behavior of pupils”, Work of the international symposium “Health and behavior ofpupils” (2729 may 2004), Spb, SPNNIIFK, pp. 10-20.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.12.2012.
УДК 371.016:796
АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В СОБЛЮДЕНИИ ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ
Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель,
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Аннотация
В результате проведенного исследования установлено, что активность студентов в отношении различных аспектов здорового образа жизни является средней. Наибольшую активность студенты проявляют в соблюдении гигиены, принципов «правильного» питания, саморегуляции своего психического состояния и отказе от пагубных для здоровья зависимостей. Низкая физическая активность является крайне негативным аспектом образа жизни современной молодежи. Соблюдение режима, физическая активность и обеспечение безопасности здоровья являются «системообразующими» в процессе поддержания студентами здорового образа жизни. В процессе совершенствования ориентации студентов на здоровый образ жизни следует акцентироваться на некоторые, наиболее значимые с точки зрения его интегрального показателя, характеристики.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, активность, валеолого-педагогическое сопровождение.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p73-77
ACTIVITY OF STUDENTS IN OBSERVANCE OF THE PRINCIPLES OF A
HEALTHY LIFESTYLE
Nikolay Alekseevich Zinovyev, the senior teacher,
National Mineral and Raw University "Gorny", St.-Petersburg
Annotation
Because of the conducted research, it has been established that activity of the students concerning the various aspects of healthy lifestyle is average. Students show the greatest activity in observance of hygiene, the principles of the "correct" nutrition, self-control of the mental condition and refusal of harmful for health dependences. Low physical activity is the extremely negative aspect of a way of life of modern youth. Regime observance, physical activity and safety of health are "backbone" in the course of maintenance by students of a healthy lifestyle. In the process of improvement of orientation of students on a healthy lifestyle, it is necessary to put accent on some, the most significant from the point of view of its integrated indicator, the characteristics.
Keywords: healthy lifestyle, students, activity, valeological-pedagogical support.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время ориентация молодежи на здоровый образ жизни является объектом достаточно пристального научного интереса [1, 2, 3 и др.]. Это вполне объяснимо, так как обеспечение соблюдение принципов здорового образа жизни является одной из задач профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования и сохранения национальной безопасности в целом. Однако в настоящее время эта проблема все еще не является в достаточной степени изученной.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В целях изучения ориентации студентов на соблюдение принципов здорового об-
раза жизни была разработана специальная анкета шкального типа, в которой респондентам предлагалось оценить частоту соблюдения ими (2 балла - часто, 1 балл - редко, 0 баллов - никогда) различных составляющих 8-ми критериев здорового образа жизни. В качестве таковых рассматривались: 1) соблюдение режима; 2) наличие полноценного отдыха для восстановления сил; 3) соблюдение принципов «правильного» питания; 4) физическая активность, направленная на поддержание собственного здоровья; 5) отказ от пагубных для здоровья зависимостей; 6) соблюдение принципов гигиены; 7) соблюдение принципов обеспечения безопасности собственного здоровья; 8) применение методов регуляции собственного психического состояния.
В исследовании приняли участие 105 студентов обоего пола, обучающихся в Национальном минерально-сырьевом университете «Горный». Результаты исследования были подвергнуты обработке с помощью методов вариационной (расчет среднего арифметического и стандартного отклонения) и математической (корреляционный анализ) статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Таблица 1
Значения интегральных показателей соблюдения студентами принципов здорового _________________________________образа жизни________________________________
Критерии здорового образа жизни m±s
Соблюдение режима 1,2±0,42
Наличие полноценного отдыха 1,07±0,42
«Правильное» питание 1,38±0,75
Физическая активность 1,04±0,42
Отказ от зависимостей 1,36±0,3
Соблюдение принципов гигиены 1,65±0,23
Обеспечение безопасности здоровья 1,21±0,39
Применение саморегуляции 1,38±0,45
Интегральный показатель 1,27±0,23
Примечание: т - среднее арифметическое, 8 - стандартное отклонение/
Значения большинства показателей свидетельствуют, что для студентов характерен довольно «умеренный» уровень соблюдения принципов здорового образа жизни. Тем не менее, позитивным моментом следует считать то, что большинство показателей здорового образа жизни варьируют в зоне средней и высокой частоты.
В целом, не отмечено значительного разброса между различными критериями здорового образа жизни. Судя по полученным оценкам, наибольшую активность студенты проявляют в соблюдении гигиены (личной и жилья), принципов «правильного» питания, применении саморегуляции своего состояния и отказа от пагубных для здоровья зависимостей. Наиболее низкие значения отмечаются у таких показателей, как наличие полноценного отдыха (что может объясняться молодостью и значительным запасом жизненных сил) и физическая активность. Низкая физическая активность является крайне негативным моментом образа жизни современной молодежи. Следует учитывать, что по этому критерию молодежь значительно опережает остальные возрастные группы населения [4], что порождает многочисленные проблемы со здоровьем в дальнейшем.
