9. Sakharova, M.V. (2005), Design of macrocycles of preparation in game sports: value, entity, technology, Satellite+, Moscow.
10. Ed. Polishkis, M.S. and Vyzhgin, V.A. (1999), Football, FON, Moscow.
11. Shvykov, I.A., Suchilin, A.A., Andreyev, S.N., Buylin, Yu.F., Ismoilov, A.I. and Lapshin, O.B. (2000), Football. Lesson program for trainer groups of 1st and 2nd of training of sports school and sports school, Terra-Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.03.2017
УДК 796.011
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ
Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Александр Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Петр Борисович Святченко, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова,
Санкт-Петербург
Аннотация
Результаты исследования показателей физической подготовленности студентов-первокурсников технического вуза показывают, что уровень их развития на начало обучения является достаточно низким. Разработанная технология валеолого-ориентированного сопровождения занятий физической культурой для студентов технического вуза, рассчитанная на один учебный год (для студентов первого курса) является эффективным средством развития физической подготовленности студентов за счет вариативности формы занятий, учета интересов и потребностей студентов в сфере физической культуры и ознакомления (как информационного, так и практического) студентов с современными видами физической культуры и фитнеса
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, студенты технического вуза, валеолого-ориентированное сопровождение.
DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS BY MEANS OF VALEOLOGO-FOCUSED OCCUPATIONS BY PHYSICAL CULTURE
Nikolay Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Alexander Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Petr Borisovich Svyatchenko, the senior teacher, The Ustinov Baltic State Technical University, St. Petersburg
Annotation
Results of the research of indicators of physical fitness of the first-year students of the technical college show that the level of their development for the beginning of training is rather low. The developed technology of the valeologo-focused support of the occupations by physical culture for the students of technical college, being calculated for one academic year (for the first-year students) is effective remedy for development of the physical fitness of the students due to variability of the forms of working out, the accounting of the interests and needs of students in the sphere of physical culture and acquaintance (both information, and practical) of students with the modern types of physical culture and fitness
Keywords: healthy lifestyle, physical culture, students of technical college, valeologo-focused maintenance.
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент сложилось достаточно четкое представление, что основным фактором хорошего здоровья является соблюдение принципов здорового образа жизни.
Однако, как показывает большинство исследований, уровень здоровья и здорового образа студенческой молодежи - оставляет желать лучшего.
В отношении студентов технического вуза нами получены данные, свидетельствующие о низкой информированности и активности в сфере здорового образе жизни, и, в то же время, высоком его значении в плане эффективности их социальной адаптации [3, 4, 5].
Традиционно построенный процесс занятий физической культурой в вузе не способствует приобщению студентов к здоровому образу жизни [1]. Он должен быть трансформирован и модернизирован на валеологической основе [2], т.к. для студентов технического вуза предмет «физическая культура» - это единственный механизм приобщения к здоровому образу жизни.
МЕТОДИКА
Нами была разработана технология валеолого-ориентированного сопровождения занятий физической культурой для студентов технического вуза, рассчитанная на один учебный год (для студентов первого курса), которая включает в себя два модуля: обще-валеологичский (формирование базовых представлений о здоровом образе жизни) и физ-культурно-валеологический, который предусматривал создание благоприятных условий для занятий студентами физической культурой в вузе. К их числу относятся:
1. Вариативность формы занятий (возможность ее выбора):
A) на обязательных и дополнительных занятиях студент может выбирать занятия общей физической подготовкой, в тренажерном зале, в бассейне или в секции единоборств (бокс, дзюдо);
Б) разнообразие занятий физической культурой (например, замена традиционных занятий занятиями в бассейне, изменение программы занятий в связи с «запросом» студентов);
B) возможность смены избранного вида двигательной активности.
2. Учет интересов и потребностей студентов в сфере физической культуры и спорта (посредством анкетирования, в котором уточняются, какие виды физической культуры им наиболее интересны);
3. Ознакомление (как информационное, так и практическое) студентов с современными видами физической культуры и фитнеса (например, системой Пилатес, различные виды йоги, единоборств - тай-бо, самооборона и т.п.).
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В педагогическом эксперименте приняли участие две группы испытуемых-первокурсников: экспериментальная (62 студента) и контрольная (67 студентов, посещавшие традиционные занятия физической культурой по базовой программе) разного пола. Первый «срез» проводился в конце первого месяца занятий, второй - в конце учебного года.
Для оценки уровня развития физических качеств использовалось контрольно-педагогическое тестирование согласно общепринятым нормативам сдачи зачета по дисциплине. Для оценки физической подготовленности исследуемых студентов, были выбраны тесты без отягощения. Все тесты отражают разные стороны подготовленности студентов. Для девушек использовались тесты - для оценки уровня развития:
1) силовой выносливости мышц плечевого пояса - количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа;
2) силовой выносливости мышц плечевого пояса - количество подтягиваний на низкой перекладине;
3) взрывной силы мышц ног - прыжок в длину с места (фиксировалось расстояние, на которое был выполнен прыжок, в см);
4) мышц брюшного пресса - количество подъемов туловища из положения лежа за 1 минуту.
