2. Enge T.O., Schroer C.F. Garden architecture in Europe (1450-1800). London, 1992.
240 p.
3. Povest' vremennykh let [Primary Chronicle]. Petrozavodsk, Kareliya, 1991. 188 p.
4. Brett Ch. Towers of Crim Tartary. English and Scottish architects and craftsmen in the Crimea, 1762-1853. Shaun TyasDonington, 2005. 154 p.
5. Klub Foto.ru [Club Foto.ru]. Available at: oblaka.foto.ru (accessed 15.02.2016).
6. Albayrak M.A. Yesil ada Kirim. Ankara: Turk Dunyasi Kulturve Sanat Dernegi Yayinlari, 2004. 190 p.
7. Hitchock H.R. Architecture nineteenth and twentieth centuries. Penguin Books, 1985.
688 p.
Информация об авторе
Оболкин Евгений Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры дизайна, е-mail: eobolkin@inbox.ru; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Obolkin E.S., candidate of historical sciences, associate professor, Department of design, е-mail: eobolkin@inbox.ru; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК 711:625.712
DOI: 10.21285/2227-2917-2016-3-162-169
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГОРОДСКИХ БУЛЬВАРОВ НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ Г. ИРКУТСКА
© Е.С. Преловская, А.Г. Левашев
Представлены результаты исследований по разработке научно обоснованных принципов формирования многофункциональных городских бульваров на примере центральной части г. Иркутска как инструмента для повышения качества и привлекательности городской среды. Показано, что современное состояние функционирования улично-дорожной сети на исследуемой территории характеризуется низким уровнем обслуживания всех ее пользователей. Предметом исследования являются особенности планировочных решений городских бульваров и дизайна обслуживаемых ими территорий. На основе разработанных принципов предложена концепция развития транспортной сети, включающая современные классы городских улиц. Апробирована методика поиска поперечного профиля улицы с учетом обеспечения мультимодальности передвижения и комфорта всех участников дорожного движения.
Ключевые слова: транспортное планирование, городские бульвары, комфортная улица, мультифункциональное уличное пространство, городская мобильность, аудит уличного пространства.
PRINCIPLES OF FORMATION OF THE CHAIN OF MULTIFUNCTIONAL CITY AVENUES AT THE EXAMPLE OF CENTRAL PART OF IRKUTSK
© E.S. Prelovskaia, A.G. Levashev
We presented the research results in the development of scientifically proved principles of formation of multifunctional city avenues at the example of central part of Irkutsk as an instrument to increase the quality and attractiveness of a city area. It is shown that contemporary condition of functioning of street-road chain at the territory under research is characterized by the low service level of all its users. The object of the research is about the peculiarities of planning solutions of city avenues and design of the territories served by them. Based on worked out principles we offered the concept of the development of transport net, which includes modern classes of city streets. We tested the search methods of transverse cross section of a street with the account of providing traffic multimodality and comfort for all the participants of traffic.
Keywords: transport planning, city avenues, comfortable street, multifunctional city space, city mobility, audit of street space
Появление в современном градостроительстве концепций устойчивого развития, устойчивого города, удобного города (livable city), умного развития (smart development), которые стали основой философии движения «новый урбанизм», повлекло изменение парадигмы городской мобильности, обеспечивающей доступность, комфорт, удобство передвижения для всех пользователей городской среды вне зависимости от социального статуса, возраста, достатка, физиологических особенностей населения и выбираемого способа передвижения. Вместе с тем было радикально пересмотрено отношение к организации транспортного обслуживания городов: обеспечен первостепенный приоритет пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту - провозглашена green mobility (устойчивая городская мобильность). Как следствие всего этого был сформулирован новый подход к формированию городских улиц: улица - это общественное пространство и мультимодальная коммуникация [3, 59, 12].
