Научная статья на тему '\ услуга Сбербанка \ глобальные решения для глобальный клиентов'

\ услуга Сбербанка \ глобальные решения для глобальный клиентов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ услуга Сбербанка \ глобальные решения для глобальный клиентов»

Глобальные решения

для глобальных клиентов

Как чувствуют себя крупнейшие мировые банки после кризиса? Восстанавливается ли российская экономика?Каким образом станет развиваться корпоративный бизнес Сбербанка в ближайшие годы? На эти и другие вопросы, касающиеся корпоративной политики Сбербанка России, ответил заместитель Председателя Правления банка Андрей Донских.

ФОТО ПАВЛА ФОМИНА

Венера — Как изменились стратегии участников глобально-

КАРПИНСКАЯ го банковского рынка и Сбербанка России в посткризисный период?

— Как известно, кризис оказал сокрушительное влияние на банковский бизнес (особенно на корпоративный сегмент). Мировые банки разделились на две большие группы. Одни зализывают раны, пытаются зацементировать бреши в своих балансах, формируют новые концепции развития. Среди них — RBS, ABN Amro, германские земельные банки (Landesbank), большая часть региональных банков США. Другие — наименее пострадавшие в кризис — сегодня проводят атакующую, агрессивную политику, пытаясь воспользоваться кризисным периодом для улучшения своих конкурентных позиций. Это Deutsche, BNPP, Barclays, JPMorganChase и др. Здесь надо сказать о значительном отличии азиатского банковского рынка от американского и европейского. Напомню, кризис 1997-1998 годов обусловил девальвацию национальных валют азиатских стран, рост проблемной и просроченной задолженности и, как следствие, повышение требований к резервированию, управлению ликвидностью, управлению рисками, а также оказание господдержки банкам. В результате через десять лет, в кризис 2008 года, доля вложений азиатских кредитных организаций в производные финансовые инструменты, в отличие от финансовых институтов США и Европы, была невысокой, азиатские ти-

гры развивали классический банковский бизнес. По этой причине влияние кризиса на экономику стран Азии, в отличие от других государств, не было столь разрушительным — Китай продолжает демонстрировать высокие темпы роста, его экономика является устойчивой, в других странах этого региона ситуация достаточно стабильная — экономики демонстрируют рост.

Ландшафт банковского рынка значительно изменился. Сегодня в Т0П-10 из европейских участников представлен только НЭВС (правда, назвать его европейским можно условно — одна из двух штаб-квартир размещается в Гонконге). Утратили свои позиции японские финансовые институты по причине стагнации в течение 20 лет экономики Японии, а также американские банки, потрепанные кризисом 2008-2009 годов. Китайские кредитные организации, напротив, достаточно активно выходят на лидирующие позиции благодаря росту внутреннего финансового рынка. Сегодня четыре или пять китайских структур представлены в первой десятке мировых финансовых институтов (напомню: 30 лет назад большую часть списка крупнейших банков мира по размеру рыночной капитализации составляли американские и европейские участники рынка, 20 лет назад в этой группе были представлены японские банки).

Итак, финансовый кризис произвел очень сильный эффект на банковскую сферу в целом.

ШГ

РИА-НОВОСТИ

В банковском сообществе кардинально изменилось понятие аппетита на риск и системы управления риском по причине значительного роста размера проблемных и просроченных кредитов, особенно в сегменте юрлиц (в секторе физлиц рост размера проблемной задолженности не был столь значительным).

— Как меняются отраслевые стратегии банка

в условиях неравномерного влияния кризиса на разные сектора экономики?

— Изменившиеся макроэкономические условия заставляют нас достаточно серьезно корректировать нашу стратегию, прежде всего в сфере управления рисками.

В 2009 году на формирование резервов по ссудам Сбербанк направил более 300 млрд. руб., в 2010 году — чуть более 80 млрд. рублей.

