Научная статья на тему '«Устойчивая» улица — Формирование общественных пространств на городских улицах'

«Устойчивая» улица — Формирование общественных пространств на городских улицах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1832
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городские улицы / общественное пространство / устойчивое развитие территорий / PESTLE анализ / проектирование улиц. / city streets / public space / sustainable development / PESTLE analysis / street design

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Н В. Данилина, И Д. Теплова

Мировой опыт пространственного развития городов определяет необходимость их устойчивого развития, в том числе и развития общественных пространств на городских улицах для повышения качества жизни населения и достижения высокого уровня комфортности городской среды. На основе анализа существующего опыта в статье рассматриваются актуальные аспекты формирования общественных пространств на городских улицах на примере Москвы. Авторами предложена методика оценки различных сценариев развития городских улиц на предмет использования территорий в качестве общественных пространств с помощью инструмента стратегического планирования PESTLE анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Н В. Данилина, И Д. Теплова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"SUSTAINABLE" STREET — FORMATION PUBLIC SPACES ON CITY STREETS

World experience of spatial development of cities determines the need for their sustainable development, including the development of public spaces on city streets to improve the quality of life of the population and achieve a high level of comfort in the urban environment. Based on the analysis of the existing experience, the article considers the actual formations of public spaces on city streets using the example of Moscow. The authors have proposed a method for evaluating various scenarios for the development of city streets regarding the use of territories as public spaces using the strategic planning tool PESTLEanalysis.

Текст научной работы на тему ««Устойчивая» улица — Формирование общественных пространств на городских улицах»

О

i-^

X

X с

X X

CD С CD U D X

X ^

и

CD U

CD X X D m

О ^

S X D С С

X

о

m i-

U

CD iX

О ^

I-

u о a D

УДК 711

«УСТОЙЧИВАЯ» УЛИЦА — ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ НА ГОРОДСКИХ УЛИЦАХ

DOI: 10.24411/1816-1863-2018-14074

Н. В. Данилина, к. т. н, доцент, зав. кафедрой Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИ МГСУ), DanilinaNV@mgsu.ru,

И. Д. Теплова, преподаватель НИ МГСУ, TeplovaID@mgsu.ru

Мировой опыт пространственного развития городов определяет необходимость их устойчивого развития, в том числе и развития общественных пространств на городских улицах для повышения качества жизни населения и достижения высокого уровня комфортности городской среды. На основе анализа существующего опыта в статье рассматриваются актуальные аспекты формирования общественных пространств на городских улицах на примере Москвы. Авторами предложена методика оценки различных сценариев развития городских улиц на предмет использования территорий в качестве общественных пространств с помощью инструмента стратегического планирования PESTLE анализ.

World experience of spatial development of cities determines the need for their sustainable development, including the development of public spaces on city streets to improve the quality of life of the population and achieve a high level of comfort in the urban environment. Based on the analysis of the existing experience, the article considers the actual formations of public spaces on city streets using the example of Moscow. The authors have proposed a method for evaluating various scenarios for the development of city streets regarding the use of territories as public spaces using the strategic planning tool PESTLE-analysis.

Ключевые слова: городские улицы, общественное пространство, устойчивое развитие территорий, PESTLE анализ, проектирование улиц.

Key words: city streets, public space, sustainable development, PESTLE analysis, street design.

В мировой практике за последнее десятилетие взгляды на проектирование городских улиц претерпели значительные изменения. С современной точки зрения улица — это не только ч асть транспортно-коммуникационного каркаса, предназначенная для обеспечения перемещения автомобилей и пешеходов. Городская улица — это территория для жизни людей, пространство, которое становится центром общественной жизни. Такой подход обусловлен современными тенденциями в развитии городов: интенсификацией социальной жизни, ростом плотности застройки и ценности городской земли в условиях ее дефицита, формулированием требований к устойчивому развитию каждой из территорий. Именно поэтому в мировой литературе появились новые термины «sustainable streets» и «living streets», устанавливающие новые стандарты использования, благоустройства, безопасности и экологичности улиц и дорог, что получило в свою очередь отражение в градостроительной документации разных стран мира [1].

Городская улица — это территория, которая выполняет две основные функ-

ции (рис. 1). Первая функция заключается в том, что составные части транспортно-коммуникационного каркаса обеспечивают функционирование города. Вместе с основными элементами транспортной инфраструктуры (сетями пассажирского транспорта, транспортно-пересадочными узлами и т. д.) они формируют транспорт-но-коммуникационный каркас города.

