2. Жуков, Ю.Ю. Особенности взаимосвязей показателей личностной и учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 61-66.
3. Жуков, Ю.Ю. Признаки и факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры в учебной деятельности / Ю. Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 62-67.
4. Сухова, Л. В. Развитие познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов (на примере негосударственного высшего образовательного учреждения) : дис. ... канд. пед. наук / Сухова Л.В. - Тольятти, 2000. - 184 с.
REFERENCES
1. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Indicators and factors of cognitive activity of students of higher education institutions of physical culture in educational activity”, Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No. 1, pp. 30-35.
2. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Features of correlations of indicators of personal and educational cognitive activity of students of higher education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 61-66.
3. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Features of social factors of informative activity of students of higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 62-67.
4. Sukhova, L.V. (2000), Development of informative activity in vocational training of future experts (on the example of non-state highest educational institution): dissertation, Tolyatti, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.05.2013.
УДК 796 (076)
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье отражена актуальность разработки новой методики познавательной активности студентов вузов физической культуры. Здесь отражены все этапы разработки этой методики, состоящей из двух частей. Раскрывается процедура создания методики: отбор ее признаков и маркеров (где раскрывается их состав и качественные характеристики); процедура определения их диагностической ценности; приводится и сама методика. Кроме того, в статье приводится и процедура расчета надежности и валидности разрабатываемой методики. И наконец, в статье отражены результаты отбора признаков и маркеров познавательной активности студентов вузов физической культуры, а также результаты расчета надежности валидности методики.
Ключевые слова: познавательная активность, учебная познавательная активность, признаки и маркеры познавательной активности, волевые усилия, интерес к учебе, самостоятельность, надситуативная активность, комфортность учебной деятельности надежность, валидность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.05.99.p51-58
METHODOLOGY OF RESEARCH OF COGNITIVE ACTIVITY SIGNS AMONG THE STUDENTS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL
CULTURE
Yury Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article reflects the urgency of the development of the new methodology of the cognitive activity of the students of the physical culture VUZ (Institute of Higher Education). All development stages for this methodology, consisting from two parts, have been reflected herein. The procedure of the methodology formation has been revealed: the selection of its signs and markers (where their composition and qualitative characteristics are revealed); the procedure of the determination of their diagnostic value; the methodology itself is stated too. Furthermore, the article shows the procedure for the calculation of reliability and validity of the developed methodology. And finally, the article reflects the results of the selection of signs and markers of the cognitive activity of the students of VUZ (Institute of Higher Education) of physical culture, and also the results of calculating the reliability of the validity of methodology.
Keywords: cognitive activity, training cognitive activity, signs and the markers of cognitive activity, volitional efforts, interest in the studies, independence, over situational activity, comfort of training activity, reliability, validity.
Как известно, познавательная активность студентов является одним из основных факторов успешности учебной деятельности. Однако познавательная активность, по мнению Б. В. Сергеевой может проявляться в каком-то одном виде деятельности, то есть, парциально (2003). Наиболее ярко она проявляется в учебной деятельности. Вместе с тем, особенности учебной деятельности и ее организация являются факторами этой активности.
Специфика и организация учебной деятельности в вузах физической культуры такова, что у студентов две ведущие деятельности: спортивная и учебная. В этих условиях большая часть студентов периодически находятся в состоянии когнитивного диссонанса. Иногда это состояние отличается определенной продолжительностью. Это одна из проблем формирования их познавательной активности.
Другой из проблем познавательной активности студентов вузов физической культуры является наличие у части их студентов лишь спортивной ведущей деятельности. У этих студентов, доминанта направлена на спортивные достижения и на все, что с ними связано, на спортивную карьеру и на «жизнь в спорте». Понятно, что в таком случае познавательная активность не может как формироваться, так и проявляться.
Методики, направленные на измерение меры выраженности учебной познавательной активности существуют, например, методика Л. В. Суховой (2000). Однако эта, как и другие имеющиеся методики имеют один существенный недостаток: некоторые из признаков познавательной активности таковыми не являются, поскольку проявление их, обусловлено не познавательной активностью, а заданы преподавателем. В ряде методик невольно ускользает то, на что они направлены - и предметом исследования становится учебная, а не познавательная активность.