С помощью корреляционного анализа получено довольно много интересных связей показателей здорового образа жизни. Интегральный показатель здорового образа жизни студентов тесно (р<0,01) связан с такими его критериями, как соблюдение режима, «правильного» питания, физическая активность и соблюдение принципов безопасности жизни и здоровья. Достоверных связей с другими критериями здорового образа жизни не обнаружено. Это свидетельствует о том, что перечисленные критерии обладают «наибольшим весом» в поддержании студентами основ здорового образа жизни.
Этот вывод подтверждается и тем, что такие критерии, как соблюдение режима, физическая активность и обеспечение безопасности здоровья, имеют наибольшее количество связей с другими показателями (по 3) и тесно связаны между собой (р<0,01), образуя симптомокомплекс. То есть, данные критерии являются «системообразующими» в процессе поддержания студентами здорового образа жизни. Следовательно, в процессе формирования ориентации молодежи на здоровый образ жизни следует особое внимание уделять пропаганде именно данных его аспектов. Обращаясь к особенностям выраженности этих показателей, следует отметить, что они тяготеют к зоне «редко» (особенно -физическая активность), что является весьма печальным фактом. Кроме перечисленных, обнаружены следующие связи критериев здорового образа жизни студентов.
Наличие полноценного отдыха отрицательно связано с физической активностью (р<0,05). То есть, студенты не только не отождествляют, но даже противопоставляют эти явления в своей жизни. Соблюдение принципов «правильного» питания связано с физической активностью и обеспечением безопасности здоровья (р < 0,05).
Рассмотрим особенности проявления частных показателей различных критериев здорового образа жизни студентов. Среди показателей соблюдения режима наиболее часто проявляющимся в своей жизни студенты считают «работу в одно и то же время» (1,5±0,51), «утренний подъем в одно и то же время» (1,4±0,5). Значения других характеристик, таких, как «отход которых сну в одно и то же время» (1,1±0,64), «прием пищи в одно и то же время» (1,05±0,51) и «соблюдение равномерности в работе и отдыхе» (0,95±0,76) являются довольно низкими.
Из показателей полноценного отдыха наибольшая выраженность отмечена у «периодических перерывов в работе» (1,5±0,61), «возможности побыть в одиночестве» (1,25±0,79) и «свободного от всех дел времени» (1,2±0,7). Значения таких показателей отдыха, как «сон не менее 8 часов в сутки» (1,0±0,56), «ощущение себя выспавшимся и отдохнувшим» (0,9±0,45) являются скорее низкими. Тем не менее, для студентов не характерно ощущение себя «белкой в колесе» (0,63±0,6), видимо, в силу еще довольно большого запаса жизненных сил.
Из принципов «правильного» питания наибольшая приверженность студентов обнаружена «в умеренности в еде» (1,6±0,5), отказе от «вредной пищи» (1,45±0,6) и «вредных напитков» (1,3±0,8), а также от «фастфуда и полуфабрикатов» (1,3±0,57). Далее следуют «разнообразие в питании» (1,26±0,85), «употребление двух литров чистой воды в день» (1,25±0,71), «отказ от жареного, соленого и сладкого» (1,0±0,72) и «употребление необходимого объема овощей и фруктов» (0,85±0,59). Следует отметить, что для многих показателей характерна достаточно высокая вариативность, что говорит о том, что среди студентов наблюдается значительный «разброс» в степени соблюдения разных аспектов «здорового питания».
Из предложенных студентам вариантов физической активности наиболее высокая выраженность обнаружена у «ходьбы пешком» (1,6±0,5) и «выполнения физической работы по дому» (1,2±0,62). Значения остальных показателей, таких, как «занятия спортом или фитнесом» (1,0±0,56), «занятия танцами» (0,95±0,88), «занятия зарядкой или упражнениями в домашних условиях» (0,75±0,64) являются довольно низкими, что бесспорно негативно характеризует образ жизни современной молодежи.
Среди различных видов зависимостей наибольшую активность студенты проявляют в отказе от наркотиков (1,9±0,45), алкоголя (1,6±0,59) и просмотра телевизора (1,6±0,68). Также студенты склонны к отказу от курения (1,4±0,94), от приема лекарств (1,4±0,59) и употребления кофе (1,3±0,8), хотя в этих случаях обращает на себя внимания высокая вариативность показателей. Тем не менее, большинство студентов являются «интернет-зависимыми». Об этом свидетельствует крайне низкое значение показателя отказа от компьютерной зависимости (0,3±0,66). Видимо, интернет в настоящее время является ведущей сферой самореализации современной молодежи.
Большинство студентов отмечают абсолютную приверженность таким аспектам гигиены, как «ежедневный душ» (1,8±0,2), «смена белья»(1,75±0,22). Однако гораздо меньшая выраженность зафиксирована у соблюдения гигиены помещения (1,4±0,5).
Из принципов обеспечения безопасности жизни и здоровья наиболее популярными среди студентов являются «соблюдение правил безопасного секса» (1,84±0,37), и «контакт с природой» (1,5±0,51). Прием лекарств «только по назначению врача» (1,1±0,64), «посещение врача при ухудшении здоровья» (0,95±0,68) и «применение любого вида закаливания» (0,7±0,57) не входят в список жизненных правил молодежи.