По результатам анализа современных зарубежных классификационных систем и успешных практик проектирования уличного пространства проведено исследование, направленное на разработку современной классификации городских улиц и формирование предложений по развитию плана городской мобильности на примере центральной части города Иркутска. Рабочая гипотеза исследования направлена на улучшение качества городской среды посредством привнесения новых типов уличного пространства, которые могут найти свое отражение в действующем в России СНиП «Градостроительство» [1]: городской бульвар (urban boulevard), улица для преимущественного движения общественного транспорта и пешеходов (transit friendly street) и улица смешанного движения (shared space). Данные классы улиц позволят расширить возможности проектирования улично-дорожных сетей (УДС) российских городов согласно современным градостроительным требованиям сбалансированного развития территории и формирования устойчивой городской мобильности.
На первом этапе исследования рассмотрены функциональные нагрузки центра Иркутска с учетом различных объектов массового тяготения, обладающих разной силой притяжения посетителей. Наряду с такими очевидно перспективными бульварами, как ул. Баумана в Ново-Ленино или Верхняя Набережная, центр города выбран как место формирования сети городских бульваров. В современном градостроительстве бульвар понимается как мультимо-дальная улица, характеризуемая высокой концентрацией разнообразных по функции объектов тяготения и значительной интенсивностью движения всех пользователей, а также высоким качеством городской среды. Концепция городского бульвара сложилась в середине 90-х годов и была включена в рекомендации международной ассоциации дорожников PIARC [13], изначально распространившись в Европе и постепенно набрав популярность в Северной
Америке. Согласно данной концепции особое значение отводится обеспечению высокого качества пешеходного пространства, архитектурно-ландшафтному дизайну и элементам благоустройства бульвара.
Задача баланса функций уличного пространства заключается в уравновешивании пропускной способности городской среды и высокого уровня городской мобильности с учетом существующего градостроительного контекста землепользования, характера прилегающей застройки и интенсивности использования данной территории всеми пользователями уличного пространства. Результаты стрит-аудита (рис. 1) исследуемой территории свидетельствуют, что улицы, обладающие наибольшей привлекательностью для посетителей, одновременно обслуживают интенсивные транзитные потоки транспорта, что приводит к дезинтеграции исторического пространства города и снижает уровень обслуживания его пользователей, привлекательность и качество городской среды. Это подтверждает важность реализации концепции многофункционального бульвара как инструмента обеспечения баланса функций улицы.
УЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО — так привлекательность тахдисбаланс
ДНЕВНЫЕ УДОБСТВА НЧ» И НОЧНАЯ ЖИЗНЬ ■■ общественные пространства м зоны розничной торговли м культура и искусство
• места длй обеда
• фитиес центры
• бары, ночные клубы
МОБИЛЬНОСТЬ
автобусные линии —■ трамвайные линии — пешеходные зоны
60 SO 40
30 20
пешком на велосипеде
г g
аегоаодителв автопассажир
-40 -35 30 25 20 -15 -10 -5 0 5 10 15 20 25 соотношение доли уличной парковки и уличного озеленения
Рис. 1. Результаты аудита уличного пространства центральной части г. Иркутска
На следующем этапе исследования выявлены особенности городских бульваров как особого вида общественных пространств и транспортных коммуникаций. Городской бульвар является уникальным классом улиц, который позволяет обеспечить высокий уровень обслуживания пользователей уличного пространства [10], независимо от выбранного ими способа передвижения. Преобразование улицы в городской бульвар необходимо в первую очередь в тех случаях, когда требуется обеспечить баланс в использовании уличного пространства между значительными транспортными и пешеходными потоками, а также пользователями общественного транспорта и велосипедистами. Важной особенностью городских бульваров является их многофункциональность, которая придает большую значимость бульвару как общественному пространству, привлекательному как сточки зрения посетителей, так и инвесторов развития прилегающих территорий и обслуживающей их инфраструктуры.