Для юношей - для оценки уровня развития:
1) силовой выносливости мышц плечевого пояса - количество сгибаний и разгибаний рук в упоре на брусьях;
2) силовой выносливости мышц плечевого пояса - количество подтягиваний на перекладине;
3) взрывной силы мышц ног - прыжок в длину с места (фиксировалось расстояние, на которое был выполнен прыжок, в см);
4) мышц брюшного пресса - количество подъемов ног в висе на перекладине (до касания перекладины). Также определялась динамика уровня развития выносливости студентов-первокурсников (бег на 2 км, нормы ГТО).
Полученные данные обрабатывались посредством вариационной статистики, также рассчитывалась достоверность различий между показателями по критерию 1-Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнительный анализ данных свидетельствует, что выборке студенток-первокурсниц, занимавшихся физической культурой в рамках экспериментальной модели, повысились значения всех параметров физической подготовленности (таблица 1).
Наиболее существенно (на 99% уровне достоверности) повысились значения количества подтягиваний на низкой перекладине и подъемов туловища из положения лежа за минуту.
Таблица 1 - Динамика уровня развития физической подготовленности у студенток-первокурсниц экспериментальной группы (п = 28)_
Параметры физической подготовленности До эксп. После эксп. Различия
XX ±о X ±о г р
Подтягивания в висе на низкой перекладине 7,28±0,82 11,72±1,21 2,9 0,01
Подъем туловища из положения лежа за минуту 35,33±3,6 40,15±4,73 2,82 0,01
Отжимания в упоре лежа 10,07±1,1 12,25±1,36 2,58 0,05
Прыжок с места в длину (см) 168,2±8,46 171,11±9,2 2,21 0,05
В целом, в соответствии с нормативами, показатели физической подготовленности студенток экспериментальной группы в течение учебного года изменились следующим образом: подтягивания на низкой перекладине: в начале года не достигали даже нижнего уровня нормы, в конце достигли значений уровня «хорошо»; подъем туловища из положения лежа за минуту: перед экспериментом значения находились на среднем уровне (соответствуя отметке «хорошо»), а после его окончания - достигли высокого уровня (соответствуя отметке «отлично»); отжимания от пола: в начале года - нижний уровень (отметка «удовлетворительно»), в конце - средний уровень (отметка «хорошо); прыжок с места в длину: перед экспериментом - нижний уровень (отметка «удовлетворительно»), в конце - средний уровень (отметка «хорошо).
У студенток контрольной группы, занимавшихся физической культурой по традиционной модели, никаких существенных изменений параметров физической подготовленности не зафиксировано.
Таблица 2 - Динамика уровня развития физической подготовленности у студентов первого курса экспериментальной группы (п = 34)_
Параметры физической подготовленности До эксп. После эксп. Различия
XX ±о XX ±о г р
Отжимания в упоре на брусьях 9,89±0,91 13,5±1,2 2,95 0,01
Подтягивания в висе на перекладине 9,33± 1,11 14,21±1,32 3,15 0,01
Прыжок в длину с места (см) 221,49±10,5 230,56±11,23 2,2 0,05
Подъем ног из положения виса 10,38±0,97 11,68±1,14 2,39 0,05
В выборке студентов мужского пола, занимавшихся физической культурой в рамках экспериментальной модели, тоже повысились значения всех параметров физической подготовленности (таблица 2), тогда как у студентов контрольной группы, занимавшихся физической культурой по традиционной модели, никаких существенных изменений параметров физического развития не зафиксировано. Наиболее существенно (на 99% уровне достоверности) повысились значения количества отжиманий на брусьях и подтягиваний на перекладине. В целом, в соответствии с нормативами, показатели физического развития студентов экспериментальной группы в течение учебного года изменились следующим образом:
- отжимание на брусьях: до эксперимента достигали нижних значений нормы (отметка «удовлетворительно»), после - достигли высоких значений (выше норматива уровня отметки «отлично»);
- подтягивания на перекладине: в начале учебного года - нижний уровень (отметка «удовлетворительно»), в конце - высокий уровень (отметка «отлично»);
- прыжок с места в длину с места: перед экспериментом - нижний уровень (отметка «удовлетворительно»), в конце - средний уровень (отметка «хорошо);
- подъем ног из положения виса: в начале учебного года - нижний уровень (отметка «удовлетворительно»), в конце - средний уровень (отметка «хорошо»).
