±1,3 152,9±1,6 Р<0,05 190,6±1,6 195,8±1,9 Р<0,05
Подъем туловища из положения лежа, кол-во раз за 30 с I 21,0±2,6 21,0±2,6 Р>0,05 28,2±1,5 27,7±1,1 Р>0,05 33,2±1,5 33,1±1,3 Р>0,05
IV 24,4±3,2 28,3±3,2 Р>0,05 30,0±0,8 33,4±1,8 Р<0,05 35,3±2,9 38,2±2,6 Р>0,05
Таблица 1
Динамика показателей физической подготовленности мальчиков младшего, среднего и старшего
школьного возрастов КГ и ЭГ в ходе эксперимента
Таблица 2
Динамика показателей физической подготовленности девочек младшего, среднего и старшего _школьного возрастов КГ и ЭГ в ходе эксперимента_
Тест \/1езоцикп Младший школьный возраст Достоверность различий Средний школьный возраст Достоверность различий Старший школьный возраст Достоверность различий
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Челночный I 26,2±0,7 25,6±0,3 Р>0,05 24,8±0,4 24,4±0,2 Р>0,05 23,9±0,5 23,1±0,3 Р>0,05
бег 10x5 м, с IV 23,9±0,3 22,8±0,2 Р<0,05 23,6±0,3 21,2±0,3 Р<0,05 21,2±0,4 20,6±0,5 Р<0,05
Бег на 60 м, I 13,4±0,3 13,5±0,3 Р>0,05 12,4±0,3 12,2±0,5 Р>0,05 11,8±0,3 11,8±0,3 Р>0,05
с IV 13,7±0,4 13,1±0,3 Р>0,05 11,5±0,4 10,9±0,5 Р>0,05 11,2±0,4 10,4±0,9 Р<0,05
Вис на пере- I 4,3±1,6 4,2±1,5 Р>0,05 15,3±0,3 15,2±0,4 Р>0,05 15,6±1,1 16,8±1,4 Р>0,05
кладине, с IV 7,7±1,2 9,4±1,6 Р<0,05 17,2±0,5 18,5±0,7 Р<0,05 17,3±2,3 23,4±1,2 Р<0,05
Сгибание- I 18,0±0,8 18,0±0,8 Р>0,05 25,3±0,2 25,0±0,2 Р>0,05 16,6±0,3 16,1±0,8 Р>0,05
разгибание
рук в упоре, кол-во раз за 30 с IV 21,0±0,9 23,1±0,7 Р<0,05 27,0±0,5 29,0±0,7 Р<0,05 20,7±1,2 23,7±0,8 Р<0,05
Наклон, см I 3,5±0,5 2,8±0,6 Р>0,05 4,4±1,3 4,2±1,6 Р>0,05 3,8±1,5 3,8±1,5 Р>0,05
IV 4,8±0,8 7,0±0,6 Р<0,05 5,8±0,4 7,2±0,9 Р<0,05 7,2±1,6 10,7±1,7 Р<0,05
Прыжок I 127,1 ±1,3 127,3±1,2 Р>0,05 133,2±1,5 133,5±1,8 Р>0,05 145,4±0,8 144,2±1,8 Р>0,05
в длину с места, см IV 131,1±1,6 137,6±1,3 Р<0,05 140,7±1,9 142,4±1,1 Р>0,05 153,6±2,3 158,8±2,8 Р<0,05
Подъем ту- I 27,5±1,5 27,2±1,5 Р>0,05 23,5±1,8 23,1 ±1,6 Р>0,05 25,1 ±1,8 24,7±1,1 Р>0,05
ловища из
положения лежа, кол-во раз за 30 с IV 29,0±1,5 31,7±1,2 Р<0,05 27,2±1,9 29,6±1,8 Р>0,05 25,2±1,9 29,1±1,1 Р<0,05
Таблица 3
Процент прироста значения показателей физической подготовленности у мальчиков_
Тест Младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Челночный бег 10x5 м, с 103,4 108,0 104,9 104,5 103,5 104,7
Бег на 60 м, с 105,0 104,2 103,3 109,8 105,2 109,7
Подтягивание на перекладине, кол-во раз 128,5 215,0 171,4 355,0 124,6 159,1
Сгибание-разгибание рук в упоре, кол-во раз за 30 с 104,0 113,4 106,9 130,0 103,1 112,3
Наклон, см 132,2 183,8 131,2 167,4 157,7 240,9
Прыжок в длину с места, см 101,3 104,2 102,0 105,4 103,9 107,5
Подъем туловища из положения лежа, кол-во раз за 30 с 116,2 134,7 106,4 120,6 106,3 115,4
Таблица 4
Процент прироста значения показателей физической подготовленности у девочек_
Младший Средний Старший
Тест школьный возраст школьный возраст школьный возраст
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Челночный бег 10x5 м, с 109,0 112,0 105,1 115,1 112,7 112,1
Бег на 60 м, с 0 103,0 107,8 111,9 105,4 113,5
Вис на перекладине, с 179,0 223,8 112,4 121,7 110,9 139,3
Сгибание-разгибание рук в упоре, кол-во раз за 30 с 116,6 128,2 106,7 116,0 124,7 147,2
Наклон, см 137,1 250,0 131,8 171,4 189,5 281,5
Прыжок в длину с места, см 103,1 108,1 105,6 106,7 105,6 110,1
Подъем туловища из положения лежа, кол-во раз за 30 с 105,4 116,5 115,7 128,1 100,3 117,8
В ЭГ мальчиков среднего школьного возраста значимое улучшение значений показателей установлено в шести тестах, в КГ - лишь в трех испытаниях. В старшем школьном возрасте среди юношей ЭГ в четырех двигательных тестах отмечена достоверная положительная динамика показателей, в КГ - в трех испытания. При этом процент прироста значений показателей в двигательных тестах в ЭГ мальчиков как среднего школьного (за исключением теста «Челночный бег»), так и старшего школьного возрастов более значительный, чем в КГ (см. табл. 3).
