УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТУДЕНТОВ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА
Студенты - представители национальных меньшинств, образовательное пространство вуза, аккультурация, психологическая и социокультурная адаптация, межкуль-турная коммуникация, социальная, образовательная, профессиональная, правовая интеграция, правосознание, этническая толерантность, культурное самовыражение.
В последние годы в вузах России, и в частности в Красноярском государственном медицинском университете (далее — КрасГМУ) наметилась тенденция к увеличению количества иногородних обучающихся, среди которых сегодня студенты из различных регионов Красноярского края (включая Эвенкийский и Долгано-Не-нецкий (Таймырский) районы), Республик Тыва, Хакасия, Бурятия, стран СНГ (Азербайджана, Армении, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и др.) и дальнего зарубежья. Учитывая данную ситуацию, обусловленную как социально-экономическими изменениями в стране (за последние годы в России резко возросло количество мигрантов и переселенцев из стран СНГ), так и реализацией вузом целевого набора1 студентов, а также растущие темпы развития студенческой мобильности (ежегодные обмены студентами с партнерскими университетами США и Японии), можно справедливо утверждать, что образовательное пространство вуза сегодня является поликультурным.
Такая поликультурность не нова для нашей страны, население которой с древнейших времен отличалось гостеприимностью и уважением по отношению к представителям иностранных культур. С развитием торговых отношений расширялся и обмен традициями, росло число межнациональных браков, в состав Российской империи добровольно входили новые государства. Так, например, 18 (30) января 1801г. обнародован Манифест о присоединении Грузии к России; 9 мая 1802 г. акт о принятии «в подданство России» туркменского народа и т. д. [Епифанов, Мавродин, 1974]. В период существования Советской власти тенденция к многонациональности продолжилась: вначале четыре, а спустя годы шестнадцать республик (до 1926 г.) входили в состав СССР. Согласно Конституции 1977 г. СССР провозглашался единым союзным многонациональным и социалистическим государством [Конституция СССР, 1977, ст. 33, 36]. В наши дни многонациональность Российского государства закреплена в действующей Конституции Российской Федерации: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка» [Конституция Российской Федерации, 1993, ст. 19].
Отметим, что во все описанные выше периоды многонациональности в России стояла проблема психологической аккультурации (т. е. вживания в политическое,
1 Количество выделяемых мест для целевого набора абитуриентов определяется решением ученого совета согласно заявкам с территорий Красноярского края (56 районов), территорий региона (Тыва, Хакасия, ЭАО, ТАО), северных территорий (Норильск, Северо-Енисейск, Игарка) и Республики Бурятия и составляет, по данным за последние годы, почти 50 % бюджетного набора университета.
социальное и культурное поле нового государства) представителей национальных меньшинств. Конечным результатом процесса психологической аккультурации является адаптация, варьирующаяся от успешной до неуспешной. У. Сирл и С. Уард выделили два аспекта адаптации: психологическая и социокультурная. Первый состоит из психологических последствий, включая ясное понимание личностной и этнической идентификации, хорошее душевное здоровье и общую способность достигать чувства личного удовлетворения в обществе пребывания. Второй — из личностных последствий, которые связывают индивида с новой социокультурной реальностью, и включает способность справляться с ежедневными проблемами в новом культурном окружении, особенно в сферах семейной жизни, работы и учебы [Searle, Ward,, 1990].
В наши дни проблема психологической аккультурации не теряет актуальности для различных слоев населения России, но особо остро она стоит в отношении представителей национальных меньшинств, обучающихся в вузах. Такая ситуация обусловлена тем, что на этапе высшего образования проблема аккультурации, социально-экономической и политической адаптации иностранных студентов осложняется необходимостью их образовательной и профессиональной интеграции в социальное пространство вуза на фоне психологических особенностей юношеского возрастного периода. В таких условиях адаптация и аккультурация происходят в большинстве случаев при глубочайшей перестройке психологии личности, что приводит к изменению поведения и восприятия окружающего мира.
Ситуация осложняется тем, что на этапе получения высшего образования особенно остро встает проблема языка и межкультурного общения, а также культурного самовыражения национальных меньшинств в новом социокультурном пространстве. В связи с этим в образовательном пространстве вуза возникает ряд опасностей.
Так, существует опасность появления в студенческой среде национальных стереотипов, которые «преимущественно выражают негативную оценку иных национальностей и строятся на предубеждениях, возникающих в результате столкновения мнений» [Агаев, 1992, с. 87].
Студенты, являющиеся представителями национальных меньшинств, не всегда имеют высокий уровень правовой грамотности, правосознания. Между тем значимость правосознания, которое определяется как «форма общественного сознания, система понятий, идей, представлений о должном порядке правового регулирования общественной жизни» [Теория государства и права, 2008, с. 298], требует установления общеобязательных норм поведения и очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного, чрезвычайно велика для успешной социальной, образовательной и профессиональной интеграции студентов в образовательное пространство вуза.