Кроме того, в имеющихся методиках не учитываются особенности профессионального обучения студентов физкультурных вузов. В методику научного или практического изучения познавательной активности этих студентов должна быть включена спортивная составляющая, которая смогла бы отразить не только выраженность и вариативность показателей учебной познавательной активности и познавательную активность в целом, но и ее мощный фактор - спортивную деятельность с ее направленностью, активностью, удовлетворенностью от занятий спортом.
Перечисленные обстоятельства делают разработку новой методики измерения
учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры весьма актуальной.
Выбор пал на использование опросного метода исследования. В его пользу говорят следующие аргументы:
- проведение исследований при помощи метода опроса не относится к числу трудоемких (в отличии, например, от эксперимента);
- методики опроса, при выполнении всех требований к их разработке, отличаются определенной и достаточной точностью (в отличии, например, от наблюдений).
Составление текста методики, ее вопросов, осуществлялось по форме шкального варианта опросника. Главными аргументами в пользу шкального варианта опросника послужило два обстоятельства:
- необходимость повышения точности измерения, поскольку в таком случае используется семантический дифференциал Ч. Осгуда;
- отсутствие необходимости, полученные с помощью шкального опросника данные, переводить в стандартные баллы (стены).
Как известно, начало разработки новой опросной методики требует разработки с помощью анализа литературы и поискового исследования, признаков проявления изучаемого явления. Такая работа была выполнена ранее (Жуков Ю.Ю., 2013). Это первый этап разработки методики.
Были получены следующие признаки: регуляторный признак (волевые усилия), осознанный интерес, самостоятельность в решении учебных задач, эффективность организации процесса решения учебных задач, интеграция учебного материала в жизненный опыт, надситуативная активность (по числу выполненных необязательных заданий), комфортность учебной деятельности. Были получены и маркеры по каждому из перечисленных признаков:
- регуляторный признак (поиск вариантов выполнения заданий, подготовка к занятиям, высокая устойчивость внимания, мало отвлечений на что-то постороннее);
- осознанный интерес (знакомство с дополнительным материалом, наличие вопросов к преподавателю, изучение дополнительной литературы, поиск ответов на вопросы в литературе, поиск ответов на вопросы в Интернете);
- самостоятельность в решении учебных задач (обращения за помощью к преподавателю, обращения за помощью к студентам, наличие нововведений в учебной работе);
- эффективность организации процесса решения учебных задач (эффективная организация учебы, высокая частота посещения занятий, ведение ежедневника организации учебы, заблаговременность подготовки к зачетам);
- интеграция учебного материала в жизненный опыт (идеи применения знаний в жизни, интерпретаций событий на основе знаний);
- надситуативная активность, по числу выполненных необязательных заданий (выполнение необязательных заданий, изучение дополнительной литературы, посещения добровольных занятий);
- комфортность учебной деятельности (удовольствие от познания, уверенность выполнения заданий, высокая учебная работоспособность).
Вторым этапом разработки методики явилось определение диагностической ценности каждого из маркеров внутри каждого признака познавательной активности студентов. С этой целью проводился корреляционный анализ показателей этих маркеров и показателей, отражающих значения соответствующих признаков познавательной активности. В качестве испытуемых выступили студенты педагогического факультета НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург в количестве 36-ти человек.
Были получены следующие результаты:
- уровень достоверности каждого из 31-го коэффициента корреляции превышает
- вариативность (у) значений коэффициентов корреляции по всей совокупности маркеров равно 17,4%. Значение у не превышает 30%. Наблюдается нормальность распределения маркеров познавательной активности.
Третьим этапом разработки методики явилось определение диагностической ценности каждого из 7-ми признаков познавательной активности студентов. С этой целью, на этой же выборке испытуемых (36 студентов), проводился корреляционный анализ между каждым из этих признаков и общим показателем учебной познавательной активности. Были получены следующие коэффициенты корреляции: регуляторный признак -
0,48 (Р<0,01); осознанный интерес - 0,34 (Р<0,05); самостоятельность в решении учебных задач - 0,35 (Р<0,05); эффективность организации решения учебных задач - 0,39 (Р<0,05); интеграция учебного материала в жизненный опыт - 0,33 (Р<0,05); надситуа-тивная активность - 0,52 (Р<0,01); комфортность учебной деятельности - 0,41 (Р<0,05).