В ЭГ девочек младшего школьного возраста достоверное улучшение значений показателей отмечено в шести двигательных тестах, в КГ - в трех (см. таб. 2). Обращает на себя внимание, что динамика процентного прироста показателей в ЭГ этой возрастной группы девочек во всех тестах выше, чем в КГ (табл. 4). При этом наибольший процент прироста отмечен в тестах, характеризующих силовые качества: «Вис на перекладине» - 223,8%, и «Сгибание-разгибание рук в упоре» -128,2%, а также в тесте на гибкость -250,0%.
В ЭГ и КГ девочек среднего школьного возраста число тестов, в которых отмечено достоверно значимое увеличение значений показателей (Р<0,05), одинаковое - четыре (см. табл. 2). Однако, как видно из табл. 4, процентный прирост значений показателей в тестах оказался выше у девочек ЭГ, что свидетельствует о большей эффективности предложенной программы улучшения физической подготовленности воспитанников ЭГ.
В старшем школьном возрасте среди девочек ЭГ все тесты достоверно значимо выше исходных значе-
ний, в КГ - лишь три теста. Динамика процентного прироста показателей в ЭГ этой возрастной группы во всех тестах (за исключением теста «Челночный бег») выше, чем в КГ (табл. 4). При этом наибольший прирост значения показателя установлен в тесте на гибкость - 240,9%.
Как видим, использование предложенных педагогических технологий в учебном процессе по физическому воспитанию оказывает более существенное влияния на формирование положительной динамики двигательных качеств, чем общепринятая программа по физическому воспитанию, о чем свидетельствуют достоверные различия между значениями показателей тестов у детей в наблюдаемых группах в сравнении с исходными данными (Р<0,05), а также значительно больший процентный прирост результатов физической подготовленности у детей экспериментальных групп. При этом наибольший процент прироста значений отмечен в тестах, характеризующих силовые качества как у мальчиков, так и у девочек: «Подтягивание/вис на перекладине» и «Подъем туловища», а также в тесте на гибкость, а наименьший - в тестах на быстроту, скоростную выносливость и ловкость.
Таким образом, предложенная программа значительно расширяет и дополняет компонент программы по физической культуре в школе-интернате с музыкальным уклоном и оказывает положительное влияние на физическую подготовленность будущих музыкантов. Она может быть рекомендована к использованию в образовательных учреждениях подобного профиля как одно из направлений совершенствования физического воспитания обучающихся.
1. Белинович В.В. Задачи и содержание прикладной физической подготовки учащихся профессионально технических училищ. // Физическое воспитание учащихся профессионально технических училищ. М.: Физкультура и спорт, 1968. С. 5-8.
2. Вороханов Б.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов консерваторий. М.: МГК, 1982. 93 с.
3. Габриэлян К.Г, Ермолаев Б.В, Кутателадзе Н.О. Программно-методическое обеспечение преподавания основ здоро-вьесберегающих технологий в неспециализированном вузе // Теория и практика физической культуры. 2003. № 11. С. 39-44.
4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2007. 169 с.
5. Дудкина Ю.И. Формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в вузе культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2006. 22 с.
6. Дяченко А.П. Професионально-прикладная физическая
ский список
подготовка студентов-стоматологов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 24.00.02; Национальный медицинский ун-т им. А.А. Богомольца. Киев, 1997. 22 с.
7. Коновалов И.Е., Волович Л.А., Мутаева И.Ш. Интеграция физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ссузов. Набережные Челны: РИО Кам-ГИФК, 2005. 130 с.
8. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: Медиа Сфера, 2002. 305 с.
9. Тихонова А.Я., Симонова Т.Г., Якименко М.А. Влияние занятий в оздоровительном плавательном бассейне на термо-регуляторные реакции // Теория и практика физической культуры. 1983. № 8. С. 17-18.
10. Ткачев Ф.Т. Физическая культура в трудовом процессе. Киев: Здоров'я, 1977. 93 с.
11. Методическое руководство по тест-программе «Физкультурный паспорт». Тяпин А.Н., Пузырь Ю.П., Захаров Л.А. и др. М., 1998. 25 с.