Список
15. AHDEL - American Heritage Dictionary of the English Language, 2000. URL: http://www.bartleby.com.
16. COD - Concise Oxford Dictionary. Bombay: Oxford University Press, 1987. 1263 p.
17. CCELD - Collins Cobuild English Language Dictionary. England: Harper Collins Publishers, 1992. 1703 p.
18. LAAD - Longman Advanced American Dictionary. Harlow: Longman, 2000. 1746 p.
19. MSD - Macmillan School Dictionary. NY.: Collier Macmillan
словарей
Publishers, 1983. 1094 p.
20. OALED - Oxford Advanced Learners Encyclopedic Dictionary. Oxford: University Press, 1994. 1081 p.
21. OSDCE - Oxford's Students Dictionary of Current English. Oxford: Oxford University Press, 1984. 769 p.
22. OWDLE - Oxford Wordpower Dictionary for Learners of English. Oxford: Oxford University Press, 2003. 794 p.
23. WOD - Webster's Online Dictionary. URL: http: // www.websteronline.com.
Список цитируемых источников
24. Andesrson M. How to run your business by the book. Canada: Willey, 2009. 240 p.
25. Ashbery J. Plain sphere: New Poems. NY.: Ecco, 2010. 160 p.
26. BNC □ British National Corpus. URL: http://www.bnc.com.
27. Bode C. American Perspectives: The United States in the Modern Age. U.S.A.: US Information Agency, 1990. 341 p.
28. Brown J. Martha Washington: America's First lady. NY.: Aladdin Paperbacks, 1986. 238 p.
29. Burke E. Reflections on the Revolution in France. California: Stanford University Press, 2001. 448 p.
30. Camus J. The Plague. NY.: Vintage, 1991. 320 p.
31. Chandler R. Farewell my Lovely. M.: Maneger, 2000. 320 p.
32. Churchill W. My Early Life. London: Fontana, 1972. 514 p.
33. Churchill W. Memories over the Second World War. Boston: Marier Books, 1991. 108 p.
34. Colton C. Lacon: On many things in Few Words: Addressed to those who think. Charlstone, SC: Nabu Press, 2010. 149 p.
35. Cynthia O. Foreign Bodies. Boston, MIT: Hougton Mifflin Harcourt, 2010. 272 p.
36. Dickenson E. Selected Poems and Conversations. Cambridge, MIT: Harvard University Press, 2010. 560 p.
37. Elliot G. Research Interviewing: Context and Narrative. Cambridge, MIT: Harvard University Press, 1991. 206 p.
38. Faulkner W. The best American short stories. Boston, MT: Houghton Mifflin, 1989. 305 p.
39. Glanville J. Plain education of the actual existence of witch-
es. Kessinger Press LLC, 2010. 28 p.
40. Guiney B. What a difference a year makes. NY.: Tarcher,
2003. 176 p.
41. Hamilton W. Radical Theology and the death of God. U.S.A.: Bobbs-Merrill Company, 1966. 202 p.
42. Holmes O.W. The path of the Law. Kissinger Publishing,
2004. 196 p.