Общественные пространства на улицах городов формируют его внешний облик и принимают различные парки, скве-

Рис. 1. Функции современной городской улицы

ры, улицы, тротуары, площади, которые становятся линейными коридорами жизни населения. Для РФ д анный вопрос особенно актуален, так как в настоящее время в стране происходят фундаментальные изменения в области развития населенных территорий. Основной стратегической целью пространственного развития населенных мест является обеспечение их устойчивого развития, которое включает в себя разработку новых подходов, способствующих повышению качества городской среды, формированию комфортного и безопасного городского пространства при планировке новых и реконструкции существующих территорий [2, 3].

Градостроители, архитекторы и социологи всего мира детально исследуют вопрос эффективного преобразования городских пространств. Л. Лофланд, Д. Дже-кобс, К. Линч, Я. Гейл рассматривают общественные пространства как неотъемлемую часть городской жизни, где происходит взаимосвязь людей [4, 5]. Российские ученые также занимаются вопросами организации общественных пространств; об этом пишут А. В. Иконников, В. Л. Глазычев, Е. Г. Трубина, Е. В. Асс, Л. Б. Коган [6, 7].

Современный подход к транспортному проектированию городских улиц заключается в развитии транзитных функций для удовлетворения потребности в перемещениях всех видов их пользователей, а также в развитии пространственной структуры

территории улиц для организации общественной жизни населения. Основные принципы развития общественных пространств на городских улицах определены в соответствии с общими принципами устойчивого развития городских территорий [3, 6]. Общественное пространство на городской улице должно обеспечивать:

1) экономический аспект — рацио -нальное использование территорий, которые не выполняют функцию обеспечения транзитного движения в интересах всех групп пользователей;

2) социальный аспект — наличие необходимых объектов социального обслуживания как для обеспечения повседневных целей, так и для организации социального взаимодействия;

3) экологический аспект — повышение экологической безопасности городской территории за счет снижения влияния всех возможных негативных воздействий и добавления природных элементов.

Процесс формирования общественных пространств на улицах города широко распространен в практике городов по всему миру; общими для создания таких проектов являются принципы проектирования, которые были сформулированы в ходе работы Конгресса для Нового урбанизма «The Congress for the New Urba-nism» — Международной некоммерческой организации, работающей над созданием проектов улиц для жизни. Главная идея проектов заключается в том, что городские

тз о ш

о

Г) -I

тз

о

-I

CD

о-

Г> -I 03

о

0

1 X

тз

о

03

0

1 X

CD

с CD

О-

Г> X

X н

0

Г) CD

CD

1 I

У

I -I

О оз

Таблица 1

Принципы формирования «устойчивой улицы»

Принцип Описание

Принцип 1. Формирование на улицах общественных пространств Пространство улицы может использоваться не только для передвижения людей, но и их социального взаимодействия

Принцип 2. Создание пространств, поддерживающих экономическую активность Пространство улицы может быть инвестиционным проектом

Принцип 3. Разнообразие условий движения Формирование транзитных путей для движения все видов моторизированного и не моторизированного транспорта для всех видов пользователей

Принцип 4. Интеграция пространства в природную систему Увеличение количества природных элементов при благоустройстве

Принцип 5. Учет уникальных особенностей территории Создание или сохранение индивидуальных особенностей

Принцип 6. Формирование уличной сети, привлекательной для пешеходов Формирование комфортной, безопасной, эстетически привлекательной среды

Принцип 7. Создание гармонии с другими элементами транспортной инфраструктуры Обеспечение взаимосвязей всех элементов улицы между собой

О

i-^

X

X с

X X

CD С CD U О

X

X ^

и

CD U

CD X X

о

m

О

CP

X

X

о ^

с

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

I-

U

CD

IX

О CP

I-

и о а о

CP

улицы создают условия для социального взаимодействия и становятся центрами общественной жизни, часто в ущерб организации д вижения автомобилей. В результате работы были сформулированы семь основных принципов устойчивого развития улиц — «Sustainable Street Network Principles» для использования в транспортном проектировании городских улиц (табл. 1) [8].

Рассмотрим некоторые примеры реализации проектов организации общественных пространств на городских улицах в разных регионах мира.

Опыт Северной Америки ярко представлен в транспортной политике Нью-Йорка (США) и определяется городским Департаментом транспорта New York City Department of Transportation, который является структурой Правительства города [9].

В основе Концепции развития городских улиц лежат принципы формирования устойчивой улицы «Sustainable Street», частью которого является план по развитию общественных пространств на городских улицах. Рассмотрим пример реализации данной программы — NYC Plaza. В результате реализации проекта был создан «островок» общественной активности на месте стоянки. Данный проект качествен -но изменил городское пространство не

Рис. 2. Реализация проекта городской площади NYC Plaza, г. Нью-Йорк (до и после)

Рис. 3. Реализация проекта городской улицы г. Гуджарат, Индия (до и после)

только на данной территории, но и в радиусе пешеходной доступности, предлагая жителям района дополнительное яркое пространство для общественной жизни (рис. 2).