С помощью перевода значений параметров физической подготовленности в стены (по 10-балльной шкале) были определены значения интегрального показателя уровня физического развития для всех выборок (как среднее арифметическое от 4-х показателей, переведенных в стены). Результаты анализа физической подготовленности всех выборок студентов, принявших участие в исследовании (таблица 3) свидетельствуют, что в экспериментальных выборках произошли существенные достоверные положительные изменения. В контрольных группах также произошло некоторое (незначительное) повышение показателя, что, по-видимому, является эффектом традиционных занятий физической культурой. В начале учебного года показатель физической подготовленности девушек, значения которого можно интерпретировать как «ниже среднего», претерпел существенные изменения в лучшую сторону, достигнув значений, пограничных между «средними» и «высокими».
Таблица 3 - Динамика общего уровня развития физической подготовленности студентов-первокурсников, занимавшихся физической культурой по различным моделям_
Параметры физической подготовленности До эксп. После эксп. Различия
XX ±о XX ±о г р
Юноши Э. гр. (п = 34) 5,15±0,62 7,28±0,73 2,81 0,01
Юноши К. гр. (п = 35) 5,11±0,67 5,28±0,49 1,05 -
Девушки Э. гр. (п = 28) 4,64±0,48 6,85±0,58 2,85 0,01
Девушки К. гр. (п = 32) 4,7±0,41 5,04±0,77 1,16 -
Юноши изначально обладали средним уровнем физической подготовленности, однако в экспериментальной группе в конце учебного года он достиг значений, которые следует интерпретировать как высокие.
Таблица 4 - Динамика уровня развития выносливости студентов-первокурсников (бег на 2 км)_
Выносливость В начале уч. года В конце уч. года Различия
XX ±о XX ±о г р
Юноши Э. гр. (п = 34) 9,07±0,9 8,16±0,7 2,28 0,05
Юноши К. гр. (п = 35) 8,33±0,8 8,18±0,9 1,03 -
Девушки Э. гр. (п = 28) 11,47±0,9 9,4±0,7 2,14 0,05
Девушки К. гр. (п = 32) 11,5±0,9 11,04±1,1 1,07 -
Таблица 4 свидетельствует, что изначально уровень выносливости студентов-первокурсников обоего пола можно оценить как низкий (в соответствии с нормативами,
на отметку «удовлетворительно»). Однако студенты, обучавшиеся по экспериментальной модели занятий физической культурой, продемонстрировали значительный рост данного показателя к концу учебного года, достигнув нормативного уровня, соответствующего отметке «хорошо». В то же время у студентов контрольной группы, изначально не отличавшихся от них, положительных изменений на достоверном уровне значимости не произошло. Следовательно, можно утверждать, что данная модель оказывает положительное влияние на уровень выносливости студентов-первокурсников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев, В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления /
B.И. Григорьев // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 54-61.
2. Зайцев, Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Зайцев Г.К. - СПб., 1998. - 40 с.
3. Зиновьев, Н.А. Активность студентов в соблюдении принципов здорового образа жизни / Н.А. Зиновьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). -
C. 73-77.
4. Информированность студентов технического вуза о параметрах здорового образа жизни / Н.А. Зиновьев, А.А. Зиновьев, М.В. Купреев, П.Б. Святченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 103-107.
5. Ориентация на здоровый образ жизни и его значение в социальной адаптации у студентов технического вуза / Н.А. Зиновьев, А.А. Зиновьев, М.В. Купреев, П.Б. Святченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 270-274.
REFERENCES
1. Grigoriev, V.I. (2004), "Crisis of physical culture of students and way of his overcoming", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 54-61.
2. Zaytsev, G.K. (1998), Valeologo-pedagogical bases of ensuring health of the person in an education system, dissertation, St. Petersburg.
3. Zinoviev, N.A. (2012), "Activity of students in respect for the principles of a healthy lifestyle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 73-77.
4. Zinoviev, N.A., Zinoviev, A.A., Kupreev, M.V. and Svyatchenko, P.B. (2015), "Knowledge of students of technical college of parameters of a healthy lifestyle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, (129), pp. 103-107.
5. Zinoviev, N.A., Zinoviev, A.A., Kupreev, M.V. and Svyatchenko, P.B. (2015), "Orientation to a healthy lifestyle and its value in social adaptation at students of technical college", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 270-274.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2017
УДК 796.011.3
ВЛИЯНИЕ ВАЛЕОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОСЕЩАЕМОСТЬ ЗАНЯТИЙ И ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ
Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Никита Владимирович Пелагеич, старший преподаватель, Марат Валерьевич Купреев, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова,
Санкт-Петербург
Аннотация
Экспериментальное исследование подтверждает, что применение валеолого-ориентированного педагогического сопровождения занятий физической культуры позволяет до-