43. Hudson W.F. Landscape and Biodiversity. Island Press, 1999. 222 p.
44. Huxley H.T. Lessons in Elementary Physiology. New York: The Macmillan Company, 1980. 606 p.
45. Huxley H.T. Scott's Last expedition. Charlstone, SC: Nabu Press, 2009. 738 p.
46. Keats J. Bright Star: Love Letters and Poems. U.S.A.: Penguin, 2009. 244 p.
47. Landor W. S. Letters of Savaga Landor: Private and Public. Cornel University Library, 2009. 404 p.
48. Locke J. An essay concerning human understanding. General Books LLC, 2010. 238 p.
49. Maugham W.S. The Razor's Edge. UK: Vintage, 2003. 320 p.
50. Millar M. Beast in View: Crime Masterworks. Orion, 2002. 176 p.
51. Pauling L How to live longer and feel better. Oregon: Oregon State University Press, 2006. 338 p.
52. Sayers D. L. Gaudy Night. NY.: Harper Torch, 1995. 512 p.
53. Traver R. Voelker's Pond. Huron River press, 2003. 144 p.
УДК 796.011.3
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО ОКРУГА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
_ Л о
Е.А. Свердлова1, М.М. Колокольцев2
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведены результаты педагогического эксперимента, проведенного в 9-ых классах МОУ СОШ № 1 им. В.Б. Борсоева п. Усть-Ордынский Иркутской области в 2010-2011 учебном году. Под наблюдением находилось 47 учащихся 14-15-ти лет, из них 28 мальчиков и 19 девочек. По методике В.В. Бунака (1982) были проведены со-матометрические и функциональные измерения, а также дана индексная оценка физического здоровья школьников. Установлено, что включение в учебную программу по физической культуре вариативного компонента, состоящего из физических упражнений из национальных бурятских видов спорта, игр и танцев, оказало достоверные положительные изменения функциональных показателей, жизненного и силового индексов у учащихся экспериментальной группы. Программа расширяет региональный компонент программы по физической культуре в школе и может быть использована в других образовательных учреждениях района как одно из направлений модерниза-
1Свердлова Елена Алексеевна, аспирант, тел.: (3952) 405024. Sverdlova Elena, Postgraduate, tel.: (3952) 405024.
2Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: [email protected]
Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: [email protected]
ции физического воспитания школьников. Ил. 2. Табл. 3. Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: школьники; антропометрия; индексы физического развития; бурятские виды спорта; вариативный компонент.
ETHNOPEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE UST-ORDA BURYAT AREA OF THE IRKUTSK REGION E.A. Sverdlova, M.M. Kolokoltsev
National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article provides the results of the pedagogical experiment carried out in the ninth grades of the Municipal Educational Institution Secondary School No.1 named after V.B. Borsoev in the settlement of Ust-Orda, Irkutsk region in 2010-2011 academic year. 47 schoolchildren from 14 to 15 years, including 28 boys and 19 girls were subjected to observation. V.V. Bunak's methods (1982) were used to conduct somatometric and functional measurements as well as to give an index evaluation of schoolchildren's physical health. It is determined that inclusion in the curriculum on physical education a variable component, consisting of physical exercises from the Buryat national sports, games and dancing, had significant positive changes in functional performances of life and power indices in the experimental group of students. This program expands the regional component of the curriculum on physical education at school, and can be used in other educational institutions of the region as one of the modernization courses of schoolchildren's physical education. 2 figures. 3 tables. 12 sources.
Key words: schoolchildren; anthropometry; physical development indices; Buryat sports; variable component.
Важное место в системе российского образования занимает общеобразовательная школа, развивающая духовно-нравственные и физические качества молодежи [1, 4]. Существующие учебные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных учреждений составлены на основе усреднённых общероссийских показателей без учёта региональных особенностей физического развития детей и подростков, природно-климатических условий места проживания и интересов учащихся [3]. Известно, что использование элементов физических упражнений из народной педагогики повышает эффективность занятий по дисциплине «Физическая культура». Использование физических упражнений из национальных калмыкских видов спорта в учебном процессе по физическому воспитанию дало положительные результаты в физической подготовленности детей республики Калмыкия. Инновационная методика физического воспитания способствовала достоверному повышению скоростных способностей учащихся на 4,1%, а также улучшению таких показателей, как подтягивание на перекладине (на 11,4%), метание набивного мяча (на 10,1%), шестиминутный бег (на 7,1%), прыжок в длину с места (на 4,4%). В итоге, актуализация двигательной активности стала мощным противовесом формированию вредных привычек, негативному поведению подростков, росту заболеваемости школьников [3].