Другим ярким примером Азиатского опыта является гор. Гуджарат (Индия), Департамент городского развития и городского жилищного строительства которого разработал принципы проектирования улично-дорожной сети, которые успешно используются для преобразований городских улиц (рис. 3) [10]. Целью проекта являлось расширение пространства для движения пешеходов, обеспечение безопасности и комфортности их движения, организация и гармонизация пространства, используемого общественными объектами. При этом в поперечный профиль улицы добавлены новые элементы озеленения, сохранены существующие деревья; результатом является четкое разграничение транспортных и пешеходных потоков и создание пространства для обществен -ной жизни на территории, прилегающей к застройке.

Результатом этого является четкое разграничение транспортных и пешеходных потоков и создание пространства для общественной жизни на территории, прилегающей к застройке.

Примером Европейского опыта может являться город Лиссабон (Португалия), который активно реализует политику по-

вышения качества городских пространств городских улиц. Например, ул. Бщие-ёе-ЛуПа является ярким примером реорганизации территории улицы, превращенной в организованное, рационально используемое пространство, полноценно выполняет как транспортную, так и общественную функцию (рис. 4). Отличительной чертой проекта является четкое функциональное деление пространства улицы для различных видов пользователей: пешеходов, водителей, велосипедистов, отдыхающих.

Примером Тихоокеанского опыта стал проект реконструкции 4-й улицы в городе Аукланд, Новая Зеландия. На рисунке 5 представлен опыт улицы, которая до реконструкции использовалась преимущественно для организации д вижения и стоянки транспорта, при этом существующая и востребованная функция общественного пространства не была развита. Результатом реализации проекта реконструкции улицы являлось обеспечение приоритета именно использования улицы общественного пространства. Данная идея была реализована как часть транспортной политики по приоритетному развитию пешеходного движения, систем пассажирского транспорта при снижении количества автомобилей на улицах города. Результатом является создание устойчивого города для комфортной жизни населения.

В России в г. Москве также существует программа благоустройства городских улиц «Моя улица», в рамках которой за период 2015—2018 гг. благоустроено бо-

Рис. 4. Реализация проекта городской улицы, г. Лиссабон, Португалия (до и после)

Рис. 5. Реализация проекта городской улицы в гор. Аукланд, Новая Зеландия (до и после)

лее 200 улиц, например, Романов переулок (рис. 6).

С точки зрения организации градостроительной д еятельности в области проектирования городских улиц проблемой является отсутствие координации между существующей нормативной литературой и практической реализацией самого проекта «Моя улица». По мнению авторов, для достижения максимальной эффективности градостроительной деятельности в этом вопросе необходимо проведение исследований в области организации общественных пространств на городских улицах, что позволит разработать общие нормы и рекомендации в вопросе использования пространства городских улиц в качестве общественных.

Реализованная программа затронула улицы в центральной и срединной частях города, которые безусловно требовали реконструкции. Необходимость организации общественных пространств на данных улицах была очевидна, так как данные зоны города сами по себе являются общественным центром города. Однако существует огромное количество улиц в жилых районах, пространство которых также требует организации. Вопрос стоит в том, как развивать данные пространства в целях организации их рационального общественного использования.

На рисунке 7 приведен пример свободной зоны вдоль улицы Широкая в транс-портно-пересадочном узле (ТПУ) Север-

тз а ш

о г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

а л

X

ТЗ

О

03

а л

а>

с

а>

О-

Г> ^

X н

а

г> а>

а> т т

у

-I

о

03

О

i-^

X

X с

X

X

ф

^

ш и о

X

X ^

и

ш и

ш

X X

о

о

CP X X

о ^

с

о

m

I-

и

ш

IX

о

CP

I-

и о а о

CP

Рис. 6. Реализация проекта благоустройства Романова переулка, г. Москва (до и после)

ного Медведково, которое в настоящее время не используется.

Анализ нормативных документов, нормирующих порядок проектирования городских улиц [11], послужил основой для формулирования принципиальной схемы организации общественных пространств (рис. 8) на городских улицах в соответствии с действующей классификацией улич-но-дорожной сети по следующим критериям:

• характер движения;

• выполняемые функции;

• приоритет использования пространства;

• наличие общественной функции. Магистральные улицы общегородского

значения обеспечивают транспортную связь между районами города и общественными центрами, они создаются для транзитного перемещения больших транспортных потоков, а также для движения общественного транспорта. Основная функция этих улиц транспортная, поэтому общественные пространства на их территории могут присутствовать только в виде транзитных сервисов.