Одним из множества проектов по развитию корпоративного бизнеса, реализацией которых мы занимаемся, является модернизация кредитного процесса. Мы более четко определяем риски по секторам, вводим новые правила финансирования в отраслях, продемонстрировавших наибольшее падение, в частности в строительном секторе. Требования к заемщикам становятся более формализованными. Существует набор экономических показателей деятельности предприятий, в числе которых различные коэффициенты,

30 сентября 2010 года Сбербанк России предоставил объединенной компании «РУСАЛ» кредит на $4,6 млрд. для рефинансирования займа перед ВЭБом. Кредит ВЭБа на сумму $4,5 млрд. был выдан РУСАЛу в ноябре 2008 года для погашения займа, полученного в апреле 2008 года у синдиката западных банков на покупку 25% плюс две акции ГМК «Норильский никель». Сумма кредита Сбербанка полностью покрывает

существующую задолженность перед ВЭБом, включая капитализированные проценты на дату погашения. Кредит выдан на срок до 7 декабря 2013 года с возможностью его продления еще на 1,5 года. Ставка по кредиту составляет LIBOR +5%.

По данным отчетности РУСАЛа за 1 полугодие 2010 года, чистый финансовый долг компании на 30 июня составлял более $12 млрд.

соотношения и пропорции, используемые при анализе финансово-хозяйственной деятельности, в частности — соотношение долговой нагрузки предприятий к капиталу, к генерируемому денежному потоку, к EBIDTA (показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений — ред.) и т. д.

Значительно меняется отраслевой подход. Как известно, во время кризиса банки приостановили финансирование программ в секторе строительства, который демонстрировал высокие темпы роста в докризисные десять лет, но оказался наиболее уязвимым в период кризиса. Сейчас, с улучшением ситуации, Сбербанк кредитует строительные компании, но требования к этим заемщикам существенно изменились. Мы более серьезно подходим к доле участия собственными средствами инвестора при финансировании строительных объектов, определению структуры сделки, определению целевого

использования средств, инженерно-сметному контролю на всех этапах строительства и эксплуатации финансируемого объекта. Таким образом, мы уменьшаем банковские риски при финансировании отрасли.

Целый ряд секторов (например, энергетика, телекомы) в существенно меньшей степени подверглись влиянию кризиса и стали демонстрировать восстановление уже в 2009 году. В этих условиях мы более детально анализируем отраслевую структуру экономики, пытаясь оценить степень способности разных сегментов сопротивляться кризисным явлениям.

Изменившиеся макроэкономические условия заставляют нас достаточно серьезно корректировать нашу стратегию, прежде всего в сфере управления рисками.

— Каким образом вы намерены решать задачи по росту кредитного портфеля банка?

— Хотел бы отметить, что мы не ставим перед собой цель удвоить или утроить долю на рынке кредитования, поскольку оцениваем свою часть сегодня — треть рынка кредитования корпоративных клиентов — как достаточно значительную.

Опережающий рост портфеля означает не конкретные цифры, а некий переход в иное качество. Мы считаем, что от банков в нынешней ситуации, особенно от Сбербанка, ключевого игрока на рынке кредитования юрлиц, в существенной степени зависят темпы восстановления российской экономики. От нашей активности и способности вселять в клиентов уверенность в длительной перспективе зависит и спрос на инвестиционные кредитные ресурсы со стороны экономики. Это взаимообусловленный процесс. Ведь отрицательное влияние кризиса на участниках рынка сказывается не только на физическом уровне (уменьшение объема финансовых ресурсов, выручки, рост убытка и т. д.), но и на психологическом — в виде опасения инвестировать в те или иные коммерческие проекты (а вдруг финансирование прекратят?).

В начале 2010 года объем кредитования экономики снижался, что было связано прежде всего с началом притока финансов за счет увеличения российского экспорта. В этих условиях многие заемщики, получившие в кризисных условиях 2008-2009 годов достаточно дорогие кредиты, были заинтересованы в скором их погашении. Таким образом, кредитный портфель Сбербанка в течение первых четырех месяцев года снижался. Но с мая 2010 года он демонстрирует возрастающий рост: если в мае увеличение кредитного портфеля было незначительным — 0,6%, то в сентябре на фоне экономического роста показатель поднялся до 5,5%. Сентябрь показывает, что растет коммерческая активность и увеличивается спрос на кредитно-инвестиционные ресурсы.