Аналогичный педагогический подход также используется и в республике Бурятия. Он убедительно показывает, что включение народных подвижных игр в учебный процесс по физическому воспитанию позволяет повысить уровень двигательных качеств учащихся младших классов (ловкость, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость) [11]. Однако научно обоснованных результатов проводимых исследований, в том числе по Усть-Ордынскому Бурятскому округу в научной литературе на сегодняшний день не представлено.
В этой связи возникает необходимость в исследо-
вании, посвящённом разработке и научному обоснованию применения физических упражнений из национальных видов спорта, игр, танцев, базирующихся на традициях и культурных ценностях бурятского народа (этнопедагогических технологий), в учебном процессе по физическому воспитанию сельских школьников на территории Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области.
Цель работы - дать характеристику и изучить динамику уровня физического развития учащихся 9-х классов Усть-Ордынского Бурятского округа после внедрения в вариативный компонент учебной программы по физической культуре элементов из национальных видов спорта, танцев и игр.
Организация и методы исследования
Работа выполнялась в рамках Федеральной целевой программы «Молодёжь России. Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодёжи в Российской Федерации» (2000-2005 гг.) и межведомственного соглашения «Об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения, Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования РФ в области социально-гигиенического мониторинга» от 26.04.2002 г.
Педагогический эксперимент проводился в параллельных 9-х классах МОУ СОШ № 1 им. В.Б. Борсоева п. Усть-Ордынский Иркутской области в течение одного учебного года - с сентября 2010 г. (начало эксперимента) по май 2011 г. (окончание эксперимента). Под наблюдением находились 47 учащихся в возрасте 14-15 лет, из них 28 мальчиков (59%) и 19 девочек (41%).
По общепринятой методике В.В. Бунака [6] с учётом требований НИИ антропологии Московского государственного университета (1982 г.) у учащихся были проведены сомато-метрические измерения: длина и масса тела, окружность груди в состоянии паузы (ОКГ) и функциональные пробы: жизненная ёмкость легких
(ЖЕЛ), сила мышц кистей обеих рук. Полученные данные заносились в специально составленный протокол исследования - «Паспорт здоровья школьника».
Рассчитаны индексы и показатели, характеризующие физическое здоровье школьников: весоросто-вой индекс Кетле II - масса тела / длина тела2 (кг/м2), оценивающий наличие дефицита или избытка массы тела; индекс Рорера - масса тела (кг) / рост (см)3 х 100, отражающий плотность тела; индекс Брока, определяющий массу тела в зависимости от роста (при росте до 165 см вычитается 100, при росте 166-175см - 105, при росте более 176 см вычитается 110); индекс Пинье - рост (см) х масса тела (кг) + ОГК (см), определяющий пропорциональность развития и крепость телосложения [2].
Жизненный индекс (ЖИ) рассчитывался по формуле: ЖЕЛ / масса тела (мл/кг). Силовой индекс (СИ) -динамометрия кисти / масса тела (%). Соматотипиро-вание (определение типа телосложения) школьников обеих групп проведено по схеме В.М. Черноруцкого.
По степени изменения обычных условий процесса физического воспитания, а также способу комплектования и количественному составу экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) педагогический эксперимент является естественным. На его начало учащиеся обладали примерно одинаковым уровнем физического развития и функционального состояния организма. Обучение и воспитание школьников осуществлялось в плане обычной системы классно-урочных занятий с полным составом занимающихся, а сам педагогический эксперимент проводился в виде опытных уроков.
Занятия физической культурой в экспериментальной и контрольной группах проходили в одинаковых условиях - в спортивном зале школы или на школьном стадионе, в зависимости от погодных условий. В КГ уроки физической культуры проводились по базовой части программы ГОС три раза в неделю по 40 минут каждый (108 ч за учебный год) с использованием упражнений преимущественно общефизической направленности. При этом осуществлялось воздействие на развитие всех основных двигательных качеств [5]. У учащихся ЭГ занятия физической культурой также проходили три раза в неделю: на двух уроках школьники занимались общей физической подготовкой (ОФП) согласно базовой части программы ГОС (71 ч за учебный год), на третьем (37 ч в год) использовался предложенный вариативный компонент программы.