Магистральные улицы районного значения создают транспортные и пешеходные связи в пределах района. Соответственно, общественные пространства должны быть организованы.

Рис. 7. Свободное пространство ТПУ Северного Медведково

Главная функция улиц и дорог местного значения заключается в обеспечении доступа к жилым и общественным территориям. Приоритет на этих улицах отдан пешеходам, поэтому эти улицы должны являться зоной общественного пространства.

Пешеходные улицы и площади сами по себе являются общественными пространствами. Задачами градостроительного проектирования являются формирование фокуса социальной жизни и привлечения как можно большего количества пользователей на эту территорию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, целью исследования становится определение градостроительных условий для развития общественных пространств на городских улицах различного значения.

В составе исследования был проведен анализ существующей ситуации общественных пространств, сформированных на городских улицах города Москвы. Для анализа использовался инструмент стратегического анализа — PESTLE анализ, который помогает оценить проектное решение по основным аспектам устойчивого развития территорий по 6 категориям (табл. 2): «P» (Political) — политические, «E» (Economical) — экономические, «S» (Social-Culture) — социально-культурные, «T» (Technological) — технологические, «L» (Legal) — правовые, «E» (Environmental) — экологические факторы.

Все факторы должны быть тщательно проанализированы и должно быть оценено возможное их воздействие на объект обследования.

Используем этот инструмент для оценки различных сценариев развития: без реализации программ развития, при реализации программы «Моя улица», при реа-

Улично-дорожная сеть

JZTI

Магистральные

улицы общегородского значения

Магистральные улицы районного значения

Улицы и дороги местного значения

Пешеходные

улицы и площади

ТЗ О ш

о

Г) -I

тз

о

-I

CD

О-

Г> -I 03

о

0

1 X

тз

о

03

0

1 X

CD

с CD

О-

Г> X

X н

О

Г) CD

CD X X

У

X -I

О

03

Характер движения

Непрерывное, регулируемое

Регулируемое

Регулируемое

Пешеходное

Основная функция

Обеспечивают транзитное движение и движение общественного транспорта

Обеспечивают транзитное движение движение общественного транспорта и пешеходов

Обеспечивают доступ к зданиям и земельным участкам, движение пешеходов

Обеспечивают безопасное и комфорт -ное движение пешеходов

Соотношение пешеходов и автомобилистов

■ iV

Общественные пространства

Присутствуют в виде транзитных сервисов

Присутствуют в виде транзитных сервисов

Присутствуют

Являются общественными пространствами

Рис. 8. Принципиальная схема организации общественных пространств на городских улицах

лизации мировой концепции «Устойчивая улица», результаты которого представлены в таблице 3.

Повышение роли общественной жизни представляет собой один из наиболее ин-

тенсивно развивающихся городских процессов и определяет актуальность вопроса разработки научно-методической базы развития общественных территорий на городских улицах. Мировой опыт уже опре-

Таблица 2

Категории PESTLE анализа для формирования общественных пространств

р Е 8 Т Ь Е

Стратегия градостроительной деятельности в области пространственного развития г ородс-кой территории Развитие малого бизнеса; Рост стоимости территорий Социально-бытовое обслуживание; Социальное взаимодействие Технологии умного города Градостроительная документация; Нормативно-правовая база; Научно-методическое обеспечение Экологическая безопасность; Благоустройство территорий; Оздоровление городской среды

Таблица 3

Стратегический анализ сценариев развития общественных пространств городских улиц

р Е 8 Т Ь Е

Без благо -устройства Отсутствие стратегии Отсутствие объектов м алого бизнеса Низкое качество городской среды Отсутствие Отсутствие правовой базы Низкий уровень экологической безопасности

Программа «Моя улица» Отсутствие единой стратегии Частичное сохранение объектов малого бизнеса. Повышение стоимости территории Высокое качество городской среды Внедрение умных технологий Рекомендации по управлению пространством Высокий уровень экологической безопасности

Концепция «Устойчивая улица» Стратегия устойчивого развития Развитие м алого бизнеса. Повышение стоимости территории Высокое качество городской среды и рост социальной активности Внедрение умных технологий Формирование нормативной, ре-комендатель-ной и правовой базы Гармония улиц с окружающей средой

деляет основные принципы и направле- являются протяженные и широкие улицы,

о ния развития данного вопроса, который пространство которых должно быть ис-

* должен быть адаптирован под условия пользовано в интересах населения для Российской действительности, ее норма- формирования качественной городской

X тивную и законодательную базы. Особен- среды, что является залогом устойчивого

£ ностью Российского градостроительства развития наших городов и страны в целом.