Разработаны принципы формирования современных многофункциональных городских бульваров. Первый принцип определяет основные характеристики городского бульвара, включая такие показатели, как смешанная застройка, высокий уровень генерации посещений зданий, расположенных вдоль улицы, разнообразие и высокая интенсивность движения пользователей уличного пространства, ширина красных линий, которая в среднем должна быть более 25 м, а в центральной части города - не менее 20 м. Второй принцип предполагает реализацию архитектурно-планировочных решений, обеспечивающих высокое качество уличного пространства, включая наличие озеленения и элементов благоустройства, позволяющих повысить привлекательность улицы в частности и прилегающей к ней городской территории в целом. Третий принцип объединяет набор технических приемов дизайна, необходимый для эффективного функционирования бульвара, и включает: организацию приоритетного движения пешеходов и велосипедистов, обустройство пешеходных переходов на одном уровне, включая организацию светофорного регулирования, островков безопасности и сужение проезжей части в зоне пешеходных переходов, а также регулирование скоростного режима с учетом максимально допустимой скорости на главной проезжей части - 50 км/ч, а на второстепенной - от 15 до 30 км/ч или от 5 до 10 км/ч при организации улицы смешанного движения (shared space). По результатам кластерного анализа рассматриваемой территории на основе исследования интенсивности движения всех участников дорожного движения, генерации посещения объектов и функции прилегающей застройки сформирована сеть потенциальных многофункциональных бульваров, а также определены участки УДС, которые при внесении дополнительных функций притяжения (жилье, объекты культуры, досуга) или увеличении объема генерации посещений объектов могут претендовать на данную категорию улиц с сопутствующим обустройством уличного пространства. В ходе исследования предложена концепция городской мобильности центра города, которая включила следующие позиции: формирование сети многофункциональных бульваров, развитие эффективной системы общественного транспорта и велопешеходных коммуникаций. В основу концепции ложится повышение мультимодального уровня обслуживания всех пользователей уличного пространства и создание комфортной привлекательной среды. Согласно предложенной концепции сформирован поэтапный транспортно-градостроительный план преобразования центральной части города (рис. 2), который учитывает ограничение интенсивности и скорости движения до 30 км/ч, включает перспективную сеть улиц и редизайн уличного пространства, соответствующего принципам устойчивой городской мобильности (green mobility). С учетом разработанной концепции скорректирована сеть многофункциональных бульваров, которая исключает внутренние транзитные потоки через центр, обеспечивая мультифункциональный характер использования уличного пространства центра Иркутска.
Рис. 2. Этапы преобразования транспортной сети центральной части г. Иркутска согласно предложенной концепции городской мобильности
Разработанная перспективная транспортная сеть включает следующие типы улиц: городские бульвары, улицы смешанного движения, улицы для преимущественного движения общественного транспорта и пешеходов, велобульвар, пешеходные зоны.
Набор планировочных решений для каждой из улиц рассматриваемого района города определяется по методике, представленной на рис. 3 [8]:
1) на первоначальном этапе устанавливается иерархия способов передвижения с учетом их приоритетности: пешком, на велосипеде, общественном или индивидуальном транспорте;
2) на основе установленной иерархии и анализа градостроительного контекста выбирается определенная заранее форма и функция зданий, имеющаяся или планируемая для конкретного участка уличного пространства;
3) на основе оценки транспортных показателей, ширины красных линий, а также формы и функций улицы выполняется выбор категории улицы с соответствующими ей интенсивностью и скоростью движения транспортных средств.
Рис. 3. Предлагаемая методика поиска поперечного профиля улицы [8]
В результате описанной выше последовательности шагов подбираются планировочные решения улицы в виде поперечного профиля с учетом принципа сбалансированного распределения уличного пространства между всеми участниками дорожного движения. На основе данной методики предложены варианты поперечного профиля в пределах 25 метров красных линий при различных условиях организации дорожного движения, включая следующие: выделение приоритетной полосы движения общественного транспорта и создание совместных полос для движения индивидуальных транспортных средств и велосипедистов; преимущественное движение общественного транспорта и пешеходов; преимущественное движение велосипедистов.