Вариативная часть учебной программы физического воспитания в 9-х классах общеобразовательной школы состояла из комплекса упражнений с элементами бурятских национальных видов спорта, танцев, а также народных подвижных игр, классифицированных по критерию воздействия на двигательные качества. Тематика занятия соответствовала цели исследования, а дозирование нагрузки основывалось на дифференцированном подходе в соответствии с половозрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Содержание третьего урока в недельном цикле в ЭГ включало упражнения, направленные на
развитие силы и выносливости, ловкости и быстроты, гибкости и координации. Так, в программу были введены элементы из национальной бурятской борьбы «Бухэ-Барилдаан». Например, при выполнении начального борцовского приёма «хам орохо» (в буквальном смысле «схватить соперника в охапку») важны сила, координация, равновесие и реакция. Другой приём - «гохо» (заплетение своей ногой ноги напарника), также позволяет отрабатывать функцию равновесия, координации, развивать реакцию. К силовым относится приём «таарха» - положить соперника на землю захватом.
Такие дополнительные упражнения, как стойка на лопатках, мост, прыжки с поворотом на 360°, повороты на носках и одной ноге отрабатывают координацию, быстроту, ловкость. Данные упражнения развивают не только силу, но и статическую выносливость.
В вариативную часть программы также были включены элементы одного из видов спорта, являющегося неотъемлемой частью национального праздника «Сур-Харбан», - стрельба из бурятского лука по сурам (кожаным мишеням). Комплексы упражнений, включающие стойку при стрельбе, натягивание резинового жгута, имитирующего тетиву лука, развивают силу, гибкость, ловкость и координацию. Требуется немалая сила для длительного удержания руки в вытянутом положении и растягивания жгута, так как настоящий лук обладает большой упругостью. Дополнительные упражнения - круговые вращения рук, глубокие пластичные наклоны в стороны, вперёд, назад -развивают гибкость, силу рук и плеч.
Существенная часть учебного времени вариативного компонента была отведена подвижным бурятским народным играм. Они классифицированы по воздействию на двигательные качества: быстроту, ловкость, выносливость. Для развития быстроты -«Саган модон» («Белое дерево»), «Нохой, ямаанууд» («Собаки и овцы»), «Шоно адуушааха» («Ловля лошадей»), «Бээлэй тууха» («Гонять рукавицу»). Для развития ловкости - «Зуун, утаИан, зангилаа» («Иголка, нитка, узелок»), «Ботогон буурашалга» («Верблюд ловит верблюжонка»); на выносливость - «Ноир наадан» («Танец глухарей»), «Нашан, нуга1лан» («Ястреб и утки»), «Шубгэшоолгэ» («Поиски шила и ножниц»). Чередование интервалов относительно высокой интенсивности игры с паузами отдыха и действиями, требующими большого напряжения, позволяет играющим школьникам выполнять большой объём физической работы [7].
Гибкость, подвижность, грация развиваются во время бурятских танцев; танцевальные элементы, включённые в программу вариативного урока, выполнялись под сопровождение национальной музыки, что повышало эмоциональный фон занятия, создавало чувство удовлетворения, доставляло эстетическое наслаждение.
Движения такого ритмичного и порывистого танца, как «Ёхор», увеличивают подвижность в суставах, развивают выносливость организма. Танец включает следующие основные движения: ульмышэлхэ - движения в сторону с приподниманием на пальцах и
опусканием на полные ступни с небольшим приседанием (развивает силу ног, улучшает координацию); ээрэмшээхэ - переменный ход с заходом ноги за другую (развивает ловкость и гибкость); хатарха - прыжки с продвижением, с поочерёдным отбрасыванием ноги назад (развивает ловкость, выносливость); досоошоо мяазгайшалха - полуприсяд с постановкой стопы на внутреннее ребро (развивает выносливость, силу ног). Для совершенствования умения сохранять центр тяжести тела в вариативный компонент были включены элементы из «Танца орла»: во время быстрых перемещений активно задействованы мышцы ног, а стойка на одной ноге требует поддержания устойчивого положения тела, его равновесия [12].
