Научная статья на тему '\ услуга Сбербанка \ гонка перевооружений'

\ услуга Сбербанка \ гонка перевооружений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ услуга Сбербанка \ гонка перевооружений»

\ УСЛУГА СБЕРБАНКА \

Гонка

О

перевооружении

Оборонно-промышленный комплекс может и должен стать локомотивом модернизации российской экономики. Так считает директор Управления по работе с клиентами машиностроения Сбербанка России Владимир Яшин.

26 мая управление провело клиентскую конференцию.

Татьяна — Владимир Владимирович, каков ваш прогноз

НАУМОВА, по развитию ОПК на ближайшую перспективу?

Татьяна — Известно, что концентрация человеческих и фи-

ШКЛЯР нансовых ресурсов в советский период в этой отрасли

обусловила хорошие разработки и выпуск высокотехнологичной, конкурентной продукции. И несмотря на незначительный объем средств, направляемых в НИОКР в последние 20 лет, мы по-прежнему лидируем по многим направлениям: в производстве авиационной техники, техники специального назначения и т.д. Правда, в ряде сегментов, в частности, по такому показателю, как уровень разработок, мы отстаем от других стран.

Тем не менее перспективы у отрасли хорошие. Власти уделяют большое внимание ОПК в целом. Объем

Сбербанк готов предоставить предприятиям ОПК средства на срок до 15 лет.-

господдержки отрасли за минувшие два года превысил 220 млрд руб. В течение последних лет мы наблюдаем устойчивый рост государственных инвестиций в НИОКР. Кроме того, близка к утверждению федеральная программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса России на период до 2020 года», на реализацию которой планируется направить около 20 трлн рублей.

Сегодня в ОПК действует более 1300 предприятий, занято более 3 млн человек — это значительный сек-

тор российской экономики. Мы считаем обязательным участие Сбербанка в реализации важной государственной задачи по развитию и модернизации оборонно-промышленного комплекса.

— А в чем состоят основные проблемы отрасли?

— Одна из главных проблем — существенная изношенность основных фондов. По этой причине предприятия предъявляют высокий спрос на значительные денежные средства для перевооружения, что сказывается на стоимости продукции отрасли. Высокие затраты предприятий зачастую приводят к существенному снижению конкурентоспособности производимых товаров. Кроме того, отрасли ОПК свойственна низкая производительность труда.

— Чем привлекательны для банков клиенты ОПК?

— Кризис показал, что этот сектор обладает достаточной устойчивостью. И сегодня объем проблемных кредитов в этой отрасли (как в Сбербанке, так и в банковской системе в целом) значительно ниже уровня «плохих» долгов на рынке. С другой стороны, в таких условиях конкуренция на рынке кредитования и обслуживания предприятий ОПК ужесточается, и коммерческие банки сегодня готовы предоставлять этой категории клиентов кредитные средства на достаточно льготных условиях. К ценовой конкуренции добавляется также конкуренция в уровне сервиса, продуктовой линейке, скорости принятия решений.

В такой ситуации важно понимать значимость оценки рисков. Необходимо также отслеживать целевое использование привлекаемых денег. Нас радует, что в ОПК сегодня приходят профессиональные финансисты, а также специалисты в других сферах деятельности. Это важно для качественного рывка отрасли вперед.

— Какие факторы влияют на рынок обслуживания предприятий ОПК?

— Развитие рынка обслуживания зависит от потребностей компаний. Это финансирование гособоронзака-за, внешнего торгового контракта, а также «длинные» деньги. Что касается последнего, Сбербанк является уникальным банковским институтом в России, имеющим возможность предоставить предприятиям ОПК средства на срок до 10 лет (в отдельных случаях — до 15 лет) по ставкам, приемлемым для обеспечения рентабельности предприятий. Это очень важно для отрасли.

— Значительно ли изменились потребности в банковских услугах у предприятий ОПК после кризиса?

— Сегодня предприятиям ОПК не нужны продукты, им требуются решения. Кроме того, отчетливо видна тенденция централизации отрасли (создание вертикально-интегрированных холдингов в виде управляющих компаний и корпораций. — Ред .), в рамках которой должна повыситься эффективность использования ресурсов, контроль над их использованием.

В этих условиях относительно недавно компании сектора стали проявлять все больший интерес к корпоративному казначейству.