Проектные предложения по реализации перспективной транспортной сети рассмотрены на двух участках УДС, первый из которых - ул. Карла Маркса на участке от Чехова до Литвинова - пример дисбаланса жизненного цикла улицы в течение суток. Данная проблема решается привнесением жилой функции в существующий даунтаун, редизайном ул. Литвинова и добавлением новых видов активности в зоне площади Торгового комплекса, а также
обустройством уличной парковки, остановочных пунктов и улиц смешанного движения, -все это позволит использовать потенциал данной территории как катализатор развития комфортной городской среды основной центральной оси Иркутска (рис. 4).
Рис. 4. Элементы редизайна уличного пространства на участке ул. Карла Маркса
Второй пример обусловлен необходимостью повышения привлекательности ул. Ленина от Горького до 3 Июля для преобразования данного участка в многофункциональный бульвар, включая соответствующий набор элементов дизайна прилегающей территории: ре-дизайн общественного пространства дворца спорта «Труд» с выходом к набережной р. Ангары, организацию велосипедного движения, обустройство пересечений с целью обеспечения высокого обслуживания всех участников дорожного движения.
В результате выполненного исследования были предложены методики по совершенствованию российского транспортного планирования в области решения задач по развитию сбалансированной городской мобильности с учетом современной классификации улиц и принципов их проектирования, парковочной политики, приемов успокоения движения, разделения потоков по времени и уличному пространству. Также предлагается методика по формированию и благоустройству сети многофункциональных городских бульваров, обслуживающих городской центр (район массового тяготения) с учетом развития системы перехватывающих стоянок «Р+Я» и ограничений на пропускную способность УДС, накладываемых современными планировочными решениями, необходимыми для устойчивого развития транспортной системы города [2, 4, 11].
Разработанные рекомендации по проектированию многофункционального городского бульвара включают основные технические характеристики, планировочные особенности, элементы архитектурного дизайна пространства, а также наборы стандартных приемов уличного дизайна и дополнительных улучшений, необходимых для преобразования уличного пространства в многофункциональный бульвар и для повышения мультимодальной активности его пользователей.
Статья поступила 03.05.2016 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений: утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 820. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89. М.: ОАО «ЦПП», 2011. 109 с.
2. Левашев А.Г. Измерение генерации посещений объектов массового обслуживания населения // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. Сер. «Наземные транспортные системы». 2014. Вып. 8, № 3 (130). С. 75-78.
3. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. Новосибирск: Наука, 2004. 267 с.
4. Шаров М.И. Методика оценки транспортного спроса для проектов организации дорожного движения // Вестник ИрГТУ. 2007. Т. 32. № 4. С. 151-154.
5. Abu Dhabi Urban Street Design Manual [Электронный ресурс]. URL: http://www.upc.gov.ae/template/upc/pdf/Street%20Design%20Manual%20English%20(small)%20 FINAL.pdf (24.11.2015).
6. Boston complete streets manual [Электронный ресурс]. URL: http://bostoncompletestreets.org/pdf/2013/4_3_MultimodalIntersections.pdf (24.11.2015).
7. Cleveland complete and green streets [Электронный ресурс]. URL: http://www.city.cleveland.oh.us/sites/default/files/forms_publications/ClevelandCGSTypologiesPla n2013.pdf?id=3364 (24.11.2015).
8. Complete Streets Chicago - City of Chicago [Электронный ресурс]. URL: https://www.cityofchicago.org/content/dam/city/depts/cdot/Complete%20Streets/CompleteStreetsG uidelines.pdf (24.11.2015).
9. England Manual for streets. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/341513/pdfmanforstr eets.pdf (24.11.2015).
10. Highway Capacity Manual 2010 [Электронный ресурс] // Transportation Research Board. URL: http://hcm.trb.org/?qr=1 (01.04.2015).