X

ф

ф

и Библиографический список

X

X 1. Danilina N., Teplova I. Traffic flow organization in urban transport transit hubs // FORM 2018 IOP Publishing: IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. — Vol. 365 (2018) 022015 [Electronic reu source] doi:10.1088/1757-899X/365/2/022015

^ 2. Щербина Е. В., Данилина Н. В. Градостроительные аспекты проектирования устойчивой городи ской среды // Вестник ИрГТУ. — № 11 (94). — 2014. — С. 183—186.

Ф 3. Щербина Е. В., Власов Д. Н., Данилина Н. В. Устойчивое развитие поселений и урбанизирован-

х ных территорий. — М.: Изд-во АСВ, 2016. — 123 с.

О 4. Ан А. Л. Роль общественного пространства в муниципальных образованиях // Вопросы государс-

О твенного и муниципального управления. — 2012. — № 1. — С. 174—184.

Ф

I-

х

О CP

I-

и о а о

CP

5. Глазычев В. Л. Урбанистика. — М., 2008. — 220 c.

<p

^ 6. Lofland L., Lyn H. The public realm: exploring the city's quintessential social territory: Hawthorne, N. Y.:

° Aldine de Gruyter. - 1998. - 305 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

c

7. Wesley E. Marshall, Piatkowski D., and Garrick N. Community Design, Street Networks, and Public Health // Journal of Transport & Health. — 2015. — Vol. — Issue 4. — 326—340 p.

8. CNU project for transportation reform. Sustainable Street Network Principles. — 2012. — 42 p. и 9. Strategic Plan for the New York City Department of Transportation. — 2008. — 39 p.

10. Better streets, better cities. A guide to street design in urban India. — 2011. — 186 p.

11. СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01—89.

"SUSTAINABLE" STREET — FORMATION PUBLIC SPACES ON CITY STREETS

N. V. Danilina, Ph. D. (Tech. Sc.), Head Department, Associate Professor, at the Moscow State (National Research) University of Civil Engineering (NRUMSUE), DanilinaNV@mgsu.ru, I. D. Teplova, Lecturer at the Moscow State (National Research) University of Civil Engineering (NRUMSUE), TeplovaID@mgsu.ru

References

1. Danilina N., Teplova I. Traffic flow organization in urban transport transit hubs // FORM 2018 IOP Publishing: IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. — Vol. 365 (2018) 022015 [Electronic resource] doi:10.1088/1757-899X/365/2/022015

2. Sherbina E. V., Danilina N. V. Gradostroitel'nie aspekti proektirovaniya ustoi'chivoi' gorodskoi' sredi [Urban planning aspects of sustainable urban environment design] // Proceedings IrSTU. — 2014. — № 11 (94). — P. 183—186. [in Russian]

3. Sherbina E. V., Vlasov D. N., Danilina N. V. Ustoi'chivoe razvitie poselenii' i urbanizirovannikh territorii' [Sustainable Development of Settlements and Urban Areas]. M.: Publishing House АSV, 2016. — 123 p. [in Russian]

4. An A. L. Rol' obtshestvennogo prostranstva v munitsipal'nikh obrazovaniyakh [The Role of Public Space in Municipalities. Issues of State and Municipal Management]. — 2012. — № 1. — P. 174—184. [in Russian]

5. Glazychev V. L. Urbanistika [Urbanistics]. M., 2008. — 220 p. [in Russian]

6. Lofland L., Lyn H. The public realm: exploring the city's quintessential social territory: Hawthorne, N. Y.: Aldine de Gruyter. — 1998. — 305 p.

7. Wesley E. Marshall, Piatkowski, D., and Garrick, N. Community Design, Street Networks, and Public Health // Journal of Transport & Health. 2015, — Vol. 1. — Issue 4. — 326—340 p.

8. CNU Project for Transportation Reform. Sustainable Street Network Principles. — 2012. — 42 p.

9. Strategic Plan for the New York City Department of Transportation, 2008. — 39 p.

10. Better Streets, Better Cities. A Guide to Street Design in Urban India, 2011. — 186 p.

11. SP 42.13330.2016. Svod pravil. Gradostroitel'stvo. Planirovka i zastroi'ka gorodskikh i sel'skikh poselenii' [Set of rules. Town planning. Planning and development of urban and rural settlements]. Updated edition. SNiP 2.07.01—89. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.