Сбербанк обладает уникальными возможностями в вопросах предоставления данного продукта. Филиальная сеть Сбербанка покрывает ряд населенных пунктов, в которых не присутствуют другие банки, но функционируют юрлица, входящие в холдинги ОПК. Для

ФОТО ОЛЕГА ВЛАСОВА

таких клиентов мы готовы предоставлять не просто операционно-кассовое обслуживание, но и обеспечить возможность материнской компании холдинга осуществлять оперативное управление финансовыми потоками территориально удаленной дочерней компании.

«Первая ласточка» — соглашение о сотрудничестве с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК), документ был подписан 17 июня главой Сбербанка

России Германом Грефом и президентом ОСК Романом Троценко на Петербургском международном экономическом форуме.

В соответствии с документом, стороны намерены развивать долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество в рамках финансирования ОСК и предприятий группы, включая госконтракты, кредитование проектов военно-технического сотрудничества, строительство надводного

и подводного флотов для ВМФ, развитие гражданского судостроения, освоение континентального шельфа и мирового рынка морских перевозок.

Общий лимит финансирования, открытый Сбербанком на ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», превышает 135 млрд рублей.

— Как и в связи с чем меняется стратегия обслуживания Сбербанком предприятий ОПК? Не могли бы вы рассказать подробней об основных положениях стратегии?

— Очевидна разница между тем, что собой представляют предприятия ОПК сейчас и до 2008 года. Это обусловлено интеграционными процессами, которые были запущены Правительством РФ. Соответственно, и продуктовая линейка, которая нужна вертикально интегрированному холдингу, отличается от продуктовой линейки для отдельных предприятий.

Помимо этого, в рамках стратегии работы с предприятиями ОПК мы особо выделяем кредитование инвестиционных проектов. Сроки финансирования, как я уже отмечал ранее, могут достигать 15 лет. Сбербанк сегод-

ня — это идеально структурированный партнер для предприятий ОПК, который может покрыть все их потребности. Важно отметить, что Управление по работе с клиентами машиностроения (УРКМ) отвечает не только за финансирование предприятий, относящихся к ОПК. Если в рамках одного холдинга осуществляется выпуск продукции военного и гражданского назначения, то наше подразделение будет ответственно за построение бизнеса с холдингом в целом. Так, УРКМ принимает участие в финансировании строительства продукции ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», а также разработке среднемагистрального самолета (проект МС-21), который должен прийти на смену хорошо известному ТУ-154 (проект компании «Иркут»).

ОПК мы рассматриваем не как отдельную закрытую отрасль со специальными продуктами. Мы встраиваем сервисную модель работы с предприятиями ОПК в единую систему работы с крупнейшими корпоративными клиентами, которая существует в банке.

Большинство клиентов сегмента «крупнейший бизнес» уже являются вертикально-интегрированными холдингами и обслуживаются командами менеджеров.

Каким вам видится механизм долгосрочного финансирования НИОКР?

ЛЯЛЯ

альмиева,

заместитель гендиректора по коммерческим вопросам ОАО «Концерн» «Созвездие»:

«Нельзя отделять финансирование НИОКР от серийных поставок, так как затраты требуются и на то и на другое. В РФ беда не с финансированием НИОКР, а в том, что в последние три-четыре года доля бюджетных программ Министерства обороны сокращается. Если ранее портфель нашего предприятия состоял из 30% серийных поставок и 70% НИОКР, то сейчас — наоборот. Мы говорим, что надо снижать себестоимость

продукта, который мы изготавливаем. А как ее снижать без вложения в модернизацию, без применения современных технологий и материалов? С одной стороны, стоят задачи сделать качественно, дешево и быстро, а с другой — никто не создает для этого условия.

По линии Министерства промышленности и торговли есть программы увеличения финансирования. Оно стабильное, но не такое значитель-

ное, чтобы поднять нашу промышленность на тот уровень, на котором она могла бы конкурировать с зарубежными поставщиками. Должно быть сотрудничество. Сегодняшняя проблема — это не проблема предприятия. Проблема в государственной политике. И плохо, что мы используем все зарубежное. Надо жить своей культурой, своими традициями, своими мозгами, своим путем. Брать хорошее, но не копировать».