Одна из причин роста — сделки с крупнейшими клиентами. Это бизнес больших цифр. Пример — рефинансирование задолженности РУСАЛа перед ВЭБом на сумму $4,6 млрд.

Для нас это интересный проект. Подготовка к заключению соглашения проводилась в течение года: мы укрепляли обеспечение, проводили работу с международными кредиторами. Необходима была структура сделки, выгодная и банку и клиенту, которая устраивала бы и остальных кредиторов.

Цель финансирования со стороны Сбербанка — рефинансирование кредита и предоставление средств на текущую деятельность. По сути, это рефинансирование ранее понесенных затрат. Наши прогнозы по энергетическому рынку и рынку алюминия позволяют рассчитывать, что компания сможет с нами полностью расплатиться.

Кредит Сбербанка РУСАЛу — коммерческая операция, в отличие от займа ВЭБа РУСАЛу (форма господдержки). Сделка заключена на рыночных условиях с точки зрения и структуры, и ценообразования, и обеспечения.

Но рост наблюдается не только в верхнем сегменте: в сентябре, даже за вычетом крупнейших сделок, зафиксировано увеличение портфеля на 2,2%.

По увеличению портфелей всех тербанков — во всех регионах — в сегменте крупного, среднего, малого бизнеса мы видим, что экономика действительно начинает восстанавливаться. Оживление фиксируется даже в Уральском, Западно-Уральском, Поволжском регионах, где сосредоточены машиностроительные гиганты, наиболее пострадавшие в кризис.

Но к тенденции экономического роста мы относимся со сдержанным оптимизмом — глобальная экономика продолжает оставаться крайне нестабильной. Мы ожидаем, что в следующие три года финансовый рынок будет демонстрировать достаточно высокую волатиль-ность. Волатильным будет и развитие регионов. Говорить о том, что мировая экономика вышла из кризиса, преждевременно.

— Расскажите о планах банка по развитию инвестиционного бизнеса. Как вы могли бы прокомментировать сообщения о приобретении Сбербанком компании «Тройка Диалог»?

— Никаких решений по приобретению контрольного пакета «Тройки Диалог» банк не принимал. Стратегия Сбербанка предусматривает развитие инвестиционного бизнеса. Нашей задачей является предоставление финансовых решений для глобальных клиентов на глобальном рынке. Все наши крупнейшие клиенты — тот же РУСАЛ, Норильский никель, Уралкалий, ЛУКОЙЛ и др. — это глобальные игроки, которые нуждаются в поддержке своей стратегии на глобальном рынке.

Клиенту по большому счету не нужны кредиты. Как физ-лицу, обращающемуся в банк, не требуется ипотека — ему нужна квартира, так же и корпоративным клиентам необходимы финансовые решения, которые будут способствовать выполнению стратегических и тактических задач предприятия. Это может быть либо кредит, либо выпуск долговых или долевых инструментов, либо выход на рынок слияний и поглощений с целью увеличения доли на рынке, повышения эффективности деятельности и т. д.

Таким образом, развитие инвестиционно-банковского бизнеса — это неизбежность, необходимое условие сохранения лояльности клиентов к Сбербанку.

Сейчас мы находимся на этапе принятия решения — создавать этот бизнес с нуля, выделяя его в дочернюю структуру, либо приобретать какую-то компанию. Приобретение дороже создания собственного бизнеса, но банк при этом может выиграть время. Мы ведем переговоры с различными компаниями, но, повторю, никаких решений о приобретении какого-либо пакета акций на данный момент не принято.

Когда мы говорим о желании создать инвестиционно-банковское подразделение, мы подчеркиваем, что этот бизнес должен быть отдельным. Уровни принятия рисков в инвестиционном сегменте и в классическом коммерческом бизнесе различны. Инвестиционный сектор оперирует деньгами клиента либо собственными средствами, но на специфических рынках инвестиционно-банковских продуктов и услуг, которые подвержены волатильности. Классический коммерческий банкинг — это операции со средствами стандартных категорий вкладчиков и кредиторов, рассчитывающих на определенный уровень доходности и надежности своих вложений. При смешении этих понятий клиенты-вкладчики оказываются обманутыми в своих ожиданиях.