По полученным результатам составлена компьютерная база данных, в которой расчёты показателей были проведены с использованием пакета прикладных программ 6.0». Статистическая обработка материала проведена с использованием непараметрических методов исследования с расчётом средних величин, их ошибки и коэффициента достоверности Манн-Уитни [9].
Результаты исследования и их обсуждение
Данные соматометрических и физиометрических измерений школьников ЭГ и КГ в начале и в конце эксперимента приведены в табл. 1 (мальчики) и 2 (девочки).
В ходе эксперимента установлен рост соматометрических и функциональных показателей у мальчиков обеих групп, при этом соматометрические показатели достоверно не отличаются (р>0,05). Показатель ЖЕЛ детей в ЭГ увеличился на 370 мл, т.е. более чем на 13,1% (р<0,05), в тоже время в КГ этот показатель
возрос на 140 мл, что составляет 5,3% (р>0,05). Динамометрия силы рук также положительно изменились в обеих группах наблюдения. В ЭГ сила правой руки достоверно возросла на 3,4 кг (10,8%); левой руки - на 2,7 кг (9,2%). В КГ сила правой руки увеличилась на 1 кг (3,4%), левой - на 1,4 кг (5%).
Соматометрические показатели девочек в КГ и ЭГ достоверно не отличаются, за исключением показателя окружности грудной клетки. К концу наблюдения отмечено достоверное увеличение этого показателя в ЭГ на 6,7 см (р<0,05), в КГ увеличение составило 4 см (р>0,05). У девочек ЭГ показатель ЖЕЛ достоверно увеличился на 170 мл (7,1%), в КГ он возрос на 20 мл, что составило 0,9% (р>0,05). Сила левой руки девочек в ЭГ достоверно увеличилась на 11,6%, в КГ увеличение составило 9% (р>0,05). Динамометрия правой руки менее выражена (р>0,05): в ЭГ показатель правой руки увеличился на 1,9 кг (7,5%), в КГ - 0,5 кг (2,05%).
Важными показателями, характеризующими физическое здоровье школьников, являются жизненный (ЖИ) и силовой индексы (СИ) (табл. 3).
В ходе эксперимента средний показатель ЖИ у мальчиков ЭГ достоверно увеличился, и разница прироста составила 2,39 мл/кг. В КГ мальчиков этот показатель также увеличился, но разница прироста составила 0,27 мл/кг (р>0,05), что в 8,85 раза меньше, чем в ЭГ. У девочек ЭГ среднее значение ЖИ в начале эксперимента составило 47,5±0,92 мл/кг, а к концу наблюдения - 53,2±1,19 мл/кг (р<0,05), т.е. отмечено увеличение этого показателя на 5,7 мл/кг (10%). В КГ у девочек достоверных различий в приросте не отмечено.
Динамика физического развития мальчиков
Таблица 1
Показатель Экспериментальная группа Динамика роста, % Контрольная группа Динамика роста, %
Начало эксперимента Окончание эксперимента Начало эксперимента Окончание эксперимента
Соматометрические показатели (М±т)
Рост (см) 165,2±1,96 165,8±1,80 0,3 164,0±1,26 165,6±1,41 1
Масса тела (кг) 53,9±1,28 55,76±1,4 3,3 53,1±1,28 55,2±1,45 3,5
Окружность грудной клетки (см) 78,07±1,31 80,5±1,28 3,2 78,7±1,29 80,2±1,48 1,9
Функциональные пробы (М±т)
ЖЕЛ (л) 2,45±0,08 2,82±0,11 13,1 2,46±0,13 2,60±0,08 5,3
Динамометрия левой руки (кг) 26,6±1,41 29,3±1,70 9,2 26,4±1,88 27,8±1,30 5
Динамометрия правой руки (кг) 27,9±1,69 31, 3±1,70 10,8 28,2±1,98 29,2±1,92 3,4
Зарегистрировано достоверное увеличение среднего показателя СИ у мальчиков в ЭГ на 6,4%, в КГ увеличение составило 1,7% (р>0,05), т.е. в 3,7 раза меньше, чем в ЭГ.