виктор кирюшкин,

заместитель гендиректора по экономике и планированию ГУП «Конструкторское бюро приборостроения»:

«Государство как генеральный заказчик должно финансировать определенные разработки. Второе направление НИОКР — инициативное — через собственные инвестиции предприятия. Но для них мы должны иметь достаточный запас прочности, прибыльности, поскольку цикл длинный. Действия гензаказчика, с одной стороны, понятны, они направлены на экономию бюджетных средств,

контроль над уровнем нашей прибыли. Но в долгосрочной перспективе было бы правильнее не столько ограничивать нашу прибыль, сколько, наоборот, давать нам задание по финансированию НИОКР. Если всех подозревать в коррупции, надо «лавку закрыть». А так как нас «отжимают» по прибыльности, у нас сильно сокращаются возможности по финансированию инвестиционных проектов».

борис

босиловский,

заместитель гендиректора ЗАО «Авиастар-СП»:

«На нашем предприятии НИОКР и их финансирование проводятся по заказу разработчиков — КБ «Туполева» и Объединенной авиастроительной компании. Мы выступаем агентом по договору подряда. Когда финанси-

руется НИОКР, очень сложно предусмотреть все нюансы и объемы работ. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что денег не хватает, так как разработка изделия растянута во времени. Мы вплотную столкнулись с этим,

в частности, при работе с ИЛ-476. Для прохождения испытаний и сертификации средств нет. Перед началом большой работы надо рассмотреть все нюансы и предусмотреть ошибки, так как резервный фонд отсутствует».

Клиентский менеджер — это основное связующее звено предприятия с банком. Менеджер отвечает за построение долгосрочных отношений с клиентом, решает все его проблемы, представляет его интересы в банке, в том числе в рамках кредитного процесса.

— Какие банковские продукты Сбербанк может предложить предприятиям ОПК?

— Мы предлагаем этим клиентам любые кредитные программы и продукты, учитывающие специфику «оборонки». Это кредитование — с целью финансирования гособоронзаказа, выполнения контрактов в сфере военно-технического сотрудничества, а также на пополнение оборотных средств. Кроме того, банк предоставляет компаниям кредитные средства на реализацию инвестиционных проектов и осуществление внешнеторговых операций (в том числе с использованием инструментов торгового финансирования и документарных аккредитивов). В продуктовой линейке присутствуют и овердрафтные кредиты для покрытия кассовых разрывов предприятий. Банк также участвует в размещении облигационных займов предприятий и др. В Сбер-

банке суммарный лимит на заемщиков — предприятия ОПК превышает 1 трлн рублей.

— В чем специфика финансирования отрасли?

— Как правило, мы используем схемы контрактного кредитования, предусматривающие финансирование всех производственных и накладных расходов с погашением задолженности из поступающей выручки по контрактам практически на беззалоговой основе. Минимизация рисков осуществляется за счет структурирования сделок на основе детального анализа как текущего финансового состояния предприятия, так и перспективного бизнес-плана, контрактной базы предприятия, доходного источника погашения обязательств по кредиту. Это дает

На этот вопрос ответили участники клиентской конференции в Сбербанке

ПАВЕЛ ФОМИН

наталья скритская,

ОАО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро»:

«Сейчас мы финансируем самолеты пятого поколения частично за счет госзаказчика, частью — за счет собственных средств. Проект финансируется уже шестой год. Получается, что мы вложили средства в НИОКР, но до сих пор затраты не окупаются. Дело в том, что до-

говор поставок у нас долгосрочный, мы вынуждены финансировать разработки за счет собственных средств, не имея при этом прибыли.

Считают, что такие долгосрочные соглашения должно финансировать государство».

Владимир русяев,

руководитель финансово-бюджетного департамента ФГУП ГКНПЦ им. Хруничева:

«Существует мировая практика финансирования НИОКР. Каждая компания, которая думает о завтрашнем дне, должна 20-30% чистой прибыли вкладывать в НИОКР. Научные разработки диктуются спросом. Соответственно, если у меня хотят покупать что-то иное,

нежели то, что я делаю, то компания вкладывает несколько миллиардов в год в развитие, причем это гораздо более скромные деньги, чем на Западе. Для нас это одно из производственных направлений деятельности. Но существуют чистые НИОКР, которые делаются

за счет государства. Это два ручейка одной и той же реки. Одни деньги идут из государственного бюджета, другие — из оборотных средств компании. Если компания не будет вкладывать 2-3% от оборота в инновационные разработки, она не сможет существовать».

денис

полевщиков,

вице-президент по корпоративным финансам ОАО НПК «Иркут»:

«Для того чтобы вкладывать деньги в серьезные разработки, предприятиям нужны «длинные» деньги, так называемые целевые кредиты. А «длинные» кредиты — это практически средства в уставный капитал. Существует структура проектного финансирования — это долго-

срочный кредит с грейс-периодом, то есть с льготным периодом непогашения процента. Но так как научно-исследовательские конструкторские разработки — это рискованно, то вложения должны идти исключительно за счет акционера».