Инвестиционно-банковское подразделение как отдельно стоящий бизнес, связанный с повышенным уровнем риска, будет находиться под внимательным контролем. Для этой цели сформировано подразделение рыночных рисков. Мы укрепляем его кадровый состав и нормативно-методологическую базу.

— Намерен ли Сбербанк развивать в ближайшей перспективе страховой бизнес?

— По моему личному мнению, симбиоз банковского и страхового бизнеса в условиях текущего антимонопольного законодательства в России невозможен. Дело в том, что по закону банк не имеет права заключать какие-либо картельные сделки с одной страховой компанией, поэтому создание дочерней страховой фирмы нецелесообразно на современном этапе. Антимонопольная служба требует от нас предоставить возможность всем страховым компаниям страховать наших клиентов. Но при банкротстве страховщика проблема ложится на банк — поскольку риск не застрахован. Считаю, что антимонопольное законодательство в этой

сфере требует усовершенствования. Европейский пример банкострахования заслуживает внимательного изучения.

— Какие еще проблемы, препятствующие развитию корпоративного банковского бизнеса в России, вы могли бы назвать?

— В последнее время принято значительное количество законов, способствующих развитию финансового рынка. Достаточно высокие темпы развития финансового, в частности банковского, сегмента являются следствием принятия нормативно-законодательной базы. Но есть и области развития: например, в сфере залогового законодательства, многое было сделано за последние три-четыре года в сфере защиты кредиторов. Хотя, по моему мнению, права кредитора должны быть защищены в большей степени.

Значительно сдерживает развитие рынка в целом, и финансового в частности, несовершенство нашего корпоративного права. Это препятствует развитию рынка публичных размещений. Несмотря на существенную доработку нормативной базы за последние годы, интересы миноритарных акционеров защищены недостаточно. Уверен, что законодательство в этой сфере надо дорабатывать.

— В конце лета Сбербанк объявил о снижении ставок по кредитам юрлицам на 0,5-1,5%. Чем это обусловлено? Многие эксперты критикуют вас за демпинг, использование господдержки...

— Сбербанк является крупнейшим игроком на кредитном рынке, поэтому любое наше решение привлекает пристальное внимание, но наш демпинг — это рыночный миф.

Принятие решения по ставкам кредитования — процесс, основанный прежде всего на анализе макроэкономических параметров, в частности — инфляции.

Кроме того, мы проводим постоянный мониторинг рыночной ситуации по всем регионам и клиентским сегментам и стараемся поддерживать рыночный уровень ставок. Корпоративное кредитование — это конкурентный рынок, и подтверждением этого служит, например, такая деталь: только за II квартал 2010 года мы проиграли на аукционах и конкурсах сделок на сумму около полутриллиона рублей из-за неконкурентности наших ставок.

Действительно, есть отдельные сектора и отрасли, которые Сбербанк считает своим долгом поддерживать,

Все наши крупнейшие клиенты — это глобальные игроки, которые нуждаются в поддержке своей стратегии на глобальном рынке.

например аграрный сектор. Это социальная ответственность банка. Доминирующая доля на рынке (50% вкладов населения, 30% кредитного рынка) означает, что мы обязаны корректировать свои экономические потребности и учитывать социальную ответственность. Но в целом наши условия рыночные.

— Намерен ли банк удерживать на своем балансе непрофильные активы?

— Понятно, что в посткризисный период работа с проблемными активами продолжается, поскольку и отдельные отрасли, и конкретные заемщики демонстрируют разную скорость выхода из кризиса. Банк применял различные формы реструктуризации, в том числе обмен долгов на те или иные активы. С целью их сохранения создана дочерняя компания «Сбербанк Капитал». Передача активов на баланс компании происходит в двух случаях: когда банк и заемщик понимают, что такая процедура является способом уменьшения его долговой нагрузки, способствующим выходу из кризиса. Второй случай — активы передаются банку по решению суда. Масштабы компании «Сбербанк Капитал», управляющей непрофильными активами, аналитики склонны сильно преувеличивать. Дело в том, что передача активов по решению судебных органов не носит масштабного характера. Такие процедуры длятся годами. Что касается добровольного порядка, то клиенты, надеясь на экономический рост, считали невыгодным в кризисный период передавать активы по низкой стоимости. На балансе «Сбербанк Капитала» огромного объема активов нет. На сегодня он составляет менее 2% от объема кредитного портфеля юридических лиц.