У девочек ЭГ установлено достоверное увеличение среднего показателя СИ на 8,2%, а КГ - на 2,5%, что в 3,2 раза меньше по сравнению с ЭГ.
Таблица 2
Динамика физического развития девочек_
Показатель Экспериментальная группа Динамика роста, % Контрольная группа Динамика роста, %
Начало эксперимента Окончание эксперимента Начало эксперимента Окончание эксперимента
Соматометрические показатели (М±m)
Рост (см) 160,1± 1,96 161,8±1, 82 2,25 159,2±1,42 160,3±1,44 0,7
Масса тела (кг) 52±1,5 53,5±1,71 2,8 51±1,24 53,1±1,45 0,2
Окружность грудной клетки (см) 76,1±1,32 82,8±1,21 8 76,4±1,53 80,4±2,11 4,9
Функциональные пробы (М±m)
ЖЕЛ (л) 2,20±0,07 2,37±0,08 7,1 2,23±0,06 2,25±0,06 0,9
Динамометрия левой руки (кг) 21,2±1,38 24,0±1,22 11,6 21,38±1,42 22,5±1,35 9
Динамометрия правой руки (кг) 23,3±1,46 25,2±1,22 7,5 23,8±1,42 24,3±1,12 2,05
Таблица 3
Динамика показателей жизненного и силового индексов детей в ходе эксперимента
Пол Жизненный индекс, мл/кг Силовой индекс, %
Группа Группа
экспериментальная контрольная экспериментальная контрольная
Начало Окончание Начало Окончание Начало Окончание Начало Окончание
М 55,8±1,38 58,19±1,86 55,9±1,22 56,17±1,7 54,6±1,64 61±1,9 55±0,87 56,7±1,09
Ж 47,5±0,92 53,2±1,19 47,7±0,85 47,9±0,91 48,1±1,51 56,3±0,91 48,5±1,05 51±0,67
Для характеристики состава тела представляется важным определять индексы, в которых участвует признак массы тела (индекс Кетле II, Рорера, Брока и Пинье).
По результатам исследования можно отметить, что по индексу Кетле II в обеих группах к концу наблюдения отмечена положительная динамика, что соответствует общебиологическим закономерностям роста и развития детского организма. В ЭГ у мальчиков индекс увеличился с 16,7 до 22,4 кг/м2 (34,13%), а в КГ - с 16,4 до 17 кг/м2 (0,5%), у девочек увеличение отмечено на 1,68 и 0,5% соответственно.
Индекс Рорера (коэффициент упитанности), характеризующий относительную плотность тела, также
60 50 40 30 20 10 0
54
46
54
38
ш
ш ш
I!
имеет отличия в обеих группах. В ЭГ у мальчиков показатель увеличился на 4,6%, в КГ - на 1,6%, у девочек - на 1,9 и 0,8% (соответственно).
Средний показатель индекса Брока у мальчиков ЭГ до начала эксперимента составлял 63,4±1,82, по окончании эксперимента этот показатель достоверно не изменился. Такая же зависимость отмечена и в КГ наблюдения. В ЭГ девочек в начале эксперимента индекс Брока был равен 59,1±0,70, по окончании этот показатель достоверно возрос и составил 61,33±2,01, в КГ не установлено его увеличение (р>0,05).
Тип телосложения мальчиков ЭГ и КГ в ходе эксперимента представлен на рис. 1.