Учитывая тот факт, что правосознание личности взаимосвязано с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой, в многонациональной молодежной студенческой среде могут возникнуть разные представления
о правомерности и противоправности.
Студенты начальных курсов часто не знакомы с Конституцией Российской Федерации, что, в свою очередь, может негативно сказаться на процессах образовательной и профессиональной интеграции и явиться причиной неспособности студентов грамотно отстаивать свои права, а порой и конфликтов в процессе меж-культурной коммуникации и правонарушений в студенческой среде. Вместе с тем правовая культура немыслима без сознательного и ответственного отношения к
своим обязанностям не только обычных граждан, но и должностных лиц, что особенно актуально для деятельности будущих специалистов сферы здравоохранения [Теория государства и права, 2008, с. 301].
В связи с этим важными задачами воспитательной работы в университете сегодня являются воспитание у студентов этнической толерантности, развитие способностей к межкультурной коммуникации в условиях диалога культур, оказание помощи в социальной, образовательной, профессиональной, правовой интеграции студентов — представителей национальных меньшинств в пространство медицинского вуза как основа для их интеграции в социальное пространство города Красноярска, Красноярского края, Российской Федерации.
Значимость решения указанных задач подтверждается и на государственном уровне: проблемы этнокультурного образования находят отражение в ФЗ РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования до 2010 года» и др. законодательных актах; в принятых сегодня новых Госстандартах высшего профессионального образования толерантность включена в одну из общекультурных компетенций, необходимых сегодня специалистам различного профиля.
Поставленные задачи обусловили проведение исследования, целью которого стало выявление условий успешной интеграции студентов — представителей национальных меньшинств в образовательное пространство современного вуза.
Прежде всего, мы изучили существующие социально-психологические концепции формирования этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова,
Н.М. Лебедева и др.) и исследования по проблемам поликультурного образования (Г.Д. Дмитриев, М.Г. Тайчинов и др.).
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволил нам констатировать наличие в ней различных определений этнической толерантности. В контексте вузовского образования целесообразным, на наш взгляд, является рассмотрение этнической толерантности как интегративного качества личности, представляющего собой единство внутренних и внешних компонентов и определяющего активную нравственную позицию человека во взаимоотношениях с людьми независимо от их культурной и национальной принадлежности (Н.М. Лебедева, О.Л. Романова, Г.И. Пилиева и др.)
Современные исследователи придают большое значение обеспечению готовности будущих специалистов к межкультурному профессиональному взаимодействию. Такое взаимодействие в рамках высшего профессионального образования предполагает, прежде всего, достижение межкультурной компетенции, обеспечивающей единое для всех участников профессионального взаимодействия понимание происходящего, его причин и последствий [Елизарова, 2001]. В свою очередь, развитая межкультурная компетенция позволит студентам в будущей профессиональной деятельности адекватно интерпретировать и принимать социокультур -ные особенности партнеров по коммуникации при решении практических задач [Вугат, 1997].
Ряд авторов СД.М. Абдуразакова, Е.В. Бондаревская, Л.П. Карпушина, Е.Ю. Новикова и др.) справедливо обращают внимание на необходимость развития этнокультурных принципов в образовании. Так, Л.П. Карпушина говорит о принципе этнокультурности образования, на основе которого должны решаться задачи этнокультурного обучения, воспитания, развития, формирования гражданственности, патриотизма, этнического самосознания, толерантности, способности к поликуль-турному общению. На основе такого подхода, по ее мнению, происходит освоение ценностей и культуры, приобретение этнокультурных знаний, умений, навыков,
этнокультурного опыта, которые обеспечат становление этнокультурной и поли-культурной личности [Карпушина, 2010, с. 64]. Данный принцип соотносится с принципом диалога культур, отраженным в работах М.М. Бахтина, B.C. Библера,
Н.Я. Данилевского и др.
Проведенный анализ научной литературы и наблюдение за образовательным процессом в медицинском вузе позволили нам прийти к следующим выводам.
1. Успешность деятельности по перечисленным выше аспектам интеграции студентов — представителей национальных меньшинств в образовательное пространство вуза тесно связана с решением проблемы их культурного самовыражения. В рамках образовательного пространства медицинского вуза возможности культурного самовыражения могут быть предоставлены студентам путем вовлечения их в межкультурную коммуникацию в рамках ряда образовательных, социально- и профессионально-ориентированных проектов, стимулирующих развитие коммуникативных качеств молодежи, диалог культур.