— Насколько это осложняет бизнес — ведь банки не умеют по-настоящему работать с такими активами?

— Управление этими активами является способом минимизации убытков банка, понесенных от создания резервов и списания по проблемным активам. Эффективность этого управления является важной задачей. По каждому из отраслевых видов активов сформирована

По увеличению портфелей всех тербанков мы видим, что экономика действительно начинает восстанавливаться.

команда управляющих менеджеров. При этом мы не планируем стать финансово-промышленной группой, поэтому нашей задачей является поиск стратегических партнеров по каждому виду активов (либо отдельным активам), совместное проведение мероприятий по финансовому оздоровлению и реализация этих активов профильным инвесторам. Это задача, может быть, не одного года, но результатом ее решения будет полная реализация нефинансовых, непрофильных активов.

— Расскажите о планах по созданию фонда прямых инвестиций.

— Решение о его создании еще не принято. Мы обсуждаем такую возможность и считаем этот бизнес перспективным.

Нередко клиенты обращаются к нам с просьбой профинансировать инвестиционные проекты. Требования риск-менеджмента предполагают вложение инициатором собственных средств в размере 20-30% от стоимости проекта. Не всегда у клиента имеются такие средства. Одна из функций фонда прямых инвестиций — доинве-стирование проекта с целью выполнения заемщиком требований банка по закрытию рисков. В результате мы получаем: во-первых, возможность профинансировать коммерчески выгодные и перспективные проекты наших клиентов, а во-вторых, дополнительную прибыль от участия в проекте. Обязательна при этом стратегия выхода — либо продажа этой доли через определенный срок инициатору проекта, либо выведение компании на IP0.

Мы не изобретаем велосипеда — подобными сделками занимаются все крупнейшие мировые банки, развивающие корпоративный бизнес. Но опять должен подчеркнуть, что данное направление будет отделено от банковского — поскольку предполагает инвестиционный анализ, не кредитный. Деятельность фонда прямых инвестиций и банка должна быть разделена «китайской стеной».

— Как банк поддерживает инновационные проекты?

— Здесь мы активно сотрудничаем с корпорацией РОСНАНО, финансируя деятельность как самой компании, так и предлагаемых ею перспективных проектов. Банк заинтересован в поддержке «Сколково», а также программ, которые будут разрабатываться в этой школе. Надеюсь, что в следующем году сможем анонсировать создание посевного фонда по финансированию венчурных стартапов.

— Насколько значительно после кризиса меняется сегментация клиентов?

— Серьезных изменений в сегментации не было. Произошли уточнения — потребности клиентов мы изучаем постоянно. При этом потребности в финансовых услугах

зависят от специфики деятельности, размера бизнеса, срока существования предприятия и т. д. Мы провели сегментацию клиентов, разделив их на пять основных категорий: крупнейшие, крупные, средние, малые и микробизнес. И по каждой разработали концепцию обслуживания, которая предполагает определенный набор продуктов и услуг, систему организации продаж, стандарты сервиса. Так, клиенту из сегмента крупнейших или крупных мы гарантируем

принцип «одного окна», то есть наличие клиентского менеджера. С этой целью сформирована соответствующая служба — управление клиентских менеджеров. Обслуживание крупнейших или крупных клиентов курирует Центральный аппарат и аппараты территориальных банков. Наши отделения в субъектах Федерации курируют средний бизнес. Малый и микробизнес — зона ответственности на уровне внутренних структурных подразделений (ВСП) (более 3 тыс. на всей территории страны).

В сентябре мы начали предоставлять микробизнесу кредиты в сумме до 1 млн. руб. без залогов и поручителей с рассмотрением заявки в течение двух дней. Этот продукт выдается по технологии «Кредитная фабрика»

(заемщики подают заявки в ВСП, решение о выдаче принимают централизованно в Москве в рамках системы андеррайтинга с использованием информационных баз данных).