Средний коэффициент корреляции равен 0,40 ± 0,073; у=18,1 %.
Полученные данные однозначно говорят об отсутствии необходимости «взвешивать» каждый признак познавательной активности у студентов вузов физической культуры.
Четвертый этап разработки методики состоял в составлении текста, обеих частей методики. Обе ее части отражены ниже.
1-я часть анкеты.
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ! (№ )
С целью повышения качества образования просим Вас ответить на вопросы анкеты, по темам обучения в вузе. Выберите и зачеркните ту цифру, которая наиболее точно отражает Ваше мнение.____________________________________________________________________
Ищу новые варианты выполнения заданий 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Выполняю лишь так, как сказал преподаватель
Всегда подготавливаюсь к занятиям 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 К занятиям не подготавливаюсь
На занятии внимателен 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Лишь иногда внимателен
Не отвлекаюсь на уроке 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Отвлекаюсь на уроке
Дополнительный материал мне не нужен 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Знакомлюсь с дополнительным материалом
Не склонен спрашивать 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Задаю вопросы на уроке
Знаком лишь с основной литературой 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Знаком с дополнительной литературой
Ответы на вопросы ищу в литературе 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 К литературе практически не обращаюсь
К Интернету практически не обращаюсь 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Ответы на вопросы ищу в Интернете
За помощью обращаюсь к преподавателю 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 За помощью к преподавателю не обращаюсь
За помощью на уроке обращаюсь к студентам 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 За помощью к студентам не обращаюсь
Использую нововведения в своей учебе 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Нововведения в учебе мне ни к чему
Слабая организация учебы 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Она хорошо организована
Много занятий пропускаю 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Посещаю все занятия
Ежедневник мне не нужен 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Ведение ежедневник
Заранее к зачетам не готов 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Заранее готов к зачетам
Есть идеи применения знаний в жизни 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Идей применения знаний в жизни нет
Интерпретаций событий на основе знаний 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Знания для интерпретации не применяются
Выполняю лишь обязательные задания 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Выполняю и необязательные задания
Дополнительную литературу не изучаю 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Изучаю дополнительную литературу
Добровольные занятия не посещаю 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Посещаю и добровольные занятия
Получаю удовольствие от познания 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Занятия не приносят удовольствия
Есть уверенность при выполнении заданий 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Часто нет уверенности при выполнении заданий
Высокая учебная работоспособность 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Низкая учебная работоспособность
2-я часть методики. Отвечая на вопросы, подчеркните нужный ответ.
1. Сколько времени в день Вы тратите на подготовку к занятиям?
До 30 мин., от 30 мин. до 1 часа, от 1 часа до 1,5 часов, более 1,5 часов.
2. Какое количество книг и статей по предметам Вы изучили в течение последнего полугодия?
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, более 20-ти.
3. Как часто Вы осуществляете поиск ответов на вопросы при подготовке к занятиям в литературе?
Никогда, почти никогда, редко, иногда, средне, часто, почти всегда, всегда.
4. Как часто Вы осуществляете поиск ответов на вопросы при подготовке к занятиям в Интернете?
Никогда, почти никогда, редко, иногда, средне, часто, почти всегда, всегда.
5. Создаете ли Вы какие-либо нововведения в процессе учебы (например, самостоятельно придумываете схему, создаете таблицы для систематизации материала и т.п.)?
Всегда, почти всегда, часто, средне, иногда, редко, почти никогда, никогда.
6. Как часто Вы обращаетесь за помощью к преподавателям при подготовке к занятиям?
Всегда, почти всегда, часто, средне, иногда, редко, почти никогда, никогда.
7. Как часто Вы обращаетесь за помощью к другим студентам при подготовке к занятиям?
Всегда, почти всегда, часто, средне, иногда, редко, почти никогда, никогда.
8. Применяете ли Вы полученные в процессе обучения знания в жизни?
Всегда, почти всегда, часто, средне, иногда, редко, почти никогда, никогда.
9. Используете ли Вы полученные знания для объяснения жизненных событий и ситуаций?
Всегда, почти всегда, часто, средне, иногда, редко, почти никогда, никогда.