2. Задачи развития этнической толерантности в поликультурном образовательном пространстве вуза должны решаться на основе принципов этнокультурности образования и диалога культур. Получение студентами информации о культуре различных народов, их истории и роли в современном мире актуализирует взаимодействие культурных норм и ценностей. При этом реализация этих принципов повышает значимость в современном высшем образовании социально-гуманитар-ных наук.
3. Для успешной интеграции студентов-представителей национальных меньшинств в образовательное пространство вуза необходимо создание в вузе комплекса условий, среди которых:
— придание образовательному процессу в вузе этнотолерантной направленности, как в рамках основных предметов учебного плана, так и путем включения в учебные планы университета дополнительных образовательных курсов («Основы межкультурной коммуникации», «Русский язык и культура речи», «История религии», «История искусства» и т. п.);
— организация круглых столов, бесед и лекций для студентов по актуальным культурным, социальным, правовым, психологическим, этическим вопросам;
— создание условий для эффективной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов путем организации системы консультирования студентов как по отдельным предметам, так и по общим вопросам организации учебы, внедрения новых ИКТ;
— создание в вузе психологического центра и организация работы службы психологической поддержки;
— организация деятельности по охране правопорядка внутри вуза силами студентов (создание «правового патруля», работа в области противопожарной безопасности и предупреждения правонарушений во время занятий в учебных корпусах и в общежитиях КрасГМУ);
— просвещение студентов в области правомерного поведения, привитие им уважения к закону государства, в котором они проживают, и одновременно уважения к традициям разных народов мира;
— организация постоянного мониторинга здоровья студентов вуза и пропаганды здорового образа жизни;
— организация работы центра межкультурной коммуникации и социальной адаптации студентов (далее — ЦМК), который привлекает обучающихся к участию в специальных вузовских (студенческая научно-практическую конференция «Меж-
культурная коммуникация: история и современность», фестиваль культур Крас-ГМУ, творческие вечера, тренинги этнической толерантности), городских (фестиваль «Студенчество без границ»), общероссийских (фестиваль CROSSROADS) и международных (телеконференции, скайп-конференции, круглые столы) мероприятиях.
Необходимо подчеркнуть важность создания комплекса указанных условий, который, на примере КрасГМУ, обеспечивается совместной работой сотрудников теоретических и клинических кафедр, а также целого ряда подразделений вуза в рамках общей концепции воспитательной работы и позволяет создавать более благоприятные условия обучения (внедрение современных интерактивных методов и новых обучающих сред) и проживания в общежитиях вуза (увеличение количества ПК, точек выхода в Интернет), оказывать специальную адаптационную поддержку (работа психологического центра, ЦМК, мониторинг здоровья), привлекать студентов к участию в творческих, научных, спортивно-массовых мероприятиях, волонтерскому движению.
Новизна применяемого подхода состоит в том, что практически в каждом из перечисленных направлений деятельности основными участниками являются студенты. Так, в вопросе организации учебного процесса студенты активно вовлечены и являются инициаторами разработки целого ряда интерактивных обучающих программ. Именно они являются основными организаторами мероприятий ЦМК (круглые столы, встречи со специалистами, фестивали культур) и работы по развитию сайта ЦМК, способствующих культурной, правовой, социальной интеграции студентов в образовательное пространство медицинского вуза. Важным аспектом профессиональной интеграции студентов КрасГМУ является их активное участие в разработке единого информационного пространства для медицинских учреждений города и края (система «Зеркало»), Социальная интеграция студентов обеспечивается их активным включением в работу вузовских и межвузовских (КрасГМУ — МГУ) строительных отрядов по благоустройству территории вуза (учебных корпусов, общежитий, стадиона и др. объектов).
Становление будущего врача зависит от его положения в системе социальных связей и отношений. В связи с этим значимым в отношении решения проблемы интеграции студентов, представляющих национальные меньшинства, в образовательное пространство вуза является понимание того, что акцент следует делать не на организацию мероприятий сугубо для категории студентов, представляющих национальные меньшинства, а на стимулирование поликультурного взаимодействия этих студентов со студентами, представляющими национальное большинство (в данном случае это русские), в рамках активного участия в межкультурных проектах. Именно при таком подходе образовательный процесс в вузе предстает как диалог, результатом которого являются открытие студентами друг другу ценностей своей культуры, понимание, осознание, сопереживание, воспитание этнической толерантности.
В своем исследовании мы попытались отследить степень вовлеченности студентов КрасГМУ в мероприятия, направленные на развитие межкультурной компетенции студентов, на основе данных по количеству и контингенту участников мероприятий, организуемых Центром межкультурной коммуникации КрасГМУ за последние 4 учебных года. В качестве исследуемой группы студентов нами были выбраны студенты факультета фундаментального медицинского образования (I — III курсы) по специальности «Лечебное дело» — участники мероприятий ЦМК. При этом студенты — представители национальных меньшинств, принявшие участие в
мероприятиях ЦМК за последние 4 учебных года, составили в среднем 67 % от всех участников мероприятий. Выявленная динамика изменения общего количества студентов I—III курсов специальности «Лечебное дело» — участников мероприятий ЦМК КрасГМУ показана ниже (рис.).