РОМАН ФРОЛОВ, «Я считаю, что тема страхова-

рук°в°дитель ния НИОКР — одна из главных отдела страхования

в оборонно-промышленном комплек-

ответственности

Оао «Военно-страхо- се. Нам интересно финансирование

вая компания»: отечественных проектов. Наша

компания совместно со Сбербанком готова разрабатывать индивидуальные подходы к страхованию рисков на всех этапах реализации любого проекта. Сюда входят: поставка

техники на строительную площадку, строительно-монтажные риски, по-слепусковые гарантийные обязательства, функционирование объекта. В мире сейчас все страхуется».

возможность предложить предприятиям именно тот режим кредитования, который определяется его доходами и особенностями накопленных задолженностей перед третьими лицами. Сроки погашения кредита синхронизируем с графиком поступления выручки по финансируемому контракту. Таким образом, мы создаем максимально комфортный режим кредитования. При этом учитываем вероятность переноса платежей по контракту на более поздний срок в ходе исполнения контракта.

Суммарный лимит на заемщиков -предприятия ОПК — в Сбербанке превышает 1 трлн рублей.-

Соглашение о сотрудничестве 17 июня подписали глава Сбербанка Герман Греф и президент Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко.

— Сумма финансируемого банком контракта часто превышает размер активов предприятия. Как в этом случае решается задача с обеспечением?

— В действующих требованиях, предъявляемых банком к обеспечению при кредитовании предприятий ОПК, учитываются существующие у данной группы клиентов ограничения по объему потенциального обеспечения. Действительно, сумма финансируемого банком контракта часто превышает размер активов предприятия, что приводит к невозможности формирования заемщиком обеспечения по кредиту в полном объеме. У некоторых заемщиков существуют законодательные ограничения по гражданско-правовому обороту принадлежащего им имущества. В такой ситуации банк осуществляет кредитование клиентов на цели исполнения экспортных контрактов под залог права (требования) по заключаемым контрактам без оформления дополнительного обеспечения в виде имущества и иных активов предприятия. Также может быть использован залог активов не на полную сумму обязательств по кредиту. Степень доступности для заемщиков такого кредитного продукта определяется прозрачностью поступлений выручки по экспортному контракту или по договору экспортера с поставщиком.

— Какие изменения происходят в области финансирования гособоронзаказа?

— На сегодня параметры российского бюджета свидетельствуют о значительном увеличении объема выделяемых ассигнований на национальную оборону, в том числе в части государственных закупок военной техники и вооружений. (По информации вице-премьера Сергея иванова, объем ГОЗ на 2011 год превысит 1,5 трлн руб.; по информации Рособоронэкспорта, объем поставок за 2011 год составит около $10 млрд.) Так, объемы

государственного финансирования оборонных программ и поставок вооружений, запланированные на 2011 год, превышают прогнозные объемы экспорта вооружений и военной техники приблизительно в 5 раз. Гособоронзаказ по праву стал важным инструментом промышленной политики, оказывающим существенное влияние на развитие технического и интеллектуального потенциала страны. Сбербанк был определен одним из кредитных учреждений, участвующих в системе кредитования предприятий ОПК под государственные гарантии РФ. В настоящее время банком принято решение о финансировании предприятий — исполнителей ГОЗ в рамках указанной схемы на сумму более 120 млрд рублей.

— Какую долю занимает Сбербанк на рынке кредитования предприятий ОПК?

— По нашим весьма приблизительным оценкам, доля Сбербанка на рынке кредитования предприятий ОПК — 35-40%. Мы планируем увеличить показатель до 60%. Точной статистики по данному вопросу, к сожалению, нет.

— Каким образом вы планируете решить поставленную задачу? и какую роль в ее решении будет играть недавно созданное клиентское подразделение по работе с предприятиями машиностроения?

— Сбербанк готов и хочет инвестировать в отрасль ОПК. На мой взгляд, поставленную задачу может решить лишь правильно мотивированный и организованный коллектив. Я не хочу приуменьшать значение продуктовой линейки, каких-то новых «фишек» для клиентов, но повторю: в первую очередь все зависит от коллектива, от того, как люди понимают общую задачу и как они нацелены на ее решение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.