dents of higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 62-67.
3. Sergeyeva, B.V. (2003), Psychology and didactic bases offormation of informative activity of younger school students, publishing house “Caro Press”, Moscow, Russian Federation
4. Sukhova, L.V. (2000), Development of informative activity in vocational training of future experts (on the example of non-state highest educational institution): dissertation, Tolyatti, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.05.2013.
УДК 371.016:796
ВАЛЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель,
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Аннотация
В результате педагогического эксперимента, целью которого была проверка эффективности технологии валеолого-педагогического сопровождения занятий физической культурой у студентов технического вуза, была доказана позитивная роль валеологического просвещения в формировании здорового образа жизни - его компонентов (особенно - когнитивного, отражающего уровень информированности студентов, и праксиологического, проявляющегося в степени реальной активности в этой сфере) и элементов (особенно - физической активности).
Ключевые слова: валеолого-педагогическое сопровождение, физическая культура, студенты, здоровый образ жизни, эксперимент.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.05.99.p58-62
VALEOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PHYSICAL CULTURE OCCUPATIONS AS MEANS OF FORMATION OF THE HEALTHY LIFESTYLE AMONG THE STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE
Nikolay Alekseevich Zinovyev, the senior teacher,
National Mineral and Raw University "Gorny", St.-Petersburg
Annotation
As a result of the pedagogical experiment, purposed at checking of the efficiency of technology for the valeological and pedagogical support of physical culture occupations among the students of technical college, the positive role of valeological education in healthy lifestyle formation - its components (especially - cognitive, reflecting the level of knowledge of students, and praxeological, being shown in degree of real activity in this sphere) and elements (especially - physical activity) has been proved.
Keywords: valeological and pedagogical support, physical culture, students, healthy lifestyle, experiment.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие проблема здорового образа жизни студенческой молодежи стала одной из популярных в педагогической науке, что вполне объяснимо, так как студенчество является ресурсом наиболее высококвалифицированных кадров, необходимых в период становления и развития социально-экономической сферы государства, а также наиболее активной частью общества [3]. Однако в различных исследованиях
крайне редко фигурируют студенты, обучающиеся в техническом вузе. Таких исследований на данный момент обнаружено всего два [1, 2]. В то же время, именно студенты технических вузов испытывают значительный дефицит валеологических знаний, так как их учебная программа не включает в себя дисциплин соответствующего профиля.
На основе проведенных исследований как теоретического, так и эмпирического, характера, нами была разработана технология валеолого-педагогического сопровождения студентов на занятиях физической культурой, которая может быть представлена в виде ряда последовательных и взаимосвязанных этапов.
Первый этап - диагностический. В его ходе осуществляется тестирование различных компонентов здорового образа жизни студентов с целью определения наиболее «проблемных» его областей. Также производится анкетирование студентов с целью выявления их интересов и предпочтений в сфере физической культуры.
Второй этап - организационный. С учетом полученных данных, происходит корректировка как базовой программы занятий физической культурой (с учетом интересов студентов в рамках существующих возможностей), так и технологии валеолого-педагогического сопровождения (с учетом выявленных «проблемных» зон в образе жизни студентов).
Третий этап - основной (или «рабочий»). На его протяжении происходит внедрение технологии валеолого-педагогического сопровождения в учебный процесс на занятиях физической культурой, которая включает в себя два направления:
1) общевалеологическое, предполагающее освещение общих вопросов относительно различных аспектов здорового образа жизни (например, правильного питания и т.п.);
2) физкультурно-валеологическое, направленное на повышение валеологической компетентности и активности студентов в сфере физической культуры и спорта.
Кроме того, на основе результатов диагностики здорового образа жизни студентами разрабатываются индивидуальные программы совершенствования своего образа жизни (в произвольной форме), которые просматриваются и, при необходимости, корректируются, преподавательским составом.
Четвертый этап - этап контроля достигнутых результатов. Существует две формы контроля - «промежуточный» (в конце семестра) и «завершающий» (в конце первого курса). Контроль включает в себя повторную диагностику параметров здорового образа жизни студентов и получение от них «обратной связи» в отношении оценки технологии (посредством анкетирования).