Из предложенных студентам методов саморегуляции наиболее высоко они оценили «занятия любыми приятными делами» (1,55±0,51), «использование собственных приемов улучшения настроения» (1,45±0,68). В меньшей степени они склонны применять любой доступный им вид релаксации (1,15±0,58). Обращает на себя внимание тот факт, что значительное количество показателей характеризуется значительным «разбросом» их выраженности в выборке студентов. Следовательно, по каждому из этих признаков наблюдается существенная «поляризация» среди студентов (часть из них отвергает его, а другая часть, наоборот, довольно активно придерживается). Это может быть следствием отсутствия четких ориентиров и представлений относительно разных аспектов здорового образа жизни среди данного контингента.
Также небезынтересным следует счесть связи интегрального показателя активности в отношении здорового образа жизни с различными частными его составляющими.
Так, обнаружены связи интегрального показателя с такими характеристиками:
- соблюдения режима: «отход которых сну в одно и то же время», «соблюдение равномерности в работе и отдыхе» (р<0,01), «прием пищи в одно и то же время» (р<0,05);
- «правильного» питания: «употребление овощей и фруктов», «разнообразие в еде», «умеренность в еде» (р < 0,01), отказ от «вредной пищи» и «напитков» (р<0,05);
- физической активности: занятия спортом или фитнесом (р<0,01) и танцами (р<0,05);
- соблюдения безопасности здоровья: «безопасный секс», «посещение врача при ухудшении здоровья», «контакт с природой» (р<0,01) и «применение любого вида закаливания» (р < 0,05);
- применения саморегуляции: использование любого безвредного способа релаксации (р<0,05).
Данные показатели можно считать своего рода «ориентирами», от степени приверженности которым зависит здоровье студентов.
Таким образом, результаты данного исследования подтверждают, что необходимо специальное валеолого-педагогическое сопровождение совершенствования ориентации студентов на здоровый образ жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добротворская, С. Г. Проектирование и реализация системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Добро-творская С.Г. - Казань, 2003. - 48 с.
2. Киэлевяйнен, Л.М. Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Киэлевяйнен Л.М. - Тверь, 2012. - 22 с.
3. Околелова, В. А. Формирование здорового образа жизни студентов в процессе обучения в педагогическом университете : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Околелова В. А. - Самара, 2004. - 24 с.
4. Реховская, С. Н. Физическая рекреация как фактор самореализации личности взрослого человека : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Реховская С.Н. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2007. - 21 с.
REFERENCES
5. Dobrotvorskaya, S.G. (2003), Design and realization of system of pedagogical orientation of students on a healthy lifestyle: dissertation, Kazan, Russian Federation.
6. Kialevyanen, L.M. (2012), Formation at students of the valuable and semantic relation to a healthy lifestyle in sports and educational process of pedagogical higher education institution: dissertation, Tver, Russian Federation.
7. Okolelova, V.A. (2004), Formation of a healthy lifestyle of students in the course of training at pedagogical university: dissertation, Samara, Russian Federation.
8. Rekhovskaya, S.N. (2007), Physical recreation as factor of self-realization of the identity of the adult: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.12.2012.
УДК 378.18
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ-СИРОТ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПЛАВАНИЕМ
Владимир Владимирович Исмиянов, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения, (ИрГУПС)
Аннотация
На сегодняшний день ситуация, связанная со здоровьем студенческой молодежи требует более тщательного контроля уровня их физического развития, так как здоровье является одним из обязательных условий полноценного выполнения студентом своих учебных, а в будущем и профессиональных функций. В статье проведен анализ физического развития студентов-сирот в специально сформированной контрольной (юноши n=25) и экспериментальной (юноши n=25) группах Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС). Целью исследования стало определение степени воздействия обязательных уроков физической культурой оздоровительной направленности в сочетании с дополнительными занятиями плаванием на физическое развитие студентов-сирот ИрГУПС первой (основной) функциональной группы здоровья. Проведен сравнительный анализ изменений изучаемых параметров в зависимости от величины учебнотренировочной нагрузки (посредством дополнительных занятий плаванием в экспериментальной группе).
Ключевые слова: физическое развитие, здоровье, плавание, студент-сирота.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p77-80
PERFECTION OF PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS-ORPHANS BASED ON ADDITIONAL EMPLOYMENT BY SWIMMING
Vladimir Vladimirovich Ismiyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk State University of Means of Communication
Annotation
For today the situation connected with health of student's youth demands more careful control of level of their physical development as health is one of obligatory conditions of high-grade educational performance by the students, and in the future their professional functions. In article the analysis of physical development of students-orphans in specially generated control (young men n=25) and experimental (young men n=25) groups of Irkutsk state university of means of communication (IrGUPS) is carried out. Definition of degree of influence of obligatory physical training lessons with health-improving orientation in combination with additional swimming occupations on physical development of students-orphans IrGUPS of the first (basic) functional group of health became the research objective. The comparative