30
3.
\—
о;
s
Cl
I 20
m
| 15
0 пз т >>
§ 10 I-
1 ф
5
6 5
I-
I
S-
О
а творческие мероприятия п научные конференции
■ работа с сайтом ЦМК, Интернет-викторины ■ проектная деятельность и мероприятия уровня города, края в ме>ццународные мероприятия
Рис. 1. Динамика изменения количества студентов - участников мероприятий ЦМК КрасГМУ (1-Ш курсы специальности «Лечебное дело»)
Представленные на рис. данные позволяют заключить, что за последние четыре учебных года отмечается значительный рост количества участников всех указанных типов мероприятий ЦМК (в среднем в 6,2 раза).
Наиболее ярко положительная динамика числа участников выражена в отношении таких направлений, как работа с сайтом ЦМК и участие в Интернет-виктори-нах, международные мероприятия, что обусловлено и развитием международной деятельности вуза в целом, и широким внедрением новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс вуза за последние годы.
Результаты мероприятий мониторинга и анализа образовательных эффектов работы с исследуемой категорией обучающихся позволяют говорить о том, что реализация комплекса указанных выше условий способствует осуществлению ряда трансформаций как в образовательном пространстве вуза в целом, так и в мировоззрении вовлеченных в эти трансформации студентов. Безусловно, такие трансформации предполагают не одиночные меры, а планомерную, поэтапную деятельность, стимулирующую осмысление студентами толерантного отношения к различным культурам, взглядам, религиям, овладение способами самореализации в обучении, в профессии, в этнокультурной среде.
Таким образом, образовательное пространство вуза приобретает ряд новых характеристик, с одной стороны, способствующих успешному внедрению ГОС ВПО нового поколения посредством формирования у обучающихся общекультурных компетенций, с другой — выступающих критериями интеграции студентов различных культур в поликультурное пространство вуза. Среди таких характеристик —
критериев интеграции студентов различных культур в поликультурное пространство вуза необходимо отметить:
1) отсутствие стереотипов и доброжелательное отношение к студентам, представляющим национальные меньшинства, со стороны этнического большинства;
2) отсутствие межнациональных конфликтов в молодежной среде;
3) владение студентами, представляющими национальные меньшинства, русским и одним из иностранных языков;
4) активное участие студентов, представляющих национальные меньшинства, в общественной жизни вуза, в работе организаций студенческого самоуправления и волонтерских штабов, в профессиональной научно-исследовательской и различных видах творческой деятельности совместно с представителями этнического большинства;
5) снижение количества неуспевающих и количества отчислений среди студентов, представляющих национальные меньшинства;
6) рост количества учебных, спортивных, научных, творческих достижений на уровне вуза, города, края, страны, а также на международном уровне, среди студентов, представляющих национальные меньшинства;
7) отсутствие правонарушений среди студентов, представляющих национальные меньшинства;
Соответствие образовательного пространства вуза данным критериям, в свою очередь, свидетельствует об успешной социальной, образовательной, правовой и профессиональной интеграции студентов, представляющих национальные меньшинства, в образовательное пространство вуза, а также в новую для них политическую и социально-экономическую среду.
Библиографический список
1. Абдуразакова Д.М. Особенности реализации педагогической модели развития толерантного сознания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования многонационального региона // Образование и общество. 2009. № 2. С. 114-119.
2. Агаев А.Г. Нациология: Философия национальной экзистенции. Махачкала: Изд-во ДГУ, 1992. 239 с.
3. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: Изд-во Союз, 2001. 291 с.
4. Епифанов П.П., Мавродин В.В. История СССР с древнейших времен до 1861 г. М.: Наука, 1974. 490 с.
5. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к образованию: к сущности вопроса // Интеграция образования. 2010. № 3. С. 63-66.
6. Конституция Российской Федерации. 12 декабря, 1993 г., М., 1993. 63 с.
7. Конституция СССР. 1977 г. М., 1977.
8. Кукушкин Ю.С. , Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1987. 367 с.
9. Теория государства и права / под ред. А.В. Малько. 3-е изд. М.: КНОРУС, 2008. 400 с.
10. Byram М. Teaching and assessing intercultural communicative competence. Clevedon: Multilingual Matters LTD, 1997. 121 p.
ll.SearleW., Ward C. The prediction of psychological and sociocultural adjustment during cross-cultural transitions // International Journal of Intercultural Relations. 1990. 14. P. 449-464.