Для предприятий малого и среднего бизнеса мы намерены внедрять новый упрощенный кредитный процесс, предполагающий достаточно быстрое принятие решения при рассмотрении кредитных заявок.

Во многом кредитный процесс в Сбербанке не был оптимальным. Как известно, в банке функционирует многоуровневая система подразделений — ВСП, отделение Сбербанка, головное отделение в субъекте РФ, аппарат территориального банка и Центральный аппарат. Ранее для получения решения по выдаче кредита клиент формально мог последовательно пройти заседания пяти кредитных комитетов, в результате на рассмотрение его заявки уходило до семи месяцев. Сейчас подход к кредитному процессу принципиально иной — коллегиальный орган и уровень, на котором это решение должно приниматься, будет определяться в момент подачи заявки. Уровень зависит от лимитов, в рамках которых подразделение имеет право принимать решение о финансировании заемщиков. Соответственно, не требуется проходить всю цепочку кредитных комитетов.

Мы создаем и со следующего года запускаем линейку продуктов, отвечающих потребностям малого бизнеса: «бизнес-авто» — кредиты на цели приобретения автотранспорта, «бизнес-недвижимость», «бизнес-овердрафт», «бизнес-инвестиции», «бизнес-оборот». При этом определяется общий лимит на конкретного клиента, который рассчитывается на основании анализа его хозяйственной деятельности. Клиент может использовать этот лимит на приобретение тех или иных продуктов.

Что касается крупного бизнеса, то здесь кредитный процесс также модернизируется. Крупным публичным компаниям категории «крупнейшие клиенты федерального значения», основную массу информации о которых можно получить из публичных источников, мы предъявляем требования предоставить только те сведения, которых нет в публичных источниках (детализацию какого-либо документа). Бюрократия Сбербанка — притча во языцех. Мы сейчас делаем все для того, чтобы Сбербанк стал современным коммерческим банком мирового уровня.

— Какова роль IT-технологий в организации бизнес-процессов?

— Далеко не все проблемы решаются за счет развития информационных технологий, многие — за счет правильной организации процессов и управления. Но от информационных технологий многое зависит. Мы сейчас внедряем автоматизированную систему управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), помогающую организовать весь процесс обслуживания клиентов, сохранить историю отношений, сформировать планы работы по развитию бизнеса клиента. На данный момент все клиенты крупнейшего, крупного и среднего сегментов внесены в систему — это более 50 тыс. юридических лиц. Как пример: начали контролировать нормативные сроки прохождения кредитных заявок, чтобы повышать прогнозируемость нашей работы для клиента и увеличивать качество обслуживания.

— Эксперты отмечают, что Сбербанк заметно отстает от других участников рынка в развитии дистанционного банковского обслуживания...

— Мы постарались нивелировать основную массу негативных факторов в дистанционных системах банковского обслуживания. Сейчас мы создаем две новые системы.

Одна из них — массовая — под названием «Сбербанк-бизнес-онлайн» разработана на основе интернет-технологий и способна удовлетворить около 90% потребностей в стандартных банковских продуктах (расчетно-кассовое обслуживание, списание денежных средств, получение выписок и т. д.). Эта система уже разработана, мы начинаем ее внедрять в тестовом режиме. Нам важно оценить, способна ли система обслуживать 500 тыс. клиентов и миллионы транзакций в день.

Второй продукт — более продвинутая версия системы «Банк-Клиент». Как правило, такие решения устанавливаются для холдинговых компаний, в состав которых входит большое количество юрлиц.

Новые решения создают, пилотируют и внедряют, может быть, медленнее, чем хотелось бы. Но масштаб банка таков, что аналогов нет и «списать» не у кого. Многие разработки имеют уникальный характер. Да и цена ошибки велика. Но мы рассчитываем, что в обозримом будущем сможем стать именно таким банком, который хотели бы видеть своим партнером наши клиенты, банком, которым мы все могли бы гордиться.

Мы активно сотрудничаем с корпорацией РОСНАНО, финансируя деятельность как самой компании, так и предлагаемых ею перспективных проектов.

Банк заинтересован в поддержке «Сколково», а также программ, которые будут разрабатываться в этой школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.