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В педагогическом эксперименте, основной целью которого была проверка эффективности разработанной модели валеолого-педагогического сопровождения занятий физической культурой у студентов технических вузов, приняли участие две группы испыту-емых-первокурсников: экспериментальная (120 человек), принявшихся участие в большинстве занятий физической культурой (от 80% и выше) в рамках внедрения модели ва-леолого-педагогического сопровождения и контрольная (140 человек), посещавшие традиционные занятия физической культурой по базовой программе. Данные выборки были уравновешены по половому составу. Между ними не было обнаружено достоверных различий по результатам диагностики различных параметров здорового образа жизни, проведенной до внедрения технологии валеолого-педагогического сопровождения занятий физической культурой (в начале учебного года). После завершения эксперимента (в конце учебного года) было проведено повторное тестирование параметров здорового образа жизни у испытуемых как экспериментальной, так и контрольной группы. Диагностика параметров здорового образа жизни производилась с помощью специально разработанных анкет шкального типа. В исследовании приняли участие студенты минерально-
сырьевого университета «Горный».
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате проведенного исследования установлено, что большинство параметров здорового образа жизни изменилось в позитивную сторону (табл. 1). Вследствие проведенных мероприятий большинство показателей достигли высокого уровня значений. Следует также обратить внимание на то, что вариативность показателей снизилась, следовательно, позитивные значения здорового образа жизни произошли у большинства студентов.
Таблица 1
Значения интегральных показателей здорового образа жизни у студентов
экспериментальной группы
Компоненты здорового образа жизни До эксперимента После эксперимента
Когнитивный (информированность) 6,71±1,67 25,0 8,55±1,03 12,2
Эмоциональный (отношение) 7,64±1,26 16,5 8,62±1,12 13,1
Мотивационный (потребность) 8,29±1,15 13,9 8,82±1,0 11,4
Конативный (готовность) 7,32±1,23 16,8 8,3±0,99 12,5
Праксиологический (активность) 6,35±1,15 18,1 7,45±1,12 15,2
Интегральный показатель 7,41±1,19 17,8 8,34±1,06 12,8
Обнаружены достоверные различия выраженности показателей у испытуемых экспериментальной группы после их участия в педагогическом эксперименте.
Наиболее существенные изменения произошли в когнитивной сфере, что означает, что студенты стали гораздо более информированными в отношении различных аспектов здорового образа жизни (1=2,74; р<0,01). Также у студентов: улучшилось отношение к здоровому образу жизни (1=2,18; р<0,05) и повысилась степень готовности к нему (1=2,09; р<0,05). И, самое главное, у студентов технического вуза повысилась степень реальной активности в отношении реализации принципов здорового образа жизни в повседневной жизни (1=2,03; р<0,05).
Значения мотивации в отношении здорового образа жизни значимо не изменились, так как студенты, обучающиеся в техническом вузе, отличались изначально высоким ее уровнем.
Значения интегрального показателя здорового образа жизни у студентов, прошедших эксперимент, также повысились на достоверном уровне значимости (1=1,99; р<0,05).
В то же время, у студентов контрольной группы за тот же период времени существенных изменений ни в плане выраженности компонентов здорового образа жизни, ни в плане их вариативности, не произошло (таблица 2).
Получены достоверные значения показателей компонентов здорового образа жизни между контрольной и экспериментальной группой, повторяющие результаты сравнительного анализа значений у экспериментальной группы до и после участия в эксперименте.
Таблица 2
Значения интегральных показателей здорового образа жизни у студентов
контрольной группы
Компоненты здорового образа жизни До эксперимента После эксперимента
Когнитивный (информированность) 6,73±1,62 24,1 6,82±1,7 24,9
Эмоциональный (отношение) 7,68±1,3 16,9 7,56±1,45 19,2
Мотивационный (потребность) 8,3±1,19 14,3 8,34±1,25 15,0
Конативный (готовность) 7,29±1,25 17,1 7,34±1,22 16,6
Праксиологический (активность) 6,33±1,18 18,6 6,38±1,15 18,0
Интегральный показатель 7,26±1,14 15,7 7,29±1,2 16,4
Таким образом, тот факт, что валеолого-педагогическое сопровождение занятий физической культурой у студентов технического вуза способствует совершенствованию различных компонентов здорового образа жизни, можно считать доказанным. К тому же, произошло улучшение тех компонентов здорового образа жизни (когнитивного, праксиологического), которые являются значимыми как с точки зрения структуры здорового образа жизни, так и с точки зрения социальной адаптации студентов, обучающихся в техническом вузе. Данные, дающие возможность проследить, по каким элементам здорового образа жизни произошли наиболее существенные изменения в результате педагогического эксперимента, представлены в табл. 3.