10. Сколько необязательных заданий Вы выполнили в процессе учебы за последние полгода?
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, более 20-ти.
11. Какое количество источников дополнительной литературы Вы изучили самостоятельно?
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, более 20-ти.
12. Сколько занятий Вы посетили добровольно (вне расписания, в том числе на других факультетах и в других вузах)?
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, более 20-ти.
13. Часто ли Вы посещаете лекции?
Всегда, почти всегда, часто, средне, иногда, редко, почти никогда, никогда.
14. Если редко и никогда, то почему?
Много домашних дел, низкое качество лекций, занятость другими учебными задачами, собственная лень, совмещаю учебу с работой.
15. Прорабатываете ли Вы свои конспекты лекций?
В тот же день, при подготовке к занятию, при подготовке практике, только при подготовке к зачету или экзамену.
16. Какие виды работы Вы используете при подготовке к семинарам?
Конспектирование обязательной литературы, выполнение домашних заданий, поиск ответов на поставленные вопросы, выделение непонятных вопросов, разбор вопросов с другими студентами.
17. Какими источниками знаний Вы предпочитаете пользоваться?
Лекциями, рекомендуемыми учебниками, конспектами и разработками других студентов, дополнительной литературой в библиотеке.
18. Ведете ли Вы ежедневник (своеобразный дневник) по организации учебной работы?
Всегда, почти всегда, часто, средне, иногда, редко, почти никогда, никогда.
19. Как Вы обычно готовитесь к зачетам и экзаменам?
Заблаговременно по всем предметам, заблаговременно только по некоторым предметам; оставляете подготовку «на последние дни».
20. Верно ли, что Ваша учебная активность в вузе выше, чем в школе?
Значительно выше, выше, несколько выше, такая же, несколько ниже, ниже, ниже, значительно ниже.
21. Ваш пол?
Женский, мужской.
22. Ваше семейное положение?
В браке (в том числе - в гражданском), не в браке.
23. Кто платит за Ваше обучение?
Государство, родители, муж (жена), я сам(а).
24. Получаете ли Вы стипендию?
Всегда, почти всегда, часто, средне, иногда, редко, почти никогда, никогда.
25. Вы где-то подрабатываете?
Всегда, почти всегда, часто, средне, иногда, редко, почти никогда, никогда.
26. Где Вы проживаете?
В общежитии, в снимаемой квартире, в снимаемой комнате, у родителей, в собственной квартире, в собственной комнате в коммунальной квартире.
27. Часто ли Вы тренируетесь, занимаясь спортом в рамках своей спортивной специализации?
3 раза в день, 2 раза в день, ежедневно, 6 раз в неделю, 5 раз в неделю, 4 раза в неделю, 3 раза в неделю, 2 раза в неделю, еженедельно, спортом не занимаюсь.
28. Каковы Ваши спортивные цели?
Стать призером при выступлении за сборную команду страны, стать призером чемпионата страны, стать призером чемпионата ведомства, стать призером чемпионата города, войти в сборную команду Санкт-Петербурга, стать призером первенства вузов города, стать призером университета, войти в сборную команду университета.
29. Часто ли Вы тренировались, занимаясь спортом в период своей спортивной кульминации?
3 раза в день, 2 раза в день, ежедневно, 6 раз в неделю, 5 раз в неделю, 4 раза в неделю, 3 раза в неделю, 2 раза в неделю, еженедельно, спортом не занимаюсь.
30. Ваша спортивная квалификация?
Юношеский разряд, 3-й разряд, 2-й разряд, 1-й разряд, КМС, МС, МСМК, ЗМС.
СПАСИБО ВАМ ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
Закрытая анкета (2-я часть методики), кроме измерения познавательной активности, направлена на изучения условий учебной деятельности. В качестве одного из условий выступают занятия спортом.
Пятый этап разработки методики состоял в определении ее надежности. Она определялась с помощью повторного тестирования студентов педагогического факультета с интервалом 6 месяцев (37 человек: в различных учебных семестрах). Коэффициенты корреляции равны: по 1-й части методики 0,58 (P<0,01); и по 2-й части - 0, 48 (P<0,01). Методика отличается достаточной надежностью.