11. Levashev A., Mikhailov A., Golovnykh I. Modelling parking based trips // Proceedings of the VIII-th international conference on «The Sustainable City VIII». WIT Press, 2013. Vol. 2. P. 1067-1076.
12. NACTO - National Association of City Transportation Officials [Электронный ресурс]. URL: http://nacto.org/ (24.11.2015).
13. Proceedings of the XXth Wold Road Congress "PIARC", Montreal, 3-9 September / Transportation and Urban Space Planning. Montreal, 1995. 487 p.
REFERENCES
1. SP 42.13330.2011. Gradostroitel'stvo. Planirovka i zastroika gorodskikh i sel'skikh pose-lenii : utv. prikazom Minregiona RF ot 28.12.2010 № 820 [SR 42.13330.2011. Town planning. Planning and development of urban and rural settlements: certified by the order of Ministry of Regional Development from 28.12.2010 no. 820.]. Moscow, OAO "TsPP" Publ., 2011. 109 p.
2. Levashev A.G. Measurement of generations of site visits of citizens mass service. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, ser. "Nazemnye transportnye sis-temy" [News of Volgograd State Technical University, Series "Ground transport system"], 2014, issue 8, no. 3 (130), pp. 75-78. (In Russian)
3. Mikhailov A.Iu., Golovnykh I.M. Sovremennye tendentsii proektirovaniia i rekonstruktsii ulichno-dorozhnykh setei gorodov [Modern project and reconstruction tendencies of street and road networks]. Novosibirsk, Nauka Publ., 2004. 267 p.
4. Sharov M.I. Methods of assessment of transport demand for projects to organize road traffic. Vestnik IrGTU [Proceedings of ISTU], 2007, vol. 32, no. 4, pp. 151-154.
5. Abu Dhabi Urban Street Design Manual. Available at: http://www.upc.gov.ae/template/upc/pdf/Street%20Design%20Manual%20English%20(small)%20 FINAL.pdf (accessed 24.11.2015).
6. Boston complete streets manual. Available at: http://bostoncompletestreets.org/pdf/2013/4_3_MultimodalIntersections.pdf (accessed 24.11.2015).
7. Cleveland complete and green streets. Available at: http://www.city.cleveland.oh.us/sites/default/files/forms_publications/ClevelandCGSTypologiesPla n2013.pdf?id=3364 (accessed 24.11.2015).
8. Complete Streets Chicago - City of Chicago. Available at: https://www.cityofchicago.org/content/dam/city/depts/cdot/Complete%20Streets/CompleteStreetsG uidelines.pdf (accessed 24 November 2015).
9. England Manual for streets. Available at: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/341513/pdfmanforstr eets.pdf (accessed 24.11.2015).
10. Highway Capacity Manual 2010. Transportation Research Board. Available at: http://hcm.trb.org/?qr= 1 (accessed 1.04.2015).
11. Levashev A., Mikhailov A., Golovnykh I. Modelling parking based trips. Proceedings of the VIII-th international conference on "The Sustainable City VIII", WIT Press, 2013, vol. 2, pp. 1067-1076.
12. NAC TO - National Association of City Transportation Officials. Available at: http://nacto.org/ (accessed 24.11.2015).
13. Proceedings of the XXth Wold Road Congress "PIARC", Montreal, 3-9 September. Montreal, 1995. 487 p.
Информация об авторах
Преловская Евгения Сергеевна, магистр градостроительства, аспирант кафедры менеджмента и логистики на транспорте, е-mail: jessprelove@gmail.com; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Левашев Алексей Георгиевич, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, е-mail: alexey.levashev@tl-istu.com; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the authors
Prelovskaya E.S., master of urban planning, Post-graduate, Department of transportation management and logistics, е-mail: jessprelove@gmail.com; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Levashev A.G., candidate of technical sciences, associate professor, Department of transportation management and logistics, е-mail: alexey.levashev@tl-istu.com; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.