Таблица 3
Значения интегральных показателей элементов здорового образа жизни у студентов
экспериментальной группы
Элементы здорового образа жизни До эксперимента После эксперимента
Соблюдение режима 7,1±1,18 16,6 7,25±0,97 13,4
Полноценный отдых 7,27±1,28 17,6 7,3±1,18 16,2
«Правильное» питание 7,41 ±1,64 22,0 8,47±1,42 16,8
Физическая активность 6,44±1,77 27,5 7,55±1,61 21,4
Отказ от зависимостей 7,65±1,89 24,7 8,6±1,74 20,2
Соблюдение гигиены 8,81±0,88 10,1 9,24±0,87 9,5
Обеспечение безопасности здоровья 6,9±1,32 19,2 8,17±1,25 15,3
Саморегуляция 7,08±1,32 18,6 8,34±1,16 14,0
Интегральный показатель 7,41±1,19 17,8 8,34±1,06 12,8
В целом, у студентов экспериментальной группы после участия в эксперименте повысились значения различных элементов здорового образа жизни. У 5-ти показателей из 9-ти изменения произошли на достоверном (95%-ом) уровне значимости.
Так, у студентов, прошедших технологию валеолого-педагогического сопровождения занятий физической культурой, достоверно повысились значения показателей: физической активности (1=2,34), обеспечения безопасности здоровья (1=2,28), правильного питания (1=2,14), саморегуляции (1=2,09) и отказа от пагубных для здоровья зависимостей (1=2,01). Вариативность показателей также снизилась, что свидетельствует о появлении более четких тенденций, и о том, что выявленные позитивные изменения характерны для большинства студентов. В то же время, у студентов контрольной группы никаких значительных изменений за указный период не произошло (табл. 4).
Таблица 4
Значения интегральных показателей элементов здорового образа жизни у студентов
контрольной группы
Элементы здорового образа жизни До эксперимента После эксперимента
Соблюдение режима 7,21±1,21 16,8 7,2±1,25 17,4
Полноценный отдых 7,3±1,25 17,1 7,32±1,2 16,4
«Правильное» питание 7,31±1,69 23,1 7,32±1,72 23,5
Физическая активность 6,47±1,72 26,6 6,45±1,7 26,3
Отказ от зависимостей 7,62±1,9 24,9 7,66±1,83 23,9
Соблюдение гигиены 8,82±0,98 11,1 8,78±1,02 11,6
Обеспечение безопасности здоровья 6,95±1,33 19,1 6,95±1,37 19,7
Саморегуляция 7,06±1,35 19,1 7,04±1,29 18,3
Интегральный показатель 7,26±1,14 15,7 7,29±1,2 16,4
Были обнаружены соответствующие различия показателей элементов здорового образа жизни между испытуемыми студентами экспериментальной и контрольной группы на данных, полученных после эксперимента.
Таким образом, доказано, что внедрение технологии валеолого-педагогического сопровождения занятий физической культурой у студентов технического вуза способствует повышению значений, свидетельствующих об улучшении целого ряда элементов здорового образа жизни. Особенно следует обратить внимание на то, что эти элементы (физическая активность, обеспечение безопасности здоровья, саморегуляция, отказ от пагубных для здоровья зависимостей) являются наиболее значимыми как с точки зрения структуры здорового образа жизни студентов технического вуза, так и точки зрения их влияния на социальную адаптацию студенческой молодежи. Кроме того, их совершенствование являлось одной из задач валеолого-педагогического сопровождения (что свидетельствует о том, что она выполнена).
Следовательно, в результате проведения педагогического эксперимента по внедрению модели валеолого-педагогического сопровождения занятий физической культурой у студентов, обучающихся в техническом вузе, произошли позитивные изменения, как со стороны компонентов, так и со стороны элементов здорового образа жизни, свидетельствующие о реализации поставленных в прошедшей процедуру апробации педагогической технологии ее практических задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутенко, М.В. Формирование культуры здорового образа жизни личности студента в процессе занятий атлетической гимнастикой: на материале студентов-юношей III курса технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бутенко М.В. - Барнаул, 2004. - 22 с.
2. Заводевкина, Н.В. Развитие ответственного отношения к здоровью у студенток технического вуза средствами физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Заводевкина Н.В. - Хабаровск, 2006. - 23 с.
3. Козина, Г.Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Козина Г.Ю. - Пенза, 2007. - 20 с.
REFERENCE
1. Butenko, M.V. (2004), Formation of culture of a healthy lifestyle of the identity of the student in the course of occupations by athletic gymnastics: On a material of students young men of the I-II course technical college, dissertation, Barnaul.
2. Zavodevkina, N.V. (2006), Development of the responsible relation to health in students of technical college means ofphysical training, dissertation, Khabarovsk.
3. Kozin, G.Yu. (2007), Sports and improving activity as social factor of formation of health of modern student’s youth, dissertation, Penza.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2013.