Шестой этан состоял в валидизации методики. Кроме определения валидности путем определения коэффициента корреляции между двумя частями методики (r=0,63 при P<0,001), высчитывались коэффициенты корреляции обеих ее частей со следующими методиками: «Карта наблюдения за проявлениями познавательной активности студентов на занятиях» (Жуков Ю. Ю., 2013); «Нерешаемая задача» (Н. Н. Александрова, Т. И. Шульга, 1987; только по надситуативной активности). Были получены следующие коэффициенты корреляции 1-й части методики: с данными методики «Карта наблюдения за проявлениями познавательной активности студентов на занятиях» - 0,44 (P<0,01); с данными методики «Нерешаемая задача» - 0,33 (P<0,05). Коэффициенты корреляции 2-й части методики: с данными методики «Карта наблюдения за проявлениями познавательной активности студентов на занятиях» - 0,41 (P<0,01); и с данными методики «Нерешаемая задача» - 0,36 (P<0,05). Можно сделать вывод: методика валидна.
Седьмой этап разработки методики состоял в ее апробации, которая не выявила существенных погрешностей, требующих доработки методики.
В итоге, разработанная методика позволяет получить достоверные и надежные результаты для решения поставленных в исследовании задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова, Н. И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «нерешаемая задача» I Н. И. Александрова Т. И. Шульга II Вопросы психологии. -1987. - № 6. - С. 130-132.
2. Жуков, Ю. Ю. Признаки и факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры в учебной деятельности I Ю. Ю. Жуков II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 62-67.
3. Сергеева, Б. В. Психолого-дидактические основы формирования познавательной активности младших школьников I Б.В. Сергеева. - М. : Каро-Пресс, 2003. - 230 с.
4. Сухова, Л. В. Развитие познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов (на примере негосударственного высшего образовательного учреждения) : дис. ... канд. пед. наук I Сухова Л.В. - Тольятти, 2000. - 184 с.
REFERENCES
1. Aleksandrova, N.I and Shulga T.I. (1987) "Studying of strong-willed qualities of school students by means of a technique "not solved task", Psychology Questions, No. 6, pp. 130-132.
2. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Features of social factors of informative activity of stu-
dents of higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 62-67.
3. Sergeyeva, B.V. (2003), Psychology and didactic bases offormation of informative activity of younger school students, publishing house “Caro Press”, Moscow, Russian Federation
4. Sukhova, L.V. (2000), Development of informative activity in vocational training of future experts (on the example of non-state highest educational institution): dissertation, Tolyatti, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.05.2013.
УДК 371.016:796
ВАЛЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель,
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Аннотация
В результате педагогического эксперимента, целью которого была проверка эффективности технологии валеолого-педагогического сопровождения занятий физической культурой у студентов технического вуза, была доказана позитивная роль валеологического просвещения в формировании здорового образа жизни - его компонентов (особенно - когнитивного, отражающего уровень информированности студентов, и праксиологического, проявляющегося в степени реальной активности в этой сфере) и элементов (особенно - физической активности).
Ключевые слова: валеолого-педагогическое сопровождение, физическая культура, студенты, здоровый образ жизни, эксперимент.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.05.99.p58-62
VALEOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PHYSICAL CULTURE OCCUPATIONS AS MEANS OF FORMATION OF THE HEALTHY LIFESTYLE AMONG THE STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE
Nikolay Alekseevich Zinovyev, the senior teacher,
National Mineral and Raw University "Gorny", St.-Petersburg
Annotation
As a result of the pedagogical experiment, purposed at checking of the efficiency of technology for the valeological and pedagogical support of physical culture occupations among the students of technical college, the positive role of valeological education in healthy lifestyle formation - its components (especially - cognitive, reflecting the level of knowledge of students, and praxeological, being shown in degree of real activity in this sphere) and elements (especially - physical activity) has been proved.
Keywords: valeological and pedagogical support, physical culture, students, healthy lifestyle, experiment.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие проблема здорового образа жизни студенческой молодежи стала одной из популярных в педагогической науке, что вполне объяснимо, так как студенчество является ресурсом наиболее высококвалифицированных кадров, необходимых в период становления и развития социально-экономической сферы государства, а также наиболее активной частью общества [3]. Однако в различных исследованиях