Иастеники □нормостеники Игиперстеники
а) б)
Рис. 1. Распределение соматотипов в % по схеме Черноруцкого среди мальчиков ЭГ (а) и КГ (б)
8
0
70 и 60 -50 -40 30 20 Н 10 0
70 60 -50 -40 -30 -20 -10 -0
8,5
53,9 146,1
о о
н
* о m п
о
ш ш
Iii
* <D
□ астеники □нормостеники Игиперстеники
S астеники □ нормостеники гиперстеники
0
0
а) б)
Рис. 2. Распределение соматотипов в % по схеме Черноруцкого среди девочек ЭГ (а) и КГ (б)
В ЭГ мальчиков к концу эксперимента количество детей нормостенического типа телосложения увеличилось на 8%, а астенического сократилось на 16% и появилось 8% детей, имеющих гиперстенический тип. В КГ мальчиков количество нормостеников, напротив, уменьшилось на 6,5%, количество астеников не изменилось и составило 60%.
Тип телосложения девочек ЭГ и КГ в ходе эксперимента представлен на рис. 2.
К концу наблюдения в ЭГ количество девочек астенического типа сократилось на 20,6% и, соответственно, на эту величину возросло количество детей, имеющих нор-мостенический тип телосложения. В КГ отмечен меньший показатель прироста количества девочек с нормостеническим типом телосложения -7,6%, т.е. в 2,7 раза меньше, чем в ЭГ. Итак, в ходе педагогического эксперимента установлено:
- соматометрические показатели школьников контрольной и экспериментальной групп не отличаются.
- достоверное увеличение функциональных показателей, жизненного и силового индексов в ЭГ мальчиков и девочек. В этих группах также отмечен значительно больший прирост количества детей, имеющих нор-мостенический тип конституции и снижение количества астеников, чем в КГ.
Таким образом, предложенная вариативная программа третьего урока, включающая элементы физических упражнений из национальных бурятских видов спорта и игр оказалась более эффективной, чем общепринятая учебная программа по физическому воспитанию школьников. Об этом свидетельствуют достоверное увеличение показателей ЖЕЛ, силы мышц кистей рук, жизненного и силового индексов учащихся ЭГ. Кроме того, программа расширяет региональный компонент программы по физической культуре в школе и может быть использована в других образовательных учреждениях района, как одно из направлений модернизации физического воспитания школьников.
1. Бунак В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз, 1941. 367 с.
2. Готовцев И.И. Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников: на опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Чебоксары, 2003. 150 л.
3. Козлова Т.Б. Использование народных подвижных игр в физической подготовке учащихся младших классов с учетом их индивидуальных особенностей: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04. ЗГПУ им. Н.Г. Чернышевского. Улан-Удэ, 2000. 179 л.
4. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. 3-е изд. М.: Советский спорт, 2006. 208 с.
5. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. 10-11 классы: методич. пособие. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2005. 128 с.
6. Николаев В.Г., Шарайкина Е.П., Синдеева Л.В., Ефремова В.П. Методы оценки индивидульно-типологических особенностей физического развития человека. Красноярск: Изд-во
ский список
КрасГМА, 2005. 111 с.
7. Тугутов И.Е. Бурятские народные игры. Улан-Удэ: Бэлиг, 1994. 50 с.
8. Физическая культура 5-11 классы: программы общеобразовательных учреждений / под ред. А.П. Матвеева. М.: Просвещение, 2008. 148 с.
9. Черных Л.А. Принцип народности в деятельности современной сельской школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Елец, 1998. 198 с.
10. Шаршунов В.А. Как подготовить и защитить диссертацию: история, опыт, методика и рекомендации. 2-е изд., стер. Минск: Технопринт, 2004. 459 с.
11. Шушунов В.С. Методика физического воспитания учащихся Республики Калмыкия на основе повышения двигательной активности средствами национальных видов спорта: автореф. дисс. ... канд. пед наук: 13.00.04. ВГАФК. Волгоград, 2008. 11 с.
12. Шэгшыхэн / сост. Л.Б. Бутуханова, А.В. Тайбинова. Улан-Удэ: Бэлиг, 1995. 76 с.